Самый продуктивный способ словообразования

Что такое продуктивные и непродуктивные способы слово и формообразования?

Живые аффиксы, имеющиеся в современной системе словообразования и формообразования, подразделяются на три вида: непродуктивные — не производящие новых слов и форм, но выделяемые в составе слов; продуктивные — обильно производящие новые слова и формы и легко выделяемые; малопродуктивные — редко производящие новые слова и формы, но выделяемые при словообразовательном анализе.

Непродуктивные аффиксы среди приставок: пра-дед, су-мрак, паводок и др. ; среди суффиксов: пас-тух, пе-тух, пуст-ырь, по-вод-ырь, желт-изн-а, кол-оть и др. ; среди окончаний глаголов и существительных: дам, ем, лощадь-ми, кость-ми и др.

Продуктивные аффиксы среди приставок: до-, раз-, при- и др. ; среди суффиксов существительных: -ик, -ник, -иц (а) , -чик, -щик, -ств (о) ; глаголов: -ыва-, -ива-, -ну-; прилагательных: -к-, -ск-, -чив- и мн. др. ; среди окончаний имен и глаголов — подавляющее число окончаний.

Разграничение непродуктивных и малопродуктивных аффиксов часто не отличается четкостью.

В словообразовательной системе современного русского языка часты случаи, когда один и тот же суффикс обнаруживает неодинаковую действенность в образовании слов, различных по своей семантике и структуре. Так, суффикс -ец, образующий от существительных имена существительные со значением «принадлежащий к» , в высшей степени продуктивен (например, мичуринец, ополченец и т. п.) . В то же время суффикс охарактеризуется как непродуктивный в образовании имен существительных со значением лица от глагольных основ (например, пев-ец, куп-ец, гон-ец и т. п.) . Глагольные суффиксы -ыва-, -ива- продуктивны только в отношении приставочных глаголов (похаживать, просиживать и т. п.) . Продуктивное окончание -ов у существительных мужского рода в родительном падеже множественного числа (заводов, столов) является малопродуктивным в словах среднего рода (облаков, древков, плечиков, очков).

Живые аффиксы, имеющиеся в современной системе словообразования и формообразования, подразделяются на три вида: непродуктивные — не производящие новых слов и форм, но выделяемые в составе слов; продуктивные — обильно производящие новые слова и формы и легко выделяемые; малопродуктивные — редко производящие новые слова и формы, но выделяемые при словообразовательном анализе.

Непродуктивные аффиксы среди приставок: пра-дед, су-мрак, паводок и др. ; среди суффиксов: пас-тух, пе-тух, пуст-ырь, по-вод-ырь, желт-изн-а, кол-оть и др. ; среди окончаний глаголов и существительных: дам, ем, лощадь-ми, кость-ми и др.

Продуктивные аффиксы среди приставок: до-, раз-, при- и др. ; среди суффиксов существительных: -ик, -ник, -иц (а) , -чик, -щик, -ств (о) ; глаголов: -ыва-, -ива-, -ну-; прилагательных: -к-, -ск-, -чив- и мн. др. ; среди окончаний имен и глаголов — подавляющее число окончаний.

Разграничение непродуктивных и малопродуктивных аффиксов часто не отличается четкостью.

В словообразовательной системе современного русского языка часты случаи, когда один и тот же суффикс обнаруживает неодинаковую действенность в образовании слов, различных по своей семантике и структуре. Так, суффикс -ец, образующий от существительных имена существительные со значением «принадлежащий к» , в высшей степени продуктивен (например, мичуринец, ополченец и т. п.) . В то же время суффикс охарактеризуется как непродуктивный в образовании имен существительных со значением лица от глагольных основ (например, пев-ец, куп-ец, гон-ец и т. п.) . Глагольные суффиксы -ыва-, -ива- продуктивны только в отношении приставочных глаголов (похаживать, просиживать и т. п.) . Продуктивное окончание -ов у существительных мужского рода в родительном падеже множественного числа (заводов, столов) является малопродуктивным в словах среднего рода (облаков, древков, плечиков, очков).

Источник

Продуктивные и непродуктивные словообразовательные типы.

Следует отметить, что практически все лингвисты, разрабатывающие проблему определения СТ, уделяли большое внимание продуктивности / непродуктивности словообразовательных моделей. И это не случайно, так как с понятием «продуктивность / непродуктивность СТ» сопряжено понятие «ядерность / периферийность» типов в словообразовательной системе русского языка.

Н.В.Крушевский, говоря о продуктивности словообразовательных типов, отмечал, что многие из них обладают настолько высокой регулярностью («так прочно устанавливаются в языке», как писал Н.В.Крушевский), что приближаются в этом отношении к морфологическим типам склонения или спряжения. Таковы, например, прилагательные словообразовательного типа подножный, ручной, душный, образованные с помощью форманта -н(ый) (-н(ой)) от существительных с основой, оканчивающейся на заднеязычный согласный.

Г.О.Винокур достаточно специфично подходит к проблеме регулярности и продуктивности / непродуктивности словообразовательных рядов. С его точки зрения продуктивность – это та же регулярность, при условии, что создаваемые ею ряды неисчислимы, т.е. всегда могут быть пополнены новыми образованиями. Если же, напротив, тот или иной словообразовательный ряд ограничен, не пополняется новыми словами, то мы имеем дело в этих случаях с непродуктивными моделями словообразования. Следует особо обратить внимание на тот факт, что Г.О.Винокур связывает понятие регулярности со свойством словообразовательного ряда, а понятие продуктивности – со свойством словообразовательной модели или типа.

Останавливаясь на вопросе продуктивности / непродуктивности словообразовательных моделей (типов), В.В.Виноградов отмечал, что продуктивность форм словообразования органически связана с живыми процессами развития словарного состава языка, отражающими изменения в жизни общества, прогресс науки, техники, культуры. Наряду с продуктивными СТ в языке существуют непродуктивные СТ, «как бы замершие типы словообразования». Непродуктивными могут быть и такие СТ, которые насчитывают в своем составе значительное количество слов, но более уже не пополняются.

Степень непродуктивности разных СТ, по В.В.Виноградову, неодинакова.

Ученый считает, что при описании системы современного русского словообразования основной упор должен быть сделан «не на пережиточные, единичные, нерегулярные, непродуктивные или отмершие словообразовательные типы, а на типы устойчивые, живущие в течение очень долгого времени, продуктивные и вновь развивающиеся».

Н.Д.Арутюнова еще в 1961 г. писала о том, что «синхронное словообразование изучает типы, по которым моделируются новые слова, и элементы словообразования не могут не быть активными». В свою очередь реальную структуру всех входящих в язык слов должна, как полагает Н.Д.Арутюнова, изучать другая дисциплина – «морфология основ». Это мнение фактически разделяет другой исследователь, В.И.Кодухов, который считает, что «словообразовательная система современного языка определяется продуктивными моделями».

Активность словообразовательной модели отражает ее прототипичность для языкового сознания говорящего. То есть активность СТ релевантна прежде всего для речевой деятельности. С точки зрения языковой системы представляется необходимым рассмотрение как ядерных (продуктивных, активных), так и периферийных словообразовательных типов, так как именно на периферии семантической организации словообразовательных типов и словообразовательной системы в целом, а также через взаимодействие ядра и периферии прослеживаются те тенденции, которые определяют самоорганизацию словообразовательной системы языка в целом. Поэтому включение ядерных и периферийных СТ в словообразовательную систему русского языка представляется исключительно важным.

Если в языке есть определенная модель, пусть реализованная пока всего только одним словом, ее уже необходимо включить в языковую систему.

Если словообразовательный тип или словообразовательная модель находятся в системе языка, то они обладают определенной степенью системной продуктивности. При возникновении определенных предпосылок такого рода СТ будет пополняться производными лексемами. Отдельные СТ русского языка в некоторый временной момент существования языковой действительности могут относиться к периферии словообразовательной системы, но в случае прагматической необходимости те же СТ могут стать более регулярными и продуктивными, что естественным образом приводит к новым образованиям в пределах модели. Для многих языковых образцов характерна легкость перехода из потенциального состояния в реальное, актуально существующее.

Читайте также:  Наиболее эффективные способы очистки загрязнений при капиллярном контроле

Разделяемые людьми, говорящими на русском языке, такие образцы передаются от одного лица к другому и воспроизводятся вновь. Они вовсе не являются чем-то потусторонним, и внешним по отношению к языковому опыту всех носителей русского языка. Как справедливо отмечал В.В.Лопатин, непроходимой границы между продуктивными и непродуктивными словообразовательными типами нет: непродуктивные типы потенциально продуктивны, и не исключено возникновение новых образований (не только речевых, т.е. окказиональных, но и языковых, т.е. регулярно воспроизводимых), относящихся к непродуктивным типам.

СТ, в которых представлены различные словообразовательные средства, были на протяжении истории русского языка продуктивными в большей или меньшей степени и, соответственно, в разной степени подвергались опасности исчезновения. Причины для сохранения или исчезновения некоторых образований – различны. Они простираются от фактора суффиксальной продуктивности вплоть до внеязыковых явлений, с необходимостью вызывающих новые слова к жизни под воздействием политических, общественных, социальных, экономических, культурных, духовных или идеологических потребностей. Набор производных слов при этом тоже пополняется. В настоящее время, например, благодаря появлению новых семантических конденсатов-субстантивов выросла продуктивность словообразовательной модели имен-отадъективов типа столовая, пирожковая, вареничная, пловная и им подобных.

Источник

Способы словообразования в русском языке: суффиксальный, приставочный и другие способы

Словообразование – это раздел языкознания, который изучает строение словарных единиц и способы их образования. В русском языке существуют различные способы словообразования, которые показывают, с помощью каких языковых средств образуются новые слова.

Каждый способ словообразования – это функционирующая модель образования слов с помощью различных аффиксов и их комбинаций. Это сложение, переход от одной части речи в другую и т.д.

Морфологический способ образования слов

В современном русском языке есть основные способы словообразования. Первый, о котором мы поговорим – это морфологический (слова образуются при помощи присоединения морфем к производящей основе или слову).

Данный способ основан на взаимодействии производящих основ с другими морфемами: приставками (префиксами), суффиксами, постфиксами, интерфиксами и окончаниями.

Выделяют следующие морфологические способы словообразования в русском языке:

  • Приставочный (префиксальный). Новое слово образуется путем добавления приставки к основе.
  • Суффиксальный. К производящей основе добавляется словообразующий суффикс.
  • Приставочно-суффиксальный. Данный способ словообразования предполагает одновременное присоединение приставки и суффикса.
  • Нулевая суффиксация. Новое слово образуется с помощью добавления нулевого суффикса.
  • Постфиксация. К целому слову добавляется постфикс.
  • Приставочно-постфиксальный. Слово образуется путем добавления приставки и постфикса.
  • Суффиксально-постфиксальный. Это разновидность суффиксального способа, которая предполагает добавление суффикса и постфикса.
  • Сложение. Данный способ словообразования предполагает образование слова с помощью соединения двух или более основ (или слов).
  • Сращение. В этом случае словосочетание превращается в одно слово без изменений (характерен для словосочетаний типа: наречие + прилагательное).
  • Аббревиация. Способ, который предполагает сложение усеченных отрезков (или усеченных отрезков и целых слов исходного словосочетания).
  • Усечение. Новые лексемы образуются путем сокращения полного слова, а также усечения производящей основы.

Для того, чтобы было более понятен принцип образования слов в каждом конкретном случае, приведем примеры для каждого способа словообразования.

Приставочный: бежать – добежать; прочный – сверхпрочный; заголовок – подзаголовок; брать – отобрать и т.д.

Суффиксальный: земля – земляк; пахать – пахота; теплый – теплота; комфорт – комфортабельный; белый – белизна.

Приставочно-суффиксальный: локоть – подлокотник; мышца – внутримышечный; стенка – застенок; гора – пригорок.

Нулевая суффиксация: тихий – тишь; бегать – бег; отдыхать – отдых; зеленый – зелень.

Постфиксация: кто – кто-нибудь; какой – какой-нибудь; что – что-то.

Приставочно-постфиксальный: мечтать – размечтаться; плакать – расплакаться; есть – наесться.

Суффиксально-постфиксальный: пост – поститься; гордый – гордиться; ветвь – ветвиться.

Сложение предполагает разные варианты словообразования. Есть чистое сложение:

  • защита рыб – рыбозащита;
  • светлый розовый – светло-розовый;
  • официальный и деловой – официально-деловой;
  • хранилище овощей – овощехранилище.

Существует сложение с суффиксацией – это способ, который предполагает использование словообразовательных средств, которые применяются при сложении и при суффиксации:

  • голова и ломать – головоломка;
  • орден и носить – орденоносец;
  • железная дорога – железнодорожный;
  • два метра – двухметровый.

Сращение: высоко оплачиваемый – высокооплачиваемый; мало соленый – малосоленый; быстро растворимый – быстрорастворимый; ума лишенный – умалишенный.

Аббревиация: заработная плата – зарплата: центральный спортивный клуб армии – ЦСКА; запись актов гражданского состояния – ЗАГС; военный комиссариат – военкомат.

Усечение: заместитель – зам; килограмм – кило; метрополитен – метро; специалист – спец.

Источник

Абрамова Ксения Вадимовна

Тема 3.1. Словообразование. Морфемика. Морфема. Классификация морфем. Виды аффиксов. Морфемный анализ слова

Словообразование как особый раздел науки о языке включает две составные части – морфемику и собственно слообразование (деривацию).

Предметом изучения в словообразовании является слово; исследуется состав, способ образования слова как единицы словообразовательной системы. Словообразовательная система русского языка тесно связана с другими его сторонами (уровнями) – лексикой и грамматикой. Связь с лексикой: новые слова пополняют словарный состав языка. Связь с грамматикой: новые слова оформляются в соответствии с законами грамматического строя русского языка (оформляются как опред. часть речи).

Морфемика – это учение о значимых частях слова (морфемах), т.е. учение о строении, структуре слова.

Понятие морфемы ввел А.И. Бодуэн-де-Куттене. До него этого термина не было, но составом слова занимались подробно и были более частные термины (корень, суффикс). Говоря о морфемном составе слова, мы имеем в виду самостоятельные слова. Термины имеют особую структуру: их основы не членятся, выделяется только окончание (напр., подлежащее, сказуемое).

Морфема – это минимальная значимая часть слова, которая регулярно повторяется в других словах.

Классификация морфем

По роли в слове

1. Главные (корень). Корень – это главная, обязательная морфема в слове, его идееноситель. Корни объединяют слова в словообразовательные гнезда (однокоренные, родственные слова).

Вариативные корни связаны с историческим чередованием согласных: любить – люблю; или гласных: заря – зори, касаться – коснуться, день – дня. К вариативным корням относятся и чередования мягкого / твердого (80 % в рус.яз).

Связанные и свободные корни. Свободный корень – тот, который может быть равным основе, т.е. непосредственно может соединяться с окончанием (домашний, оконный). Связанный корень во всех словах стоит рядом с суффиксом или приставкой, с окончанием напрямую не соединяется (при-выч-ка, об-у-ть, о-де-жда, при-ба-вить, оптим-изм).

2. Аффиксы : префиксы, постфиксы (суффиксы и флексии), интерфиксы (в уз. пон. – соед. гласные). К последним Земская относит асемантические прокладки (сад-ов-ник, чит-ин-ский, америк-ан-ец). Некоторые морфемы в глаголах близки к ним (говор-и-ть, леж-а-ть). Эти же самые буквы могут быть суффиксами, если глагол – производный (шагать ← шаг, белить ← белый, чернеть ← черный.

Читайте также:  Способы нарезки домашней лапши вручную

Приставка и суффикс отличаются не только местом расположения в слове, но и тем, что суффикс более грамматичен:

1.по суф. всегда можно узнать часть речи;

2.суффиксы образуют лексико-семантический разряд частей речи (-ин-, -ов-, -ий-: притяжат. местоимения; -сь, -ся – возвратные глаголы).

3.среди суф. есть не только словообразующие, но и формообразующие (суф. причастий, деепричастий, повелит. накл.).

Приставка не может указывать часть речи.

По материальной выраженности

Нулевые аффиксы (обычно окончание: старик, башен, ходил).

Материально выраженные (звуком, буквой).

Есть и нулевые суффиксы:

1.грамматические (нес_ _, вез_ _ — м.р., ед.ч.)

2.словообразователные (выход_ — опредмеченное действие, ений – пение, мышление; синь_, зелень_, глушь_ — опредмеченное качество, -ость-, -изн-).

Окончание – часть грамматически изменяемого слова, которая участвует в соединении слов в предложении и в выражении грамматических значений. Обычно находится на конце, но может находится и перед постфиксом (дв-е-ст-и пять-_-дест_ семь_).

Окончаний не имеют наречия, деепричастия и неизменяемые существительные. Некоторые окончания уникальны, поэтому затруднительно их выделение (к-то: кого, кому).

Окончания в русском языке выполняют грамматическую роль, но в некоторых случаях являются словообразовательными (кум – кума, пять – пятый).

1.часть слова без окончания (перешл-а);

2.часть слова без формообразовательных элементов (переш-ла).

Основа производная , если слово образовано от другого слова (столик, ветреный). Непроизводная основа – не образуется от другого слова (белка, дом, земля). Производящая основа бывает и производной и непроизводной (вода→водяной→водянистый→водянистость).

Простая основа – один корень, сложная – два, три корня.

Членимая – основа, в которой легко выделяются морфемы, т.к. они есть в других словах (писатель), слабочленимая – сложно выделить суффикс или корень (ра-дуга, стекл-ярус, поп-адья, низ-верг-нуть).

Тема 3.2. Типы основных словообразовательных значений и способы их выражения. Словообразование основных частей речи. Активные процессы в современном русском словообразовании

Дериватология – это раздел словообразования, изучающий способы и типы образования слов. К основным понятиям дериватологии относятся дериват, исходная база, формант, словообразовательный тип, значение, способ, словообразовательная пара, гнездо и т.д.

В словообразовании, как и в лексике, имеются многозначность, омонимия, синонимия.

Так, например, многозначна приставка при-, придающая словам следующие значения: 1) пространственной близости, смежности (приморский, пришкольный), 2) приближения, присоединения (пригибать, приделать), 3) совершения действия не в полном объеме или на ограниченный срок (приоткрыть, приостановиться), 4) доведения действия до конца (приготовить, приискать), 5) совершения действия в чьих-либо интересах (приберечь, приманить), 6) действия, сопутствующего другому действию (пританцовывать).

Примером словообразовательной омонимии может служить суффикс -ец, который выделяется в существительных, обозначающих лиц мужского пола по: 1) местности (горец, кавказец), 2) национальности (испанец, немец), 3) роду занятий (гребец, торговец), 4) социальной принадлежности, убеждениям (разночинец, сопротивленец, вольнодумец), 5) характерным свойствам (мудрец, хитрец, корыстолюбец), 6) принадлежности к учебному заведению (суворовец, нахимовец), 7) приверженности учению, политическим взглядам (мичуринец, якобинец) и др.

Примером словообразовательной синонимии могут служить параллельные названия жителей городов, областей типа ростовец — рос-товчанин, хабаровец — хабаровчанин, крымчак — крымчанин, смоленец — смолянин — смоленчанин — смоленянин.

Непроизводные и производные основы

Слова русского языка различаются по строению основы, или морфологическому составу.

Основы всех знаменательных слов по своему морфологическому составу делятся на две группы: основы непроизводные и производные. Слова вода, гора имеют непроизводную основу, а паводок, пригорок — производную (вод-а, гор-а, па-вод-ок, при-гор-ок).

Непроизводная основа (немотивированная) — это единое целое, неразложимое на отдельные морфемы (значащие части); производная основа (мотивированная) — составное единство, членимое на отдельные морфемы.

Членимость производной основы на значащие части является морфологической особенностью этой основы и отличает ее от непроизводной. Это свойство производной основы наличествует в ней лишь тогда и до тех пор, пока в языке наличествует непроизводная основа, соответствующая данной производной. Основы слов горец, курица, палочка являются производными; они расчленяются на отдельные морфемы потому, что в современном языке имеются соответствующие им непроизводные основы: гор-а, кур-ы, палк-а.

Производная основа теряет способность члениться на морфемы и становится непроизводной, если соответствующая ей непроизводная основа исчезает из языка или перестает соотноситься с ней. Так, основы слов палка, лавка, миска, кочка утратили членимость на отдельные морфемы, стали в современном языке непроизводными потому, что соотносившиеся с ними в древнерусском языке непроизводные основы (пала, лава, миса, коча) выпали из словаря современного русского литературного языка. Основы слов мешок, столица, обруч, погост, живот, прелесть также перешли в разряд непроизводных, так как перестали соотноситься с имеющимися в современном русском литературном языке непроизводными основами (мех, стол, рука, гость, жить, лесть).

Лексико-семантическое словообразование

Лексико-семантическое словообразование выражается в том, что слово, уже существующее в языке, приобретает новое смысловое значение, как бы расщепляется на два или более слова-омонима, которые сосуществуют как слова с различным значением, например: кулак (кисть руки, сжатая для удара) и кулак (эксплуататор); бабка (то же, что бабушка), бабка (надкопытный сустав ноги у животных), бабка (одна из парных частей токарного станка), бабка (несколько снопов хлеба, уложенных определенным образом).

Лексико-синтаксическое словообразование

Лексико-синтаксическое словообразование имеет место в случаях образования слов из словосочетаний, объединенных в одно слово в процессе употребления в языке, например: сумасшедший (с ума сшедший), тяжелораненый (тяжело раненный), четыреста (четыреста), наконец (на конец), сейчас (сей час).

При образовании слов из словосочетаний (часто это прилагательное + существительное) обычно происходит своеобразная словообразовательная компрессия: на базе прилагательного образуется имя существительное (с помощью суффикса -к), а определяемое имя вовсе опускается. Такое свертывание двухсловных наименований в одно особенно характерно для нашего времени и распространено в разговорном стиле: пятиэтажка (пятиэтажный дом), оборонка (оборонная промышленность), наличка (наличные деньги), высотка (высотное здание), зачетка (зачетная книжка), духовушка (духовое ружье), визитка (визитная карточка) и др. Такой же способ обнаруживается и при образовании бытовых наименований различных круп — пшенка, гречка, овсянка, а также других пищевых изделий — тушенка, жженка.

Поскольку в данном типе словообразования участвуют суффиксальные элементы, то его можно отнести и к морфолого-синтаксическому, а точнее — лексико-морфолого-синтаксическому.

Морфолого-синтаксическое словообразование

Морфолого-синтаксическое словообразование осуществляется при переходе слов, принадлежащих к какой-либо части речи, в иную часть речи, например: прилагательные запятая, булочная, лесничий, слабительное перешли в имена существительные; причастие заведующий перешло в имя существительное; деепричастия благодаря, несмотря (на) перешли в предлоги и т.д.

Морфологическое словообразование

Наиболее продуктивным в обогащении лексики современного русского языка является морфологическое словообразование, т.е. создание новых слов на базе имеющегося в языке строительного материала путем закономерного сочетания морфем в слове. Основные виды морфологического словообразования, действующие в современном русском языке, — сложение, безаффиксный способ словообразования и аффиксация.

Читайте также:  Способ производства масло сливочное масло

Сложение — это такой способ морфологического словообразования, при котором путем объединения двух и более основ образуется новое слово, например: теплоход, самолетостроение, совхоз, кинотеатр и др.

Путем основосложения образуются сложные и сложносокращенные слова. Сложные слова — результат сложения полных основ (вод-о-про-вод), а сложносокращенные — усеченных основ (кол-хоз, ком-со-мол). При основосложении наиболее продуктивным является образование имен существительных мужского рода с ведущей глагольной непроизводной основой (вертолет, атомоход). Глаголы этим способом в русском языке не образуются. Такие слова, как благословить, многословить и т.п., заимствованы из старославянского языка, в котором они были кальками с греческого языка.

Сложение основ обычно производится посредством соединительных гласных о и e (нефтепровод, книготорговля), но нередко основосложение осуществляется и без соединительной гласной (десятилетка, двухмоторный, многотомный).

Слова, имеющие в своем составе два или несколько корней, не всегда образуются посредством основосложения. Так, слова железобетонный, полеводческий, коневодство, радиовещание произведены от сложных слов (железобетон, полевод, коневод, радиовещать) посредством суффиксов -н, -ческ-, -ств-, -ни-, а не образованы путем сложения основ.

С другой стороны, в современном русском словообразовании в качестве словообразовательного элемента могут выступать неполнозначные основы -вод, -вед, -носец, -видный, -образный, -творный и др. (ср. растениевод, языковед, орденоносец, разновидный, человекообразый, благотворный.

Безаффиксный способ словообразования, т.е. лишенный словообразовательных элементов, наименее распространен. Этот способ применяется только при образовании имен существительных (от некоторых глаголов) и имен прилагательных. При этом основа имени прилагательного, от которого образуется существительное, подвергается изменению (меняется конечный согласный, место ударений), а основа глагола обычно не изменяется (ср.: глубокий — глубь, тихий — тишь, бегать — бег, заливать — залив и т.п.).

Существительные пробег, прилив, припев, вылет, простой (простой транспорта) являются производными основами, однако образование этих слов посредством приставок исключается. Эти слова соотносительны по значению с глагольными основами пробегать, приливать, припевать, вылетать, простоять и образованы безаффиксным способом словообразования. Этот способ обычно используется при образовании существительных от глаголов.

Аффиксация — наиболее продуктивный способ образования слов, при котором новое слово создается присоединением к основе того или иного словообразовательного элемента. Возможны три вида аффиксации — суффиксальный, префиксальный и суффиксально-префиксальный. Разновидностью суффиксального является способ постфиксальный (лат. post — после и fixus — прикрепленный).

При морфологическом словообразовании суффиксы и приставки могут выполнять две функции — использоваться и для образования отдельных слов, и для выражения грамматических значений. Совмещение обеих функций — словообразующей и формообразующей — наблюдается чаще всего у приставок и реже у суффиксов и в отдельных случаях у окончаний. Например: в глаголах зашуметь, полежать приставки за- и по- не только образуют новые слова (ср. шуметь, лежать), но создают в образованных глаголах грамматическое значение совершенного вида (ср.: шуметь и зашуметь — начало действия, лежать и полежать — ограниченность действия во времени).

Суффиксальный способ словообразования осуществляется путем прибавления к производящей основе суффикса. Слова земляк, землячка, землячество образованы прибавлением суффиксов -як, -к-, -еств- к производящим основам земл-, земляк-, земляк-.

Префиксальный способ словообразования выражается в прибавлении префикса к слову, которое выступает в роли производящей основы. Слова спутник, сотоварищ, неприятель, сверхранний, придавать, раздавать образованы прибавлением приставок с-, со-, не-, сверх-, при-, раз- к производящим основам путник, товарищ, приятель, ранний, давать.

Суффиксально-префиксальный способ словообразования заключается в одновременном присоединении к производящей основе и суффикса и префикса. Слова взморье, подорожник, простенок, перелесок образованы одновременным присоединением к производящей основе приставок вз-, по; про-, пере- и суффиксов -j-, -ник-, -ок-, -ок-.

Постфиксальный способ словообразования осуществляется путем прибавления к производящей основе постфикса. Термин постфикс имеет два значения: 1) любой аффикс, стоящий после корня; 2) аффикс, стоящий после флексии и противопоставленный по этому признаку суффиксу. Глагольные основы присоединяют постфикс -ся/-сь: мыться, моюсь; местоименные — -то, -либо, -нибудь: кто-то, какой-либо, что-нибудь.

При образовании глаголов, как правило, постфиксальный способ совмещается с префиксальным и суффиксальным, образуя три разновидности: префиксально-постсуффиксальный (нервничать — разнервничаться), суффиксально-постфиксальный (резвый — резвиться), префиксально-суффиксально-постфиксальный (говорить — переговариваться).

При определении способа морфологического словообразования в слове с производной основой нужно установить, от какой основы это слово образовано, с какой производящей основой оно соотносится.

Производные основы слов соседний, отделка, содружество, сосуществование, затылок, сбиться в современном русском языке семантически и грамматически соотносятся с производящими основами сосед, отделать, дружество, существование, тыл, бить. Наличие этого соотношения между основами производными и производящими служит основанием для заключения, что слова соседний и отделка образованы суффиксальным способом, слова содружество и сосуществование — префиксальным, а слова затылок и сбиться — суффиксально-префиксальным.

Разные виды аффиксации имеют различную продуктивность в образовании частей речи: имена существительные и прилагательные чаще образуются посредством суффиксов, а глаголы — посредством префиксов; суффиксально-префиксальный способ словообразования более продуктивен в области глаголов и менее продуктивен в области имен. Суффиксы и префиксы выступают в процессе словообразования по-разному: суффиксы образуют новое слово от производящей основы, а префиксы — от целого слова; при суффиксально-префиксальном способе словообразования слова образуются и от основы слов (существительных и прилагательных), и от целого слова (глаголов).

Словообразовательные возможности аффиксов различаются и с точки зрения грамматической. Префиксы образуют слова только того лексико-грамматического разряда, к которому принадлежит производящее слово; суффиксы же могут образовывать слова и иного лексико-грамматического разряда; при суффиксально-префиксальном способе образуются и слова того же лексико-грамматического разряда и иного, например: от имен образуются и существительные, и прилагательные, и слова, относящиеся к другим частям речи, а от глаголов — исключительно глаголы.

В составе словообразовательных аффиксов русского языка имеются заимствованные из других языков, например приставки а-, ре-; про-, анти- и др. и суффиксы -ит, -ент, -акт-, -аж и др.: аморальный, репродукция, проректор, антисоциальный; плеврит, ассистент, музыкант, персонаж.

Иноязычные морфемы обычно входят в состав иноязычных слов, бытующих в русском языке, но иногда они сочетаются и с русскими основами (ср.: авиатор — новатор, дирижер — ухажер).

При словообразовательном анализе слов с иноязычной производящей основой и аффиксом учитываются живые связи между словами, существующие в современном русском языке. Такой анализ исключает учет связей между иноязычными словами в том языке, из которого заимствовано слово. Например, наличие в современном русском языке родственных слов доктор, докторат, докторант, докторантура дает возможность отнести три последних слова к производным основам и выделить в них суффиксы -aм, -ант, -ант, -ур и производящую основу доктор: Отсутствие в русском языке слов с непроизводной основой докт- исключает возможность выделения в слове доктор суффикса -ор, и потому слово доктор относится к непроизводным основам. В латинском языке, из которого заимствовано слово доктор, основа докт-ор не лишена словопроизводственных связей и, естественно, относится к производящим основам (ср. доктрина, докторальный).

Источник

Оцените статью
Разные способы