Текущая группировка и систематизация информации: счета бухгалтерского учета, двойная запись
Для процесса управления предприятием необходима информация о наличии и движении его имущества и обязательств. В бухгалтерском учете каждый факт хозяйственной деятельности отражается через систему счетов.
Система счетов — это способ экономической группировки, текущего контроля и отражения хозяйственных операций, которые совершаются с имуществом, источниками его формирования и хозяйственными процессами.
На каждом счете, на основании первичных документов отражаются и систематизируются текущие данные по однородным хозяйственным операциям. На каждый вид имущества, капитала и обязательств открывается отдельный счет.
По внешнему виду счет представляет собой Т-образную модель (самолетик), состоящую из двух частей. Счет имеет название, которое совпадает с названием объекта учета и шифр. Левая сторона счета носит название — дебет, правая — кредит.
На начало отчетного периода необходимо показывать начальный остаток по счету – сальдо начальное. Оно отражает факт наличия имущества и их источников образования (капитал и обязательства) на определенную отчетную дату.
Счета открывают в разрезе статей баланса, в соответствии с этим все счета бухгалтерского учета делятся на активные и пассивные.
Активнымназывается счет, на котором учитывается движение и состояние имущества предприятия в денежной оценке. Сальдо в активном счете только дебетовое. Хозяйственные операции, увеличивающие сальдо, отражаются по дебету; уменьшающие сальдо по кредиту.
Схема активного счета:
Счет (наименование объекта учета)
Дебет | Кредит |
Сальдо на начало периода (начальное сальдо) | Оборот за месяц (хозяйственные операции, уменьшающие сальдо) |
Оборот за месяц (хозяйственные операции, увеличивающие сальдо) | |
Сальдо на конец периода (конечное сальдл) |
где Ск – сальдо конечное;
Сн– сальдо начальное;
Обд – оборот по дебету;
Обк – оборот по кредиту.
Пассивнымназывается счет, на котором учитывается движение и состояние пассивов предприятия в денежной оценке. Сальдо в пассивном счете только кредитовое. Поэтому хозяйственные операции, увеличивающие сальдо, отражаются по кредиту, уменьшающие сальдо по дебету.
Схема пассивного счета:
Счет (наименование объекта учета)
Дебет | Кредит |
Оборот за месяц (хозяйственные операции, уменьшающие сальдо) | Сальдо на начало периода (начальное сальдо) |
Оборот за месяц (хозяйственные операции, увеличивающие сальдо) | |
Сальдо на конец периода (конечное сальдо) |
Ск = Сн+ Обк – Обд.
Кроме того счета бывают активно-пассивные. Их перечень определяет две группы счетов:
– финансовых результатов (счет 99 «Прибыли и убытки»);
– счета расчетов (счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др.)
Перечень активных, пассивных и активно-пассивных счетов приведен в Плане счетов и Инструкции по его применению.
Бухгалтерские счета, на которых учитываются активы и пассивы имеют двойственный характер. В связи с этим любая хозяйственная операция затрагивает два объекта учета, т.е. два счета. При отражении хозяйственных операций на бухгалтерских счетах каждая операция записывается в одной и той же сумме дважды по дебету одного и кредиту другого счета.
Взаимосвязь между дебетом одного и кредитом другого счета, возникшая в результате двойной записи на них хозяйственной операции называют корреспонденцией счетов, а счета корреспондирующими.
Обозначение корреспонденции счетов с указанием суммы по данной хозяйственной операции называется «бухгалтерской проводкой».
Двойная запись позволяет легко проверить точность бухгалтерских записей.
Хозяйственные операции отражаются систематически в последовательности их совершения и записываются в специальных регистрах, которые называются журналами учета хозяйственных операций.
В журнале учета хозяйственных операций каждой хозяйственные операции присваивается очередной порядковый номер, указывается корреспонденция счетов и сумма по каждой хозяйственной операции.
В результате регистрации хозяйственных операций в журнале учета хозяйственных операций и на бухгалтерских счетах обороты дебета по всем счетам должны быть равны оборотам кредита по всем счетам и равны итогу в журнале учета хозяйственных операций.
Бухгалтерский синтетический и аналитический учет
Для конкретизации и более детального контроля за движением средств, их источников и хозяйственных процессов необходима более подробная информация о каждом виде средств и источников.
В связи с этим счета бухгалтерского учета подразделяются на синтетические и аналитические.
Учет, который осуществляется на синтетических счетах, называется синтетическим. Он дает обобщенное отражение хозяйственной деятельности предприятия в системе синтетических счетов и в бухгалтерском балансе.
Аналитический учет представляет детальную информацию по всем участкам хозяйственной деятельности в системе аналитических счетов.
Аналитические счета открываются к определенному синтетическому счету с оценкой хозяйственных средств и источников в натуральных, трудовых и денежных измерителях.
Наряду с синтетическими и аналитическими счетами применяют субсчета. Это промежуточные счета, которые используются для дополнительной группировки аналитических счетов. Субсчета открываются только в отношении тех счетов, которые представлены значительной номенклатурой учитываемых объектов и предназначены для «разгрузки» отдельных синтетических счетов.
Оборотные ведомости и их значение
Необходимость подтверждения правильности данных бухгалтерского учета требует периодического обобщения его информации. Одним из способов обобщения данных бухгалтерских счетов в балансе является составление оборотной ведомостиза отчетный период.
Наименование счетов | Сальдо начальное | Обороты за месяц | Сальдо конечное | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | Дебет | Кредит |
Итого: | 1-я пара | 2-я пара | 3-я пара |
Она составляется в конце месяца на основании данных счетов об остатках (сальдо) на начало и конец месяца и оборотах по дебету и кредиту счетов.
В оборотную ведомость заносятся все используемые в предприятии счета, при этом каждому счету отводится одна строка. В ведомости имеются три пары колонок, в которых по каждому счету показываются начальное сальдо, обороты и конечное сальдо. При правильной организации бухгалтерского учета обязательно должно быть равенство итогов в колонках.
Такое равенство имеет следующее основание: равенство итогов сальдо по дебету и кредиту счетов на начало и конец месяца подтверждается строением бухгалтерского баланса, так как итог дебетовых сальдо по счетам показывает сумму имущества организации, а итог кредитовых сальдо – сумму источников образования этого имущества.
Равенство итогов дебетовых и кредитовых оборотов вытекает из сущности двойной записи, при которой каждая хозяйственная операция отражается дважды по дебету одного счета и кредиту другого в одинаковых суммах.
Кроме того, итоги дебетовых и кредитовых оборотов по счетам в оборотной ведомости должны быть равны итогу в журнале хозяйственных операций (контрольная цифра).
Отсутствие любого из указанных равенств является результатом возможных бухгалтерских ошибок; их надо определить и исправить.
Источник
Счет как способ экономической группировки
1.2. План счетов бухгалтерского учета и его характеристика
Производственная деятельность любого предприятия находит свое отражение в показателях движения средств этой организации.
Получение сведений о движении средств осуществляется с помощью бухгалтерских счетов.
Счет представляет собой способ группировки и текущего отражения изменений, происходящих в средствах предприятия. Отражение операций на счетах ведется в денежном измерителе.
Графически счет представляет собой таблицу Т-образной формы, левая сторона которой называется дебет и обозначается буквой «Д», а правая — кредит и обозначается буквой «К».
Дебет (лат.) — «он должен».
Кредит (лат.) — «ссуда, долг».
Открыть счет — это значит дать ему название и на соответствующей стороне записать начальное состояние учитываемого объекта, которое называется сальдо начальное и обозначается на счетах как Сн. Остатки, увеличение и уменьшение учитываемых объектов отражаются на разных сторонах счета в зависимости от того, что учитывается на счете — средства или источники.
Сальдо (лат.) — «расчет, остаток».
Состояние учитываемого объекта на конец месяца называется сальдо конечное и обозначается на счетах как Ск.
Сумма всех записей, сделанных за период (месяц) по дебету и по кредиту счета, называется соответственно дебетовым и кредитовым оборотами и обозначается на счетах соответственно Доб и Коб.
В соответствии с делением бухгалтерского баланса на актив и пассив различают активные и пассивные счета бухгалтерского учета.
На активных счетах отражается учет хозяйственных средств предприятия (основные средства, производственные запасы, готовая продукция, денежные средства в кассе и др.) — это то, во что предприятие вложило средства.
Активный счет расположен в активе баланса и отличается тем, что суммы операций, соответствующие приходу средств по этому счету, регистрируются в дебете счета, а сумма расходных операций — в кредите. Сальдо активного счета расположено в дебете.
Структура активного счета:
1. Остаток на начало периода
2. Операции, вызывающие увеличение (+)
4. Остаток на конец периода (дебетовое сальдо) (1 + 2 — 3)
3. Операции, вызывающие уменьшение (-)
Сальдо конечное активного счета всегда дебетовое и рассчитывается как:
Ск (активного счета) = Сн + Доб — Коб
На пассивных счетах отражается движение источников хозяйственных средств предприятия (уставный капитал, прибыль, ссуда банка и др.).
Пассивный счет расположен в пассиве баланса. Суммы операций, соответствующие приходу средств по этому счету, регистрируются в кредите счета, а суммы расходных операций — в дебете. Сальдо пассивного счета расположено в кредите.
Структура пассивного счета:
3. Операции, вызывающие уменьшение (-)
1. Остаток на начало периода (кредитовое сальдо)
2. Операции, вызывающие увеличение (+)
4. Остаток на конец периода (1 + 2 — 3)
Сальдо конечное пассивного счета всегда кредитовое и рассчитывается как:
Ск (пассивного счета) = Сн + Коб — Доб
Кроме счетов для учета имущества организации (активных счетов) и источников его формирования (пассивных счетов), в бухгалтерском учете существуют счета, на которых отражается одновременно и имущество организации, и источники его формирования. Они носят название активно-пассивных счетов.
Необходимость в этих счетах возникает тогда, когда во взаимоотношениях данного предприятия с другими предприятиями, организациями и лицами может меняться их экономический характер. Например, дебиторы в прошлом периоде становятся кредиторами в текущем и наоборот. На активно-пассивном счете одновременно учитываются два объекта. При этом сальдо на начало и конец месяца отражается в активно-пассивном счете развернуто — по дебету и по кредиту счета. При составлении баланса дебетовые остатки по активно-пассивным счетам отражают в активе, кредитовые — в пассиве.
Активно-пассивные счета бывают двух видов:
с односторонним сальдо — дебетовое либо кредитовое сальдо (например, счет 99 «Прибыли и убытки»);
с двусторонним сальдо — дебетовое и кредитовое сальдо одновременно (например, счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).
Пример структуры активно-пассивного счета:
Счет «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
1. Сальдо — задолженность дебиторов
3. Погашение задолженности кредиторам, увеличение задолженности дебиторов
Сальдо — задолженность кредиторов (если 3 > 2 + 4); задолженность дебиторов (если 4 3); задолженность дебиторам (если 4 > 1 + 3)
Важнейшим правилом ведения учета при помощи счетов является метод двойной записи.
Метод двойной записи состоит в том, что всякая хозяйственная операция затрагивает два счета (две статьи баланса) и поэтому должна записываться дважды: в дебет одного счета и в кредит другого. Причем записи на счетах производятся таким образом, что дебет одного счета может быть взаимосвязан с кредитом одного или нескольких счетов, а кредит одного счета с дебетом одного или нескольких счетов в одинаковых суммах.
Благодаря методу двойной записи объекты бухгалтерского учета получают отражение на счетах во взаимной связи, что имеет важное значение для контроля.
Процедура определения счетов, затрагиваемых данной хозяйственной операцией, и последующего отражения в этих счетах суммы произведенной операции называется бухгалтерской проводкой — сумма операции как бы проводится от счета к счету.
Бухгалтерская проводка составляется только на основании финансовых документов.
Для составления бухгалтерской проводки по какой-либо хозяйственной операции необходимо:
— определить сущность происходящих в результате операции изменений в хозяйственных средствах предприятия;
— по «Плану счетов» выбрать счета, по дебету и кредиту которых должна быть записана сумма данной хозяйственной операции.
Процедура определения номеров счетов, дебет и кредит которых затрагиваются данной операцией, называется корреспонденцией счетов. Такие счета называются корреспондирующими.
Балансовые счета — счета, предназначенные для учета хозяйственных средств и источников их формирования, принадлежащих предприятию, а также привлеченных им в оборот. Балансовые счета отражаются в бухгалтерском балансе и имеют двухзначный шифр в плане счетов бухгалтерского учета.
Предприятия и организации могут пользоваться арендованными средствами, т.е. средствами, не принадлежащими предприятию. Для отражения и контроля за этими средствами применяются забалансовые счета.
Забалансовые счета — счета, предназначенные для учета хозяйственных средств, не принадлежащих предприятию, но находящихся у него в ограниченном пользовании, а также средств, взятых предприятием на ответственное хранение. Средства, учитываемые на забалансовых счетах, в итоги баланса не включаются и отражаются за балансом. Забалансовые счета имеют трехзначный шифр.
Активные и пассивные счета бухгалтерского учета по способу группировки и обобщения учетных данных делятся на синтетические и аналитические.
Синтетические счета — счета бухгалтерского учета, предназначенные для учета наличия и движения экономически однородных групп средств предприятия и их источников, а также совершаемых процессов в обобщенном виде. Синтетические счета — счета первого порядка.
Синтетические счета ведутся только в денежном выражении. Его данные используются при заполнении форм бухгалтерской отчетности и прежде всего баланса, а значит, для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Отражение хозяйственных средств и процессов в обобщенном виде на синтетических счетах называется синтетическим учетом. Содержание синтетических счетов раскрывают данные аналитических счетов. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.
К счетам синтетического учета, имеющим несколько групп аналитических счетов, открывают субсчета. Субсчета необходимы для получения укрупненных показателей для анализа и составления баланса. Субсчет — это счет второго порядка, который является промежуточным звеном между синтетическим и открытыми к нему аналитическими счетами.
Например, на синтетическом счете 10 «Материалы» предусмотрено иметь девять субсчетов (см. глава «Учет сырья и материалов»).
На каждом из этих субсчетов будут объединены данные на основе аналитических счетов.
Синтетические счета, не требующие ведения аналитического учета, называются простыми («Касса», «Расчетный счет» и др.). Счета, которые требуют ведения аналитического учета, называются сложными («Материалы», «Вложения во внеоборотные активы», «Товары» и др.).
Аналитические счета — счета бухгалтерского учета, предназначенные для детализации, конкретизации информации о наличии, состоянии и движении средств и их источников, содержащейся в синтетических счетах. Они открываются в развитие определенного синтетического счета в разрезе его видов, частей, статей и, где это требуется, с оценкой информации в натуральном, трудовом и денежном выражении. Различают аналитические счета, открытые к активным и пассивным синтетическим счетам.
Отражение хозяйственных средств и процессов в детализированном виде на аналитических счетах называется аналитическим учетом. Аналитический учет организуется на карточках или в книгах.
Связь между синтетическими и аналитическими счетами можно выразить следующими равенствами:
— остаток синтетического счета = сумме остатков аналитических счетов по данному синтетическому счету;
— обороты по дебету синтетического счета = сумме оборотов по дебету аналитических счетов данного синтетического счета;
— обороты по кредиту синтетического счета = сумме оборотов по кредиту аналитических счетов данного синтетического счета.
Осуществление принципа тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца реализуется посредством составления оборотных ведомостей по счетам синтетического и аналитического учета. На практике оборотные ведомости позволяют проверить правильность и взаимоувязку хронологических и систематических записей синтетического и аналитического учета.
Учетная информация, поступающая в течение месяца, оказывается разобщенной по многим счетам синтетического и аналитического учета.
Для удобства контроля за счетами, проверки правильности записей на них и обобщения учетной информации используют оборотные ведомости.
Оборотная ведомость представляет собой таблицу, в которую записывают наименования и номера счетов, суммы начального сальдо по каждому счету (дебетового или кредитового), суммы оборотов по дебету и кредиту, и выводится конечное сальдо (дебетовое или кредитовое). Оборотная ведомость составляется в конце месяца и регистрирует обороты и остатки по всем работающим счетам.
Существуют оборотные ведомости по счетам синтетического и аналитического учета.
Оборотная ведомость по счетам синтетического учета имеет форму:
Источник