Тренировка памяти
Вы когда-нибудь задумывались, насколько важна память для человека и конкретно для вас? Что можно достичь, с помощью хорошей памяти? А давайте прикинем прямо сейчас!? Для начала я думаю, стоит вспомнить образование и работу: прочитали книгу за несколько дней и все запомнили, экзамены за вечер на 5, язык программирования за месяц… можно продолжать долго.
Некоторые люди рождаются с феноменальной памятью, а остальные могут память тренировать и достигнуть хоть и не феноменальных результатов, но очень даже приличных, которые позволят достичь очень больших высот, не говоря уже о довольно простых вещах, перечисленных чуть выше… Поэтому моя заметка именно о тренировке памяти обычных людей: сжато и по сути.
Способы тренировки
Для начала вспомним, что запоминание у человека происходит на основе ассоциаций: например, вы ездили на море и услышали отличную новую музыку, она вам понравилась… через месяц вы в своем городе посетили ресторан, где снова играла та самая музыка, вы её заполнили вместе с рестораном. Если это предмет – его надо представить и желательно вспомнить, когда вы его последний раз видели. Это самый простой способ запоминания, когда вы хотите что-то запомнить, связываете эту информацию с какой-либо ассоциацией из прошлого и она уже с большей вероятностью запомнится. Кроме того это и способ тренировки памяти.
Второй способ тоже основан на ассоциативном ряде, от известного чемпиона мира по памяти Доминика О’Брайена. Суть: представить предметы, которые надо запомнить, на воображаемом пути следования (как, например, ваш ежедневный путь домой), как будто они там действительно находятся. Кстати, у него есть книга «Как развить абсолютную память», советую почитать…
О нем я уже упоминал в другом посте. Способ основан на игре под названием «кубики». Развивает память и внимание. Им тренируют летчиков, шахматистов и спецслужбы. Суть: нужно купить 10 одинаковых костей, по размеру и цвету, взять для начала 3, потрясти в руках (или не в руках), положить на стол, поднять руку на доли секунды и снова накрыть, так чтобы вы увидели все 3 кости, сказать, какие цифры выпали и примерное расположение кубиков. Постепенно количество костей увеличивать, попытаться довести до 10. Когда станет легко, можно заменить часть костей на другие, другого размера и цвета. Со временем стоит менять предметы, например, попытаться проделать такое с рисовой крупой 🙂 Упражнение повторять ежедневно по 15 минут. Это моё любимое упражнение, действует отлично!
Этот способ используют почти все участники чемпионата по запоминанию. Итак, человек может удерживать внимание на объекте до тех пор, пока он ему интересен и пока он может находить в нем что-то новое. Потом внимание ослабевает и переключается. Это доказанный факт. Суть упражнения: представьте себе любой предмет, например, ноутбук, и удерживайте мысль на нем. При этом с воображаемым предметом нельзя ничего делать, только представлять статичное изображение. Через несколько минут вы уже будете думать о чем-то другом, но не о предмете, причем, если сначала вы думали о ноутбуке, затем вы начинаете думать какая модель, затем какой производитель и т.д. Все думаю что-то свое, но у всех получается логическая цепочка. В тот момент, когда вы понимаете, что думаете уже не о предмете, вы должны пройти по вашей цепочке обратно, вспоминая каждое звено и в результате вернуться к предмету. Затем повторяем. Упражнение нужно делать ежедневно, с учетом специфики – почти где угодно. Я его тоже применял, сложное и довольно скучное, но эффект стоит усилий!
Делайте эти упражнения ежедневно, даже если надо приложить немного воли. Даю гарантию 100% — если делать на протяжении месяца, изо дня в день – результат вас очень удивит и очень порадует!
Да, кстати, по результатам одного исследования, чтобы хорошо запомнить текст, нужно прочитать его 7 раз на протяжении 7 дней, так что, начинающие гении запоминания, читайте мой пост 7 раз 😉
Источник
Самый эффективный способ тренировки памяти
Сегодня многие жалуются на недостаточные возможности своей памяти, забывчивость и неумение обходиться без многочисленных девайсов даже в самых простых ситуациях.
У нас хорошие новости: если ваша память оставляет желать лучшего, ее можно натренировать.
Вам в помощь — полезные советы, лайфхаки и мнемотехники, которые мы собрали в этом посте. Поверьте: ваш мозг способен на большее!
«Фитнес для мозга», который еще называют когнитивными тренировками, отлично воздействует на умственную деятельность. Специальные упражнения могут значительно увеличить объем рабочей памяти, развить внимание, увеличить скорость мышления и его гибкость.
Каждый день 15‑20 минут проводите трудную, но интересную тренировку для мозга. Как именно? Самый эффективный и быстрый способ — решение задач типа n-назад, многочисленные вариации которых есть в интернете.
Также вы можете играть в шахматы, решать судоку, запоминать тексты и картинки. Постарайтесь заучивать хотя бы по одной песне или стихотворению в неделю.
Нам по природе надлежит всегда учиться и приобретать новые навыки. Современные исследования показывают, что таким образом мы создаем изменения в структурах мозга, генерируя новые нейронные цепи. Это прямо влияет на улучшение когнитивных функций, в том числе памяти.
Изучайте что-то новое каждую неделю. Необязательно за один раз усваивать новое знание или навык. Достаточно узнать пару фактов о предмете, который вас интересует. Помните: наш мозг способен на чудеса. И когда мы не используем его, то теряем его возможности.
Освоение иностранного языка можно рассматривать как самостоятельный метод, направленный прежде всего на развитие интеллекта.
Освоение языков вызывает рост некоторых участков головного мозга — тех, которые отвечают за концентрацию, память, обработку пространственной информации и выполнение сложных интеллектуальных задач.
Научные открытия в этой области (а их немало) говорят о том, что познавательный статус человека тем выше, чем больше языков он знает.
Исследования показывают, что регулярные медитации активизируют формирование новых нейронов в гиппокампе и других отделах головного мозга, отвечающих за память и обучение.
В ходе одного эксперимента, проведенного в Вашингтонском университете, участники, регулярно занимавшиеся медитацией, показали лучшую способность к сосредоточению и запоминанию информации, чем остальные.
Чтобы ощутить на себе пользу медитации, делайте упражнения каждый день. Начните с занятий по пять минут, а затем постепенно увеличивайте их продолжительность.
Физическая активность позитивно влияет на наш интеллект. Занятия аэробикой способствуют активизации поступления кислорода в клетки мозга. Это стимулирует его работу, улучшает память и способность к сосредоточению.
В ходе экспериментов, проведенных в 2007 году Скоттом Смоллом из Национальной академии наук США, установлено, что по итогам трехмесячной интенсивной программы физической подготовки (четыре раза в неделю, один-два часа в день) у ее участников на 30 % увеличилось формирование новых нейронов в гиппокампе — отделе мозга, отвечающем за память.
Во время ночного отдыха мозг остается активным. Он обрабатывает полученную за день информацию и переводит ее из кратковременной в долговременную форму. Когда сна человеку не хватает, процесс нарушается, что отрицательно влияет на нашу способность к обучению и запоминанию.
Достаточный сон очень важен для мыслительной активности человека. Ученые уже не раз это доказывали. Например, одно из исследований показало, что дети с более высоким коэффициентом умственного развития каждую ночь обычно спят на минут дольше, чем их сверстники со средним показателем.
Еще одна вещь, с который вы можете подружить свой мозг, — это хорошее питание. Основные правила просты: плотный завтрак, побольше фруктов и овощей, поменьше сахара и алкоголя.
Особенно важно хорошо питаться тем, кто испытывает повышенные умственные нагрузки. Подумайте сами: хоть по весу мозг и составляет лишь 2 % от тела, он забирает в среднем около 20 % энергии.
Хорошо, что известны особенно полезные для мозга продукты. Вот они: жирные рыбы (лосось); орехи (грецкий орех); ягоды (черника); горький шоколад; зеленые овощи (шпинат); чай (зеленый); куриные яйца; авокадо; тыквенные семечки; злаки (цельнозерновой хлеб).
При недостаточной концентрации информация не будет усвоена и не дойдет до хранилища памяти. Это прекрасно иллюстрирует следующий эксперимент. Включите телевизор и найдите что-то для вас интересное. Затем в течение двух минут постарайтесь запомнить список из 10 слов. Проверьте себя.
А теперь попробуйте выучить десять любых слов, когда телевизор выключен. Легче? Большинство людей обнаруживает, что результаты гораздо хуже, когда их отвлекают.
Итак, без внимания невозможно ничего запомнить. Если вы хотите, чтобы информация осталась в голове, вам нужно максимально на ней сосредоточиться. Для этого необходимо создать благоприятную обстановку (исключить отвлекающие факторы) и освободить сознание от посторонних мыслей.
Мотивация лежит в основе любого произвольного запоминания. И при прочих равных условиях именно ее сила определяет качество памяти.
Мнемотехники — это просто поддержка, помощь. А вот без заинтересованности, понимания своих ценностей и полезности того, что вы хотите запомнить, будет действительно трудно удержать информацию в голове.
То, что мы считаем значимым, запоминается намного быстрее и легче. Поэтому задавайте себе вопросы (например, перед чтением): «Зачем мне нужна эта информация? Какую еще пользу она принесет?»
Допустим, вам нужно прочитать статью или запомнить какие-то тезисы из книги, а интереса нет. Сохранять концентрацию в таком случае очень трудно.
Как же себя заинтересовать? Попробуйте представить, что текст, который вы читаете, написал ваш враг! Если вы ищете ошибки и неточности, то заметно лучше концентрируетесь и больше запоминаете.
Тот же самый прием можно использовать, когда вы слушаете лекцию и не можете на ней сосредоточиться: попробуйте начать искать противоречия в словах выступающего.
Похожий прием — пообещать себе пересказать текст после того, как он будет прочитан. Вы начнете читать, пропуская несущественную информацию и удерживая внимание на самом важном, что достойно упоминания при пересказе.
Мозг анализирует сигналы окружающей среды с помощью разных органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Информация, поступившая сразу от нескольких сенсорных систем, запоминается лучше. Воспользуйтесь этим!
Например, вы можете подключить зрительную память. Рисуйте схемы с необходимой информацией, изучайте иллюстративный материал и пытайтесь придумать яркие визуальные образы. Чтобы задействовать осязание, представьте текстуру объектов, которые вам необходимо запомнить.
Если вам лучше всего запоминаются звуки, произносите слова вслух. Можно также слушать аудиолекции. А как насчет обоняния? Ученые проводили эксперимент, в котором дети обучались в классе со специфическим ароматом. Экзаменационная комната обладала таким же запахом. Результаты этой группы оказались выше, чем у остальных.
Хорошая память совершенно необходима актерам. Для некоторых ролей требуется выучить до 50 страниц текста! Как им это удается? А вот как: вместо того чтобы зубрить всю роль целиком, актеры сначала учат только две или три страницы. Убедившись, что эта часть текста хорошо усвоена, они делают перерыв, а потом приступают к изучению следующих нескольких страниц.
Таким образом, если нужно запомнить много информации, будет лучше разбить изучение на этапы: скажем, заниматься по часу в день в течение трех дней более эффективно, чем попытаться выучить все за три часа подряд.
Организация критически важна для памяти. Перегруппировка, классификация, структурирование информации — все это способы ее упорядочения. Кроме того, необходимо связывать новые сведения с уже полученными знаниями.
Чем лучше информация организована, тем легче ее запоминать (выучивать) и вспоминать.
Старайтесь находить порядок даже там, где его вроде бы нет. Например, если вы разделите список покупок на группы товаров в соответствии с магазинами, где они продаются, вам будет проще запомнить его.
Общеизвестно, что заучивать, а потом повторять, как попугай, — совершенно не эффективный способ. И это действительно правда. Чтобы надолго сохранить в памяти информацию, нужно понимать, о чем идет речь.
Непонятные идеи быстро забываются. Поэтому, чтобы улучшить память, нужно осознать смысл того, что вы собираетесь запомнить.
Задавайте вопросы самому себе. Вникайте в суть, ищите логику и закономерности изучаемого предмета. Понял — значит запомнил.
Этот метод эффективен, когда нужно удержать в голове список вещей, которые не связаны друг с другом. Просто попробуйте составить из набора слов некую историю. Чем она глупее, тем лучше.
К примеру, вам нужно запомнить следующие слова: кукла, зипеди-дуу-да, высоко, рука, жвачка, зеленый, ведро, два, летать, пластик, скорость, упал, тяжелый, клей, пол. Сделать это будет гораздо легче, если вы сочините историю:
«Однажды жила-была ПЛАСТИКовая КУКЛА с ДВУМЯ ЗЕЛЕНЫМИ РУКАми. Одна из них УПАЛа, поэтому пришлось ее приКЛЕИть с помощью ЖВАЧКИ. „ЗИПЕДИ-ДУУ-ДА, — сказал я. — Интересно, сможет ли она теперь ЛЕТАТЬ?“ Но она была слишком ТЯЖЕЛОЙ и не взлетела ВЫСОКО, а приземлилась в ВЕДРО на ПОЛу на большой СКОРОСТИ».
Этот прием основан на особенностях нашего восприятия: мы лучше запоминаем информацию, если она привязана к определенному месту. Скажем, вы хотите запомнить список покупок (пельмени, майонез, помидоры и так далее). Сначала надо выделить несколько знакомых вам локаций — пусть это будут спальня, коридор, туалет, кухня и балкон.
Мысленно переместимся в спальню. Представьте, как кладете пельмени на подоконник и солнце сквозь стекло подогревает их до уровня готовности. Можно обедать. Но с майонезом вкуснее. Выдавите всю пачку (также на подоконник) — и приступайте к трапезе.
Выходим в коридор. Пельменями вы не наелись — сделаем салат. Мысленно нарежьте прямо на пол помидоры и огурцы. Заправкой послужит подсолнечное масло. «Наливаем» его столько, чтобы пространство заполнилось по щиколотку. Потренируйтесь сами! Так можно запоминать любую информацию. Главное — переводить ее в яркие образы и связывать с уже известными местами.
Метод ассоциаций весьма эффективен, поскольку позволяет нам превращать слова и идеи в образы, которые запоминаются гораздо легче.
Допустим, вам нужно закрепить в памяти слово «коллизия». Оно обозначает «столкновение». Запомнить звучание и смысл можно при помощи одного примера. Речь идет об архитектурном памятнике Рима Колизее.
Наверняка в числе ассоциаций у вас всплыли гладиаторские бои, а это не что иное, как столкновение противников.
На всякий случай можно придумать еще одну ассоциацию: представьте, как в Колизее во время боев произошло столкновение двух колесниц. Удар был таким мощным, что они разлетелись в щепки.
Мозг любит слышать рифмы, поэтому они так часто встречаются в рекламных слоганах, например: «Молоко вдвойне вкусней, если это „Милки Вей“». Такие фразы остаются в голове надолго.
По той же причине рифму используют во всевозможных памятках. Вот, к примеру, известный стишок про число Пи:
Чтобы нам не ошибаться,
Надо правильно прочесть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть.
Идея проста: если вам нужно что-то запомнить, посмотрите, можно ли это зарифмовать.
Хотите легко запоминать любые комбинации цифр? Вот отличный способ. Подберите образы людей и действий (или предметов) на первые 100 чисел — от 00 до 99. Например, 00 — это Дед Мороз и снежок; 01 — Шумахер и автомобиль; 07 — Джеймс Бонд и классический костюм; 45 — Гитлер и танк.
Когда вам попадется длинное число, разбейте его на группы по четыре цифры и запомните как последовательность образов.
Например: 4545 0100 0701 3. Каждую группу описываем ситуацией. Первые две цифры — образ человека, а вторые две — образ предмета или действия. 45 45 — Гитлер едет в танке; 01 00 — Шумахер бросает снежок; 07 01 — Джеймс Бонд садится в машину.
Что делать с последней цифрой? У нас есть 03, но нет просто 3. Для таких случаев нам понадобятся еще десять образов: 0 — яйцо, 1 — карандаш, 2 — лебедь, 3 — грудь и так далее.
Повторение, проверка и многократное воспроизведение информации существенно улучшают запоминание.
Чтобы запомнить информацию на долгий срок, нужно пять повторений: сразу после запоминания; через 20 минут; через день; через две недели; через два месяца.
Конечно, все зависит от конкретных целей и временных рамок. Так, если надо подготовиться к экзамену за одну неделю, то повторения можно организовать следующим образом: 1. Сразу после запоминания (понедельник). 2. Через 20 минут (понедельник). 3. Через день (среда). 4. Через шесть дней (воскресенье).
Источник