- Виды закупок по 44-ФЗ
- Какие есть способы закупок по 44-ФЗ
- Виды конкурентных закупок по 44-ФЗ: таблица
- Неконкурентные способы закупок по 44-ФЗ
- Конкурентные способы закупки по 223-ФЗ
- Методы проведения закупки по 44-ФЗ: что выбрать?
- Что предпочитают заказчики
- Электронный аукцион
- Контракт с единственным поставщиком
- Запрос котировок
- Открытый конкурс и его подвиды
- Закрытый конкурс
- Запрос предложений
- Выводы
Виды закупок по 44-ФЗ
В целом, все виды закупок можно разделить на два типа: закупки по 44-ФЗ и закупки по 223-ФЗ. Первый распространяется на закупки всех госзаказчиков и регулирует все этапы сделок, второй — устанавливает лишь общие принципы и список заказчиков в этом виде закупок ограничен.
В этой статье упор будет сделан на более распространённый вид закупок — по 44-ФЗ, но мы расскажем и о 223-ФЗ. Мы покажем, какие есть виды закупок по 44-ФЗ в формате таблицы, чтобы было удобнее воспринимать информацию.
Какие есть способы закупок по 44-ФЗ
По 44-ФЗ существует несколько видов закупок, которые можно объединить в две большие группы: конкурентные закупки и неконкурентные. Как можно понять из названия, разделение такое проходит по способу определения поставщика.
Ко второй группе, неконкурентному способу закупок, относится лишь один вид закупки — закупка у единственного поставщика. Про неё подробнее мы поговорим в соответствующем разделе.
К первой группе, конкурентному способу закупок, относится весь остальной массив способов определения поставщиков:
- конкурс;
- аукцион;
- запрос котировок;
- запрос предложений.
Каждый из этих видов делится на подвиды. Закупки могут проводить в бумажном и электронном формате (по факту, практически все проводятся именно в электронном). Конкурс может быть одноэтапным и двухэтапным, открытым, закрытым и с ограниченным участием. Аукцион — только открытым и закрытым.
Виды конкурентных закупок по 44-ФЗ: таблица
Разберёмся в каждом конкурентном способе закупок по 44-ФЗ подробнее. Ниже представлена соответствующая таблица.
Вид закупки | Краткое описание |
---|---|
Открытый конкурс | Самый часто встречающийся вариант проведения закупок. Информация о закупке и конкурсная документация размещаются в открытом доступе на портале закупок (ЕИС) для неограниченного круга лиц. К поставщикам предъявляются одинаковые требования. Победителем считается тот участник, который предлагает лучшие условия исполнения контракта, это же относится и к остальным формам конкурса. |
Открытый конкурс с ограниченным участием | Условия проведения такой закупки похожи на открытый конкурс: информация о закупке в свободном доступе, одинаковые требования к поставщикам. Отличие заключается в том, что для участия могут быть предъявлены дополнительные требования, а участники должны пройти предквалификационный отбор. |
Открытый двухэтапный конкурс | Особенность проведения такой закупки заключается в том, что каждый участник должен пройти оба этапа конкурса. Заказчик выбирает победителя именно на основе результатов второго этапа. К участникам могут быть предъявлены как единые требования, так и дополнительные. |
Закрытый конкурс (одноэтапный, двухэтапный и с ограниченным участием) | Отличие закрытого конкурса от открытого заключается в формате его проведения: информация о закупке направляется ограниченному кругу лиц, которые будут удовлетворять определённым заказчиком требованиям. Одноэтапный, двухэтапным и конкурс с ограниченным участием проводятся по подобию открытого конкурса. |
Открытый аукцион | Как и в случае с открытым конкурсом, информация о закупке и конкурсная документация размещаются в открытом доступе на портале закупок (ЕИС) для неограниченного круга лиц. Главное отличие от конкурса заключается в том, что победителем становится тот участник закупок, который предложит наименьшую цену в ходе торгов с пошаговым понижением цен. |
Закрытый аукцион | За получение документации о закрытом аукционе с участников может взиматься плата, которую указывается сам заказчик. Информация о ней указывается в приглашении, отправляемом им поставщикам. |
Запрос котировок | Информация о закупке сообщается неограниченному числу лиц, а начальная максимальная цена контракта не должна превышать 500 тысяч рублей. Победителем становится тот участник, который предложит наименьшую цену. |
Запрос предложений | Всё также как и в предыдущих случаях: информация о закупке распространяется свободно, к поставщикам выставляются одинаковые требования. Однако, в этом случае победителем становится не тот, кто предложит самую низкую цену, а тот, кто предложит самые подходящие условия исполнения контракта. |
Неконкурентные способы закупок по 44-ФЗ
Как мы уже сказали выше, к неконкурентному способу закупок относится только один вид — закупка у единственного поставщика. Регулируется этот метод статьёй 93 44-ФЗ, где описаны условия и правила проведения такой закупки.
Если говорить простыми словами, то суть такой закупки заключается в том, что заказчик заключает контракт с конкретным поставщиком, без предварительного проведения конкурса, аукциона или любого другого конкурентного мероприятия.
Для того чтобы была возможность провести неконкуретную закупку, у заказчика должны быть на то определённые основания в соответствии с вышеуказанной статьёй 93. Таких оснований много (более 50-ти), перечислим лишь некоторые из них:
- закупка на сумму, которая не превышает 600 тысяч рублей;
- закупка вследствие чрезвычайных ситуаций, аварий техногенного и природного характера, для оказания медицинской помощи;
- закупка на оказание услуг по водоотведению, водоснабжению, газоснабжению, теплоснабжению, энергоснабжению, подключению и присоединению к сетям инженерно-технического обеспечения, по ввозу, вывозу и хранению психотропных веществ и наркотических средств;
- поставка культурных ценностей (в том числе музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов, имеющих историческое, художественное или иное культурное значение), предназначенных для пополнения Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда, кино-, фотофонда и аналогичных фондов.
Проведения неконкуретного способа закупок — это право, а не обязанность заказчика. Это означает, что даже в большинстве случаев, которые могут являться основанием для проведения закупки у единственного поставщика, заказчик может проводить и конкурентную закупку.
Квалифицированная электронная подпись (КЭП) — необходимый инструмент в сфере закупок. Для этого подойдёт, например, «Астрал-ЭТ» c любым тарифом из линейки «Торги».
Конкурентные способы закупки по 223-ФЗ
По аналогии с закупками по 44-ФЗ, если заказчик проводить закупку по 223-ФЗ, он также должен выбирать поставщика. До 1 июля 2018 года заказчику было доступно всего две процедуры: электронный аукцион и конкурс. В настоящее время он может использовать также запрос предложений и запрос котировок.
Заказчику доступны и другие способы проведения закупок, например, многолотовые аукционы и аукционы на повышение. Заказчик самостоятельно прописывает все условия проведения таких закупок, что и отличает их от закупок по 223-ФЗ.
«Астрал.Тендер» — комплекс услуг для участия в торгах и госзакупках, одним из которых является тендерное сопровождение. Вам помогут найти подходящую закупку и подготовиться к ней, а также принять участие в торгах.
Продукты по направлению
Электронная подпись для участия в торгах, работы на государственных порталах и электронного документооборота
Комплекс услуг для подготовки к торгам и госзакупкам
Источник
Методы проведения закупки по 44-ФЗ: что выбрать?
Как известно, 44-ФЗ разрешает проводить закупки несколькими способами. Почему же некоторые из них, например, электронный аукцион, пользуются большой популярностью, а другие объявляются крайне редко. Дело в том, что у каждого метода определения поставщика свои особенности и ограничения. Более того, если заказчик выберет неправильную процедуру, ему грозит административная ответственность.
Что предпочитают заказчики
Конечно же, заказчики очень любят производить закупку у единственного поставщика, ведь это гораздо проще, чем провести конкурентную процедуру. Поэтому все, что только можно, закупается именно так. В основном это малые закупки с ценой контракт до 100 тыс. рублей, а также закупки у субъектов естественных монополий.
Но закон накладывает на контракты с единственным поставщиком довольно жесткие ограничения. Поэтому этот способ занимает почетное второе место, уступив лишь электронному аукциону, любимому всеми за свою простоту и удобство. На третьем и четвертом местах разместились, соответственно, запрос котировок и открытый конкурс. Далее расскажем о лидерах рейтинга закупочных процедур, а также упомянем и об аутсайдерах.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Электронный аукцион
Этот метод закупки удобно применять в тех случаях, когда критерием отбора поставщиков является цена контракта. Именно он позволяет с максимальной прозрачностью выбрать исполнителя на лучших для заказчика условиях.
К плюсам электронного аукциона можно отнести:
- малое количество ограничений на его проведение;
- снижение нагрузки на заказчика, поскольку вся процедура организуется торговой площадкой;
- минимальный риск претензий со стороны проверяющих органов;
- высокий уровень прозрачности процедуры, что снижает риски сговора.
Не лишен этот метод и минусов, и они таковы:
- критерием выбора является цена, поэтому качество объекта закупки оценить невозможно;
- есть зависимость от технических сбоев на ЭТП или в работе интернета, из-за чего может произойти срыв сроков процедуры;
- из всех наиболее популярных методов, за исключением конкурса, электронный аукцион является самым длительным;
- невозможно выделить несколько лотов.
Электронный аукцион выбирается, если объект закупки входит в аукционный перечень из распоряжения Правительства № 471-р, а также в случае, когда:
- в силу закона нельзя сделать закупку у единственного поставщика или через запрос котировок;
- заявки участников можно оценить только по цене, не принимая во внимание квалификацию, опыт и другие критерии.
Контракт с единственным поставщиком
В части 1 статьи 93 закона 44-ФЗ изложены ситуации, когда заказчик может произвести закупку у единственного поставщика. Во всех прочих случаях делать это запрещено. Чаще всего контракт с единственным поставщиком заключается в закупках до 100 тыс. руб.
Преимущества этого метода очевидны:
- можно работать с проверенным поставщиком;
- не нужно проводить конкурентную процедуру и тратить на это время и денежные средства;
- провести закупку можно очень быстро и просто;
- нет зависимости от посторонних обстоятельства, например, от работы ЭТП.
Недостатки тоже лежат на поверхности:
- процедура неконкурентная, поэтому риск внимания со стороны проверяющих органов повышен;
- не всегда есть возможность получить лучшую цену.
Запрос котировок
Самым удобным для заказчиков вариантом быстро провести небольшую закупку является именно запрос котировок. Удобство связано с его простотой и небольшим количеством ограничений. Главное из них — это НМЦК до 500 тыс. рублей. Кроме того, нельзя объявлять запрос котировок, если объект должен быть закуплен закрытыми способам определения поставщика или путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Преимущества запроса котировок:
- высокая скорость проведения по сравнению с прочими конкурентными процедурами;
- процесс прост и четко регламентирован, поэтому риск претензий от контролирующих органов минимален;
- заявки можно оценивать не только по цене, но и по нестоимостным критериям.
Среди недостатков отметим:
- невозможность выделять лоты;
- так как отсутствует обеспечение заявки, к процедуре могут быть допущены недобросовестные участники;
- на применение этого метода существуют ограничения, поэтому контролирующие органы могут проверить правомерность его выбора.
Чаще всего заказчики проводят запрос котировок, если закупается небольшой объем каких-то простых товаров, поставка которых не требует от исполнителя высокой квалификации.
Открытый конкурс и его подвиды
Конкурс позволяет поставщику получить максимальный объем информации о потенциальных исполнителях. В оценке конкурсных заявок участвуют разные критерии — от цены до наличия гарантии на поставленный товар. Кроме того, в сложных закупках можно привлечь стороннюю организацию, которая возьмет на себя проведение процедуры.
Подвидом конкурса является конкурс с ограниченным участием. Провести его можно, если закупаются технически сложные и узкоспециализированные объекты. Поставка таких товаров или услуг требует от исполнителя особой квалификации. Кроме того, конкурс с ограниченным участием проводится для выполнения работ по сохранению культурного наследия, и работ с музейными, архивными и библиотечными фондами.
Двухэтапный конкурс может быть проведен, если исполняются сразу два условия:
- чтобы уточнить характеристики объекта закупки, заказчик должен обсудить их с участниками;
- если закупаются научно-исследовательские работы, инновационная и высокотехнологичная продукция, работа по созданию произведений искусства и литературы либо заключается энергосервисный контракт.
Закрытый конкурс
Такая процедура непопулярна и проводится только в установленных законом случаях. Через закрытый конкурс закупаются объекты для обеспечения нужд, так или иначе связанных с гостайной. Кроме того, процедура проводится для закупок услуг водителей и уборщиков помещений для судей и судебных приставов. Также этот метод применяется для заключения контрактов по страхованию, транспортировке и охране фондов драгоценных металлов и камней, музейных предметов и коллекций, ценных изданий, рукописей, архивных документов, которые имеют культурное значение.
Запрос предложений
Этот метод также нельзя назвать популярным. Причины того — ограниченные законом основания для проведения закупки таким способом, а также невозможность для заказчика внести изменения в извещение и закупочную документацию.
Запрос предложений проводится для закупки ограниченного круга объектов. В частности, это спортивный инвентарь для олимпийцев и паралимпийцев, изделия художественного промысла, медпрепараты по показаниям для конкретного пациента, услуги по лечению российского гражданина за границей. Кроме того, посредством запроса предложений закупаются диппредставительства и иные российские заказчики, осуществляющие свою деятельность за рубежом (при НМЦК до 15 млн рублей).
Запрос предложений должен быть проведен и в некоторых случаях, когда другие процедуры не дали результата. В частности, после признания электронного аукциона или повторного конкурса несостоявшимся. Также он применяется и тогда, когда контракт был расторгнут на основании части 5 статьи 95 закона 44-ФЗ, а работу или услугу по-прежнему необходимо закупить.
Выводы
Итак, как же заказчик выбирает способ проведения закупки? Прежде всего он должен проверить, не обязывает ли закон 44-ФЗ применять какой-то конкретный метод определения поставщика. Например, если объект закупки попадает в аукционный перечень, то необходимо проводить электронный аукцион.
Далее проверяется возможность закупить товар, работу или услугу у единственного поставщика. Если же закупка, допустим, не проходит в разряд малых по цене, то, вероятно, она может подойти под запрос котировок. Ну а при цене контракта более 500 тыс. рублей заказчик в общем случае выбирает между открытым конкурсом и электронным аукционом. И выбор будет зависеть от того, необходимо ли оценивать заявки участников по каким-либо нестоимостным критериям.
Источник