Самым лучшим способом воздействия государства

ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС: теория и практика

международный ежемесячный научный журнал

Бурлакова М.В. Способы воздействия государства на рынок / М.В. Бурлакова, М.Н. Гигаури // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2016. — №12. — С. 11-13.

СПОСОБЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА НА РЫНОК

М.В. Бурлакова , студент

М.Н. Гигаури , студент

Дальневосточный федеральный университет

(Россия, г . Владивосток)

Аннотация. Государства могут быть самыми влиятельными фигурами в финансовом мире. Также государство оказывает огромное влияние на рынок с помощью таких немал о важных инструментов регулирования, как процентная ставка и денежная политика. Рег у лируя процентные ставки, государство может сделать деньги для капитальных вложений или кредитов более или менее доступными. Этот контроль также оказывает косвенное влияние на инфляцию и безработицу.

Ключевые слова: государство, политика, инфляция, процентная ставка, п равовое рег у лирование .

Денежн ая политика

Из всех видов эффективных способов воздействия в арсенале государства самым мощным на сегодняшний день является д е нежная политика . К сожалению, данный способ также самый спорный. Государст во , исходя из политики налогообложения м о жет вести некоторы й контроль ( например , взыскательного характера) для перемещ е ния капитала между инвестициями путем предоставления преференциального режима или льготного и благоприятного налогового статуса . М униципальные государственные облигации от этого только в выи грыше . В целом, многие государства склонны идти на большие, радикальные перемены путем и з менения ландшафта денежного рынка.

Государства являются единственными органами, которые могут легально созд а вать свои соответствующие валюты. Им это во многом может сходить с рук, и даже в том, что государства могут « раздува ть » свою валюту. Э то отражается в виде кра т косрочного экономичес кого импульс а. Так, компании берут более высокую плату за свою продукцию . Т акже этот импульс сп о собствует снижению стоимости государс т венных облигаций, выпущенных в « разд у той » валюте и находящихся в собственн о сти инвесторов.

Завышенные деньги дают многим почу в ствовать себя хорошо на некоторое время, особенно инвесторам, которые видят в этом корпоративные прибыли и взлет цен на а к ции, но при долгосрочном воздействии да н ное явление способствует лишь падению стоимости по всем направлениям. Сбереж е ния теряют в себестоимости, что несет н е поправимые потери для вкладчиков и пок у пателей облигаций. Для должников, наоб о рот, это хорошая новость, так как им прих о дится меньше платить, чтобы погасить до л ги – опять же, это вредит тем людям, кот о рые купили ценные бумаги банков, дела ю щих упор на взимание долгов. Это делает заимствования более заманчивыми, но пр о центные ставки в ближайшее время могут взлететь так , что лишат займы всякой пр и влекательности.

П роцентн ая ставк а

Процентные ставки являются еще одним популярным «оружием», несмотря на то, что они часто используются для против о действия инфляции. Все потому, что пр о центные ставки могут стимулировать эк о номику отдельно от инфляции. Снижение процентной ставки через Центральный банк, в п ротивоположность её повышению, стимулирует компании и частные лица все больше осуществлять займы и, следов а тельно, совершать больше покупок. К сож а лению, это приводит к надуванию эконом и ческого пузыря, где, в отличие от постепе н ного снижения стоимости вследствие и н фляции, огромные суммы капитала подве р жены разрушению, из-за чего государство решает поступить нижеприведённым обр а зом.

«Спасательный круг» или о казание финансовой помощи

США является хорошим примером стр а ны, которая активно оказывает финансовую помощь . Не секрет, что после финансового кризиса в 2008-2010 годах правительство США активно оказывало финансовую п о мощь по спасению многих отраслей экон о мики, которые оказались в сложной ситу а ции. По правде говоря, этот факт был изве с тен еще до вышеупомянутого кризиса. Кр е дитный кризис 1989 года и обесценивание вкладов были пугающе похожи на сценарий спасения банков 2008 года. Помимо этого, в истории США бывали случаи, когда прав и тельство способствовало сохранени ю неф и нансовых компаний, таких как «Chrysler» (1980), «Penn Central Railroad» (1970) и «Lockheed» (1971). В отличие от прямых инвестиций в рамках программы « Troubled Asset Relief » (TARP), эти «выкупы» пришли в виде кредитных гарантий.

Читайте также:  Телеологическому типу соответствует следующий способ построения объяснения

Финансовая помощь государства может искажать рынок изменив правила, чтобы помочь плохо управляемым компаниям в ы жить в условиях кризис а . Часто случается так , что оказание финансовой помощи м о жет навредить акционерам «спасаемой» компании, в том числе и ее кредиторам. При нормальных рыночных условиях данные фирмы предпочли бы выйти из бизнеса, а свои активы могли бы продать более эффе к тивным компаниям, чтобы расплатиться по счетам с кредиторами, и если возможно, то и с держателями акций. К счастью госуда р ство использует свою мощь, чтобы защ и тить наиболее системно значимые отрасли, к примеру, банки, страховые компании, авиакомпании и производителей автомоб и лей.

Правовое регулирование и налогоо б ложение

Деловой мир редко жалуется на предо с тавление «спасательных кругов» и преф е ренциального режима для определенных отраслей промышленности, возможно, п о тому, что многие компании полны надежды заполучить их сами. Когда же речь заходят о законе и налогах, многие предпринимат е ли начинают выражать недовольство, и это не с проста. Потому что никакие субсидии и таможенные тарифы не смогут возместить то, что будет «отнято» за счет правового и налогового у регулирования.

Ли Якокка был генеральным директором «Chrysler» когда получал от государства свой первый «спасательный круг». В своей книге « Якокка : Автобиография», Якокка упоминает о высоких затрат ах, связанных с постоянно увеличивающимся количеством новых закон ов о безопасности. Данный факт послужил в качестве одной из главных причин «Chrysler» о необходимости пол у чения государственной финансовой пом о щи. Данную тенденцию можно увидеть во многих отраслях промышленности. Из-за увеличения контроля в плане правового урегулирования со стороны государства м а лые поставщики вытесняются с рынка крупными компаниями, для которых треб о вания не столь ощутимы, в силу их ма с штабности.

Высокие налоги на прибыль от доходов корпораций также имеют не самый благ о приятный эффект, например, что они могут являться серьезным препятствием для ра з вития многих зарубежных компаний и, сл е довательно, делать экономику конкретной страны малопривлекательной . Благодаря этому, многие государства с менее требов а тельной налоговой системой могут перем а нивать компании и предприятия (это отн о ситься к более мобильным сферам прои з водства) у своих стран-соседей.

С помощью правового регулирования, установления таможенных тарифов или же «печатного станка» государства могут н а правлять «ударную волну» по всему миру, разорять компании и даже целые отрасли. По этой причине многие инвесторы счит а ют , что законодательная система какой-либо страны представляет собой риск , как один из самых важных фактор ов при оценке рынка этой страны . В зависимости от того, как государство примет во внимание вопр о сы о регулировании рынка на деле покажет эффективность данной страны , и при н е удачной стратегии есть риск потерять гр о мадные ин вестиции.

1. Нассим Таллеб « Одураченные случайностью. Скрытая роль шанса на рынках и в жи з ни».

2. Джесси Ливермор «Торговля Акциями. Классическая формула тайминга , управления капиталом и эмоциями».

3. Владимир Твардовский , Сергей Парши ков «Секреты биржевой торговли» .

4. Дидье Сорнетте «Как предсказывать крахи финансовых рынков. Критические события в сложных финансовых системах».

WAYS OF STATE INFLUENCE ON THE MARKET

M.V. Burlakova , student

M.N. Gigauri , student

Far Eastern federal university

Abstract. Governments can be the most influential figures in the financial world. Also, the state has a huge impact on the market with the help of such important regulatory tools such as interest rate and monetary policy. By adjusting the interest rates, the government can make money for cap i tal investments or loans more or less accessible. This control also has an indirect impact on infl a tion and unemployment.

Читайте также:  Грибы по способу питания гетеротрофы они питаются

Keywords: government, policy, inflation, interest rates, l egal regulation.

Источник

Государственное регулирование экономики

Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.

Государственное регулирование экономики – определение термина

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) — комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для приведения экономической системы в нужное состояние. Осуществляется ГРЭ путем воздействия на ценообразование, социальную сферу, эмиссионную политику, бюджетную политику, иные экономические показатели.

Жесткое ГРЭ присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.

Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции.

Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.

Роль государства в экономике

Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:

  • создание нормативно-правовых актов, регулирующих экономические, политические, социальные процессы;
  • проведение антимонопольного регулирования, что создает условия здоровой конкуренции между производителями и улучшает качество товаров и услуг;
  • распределение дохода путем регулирования налогообложения и выплат социальных пособий (пенсии, стипендии, декретные, больничные и пр.);
  • развитие научной деятельности;
  • контроль за использованием возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, недр;
  • регулирование отраслевой структуры экономики;
  • проведение сдерживающей либо стимулирующей экономической политики;
  • контроль за важнейшими социально-экономическими показателями;
  • производство общественно необходимых благ.

—>

Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы

Целью ГРЭ является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер. Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы, процесса производства, финансовых потоков.

Меры ГРЭ могут приниматься как на уровне федерации, так и локально.

Принципами ГРЭ являются:

  • Применять рыночные инструменты регулирования при наличии возможности их применения. Т.е. при прочих равных условиях, давать бизнесу возможности роста и развития, но при необходимости финансировать отрасли, непривлекательные для бизнеса.
  • Строить отношения с частным бизнесом на принципах государственно-частного партнёрства, исключая монополизацию отраслей и организаций.
  • Мероприятия ГРЭ должны быть направлены на поддержание стабильности экономического развития.
  • Осуществлять более жесткое ГРЭ в кризисные периоды, а также жестко контролировать сферу международных экономическо-политических отношений.
  • Обеспечение защищенности уязвимых групп населения путем перераспределения доходов.

Прямые методы ГРЭ характерны административной экономической модели, и предполагают директивные планы, ограничения, запретительные меры, обязательные к исполнению.

Косвенные методы характерны рыночной модели экономического развития, и задают только индикативные параметры («рамочные» условия). Они носят стимулирующий характер.

Воздействие различными методами с целью регулирования осуществляется на бюджетную политику, эмиссию денежных средств, распределение ресурсов.

Источник

Воздействие государства на общество

Общество и государство, их соотношение – это фундаментальная проблема для науки теории государства и права, которая, несмотря на ее несомненную важность и актуальность, изучена слабо. Долгое время научная мысль вообще не проводила различия между обществом и государством. Лишь с наступлением буржуазной эпохи ученые стали (хотя сначала только терминологически) разделять политическое государство и общество, гражданское общество и верховенство закона, рассматривать некоторые аспекты их взаимодействия.

В паре взаимосвязанных явлений – понятий «общество» и «государство», ведущую роль по-прежнему играет общество. Именно оно порождает государство с самого начала, становясь его содержанием и тем самым отдавая ему место только одной политической формы существования общества.

Общество возникло задолго до государства и длительное время обходилось без него. Объективная потребность в государстве появилась по мере усложнения внутреннего строения общества (социального расслоения), обострения в нем противоречий из-за несовпадения интересов социальных групп и увеличения числа антиобщественных элементов. Следовательно, государство заменило устаревшую родовую организацию как новую форму организации измененного и сложного общества. Процесс возникновения государства был, по-видимому, полусознательными, полустихийным. Государство является социальным институтом всего общества, выполняет множество функций, обеспечивающих жизнь общества. Его основная цель – решение социальных вопросов, обеспечение порядка и общественной безопасности.

Читайте также:  Способ государственного правового регулирования конституционного права

В наше время государство является лишь частью гражданского общества, которое, среди прочего, определяет демократический характер такого общества (правовое государство). Принцип преобладания института общества над государством остается ясным даже тогда, когда речь идет о тоталитарной политической системе.

В постсоветский период отношения между обществом и государством обострились как в практическом, так и теоретическом плане. Они стали политически острыми. В первый период перестройки преобладало мнение о том, что государство является своего рода злом и поэтому должно быть оставлено как можно меньше места. Но негативные последствия неоправданного возвеличивания неподготовленного к такой миссии российского общества привели к откату общества в другую сторону, где государство является благодетелем общества, его опекуном и высшим уровнем развития.[10]

Е. Н. Трубецкой изучал проблемы взаимоотношений между обществом и государством, а также социальными нормами и правом. По его мнению, каждая форма человеческого общества предполагает наличие социальной цели, которая не может быть достигнута индивидуальными усилиями. Общество всегда преследовало постоянную цель, для достижения которой людям нужно объединится, образовать кооперацию.[11]

Итак, рассмотрев вопрос о взаимосвязи понятий «общество» и «государство», можно сделать вывод, что общество во всех случаях определяет природу государства. Государство, политическая власть – это лишь форма социального (общественного) содержания.


2.2. Воздействие общества на государство

Поскольку научная мысль стала отличать государство от общества, возникла проблема определения их реальных взаимоотношений друг с другом. Проблемы соотношения общества и государства довольно сложны и очень актуальны.

В.М. Корельский, например, называет их кардинальными для науки теории государства и права. Наиболее важные аспекты этих проблем можно кратко осветить в следующих тезисах:

1. С точки зрения временного показателя соотношения государства и общества можно утверждать, что общество как продукт человеческого взаимодействия возникло раньше государства и долгое время обходилось без него;

2. Из первого тезиса следует второй, признанный современной отечественной теорией государства и права – государство является естественным и объективно необходимым результатом общественного развития, продуктом общества, а общество есть социально- экономическая основа государства;

3. Государство является организационной формой структурно сложного общества, действующего как организованное государством, т. е. государство и общество могут быть условно соотнесены как форма и содержание;

4. Поскольку государство не совпадает с обществом, оно относительно независимо от общества, а степень такой снезависимости государства, ее необходимая и разумная мера определяются объективными потребностями каждого исторически конкретного общества;

5. Существующая независимость государства сбалансирована и ограничена контролем общества над его деятельностью и оценкой этой деятельности, что не позволяет государству подняться над обществом, т. е. государство контролируется обществом;

6. Государство – социальный институт всего общества, выполняющий многие жизненно важные для общества функции, противостоящий антисоциальным и деструктивным силам, т. е. государство является социально-конструктивным средством жизнеобеспечения общества;

7. Государство является важнейшей частью политической системы общества – как системы взаимосвязанных и взаимодействующих объединений людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю определенных социальных сообществ, осуществляющих политическую власть или борющихся за нее в рамках закона через государство;

8. государство и общество постоянно воздействуют, влияют друг на друга, но ведущая роль в этом принадлежит обществу как социально-экономической основе государства, а результат этого влияния выражается в формуле: каждому конкретному обществу соответствует свой тип государства.

Наши политические и общественные деятели, теоретики и практики все еще занимаются поиском оптимального сочетания и баланса государственно-правовых механизмов, с одной стороны, рыночных и иных негосударственных социальных регуляторов общественной жизни, с другой стороны. Важно учитывать как собственные ошибки, так и исторический опыт других государств, которые являются примерами как позитивного влияния государства на социальное развитие, так и негативного.

ГЛАВА3.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

Источник

Оцените статью
Разные способы