- «Эффективные способы повышения профессионального мастерства педагога как фактор обеспечения нового качества образования при внедрении ФГОС» консультация
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Современные формы и методы повышения профессионального уровня педагогов в дошкольном образовании
- Современные формы и методы повышения профессионального уровня педагогов в дошкольном образовании
«Эффективные способы повышения профессионального мастерства педагога как фактор обеспечения нового качества образования при внедрении ФГОС»
консультация
Современной школе нужен учитель, способный к постоянному профессиональному совершенствованию и умеющий выбирать необходимые направления и формы для собственного профессионального роста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_povysheniya_professionalnogo_masterstva.docx | 19.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Рахмановская средняя общеобразовательная школа имени Е.Ф. Кошенкова
городского округа Павловский Посад Московской области
142520, Московская область, г.о. Павловский Посад, с. Рахманово, д.115-А,
Выступление на заседание творческой группы
учителей начальных классов по теме
«Эффективные способы повышения профессионального мастерства педагога как фактор обеспечения нового качества образования при внедрении ФГОС»
Подготовила: Волчкова О.В.
2019-2020 уч. год
Современной российской школе нужен учитель, способный к постоянному профессиональному совершенствованию и умеющий выбирать необходимые направления и формы для собственного профессионального роста. В соответствии с требованиями внедрения ФГОС ресурсные возможности развития профессиональной компетентности учителя должны быть использованы в полной мере. Проблема модернизации образования не может быть решена без качественной подготовки педагогических кадров, совершенствования их мастерства.
В современной образовательной системе созданы условия для повышения профессиональной компетентности учителя. Существуют различные формы и направления повышения квалификации педагога в предметных областях и в направлении воспитательной работы.
Основные формы и направления повышения уровня профессионального мастерства :
- курсы повышения квалификации различных образовательных учреждений самого разного содержания, объема часов, направленности;
- курсы ИКТ-технологий как форма проверки и обучения ИКТ-компетентности учителя;
- выступления, участие в научно-практических конференциях;
- участие в профессиональных конкурсах, в том числе предметных Олимпиадах для учителей;
- подготовка учащихся к олимпиадам и конкурсам с использованием инновационных практик;
- проектная деятельность и презентация результатов урочной и внеурочной деятельности;
- мастер-классы и предъявление методических достижений учительскому сообществу в рамках методических объединений учителей-предметников и классных руководителей;
- участие в сетевых сообществах педагогов;
- самообразование, в том числе дистанционные курсы повышения квалификации и другие.
Активно проходит обучение учителей на курсах повышения квалификации раз в пять лет и профессиональной переподготовки по актуальным проблемам образования педагогов и приоритетным направлениям, определяемым образовательным учреждением и муниципальной системой образования. Важнейшей формой повышения квалификации, обеспечивающей профессиональный рост учителя в условиях введения ФГОС ООО, остается семинар. Ожидаемый результат повышения квалификации – профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС:
- обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования;
- принятие идеологии ФГОС общего образования;
- освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, результатам её освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся;
- овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.
Одним из средств реализации новых направлений является и аттестация педагогических кадров, задача которой – стимулирование роста профессионализма и продуктивности педагогического труда. Аттестация – это только вершина айсберга, подводной частью которого является межаттестационный период. Вот где поле деятельности для совершенствования уровня педагогической компетентности.
Процесс самообразования педагогов стал особенно актуальным на этапе введения ФГОС в связи с тем, что главной идеей стандартов является формирование у ребенка универсальных учебных действий. Научить учиться может только тот педагог, который сам совершенствуется всю свою жизнь.
Самообразование осуществляется посредством следующих видов деятельности:
- систематическое повышение квалификации;
- изучение современных психологических и педагогических методик;
- участие в семинарах, мастер-классах, конференциях, посещение уроков коллег;
- просмотр телепередач, чтение прессы.
- знакомство с педагогической и методической литературой.
- использование интернет – ресурсов;
- демонстрация собственного педагогического опыта;
- внимание к собственному здоровью.
Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.
Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т.е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям.
Инновационная деятельность педагогов в школе представлена следующими направлениями: апробация учебников нового поколения, внедрение ФГОС НОО, освоение современных педагогических технологий, социальное проектирование, создание индивидуальных педагогических проектов.
Одним из путей развития профессиональной компетентности педагога является его участие в конкурсах профессионального мастерства:
Считается, что активность участия педагогов в конкурсах не высока по причинам отсутствия внутренней мотивации, загруженности педагогов.
Одной из ведущих форм повышения уровня профессионального мастерства является изучение опыта коллег, трансляция своего собственного опыта.
Педагоги школ активно участвуют в различных конференциях, семинарах, съездах и т.д., они не только распространяют свой педагогический опыт на разных уровнях, но и участвуют в создании инновационного пространства, объединяющего педагогов по близким педагогическим проблемам для аккумуляции идей и объединения возможностей.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.
Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
Формирование профессиональной компетентности — процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие.
Таким образом, мы видим, что цель методической работы в школе в условиях внедрения ФГОС – обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагога.
Понятно, что решение основных задач общего образования в первую очередь зависит от профессиональной компетентности педагогических работников – главных исполнителей требований ФГОС. Ясно одно, что воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» входят не только профессиональная, коммуникативная, информационная и правовая составляющие компетентности работников образования, но и личностный потенциал педагога, система его профессиональных ценностей, его убеждения, установки, в целостности, дающие качественные образовательные результаты.
В современных условиях требования к профессиональной компетентности учителя предъявляет не только новый образовательный стандарт, но и ВРЕМЯ, в котором мы живем. И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени».
Одним из важнейших итогов этого направления деятельности считаю личностный и профессиональный рост. Полагаю, что условия для повышения профессионального мастерства учителя созданы, важнейшая задача педагога – использовать ресурсные возможности и в перспективе не только традиционные, но и принципиально новые с максимальным диапазоном не только для эффективного участия в перестройке содержания образования, но и для саморазвития, которое является залогом творческого долголетия мастера-педагога.
Источник
Современные формы и методы повышения профессионального уровня педагогов в дошкольном образовании
Современные формы и методы повышения профессионального уровня педагогов в дошкольном образовании
В процессе модернизации российской системы образования развитие дошкольных образовательных учреждений стало ключевой идеей, осуществление которой требует активизации методической работы с педагогическими кадрами, поиска её новых форм и методов, отвечающих потребностям современной дошкольной педагогики.
Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.
Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. В то же время методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы педагогов с детьми, в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке. Поэтому невозможно согласиться с пониманием методической работы, как только службы корректирования ошибок в деятельности воспитателя, хотя в ходе ее приходиться решать и эти проблемы. Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам. Однако проблема повышения профессионального мастерства каждого педагога дошкольного учреждения по-прежнему остается одной из самых сложных. Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями. Однако, как показывает анализ практики дошкольных учреждений, наряду с действительно новыми по своим задачам организационными формами работы с кадрами появляются формы с красивыми названиями, но не вполне ясным предназначением, существует путаница в понимании целей и задач того или иного объединения, не всегда ясным остаётся его место в системе внутреннего управления ДОО .
Работа по повышению профессионального мастерства педагогов должна выделяться в отдельное направление и придерживаться следующих основных требований:
- иметь практико-ориентированный характер;
- интегрировать повышение квалификации и внедрение результатов научных исследований и инновационного педагогического опыта;
- обеспечивать индивидуально-дифференцированный подход, учитывающий возможности педагогов и их профессиональные интересы;
- способствовать активному освоению знаний и закреплению профессиональных умений;
- оценивать результативность повышения квалификации и своевременно вносить коррективы в этот процесс;
- обеспечивать системный и комплексный подход к повышению профессионального мастерства педагогов.
Изучение деятельности и личности воспитателя – необходимая предпосылка повышения качества и эффективности методической работы. Помочь воспитателю добиться высоких результатов в обучении и воспитании детей можно только при условии всестороннего учета не только задач дальнейшего совершенствования, но и реальных возможностей каждого воспитателя.
Отбор форм и методов повышения квалификации обусловлен психологическими особенностями познавательной деятельности взрослых. При организации методической поддержки педагогов используются разнообразные формы работы: групповые и индивидуальные.
Среди групповых наиболее часто встречаются такие формы, как теоретические семинары, семинары – практикумы, консультации, коллективный просмотр педагогического процесса, работа с литературой, документами и др., при помощи которых совершенствуется когнитивный компонент профессиональной компетентности.
Семинары – это групповые занятия, имеющие цель повысить теоретический уровень педагогов по конкретному вопросу воспитательно-образовательной работы. Это одна из самых распространенных форм повышения компетентности педагогов в том или ином вопросе организации педагогического вопроса в ДОУ. Тематика семинаров связана с задачами годового плана, с целями программы развития учреждения. Семинар, как правило, состоит из нескольких занятий, частота проведения которых зависит от конкретной темы. Обычно семинар заканчивается выработкой рекомендаций о возможности использования в работе решений по изученной проблемы или разработкой плана дальнейшего изучения конкретных вопросов данной темы.
Семинары – практикумы используются для повышения уровня практической подготовки педагога, совершенствования практических навыков, необходимых для успешного решения педагогических задач. Работа семинаров – практикумов всегда имеет какой-то материальный (либо идеальный) результат, которым будет удобно пользоваться педагогам в своей практической деятельности.
Коллективный просмотр педагогической деятельности – это одна из самых эффективных форм методической работы. Следует отметить, что наиболее предпочтительной в изменяющихся потребностях современного дошкольного образования становится возможность наглядной демонстрации конкретных, наиболее эффективных форм, методов организации педагогического процесса в ДОУ. Поэтому серьезного внимания требует подготовка педагога к показу и просмотру в виде тщательного продумывания всех компонентов: конспект, оборудование, наглядность и т.д.
Тесты и тестовые задания позволяют объективно подходить к оценке профессиональных знаний и умений педагогов, к особенностям их профессиональной деятельности и самообразования.
Консультация – форма методической работы, для которой характерна монологическая форма преподнесения новой для педагогов информации в сочетании с элементами получения обратной связи с целью своевременной диагностики уровня усвоения материала коллективом.
Цель индивидуальных форм методической работы – оказать помощь конкретному педагогу в решении тех ли иных проблем, которые только у него вызывают затруднение либо являются предметом его интересов.
Наблюдению воспитательно-образовательного процесса отводится большое место среди всех форм индивидуально – направленной методической работы. Каждое наблюдение должно быть обязательно целенаправленным. Чем конкретнее будет поставлена цель, тем четче будут методические рекомендации, помогающие повысить качество работы педагога. Рекомендации должны носить существенный характер, позволяющий решить конкретные проблемы.
Целями беседы являются уточнения позиций, взглядов педагога на процесс воспитания и образования детей, выявление уровня владения им самооценкой, развития педагогической рефлексии, высказывание пожеланий, рекомендаций, направленных на совершенствование наблюдаемых аспектов педагогической деятельности. Успех беседы зависит от понимания руководителем психологической составляющей коммуникативных актов.
Такие методы, как дискуссия, прения, деловая игра, КВН, методики проведения мозгового штурма целесообразно использовать для рассмотрения, анализа и коллегиального решения актуальных проблем, возникающих в ДОУ.
Дискуссия заключается в коллективном обсуждении какого – либо вопроса, проблемы или в сопоставлении идей, мнений, предложений. Это один из путей, который помогает педагогам приобрести умение вести профессиональный, конструктивный спор, ведущий к решению проблемы, выработке общего мнения. В процессе проведения дискуссии возможность высказаться предоставляется всем ее участникам, а результатом становятся выводы, решения или варианты решения конкретной проблемы.
Отличием прений от дискуссии является структура данной формы, где темой для совместного обсуждения становится предваряющий его доклад, выступление одного из участников заседания.
Деловые игры способствуют повышению интереса к рассматриваемой проблеме, помогают формированию творческого мышления педагогов, поиску новых путей решения сложных задач, формируют и тренируют их практические умения и навыки.
КВН как одна из модификаций деловой игры используется в основном для уточнения и закрепления знаний у педагогов. Его организация предполагает наличие двух или нескольких команд с названиями, капитанами, жюри и награждением победителей. Объединение вопросов и заданий одной тематикой позволяет более полно охватить разные аспекты одной проблемы, расставить определенные акценты в ее решении.
Методики проведения мозгового штурма используются чаще всего для рассмотрения конкретного вопроса, когда необходимо определить варианты и выбрать наиболее оптимальные способы его решения.
Немаловажным аспектом повышения профессиональной компетентности педагогов является создание в ДОУ условий для их самообразования и реализации потребности в квалификационном росте. Наиболее эффективным путем профессионального совершенствования и самосовершенствования педагога является его участие в специально организованных методических мероприятиях: педагогических советах, творческих лабораториях, методических секциях, творческих группах, тренингах, мастер – классах.
Цель творческой лаборатории – сформировать у педагогов потребность в постоянном саморазвитии и профессиональном совершенствовании. Работа лаборатории построена по принципу создания оптимальных условий для творческого развития личности каждого педагога с учетом его внутренних ресурсов и возможностей. Особенность педагогической лаборатории состоит в том, что она работает в течение длительного времени, предоставляя возможность максимально проявить способность к исследовательскому творчеству. Педагоги объединяются в творческие группы, на базе которых создаются условия для успешной совместной деятельности. Особенностью взаимодействия членов такой группы является сотрудничество. Поскольку уровень методической подготовки педагогов, работающих в лаборатории, как правило, различается, приоритетные направления деятельности реализуются через пошаговую разработку различных образовательных проблем. Одной из задач творческой лаборатории является обмен передовым педагогическим опытом. Для этого используются такие формы работы с педагогами, как мастер – классы, открытые просмотры передового практического опыта с взаимо- и самоанализом и др. Результатом работы творческих лабораторий являются модифицированные образовательные программы разных видов, авторские программы, учебно-методические пособия, сборники методических материалов, посвященные той или иной психолого-педагогической проблеме, дидактические материалы для занятий, положения о творческих конкурсах и др.
Творческие группы – это добровольное, нередко стихийно возникающее содружество небольшого числа педагогов, действующее до тех пор, пока не исчерпается необходимость взаимного профессионального общения. Организуются они по функциональному принципу: наставничество и исследовательские микрогруппы. Наставническое движение является основополагающим. Его актуальность объясняется тем, что, с одной стороны, воспитатели, имеющие высокий уровень профессионализма и опыт инновационной деятельности, получают дополнительную возможность для самореализации и признания своих заслуг, а с другой – начинающим педагогам оказывается методическая и психологическая помощь.
Выделяют три основания, на которых педагоги объединяются в группы для осуществления какой – либо формы взаимного творчества:
- Единство интереса к проблеме;
- Компенсаторные возможности;
- Взаимная симпатия, психологическая совместимость.
Общий интерес к проблеме позволяет педагогам учиться друг у друга на равных, оказывать необходимую помощь, а также создавать новый продукт (методику, технологию, конспекты занятий, пособия, дидактический материал и пр.). Огромный потенциал несет в себе объединение на основе компенсаторных возможностей. Один педагог – выдумщик, легко и быстро генерирует идеи, но не любит (или не умеет) облекать эти идеи в форму разработки, алгоритма и т.д. Другой слаб по части фантазии, но зато мастерски владеет искусством технологизировать, описывать идеи.
Методические секции – это объединения педагогов, участвующих в совершенствовании методических умений (деятельностного компонента профессиональной компетентности) по содержательным вопросам основных направлений развития детей дошкольного возраста. Деятельность методических секций нацелена на знакомство и овладение педагогами методами, средствами организационными формами взаимодействия с детьми. Отличительной чертой методических секций является включенность всех субъектов методической службы в совместную деятельность по передаче и освоению методических умений, практического опыта.
Широкие возможности для реализации педагогического творческого потенциала обеспечиваются также благодаря возможности предоставления дополнительных услуг. Педагоги, участвующие в работе кружков и студий, создают авторские программы, методические материалы по различным направлениям развития дошкольников .
Многочисленные наблюдения и исследования педагогических коллективов показывают, что не каждый педагог способен подняться до вершин новаторства или педагогического изобретения, но можно создать в ДОУ такую атмосферу, которая обеспечила бы приобщение педагогов к творчеству, непременным следствием чего стало бы повышение их профессионального мастерства. К условиям, создание которых видится как главные направления методической поддержки коллектива педагогов, относятся следующие:
- отсутствие строго регламентированной деятельности, излишних указаний, заданных норм;
- активность педагогов в подготовке и принятии управленческих решений (проведение педагогических советов, разработке годового плана, программы развития учреждения и др.);
- ориентация педагогов на кооперацию, а не конкуренцию; формирование отношений, предлагающих доступность педагогического опыта;
- атмосфера профессионального успеха.
Таким образом, проблема поиска либо разработки, апробации и становления системы работы с педагогами по повышению их профессионального мастерства и компетентности остаётся на сегодняшний день одной из главных задач методической поддержки педагогических коллективов ДОУ.
Источник