Самый древний способ обучения

История развития основных форм обучения

Самой древней формой обучения является индивидуальная. Система индивидуального обучения сложилась еще в первобыт­ном обществе как передача опыта от одного человека к другому, от старшего к младшему. С появлением письменности старейшина рода или жрец передавал опыт посредством говорящих знаков своему потенциальному преемнику, занимаясь с ним индивидуально. Суть ее в том, что учащиеся выполняли задания индивидуально, либо у себя дома, либо дома у учителя. Индивидуальная форма обучения была распространена в период античности, средневековья, а в некоторых странах широко использовалась до XIII века. В настоящее время в вузах – индивидуальные консультации, в семье существует в форме репетиторства, используется индивидуальное обучение и в профессиональном обучении (подготовка водителей, музыкантов, художников и др.).

По мере развития научного знания и расширения доступа к образованию большего круга людей система индивидуального обуче­ния своеобразно трансформировалась в индивидуально-группо­вую. Учеников начали объединять в группы и обучать одновременно. Постепенно доля групповых занятий увеличивается. Учитель обучал индивидуально 10-15 человек. Изложив материал одному, он давал ему задание для самостоя­тельной работы и переходил к другому, третьему и т.д. Закончив работу с последним, учитель возвращался к первому, проверял выполнение задания, излагал новый материал, давал задание и так до тех пор, пока ученик, по оценке учителя, не освоит науку, ремесло или искусство. Содержание образования было строго ин­дивидуализировано, поэтому в группе могли быть ученики разно­го возраста, разной степени подготовленности. Начало и оконча­ние занятий для каждого ученика, а также сроки обучения тоже были индивидуализированы. Учитель собирал всех учени­ков группы для коллективных бесед, наставлений или заучивания священных писаний и стихотворений.

В средние века в связи с увеличением количества обучающихся появилась возможность подбирать в группы детей примерно од­ного возраста. Это обусловило необходимость создания более совершенной организационной системы обучения — групповой.

Первым к групповому способу обучения перешли средневековые университеты (XII-XIII в), позднее начальные и средние школы (XVI-XVII в). Постепенно групповая форма обучения стала преобладающей, вытесняя практику индивидуального обучения.

В конце XVI – начала XVII веков назрела необходимость создания новой формы обучения, которая позволила бы охватить обучением значительную часть детей и подростков. Массовое обучение стало возможным с появление в Европе классно-урочной формы обучения. Со 2-ой половины XVI в. она используется в братских школах Западной Украины и Беларуси. Обучение проводилось на основе твердого учебного плана с чередованием обучения и отдыха. Теоретическое обоснование классно-урочной формы было впервые дано в трудах Я.А. Коменского, который сам закончил братскую школу. Он ввел в школах учебный год, разделил учащихся на группы (классы), поделил учебный день на равные отрезки и назвал их уроками. Уроки че­редовались с переменами. С методической стороны все уроки вы­страивались довольно четко, представляли собой относительно законченное целое. Структурными частями урока были: начало, в течение которого учитель с помощью вопросов побуждал учащихся восстановить в памяти и устно изложить пройденное ранее; продолжение, когда учитель разъяснял новый материал; и окон­чание, когда учащиеся закрепляли только что услышанный мате­риал и выполняли упражнения.

Классно-урочная система получила распространение во всех странах и в своих основных чертах остается неизменной на про­тяжении более трехсот лет. Однако уже в конце XIX века она ста­ла подвергаться критике в связи с распространением догматизма и схоластики в преподавании, низким качеством обучения. Поис­ки организационных форм обучения, которые заменили бы класс­но-урочную систему, были связаны преимущественно с пробле­мами количественного охвата обучающихся и управления учеб­ным процессом.

Так, в конце XIX века в Англии оформилась система обучения, охватывающая одновременно шестьсот и более обучающихся. Учитель, находясь с учащимися разных возрастов и уровня подго­товленности в одном зале, учил старших и более успевающих, а те, в свою очередь, младших. В ходе занятия он также наблюдал за работой групп, возглавляемых его помощниками-мониторами. Эта система обучения получила название Белл-Ланкастерскойот фамилий ее создателей — священника А.Белля и учителя Д.Лан­кастера. Ее изобретение было вызвано стремлением разрешить противоречие между потребностью в более широком распростра­нении элементарных знаний среди рабочих и сохранением мини­мальных затрат на обучение и подготовку учителей. Суть этой формы обучения заключалась в следующем: учащиеся делились на группы по 10 человек, во главе которой назначались лучшие ученики. Они под руководством учителя изучали материал, затем, получив соответствующие инструкции, обучали других. Это позволяло освоить грамоту и счет большому количеству учащихся. Однако количество обучения, было низким (эффект испорченного телефона).

В начале XIX века, Белл-Ланкастерская система получает распространение в Англии, Индии, США, Дании, России, как наиболее быстрый и дешевый способ обучения. Но затем она утрачивает свою популярность.

В 1898 г. в США появилась батавскаясистема (г. Батавия). Школьный инспектор Дж.Кеннеди организовал следующую систему: старший учитель ведет фронтальную работу с классом на уроке, ассистент – индивидуальные занятия с отдельными школьниками после уроков. Считалось, что такое сочетание коллективного и индивидуального обучения позволяет обеспечить всем учащимся продвижение в изучении материала и необходимую помощь.

В 20-е годы 20 века в Германии получает распространение мангеймская система обучения (г. Мангейм). Автор – Йозеф Зиккингер, немецкий педагог.

Детей группировали по классам в зависимости от их способностей. Й.Зиккингер предложил отрыть 4 типа классов соответственно способностям учащихся:

1. Основные классы – для учащихся со средними способностями;

2. Классы для малоспособных детей, которые «обычно не кончают школу»;

3. Вспомогательные классы для умственно отсталых детей;

4. Переходные (классы иностранных языков) – для наиболее способных школьников, желающих продолжать образование в средних специальных учебных заведениях.

Отбор детей в классы осуществляется на основе психометрических обследований, наблюдений, характеристик учителя, результатов экзаменов.

Считалось, что в зависимости от успехов ученик может перейти из одного класса в другой. Однако из-за различия в программах это было довольно проблематично. Мангеймская система получила широкое распространение в Европе. До сих пор деление школьников по способности практикуется в школах Великобритании, США, Франции и других.

Читайте также:  Способы монтажа электрического соединения

В Европе и США в начале 20 века было опробовано много систем обучения, направленных на обеспечение индивидуальной активной самостоятельной учебной работы школьников. Наиболее радикальной из них являлась система индивидуализированного обучения, впервые примененная Е. Паркхерст при поддержке влиятельных в то время педагогов Джона и Эвелины Дьюи. В со­ответствии с предложенным ею дальтонистским лабораторным планом (дальтон-планом)традиционные занятия в форме уроков отменялись. Учащиеся получали письменные задания и после кон­сультации учителя работали над ними самостоятельно по инди­видуальному плану. Однако опыт работы показал, что большин­ству учащихся было не по силам без помощи учителя самостоя­тельно учиться. Широкого распространения дальтон-план не по­лучил.

С появлением первых университетов зарождается лекционно-семинарскаясистема обучения. Она практически не претерпела существенных изменений с момента ее создания. Лекции, семина­ры, практические и лабораторные занятия, консультации и прак­тика по избранной специальности по-прежнему остаются веду­щими формами обучения в рамках лекционно-семинарской сис­темы. Неизменными ее атрибутами являются коллоквиумы, заче­ты и экзамены.

Лекционно-семинарская система в ее чистом варианте исполь­зуется в практике высшего и послевузовского образования, т.е. в условиях, когда у обучающихся уже имеется определенный опыт учебно-познавательной деятельности, когда сформированы ос­новные общеучебные умения и, прежде всего, умение самостоя­тельного приобретения знаний. Она позволяет органично соеди­нять массовые, групповые и индивидуальные формы обучения, хотя доминирование первых естественно предопределено особен­ностями возраста обучающихся: студентов, слушателей системы повышения квалификации и др.

В последние годы элементы лекционно-семинарской системы обучения стали использоваться в общеобразовательной школе, сочетаясь с формами обучения классно-урочной системы. Опыт прямого перенесения лекционно-семинарской системы в школу себя не оправдал.

Так, в 60-е годы большую известность получил план Трампа, названного так по имени его разработчика американского про­фессора педагогики Л. Трампа. Эта форма организации обучения предполагала сочетание занятий в больших аудиториях (100-150 человек) с занятиями в группах по 10-15 человек и индивидуаль­ную работу учащихся. На общие лекции с применением разнооб­разных технических средств отводилось 40% времени, на обсуж­дение лекционного материала, углубленное изучение отдельных разделов и отработку умений и навыков (семинары) — 20%, а ос­тальное время учащиеся работали самостоятельно под руковод­ством педагога или его помощников из сильных учащихся.

Итак, организационные формы обучения постепенно развивались следующим образом: индивидуальные ® индивидуально-групповые ® коллективные ® комбинированные. Они имеют социальную обусловленность, регламентируют совместную деятельность пе­дагога и воспитанников, определяют соотношение индивидуаль­ного и коллективного в образовательном процессе, степень ак­тивности учащихся в учебной деятельности и способы руковод­ства ею со стороны учителя.

Вопросы и задания

1. Раскройте сущность понятия «формы организации обучения».

2. Чем отличаются понятия «метод» и «форма» обучения? Какова взаимосвязь этих понятий?

3. Дайте характеристику формам организации обучения, проследите эволюцию их развития.

4. Каковы основные достоинства и недостатки классно-урочной системы обучения?

Источник

История развития обучения: античность — средние века — Новое время

И так началась одна из первых активных философий обучения. Другие китайские философы, такие как Конфуций (Kung Fu-tse, латинский вариант Confucius) и Хан Фейши (Han Fei-Tzu) следовали Лао-Цзы, используя метод, который сильно напоминает то, что мы теперь называем кейс-стади. Член группы изучения должен был предоставить парадокс, который будет в форме притчи. Затем они должны обсудить его и исследовать возможные решения.

Греческая философия (3 век до н.э)

300 лет до нашей эры Сократ (470-399 г до н.э.) привлекал учеников, задавая вопросы (этот метод известен как Сократов или диалектический). Он часто настаивал, что он в действительности ничего не знает, но его умение задавать вопросы позволяло другим обучаться путем самостоятельно сформированного понимания.

Платон (428-348 до н.э.), который был учеником Сократа и учителем Аристотеля, написал «Диалоги», которые вдохновляли мыслителей более двух тысяч лет. Платон назвал этот процесс диалектикой и считал его вершиной обучения. Одной из отличительных черт диалектического метода является то, что он подчеркивает коллективность как противовес одиночной деятельности. Это является формой вопрос-ответ в спорах «эксперта» с одной стороны и «исследователя» с другой. В диалогах то, что исследователь задает вопросы эксперту, часто открывает пробелы в рассуждениях. Именно через этот спор «вперед-назад» между друзьями (или противниками) понимание вопроса возрастает и становится открытым для изучающих. Такие философские последования параллельно и совокупно с полным образованием позволяют людям превосходить свои желания и разум, чтобы достичь истинного знания.

Платон основал то, что называется первым университетом – свою Академию (рядом с Афинами) приблизительно в 385 г. до н.э. Он также верил, что все знания являются врожденными и совершенствуются опытным изучением в период роста. Это были первые положения современной теории конструктивизма.

Наряду со многими людьми своего времени Аристотель (384-322 до н.э.) поставил акцент на всестороннее сбалансированное развитие. Игра, физические упражнения, музыка, споры и изучение науки и философии – все должны иметь свое место в процессе формирования тела, ума и души. Как и Платон, он видел, что такое обучение происходит в процесс жизни с различными акцентами в различные возрасты. Аристотель был первым, кто рассмотрел «зависимость» между идеями, способствовавших пониманию и вспоминанию. Он полагал, что пониманию способствует смежность, последовательность, схожесть и контраст.

Однако мы часто рассматриваем технологию терминов как «хозяйственный» элемент, в действительности это есть система практических знаний. Слово «технология» произошло от древнегреческого слова techne. Его перевод может относиться к искусству, ремеслу или умению. Платон считал, что techne и систематизированные или научные знания тесно связаны. Аристотель пошел дальше, утверждая, что techne есть систематическое использование знаний для интеллектуальной деятельности человека. «Превосходство – это искусство побеждать тренировками и привыканием. Мы не ведем себя правильно, потому что у нас есть виртуальное превосходство, но у нас есть это, потому что мы вели себя правильно. Мы есть то, что мы периодически делаем. Превосходство, тогда, это не действие, а привычка» — Аристотель.

Читайте также:  Способы передачи инфекционных заболеваний обж

Ученичество — Средние века

Во времена, которые предшествовали введению деталей, изготовленных машинами, мастерство высокого класса требовалось для создания точных долговечных часов. Такие местные ремесленные организации как Парижская гильдия часовщиков (1544) были организованы, чтобы контролировать искусство часовского дела и его учеников. Гильдия, известная как Часовая компания, основанная в Лондоне в 1630, все еще существует.

Образование для работы берет свое начало около 2000 лет до н.э. (организованное ученичество) с гравирования в Египте. Таким образом, образование для работы было организовано таким способом, чтобы основные знания могли быть развиты в классах, а прикладные навыки могли быть развиты за работой. Правила для управляющего ученичества были включены в Законы Хаммурапи, который поместил кодекс своих законов в храм Шамш в 2100 г. до н.э. Однако ученичество в действительности не было широко распространенным до периода Средневековья. По мере совершенствования инструментов, по мере того, как становились более специализированными знания и навыки их использования, родители или другие люди не могли больше учить своих детей всему. Детей отдавали в ученики мастерам и ремесленникам, которые обладали специальными навыками и инструментами для определенного ремесла. В обмен на работу, мастер должен обучать ребенка ремеслу, в котором он сам является экспертом. Ученики обычно жили с мастерами, не получали оплаты, кроме как для пропитания, так как получение квалификации считалось весьма ценным.

Гильдии, организации людей, чьи интересы или дела совпадали или были близки, являлись важной частью ученичества, так как они устанавливали качественные стандарты для продукции и практики. Во время пика системы гильдий, йомены были защищены строгим регулированием часов, инструментов, цен и оплаты.

Ранние школы и педагогика — 10 век

О ранних школах и учреждениях педагогического образования можно думать как о передаче ценностей и накоплении знаний общества. В этом смысле, это эквивалентно тому, что социологи называют социализация или окультуривание. Приблизительно в десятом веке, когда начали организовываться школы, записи и методы великих учителей, таких как Сократ и Лао-Цзы, были забыты, и обучение происходило как передача содержания от учителя к ученикам. Эта методика утверждает, что студенты есть «пустые резервуары», и учитель может «влить» в них знания. Этот подход к изучению называется педагогикой от греческого «paid» — «ребенок» и «agogus», означающего «лидер». В педагогических классах учитель ответственен за все решения, касающихся процесса изучения.

Сегодня термин приобрел другое значение. Сейчас, когда многие школы используют активные методы запроса, термин «педагогика» в действительности не применяется к пассивным методам. На самом деле сейчас он больше соотносится с термином «андрогогика» кроме случаев, когда он используется в отношении детей.

Ян Коменский (1592-1670)

Джон Комениус — латинское имя (Ян Коменский) (1592-1670). Чешский реформатор образования и религиозный лидер, родившийся в Моравии (сейчас это часть Чешской республики) и получивший образование в Университете Гейдельберга. В 1638 он был приглашен в Швецию, чтобы помогать реформам образования. В середине семнадцатого века Коменский создал новую образовательную философию, названную Пансофизм, или Всеобщее Знание, разработанную, чтобы принести всемирное понимание и покой. Он советовал учителям использовать больше чувства детей, чем запоминание по инструкции. Чтобы сделать изучение интересным для детей, он написал «Открытые ворота к языкам» (1631), учебник по Латыни на языке студентов. Он также написал Orbis Sensualium Pictus (1658); «Мир чувственных вещей в картинках» (1659), состоящий из иллюстраций, которые обозначали предметы, как на латинском, так и на родном языке. Это была одна из первых иллюстрированных книг, написанных специально для детей.

Джон Локк (1632-1704)

Джон Локк, английский философ, подробно изложил принципы эмпиризма. Он выдвинул гипотезу, что люди учатся, прежде всего, от внешних сил. Локк исследовал, как люди приобретают идеи, в труде «Опыт о человеческом разуме» (1690). Он утверждал, что при рождении человеческий ум — это чистый лист, или белая доска, и в нем нет идей. Мы приобретаем знания, мы спорим, исходя из информации о предметах в мире, которую наши чувства приносят нам. Мы начинаем с простых идей и затем собираем их в одну более сложную. Локк полагал, что индивидуумы получают знаниям более просто, когда они вначале рассматривают более простые идеи, а затем постепенно комбинируют из них более сложные. В труде «Некоторые мысли, определяющие образование» (1697) Локк рекомендовал практическое обучение для подготовки людей к управлению своими социальными, экономическими и политическими делами эффективно. Он полагал, что азы образования закладываются в раннем детстве и что обучение чтению, письму и арифметике должно быть постепенным и совокупным.

Жан Жак Руссо — (1712 — 1778)

Жан Жак Руссо внес вклад во многие области социальной философии. Общественный договор – это классическая защита демократической формы правления. Руссо верил во «всеобщую волю» демократического народа как в выражение воли большинства для принятия важных решений. Нетрадиционные взгляды Руссо противоречили французским и швейцарским властям и отвернули от него многих его друзей, и в 1762 г. он сбежал сначала в Пруссию, а затем в Англию. Там он завел дружбу с шотландским философом Дэвидом Хьюмом, но они вскоре поссорились и осудили друг друга в публичных письмах. Пока Джон Локк развивал теорию проверки обоснованности знания, а Ян Коменский утверждал, что дети лучше обучаются практикой, Жан Жак Руссо, который поддерживал эти образовательные достижения, написал имевшую влияние «Эмили» (1762). Руссо рассматривал новую теорию образования, которая подчеркивала важность выражения, нежели подавления для воспитания гармонично развитого, свободно мыслящего ребенка. Он объяснял свои взгляды относительно пользы здоровья и физических упражнений, и веры, что приобретение знаний происходит через опыт и что причина и расследование должны заменить произвольную власть.

Иоганн Генрих Песталоцци (1776-1884)

Теории Песталоцци легли в основу современного элементарного образования. Он настаивал на индивидуальности ребенка и необходимости учить учителей, как развивать, нежели пытаться внедрить знания. В свое время его идеи повлияли на систему начального образования в западном мире, особенно в области подготовки преподавателей. В конце 1700-х годов Иоганн Генрих Песталоцци, швейцарский реформатор образования, применил теории Руссо на практике и, таким образом, стал первым психологом прикладного образования.

Читайте также:  Гидромеханизированный способ разработки россыпей

Песталоцци полагал, что мысль начинается с ощущений и учитель должен использовать чувства. Считая, что дети должны изучать предметы в их естественной среде, он развивал так называемый «предметный урок», который включал упражнения в обучающей форме, числа и язык. Ученики определяют и зарисовывают форму предмета, считают предметы и называют их. Студенты переходят от этих занятий к упражнениям по рисованию, письму, сложению, вычитанию, умножению, делению и чтению. Песталоцци использовал следующие принципы в преподавании (они рассматриваются как правильные даже сегодня):

1. Начинайте с конкретного предмета перед тем как перейти к абстрактным концепциям;
2. Начинайте с непосредственной окружающей обстановки перед тем как перейти к удаленной;
3. Начинайте с легких упражнений, перед тем как представить более сложные;
4. Всегда продвигайтесь постепенно, совокупно и медленно.

Немецкий философ, психолог и педагог Иоганн Фридрих Гербарт был признан «отцом научной педагогики». Гербартова система философии происходит из анализа опыта. Система включает логику, метафизику и эстетику как направляющие элементы. Он не признает все концепции раздельных умственных способностей, кроме тех умственных феноменов, которые следуют из взаимодействия элементарных идей. Гербарт полагал, что образовательные методы и системы должны быть основаны на психологии и этике: психология для обеспечения ума необходимым знаниями; этика как базис для определения общественного окончания образования.

Гербарт был первым ученым, который отличал процесс инструктажа от непосредственного дела. Согласно Гербарту, интерес развивается, когда уже сильные и яркие идеи готовы принять новым, таким образом, прошлые ассоциации мотивируют апперцепцию текущих. Гербартанианизм, полагающий, что изучение следует из построения последовательности идей, важных для индивида, дает учителям подобие теории мотивации.

Он также выделяет изучение психологического процесса познания как средство изобретения образовательных программ, основанное на склонностях, способностях и интересах студентов. Успех методов Гербарта лежит в их принятии в системах обучения преподавателей в многочисленных странах.

Основываясь на его работах, последователи Гербарта разработали обучающий метод, состоящий из 5 шагов:

1. Подготовить учеников к новому уроку.
2. Представить новый урок.
3. Провести взаимосвязь нового урока с изученными ранее идеями.
4. Использовать примеры для иллюстрации главных моментов урока.
5. Проверить учеников, чтобы убедиться, что они освоили новый материал.

В начале 1800-х благодаря индустриальной революции создавались фабричные школы, в которых рабочие могли заниматься в классах в стенах фабрики. Ученическая система была неадекватна из-за количества учеников, которых было необходимо обучить, так как машины Индустриальной революции увеличивали способности фабрики производить товары. Владельцам фабрик были быстро необходимы обученные рабочие, потому что был большой спрос на производимые товары.

До конца 1800 г. метод, который сочетал пользу классных комнат с пользой обучения на рабочем месте, называемый вестибюльным обучением, стал популярной формой тренировок. Класс располагались так близко, насколько позволяли условия, к отделу, для которого обучались рабочие. Класс был оборудован такими же машинами, которые использовались в производстве. Обычно приходилось от шести до десяти учеников на обучающего, которыми являлись квалифицированные рабочие или инструкторы из компании.

Вестибюльное обучение имеет ряд преимуществ. Рабочие обучаются так, как будто они на работе, но это не смешивалось с более жизненной задачей производства. Передачи навыков и знаний на рабочем месте не требовалось, пока классная комната являлась моделью рабочей среды. Классы были маленькие, поэтому ученики получали немедленную обратную связь и могли задавать вопросы более просто, чем в больших классах. Его главным недостатком является то, что это достаточно дорого, так как дублирует производственную линию и имеет маленькое соотношение учеников к учителю.

Кейс-метод (Метод случая) — 1800-е

Хотя метод случая в действительности не обеспечивает реальный опыт, он индивидуален, так как дает обучаемым нагрузку размышлений и увеличивает их интерес, делая их активными участниками.

В 1880-х годах Кристофер Лангделл, декан Гарвардской Юридической школы, возродил метод случая, который использовали ранние китайские философы. Метод медленно завоевал поддержку в бизнес-школах, юридических и медицинских школах. Лангделл чувствовал, что студенты могут узнать больше о праве, изучая действительные решения судей, нежели читая правовые тексты. В начале 20 века в действительности каждая американская юридическая школа приняла метод Лангделла. В 1950-х годах большинство школ начали использовать некоторые формы клинического обучения, чтобы дополнить изучение дел в классах.

Хотя классическое Гарвардское дело весьма всесторонне по своей природе, нет необходимости в том, чтобы дела, используемые в обучении, были длинными и подробными, чтобы заинтересовать и поощрить творческие усилия учеников.

Корреспондентское обучение — 1883

Корреспондентское обучение – это метод обучения, проводимый школой или квалифицированным институтом по почте.

В 1883 г. первой программой корреспондентского обучения в США, завоевавшей академическое уважение, получив признание в штате Нью-Йорк как действенная образовательная программа, стал Институт Chautauqua (Четоква), который готовил учителей воскресных школ.

В1891 г. из Школы проектирования угольных шахт выросла Международная Школа Корреспондентского обучения (ICS). ICS первоначально использовали почту для подготовки шахтеров, железнодорожных рабочих и рабочих по железу.

Корреспондентское обучение развивалось в середине 19 века в Великобритании, Германии и Соединенных Штатах и быстро распространялось. В 1840 г. английский педагог Сэр Исаак Питман обучал по почте стенографистов. Движение по расширению университета выросло из лекций вне университета, которые читал шотландский педагог Джеймс Стюарт из Кембриджского университета, Англия.

Многие педагоги считают корреспондентское обучение предвестником дистанционного образования, которое является инструктажем, использующим различные коммуникационные технологии, таких как Интернет, телефон радио или телевидение. Корреспондентское обучение обеспечивает инструктаж почти в любой отрасли для культурного развития и для технической и профессиональной подготовки.

Источник

Оцените статью
Разные способы