Селфи как способ самопрезентации

Селфи как способ самопрезентации

Библиографическая ссылка на статью:
Гринькова Е.А. Селфи — взгляд на историю культурного феномена // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/01/40930 (дата обращения: 10.11.2021).

Феномен селфи захлестнул интернет пространство в 2005-2011 году, хотя первое упоминание относят к 2002 году (интернет-форум в Австралии), а в 2013 было введено в Оксфордский словарь, а сотрудники Оксфордского университета, назвали selfie словом года, в связи ростом использования термина. В русском варианте его называют «самощелк» или «фотографический автопортрет». Особенность данного автопортрета заключается в том, что чаще всего он выполняется с расстояния вытянутой руки или через зеркало, и является способом самопрезентации себя в интернет пространстве и таких социальных сетях как facebook, vk, myspace и instagram.

Как мы уже отмечали ранее [7- 13] заголовки ряда зарубежных изданий (NewYork Magazine, The Telegraph, Time и др.), все чаще обращаются к данному феномену, описывая его как яркое проявление нарциссизма, а также одиночества человека («у автора нет друга, который мог бы сделать его портрет»). Так J.Wortham отмечает, что selfie – это борьба человека за то, что бы предъявить себя окружающему миру, при этом, важно именно отразить себя «здесь и сейчас», донести до зрителя определенный момент своей жизни и свое отношение к нему, поскольку «фотография зачастую лучше любого текста» [19]. Кроме того N. Berlatsky [14] отмечает, что selfie, являясь автопортретом, по сути всего лишь жанр фотографии, который, как и любой жанр не может быть плохим или хорошим, но может быть выполнен плохо или хорошо; и также как и любой популярный жанр не может быть симптомом для какого либо диагноза человека, но может быть симптомом для определения современной культуры и социума.

Читайте также:  По способу получения аудиторские доказательства бывают

Кроме того, история фотографического автопортрета значимо глубже феномена селфи. Можно отметить, что одни из первых автопортретов относятся к началу 20 века. Хотя одно из первых селфи было сделано Робертом Корнелиусом в 1839. Первый в истории отчётливый снимок человеческого лица. Так существует автопортрет молодой Анастасии Николаевны (дочери последнего русского царя), который она сняла через отражение в зеркале, снимок датирован 1914 годом, так в письме, которое сопровождало фотографию, 13 летняя Анастасия написала: «Я сделала эту картину смотря в зеркало. Это было очень сложно, так как мои руки дрожали». В целом, начало ХХ века ознаменовалось интересом к фотографии и появлению автопортрета (с использованием треноги или зеркала). В 1955 году Борис Полевой, ездивший в США, побывал у Поля Робсона. Писатель, не расстававшийся с аппаратом «Зоркий 3-С», беседуя, запечатлел самого себя и сидевшего рядом с ним гостеприимного хозяина. Существуют селфи выполненные Дж. Ленноном, папа римский Франциск выкладывает для своей 60-миллионной интернет-аудитории селфи-фото, на которых он запечатлён с посетителями Ватикана.

Некоторые авторы отмечают, что «доступность» себя в качестве модели автопортрет становится весьма популярным жанром. Однако начало XXI века, развитие цифровых фотоаппаратов, появление мобильных телефонов со встроенными камерами – вывели автопортрет на новый уровень, придали особое значение таким фотографиям. В тоже время за последний год в Instagram появилось более 34 миллионов фотографий с тегом «selfie», такие автопортреты размещают в сети как подростки, так и звезды эстрады разных стран и даже космонавты. И M.Garber говорит о том, что существует «Национальная галерея Selfie» [16], поскольку практически у каждого пользователя социальной сети есть хотя бы один – автопортрет.

О.В. Конфидерат [2] отмечает, что «фотография есть результат отношения, по крайней мере, трех взглядов или трех субъектов созерцания: камеры, фотографа, зрителя, кроме того есть модель которая пытается предугадать каким выйдет кадр. В случае «селфи» модель является и фотографом, а результат можно увидеть до нажатия кнопки спуска.

Читайте также:  Стерилизация химическим способом это

Феномен селфи получает все новые формы и названия. Так, в зависимости от того где и как сделан селфи существуют релфи (relfie relationship selfie) – автопортрет с любимым или близким человеком был так назван социологами из Гарвардского университета; felfie (farmer selfie)

Кроме того существует сайт http://selfiemeter.com/ который помогает оценить свое селфи. А самыми популярными хэштегами января-февраля 2014 года были #selfiegame и #selfieolympics. А в 2011 году Скарлетт Йохансон опубликовала селфи из ванной отеля, где во втором зеркале за ней была видна ее обнаженная спина, на этой волне открылся сайт http://scarlettjohanssoning.com/ где все желающие могли повторить данное селфи и выложить на общее обозрение. Также существует селфи-полиция, которые собирают «самые ужасные селфи снимки» – так лидером весны 2014 года стало селфи девушки на фоне только что умершей бабушки.

В современной литературе посвященной селфи выделяют 6 основных типов: селфи со знаменитостью; «здоровое селфи» (в тренажерном зале или с иными атрибутами фитнесса и спорта); селфи с едой; селфи в примерочной (сюда также относятся фотографии сделанные дома в момент примерки разных нарядов); селфи на пляже (или другом месте отдыха) и селфи-уточки (с характерно вытянутыми губами).

На волне интереса к селфи в 2014 году вышел молодежный сериал «Селфи» описывающий все проблемы современной молодежи, который каждый шаг своей жизни фиксируют в социальных сетях сопровождая их снимком.

В целом можно отметить, что существует целый поток интернет публикаций связанных с селфи – снимки, шутки, фильмы. Все они формируют культурный пласт, новый тип мышления. И даже новый тип фобии – селфифобия (боязнь сделать плохой автопортрет). Однако научных публикаций на эту тематику крайне мало и затрагивают лишь некоторые аспекты селфи, а не создают целостный образ данной характеристики. На наш взгляд – данный феномен не заслужено остается за пределами научных исследований, и требует более глубокого изучения.

Библиографический список

  1. Апасова И.М. Первобытие автопортрета как интенция к самопознанию // Вестник Тюменского государственного университета. 2008. № 5. С. 268-273.
  2. Конфедерат О. В. Модификации «Я» в экранном образе и проблема фотографического автопортрета // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. Вып. 72. № 36 (290). 2012. С. 82–88.
  3. Лабунская В.А. «Видимый человек» как социально-психологический феномен // Социальная психология и общество. № 1/2010, стр. 26-39.
  4. Лабунская В.А. Интерпретация невербального поведения в межличностном общении // автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук / Москва, 1989
  5. Лабунская В.А., Наровская Я.Б. Типы преобразования внешнего облика как отражение направленности преобразовательной активности субъекта в социальном общении // Мир психологии. 2006, №4. С. 96-104
  6. Лакосина Н.В. Динамика удовлетворенности жизнью в результате фотовизуализации жизненных событий // Российский психологический журнал. Т.6, №3, 2009. С. 65-67.
  7. Погонцева Д.В. Selfie как современный социально-психологический феномен // Научно-методический электронный журнал “Концепт”. 2013. № 12 (28). С. 111-115.
  8. Погонцева Д.В. Презентация в социальной сети как создание виртуальной татуировки // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2013. № 1. С. 92-98.
  9. Погонцева Д.В. Самопрезентация в киберпространстве // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2012. № 2 (4). С. 66-72.
  10. Погонцева Д.В. Формирование впечатления средством виртуального общения // Научно-методический электронный журнал “Концепт”. 2013. № 1 (17). С. 135-141.
  11. Погонцева Д.В., Гринькова Е.А. Selfie – как способ самопрезентации музыкантов и не музыкантов // Психология, социология и педагогика. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/04/2974 (дата обращения: 25.05.2014).
  12. Погонцева Д.В., Гринькова Е.А. Особенности самопрезентации музыкантов в интернет-пространстве // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 8-2 (40). С. 170-173.
  13. Погонцева Д.В.Самопрезентация в киберпространстве // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2012. № 2 (4). С. 66-72.
  14. Berlatsky N. Selfies are art // The Atlantic, Nov 22 2013 [Электронный ресурс] http://www.theatlantic.com/entertainment/archive/2013/11/selfies-are-art/281772/ (дата обращения: 25.05.2014).
  15. Garber M. And Now There Is a «National Selfie Portrait Gallery» //The Atlantic, Oct 17 2013 [Электронный ресурс] http://www.theatlantic.com/technology/archive/2013/10/and-now-there-is-a-national-selfie-portrait-gallery/280651/
  16. Glăveanu V. P., Tanggaard L. Creativity, identity, and representation: Towards a socio-cultural theory of creative identity // New Ideas in Psychology Volume 34, August 2014, Pages 12–21
  17. Larsen G., Lawson R., Todd S. The consumption of music as self-representation in social interaction // Australasian Marketing Journal (AMJ) , Volume 17, Issue 1, May 2009, Pages 16–26
  18. McAndrew F. T., Jeong H. S. Who does what on Facebook? Age, sex, and relationship status as predictors of Facebook use// Computers in Human Behavior Volume 28, Issue 6, November 2012, Pages 2359–2365
  19. Wortham J. My Selfie, Myself // NY Times, Oct 20 2013 [Электронный ресурс] http://www.nytimes.com/2013/10/20/sunday-review/my-selfie-myself.html?pagewanted=all&_r=0 (дата обращения: 25.05.2014).
  20. Yang Q., Li C. Mozart or metallica, who makes you more attractive? A mediated moderation test of music, gender, personality, and attractiveness in cyberspace // Computers in Human Behavior Volume 29, Issue 6, November 2013, Pages 2796–2804

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Источник

Селфи без причины — о чем говорят твои автопортреты?

В период пляжного отдыха тонны «себяшек» загружаются в социальные сети и мессенджеры. Как их расшифровать, рассказали наши эксперты. Так, ноги на пляже фотографируют хвастуны, а еду — скупердяи.

Иллюстрация «Вестей», кликните для увеличения фото

Почему люди делают селфи?

Ирена Понарошку, ведущая телеканала МАМА, делает селфи два раза в неделю. «С помощью камеры мобильного телефона можно поймать себя в таком выгодном ракурсе, какой даже в зеркале нечасто увидишь. И это поднимает самооценку, ведь людям нравится быть привлекательными. Многие только благодаря селфи вообще узнали, что у них есть выгодный ракурс. Мне кажется, что в этих «самострелах» есть легкий психотерапевтический эффект, так как с их помощью можно, например, бороться с комплексами у подростков. А закомплексованный подросток живет в каждом втором взрослом человеке», — говорит телеведущая. Ирена считает, что женщине по природе свойственно желание нравиться, это заложено на генном уровне. «Поэтому понравиться я хочу не кому-то конкретно, а в целом… Своеобразное воплощение «Свет мой, зеркальце, скажи…»»

Ирена Понарошку, ведущая телеканала МАМА

Селфи как способ общения

Большую часть селфи психологи рассматривают как один из способов без промедлений поделиться через фотографию своими эмоциями. Если в профайле у человека много разноплановых селфи, которые сделаны в разные моменты его жизни, не следует искать в них какой-то скрытый смысл — это всего лишь удобный способ общения с другими людьми.

«Скорее, здесь нужно задуматься о том, что каждый пост в соцсети имеет более-менее конкретного адресата, — говоритЭка Кадагидзе.—И можно попробовать разобраться, для кого хочется выглядеть спортивной, для кого — беззаботной и любимой, а для кого — богемной и непредсказуемой».

Нет ничего плохого, если с помощью селфи человек получает эмоциональную зарядку. Другое дело, когда их публикация в значительной степени заменяет или затрудняет реальное общение. «Ко мне обращались клиенты, которым проще было показать селфи или переписку, чем рассказать о той или иной ситуации, о своих чувствах и переживаниях, — поясняет Эка Кадагидзе. — Это одно из проявлений психологических нарушений, которые нельзя оставлять без внимания».

Селфи-зависимость: группа риска

Итак, селфи помогают запечатлевать яркие моменты жизни или получать эмоциональную разрядку, а также быстро делиться эмоциями с друзьями через соцсети. Какие же психологические проблемы могут тут таиться?

По мнению главного нарколога РФ Евгения Брюна, специалиста по зависимому поведению, — может не таится никаких. «Не стоит забывать, что у людей есть потребность в творчестве и в самовыражении, и это не всегда патология, а скорее наоборот, гиперсоциальное поведение. Селфи может быть для человека лишь этапом, после которого он перейдет к творческой фотографии.

Однако если человек чувствует, что не может обойтись без того, чтобы практически беспрестанно щелкать себя самого, подолгу любоваться на себя и вывешивать для массового просмотра селфи с желанием непременно получить реакцию – речь может идти о возникающей зависимости.

Самые разные люди могут быть склонны к селфизависимости: с нарциссическим типом поведения, невротичные стеснительные люди, люди со сбоями в коммуникативной деятельности, которые не могут общаться в нормальном мире».

Но есть нечто общее, что объединяет все разновидности психологических (и химических) зависимостей: незрелость, невзрослость, инфантильность личности. Евгений Брюн сравнивает поведение «селфистов» с поведением игрока у автомата, который абсолютно уверен, что именно сейчас выиграет крупную сумму денег, — у него в этот момент присутствует особый инфантильный интегральный аффект, который захватывает его полностью, руководит его поведением.

«У человека в момент съемки срабатывает механизм инфантильной фиктивности, — говорит психолог, — и возникает особый аффект, состояние восторга. И дело не в самой фотографии, а в повторении этого радостного, избыточного эмоционального реагирования. Это нравится, привлекает, а потому требует повторения».

Главный нарколог Минздравсоцразвития РФ Евгений Брюн. Фото Алексей Куденко/РИА Новости

Причины возникновения зависимости у одних и невозникновения ее у других людей всегда очень индивидуальны. «Это зависит от особенностей биохимии головного мозга каждого конкретного человека», — убежден Евгений Брюн. Но если вы видите, что селфи (или другой объект психологической зависимости) ломает строй вашего нормативного социального поведения, — это сигнал о том, что у вас проблема, требующая психологической помощи. И это не всегда проблема именно селфи, но само увлечение селфи, например, обращенность к селфи как способу «утешения» (также как к алкоголю), может сигналить о депрессии. Важно помнить, что ничто не может заменить личного общения, и говорить о своих переживаниях и эмоциях нужно не только с помощью селфи».

Трансляция своего идеального образа

Выверенные однотипные позы, ракурсы, мимика, окружение — если селфи в профайле не блещут разнообразием, значит, это именно тот самый идеальный «лук», с которым человек себя ассоциирует. Селфи в кругу друзей — я душа компании, на фоне кухни с малышом — я идеальная хозяйка, в спортзале с гантелями — я опытная спортсменка. «Мы все стараемся играть некие, выгодные нам в той или иной ситуации, роли, — говорит Анна Сухова, психолог, коуч, специалист НЛП, автор проекта “Твой психолог”. — Селфи — один из атрибутов для создания нужного впечатления. Зная, что пользуется популярностью, мы создаем успешную самопрезентацию».

«Себяшки» с животными

Считается, что ничто так не поднимает настроение, как фотография себя с домашним питомцем или экзотическим зверем. В интернете можно найти огромное количество фотоподборок с веселыми кадрами людей и живности.

Действительно, нельзя не улыбнуться. Все-таки первоначальная цель таких фото — попытка поднять настроение себе и окружающим, а не только самолюбование. Но кто-нибудь задавался вопросом, нравится ли это самим братьям меньшим?

В питомнике собак «На хаски от Кузьминок до Аляски» в Москве – задавались. И к селфи «с собачкой» подходят избирательно: если собаке не нравится, ни за что не разрешат сниматься. Ведь это может быть опасно и для человека, ребенка, например.

«Мы решили отсадить двух собак, которые к нам попали уже во взрослом возрасте и с нелегкой судьбой. Хаски по имени Алекс из дома выгнали пожилые хозяева, а собака Джуна попала к нам с улицы. Вполне вероятно, что с ними плохо обращались, они запомнили это, страдали… Может быть, их брали за голову, как-то неправильно тащили. И когда однажды девочка попыталась сделать селфи с этими хаски, псы щелкнули зубами и зарычали. Она могла больно потянуть их за шерсть, потому и получилась такая реакция. А при простом общении, если гладить собак по спине, они ведут себя абсолютно нормально», — рассказывает Андрей Цимеринг, руководитель Клуба «На хаски».

Фото предоставлено автором

Есть и конкретные рекомендации: как сделать селфи с собакой, не раздражая животное и соблюдая правила безопасности для человека: «Для того, чтобы притянуть собаку для фото, необходимо сделать какое-то движение. Если это движение мягкое и спокойное, все будет нормально. Но если резко потянуть собаку, можно случайно сделать больно, тогда, однозначно, последует реакция. И это относится к любому животному», — добавляет Андрей.

Агрессия хаски по отношению к человеку может быть вызвана только плохим или неправильным обращением самого человека. По своей природе в хаски заложена такая любовь к людям, что им проще выяснить отношения друг с другом, нежели быть недоброжелательными к человеку. Чтобы воспитать злобного хаски, нужно поместить его в ужасные условия и крайне плохо обращаться с ним.

Но вообще в Клубе многие собаки любят делать селфи, так как расценивают этот жест как дружественный, а потому сразу лезут целоваться и ластиться. Есть собаки, которые терпят эту привычку посетителей, не понимая, зачем это делается, но и не проявляя эмоций. Тем не менее, Андрей разрешает делать селфи с собаками только в присутствии хозяина – на всякий случай.

Отражение личностных особенностей

В популярной психологии принято считать, что селфи делают самовлюбленные нарциссы, которые рассчитывают на восхищение, или же демонстративные истерики, которым нужно внимание. До некоторой степени это, и правда, так. «К селфи склонны люди с тенденцией самолюбования, — дополняет Анна Сухова. — Это экстраверты (ориентированы на внешний мир), как правило, зависимые от оценок других, чужого мнения».

Нередко с помощью селфи человек запечатлевает свой день во всех подробностях: вот я проснулся, умылся, завтракаю, еду на работу… В этом случае можно говорить о нарушении самоидентификации — отсутствии чувства собственной уникальности, неповторимости. «Селфи становится аналогом отражения в зеркале для тех, кто хочет изучить себя со стороны, — говорит Анна Бокова, гештальт-терапевт, психолог. — Особенно любят “самострелы” жители мегаполисов. Для крупных городов характерен ускоренный темп жизни, толпы людей вокруг, конкуренция и отсутствие внимания к деталям. Селфи же фиксирует человека во времени и дает ему возможность присмотреться к себе».

Селфи в благотворительности

Селфи нередко используют в благотворительности, чтобы отметить свое участие в какой-либо акции. «Привлечению людей к благотворительным программам способствует любая яркая фишка. Если у кого-то получается сделать классное селфи с благотворительной тематикой, это срабатывает, — считает директор фонда «Предание» Владимир Берхин. – Хотя сегодня поразить селфи кого-либо довольно сложно. Я знаю случаи, когда видеоролики с собой в главной роли, размещенные в сетях, помогали привлечь внимание к благотворительной акции. А, вот, с селфи пока никто ничего интересного не придумал. Но чрезмерное пристрастие к фотографированию себя все же выдает склонность к самолюбованию».

Владимир Берхин, директор фонда «Предание»; фото: диакон Андрей Радкевич

Директор благотворительного фонда «Кислород» Майя Сонина уверена, что лучше снимать сам процесс, а не позировать для фото. «Фото на фоне благотворительных акций много. Интерес потенциальных жертвователей надо держать на плаву, потому что такой интерес имеет свойство быстро утихать, если нет визуального ряда и сменяющихся картинок, где подтверждается сам факт помощи. Люди так устроены, что охотнее реагируют не на тексты, а на картинки. Публичность благотворительности нужна, потому что, если мы не расскажем и не покажем, что кому-то плохо, никто так об этом и не узнает. Но позировать на фоне, например, тяжелобольных, даже с их согласия, я считаю не очень, мягко говоря, этичным», — убеждена Майя.

Майя Сонина, директор благотворительного фонда «Кислород»

Стремление к самопознанию и саморазвитию

Фотографии — прекрасный мотиватор для тех, кто хочет похудеть или просто не «распускаться». Такие селфи не всегда становятся достоянием общественности. Однако самые отчаянные все же выкладывают «себяшки» из серии «до» и «после». Селфи позволяет увидеть себя со стороны, привыкнуть к своей внешности, повысить уверенность в себе. Если есть желание использовать селфи для самопознания, сделайте несколько фото и подумайте, какие из них вы никогда не опубликуете, почему, чьих глаз вы боитесь?

«Другая хорошая идея для селфи — фотографируйте себя, когда у вас чудесное настроение, когда вы счастливы, — советует Эка Кадагидзе. —Всматривайтесь в свое лицо. Что вас здесь сделало счастливым? Какие люди в этом участвуют? Как вы можете вновь испытать эти чувства?»

Селфи и Церковь

Стоит поговорить и об этике селфи, а именно о тренде делать фото в храме. Известно, что религия не поощряет самолюбование.

Отец Андрей Близнюк из храма святителя Николая в Кузнецах сам увлекается фотографией и много снимает. По его мнению, нужно отличать «автопортрет» от патологического увлечения селфи. «Даже государь Николай II, прославленный Церковью как святой страстотерпец, фотографировал себя и свою семью. В портрете человек изображает и характер, и свои устремления, и даже эпоха в какой-то мере отражается на фото. Я тоже делал портреты и автопортреты со своей семьей. Мне кажется, что нет никаких психологических проблем у человека, который занимается автопортретом. Селфи же — это самолюбование, которое отвергает творческую задачу и переходит в «нарциссизм» в любой ситуациях. Я был поражен, что люди делают селфи на фоне ДТП, человеческих несчастий, пожаров, наводнений. Человек помещает свое лицо, совершенно несочувствующее, на такой ужасный фон, и это уже патология», — уверен о. Андрей.

Протоиерей Андрей Близнюк

Стремление обозначить себя в социальных сетях побуждает фотографироваться с человеческим горем, а ради чего? «Ради циферок, ради количества лайков люди идут на ужасные вещи, это духовная болезнь, — говорит о. Андрей. — Важна мотивация. Но само фотографирование себя — это творческая норма, просто нужно ставить перед собой творческие задачи, без желания «стать известным», причастным чему-либо обсуждаемому и без самолюбования. Многие художники в автопортретах специально подчеркивали свои недостатки, особенности, что вызывает понимание и позволяет общаться с человеком через портрет сквозь века.

На Западе уже существуют клиники для людей, которые чрезмерно увлечены этим. И если человек делает больше 10 снимков в день, то попадает под наблюдение психологов, — добавляет о. Андрей. — Я бы этим людям предложил фотографировать что-то, связанное с явлениями природы, архитектурой, а не только смотреть на себя. У человека есть возможность поделиться с другими тем, что, возможно, может наблюдать только он в данную минуту: закат, рисунок облаков, как снежинки падают… Но вместо этого люди не могут отвлечься от себя, поставив себя в центр Вселенной».

Замещение потребностей

Количество сделанных в день селфи превышает все разумные пределы? Возможно, речь идет о том, что в жизни человека не удовлетворены важные потребности. «Как правило, многие сами до конца не осознают, в чем они нуждаются в данный конкретный момент, и замещают необходимое и важное бесконечными “самострелами”», — говорит Анна Бокова.

Что именно за потребности не удовлетворяются? Вариантов может быть масса! «Скажем, если девушка-подросток одержима идеей селфи, мы можем выяснить, что на самом деле ей нужны интерес и восхищение, — рассказывает Эка Кадагидзе.—При этом вокруг нее нет сверстников, которые бы ею интересовались. Или же у нее вызывает смятение ее пробуждающаяся женственность, а теплые отношения с мамой не сложились, и нет возможности поделиться с ней своими переживаниями».

Определив, что именно говорят о вас ваши селфи, несложно изменить что-то в своей жизни к лучшему.

«Здесь был Вася»

Ну а можно ли делать «автопортрет» в храмах, перед распятием, является ли это грехом? Отец Андрей уверен, что нужно разбираться в каждом отдельном случае, что именно побудило человека сделать снимок. «Если целью фото является запечатлеть момент, себя со стороны в каком-то значимом месте, то эти фотографии человек воспринимает потом как открытки. Например, в фотографии себя на фоне святыни, монастыря, в храме нет ничего плохого, если это поможет человеку помнить все то прекрасное, что он там пережил. Но если служба в церкви для человека — лишь фон для очередного селфи — это уже грех».

Действительно, феномен «я здесь был» не раз отмечали классики. «У Чехова есть рассказ, где человек, попавший под лошадь, бегал и всем показывал, что про него написали в газете, — вспоминает Андрей, — уже тогда человек хотел, чтобы его отметили СМИ, потому что страдал за свою «малость» и ничего не знал о собственном богоподобии. Человек считает, что он песчинка в море, а соцсети дали возможность вытащить эту песчинку на поверхность и размножить ее, показывая, как «он здесь был».

Уходит вдаль, ведя за собой вторую половинку за руку, — усталость и желание доминировать

Эта поза показывает неприятие окружения, жизненного уклада, рутины и т. д. Если девушка «уводит» за собой молодого человека — она хочет за него замуж. Если на снимке семейная пара, им необходимо уединение — скорее всего, в их жизни очень много посторонних людей. Тот человек, который уводит партнера, хочет доминировать в отношениях и вести за собой не только на снимке, но и в жизни.

Смертельные селфи

Кроме вреда для души, известно немало случаев, когда охотники «за лайками» прощались с жизнью.

«Самое опасное в селфи, — отмечает Евгений Брюн, — это то, что люди с генетическими особенностями рискованного поведения, с высоким уровнем нейрогормонов, ищут рискованные ситуации и начинают себя фотографировать».

Известны случаи, когда девушки делали фото за рулем за мгновение до ДТП, а один молодой нетрезвый мексиканец сделал фото с пистолетом у виска. Селфи на лестнице, на краю скалы, на крыше поезда, выступе моста, за рулем мотоцикла не раз оказывались последним фото в жизни. На многих, оказавшихся прощальными, селфи запечатлены счастливые люди, молодые и здоровые, у которых впереди, казалось, целая жизнь. Это были самые обычные люди, не фотомодели, актеры или каскадеры, а просто люди, решившие выделиться из толпы миллиардного интернет – пространства в надежде на лишний «лайк».

Телефон экстренной психологической службы по проблемам зависимостей (в том числе и селфи-зависимости): 8-499-709-64-04. Работает круглосуточно

В ванной, в постели — уверенность в своей неотразимости

Расслабленность и даже некая небрежность на фото демонстрируют пренебрежительность к людям. Если на снимке рука заложена за голову — это показатель чувства превосходства над другими, человек со снимка как бы говорит: «Может быть, и вам когда-то повезет так, как мне!» При этом он настолько уверен в своей неотразимости, что даже не напрягается, чтобы выглядеть на фото как-то лучше. Подсознательный посыл: «Любите меня таким, какой я есть!»

На фоне дорогих машин, яхт, витрин брендовых магазинов — недостаток материального комфорта

Частые селфи на фоне дорогих, но при этом не своих вещей — свидетельство того, что человеку не хватает комфорта. Он болезненно ощущает недостаточный уровень своих заработков и из-за этого комплексует, даже если явно этого не показывает. При помощи таких снимков он пускает окружающим пыль в глаза и убеждает себя в некой причастности к миру богачей и элиты.

Фото с едой — неготовность тратиться

Еда всегда ассоциируется с благополучием, сытостью жизни. Поэтому, выставляя такие фотографии, человек на подсознательном уровне хочет показать, что у него дела не хуже, чем у других. На самом деле, такие люди нечасто себе позволяют подобные деликатесы — и не потому, что у них нет денег, а потому, что они скупы и не готовы расточать свои «кровно заработанные» на угоду своему пузу.

С фильтрами или надписями — недоверие и недостаток теплоты

Пропуская селфи через различные фильтры, вставляя их в фоторамки или делая цветные подписи, человек скрывает под ними не только часть снимка, но и настоящего себя. Черно-белые фильтры, или ретрику, применяют люди, тоскующие по своему прошлому. Используя такую обработку, они как будто возвращаются к семейному альбому, который навевает теплоту и уверенность в завтрашнем дне.

  • Наши эксперты:
  • Марта Юдина, психолог
  • Марк Кириллов, фотограф портретной съемки

Источник

Оцените статью
Разные способы