- Речь как главное средство общения
- Устная речь
- Письменная речь
- Средства общения человека в психологии
- Что такое средства общения человека
- Основные средства общения людей
- Невербальные
- Вербальные
- Язык как средство общения
- Речь как средство общения
- Игра как средство общения
- Развитие средств общения
- Средства делового общения
- Средства общения дошкольников
- Видео
- Как общаться с людьми: правила и упражнения
- Почему общение важно
- Правила общения и как ему научиться
- Как общаться правильно
- Упражнения, которые помогут научиться общаться
Речь как главное средство общения
Коммуникация вербального характера — это способ общения с применением определенного языка и речи, которые в своей основе содержат специальные элементы. Речь считается универсальным способом коммуникации, ведь она позволяет передать важную информацию без потери смысла. К числу вербальных средств общения относят не только устную речь, но еще и письменную.
Устная речь
В данном случае все слова, направленные в сторону собеседника, озвучиваются. Для этого применяются системы не только фонетического, но еще и просодического выражения. Такой вид речи предполагает использование процесса говорения. Основной характеристикой устной речи считается наличие импровизации словесного характера. Кроме того, могут присутствовать и некоторые определенные языковые особенности.
Преимуществом устной речи считается то, что есть возможность выбрать любой подходящий вариант лексики, применять достаточно простые и понятные приложения, добавлять повторы, не заканчивать свою мысль или быстро перескакивать с темы на тему.
Письменная речь
Основным отличием письменной речи является то, что каждое слово должно находить графическое закрепление. Такую речь можно тщательно заранее обдумать, подобрать каждое слово, и если возникнет необходимость, то уже написанный текст можно легко исправить. Подобный тип характеризуется некоторыми языковыми особенностями. Письменная речь преимущественно применяет книжную лексику, могут использоваться достаточно сложные предложения, редко применяются разного рода неязыковые компоненты.
Письменная речь направляется тем людям, которые отсутствуют рядом. Человек, как правило, не видит своего собеседника и может только представлять его в воображении. Кроме того, на письменную речь никак не влияет то, как ее воспринимает адресат, и какие при этом у него возникают эмоции. В свою очередь устная речь в обязательном порядке предполагает наличие другого человека, который будет не только слушать, но еще и говорить, чтобы поддерживать диалог.
Человек во время разговора должен задумываться над тем, что он говорит. Ведь после того как он скажет фразу, изменить ее уже не получится. Научиться правильно строить коммуникации поможет курс Викиум «Эффективное общение. Онлайн-интенсив».
Источник
Средства общения человека в психологии
Средства общения – важный инструмент ежедневного контакта одного человека с окружающими. Существует множество способов обмена информацией, подразделяемых непосредственно на разговор и коммуникацию без слов.
Людям нужно разговаривать, чтобы понять друг друга
Что такое средства общения человека
Взаимная коммуникация занимает огромную часть жизни человека. Она помогает выражать мысли, чувства, намерения. Наиболее распространенные виды обмена информацией – посредством слов, жестов. Психология выделяет два типа общения:
- вербальный (речь, интонация);
- невербальный (мимика, жесты, поза).
Например, речь может быть внутренней, когда человек мысленно рассуждает, внешней, разговорной и т. д., так же, как и поза, открытой и закрытой.
Основные средства общения людей
Помимо наиболее распространенных методов обмена информацией, называют следующие виды общения:
- Когнитивное и деятельное. Обмен знаниями, навыками, информацией и умениями;
- Материальное. Имеет место в процессе обмена предметами;
- Мотивационное. Обмен желаниями, а также побуждение к решительным действиям;
- Эмоциональное. Обмен эмоциями, например, попытка развеселить грустного собеседника.
Обратите внимание! Кроме разных видов и способов, существуют определенные техники общения, которые применяются для достижения тех или иных целей, возникающих в процессе знакомства с человеком.
К техникам общения относят:
- Деловое – обмен информацией для достижения коммерческой выгоды;
- Контакт масок – набор стандартных слов и словосочетаний, в совокупности с мимикой и жестами, например, вежливость, скромность, учтивость, безразличие;
- Манипулятивное – беседа с целью получения выгоды;
- Межличностное – раскрытие глубинных структур собеседника;
- Предметное – имеет место как у детей (наделять игрушки «сознанием»), так и у взрослых («разговаривать» с телефоном);
- Светская беседа – таким называется разговор без определенной цели, беспредметный. Обычно говорят не то, о чем думают, а выражают то, что принято;
- Формально-ролевое – когда люди разговаривают на том уровне, который соответствует их социальному положению.
Невербальные
Невербальным называют коммуникационное взаимодействие собеседников без использования слов. Улыбка, удивленное выражение лица, сдвинутые брови – все это примеры невербального общения.
Обратите внимание! Зачастую жесты и мимика имеют подсознательный характер, поэтому умение вовремя их определить позволяет собеседнику предугадывать ход разговора.
Иногда жесты говорят больше, чем слова
Невербальный контакт эмоционально дополняет основную беседу, где инструментом разговора становится тело человека. Среди средств данного вида общения выделяют мимику (выражение лица, глаз, рта), жестикуляцию (движения тела), визуальный контакт и проксемику (расстояние между собеседниками).
Вербальные
Вербальным называют речевое взаимодействие собеседников. Оно мало уступает невербальному, поскольку есть разные сферы жизни: в личной жизни часто имеет значение то, «как» сказано предложение (искренне, эмоционально), в деловой сфере важно именно то, «что» говорит собеседник. Сюда должна относиться ясность в выражениях, без намеков и хождения «вокруг да около».
Язык как средство общения
Язык – это не только способ общения, но и мышления человека. Он является социальным и культурным механизмом. Главная языковая функция заключается в использовании слов. Однако выделяются и другие виды языкового общения:
- Разговорный язык. Средство повседневного контакта между людьми. Включает в себя использование жаргонных слов, так называемого сленга, действующего для той или иной группы людей или даже местности.
- Литературный язык. Язык, включающий в себя некоторые нормы и правила беседы. Литературный язык свидетельствует о том, что собеседник владеет языковой культурой.
- Искусственные языки – способы общаться без использования речи. Среди них выделяют:
- Азбуку Морзе. Определение знакового кодирования, характеризующего цифры и буквы.
- Язык глухонемых. Сочетание жестов, мимики, движений рта.
- Шифры. Так называемые преобразования текста с целью его засекречивания. Примечательно, что их можно расшифровать, зная «ключ».
- Компьютерные языки. Средство общения с компьютером посредством команд, знаков, а также математических формул.
Речь как средство общения
Для большинства людей наиболее понятна речь – словесная беседа, которая имеет определенные виды:
- Внутренняя речь. Речь для себя или про себя, т.е. обычно имеет характер мысленных рассуждений. Бывает, что человек говорит сам с собой, когда его никто не слышит, это также можно отнести к внутренней речи. Суть ее в том, что подобные обращения к себе не слышат другие люди.
- Внешняя речь. Она же устная. Слова воспринимаются на слух лицом, которое участвует в беседе, но в данный момент ее не ведет.
Речь является самым используемым способом общения
- Диалогическая речь, или разговорная. Наиболее часто используемый способ общения с элементами диалекта и жаргона, характерными для определенной местности, представителей некоторых видов деятельности или профессии.
- Монологическая речь. Речь одного человека, обращенная к собеседнику или группе людей. Суть в том, что монолог имеет длительный характер без возможности прервать речь. Обычно к монологу готовятся заранее. Примеры – преподаватели, дикторы, люди, представляющие презентацию.
- Письменная речь. Кроме современного общения в реальном времени посредством чатов и смс, письменная речь является способом общения с представителями прошлых и будущих поколений.
Игра как средство общения
Игра используется в основном детьми как между собой, так и для взаимодействия со взрослыми собеседниками. Она необходима для того, чтобы раскрыть таланты детей, эффективнее научить их чему-то новому, раскрепостить. Многие родители используют игры как уловки по воспитанию детей, например, чтобы научить малыша самостоятельно наводить порядок («кто быстрее спрячет все игрушки в коробку!»).
Развитие средств общения
Еще до рождения дети общаются с родителями прикосновениями (толчками), так же как и матери поют песни ребенку, гладят животик. После рождения чадо нуждается в эмоциональном контакте, у него развиваются органы для коммуникации (упор на слух, прикосновения, даже запахи).
Имеет место ольфакторный метод – общение запахами. Он характерен для животных, которые помечают территорию. Другие животные чувствуют этот запах и распознают в нем немалое количество информации: вид, пол, статус (например, вожак) и многое другое.
Вскоре ребенок начинает подражать звукам, которым учат его родители (пародирует телевизор и даже домашних питомцев). Затем дети переходят к игровому способу общения, познавая мир. Достигая школьного возраста, ребенок интенсивно развивается интеллектуально, учится разным способам общения и взаимоотношений.
Дети учатся общению, копируя взрослых
Средства делового общения
Деловые взаимоотношения опираются на вербальный тип беседы, т.е. важно содержание разговора, а не эмоциональная его сторона. Допускается представлять свои идеи, подкрепляя их искренней улыбкой в попытке вызвать у собеседника дружелюбие и доверие, но результат все же зависит от фактов, доказательств эффективности беседы.
Среди инструментария делового общения можно назвать следующие понятия:
- Непосредственно беседа – диалог нескольких лиц с целью разрешения деловых задач, установления взаимовыгодных отношений.
- Беседа по телефону – проходит в силу ограничения по времени, требует знания этикета телефонных разговоров.
- Деловые переговоры – обмен мнениями с целью прийти к общему соглашению.
- Совещание – привлечение сотрудников к принятию решения.
- Публичная речь – монолог, ораторская речь перед аудиторией и т. д.
Средства общения дошкольников
Дошкольникам доступны так называемые игры, с которыми они лучше узнают друг друга и особенности окружающего мира. Выделяют следующие средства общения дошкольников:
- Образно-ролевая игра. Суть в том, чтобы ребенок выбрал себе роль и действовал в соответствии с нею. Примечательно, что это не только роль мамы или папы – дошкольник волен выбрать любой понравившийся предмет, эмоцию и т. д.
- Сюжетно-ролевая игра – творческий подход к познанию мира, пониманию взрослых, первые шаги на пути к ответственности.
О том, какие бывают основные средства общения, есть множество информации. Ребенку в школе дают первые краткие пояснения о вербальном и невербальном видах контактов. Психологи могут определить намерения и настроение человека прежде, чем он заговорит. Знание способов общения поможет лучше понимать течение разговора.
Видео
Источник
Как общаться с людьми: правила и упражнения
Как общаться с людьми: Freepick
Что такое общение — процесс обмена словами или сложный аспект жизни людей? Можно ли развить умение поддерживать беседу или это врожденный талант? О важности общения, его правилах и секретах рассказывают опытные психологи Николай Козлов и Светлана Ройз.
Почему общение важно
Во время общения между людьми устанавливается психологический контакт, и они обмениваются информацией, мыслями, идеями, эмоциями, а также влияют друг на друга. По мере развития человечества интенсивность и важность общения возрастают. Растет и количество данных, которые нужно передавать, и количество возможностей это делать.
Психология общения опирается на такие его важные аспекты:
- Цель, то есть причина для возникновения контакта и передачи информации. Животные тоже общаются между собой, передают самые разные сигналы без слов, чтобы удовлетворять биологические потребности. Коммуникации человека разнообразны — культурные, социальные, эстетические, творческие, познавательные.
- Содержание — данные, переданные при общении, информация, навык или опыт, даже чувства.
- Средства или способ передачи информации. Мы передаем ее с помощью слов (устных или письменных), а также невербально (мимика, жесты, звук и тембр голоса).
Таким образом, «говорить» и «общаться» — это далеко не одно и то же. Общение — сложный процесс, который объединяет вербальную коммуникацию (то, что мы говорим) и невербальную (то, как мы это делаем). Участвуют в нем и наши мысли, и чувства, и подсознательные импульсы. Так, страх, отказ, гнев или зависть существенно влияют на реакцию собеседника.
Почему общение важно: Freepick
Общение необходимо человеку, чтобы:
- взаимодействовать с людьми на разных уровнях — от индивидуального до общественного;
- понимать переданную информацию;
- обмениваться данными;
- формировать новые связи и развивать их;
- руководить и исполнять разные роли в социуме;
- эмоционально контактировать.
Такой широкий спектр функций подтверждает важность общения, а соответственно, необходимость этот навык развивать, что подчеркивает психолог Наталья Михайлова.
В жизни это чрезвычайно полезно, так как коммуникация тесно связана с такими свойствами и способностями, как:
- Наблюдательность. Когда отмечаем особенности поведения, внешности, мимики собеседника, то делаем выводы о том, какой человек перед нами и как с ним общаться. Это помогает выбирать разные стили общения.
- Память. Чем больше информации о человеке запоминаем, тем успешнее складывается общение. Коммуникация тренирует память.
- Широкий кругозор. Интересные собеседники живо интересуются всем происходящим вокруг и умеют поддерживать разговоры на любые темы.
- Чуткость. Для обыденного общения не требуется понимать истинные мысли и чувства по малейшему сокращению лицевых мышц. Но знание азов языка тела и проявления эмоций приходит по мере развития навыков общения.
Человек неотделим от процесса общения. Это значит, что контактировать приходится с самыми разными людьми, в том числе и с теми, кто нам неприятен. Но даже такую коммуникацию можно выстроить эффективно, если освоить правила общения.
Правила общения и как ему научиться
Существуют несложные правила, помогающие общаться с окружающими.
Как общаться правильно
Чтобы находить контакт в общении с близкими, друзьями и незнакомыми людьми, семейный психотерапевт Светлана Ройз рекомендует ряд правил:
- Готовьтесь к контакту. Перед началом общения внутренне настройтесь. Если нервничаете: займите устойчивое положение: сидите или стойте так, чтобы чувствовать опору, равновесие; приводите факты, в которых уверены; помните о цели общения и сообщайте то, что для вас важно. Если собеседник провоцирует на эмоции, найдите точку в пространстве или деталь одежды, которые станут символом устойчивости и равновесия.
- Будьте открыты. Во время общения проявляйте искренний интерес к собеседнику, улыбайтесь, называйте человека по имени. Мысленно помогите себе такими фразами: «Я тебя вижу и слышу», «Мне важны твои мысли и твое присутствие». Помните о том, что у окружающих есть право не верить, не любить и не понимать, не соглашаться с собеседником. Реагируйте спокойно, будьте открыты в диалоге и переспрашивайте, если в чем-то сомневаетесь.
- Проявляйте уважение. К каждому собеседнику важно изначально испытывать уважение. Даже когда человек совершает ошибку или настаивает на своем, хотя он неправ, ему хочется, чтобы его внимательно выслушали и серьезно восприняли. Во время общения не переходите на личности и чаще используйте местоимение «я» вместо «ты».
- Учитесь слушать. Демонстрация внимания — один из самых важных аспектов общения. Слушайте человека, задавайте вопросы, не скрывайте эмоций, когда слышите что-то новое или удивительное. При повторных встречах возвращайтесь к тому, о чем говорили ранее. Собеседнику будет приятно, если запомните важные моменты его жизни.
Упражнения, которые помогут научиться общаться
Доктор психологических наук, профессор, ректор Университета практической психологии Николай Козлов напоминает, что навыки общения не бывают врожденными, их можно и нужно тренировать:
- Чем больше людей, с которыми общаетесь, тем легче находить с ними общий язык. Ищите возможности разговаривать с незнакомцами, а вместо письменных сообщений и электронных писем, звоните людям.
- Важно не только что, но и как говорите. Смотрите на собеседника открыто и заинтересованно, следите за мимическими проявлениями эмоций, используйте плавные и неторопливые жесты, держите ладони раскрытыми. Если с небольшой задержкой повторять позы и жесты собеседника (отзеркаливать их), это поможет человеку раскрыться и вам довериться.
Правила общения: Freepick
Для развития коммуникативных навыков используйте простые упражнения:
- «Разговор со стулом». Попробуйте каждый день разговаривать вслух с предметами: мысленно составьте план разговора и придерживайтесь его; несколько минут говорите на определенную тему. Например, начните с того, как у вас идут дела. Это упражнение помогает связно выражать мысли.
- «10 незнакомцев». Чтобы избавиться от страха начать разговор, поставьте себе цель ежедневно вступать в непринужденную беседу с десятью незнакомыми людьми. Так, можно спросить мнение продавца о товаре, узнать у первого встречного дорогу, поболтать о погоде с консьержкой, попросить у соседа соль. Это упражнение расширит круг общения.
- «Я все помню». Чтобы развивать память, старайтесь в течение дня запоминать, во что одеты окружающие, что у них в руках, какого цвета у них глаза, и, конечно же, что они говорят. Вечером проверяйте, сколько деталей удалось запомнить.
- «Хвалю!» Попробуйте в течение дня сказать комплимент каждому, с кем будете беседовать. Похвалить можно внешность или одежду, личные качества или умения. Важно, чтобы комплименты были искренними.
Общение необходимо человеку, а если оно будет качественным, то принесет не только удовольствие, но и пользу. Работайте над навыками общения и почаще их используйте. Чем больше коммуникации будет в жизни, тем быстрее ее улучшите.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Источник