тест. Многообразие познания. Обществознание, 10 класс.
тест (история, 10 класс) по теме
Текущий тест по обществознанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
test._mnogoobrazie_poznaniya.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Текущий тест. Многообразие познания. Вариант № 1.
1) теория обыденного сознания 2) теория мифологического познания
3) теория научного познания 4) теория религиозного познания
2. Возникающее на ранних этапах человеческой истории повествование, фантастические образы которого были попыткой обобщить и разъяснить различные явления природы и общества, называ-
ется
1) рассказом 2) религией 3) мифом 4) элегией
3. Мифы о смене времен года, повествующие об умирающих и о воскресающих богах и героях, называются –
1) тотемическими 2) календарными 3) этиологическими 4) теогоническими
4. Укажите верное высказывание. Функционалисты считали, что
А. в мифе способ поддержания определенного порядка, который связывает воедино не только общность людей, живущих в одно время и в одном месте, но и их предков.
Б. мифы – это ритуальные тексты, в которых все не случайно, всему свое место и время.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба высказывания 4) оба высказывания неверны
5. Знания — не самоцель, а представляют собой «побочный продукт», в –
1) мифе 2) народной мудрости 3) искусстве 4) жизненном опыте
6. Оценочные знания, связанные с повседневным опытом, называют –
1) обыденно-практическими 2) формализованными 3) эмпирическими 4) теоретическими
7. Обобщенные практические знания составили основу
1) жизненной практики 2) народной мудрости 3) мифологии 4) религиозного мировоззрения
8. Стихийно складывающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды людей на окружающую действительность и самих себя, причем эти взгляды являются основанием для практической деятельности и морали – это
1) народная мудрость 2) жизненный опыт 3) обыденное мировоззрение 4) здравый смысл
9. Специфический для искусства способ воспроизведения объективной действительности в живой,
конкретно-чувственной, непосредственно воспринимаемой форме с позиций определенного
эстетического идеала, называется
1) народной мудростью 2) художественным образом 3) здравым смыслом
4) эсхатологическим мифом
10. Все, что сегодня наука объяснить не может, — это область
1) мифологии 2) искусства 3) паранауки 4) религии
Источник
Ответы на тесты по философии: Теория познания. Философия науки.
Теория познания. Философия науки
1. Гносеология — это учение:
а) о ценностях, об их происхождении и сущности;
б) о развитии вселенной;
в) о бытии как таковом;
*г) о сущности познания, о путях постижения истины;
д) о сущности человеческой истории.
2. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как (укажите наиболее правильный ответ):
а) способности, умения, навыки в определенной области деятельности;
б) значимая информация в аспекте деятельности;
в) объективная реальность, данная в сознании действующего человека;
*г) обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний.
3. Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связана с направлением:
4. Дедукция — это:
*а) логический путь от общего к частному;
б) передача ложного знания, как истинного;
в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;
г) момент интеллектуального озарения;
д) относительная, неполная истина.
5. Индукция — это:
а) логический путь от общего к частному;
б) подача ложного знания, как истинного;
*в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;
г) момент интеллектуального озарения;
д) относительная, неполная истина.
6. Метод познания в философии и науке, когда мысль движется от общих положений к частным выводам:
7. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляемые в определениях:
8. Эмпиризм — это:
а) направление в теории познания, считающее мышление источником знания;
*б) направление в теории познания, считающее чувственный опыт источником знания;
в) направление в теории познания, считающее абсолютное сознание источником знания;
г) направление в теории познания, считающее интуицию источником знания;
д) направление в теории познания, считающее врожденные идеи источником знания.
9. Агностицизм — это:
а) учение в онтологии рассматривающее проблемы бытия человека;
*б) учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания мира;
в) учение о развитии мира;
г) учение о всеобщей причинной связи;
д) учение о сущности человеческой истории.
10. В философии «агностицизм» понимается как:
а) рассмотрение процесса познания;
б) рассмотрение объектов познания;
*в) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;
г) сомнение в возможности познания;
д) метод познания.
11. Высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины – это:
12. В решении вопроса о познаваемости мира существуют такие позиции (укажите все правильные варианты):
*г) гносеологический оптимизм;
13. Учение, утверждающее об ограниченных возможностях человека в познании мира, называется:
14. Какое из понятий лишнее в данном перечне?
а) гносеологический оптимизм;
15. Уровни научного познания (укажите все варианты):
16. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект — это:
а) чувственное отражение;
б) познавательный контакт с объектом познания;
17. К основным формам живого созерцания (в теории познания как отражения) не относится:
18. Эти формы познания не относятся к теоретическому познанию:
19. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется:
20. Практика по своим функциям в процессе познания не является:
а) основой познания и его движущей силой;
б) целью познания;
в) критерием истины;
*г) успешной заменой теоретических исследований и научного творчества.
21. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она:
22. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии:
23. Совокупность подходов, приемов, способов решения различных практических и познавательных проблем — это:
24. К какой форме научного познания относится концепция инопланетного происхождения жизни на Земле?
25. Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в эпоху:
б) средних веков;
*г) Нового времени;
26. Стурктурными компонентами теоретического научного познания являются (укажите все правильные варианты):
27. Учение, утверждающее, что критерием истины является признание в научном сообществе, называется:
28. В западноевропейской философии рационализм преимущественно развивался на основе метода:
д) математического анализа.
29. В теории познания исключающие друг друга, но одинаково доказуемые понятия, носят название:
30. Какое из определений рациональности рассматривается в философии в качестве основного?
а) расчет адекватных средств для данной цели;
б) наилучшая адаптивность к обстоятельствам;
в) логическая обоснованность правил деятельности;
*г) способность разума к целостному охвату природы, общества и собственной субъективности.
31. К эмпирическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы):
32. К теоретическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы):
33. При использовании этого метода происходит замена отдельных свойств изучаемого объекта символами или знаками:
34. Научные знания отличаются от других знаний (укажите все правильные ответы):
*в) большой предсказательной способностью;
г) большой степенью фантазии (не обязательно обоснованной);
д) своей исключительной эстетической ценностью.
35. В концепции Т. Куна парадигма трактуется как:
а) абсолютная истина;
б) эмпирически достоверное знание;
в) математически обоснованное знание;
*д) совокупность предпосылок, признанных на данном этапе и определяющих конкретное научное исследование.
36. В этой научной картине мира используются такие общенаучные понятия как неустойчивость, неравновесность, нелинейность, необратимость:
37. Науке присущи такие основные функции, как (укажите все правильные ответы):
38. На самых ранних этапах человеческой истории важную роль играли такие формы познания, как:
39. К основным концепциям истины относят:
40. Понятие «практика» в философии может быть обозначено такими терминами (укажите наиболее правильный ответ):
г) физическая жизнь;
41. Установите последовательность возникновения гносеологических установок:
2 а) «Я верю, чтобы знать»;
1 б) «Я знаю, что ничего не знаю»;
3 в) «Я мыслю, следовательно я существую»;
4 г) «Мы живем внутри языка».
42. Установите соотвествие философских школ по отношению к пониманию ими значимости науки:
а) сциентистские направления 4,5 1) неотомизм;
б) антисциентистские направления 1,2,3 2) экзистенциализм;
3) «философия жизни»;
43. Соотнесите термин с определением:
В 1. Абсолютная истина а) Знание, проникающее и охватывающее бесконечную духовную первооснову
б 2. Относительная истина б) Неполное знание о предмете (сложноорганизованной естественной
а 3. Истина как откровение в) Истина, которая тождественна своему предмету, прошедшая многолетнюю
44. Какое определение истины соответствует исторической эпохе?
а) Античность 2 1. Истина — это соответствие чувств и идей фактам;
б) Средние века 3 2. Истина — это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель);
в) Новое время 1 3. Бог, вот что является истиной;
г) XX в.4 4. Истина — это открывающаяся сущность вещи (герменевтика).
45. Определите какому периоду времени присущи те или иные исторические формы науки:
а) романтический; 2 1) XVII в.
б) классический; 1 2) XVв.
в) неклассический; 3 3) XXI в.
г) постнеклассический. 4 4) XX в.
46. Какому уровню научного исследования соответствует следующая цель?
а) Эмпирический 2,3 1. Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой;
б) Теоретический 1,4 2. Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности;
3. Добыть новые экспериментальные факты;
4. Провести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов.
47. Установите соответствие определения тому или иному философскому направлению:
а) мы не можем до конца познать мир, потому что наши чувства и разум несовершенны;1 1) скептицизм;
б) наука является лишь описанием потока наших восприятий и 2) агностицизм;
не дает никакого знания о мире;2
в) предметы существуют лишь постольку, поскольку они воспринимаются;4 3) прагматизм;
г) философия должна быть методом решения проблем, которые встают перед 4) солипсизм.
конкретными людьми в жизненных ситуациях.3
48. Установите соответствие критерия истины тому или иному философскому направлению:
а) непротиворечивое суждение в согласии с научным сообществом;3 1) неопозитивизм;
б) верифицируемость;1 2) диалектический материализм;
Источник
Многообразие путей познания мира
Список вопросов теста
Вопрос 1
Какой из перечисленных примеров относится к житейским знаниям?
Варианты ответов
- закон падающего бутерброда
- закон стоимости
- закон фотоэффекта
- закон спроса
Вопрос 2
Вывод: «Характер человека зависит от взаимного расположения на звёздном небе всех девяти планет Солнечной системы в момент рождения», — является примером:
Варианты ответов
- художественного вымысла
- мифологического знания
- здравого смысла
- паранаучного знания
Вопрос 3
Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?
А. Опыт повседневной жизни — один из способов познания мира.
Б . И научным знаниям, и знаниям, полученным в повседневной жизни свойственна теоретическая обоснованность выводов.
Варианты ответов
- верно только А
- верно только Б
- оба суждения верны
- оба суждения неверны
Вопрос 4
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух характеризуют виды человеческих знаний. Найдите термины, выпадающие из этого ряда.
Варианты ответов
- научные истины
- народная мудрость
- мифология
- гипотеза
- заблуждение
- эксперимент
Вопрос 5
Особенностью научного познания является
Варианты ответов
- опора на здравый смысл
- использование наблюдений
- констатация событий
- стремление к объективности
Вопрос 6
Мышление образами — обязательная составляющая познания
Варианты ответов
- художественного
- научного
- мифологического
- житейского
Вопрос 7
В отличие от других видов познания, в процессе научного познания обязательно происходит
Варианты ответов
- отражение внешних признаков познаваемого объекта
- теоретическое обобщение результатов наблюдений
- формулировка возможных ответов на возникающие вопросы
- построение предположений, основанных на опыте
Вопрос 8
Только в процессе научного познания происходит
Варианты ответов
- объяснение объективно действующих законов
- применение знаний на практике
- отрицание предыдущих достижений познавательного процесса
- формирование целостного образа мира
Вопрос 9
Термины «гипотеза», «закон», «теория» используются при
Варианты ответов
- художественного
- научного
- мифологического
- житейского
Вопрос 10
И ученый, и школьник познают окружающий мир. Отличие познавательной деятельности ученого состоит в том, что он
Варианты ответов
- использует экспериментальные методы
- использует теоретические методы
- творчески решает поставленные задачи
- добывает знание, новое для всего человечества
Вопрос 11
Верны ли следующие суждения о познании?
А. Результаты чувственного познания существуют в форме
Б. Результаты рационального познания закрепляются в
знаковых системах и в языке.
Варианты ответов
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
Вопрос 12
Верны ли следующие суждения об особенностях отдельных видов познания?
А. Не только научное познание, но и житейская мудрость
может проявиться в проницательных выводах и предположениях.
Б. Здравый смысл не способен сформулировать проблему,
обнаружить загадку, это свойственно исключительно
Варианты ответов
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
Вопрос 13
Верны ли следующие суждения об особенностях отдельных видов познания?
А. Не только научное познание, но и житейская мудрость
может проявиться в проницательных выводах и предположениях.
Б. Здравый смысл не способен сформулировать проблему,
обнаружить загадку, это свойственно исключительно
Варианты ответов
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
Вопрос 14
Верны ли следующие суждения об особенностях отдельных видов познания?
А. Выводы, сделанные на основе повседневного опыта, бывают недостаточно доказательными.
Б. Научное познание предполагает проверку и перепроверку истинности получаемых выводов.
Варианты ответов
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
Вопрос 15
Верны ли следующие суждения о результатах познавательной деятельности?
А. Результат познания зависит от установок, целей и предыдущего опыта познающего субъекта.
Б. Результат познания зависит от возрастных и индивидуальных характеристик субъекта познания.
Варианты ответов
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
Вопрос 16
Верны ли следующие суждения о ложном знании?
А. Ложное знание может быть следствием предубеждений и пристрастий.
Б. Ложное знание может быть следствием недобросовестности исследователя.
Варианты ответов
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
Вопрос 17
Верны ли следующие суждения об истине?
А. Истина — это соответствие знания интересам познающего субъекта.
Б. Истина — это соответствие знания представлениям большинства людей.
Варианты ответов
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
Вопрос 18
Полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования называется
Варианты ответов
- критерием истины
- объективной истиной
- относительной истиной
- абсолютной истиной
Вопрос 19
Относительная истина — это знание
Варианты ответов
- непроверенное
- неполное
- недостоверное
- необоснованное
Вопрос 20
Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, — это
Источник