- Как выбрать способ закупки по 44‑ФЗ
- Наиболее популярные способы закупок
- В каких случаях можно выбрать закупку у единственного поставщика
- Электронный аукцион
- Запрос котировок
- Открытый конкурс
- Конкурс с ограниченным участием
- Двухэтапный конкурс
- Закрытый конкурс
- Запрос предложений
- Виды закупок по 44-ФЗ
- Какие есть способы закупок по 44-ФЗ
- Виды конкурентных закупок по 44-ФЗ: таблица
- Неконкурентные способы закупок по 44-ФЗ
- Конкурентные способы закупки по 223-ФЗ
Как выбрать способ закупки по 44‑ФЗ
эксперт по бухучету и налогообложению сервиса Норматив
В статье расскажем о наиболее популярных способах закупок и разберемся, какой способ выбрать в том или ином случае
Наиболее популярные способы закупок
Как показывает практика, часто применимыми и востребованными способами закупок являются:
- электронный аукцион;
- закупки у единственного поставщика;
- запрос котировок;
- открытый конкурс.
Кроме того, они наиболее прозрачные, конкурентные и выгодные для заказчика. В свою очередь, закрытые способы закупок, запрос предложений, конкурс с ограниченным участием или двухэтапный конкурс допустимы только в установленных для них случаях, если это не противоречит Закону № 44-ФЗ. Однако при выборе способа закупок, заказчик должен ориентироваться не только на популярность и доступность того или иного способа, его преимущества или собственные пожелания, но также на ограничения и требования, обозначенные в Законе № 44-ФЗ. Все указанные способы предъявляют определенные требования к заказчику и условиям контракта и используются в определенных случаях.
Обратите внимание, что за выбор неправомерного способа закупки предусмотрена административная ответственность.
В каких случаях можно выбрать закупку у единственного поставщика
Закупка у единственного поставщика наиболее удобна для заказчиков в том случае, если цена контракта незначительна. Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги на сумму не более 100 000 рублей. Правда, в п. 4 ч. 1 ст. 93 есть ряд условий и их не стоит игнорировать.
Основные достоинства процедуры закупки у единственного поставщика:
- можно заключить контракт с известным заказчику поставщиком;
- не нужно отвлекать значительные ресурсы на проведение процедуры заключения контракта;
- минимальные риски нарушений при проведении процедуры закупки, не зависящие от заказчика, например, технический сбой на электронной площадке;
- меньшая длительность и простота процедуры по сравнению с конкурентными способами определения поставщика.
В то же время, закупка у единственного поставщика имеет несколько недостатков:
- высокий риск возникновения претензий со стороны проверяющих. в связи с тем, что данный способ закупки связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств и рисков сговора с поставщиком;
- ограниченные возможности снизить цену контракта или обеспечить наилучшие условия его выполнения в связи с отсутствием конкурентных процедур выбора поставщика.
Перечень случаев, в которых заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика, содержится в ч. 1 ст. 93. В случаях, не указанных в перечне, закупать товары (работы, услуги) у единственного поставщика заказчик не имеет права.
Если заказчик не обязан использовать какой-либо конкретный способ, но закупка у единственного поставщика невозможна, тогда проводится открытый конкурс (ст. 48) или электронный аукцион (ст. 59). А в ряде случаев, можно провести запрос котировок (ч. 2 ст. 72) или запрос предложений (ч. 2 ст. 83).
Оксана Шипунова на вебинаре « Закупка у единственного поставщика: основания, порядок проведения, рекомендации» рассказала об особенностях закупки у единственного поставщика.
Электронный аукцион
Максимальная прозрачность и объективность в выборе победителя — основная причина популярности электронных аукционов.
Достоинства электронного аукциона:
- минимальный риск предъявления претензий относительно процедуры проведения закупки: приема и регистрации заявок, возврата обеспечения заявок, хранения электронных документов, поскольку эти функции обеспечиваются оператором электронной площадки.
- незначительное количество ограничений на проведение электронного аукциона. В этом случае снижается вероятность проверки правильности выбора способа определения поставщика;
- сохраняется конфиденциальность участников и, следовательно, снижается вероятность сговора или подлога;
- возможность привлечь к организации и проведению электронного аукциона специализированную организацию.
Однако, электронный аукцион имеет ряд недостатков, которые тоже нужно учитывать:
- невозможно оценить качество поставляемых товаров (работы, услуги), так как заявки участников оцениваются только по цене;
- более длительная процедура определения поставщика по сравнению с запросом котировок, запросом предложений и закупкой у единственного поставщика;
- риск срыва сроков и нарушения процедуры проведения электронного аукциона по причине технических сбоев на электронной площадке;
- риск возникновения претензий к заказчику из-за возможных ошибок в ходе процедуры, так как она сложна и многоэтапна;
- невозможно выделить несколько лотов, как это предусмотрено при проведении конкурса и закрытого аукциона.
Формат электронного аукциона используется в двух случаях: когда этот способ прямо предписан нормами закона или, когда применить другие, более удобные для заказчика, способы невозможно из-за существующих ограничений.
1) если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенные в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — заказчик обязан провести электронный аукцион.
2) заказчик вправе самостоятельно выбрать электронный аукцион:
- если закон не позволяет закупить товары (работы, услуги) у единственного поставщика или путем запроса котировок,
- если оценивать предложения участников по качеству товаров (квалификации участников, опыту работы и другим нестоимостным критериям) не нужно.
Запрос котировок
Запрос котировок — наиболее удобный для заказчика способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от вида товаров, работ, услуг, если необходимо оперативно провести небольшую по стоимости закупку.
Запрос котировок также проводится для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Ограничения проведения заказчиком запроса котировок содержатся в ч. 2 ст. 72. Но в некоторых случаях ограничения, наложенные п. 2 ст. 72 на размер НМЦ контракта, можно не учитывать (ст. 75 и ст. 76).
Запрос котировок не может проводиться в случаях, если заказчик обязан применять закрытые способы определения поставщика (ч. 1 ст. 84) или путем проведения конкурса с ограниченным участием (ст. 56). Других ограничений на проведение запроса котировок нет.
Основными достоинствами процедуры запроса котировок являются:
- определение поставщика происходит быстрее по сравнению с электронным аукционом и конкурсом;
- минимальные риски возникновения претензий, связанных с ошибками в ходе процедуры, благодаря ее доступности, малому объему документации и четкой регламентации проведения;
- минимальные риски нарушений, не зависящих от заказчика, например, технический сбой на электронной площадке;
- возможность использовать для оценки заявок помимо критерия цены контракта иные (нестоимостные) критерии (ч. 1,4 ст. 32).
Запрос котировок имеет ряд недостатков:
- высокая вероятность проверки на предмет правомерности выбора данного способа определения поставщика связи с установлением в ч. 2 ст. 72 ограничений на проведение запроса котировок;
- более широкая зона ответственности заказчика по сравнению с электронными способами определения поставщика (прием и регистрация заявок, обеспечение их сохранности и конфиденциальности, хранение документов);
- высокие риски участия в запросе котировок недобросовестных участников закупки в связи с отсутствием возможности установить обеспечение заявки;
- отсутствие возможности выделять лоты при осуществлении закупки.
Таким образом, запрос котировок рекомендуется проводить в случае закупок товаров, работ, услуг, незначительного объема и не относящихся категории сложных, не требующих повышенного внимания к качеству и высокой квалификации поставщика.
Открытый конкурс
Проведение открытого конкурса позволяет:
- получить больший объем сведений о потенциальных поставщиках, в частности, узнать не только предлагаемую цену, но также квалификацию поставщика, возможные гарантии и т.д.
- часть функций по проведению открытого конкурса передать сторонней организации, что очень помогает при сложных закупках.
Конкурс с ограниченным участием
Проведение открытого конкурса с ограниченным участием возможно в конкретных случаях:
- При закупке товаров, работ, услуг, осуществление которых является технологически сложным по причине их специфического характера, и реализация таких товаров, работ, услуг может быть выполнена исключительно специалистами, имеющими необходимый уровень квалификации и подготовки (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1089);
- При выполнении работ:
- Для сохранения объектов культурного наследия;
- Для реставрации музейных коллекций Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ и особо ценных и редких документов библиотечных фондов;
- При которых необходим допуск подрядчика (исполнителя) к библиотечным, архивным и музейным учетным базам данных и системам безопасности.
Двухэтапный конкурс
Заказчик имеет право провести двухэтапный конкурс при одновременном соблюдении двух условий:
- конкурс проводится для заключения:
- контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции;
- энергосервисного контракта;
- контракта на создание произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
- для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки (ч. 2 ст. 57).
Закрытый конкурс
Закрытый конкурс считается достаточно длительной и сложной процедурой, поэтому он не популярен.
Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются только в четырех случаях:
1. закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;
2. закупок товаров, работ, услуг, составляющих государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке;
3. заключение контрактов:
- по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ,
- по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций,
- по страхованию редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение;
4. закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов (ч. 2 ст. 84).
Запрос предложений
Главное достоинство запроса предложений — более короткие сроки его проведения, чем конкурс. При этом, важным недостатком является невозможность отмены проведения и внесения изменений в извещение и документацию.
Организовать закупку путем проведения запроса предложений возможно:
- при закупке спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, для участия и подготовки спортивных сборных команд РФ в Олимпийских и Параолимпийских играх (п. 2 ч. 2 ст. 83);
- При заключении контракта с иностранной организацией для лечения граждан РФ за пределами РФ;
- При проведении закупки дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, торговыми представительствами РФ и иными заказчиками для обеспечения своей деятельности за пределами РФ в случае, если цена контракта не превышает 15 000 000 рублей;
- При закупке товаров, работ, услуг в случае расторжения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ;
- При закупке лекарственных препаратов по медицинским показаниям пациента (при наличии решения врачебной комиссии);
- После признания повторного конкурса, электронного аукциона несостоявшимися;
- При закупке изделий народных художественных промыслов с зарегистрированными образцами (в соответствии с Постановлением РФ от 18.01.2001 № 35);
- При закупке услуг по защите интересов РФ, осуществляемых за ее пределами с привлечением экспертов и адвокатов (в случае подачи исков к РФ в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи).
Организуйте закупки правильно с первого раза в новом сервисе Контур.Снаб для заказчиков по 44-ФЗ.
Источник
Виды закупок по 44-ФЗ
В целом, все виды закупок можно разделить на два типа: закупки по 44-ФЗ и закупки по 223-ФЗ. Первый распространяется на закупки всех госзаказчиков и регулирует все этапы сделок, второй — устанавливает лишь общие принципы и список заказчиков в этом виде закупок ограничен.
В этой статье упор будет сделан на более распространённый вид закупок — по 44-ФЗ, но мы расскажем и о 223-ФЗ. Мы покажем, какие есть виды закупок по 44-ФЗ в формате таблицы, чтобы было удобнее воспринимать информацию.
Какие есть способы закупок по 44-ФЗ
По 44-ФЗ существует несколько видов закупок, которые можно объединить в две большие группы: конкурентные закупки и неконкурентные. Как можно понять из названия, разделение такое проходит по способу определения поставщика.
Ко второй группе, неконкурентному способу закупок, относится лишь один вид закупки — закупка у единственного поставщика. Про неё подробнее мы поговорим в соответствующем разделе.
К первой группе, конкурентному способу закупок, относится весь остальной массив способов определения поставщиков:
- конкурс;
- аукцион;
- запрос котировок;
- запрос предложений.
Каждый из этих видов делится на подвиды. Закупки могут проводить в бумажном и электронном формате (по факту, практически все проводятся именно в электронном). Конкурс может быть одноэтапным и двухэтапным, открытым, закрытым и с ограниченным участием. Аукцион — только открытым и закрытым.
Виды конкурентных закупок по 44-ФЗ: таблица
Разберёмся в каждом конкурентном способе закупок по 44-ФЗ подробнее. Ниже представлена соответствующая таблица.
Вид закупки | Краткое описание |
---|---|
Открытый конкурс | Самый часто встречающийся вариант проведения закупок. Информация о закупке и конкурсная документация размещаются в открытом доступе на портале закупок (ЕИС) для неограниченного круга лиц. К поставщикам предъявляются одинаковые требования. Победителем считается тот участник, который предлагает лучшие условия исполнения контракта, это же относится и к остальным формам конкурса. |
Открытый конкурс с ограниченным участием | Условия проведения такой закупки похожи на открытый конкурс: информация о закупке в свободном доступе, одинаковые требования к поставщикам. Отличие заключается в том, что для участия могут быть предъявлены дополнительные требования, а участники должны пройти предквалификационный отбор. |
Открытый двухэтапный конкурс | Особенность проведения такой закупки заключается в том, что каждый участник должен пройти оба этапа конкурса. Заказчик выбирает победителя именно на основе результатов второго этапа. К участникам могут быть предъявлены как единые требования, так и дополнительные. |
Закрытый конкурс (одноэтапный, двухэтапный и с ограниченным участием) | Отличие закрытого конкурса от открытого заключается в формате его проведения: информация о закупке направляется ограниченному кругу лиц, которые будут удовлетворять определённым заказчиком требованиям. Одноэтапный, двухэтапным и конкурс с ограниченным участием проводятся по подобию открытого конкурса. |
Открытый аукцион | Как и в случае с открытым конкурсом, информация о закупке и конкурсная документация размещаются в открытом доступе на портале закупок (ЕИС) для неограниченного круга лиц. Главное отличие от конкурса заключается в том, что победителем становится тот участник закупок, который предложит наименьшую цену в ходе торгов с пошаговым понижением цен. |
Закрытый аукцион | За получение документации о закрытом аукционе с участников может взиматься плата, которую указывается сам заказчик. Информация о ней указывается в приглашении, отправляемом им поставщикам. |
Запрос котировок | Информация о закупке сообщается неограниченному числу лиц, а начальная максимальная цена контракта не должна превышать 500 тысяч рублей. Победителем становится тот участник, который предложит наименьшую цену. |
Запрос предложений | Всё также как и в предыдущих случаях: информация о закупке распространяется свободно, к поставщикам выставляются одинаковые требования. Однако, в этом случае победителем становится не тот, кто предложит самую низкую цену, а тот, кто предложит самые подходящие условия исполнения контракта. |
Неконкурентные способы закупок по 44-ФЗ
Как мы уже сказали выше, к неконкурентному способу закупок относится только один вид — закупка у единственного поставщика. Регулируется этот метод статьёй 93 44-ФЗ, где описаны условия и правила проведения такой закупки.
Если говорить простыми словами, то суть такой закупки заключается в том, что заказчик заключает контракт с конкретным поставщиком, без предварительного проведения конкурса, аукциона или любого другого конкурентного мероприятия.
Для того чтобы была возможность провести неконкуретную закупку, у заказчика должны быть на то определённые основания в соответствии с вышеуказанной статьёй 93. Таких оснований много (более 50-ти), перечислим лишь некоторые из них:
- закупка на сумму, которая не превышает 600 тысяч рублей;
- закупка вследствие чрезвычайных ситуаций, аварий техногенного и природного характера, для оказания медицинской помощи;
- закупка на оказание услуг по водоотведению, водоснабжению, газоснабжению, теплоснабжению, энергоснабжению, подключению и присоединению к сетям инженерно-технического обеспечения, по ввозу, вывозу и хранению психотропных веществ и наркотических средств;
- поставка культурных ценностей (в том числе музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов, имеющих историческое, художественное или иное культурное значение), предназначенных для пополнения Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда, кино-, фотофонда и аналогичных фондов.
Проведения неконкуретного способа закупок — это право, а не обязанность заказчика. Это означает, что даже в большинстве случаев, которые могут являться основанием для проведения закупки у единственного поставщика, заказчик может проводить и конкурентную закупку.
Квалифицированная электронная подпись (КЭП) — необходимый инструмент в сфере закупок. Для этого подойдёт, например, «Астрал-ЭТ» c любым тарифом из линейки «Торги».
Конкурентные способы закупки по 223-ФЗ
По аналогии с закупками по 44-ФЗ, если заказчик проводить закупку по 223-ФЗ, он также должен выбирать поставщика. До 1 июля 2018 года заказчику было доступно всего две процедуры: электронный аукцион и конкурс. В настоящее время он может использовать также запрос предложений и запрос котировок.
Заказчику доступны и другие способы проведения закупок, например, многолотовые аукционы и аукционы на повышение. Заказчик самостоятельно прописывает все условия проведения таких закупок, что и отличает их от закупок по 223-ФЗ.
«Астрал.Тендер» — комплекс услуг для участия в торгах и госзакупках, одним из которых является тендерное сопровождение. Вам помогут найти подходящую закупку и подготовиться к ней, а также принять участие в торгах.
Продукты по направлению
Электронная подпись для участия в торгах, работы на государственных порталах и электронного документооборота
Комплекс услуг для подготовки к торгам и госзакупкам
Источник