- Бухгалтерские счета
- Сфера применения
- Структура
- Забалансовые счета
- Инструкция к Плану счетов бухгалтерского учета
- Таблица счетов бухучета
- Тема 6. Счета бухгалтерского учета и двойная запись
- Цель и задачи темы
- Оглавление
- 6.1. Счета бухгалтерского учета, их строение и назначение
- 6.2. Двойная запись и корреспонденция счетов
- 6.3. Счета синтетического и аналитического учета, их назначение и взаимосвязь
- 6.4. Обобщение данных текущего бухгалтерского учета
Бухгалтерские счета
Счета бухгалтерского учёта – это эффективный инструмент, позволяющий регистрировать собранную и обобщенную информацию о состоянии имущества (капитала, обязательствах) в денежном эквиваленте. План счетов бухучёта и Инструкция по его применению утверждены Министерством финансов РФ в приказе 94н от 31.10.2000г (последняя редакция – 8 ноября 2010 года).
Сфера применения
План счетов бухгалтерского учёта представляет собой список, систематизированный на основе экономического содержания каждой входящей в его состав позиции. Действующий перечень является обязательной основой для составления рабочего плана счетов всех организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации и ведущих учёт по методу двойной записи. Исключение – банки и государственные учреждения.
Метод двойной записи – система регистрации, подразумевающая одновременное отражение операции на двух счетах: изъятие (кредит) некоторой суммы денежных средств с одного и поступление (дебет) этой же суммы на другой счёт.
Структура
План счетов характеризуется строгой структурной иерархией, в основу которой положены:
- синтетические счета – предназначены для учета обобщенных сведений об операциях, видах имущества, обязательствах;
- субсчета – используются для получения детализированных данных.
Субсчета могут быть объединены или исключены из рабочего плана счетов организации. Специалистами предприятия могут быть введены дополнительные субсчета. При этом изменение наименований и назначений синтетических счетов недопустимо.
Исходя из деления бухгалтерского баланса на актив и пассив, выделяют следующие виды счетов:
- активные – учёт движения средств, имеющихся в распоряжении предприятия;
- пассивные – учёт источников средств, отображающий информацию о прибыли, видах капитала, обязательствах организации;
- активно-пассивные – совокупный учёт имущества и источников его формирования.
Забалансовые счета
Забалансовые счета относятся к категории вспомогательных. Они используются в тех случаях, когда бухгалтеру требуется систематизировать сведения, не хранящиеся на балансе предприятия. На этих счетах фиксируется информация о движении имущества, не принадлежащего организации, но временно находящегося в ее пользовании, или активов предприятия, списанных в расходы.
Важно: данные забалансовых счетов не отражаются в финансовой отчетности.
Планом счетов предусмотрено 12 забалансовых счетов:
- 001 — арендованные основные средства (ОС);
- 002 — товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение;
- 003 — материалы, принятые в переработку;
- 004 — товары, принятые на комиссию;
- 005 — оборудование, принятое для монтажа;
- 006 — бланки строгой отчетности;
- 007 — списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов;
- 008 — обеспечения обязательств и платежей полученные;
- 009 — обеспечения обязательств и платежей выданные;
- 010 — износ ОС;
- 011 — ОС, сданные в аренду;
- 012 — земельные угодья.
Инструкция к Плану счетов бухгалтерского учета
Инструкция помогает упростить и систематизировать работу с Планом счетов. Ее использование позволяет:
- получить базовые сведения о методологических принципах бухучета;
- ознакомиться с краткой характеристикой синтетических и субсчетов;
- разобраться в порядке учета типовых операций.
Оформление рабочего плана счетов организации в соответствии с положениями Инструкции дает возможность организовать единый стандартизированный подход к ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности.
Таблица счетов бухучета
Ниже приведена таблица с утвержденным перечнем счетов бухгалтерского учета. Каждая позиция содержит ссылку на страницу со справочной информацией, предоставляющей ответы на наиболее распространенные вопросы и позволяющей детально изучить специфику работы с конкретным счётом.
Счет бухучета | Наименование счета |
---|---|
01. | Основные средства |
02. | Амортизация основных средств |
03. | Доходные вложения в материальные ценности |
04. | Нематериальные активы |
05. | Амортизация нематериальных активов |
07. | Оборудование к установке |
08. | Вложения во внеоборотные активы |
09. | Отложенные налоговые активы |
10. | Материалы |
11. | Животные на выращивании и откорме |
14. | Резервы под снижение стоимости материальных ценностей |
15. | Заготовление и приобретение материальных ценностей |
16. | Отклонение в стоимости материальных ценностей |
19. | Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям |
20. | Основное производство |
21. | Полуфабрикаты собственного производства |
23. | Вспомогательные производства |
25. | Общепроизводственные расходы |
26. | Общехозяйственные расходы |
28. | Брак в производстве |
29. | Обслуживающие производства и хозяйства |
40. | Выпуск продукции (работ, услуг) |
41. | Товары |
42. | Торговая наценка |
43. | Готовая продукция |
44. | Расходы на продажу |
45. | Товары отгруженные |
46. | Выполненные этапы по незавершенным работам |
50. | Касса |
51. | Расчетные счета |
52. | Валютные счета |
55. | Специальные счета в банках |
57. | Переводы в пути |
58. | Финансовые вложения |
59. | Резервы под обесценение финансовых вложений |
60. | Расчеты с поставщиками и подрядчиками |
62. | Расчеты с покупателями и заказчиками |
63. | Резервы по сомнительным долгам |
66. | Расчеты по краткосрочным кредитам и займам |
67. | Расчеты по долгосрочным кредитам и займам |
68. | Расчеты по налогам и сборам |
69. | Расчеты по социальному страхованию и обеспечению |
70. | Расчеты с персоналом по оплате труда |
71. | Расчеты с подотчетными лицами |
73. | Расчеты с персоналом по прочим операциям |
75. | Расчеты с учредителями |
76. | Расчеты с разными дебиторами и кредиторами |
77. | Отложенные налоговые обязательства |
79. | Внутрихозяйственные расчеты |
80. | Уставный капитал |
81. | Собственные акции (доли) |
82. | Резервный капитал |
83. | Добавочный капитал |
84. | Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
86. | Целевое финансирование |
90. | Продажи |
91. | Прочие доходы и расходы |
94. | Недостачи и потери от порчи ценностей |
96. | Резервы предстоящих расходов |
97. | Расходы будущих периодов |
98. | Доходы будущих периодов |
99. | Прибыли и убытки |
Скачать таблицу с планом счетов бухгалтерского учета можно здесь.
Источник
Тема 6. Счета бухгалтерского учета и двойная запись
Цель и задачи темы
Цель – изучение системы счетов бухгалтерского учета и уяснение понятия и сущности двойной записи.
Задачи:
- изучить понятия счетов, их строение и правила отражения хозяйственных операций;
- выяснить понятие и сущность двойной записи;
- изучить способы классификации счетов по различным признакам;
- рассмотреть действующий План счетов бухгалтерского учета;
- выявить порядок обобщения данных текущего бухгалтерского учета.
Оглавление
6.1. Счета бухгалтерского учета, их строение и назначение
Текущее наблюдение и контроль хозяйственных операций и их изменений в составе хозяйственных средств и их источников осуществляют с помощью системы счетов бухгалтерского учета.
В теории и методологии бухгалтерского учета системе счетов бухгалтерского учета принадлежит особая роль, так как с их применением реализуется проблема двойственного отражения информации, ее накапливания и обобщения. Запись на счетах производится с использованием метода двойной записи.
Счет бухгалтерского учета – это способ группировки, текущего контроля и отражения хозяйственных операций, которые совершаются с имуществом, источниками его формирования, хозяйственными процессами. Таким образом, счет – это накопитель информации, которая затем обобщается и используется для составления разных сводных показателей и отчетности.
Счета открывают на каждый экономически однородный вид хозяйственных средств, их источников и процессов в соответствии с классификацией объектов учета (сч. «Касса», сч. «Основные средства», сч. «НМА»).
По внешнему виду счет представляет собой таблицу Т-образной формы (Т-счет), состоящий из двух частей.
Левая часть счета называется дебетом (сокращенно Д-т, ), а правая кредитом (сокращенно К-т,
). Следовательно дебет, кредит счета соответствуют его сторонам.
Схема счета имеет следующий вид.
Счет (наименование счета)
Дебет
Кредит
Счета открываются на каждую статью баланса. Открыть счет – это значит дать ему название (оно, как правило, соответствует названию статьи баланса) и по соответствующей стороне счета записать начальное состояние объекта.
Для обозначения начального состояния объекта используют термин «сальдо». Обычно сальдо на начало проведения операции (на начало отчетного периода) обозначается как , а остаток на конец проведения операций (на конец отчетного периода) –
.
Для отражения хозяйственных операций на счетах необходимо документальное подтверждение, в качестве которого могут быть бумажные и электронные носители, причем любой из них должен иметь юридическую силу.
В соответствии с балансом все счета бухгалтерского учета делятся на активные и пассивные.
Активные – это счета бухгалтерского учета, на которых учитываются различные виды имущества, их наличие, состав, движение. На активных счетах сальдо только дебетовое.
Пассивные – это счета бухгалтерского учета, на которых учитываются источники формирования имущества, их наличие, состав, движение, а также обязательства. На пассивные счетах сальдо только кредитовые.
При отражении хозяйственных операций на счетах необходимо руководствоваться следующими правилами.
Суммы, увеличивающие начальный остаток записывают на стороне остатка, а суммы, уменьшающие начальный остаток – на противоположной стороне. Если сложить суммы всех операций, записанных на сторонах счета, то получится сумма оборота. Итоговая сумма, записанная по дебету счета, называется дебетовым оборотом, по кредиту – кредитовым. При подсчете оборотов начальный остаток не учитывается.
Конечный остаток (конечное сальдо) по счету определяют, прибавляя к начальному остатку оборот той же стороны счета и вычитая из полученного итога оборот противоположной стороны. Конечный остаток записывают на той же стороне счета, что и начальный.
Схема записей на активном счете имеет следующий вид.
Активный счет (наименование счета)
Дебет
Кредит
– остаток на начало проведения операции
Увеличение остатка, происходящее в результате хозяйственных операций
Уменьшение остатка, происходящее в результате хозяйственных операций
Оборот по дебету счета (сумма всех хозяйственных операций
Оборот по кредиту счета (сумма всех хозяйственных операций)
– остаток на конец проведения операции
Таким образом, по активному счету отражаются:
- По дебету счета – сальдо на начало и конец проведения операций и хозяйственные операции, влекущие за собой увеличение наличия средств.
- По кредиту счета – хозяйственные операции, влекущие за собой уменьшение наличия средств.
Если обозначим оборот по дебету счета Об Д , а оборот по кредиту – Об К , то тогда сальдо конечное или остаток на конец проведения операции можно подсчитать по следующей формуле:
Ситуация 1: сумма начального остатка и сумма оборота по дебету должны быть больше суммы, показываемой по кредиту счета. В этом случае имеется сальдо на конец проведения операции, которое определяется по формуле (1).
Ситуация 2: сумма начального остатка и сумма оборота по дебету равны сумме оборота по кредиту. В этом случае сальдо конечного не будет.
Схема записей на пассивном счете имеет следующий вид.
Пассивный счет (наименование счета)
Дебет
Кредит
– остаток на начало проведения операции
Уменьшение остатка, происходящее в результате хозяйственных операций
Увеличение остатка, происходящее в результате хозяйственных операций
Оборот по дебету (сумма всех хозяйственных операций)
Оборот по кредиту (сумма всех хозяйственных операций)
– остаток на конец проведения операции.
Таким образом, по пассивному счету отражаются:
- По кредиту – сальдо на начало и конец проведения операции и хозяйственные операции, влекущие за собой увеличение источника.
- По дебету – хозяйственные операции, влекущие за собой уменьшение источника.
Используя ранее приведенные обозначения, для определения остатка по пассивному счету на конец периода составим формулу:
При записях хозяйственных операций в пассивные счета могут быть только 2 ситуации:
Ситуация 1: сумма начального остатка и сумма оборота по кредиту счета должны быть больше суммы, отраженной по дебету счета. В этом случае имеется кредитовое сальдо на конец проведения хозяйственных операций.
Ситуация 2: сумма начального остатка и сумма оборота по кредиту счета равна сумме, отраженной по дебету счета. В этом случае сальдо на конец отчетного периода не будет.
Остатки по активным счетам, на которых отражается имущество предприятия, и по пассивным счетам, на которых показывается источники формирования этого имущества, затем увязываются и соответственно отражаются в активе баланса.
Помимо активных и пассивных счетов в бухгалтерском учете существуют так называемые активно-пассивные счета.
Активно-пассивные счета бывают 2 видов: с односторонним сальдо (дебетовое либо кредитовое) и с двусторонним сальдо (дебетовое и кредитовое одновременно).
К счету, с односторонним сальдо относится счет 99 «Прибыли и убытки». Если у предприятия сумма доходов превысила сумму расходов, то разница между ними дает прибыль, поэтому сальдо счета будет кредитовым. Если, наоборот, суммы доходов меньше суммы расходов, то разница между ними показывает убыток, и сальдо по счету будет дебетовым.
К активно-пассивным счетам с двусторонним развернутым сальдо относятся счет «Расчеты с разными дебиторами и кредитами». Сальдо по дебету этого счета означает дебиторскую задолженность, а сальдо по кредиту – кредиторскую. Расчеты с дебиторами и кредиторами объединяют на одном счете для того, чтобы не открывают разных счетов для предприятий, организаций и учреждений, которые могут быть в разное время дебиторами и кредиторами.
В данном активно-пассивном счете записи по дебету могут иметь разное значение: либо увеличение дебиторской задолженности, либо уменьшение кредиторской. Разное значение имеет и запись по кредиту счета, либо увеличение кредиторской задолженности, либо уменьшение дебиторской задолженности.
На практике пользуются счетами более сложной формы, чем указанная выше.
Счета открывают и ведут в книгах, карточках и свободных листах. Рассмотрим самую распространенную форму счета.
Счет (наименование счета)
Дебет
Кредит
Развернутое сальдо в активно-пассивных счетах в обычном порядке определить невозможно, для этого необходимы данные аналитического учета. Аналитический учет дает информацию о состоянии расчетов с каждым дебитором и с каждым кредитором, то есть выводится сальдо по каждому покупателю и поставщику отдельно, а затем подсчитывается общая сумма дебиторской и кредиторской задолженности.
6.2. Двойная запись и корреспонденция счетов
Каждая хозяйственная операция исходя из ее экономического содержания, обязательно затрагивает 2 объекта учета, т. е. 2 счета.
Двойственное отражение хозяйственной операции заключается в том, что она должна быть записана по дебету одного и кредиту другого счета в одинаковой сумме. Двойная запись обеспечивает взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности предприятия в бухгалтерском учете. Кроме того, ее использование имеет большое контрольное значение, т. к. требует обязательной сбалансированности (равенства) итогов записей на счетах. Это осуществляется по окончании каждого отчетного периода, когда подсчитываются суммы объектов по дебету и кредиту всех счетов независимо от их видов. Они должны быть равны между собой, неравенство свидетельствует об ошибке, допущенной в записях или подсчетах.
Таким образом, суть двойной записи состоит в том, что каждая хозяйственная операция отражается на счетах дважды: по дебету одного счета и кредиту другого счета в равновеликих величинах.
Взаимосвязь между счетами бухгалтерского учета называется корреспонденцией счетов. Составление корреспонденции счетов называется бухгалтерской проводкой. Бухгалтерская проводка выражается записью хозяйственной операции по дебету одного счета и кредиту другого на одинаковую сумму.
ПРИМЕР. Поступили от поставщиков материалы на сумму 200 тыс. руб. Счет «Материалы» является активным, запасы материала увеличиваются, поэтому счет будет дебетоваться на 200 тыс. руб.
Счет «Расчеты с поставщиками» пассивный, задолженность перед поставщиками увеличиваются, поэтому счет будет кредитоваться на 200 тыс. руб.
Проводка будет иметь следующий вид:
Д-т счета «Материалы» К-т счета «Расчеты с поставщиками» — 200 тыс. руб.
Различают простые и сложные бухгалтерские проводки. Простой проводкой является запись, в которой один счет дебетуется, а другой ровно настолько кредитуется.
Сложной бухгалтнрской проводкой называется запись, при которой один счет дебетуется, а два или несколько кредитуются, и наоборот.
ПРИМЕР. Перечислены с расчетного счета в погашение задолженности поставщикам: 10 тыс. руб. и в погашение задолженности бюджету по налогам и сборам – 12 тыс. руб., всего 22 тыс. руб.
В этом случае бухгалтерская проводка имеет вид:
Д-тсчета «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 10 тыс. руб.
Д-т счета «Расчеты по налогам и сборам» – 12 тыс. руб.
К-т счета «Расчетный счет» – 22 тыс. руб.
Чтобы составить корреспонденцию счетов по каждой хозяйственной операции и отразить ее методом двойной записи на счетах бухгалтерского учета, необходимо выполнить следующие 4 процедуры. Например, приобретены за наличные деньги у поставщика материалы на 100 тыс. руб.
1 процедура:
Согласно содержанию хозяйственной операции определяем, какие объекты учета в ней участвуют и какие счета затрагиваются. В данном случае это счет «Материалы» и счет «Касса».
2 процедура:
Устанавливаем, как эти объекты учета связаны с балансом, т. е. что они характеризуют: актив баланса (имущество) или пассив (источники формирования).
В нашем случае это что счета активные и остатки по этим счетам отражаются в активе баланса.
3 процедура:
Определяем, как данная хозяйственная операция повлияла на валюту баланса. В данном случае это первый тип балансовых изменений, при которой валюта баланса не изменилась, так как произошел перелив средств из одной статьи в другую (запасы материалов увеличились, а денег в кассе стало меньше).
4 процедура:
Устанавливаем, как данную операцию отразить на счетах. В результате приобретения материалов на активном счете «Материалы» произошло увеличение, поэтому этот счет дебетуется, а в кассе средств стало меньше, значит, счет «Касса» кредитуется.
В результате будет составлена следующая бухгалтерская проводка:
Д-т счета «Материалы» К-т счета «Касса» 100 тыс. руб.
Следует иметь в виду, что в финансово-хозяйственной деятельности на практике имеют место операции, которые отражаются по дебету одного и по кредиту нескольких счетов, т. е. составляются сложные корреспонденции счетов.
6.3. Счета синтетического и аналитического учета, их назначение и взаимосвязь
Все счета бухгалтерского учета по способу группировки и обобщения учетных данных делятся на синтетические и аналитические.
Синтетические счета предназначены для укрупненной, обобщающей группировки и учета состава и движения средств предприятия, и источников и хозяйственных процессов в едином денежном выражении.
К таким счетам относятся счета «Основные средства» «Материалы», «Расчеты с персоналом по оплате труда» и т. д.
Учет, осуществляемый на этих счетах, называется синтетическим. Его данные используются при заполнении форм бухгалтерской отчетности и прежде всего баланса, а значит, для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Однако, для оперативного управления и руководства работой предприятия, контроля и планирования объема материально-технического снабжения, контроля за сохранностью всех видов собственности, учета затрат на производство, для организации расчетов с рабочими и служащими, с поставщиками, с бюджетом требуются детальные сведения по каждому поставщику материалов, по каждому покупателю, по видам вырабатываемой продукции, по каждому работнику предприятия и т. д., т. е. детальные сведения, характеризующие подробно все стороны деятельности предприятия.
Поэтому в развитие синтетического счета в разрезе его видов, частей, статей открываются аналитические счета.
Аналитические счета – детализированные счета, учет на которых осуществляется как в денежном, так и натуральном выражении.
Аналитические счета раскрывают, детализируют содержание данного синтетического счета.
Примерами аналитических счетов может быть сч. «Цемент № 400», сч. Краснова П.И. (менеджера) и т. п.
Учет, осуществляемый на этих счетах называются аналитическим.
Не все синтетические счета требуют ведения аналитического учета. Счета, не требующие такого учета, называются простыми (касса, расчетный счет), счета, которые требуют ведения аналитического учета называются сложными (расчеты по оплате труда, расчеты с подотчетными лицами).
Однако такое простое построение аналитического учета не всегда обеспечивает получение необходимых показателей. Некоторые синтетические счета состоят из нескольких групп аналитических счетов.
Промежуточным учетным звеном между синтетическими и аналитическими счетами является субсчет. Субсчета еще называют счетами II порядка после синтетических счетов, аналитические счета могут быть III, IV, V и т. д. порядка в зависимости от поставленной цели.
План счетов представляет собой систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета и инструкцию по его применению.
Наименования и номера синтетических счетов и субсчетов приведены в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утвержден приказом МФ РФ от 31.10.2000 г. № 94н.)
Аналитические и синтетические счета взаимосвязаны, т. к. на аналитических счетах отражаются те же виды имущества и источники их формирования, хозяйственные операции, что и на синтетических счетах, но по более дробным группировкам.
Это означает, что общие итоговые данные аналитических счетов должны быть равны итоговым данным соответствующего синтетического счета.
Рассмотрим связь между синтетическим счетом, его субсчетами и аналитическими счетами на примере сч. 10 «Материалы». К этому счету могут быть открыты такие субсчета:
- «Сырье и материалы».
- «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали».
- «Топливо».
- «Тара и тарные материалы».
- «Запасные части».
- «Прочие материалы».
Это счета II порядка. В свою очередь к каждому субсчету открывают аналитические счета.
Так субсчет «Сырье и материалы» детализируется на «Основные материалы», «Вспомогательные материалы» и т. п. Это аналитические счета III порядка.
Далее детализируются данные, отражаемые на аналитическом счете «Основные материалы», и в его развитие открываются аналитические счета: «Черные материалы», «Цветные материалы», «Лесоматериалы», «Химикаты» и т. п. Это аналитические счета IV порядка.
Затем детализируются данные, например, сч. «Цветные металлы» и открываются счета «Медь», «Олово», «Цинк» и т. п. Это аналитические счета IV порядка.
Взаимосвязь между синтетическим счетом «Материалы» и аналитическими счетами можно представить в виде следующих формул на примере остатков на начало периода:
6.4. Обобщение данных текущего бухгалтерского учета
Одним из способов обобщения данных бухгалтерских счетов в балансе предприятия является составление оборотной ведомости.
С помощью оборотных ведомостей осуществляется контроль полноты и правильности отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций на синтетических и аналитических счетах.
Различают оборотные ведомости по синтетическим и оборотным ведомостям по аналитическим счетам. На практике оборотную ведомость по синтетическим счетам называют оборотным балансом.
В оборотной ведомости по синтетическим счетам записываются все используемые на предприятии счета, при этом на каждый счет отводится одна строка. В этой ведомости имеется 3 пары колонок, в которых по каждому счету показывают начальные сальдо, обороты по дебету и кредиту счета, конечное сальдо.
Каждый счет в оборотной ведомости имеет не только наименование, но и цифровое обозначение, т. е. шифр. Для удобства работы с оборотной ведомостью синтетического счета расположены в ней в порядке возрастания.
При правильной организации бухгалтерского учета обязательно должно быть парное равенство итогов в колонках, т. е. должно быть 3 пары, равные между собой:
- Итог дебетовых начальных сальдо должен равняться итогу кредитовых начальных сальдо.
- Итог дебетовых оборотов по ведомости – итогу кредитовых оборотов по ведомости.
- Итог дебетовых конечных сальдо – итогу кредитовых конечных сальдо.
Такое равенство имеет следующее обоснование:
- равенство итогов в 1-й колонке подтверждается строением бухгалтерского баланса, т. к. итог дебетовых сальдо по счетам показывает сумму имущества, а итог кредитовых сальдо – сумму источников образования этого имущества;
- равенство итогов дебетовых и кредитовых оборотов по всем счетам вытекает из сущности метода двойной записи;
- итоги сальдо, конечного по дебету и кредиту, равны между собой вследствие того, что их определяют на основании равных между собой начального сальдо и оборотов.
Кроме того, итоги дебетовых и кредитовых оборотов должны обязательно совпадать с итогом журнала регистрации хозяйственных операций (хронологической). Это равенство объясняется тем, что сумма каждой хозяйственной операции находит отражение, как в журнале регистрации хозяйственных операций, так и в счетах бухгалтерского учета.
Оборотная ведомость по синтетическим счетам (Оборотный баланс)
Источник