Самовоспитание как способ совершенствования

Самовоспитание – этап развития личности, предшествующий самосовершенствованию

Необходимость самосовершенствования рано или поздно осознает каждый взрослый человек. С годами приходит понимание того, что необходимо улучшать свои способности и навыки, ведь это ведет к успехам и благополучию. Однако мало кто понимает, что перед тем как совершенствоваться, необходимо самовоспитание личности.

Что такое самовоспитание?

Если при самосовершенствовании человек стремится к вершинам, то при самовоспитании он ставит перед собой более простые задачи. Главная цель самовоспитания человека– это приучение себя к чему-либо. Можно привести несколько примеров:

  • импульсивный человек с взрывным характером воспитывает в себе сдержанность и стремится стать уравновешенным;
  • человек, который привык что-то приукрашивать, преувеличивать или вовсе врать даже без особой необходимости, учит себя говорить правду;
  • несобранный и рассеянный человек приучает себя к организованности.

То есть, в процессе самовоспитания происходит обуздание желаний, отучение от вредных привычек, прививание хороших качеств взамен неблагоприятных. Выполнение осознанных действий, направленных на полноценное раскрытие личности, потом помогает подниматься к вершинам совершенства.

Почему нельзя путать самовоспитание с самосовершенствованием? Дело в том, что при самосовершенствовании происходит улучшение каких-то способностей, умений, знаний. А личностное самовоспитание – это приучение себя к чему-то, что необходимо для эффективного самосовершенствования. Например, после окончания университета человек получает профессию и устраивается на работу. Постепенно он оттачивает свой профессионализм, повышает квалификацию, становится специалистом высокого уровня. Но при этом он является несобранным, вечно опаздывает на работу или на встречи. И это несколько снижает его ценность, как специалиста, так как помимо знаний и умений в его профессии важна еще и пунктуальность. Поэтом чтобы стать специалистом еще более высокого уровня, необходимо воспитать в себе организованность и пунктуальность.

Если учитывать то, о каких качествах идет речь, различают следующие виды самовоспитания:

  • интеллектуальное (стремление приобрести новые знания, расширить мировоззрение);
  • физическое (улучшение физической формы);
  • эстетическое (развитие чувства прекрасного);
  • психологическое (приобретение волевых качеств);
  • социальное (получение коммуникативных навыков).

Составляющие и методы самовоспитания

Чтобы воспитывать в себе какие-либо качества, необходимо научиться:

  • проводить самоанализ, определять свои слабые и сильные стороны;
  • брать на себя ответственность за свои действия, поступки;
  • мотивировать себя;
  • контролировать свои действия;
  • оценивать личные достижения.

Сложнее всего мотивировать, контролировать и оценивать себя. Поэтому особенно важным является психологическое самовоспитание.

Перечислим основные методы самовоспитания:

  1. Самоубеждение. Чтобы начать что-то делать, необходима правильная мотивация. Например, при планировании изучения иностранного языка, нужно убедить себя в том, что знание иностранного языка необходимо для продвижения по карьерной лестнице, путешествий и свободного общения в незнакомых странах или других целей.
  2. Самовнушение. Развитие личности невозможно без достойной самооценки. Поэтому при возникновении неуверенности, нужно внушить себе, что все получится.
  3. Самообязательство. Этот метод заключается в том, что человек дает себе обещание, что доведет дело до конца. Его необходимо использовать, если есть привычка бросать начатое.

Заниматься самовоспитанием несложно. Главное убедить себя в том, что развитие в себе полезных качеств поможет стать более эффективным, успешным и даже счастливым. Родители, воспитатели, учителя и преподаватели не всегда способны привить все качества, нужные во взрослой жизни. Но человек является автором своей жизни, и всему, что он недополучил в раннем возрасте, он может научиться самостоятельно. А чтобы процесс самовоспитания проходил легко, полезно развивать способности мозга. Для этого хорошо использовать тренажеры Викиум. Память, внимание, эмоциональный интеллект – все это необходимо для самостоятельного воспитания в себе самых разных качеств.

Источник

Самовоспитание как метод совершенствования личности врача

Название Самовоспитание как метод совершенствования личности врача
Дата 17.12.2019
Размер 40.68 Kb.
Формат файла
Имя файла Самовоспитание как метод совершенствования личности врача.docx
Тип Реферат
#39191
Каталог

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра педагогики, психологии и психолингвистики

«Самовоспитание как метод совершенствования личности врача»

Выполнила: студентка 1 курса
лечебного факультета
117 группы
Павлусенко Е.Ю

Принял: Научный руководитель
Карташова И.В.
3

Самовоспитание — процесс трудный и длительный. Но без него не обойтись тому, кто хочет стать достойным своей эпохи и своей профессии.

Приведенные суждения позволяют сделать вывод о том, что правильно поставленное воспитание есть не что иное, как умелое внутреннее стимулирование активности растущей личности специалиста в работе над собой, есть побуждение ее к собственному развитию и совершенствованию. Иначе говоря, уже в процессе воспитания имеет место самовоспитательная работа.

Во многих случаях люди сами ставят перед собой определенные задачи по собственному развитию и самосовершенствованию, намечают пути их решения и, побуждаемые внутренним стремлением, начинают настойчиво добиваться поставленной цели. Примеров тому в истории множество-Демосфен, известный древнегреческий оратор, еще юношей мечтал овладеть искусством публичного выступления, но первое же из них закончилось полным провалом. Его освистали, потому что он имел слабый голос, был косноязычен… Другой на его месте оставил бы свои честолюбивые мечты. Но Демосфен поступил по-другому. Он разработал целую систему упражнений и стал упорно овладевать ораторским искусством. Уединяясь, он тренировал свой голос, отрабатывал жесты. Чтобы избавиться от косноязычия, подкладывал под язык мелкие камешки и произносил импровизированные речи. Упорство и воля позволили Демосфену достичь поставленной цели: он стал выдающимся оратором.

Большое значение самовоспитанию придавал Л.Н. Толстой. В юности он завел дневник, в котором фиксировал свои недостатки и намечал пути их преодоления. Благодаря работе над собой, он сумел преодолеть лень, тщеславие, лживость и многие другие дурные наклонности и выработал в себе человеколюбие, наблюдательность, творческое воображение, память.

А.П. Чехов в одном из своих писем жене отмечал: «Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчивый и пр., и пр. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я выделывал черт знает что». 8

Подобных примеров, когда человек благодаря самовоспитанию и упорной работе над собой совершенствовал и развивал у себя лучшие личностные качества, можно привести множество. Вот почему имел основание один из общественных деятелей, когда писал, что обыкновенно люди являются продуктом обстоятельств и воспитания, но лучшие люди, как правило, представляют собой результат активной работы над собой. А известный французский философ Ж.П. Сартр даже утверждал, что «человек есть только то, что он сам из себя делает», подчеркивая определяющую роль самовоспитания в его личностном развитии врача.

Все это говорит об исключительно важной роли самовоспитания в развитии и формировании личности врача и о необходимости его организации. Вот почему теоретические и методические основы самовоспитания активно разрабатываются в психологии и педагогике и, в частности, такими учеными, как А.Г. Ковалев, Д.М. Гришин, А.И. Кочетов, Л.И. Рувинский и др.

Что же такое самовоспитание? «Самовоспитание — это сознательная и планомерная работа над собой, направленная па формирование таких свойств и качеств, которые отвечают требованиям общества и личной программе развития». Примерно такое же определение дает этому понятию А.И. Кочетов. «Самовоспитание, — пишет он, — это сознательное и управляемое личностью саморазвитие, в котором в соответствии с требованиями общества, целями и интересами самого человека формируются запроектированные им силы и способности».

В нашей педагогике утвердилось положение о том, что самовоспитание, как и весь процесс развития личности, детерминируется общественно-экономическими условиями и служит определенным общественным интересам. Как бы кто ни относился к К. Марксу, но его мысли на этот счет не теряют своего научного значения. «Мое собственное бытие, — писал он, — есть общественная деятельность, а потому и то, что я делаю из моей особы, я делаю из себя для общества, сознавая себя как общественное существо».

Занимаясь самовоспитанием, К.Д. Ушинский разработал для себя специальные правила, которые выступали в качестве программы его саморазвития:

· Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.

· Прямота в словах и поступках.

· Не говорить о себе без нужды ни одного слова.

· Не проводить времени бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится.

· Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать.

· Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.

· Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

· Никому не показывать этого журнала. Разрабатываемые личностью программы и правила самовоспитания имеют большое значение. По терминологии академика П.К. Анохина, они выполняют функцию «акцептора действия», или механизма сличения и контроля за выполнением этой программы и правил и тем самым стимулируют усилия человека в работе над собой.

Таким образом, личность врача не может формироваться вне влияния общественных отношений и общественной морали. Другое дело, что от его собственного выбора зависит, какие отношения и какую мораль он будет формировать у себя. Но и в том, и в другом случае черты и качества, которые формируются у него, так или иначе определяются обществом и в идеальном виде существуют как система идеологических, нравственных и эстетических требований общества к личности. Поэтому самовоспитание всегда носит социальный характер. Естественно, что в обществе, которое пронизано гуманизмом, передовой моралью и идеологией, люди стремятся вырабатывать у себя преданность прогрессивным идеалам, служить общему благу, бороться со всем, что ущемляет социальные права и унижает положение и достоинство личности.

Понятия «самовоспитание» и «самосовершенствование», виды и методы

Самовоспитание — деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самопознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания. 3

Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство, самоотчет, осмысление собственной деятельности и поведения, самоконтроль.

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля над выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.

Таким образом, самовоспитание — деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Существует 4 вида самовоспитания: интеллектуальное, этическое, физическое, психологическое. А к методам самовоспитания относятся: самообладание, самопознание и самостимулирование. Самосовершенствование — это способность человека целенаправленно саморазвиваться, самовоспитываться, самообразовываться, ориентируясь на принятые нравственные нормы и идеал. Основные виды включают в себя: нравственное, умственное, физическое, эстетическое и профессиональное самосовершенствование. К методам относят: самопознание, самоутверждение, саморазвитие, самореализация и поиски своего призвания.

Этапы и факторы, влияющие на развитие и самовоспитания личности врача

1. Первый этап — принятие решения. Все начинается с принятия твердого решения о необходимости личностного самосовершенствования. Без этого важного элемента невозможно осуществление целенаправленного самовоспитания. Затем следует изучение (уяснение) возможностей самовоспитания и оценка перспектив работы над собой. Важным элементом первого этапа выступает выбор или формирование идеала (модели), к которым можно стремиться в процессе самовоспитания. На основе уже сформированного видения возможностей самовоспитания, собственного мировоззрения и под воздействием среды обитания человек сам выбирает себе идеал или пример для подражания. Иногда человек создает некий абстрактный образ (модель), которому он хотел бы подражать или каким бы хотел стать. Идеал может быть достаточно четко представляемым в лице конкретного человека, либо присутствовать в его сознании в виде определенных проявлений (внешнем виде, общении, компетенции и пр.).

2. Второй этап — самопознание. Человек, в соответствии с выбранным идеалом (примером для подражания) или своих представлениях о возможностях самовоспитания, стремится познать себя. В процессе самопознания происходит выявление и самооценка уровня развития того или иного качества или свойства личности. Степень и точность их диагностики зависит от самого человека, его желания действительно познать себя, свои достоинства и недостатки, либо удовлетворить свой частный интерес. В рамках этого этапа также происходит формулирование и уточнение ценностных ориентиров человека.

3. Третий этап — выбор средств, составление плана. Человек делает ответственный выбор путей, методов и средств самовоспитания. Некоторые средства наиболее полно соответствуют личностным особенностям человека, специфике образовательной или профессиональной деятельности. Этот этап включает и формирование необходимых самоустановок, которые могут помочь человеку обеспечить достижение тех или иных целей самовоспитания. К ним, например, можно отнести личные правила и принципы, которые определяют поведение и поступки человека в различных ситуациях. На основе выбранных путей, методов и средств самовоспитания, а также сформулированных личных правил осуществляется планирование работы над собой. Человек составляет программу или план, в которых отражается то, над чем предстоит работать, какие методы и средства использовать, примерные сроки достижения намеченного.

4. Четвертый этап — реализация планов. А именно, активная практическая работа, направленная на достижение сформулированных ранее ценностных ориентиров. 11

Таким образом, выделяют 4 этапа самовоспитания личности врача: 1. Принятие решения о необходимости личностного самосовершенствования. 2. Самопознание, подразумевающее выявление и самооценку уровня развития того или иного качества или свойства личности.

3. Выбор средств, составление плана (ответственный выбор путей, методов и средств самовоспитания).

4. Реализация планов (активная практическая работа, направленная на достижение сформулированных ранее ценностных ориентиров).

К факторам, влияющим на развитие и самовоспитание личности врача относят:

· Генетические особенности индивида, полученные им при рождении;

· Влияние физического окружения;

· Влияние социального окружения;

· Индивидуальный опыт человека.

Воспитание в трудовом коллективе, проблемы самовоспитания врача

Предотвратить комплекс неполноценности специалиста должен не только вуз, но и коллектив, в который прибыл для работы молодой специалист. Конечно, активная жизненная позиция прививается в вузе преподавателями, общественными организациями, а также будущими коллегами во время учебной и производственной практики студентов. По-видимому, для этого следует пересмотреть программу учебной практики студентов младших курсов и направлять их по месту проживания для работы санитарами в коллективном или государственном хозяйствах. Студент лучше узнает особенности и все сложности своей будущей профессии. А кто избрал ее случайно; он быстро ее поменяет. Это будет лучше и для него, и для государства. Разве мало случаев, когда студент после IV курса, столкнувшись во время практики со всеми сложностями специальности врача ветеринарной медицины, оставляет институт или после его окончания работает не по специальности.

Поэтому в высших учебных заведениях необходимо серьезно знакомить студентов с теми трудностями, которые встречаются на производстве. Если этого не сделать, функция трудовых коллективов сводится к перевоспитанию.

К молодому специалисту на производстве, в новом коллективе нужен индивидуальный подход с учетом его характера, потребностей, способностей и склонностей. Период адаптации молодого специалиста для него особенно болезненный. Человек включается в производственную и общественную деятельность; врач только по диплому, настоящим врачом он себя еще не признает — нет умений, опыта работы, которые придут со временем. Именно здесь завершается деонтологическое воспитание молодого специалиста и одновременно проверяется его эффективность.

Нужно терпеливо развивать у молодого коллеги его положительные качества, создать все условия для его творческой работы, проявления инициативы. А последняя во многом будет зависеть от моральной обстановки в коллективе. В условиях доброжелательности чем больше знает и понимает специалист, тем свободнее себя чувствует, смелее берет на себя ответственные задания.

Здоровый коллектив может и должен помочь молодому специалисту быстрее почувствовать себя и приобрести основные качества, необходимые ему для плодотворной работы, а именно:

· В совершенстве овладеть профессией врача ветеринарной медицины, чтобы быстрее стать врачом не по диплому, а по профессии;

· Приобрести уверенность в необходимости добросовестного труда, и не только в рамках рабочего времени;

· Приобрести такие качества как творческую активность, сознательность, дисциплину, опрятность в работе, самоконтроль, умение планировать свою работу и выполнять планы;

· Воспитывать культуру труда;

· Формировать ответственное отношение к результатам труда, уважение к людям труда;

· Воспитывать в себе чувство коллективизма, коллегиальности и взаимопомощи; и какими бы знаниями ни владел, не унижать других, не показывать своего преимущества.

Человек хочет работать в таком коллективе, где между сотрудниками созданы нормальные взаимоотношения. Поэтому за нормальный психологический климат в коллективе специалистов ветеринарной медицины, животноводов следует бороться. Искусство наставника молодых врачей заключается в проявлении такта и чувства меры, в сознательном и умелом развитии чувства долга, врачебной совести у начинающего врача, в отказе от слишком жесткой опеки, в результате которой теряется инициатива, творческий дух и чувство ответственности у молодого специалиста. А способности, как известно, формируются и проявляются только в деятельности. Нельзя научиться плавать, не входя в воду. Поэтому молодому специалисту хочется иметь больше доверия и ответственности. Только в таком случае он станет высокоответственным специалистом, человеком врачебного долга. 7

Взаимоотношения врача с коллегами — один из самых трудных и сложных вопросов врачебной этики, который требует от врача соответствующих знаний, культуры поведения и выдержки, воспитания и самовоспитания. Нужны время и условия, чтобы сумма знаний, полученных в институте, переросла в четкую систему, а знание — в умение, чтобы человек увидел результаты своего труда, приобрел опыт общения и т.д.

Врач всегда работает в коллективе, в контакте с десятками коллег, которые ставят к нему немало моральных требований. Основные морально-этические требования приведены ранее. Здесь важно, как эти требования претворяются в жизнь, как молодой специалист на производстве становится врачом по признанию. А это в первую очередь помощь коллегии — искренняя и благожелательная, которая не унижает достоинство молодого специалиста. Не будьте кичливыми при этом, иначе такую помощь он не примет. И не давайте ему советов в присутствии других, тем более — не критикуйте. Не ожидайте, пока вас попросят о помощь, а предложите ее сами, охотно и искренне. Т.е. такая помощь не должна тешить тщеславие одних и обижать других.

Таким образом, предотвратить комплекс неполноценности молодого врача могут его коллеги, которым необходимо поддерживать его и помогать ему в этой сложной профессии, так как многие профессиональные качества молодые специалисты перенимают у своих наставников. Врач хорошей школы, доброго воспитания всегда помнит своих учителей-наставников и по мере возможности поддерживает с ними контакт, продолжает в них учиться. Вообще связь врача-учителя и врача-ученика — это одна из плодотворных во врачебном коллективе. Способность помнить и ценить добро, уметь быть благодарным — ценное качество каждого воспитанного и смелого человека.

Об этом не стоит забывать и студентам, и преподавателям. В процессе обучения и воспитания следует стремиться к тому, чтобы ваш выпускник с гордостью мог сказать, что вы были его учителем.

Пройдут годы, и усилиями коллектива обязательно изменится отношение бывшего молодого специалиста к работе. Оно станет адекватным тем условиям, в которых работает врач, и поставленные перед ним задачи. Но это будет потом и обязательно под влиянием коллектива единомышленников.

Под самовоспитанием понимается активная, целеустремленная деятельность личности, направленная на формирование и развитие у себя социально и морально значимых качеств и привычек, а также на нейтрализацию и устранение отрицательных в соответствии с осознанными общественными потребностями, условиями профессиональной деятельности и личной программой развития.

Основу самовоспитания составляют стремление стать достойным и уважаемым человеком, цивилизованной личностью, яркой индивидуальностью, самореализовать свои возможности в жизни и на этой основе постоянно изучать и оценивать себя как личность, гражданина, профессионала, видеть себя как бы со стороны, думать о близких и отдаленных перспективах жизни, делать все, чтобы они реализовались в личных качествах, делах, духовном росте, в социальном и материальном благополучии. Важнейшими условиями успеха в работе по самовоспитанию выступают максимальная самокритичность, высокая ответственность за свои действия и образ жизни, последовательная настойчивость в достижении поставленной цели.

Цель самовоспитания — достижение осознанного и усвоенного образа (идеала) цивилизованного гражданина и высококвалифицированного профессионала. Самовоспитание и есть стремление возможно более полно усвоить определенные требования и сделать их своим достоянием. Мотивы самовоспитания могут быть различными: жизненные устремления, потребность действовать в соответствии с гражданскими и моральными идеалами, желание следовать положительному примеру, стремление испытать себя и подготовить к преодолению жизненных и профессиональных трудностей; желание успешной профессиональной карьеры или достижения высокого социального статуса, стремление к полной самореализации себя в жизни, материальные интересы и др.

Содержание самовоспитания зависит от возраста, образа жизни и особенностей личности коллектива и уровня руководства им. Приоритетным многие считают самовоспитание у себя:

· гражданско-патриотических и духовно-нравственных, морально-психологических качеств;

· трудолюбия, привычки достигать всего целеустремленным, упорным трудом и высоким профессионализмом;

· уважения и заботливости к родителям, старикам, ветеранам,

· уважения и гуманного отношения к людям, уважения их прав,

· интересов и мнений;

· демократичности во взаимоотношениях с другими людьми: признание их права на свое мнение, отношение к несогласию другого как к нормальному явлению, а не проявлению вражды, умственной отсталости и пр.;

· чувств ответственности, долга, порядочности, совестливости;

· общей и профессиональной культуры, эстетических качеств;

· навыков и умений управлять своим поведением и чувствами;

· общительности и культуры общения;

· уважения к законам, народным традициям, культуре, языку;

· уважения к науке и научным знаниям;

· уважения к религиозным взглядам, представителям других конфессий, других национальностей;

· устойчивости к вредным привычкам — употреблению алкоголя, наркотиков, курению и др.

Список использованной литературы

1. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб. посо­бие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2015.

2. Воронов В.В. Педагогика в двух словах (конспект-пособие). 3-е изд. М., 2013.

3. В.Т. Харчева. Основы социологии / Москва, «Логос», 2015.

4. Вдовюк В., Новиков В., Шабанов Г. Основы педагогики высшей школы Учеб. пособие. — М.: ВА РВСН, 2014.

5. Ковалев С. Воспитание и самовоспитание. — М., 2014.

6. Котова И.В., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание. Ростов-на-Дону, 2015.

7. Донцова И.А. Самовоспитание личности. М. «Полит, литер». 2013.

8. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. М., 2012.

9. Кон И.С. Социология личности. М. Политизд.2012.

10. Мысливченко А.Г. Человек как предмет философского познания. — М. Мысль.2014.

11. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. JI. 2013.

12. Агацции Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии. №2. 37 с. 2015.

Источник

Читайте также:  Способ администрирования локально вычислительной сети должен быть
Оцените статью
Разные способы