Мышцы, обеспечивающие подвижность позвоночника можно разделить на три группы
Мышцы спины
Мышцы груди
Мышцы живота
Все вышеперечисленное
227. Для того, чтобы достать предмет с верхней полки, необходимо использовать _________________.
228. Самой распространенной причиной травм позвоночника является перемещение грузов ________________.
229. Устойчивое положение предмета или тела человека называется ________________.
230. Прикладная дисциплина, один из разделов профессиональной эргономики, изучающий особенности трудовых процессов в медицине, называется _____________ _________________.
231. Точка, в которой концентрируется вся тяжесть тела, называется ____________ ____________.
232. Главное условие устойчивости – это ___________ _____________: чем она больше, тем тело более устойчиво.
233. Сложившаяся в течение жизни привычная поза человека в положении стоя, сохраняемая им в определенных условиях, называется ____________.
ВЫБРАТЬ НОМЕРА ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ
234. Принципы безопасного перемещения груза вручную
1) сохранять спину прямой
2) создать устойчивую опору
3) использовать мышцы спины
4) использовать мышцы ягодиц и ног
235. Работая в группе, необходимо договориться о командах
236. Эргономика изучает трудовые процессы для
1) оптимизация условий и орудий труда
2) повышения эффективности труда
3) сохранения здоровья
4) уменьшения койко-дней
237. К психическим причинам, вызывающим травмы позвоночника, относятся
1) скелетно-мышечные заболевания
4) неподходящее оборудование
238. Причины не позвоночных болей в спине
3) болезни почек
4) травма позвоночника
239. Причины позвоночных болей в спине
3) болезни почек
ВЫБРАТЬ НОМЕРА ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ
240. К оборудованию для перемещения пациента в кровати относятся
2) скользящие простыни
4) веревочная лесенка
5) скользящие доски
241. Оборудование, помогающее пациенту ходить
2) скользящие доски
3) скользящие простыни
242. Правильная биомеханика в положении сидя заключается в следующем
1) колени должны быть чуть выше бедер
2) колени должны быть ниже уровня бедер
3) глубина сиденья должна быть не более 2/3 длины бедра
4) глубина сиденья должна быть по длине бедер
5) стопы без напряжения должны касаться пола
6) стопы не должны касаться пола
УСТАНОВИТЬ ПРАВИЛЬНУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
243. Перемещая или укладывая пациента, необходимо
1) выполнять свой план, применяя знания биомеханики перемещения тела
2) заканчивая процедуру, убедиться, что человеку удобно, и он лежит надлежащим образом и что под него подложены необходимые одеяла и подушки
3) давать чёткие указания коллеге, который вам помогает и пациенту, которого вы перемещаете, чтобы не причинить повреждений ни ему, ни себе
4) оценить ситуацию и запланировать, что и как следует сделать
ВЫБРАТЬ НОМЕР ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА
244. Площадь опоры можно увеличить
1) расставив ноги
2) встать на четвереньки
3) использовать ходунки
4) все вышеперечисленное
245. Человеческое тело имеет два центра тяжести
1) геометрический и физический
2) гравитационный и физический
3) гравитационный и опорный
4) физический и противовесный
246. В центре межпозвоночного диска находится ядро
247. Временное понижение работоспособности, наступающее в результате интенсивной и длительной работы, называется
248. К функциям позвоночника относятся все, кроме
249. Материалы с низким коэффициентом трения
1) более подвижны
2) менее подвижны
250. Материалы с высоким коэффициентом трения
Источник
Всероссийский учебно-научно-методический центр
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Всероссийский учебно-научно-методический центр
по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию
ФИЗИОЛОГИЯ ТРУДА
И ОСНОВЫ ЭРГОНОМИКИ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ
Примерная программа
Специальность 0402 “Акушерское дело”
Повышенный уровень
Москва
1999
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Всероссийский учебно-научно-методический центр
по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию
ÓÒÂÅÐÆÄÀÞ
îáðàçîâàòåëüíûõ ìåäèöèíñêèõ ó÷ðåæäåíèé
è êàäðîâîé ïîëèòèêè
Í.Í. Âîëîäèí
______________________
“_______”_________1999
ФИЗИОЛОГИЯ ТРУДА
И ОСНОВЫ ЭРГОНОМИКИ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ
Примерная программа
Специальность 0402 “Акушерское дело”
Повышенный уровень
Москва
ВУНМЦ
1999
Автор: Л.А. Гуркина — преподаватель хирургии и основ эргономики перемещения Санкт-Петербургского базового акушерского колледжа, член правления Ассоциации операционных сестер.
Рецензент: О.В. Камаева — ассистент кафедры физических методов лечения и спортивной медицины Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. И.П. Павлова
оглавление
1. | Пояснительная записка. | 4 |
2. | Примерный учебно-тематический план. | 7 |
3. | Примерное содержание учебной дисциплины. | 8 |
3.1 | Основные представления, знания, умения и навыки по разделам и темам занятий, которыми должен владеть студент после изучения «Физиологии труда и основ эргономики перемещения». | 8 |
3.2. | Содержание занятий. | 21 |
4. | Перечень практических умений и навыков для контроля усвоения содержания программного материала по «Физиологии труда и основ эргономики перемещения». | 24 |
5. | Примерные тестовые задания для контроля усвоения содержания программного материала по «Физиологии труда и основ эргономики перемещения». | 27 |
6. | Примерные задачи для контроля умения применять знания в области физиологии труда и основ эргономики перемещения в профессиональ-ной деятельности. | 36 |
7. | Словарь понятий и терминов. | 44 |
8. | Перечень пособий и средств обучения. | 45 |
9. | Список литературы. | 46 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная примерная программа «Физиология труда и основы эргономики» предназначена для реализации требований Государственного образовательного стандарта по специальности 0402 «Акушерское дело» повышенный уровень среднего профессионального образования.
Цель программы : сформировать систему знаний и умений безопасного перемещения пациентов.
Задачи: в соответствии с требованиями ГОС в области физиологии труда и основ эргономики студент должен :
· знать физиологические закономерности трудовой деятельности человека
· знать определения тяжести и напряженности труда
· знать физиологические механизмы формирования трудовых навыков
· знать изменения работоспособности и условия наступления утомляемости
· знать физиологические основы рациональной организации трудовых процессов в здравоохранении ;
· знать условия возникновения повреждений позвоночника и мышц спины, и меры профилактики ;
· знать цели и задачи эргономики;
· уметь планировать мероприятия по обеспечению безопасной среды пациента и персонала;
· владеть приемами, обеспечивающими безопасность медперсонала при перемещении пациентов и других грузов;
· уметь проводить обучение медицинского персонала и пациентов.
За все время существования медицины одной из главных проблем был уход за больными, при котором самым тяжелым и травмирующим для медицинского персонала являлось перемещение и подъем пациентов. Особенно тяжел уход за парализованными, тучными и ослабленными пациентами. По статистическим данным английской ассоциации медиков, занимающихся защитой спины, 80% медицинских сестер в Англии в течение года испытывают те или иные боли в спине. 764 тысячи рабочих дней были потеряны медсестрами из-за болей в спине. Многие медицинские работники после достижения ими 30-летнего возраста вынуждены менять профиль работы из-за постоянных болей в спине. Поэтому за рубежом, во всех развитых странах уже десятилетиями осуществляется процесс обучения медицинского персонала методом ручного перемещения пациентов, который помогает значительно уменьшить частоту повреждений позвоночника. Прогресс в науке перемещения пациентов привел к появлению различных подъемных устройств, полностью исключающих использование метода ручного перемещения пациентов и, более того, в настоящее время запрещающих им пользоваться.
нашей стране никогда не было подобного курса. Каждая медицинская сестра перемещает и поднимает пациентов по своему разумению, что приводит к травмам позвоночника и последующей инвалидности. В настоящее время в некоторых стационарах России стали появляться подъемники, правда, чаще всего старой конструкции, на даже их явно мало, поэтому английский курс по основам безопасного перемещения пациентов (основным технологиям безопасного перемещения пациентов) как нельзя кстати станет большим подспорьем для медицинского персонала нашей страны.
Предлагаемая программа разработана впервые. Она составлена на основе обзора учебников медицинских колледжей Великобритании по ручному перемещению пациентов, на материалах Российско-Британских семинаров, стажировки автора и Великобритании, Финляндии и опыта автора, полученного в ходе проведения специальных курсов обучения студентов колледжа и преподавателей медицинских училищ и колледжей.
В программе рассматриваются законы биомеханики перемещения для оптимизации процесса труда медицинских работников, позволяющие эффективно совершать работу с минимальной затратой энергии и без ущерба для здоровья.
Данная программа рассчитана на 40 часов аудиторных занятий.
В настоящей программе часть теоретических вопросов рассматривается на 3 лекциях, а остальные часы используются для проведения семинарско-практических занятий.
Курс отличается гибкостью в методах подачи материала. Содержание курса должно оставаться неизменным, однако, преподаватель может выбирать наиболее подходящие для слушателей методы обучения, позволяющие добиться наилучших результатов. Некоторым аспектам обучения можно уделить особое внимание. Например, в связи с недостаточно сформированными навыками коммуникации у среднего медицинского персонала, важно постоянно акцентировать внимание на вопросах профессионального общения с пациентами и в группе по перемещению.
Для освоения содержания программы рекомендуется использовать преимущественно методы, ориентированные на слушателей: иллюстрирован-ные лекции, дискуссии и обмен опытом в области обучения пациентов самостоятельному перемещению, работу малыми группами и в паре, моделирование профессиональной деятельности при проведении мини-занятий, разбор конкретных ситуаций и профессиональных задач, методика мозгового штурма с последующим обсуждением возникших идей и др.
Курс завершается зачетным занятием.
Для успешного окончания курса студенты и слушатели должны:
· иметь 100% посещаемость;
· уметь проводить мини-занятия с пациентами;
· уметь выбрать оптимальный способ перемещения в конкретной ситуации;
· продемонстрировать различные виды перекладывания, подъема и перемещения пациентов, обеспечив100% безопасность пациента и медсестры;
· дать правильные ответы на 70% экзаменационных вопросов (тестовые задания, профессиональные задачи) по теории.
На основании данной примерной программы учебное заведение разрабатывает рабочую программу учебной дисциплины с учетом дополнительных требований региона и учебного заведения.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН учебной дисциплины
«Физиология труда и основы эргономики перемещения»
Цель: Формирование системы знаний в области безопасного перемещения пациентов и умений применять их в профессиональной деятельности.
Категория обучающихся : студенты и слушатели
Срок обучения: 40 часов
Форма обучения: очная
Режим аудиторных занятий: 2-4-6 часов в день ( макс. 36 часов в неделю)
№ | Наименование разделов и тем | ||
всего | из них практических занятий | ||
1. | Введение | ||
1.1. | Физиология труда и основы рациональной организации трудовые процессов в здравоохранении | 2 | — |
1.2. | Понятие об эргономике. Боли в спине. | 2 | — |
Всего по разделу | 4 | ||
2. | Основы физиологии и механики передвижения человека | ||
2.1. | Биомеханика движений человека | 1 | — |
2.2. | Основные правила и принципы движения человека | 1 | — |
Всего по разделу | 2 | ||
3. | Технологии перемещения пациентов | ||
3.1 | Обучение пациентов способам самостоятельного перемещения | 4 | 4 |
3.2. | Захват и удержание пациента | 1 | 1 |
3.3. | Перемещение пациента одной медсестрой | 7 | 7 |
3.4. | Перемещение пациента двумя медсестрами | 4 | 4 |
3.5 | Перемещение пациента с помощью комплекта скользящих простыней | 4 | 4 |
3.6 | Перемещение пациента с помощью оборудования | 4 | 4 |
Всего по разделу | 24 | ||
4. | Особенности перемещения пациентов с изменениями опорно-двигательного аппарата | ||
4.1. | Правила укладывания в постели инсультных больных | 1 | 1 |
4.2. | Перемещение парализованных больных | 1 | 1 |
4.3. | Перемещение пациентов с эндопротезами суставов и ампутациями конечностей | 1 | 1 |
4.4. | Особенности перемещения в ходунках, с костылями и тростями | 1 | 1 |
Всего по разделу | 4 | ||
5. | Итоговый контроль | 6 | 6 |
Итого | 40 | 34 |
3. Примерное содержание учебной дисциплины
3.1.Основные представления, знания, умения и навыки по разделам и темам занятий, которыми должен владеть студент после изучения «Физиологии труда и основ эргономики перемещения»
Раздел 1. Введение
Раздел 1. Введение
Содержание занятий учебной дисциплины:
“Физиология труда и основы эргономики перемещения”
№ | Наименование разделов , тем и краткое содержание (дидактические единицы) занятий | |
Теоретическое обучение | ||
1. | Введение | |
1.1. | Физиология труда и основы рациональной организации трудовых. Процессов в здравоохранении. Понятие о физиологических закономерностях трудовой деятельности человека, физиологических механизмах формирования трудовых навыков. Условия наступления утомляемости. Физиологические основы рациональной организации трудовых процессов в здравоохранении. | 2 |
1.2. | Понятие об эргономике. Эргономика, ее определение. Понятие об эргономичности окружающей среды и ее влиянии на работоспособность и здоровье человека. Боли в спине. Строение позвоночника, его изменения в процессе жизни. Причины и виды болей в спине. Способы, приемы и средства предупреждения болей в спине. | 2 |
2. | Основы физиологии и механики передвижения человека | |
2.1. | Биомеханика движений человека. Понятие о центре тяжести. Расположение центра тяжести в зависимости от позы человека. Понятие об устойчивости и площади опоры. Правила их сохранения и изменения. Момент силы и его значение при перемещении тяжести. | 1 |
2.2. | Основные правила и принципы движения человека. Понятие о нервно-мышечной системе человека. Правила нормального движения человека. Правила работы в «группе по перемещению пациентов». | 1 |
3. | Технологии перемещения пациентов | |
3.1 | Обучение пациентов способам самостоятельного перемещения. Правила, методы и приемы обучения пациентов: объяснение, обучение действиям и получение обратной связи. Тренировка и формирование навыков обучения пациентов способам самостоятельного перемещения в соответствии с целями занятия. | 4 |
3.2. | Захват и удержание пациента. Демонстрация различных видов, способов захвата, удержания и перемещения пациента. Игровое моделирование профессиональных навыков в паре «медсестра-пациент».Формирование навыков в соответствии с целями занятия. | 1 |
3.3. | Перемещение пациента одной медсестрой. Обучение технике поворотов, усаживания, смещения к изголовью постели, перемещения с постели на стул или кресло и обратно, обучение технике оказания помощи при ходьбе, поддержки пациента при его падении и подъема упавшего пациента с пола с соблюдением техники безопасности. Профессиональная ролевая игра “медсестра-пациент” для закрепления навыков обучения и общения с пациентом. | 7 |
3.4. | Перемещение пациента двумя медсестрами. Обучение технике поворотов, усаживания, смещения к изголовью постели, перемещения с постели на стул или кресло и обратно, обучение технике оказания помощи при ходьбе, поддержке пациента при его падении и подъема упавшего пациента с пола соблюдением техники безопасности. Профессиональная ролевая игра “медсестра-пациент” для закрепления навыков обучения и общения с пациентом. | 4 |
3.5 | Перемещение пациента с помощью комплекта скользящих простыней. Знакомство с простынями различных фирм, методами их дезинфекции и стирки, правилами эксплуатации. Обучение технике поворотов, усаживания, смещения к изголовью постели, перемещения с постели на стул или кресло и обратно. Практический тренинг по использованию скользящих простыней при перемещении пациента согласно поставленным целям занятий. | 4 |
3.6 | Перемещение пациента с помощью оборудования. Правила и способы использования оснащения для перемещения. Представление о различных видах оборудования: кроватях, носилках, подъемниках, ходунках, костылях, тростях, скользящих досках и вращающихся дисках. Техника безопасности при использовании различного оборудования. Обучение практическим навыкам использования имеющегося оборудования: подъемников, скользящих досок и пластин, поясов, вертящихся дисков, кресел-каталок, костылей, ходунков, тростей согласно поставленным целям занятия. | 4 |
4. | Особенности перемещения пациентов с изменениями опорно-двигательного аппарата | |
4.1. | Правила укладывания в постели инсультных больных. Представления о видах инсульта и его последствиях. Особенности нервно-мышечного аппарата у инсультных больных. Обучение практическим навыкам с использованием ролевой игры “медсестра-пациент” согласно поставленным целям занятия. Правила безопасного укладывания, особенности расположения кроватей. | 1 |
4.2. | Перемещение парализованных больных. Представление о видах параличей и парезов, особенностях общения с инсультными больными, способами захвата и удержания, особенностями подъема и перемещения. Обучение практическим навыкам по перемещению больных согласно поставленным целям занятия | 1 |
4.3. | Перемещение пациентов с эндопротезами суставов и ампутациями конечностей. Представление о видах и причинах ампутации, эндопротезирования. Обучение особенностям перемещения данной категории пациентов согласно поставленным целям занятия | 1 |
4.4. | Особенности перемещения в ходунках, с костылями и тростями. Представление о различных видах костылей, тростей и ходунков. Знание правил перемешения по горизонтальной поверхности, спуска и подъема по лестнице. Обучение практическим навыкам хождения с тростями, костылями, в ходунках согласно поставленным целям занятия | 1 |
5. | Итоговый контроль Итоговый контроль проводится для выяснения уровня усовения практических умений и навыков в конкретной ситуации и включает в себя оценку следующих аспектов деятельности: · умение студента объяснить пациенту алгоритм самостоятельного перемещения; · умение студента осуществить перемещение пациента (в кровати, с кровати на стул или на кресло, помощь при ходьбе и падении и т.д.); · умение студента работать в группе, быть лидером и осуществлять перемещение пациента; · умение перемещать пациента самому или в паре, используя различные виды оборудования (скользящие простыни, вращающиеся диски, пояса, эластичные пластины, скользящие доски, подъемники). | 6 |
При итоговом контроле знаний можно давать ситуации, заранее подготовленные преподавателем, но и возможен вариант, при котором сам студент предлагает ситуацию, позволяющую ему выбрать вид, способ перемещения и оснащение в зависимости от индивидуальных возможностей. | ||
Итого | 40 |
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДЛЯ КОНТРОЛЯ УСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА ПО “ФИЗИОЛОГИИ ТРУДА И ОСНОВАМ ЭРГОНОМИКИ ПЕРМЕЩЕНИЯ”
· захват руками “ладонь в ладонь” с большим пальцем
· захват руками “ладонь в ладонь” без большого пальца
Источник