Самый простой способ прыжка

ГЛАВА 8. ПРОСТЫЕ ПРЫЖКИ

Прыжковые упражнения — важное средство физиче­ского воспитания, оказывающее разностороннее воздей­ствие на личность занимающихся. Они являются хорошим средством воспитания скоростно-силовых качеств, форми­рования прикладных навыков быстрого и экономного пре­

одоления препятствий, воспитания решительности и сме­лости, развития двигательных способностей, укрепления мышц ног, повышения деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

К простым прыжкамотносятся прыжки на месте, в глу­бину, в длину, в высоту, высоко-далекие, в «окно», с подкид­ного и пружинного мостика,с короткой скакалкой, через длинную скакалку. Каждый из перечисленных видов прыж­ков может включать разбег, толчок одной или обеими но­гами, полет и приземление. Усложнение прыжковых упраж­нений происходит за счет выполнения прыжков через раз­личные препятствия.

Многообразие простых прыжков позволяет применять их на занятиях с различными категориями занимающихся. На уроках физической культуры в образовательных учреждени­ях простые прыжки применяются при изучении упражнений основной гимнастики. Их можно использовать как средство обучения на занятиях гимнастикой в ДЮСШ. Кроме того, различные варианты простых прыжков используются в воен­но-прикладных целях и в разных видах спорта (легкая атле­тика, прыжки на лыжах, прыжки в воду и др.). С их помо­щью можно приобрести различные двигательные навыки в военно-прикладной и профессиональной деятельности.

Простые, или неопорные, прыжки — важный этап на­чальной подготовки гимнастов. Обучение следует начинать с прыжков на месте, выполняемых на двух и одной ногах с различными поворотами и движениями рук. Усложнять выполнение простых прыжков можно увеличением высоты препятствий.

Простые прыжки могут применяться в сочетаниис дру­гими прикладными упражнениями, например метанием или простейшими акробатическими упражнениями. Их можно выполнять индивидушьнои группами, с поворотами, дополни­тельными движениямирук, ног и туловища. Простые прыж­ки необходимо выполнять в соответствии с требованиями техники исполнения, соблюдая «гимнастический стиль», т. е. устойчивую позу приземления, соответствующее четкое

положение тела в полете, тонные движения руками, ногами, туловищем и головой.

Прыжки на месте и в глубину

Прыжки на местевыполняются на одной или обеих ногах. Они усложняются за счет различных движений дру­гими звеньями тела, поворотами, высотой, темпом, коли­чеством подскоков, например:

• Прыжки на двух ногах.

• Прыжки на одной ноге.

• Чередование прыжков на одной и двух ногах.

• Прыжки с поворотами на 90° и 180°.

• Прыжки с различными движениями рук (хлопки, махи и др.).

Прыжки в глубину(с высоты) способствуют формиро­ванию прикладных и гимнастических навыков. Они вы­полняются с различных гимнастических снарядов, начи­ная с гимнастической скамейки и далее с бревна, коня, козла, специальной подвесной площадки, укрепленной на гимнастической стенке (рис. 8.1). Кроме того, можно ис­пользовать наклонную и горизонтальную лестницы, горку матов и другие снаряды и приспособления. Прыжки в глубину применяются для обучения мягкому и устойчивому приземлению.

Начинать обучение лучше с позы приземления, которая отрабатывается сначала на полу. Это подъемы на носки и опускание на всю стопу; то же, но с последующим сгиба­нием ног во всех суставах до полу приседа. Сначала можно держаться за опору руками, а потом и без нее. Затем уп­ражнения повторяются после выпрыгивания вверх и удер­жания позы приземления. После выпрыгивания вверх опоры (пола, матов) сначала касаются носки, затем проис­ходит перекат на пятки, т. е. на всю стопу, и сгибание ног во всех суставах до полуприседа (ноги вместе). Туловище при этом наклоняется вперед, руки остаются вверху, вся поза способствует устойчивому приземлению (рис. 8.2).

По мере освоения позы приземления изучаются прыжки в глубину. Наиболее приемлемая высота спрыгивания — это высота гимнастической скамейки (30 см). Прыжки с нее можно выполнять из стоек продольно и поперек, шагом одной ногой, то же с поворотами (налево, направо), затем толчком двумя ногами. После освоения прыжков с гимна­стической скамейки можно перейти на более высокие гим­настические снаряды: бревно, конь, козел, подвесная пло­щадка (рис. 8.3). Выполнять оттуда прыжки можно из упора сидя махом ног вперед, из упора присев и из положений стоя (как с гимнастической скамейки).

Читайте также:  Экология способы питания животных

Далее прыжки можно применять с бросками и ловлей мяча во время полета, с различными движениями рук и ног: ноги врозь, согнув ноги вперед или назад, прогнувшись, согнувшись, согнув одну ногу с хлопком под ней, а также с поворотами. Можно выполнять прыжки в глубину с пере­прыгиванием через препятствие (гимнастическая палка, веревочка), шагом одной или толчком двумя ногами, а также в обруч, удерживаемый на той или иной высоте, с призем­лением в пределах заданной площади (начерченный круг, квадрат и т. п.).

Усложнение прыжков достигается за счет увеличения высоты снаряда, выполнения переворотов, движений рука­ми в фазе полета, удаления места приземления и ограни­чения его площади. Прыжки в глубину подбираются в за­висимости от решаемой задачи урока. При всех вариантах их проведения должно обеспечиваться точное и безопасное приземление — на маты или горку матов. Сложность прыж­ка должна соответствовать уровню подготовленности зани­мающихся.

Прыжок согнувшисьявляется способом прыжка в «окно».

Источник

Самый простой способ прыжка

Прыжок – это способ преодоления расстояния с помощью акцентированной фазы полета. В легкой атлетике имеется четыре вида прыжков: прыжок в длину, в высоту, тройной и с шестом. Раньше только мужчины соревно­вались во всех четырех видах прыжков. В 80-х гг. XX в. женщины также стали соревноваться в четырех видах прыжков, до этого они выступали только в двух видах: в прыжках в длину и в высоту.

Все легкоатлетические прыжки можно разделить на две группы: 1) прыжки с преодолением вертикальных препятствий (прыжки в высоту и прыжки с шестом) и 2) прыжки с преодолением горизонтальных препятствий (прыжки в длину и тройной прыжок).

Легкоатлетические прыжки также можно классифицировать как соревновательные прыжки — оба вида выше перечисленных прыжков; и как различные прыжки, имеющие тренирующее значение, — прыжок с места, многократные прыжки, спрыгивания в глубину и выпрыгивание и т. п.

Цель легкоатлетических прыжков – прыгнуть как можно дальше или выше. Прыжок однократное упражнение, в котором нет повторяющихся частей и фаз движения. Характерной его особенностью является полет. Дальность и высота полета тела зависит от начальной скорости ОЦМ прыгуна и угла вылета.

Состав­ные части прыжка и факторы определяющие дальности прыжка.

Как целостное действие прыжок можно разделить на состав­ные части:

— разбег и подготовка к отталкиванию — от начала движения до момента постановки толчковой ноги на место отталкивания;

— отталкивание — с момента постановки толчковой ноги до мо­мента отрыва ее от места отталкивания;

— полет — с момента отрыва толчковой ноги от места отталкива­ния до соприкосновения с местом приземления;

— приземление — с момента соприкосновения с местом призем­ления до полной остановки движения тела.

Разбег и подготовка к отталкиванию. Все легкоатлетические прыжки имеют свои особенности в разбеге, но также имеют определенные общие чер­ты.

Основные задачи разбега — придать телу прыгуна оптималь­ную скорость разбега, соответствующую прыжку, и создать оп­тимальные условия для фазы отталкивания. Почти во всех видах прыжки имеют прямолинейную форму, кроме прыжка в высоту способом «фосбюри-флоп», где последние шаги выполняются по дуге.

Разбег имеет циклическую структуру движения до начала под­готовки к отталкиванию, в которой беговые движения несколь­ко отличаются от движений в разбеге.

Начало разбега должно быть привычным, всегда одинаковым. Задача прыгуна в разбеге — не только набрать оптимальную скорость, но и точно попасть на место отталкивания толчковой ногой, поэтому разбег, его ритм и все движения должны быть постоянными.

Можно выделить два варианта разбега: 1) равноускоренный разбег и 2) разбег с поддержанием скорости. Приме­нение того или иного варианта разбега зависит от индивидуальных особенностей прыгуна.

Отличительные особенности последней части разбега (подго­товка к отталкиванию) зависят от вида прыжка. Общая отличи­тельная черта — увеличение скорости разбега и движений звеньев тела на этом отрезке разбега, так называемое набегание.

Читайте также:  Синупрет капли способ применения взрослым

В прыжках в длину с разбега и тройном прыжке с разбега при подготовке к отталкиванию происходит некоторое уменьшение длины последних шагов и увеличение их частоты.

В прыжках с шестом при подготовке к отталкиванию происхо­дит выведение шеста вперед и также увеличение частоты шагов с одновременным уменьшением длины шага.

В прыжках в высоту с разбега этот этап зависит от стиля прыжка. Во всех стилях прыжка, имеющих прямолинейный разбег («перешагивание», «волна», «перекат», «перекидной»), подготовка к отталкиванию происходит на последних двух шагах, когда ма­ховая нога делает более длинный шаг, тем самым снижая ОЦМ, а толчковая нога делает более короткий быстрый шаг, при этом плечи прыгуна отводятся назад за проекцию ОЦМ. В прыжке «фосбюри-флоп» подготовка к отталкиванию начинается на послед­них четырех шагах, выполняемых по дуге с отклонением корпуса тела в сторону от планки, где последний шаг — несколько короче, а частота шагов увеличивается.

Очень важно наиболее эффективно выполнить технику подго­товки к отталкиванию последней части разбега. Скорость разбега и скорость отталкивания взаимосвязаны между собой. Необходимо, чтобы между последними шагами и отталкиванием не было никакой остановки или замедления движений, никакой потери скорости.

Отталкивание — основная фаза любого прыжка. Задача отталкивания сводится к изменению направления движения ОЦМ прыгуна. В прыжках эта фаза наиболее кратковременная и в то же время наиболее важная и активная. Фазу отталкивания можно разделить на две части: 1) создающую и 2) созидающую.

Первая часть создает условия для изменения вектора скорости, а вторая реализует эти условия, т. е. созидает сам прыжок, его результат.

В первой части отталкивания происходит увеличение сил дав­ления на опору за счет горизонтальной скорости и стопорящего движения толчковой ноги, инерционных сил движений маховой ноги и рук; наблюдается снижение ОЦМ (величина снижения за­висит от вида прыжка); выполняется растягивание напряженных мышц и связок, которые участвуют в последующей части.

Во второй, созидающей, части вследствие увеличения сил ре­акции опоры происходит изменение вектора скорости движения тела прыгуна; снижаются силы давления на опору, ближе к окон­чанию отталкивания; растянутые мышцы и связки передают свою энергию телу прыгуна; инерционные силы движений маховой ноги и рук также принимают участие в изменении вектора скорости движения. Все эти факторы создают начальную скорость вылета ОЦМ прыгуна.

Начальная скорость ОЦМ прыгуна определяется в момент от­рыва толчковой ноги от места отталкивания и зависит от: горизонтальной скорости разбега; величины мышечных усилий в момент перевода горизонталь­ной скорости в вертикальную; времени действия этих усилий; угла постановки толчковой ноги.

Характеризуя величину мышечных усилий в момент перевода части горизонтальной скорости в вертикальную, необходимо сказать не о чистой величине усилий, а об импульсе силы, т. е. величины усилий в единицу времени. Чем больше величина мышечных усилий и меньше время их проявления, тем выше импульс силы, который характеризует взрывную силу мышц. Таким образом, чтобы повысить результат в прыжках, необходимо развивать не просто силу мышц ног, а взрывную силу, характеризующуюся импульсом силы.

Другим фактором, определяющим эффективность перевода горизонтальной скорости в вертикальную, является угол поста­новки толчковой ноги. Во всех прыжках на место отталкивания нога ставится быстро, энергично и жестко, в момент соприкоснове­ния стопы с опорой она должна быть выпрямлена в коленном суставе. Приближенно угол постановки толчковой ноги определя­ется по продольной оси ноги, соединяющей место постановки и ОЦМ с линией поверхности. В прыжках в высоту он наименьший, далее, по возрастанию, идут тройные прыжки и прыжки в длину, наибольший угол — в прыжках с шестом с разбега.

Чем больше надо перевести горизонтальную скорость в верти­кальную, тем угол постановки ноги меньше (острее), нога ста­вится дальше от проекции ОЦМ. Жесткая и быстрая постановка выпрямленной толчковой ноги связана еще и с тем, что прямая нога легче переносит большую нагрузку, тем более что давление на опору в первой части отталкивания превышает в несколько раз вес тела прыгуна. В момент постановки мышцы ноги напря­жены, что способствует упругой амортизации и более эффек­тивному растягиванию упругих компонентов мышц с последую­щей отдачей (во второй части) энергии упругой деформации телу прыгуна.

Читайте также:  Виды общения по способу передачи информации

Полет. После отталкивания прыгун отделяется от земли, и его ОЦМ описывает определенную траекторию полета.

Траектория ОЦМ спортсмена в полете определяется формулами:

V02 · sin 2α V02 · sin2 α

где S – длина и H – высота траектории ОЦМ (без учета его высоты в момент вылета и приземления), V0 – начальная скорость в момент вылета, α – угол вектора скорости к горизонтали в момент вылета, g – ускорение свободно падающего тела, h – высота ОЦМ в конце отталкивания.

Траектория зависит от угла вылета, начальной скорости и сопротивления воздуха.

Угол вылета образуется вектором начальной скорости полетной фазы и линией горизонта. Он образуется в момент отрыва толчковой ноги от места оттал­кивания. В результате отталкивания прыгун приобретает вертикальную скорость составляющую скорости полета, которая может быть определена по формуле: _____

где g – ускорение силы тяжести, H – высота подъема ОЦМ в полете.

Сопротивление воздуха в полетной фазе прыжков, если нет сильного встречного ветра, незначительно, поэтому его можно не учитывать.

Фаза полета в прыжка является безопор­ной, кроме прыжка с шестом, где полет делится на две части: опорную и безопорную.

В фазе полета прыгун не может изменить траекторию движения ОЦМ, которая задает­ся в фазе отталкивания, но может изменять положения звеньев тела относительно ОЦМ.

Для чего прыгун выполняет различные движения руками, ногами, изменяет положение тела в воздухе. Например, в прыжках в высоту спортсмен своими движениями создает оптимальные условия для преодоления планки. В прыжках с шестом в первой опорной части — это создание оптимальных условий для сгибания и разгибания шеста. Во второй безопорной части — создание оптимальных условий для преодоления планки. В прыжках в длину — сохранение равно­весия в полете и создание оптимальных условий для приземления. В тройном прыжке — сохранение равновесия и создание опти­мальных условий для последующего отталкивания, а в последнем прыжке та же цель, что и в прыжках в длину.

Приземление. Каждый прыжок завершается фазой приземления. Задачи любого приземления это создание безопас­ных условий спортсмену и возможности улучшения спортивного результата (прыжок в длину и тройной прыжок).

Тело прыгуна в момент приземления испытывает сильное удар­ное воздействие, которое приходится не только на звенья тела, непосредственно соприкасающиеся с местом приземления, но и на дистальные, наиболее удаленные от него звенья. Такому же ударному воздействию подвергаются и внутренние органы, что может привести к различного рода нарушениям их жизнедеятель­ности и заболеваниям. Нагрузку при приземлении можно определить по формуле:

где F – нагрузка при приземлении, P – вес спортсмена, H – высота падения, S – путь торможения.

Необходимо снизить вредное воздействие этого фактора. Здесь два пути: первый — улучшение места призем­ления; второй — овладение оптимальной техникой приземления.

Первый путь получил свое отражение в прыжках в высоту и с шестом. С применением поролоновых подушек и место приземления стало значительно мягче, возрос­ли результаты, появился новый вид в прыжках в высоту («фосбюри-флоп»), появились фиберглассовые шесты.

Более консервативное место приземления осталось в прыжках в длину и в тройном прыжке. Не смотря на рост результатов приземление осуществляют в яму с песком, но тут нашел свое отражение второй путь — создание оптимальных условий для приземления и рациональная техника приземления, за счет падения под углом к плоскости песка, а также за счет амортизирующего сгибания в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах при нарастающем напряжении мышц.

Источник

Оцените статью
Разные способы