Самотлорского месторождения способы добычи

Самотлорское нефтяное месторождение

Самотлорское нефтяное месторождение (Самотлор) — Расположено в ХМАО, вблизи г Нижневартовска, в районе озера Самотлор.

Самотлорское нефтяное месторождение (Самотлор) — Samotlor field — крупнейшее в России и одно из крупнейших в мире месторождений нефти.

Расположено в Ханты-Мансийском автономном округе, в 15 км северо-восточнее г Нижневартовска, в районе озера Самотлор.

В переводе с хантыйского Самотлор означает «мёртвое озеро», «худая вода».

Доказанные и извлекаемые запасы оцениваются в 2,7 млрд т. (U.S. Geological Survey, 2000).

Месторождение относится к Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции.

Открыто в 1965 г Мегионской нефтеразведочной экспедицией под руководством В. Абазарова.

Самотлорское месторождение на многие километры окружают непроходимые болота.

Для создания нефтепромысла на озере-болоте отсыпали искусственные острова для буровых вышек.

Площадь лицензионного участка недр Самотлора — 2516,9 м 2 .

Бурение 1 й эксплуатационной скважины было начато зимой 1968 г.

Промышленная нефтегазоносность была обнаружена в 18 продуктивных пластах, приуроченных к юрским и меловым отложениям.

Залежи — на глубине 1,6-2,4 км.

Начальный дебит скважин — 47 — 200 т/сут.

Плотность нефти 0,85 г/см³, содержание серы 0,68-0,86 %.

В 1981 г была добыта 1 -млрд тонна нефти.

В 1980 х гг, на полке добыча нефти составляла около 150 млн т/год.

В 1996 г было добыто лишь 16,74 млн т нефти.

Всего на месторождения было пробурено 16 700 скважин, добыто более 2,3 млрд т нефти.

В 2009 г ТНК-ВР планировала добывать на Самотлоре 27,8 млн т/год нефти, предполагая инвестировать до 2015 г 4,6 млрд долл США.

Тогда на месторождение мощно работали нефтесервисные компании, в тч, Halliburton, Schlumberger и др.

В настоящее время оператором Самотлорского месторождения является Роснефть.

Добыча нефти составляет на месторождении составляет около 22 млн т/год.

Разработку месторождения ведут Самотлорнефтегаз (экс -Нижневартовскнефтегаз) и РН-Нижневартовск, дочки Роснефти.

У Самотлорнефтегаза 9 лицензионных участков недр, на которых компания проводит:

— разведку и разработку нефтяных и газовых месторождений,

— бурение параметрических, поисковых, разведочных, эксплуатационных скважин,

— добыча, транспортировку, подготовку, переработку и реализация углеводородного сырья,

— обустройство нефтяных и газовых месторождений.

На месторождении ныне есть 9370 добывающих и 4328 нагнетательных скважин.

Протяженность промысловых нефтепроводов — 2490 км, водоводов — 2422 км, других трубопроводов — 445 км.

В 2016 г пробурено 233 скважины, что на 40% больше, чем в 2015 г.

С 2013 г Цех восстановления экологии (ЦВЭ) работает в круглогодичном режиме: в 2014 г госкомиссии были сданы 157 га рекультвированных земель, в 2015 г — 178 га, в 2016 г — 256 га, а к 2020 г предполагается полностью рекультивировать земли Самотлора.

В 2014 г Самотлорнефтегаз начал реализацию проекта по строительству более 570 скважин с целью стабилизации добычи нефти.

Предусмотрено уплотняющее бурение центральной зоны Самотлорского месторождения мобильными установками и разбуривание краевых залежей кустовым бурением.

В ноябре 2017 г Госдума РФ приняла в 3 м , окончательном чтении закон о поправках в Налоговый кодекс РФ, согласно которому вводятся инвестиционные стимулы для Самотлорского нефтяного месторождения (Самотлора) в форме снижения НДПИ в размере 35 млрд руб/год сроком на 10 лет.

Источник

sdelano_u_nas

Сделано у нас

Нам есть чем гордиться!

Автор репортажа — Аслан Шауей (ЖЖ aslan)

Наверняка самые преданные и постоянные читатели kak_eto_sdelano уже видели в сообществе посты на тему добычи нефти и даже ее переработки. Но мне, как перфекционисту в этой тематике всегда казалось, что эти репортажи недостаточно полны, что можно было бы рассказать больше, еще интереснее об этом процессе, если бы я сам видел все своими глазами. Сегодня в kak_eto_sdelano репортаж о том, как добывают нефть на одном из крупнейших в России нефтяном месторождении, как проверяют ее качество и зачем используются беспилотники на нефтепромыслах.

Мне всегда интересно узнавать что-то новое, о чем я еще не знал. Могу сказать, что знаю многое, но еще больше предстоит узнать. Когда мне сказали про Самотлор перед поездкой на нефтяные промыслы, я поймал себя на мысли, что ни разу не слышал об этом месте. Да, я знал, что нефть добывают где-то на севере, и в Сибири, там где мошкара и комары охотятся на волков и медведей, там где болота на десятки и сотни километров вокруг и где зима идет полгода вместо обычных 3 месяцев. В общем в суровых местах. И этот пробел в знании мне предстояло восполнить.

Местоположение Самотлорского месторождения, в силу его стратегического характера, в середине прошлого века тщательно скрывалось на выходящих в России картах. Теперь его можно легко найти на спутниковой карте. Спутники легко открыли глаза всем желающим увидеть, где добывается большая часть нефти в России.

На гугл-мэпс и яндекс-картах можно увидеть такую картину. Большое пятно в центре — озеро Самотлор (Ханты-Мансийский автономный округ). Пятнышки на озере, а также на соседних озерах и территории вокруг на десятки километров — насыпные участки, где стоят так называемые «кусты» со скважинами качающими нефть. Что это и как, я расскажу далее.

Между прочим — на этом скриншоте поместилась не вся территория месторождения, оно действительно очень большое.

1 Но об всем по порядку. Чтобы иметь представление о том, в каких местах и условиях добывается нефть в России взглянем на месторождение с высоты полета вертолета.

2 С нами летит группа журналистов с телеканала Россия 24. Они здесь снимают документальный фильм про месторождение, надеюсь у них получится интересный материал.

3 Пролетаем над аэропортом Нижневартовска и над самими городом, который был построен менее 50 лет назад для нефтяников. Город стоит на берегу довольно широкой, периодически затапливающей низменности реки Обь, а далее вокруг озера и болота.

4 Сам город тоже отстроен на болотах, потому все здания здесь, даже 16-этажные, воздвигнуты или на насыпных песчаных основаниях, или на сваях.

5 Ну, а мы посмотрим на само месторождение. Вокруг на многие километры озера, да болота. Удивляюсь, как здесь нашли нефть. Есть версия, что геологи определили нахождение черного золота здесь по тонкой маслянистой пленке на озере Самотлор, под которым и находится кстати само месторождение. Когда я спросил одного из опытных буровиков так ли было на самом деле, он усмехнулся и сказал, что в те времена нефть искали чуть ли не вслепую, когда еще не было досточного опыта по разведыванию недр.

6 Как гласит википедия, месторождение было открыто Мегионской нефтеразведочной экспедицией под руководством В. А. Абазарова. 22 июня 1965 года из разведочной скважины ударил фонтан небывалой мощности — более тысячи тонн нефти в сутки. Внутрипластовое давление было столь высоким, а нефть рвалась из глубин с такой силой, что нагревались стальные трубы. Площадь Самотлорского месторождения составляет 1 752 кв.км.

7 Самотлор на многие километры окружают непроходимые болота. Зимой геологи пробирались к нему на лыжах. Опыта эксплуатации месторождений на болоте не было ещё в мировой практике. Рассматривались два варианта: осушить озеро-болото или построить на нём эстакады и бурить с площадок, как на морских нефтепромыслах в Баку.

8 Первый вариант был отвергнут из-за опасности пожара — сухой торф мог вспыхнуть, как порох. Второй — из-за длительности строительных работ. Был найден третий вариант — создавать промысел прямо на озере-болоте, отсыпая искусственные острова для буровых вышек.

Бурение первой эксплуатационной скважины на Самотлоре было начато зимой 1968 года. Заведующий Самотлорским нефтепромыслом Иван Иванович Рынковой вспоминает: «Сейчас до Самотлора по бетонной дороге мы доезжаем за сорок минут. А тогда эти тридцать километров преодолевались по замёрзшему болоту месяц. Суровая была зима, стрелы у экскаваторов лопались от мороза, даже солярка замерзала. Но скважину мы пробурили…»

Так выглядят насыпные нефтяные острова. Русские научились делать их за несколько десятилетий до арабских шейхов).

9 Представляю себе сколько сил и денег было вложено на освоение месторождения.

11

Нефтяная буровая установка, скоро мы спутимся вниз, проедем к ней и посмотрим, как она работает.

12 А здесь уже нет буровой вышки, скважины пробурены, нефтепроводы подключены. Всего за годы эксплуатации месторождения на нём было пробурено 16 700 скважин! В 2014 году «Самотлорнефтегаз», которое входит в НК «Роснефть» приступил к реализации крупного инвестиционного проекта по бурению и строительству свыше более трехсот скважин.

13 В цехах по подготовки и перекачки нефти — углеводороды собирают в емкости, предварительно очищая ее от воды и газа. Как видите вокруг сплошные болота, а уж сколько здесь мошкары, комаров и оводов, это просто невероятно. Как здесь может жить и работать человек?

14 А вокрут острова с «кустами». Их десятки, а то и сотни.

22 Вышки лэп на сваях. без электричества работа встанет, потому здесь свои подстанции.

23 Этот песок подготовлен для последующей отсыпки дорог и кустовых площадок.

24 О том, как прокладываются дороги по болотам я тоже расскажу чуть позже.

26 Кто знает, может и тут будут скоро насыпные острова. На самом деле это последствия половодья. Обь вышла из берегов и затопила дачные участки стоящие в низине.

27 Но мы уже на земле, едем инспектировать месторождение. На территорию Самотлора не сможет въехать посторонний, мы предъявляем пропуски и мчим дальше. На обочине то и дело встречаются указатели, которые поймут только те, кто связан с нефтянкой. ДНС — дожимная насосная станция, ЦДНГ — цех добычи нефти и газа.

28 Приехали на первый куст.

29 У них есть даже свои паспорта — баннеры с исчерпывающей информацией об этом месте.

30 Классическая качалка, которая ранее использовалась для выкачивания нефти и вид которой ассоциируется с этой отраслью. Сейчас она используется не так широко, потому что менее эффективна, чем современные погружные насосы. Однако качалки до сих пор используются на скважинах, где небольшое количество нефти.

Обратите внимание на установки на переднем плане — это насосно-компрессорные блоки над скважинами. Те, у которых зеленые трубы — по ним вода закачивается под землю, чтобы создать достаточное давление для того, чтобы поднять нефть к погружному насосу и качать углеводороды через другую скважину — она окрашена красным цветом.

31 Большая часть скважин, которые были в разработке с советских времен обводнились, и при добыче жидкость, которая выходит из скважин выглядит в лучшем случае так — примерно 20-30% — нефть, остальное вода. Далее я разъясню что это значит и расскажу подробнее о технологии добычи нефти.

Читайте также:  Способы проводки для спиннинга

32 По дороге к участкам проезжаем памятник Алеше — нефтянику первопроходцу. Здесь активно ведется реконструкция памятника. облагораживается территория вокруг.

33 ЦДНГ объединяет несколько кустов.

34 Особо интересна история проложения дорог на Самотлоре. Так как здесь непроходимые болота, то при освоении месторождения, в 60-70 годах прошлого века, утонуло большое количество техники, как простых грузовиков, так и бульдозеров, вездеходов, как летом, так и зимой. Для решения проблемы проходимости к месторождениям был применен метод «плавающей насыпи» и «заторфовки».

35 Сперва укладывались бревна, на которые насыпался грунт, и уже сверху укладывались бетонные плиты. Было отсыпано более 3.5 миллионов кубометров грунта, уложено около 4 тыс. бетонных плит и 150 тыс. кубометров леса. На 66 километров первоначальной дороги ушло огромное количество материала. Я видел исторические фотографии, где были тонущие грузовики и грузовые вертолеты, переносящие технику на землю. Так же укладывают и сейчас. Обратите внимание на воду по обе стороны от дороги.

36 Нам предстоит посетить две буровые установки. Выдали спецодежду — комбинезон, куртку, очки, шлем и специальные ботинки + аэрозоли против комаров, их тут нереально много. В таком одеянии я чувствовал себе настоящим Супермарио) Прошу простить и понять за это фото.

37 Так как на первой буровой установке мы не задержались, то ограничусь несколькими фотографиями, а рассказ о процессе добычи нефти будет чуть позже. Как мы помним — красная труба — нефть, зеленая — вода.

40 Идет монтаж насосно-компрессорного блока.

Источник

Как добывают нефть на Самотлоре. Часть 2

Особо интересна история проложения дорог на Самотлоре. Так как здесь непроходимые болота, то при освоении месторождения, в 60-70 годах прошлого века, утонуло большое количество техники, как простых грузовиков, так и бульдозеров, вездеходов, как летом, так и зимой. Для решения проблемы проходимости к месторождениям был применен метод «плавающей насыпи» и «заторфовки».

Сперва укладывались бревна, на которые насыпался грунт, и уже сверху укладывались бетонные плиты. Было отсыпано более 3.5 миллионов кубометров грунта, уложено около 4 тыс. бетонных плит и 150 тыс. кубометров леса. На 66 километров первоначальной дороги ушло огромное количество материала. Я видел исторические фотографии, где были тонущие грузовики и грузовые вертолеты, переносящие технику на землю.

Так же укладывают и сейчас. Обратите внимание на воду по обе стороны от дороги.

Нам предстоит посетить буровую установку. Выдали спецодежду — комбинезон, куртку, очки, шлем и специальные ботинки + аэрозоли против комаров, их тут нереально много.

Так как добывают нефть? Сперва нужно найти место, где есть нефть. В условиях, в которых находится Самотлорское месторождение это было сделать довольно проблематично, особенно когда еще не было тех технологий, которые есть сейчас.

Тогда геологи бурили чуть ли не вслепую. Сейчас потенциально продуктивные месторождения выявить проще. Как мне сказали буровики, нужно просто пробурить дырку в земле, заложить немного взрывчатки и подключив специальные приборы устроить мини взрыв. Прибор, который работает как эхолот определяет состав земной породы и после анализа специалистов можно узнать где есть нефть. Называется это – сейсморазведка.

Таким образом обнаруживают подземные резервуары, в которых находится сырая нефть. Обычно месторождения содержат также газ и воду, как правило, под высоким давлением. Это давление иногда оказывается достаточным для вытеснения нефти к скважине.

Фонтанный способ является самым экономичным. Для регулировки подачи нефти устанавливается специальная арматура, которая герметизирует устье скважины, контролирует объем подаваемого вещества. В других случаях сила пластового давления может быть недостаточной с самого начала эксплуатации, и уже сразу на забое скважины нужно устанавливать насосы.

Многие скважины на Самотлоре обводнены, это происходит в процессе добычи нефти. Для того, чтобы добыть нефть из пластов, в которых нет достаточного давления, бурится скважина, в которую под давлением в 200-250 атмосфер закачивается вода. На этом месторождении пласты содержащие нефть скорее похожи на губку. Вода поступающая под давлением в пласты разрывает их, и вытесняет более легкую нефть через другую скважину.

Со временем место, где находятся несколько скважин (куст) обводняется, то есть воды закаченной для добычи нефти становится много, а нефти мало, потому в старых скважинах советских времен процент нефти в выкаченной жидкости составляет около 30%. Из новых скважин, которые бурят на этом кусте добывается почти 100% нефть.

По существующим оценкам, геологические запасы месторождения составляют около 7,1 млрд тонн, из них извлекаемые – более 3,5 млрд тонн. Текущие извлекаемые запасы оцениваются в более 1 млрд тонн нефти.

В 1981 году была добыта миллиардная тонна нефти. Пик добычи нефти (около 150 млн т. в год) пришёлся на начало 80-х годов XX века; вследствие интенсивной добычи в эти годы нефтеносные пласты стали обводняться и добыча нефти резко снизилась. В 1996 году было добыто лишь 16,74 млн т нефти. В XXI веке в связи с применением современных способов интенсификации нефтедобычи добыча нефти несколько увеличилась.

На фото части буровой установки.

Всего за годы эксплуатации месторождения на нём было пробурено 16 700 скважин, добыто более 2,7 млрд т. нефти. На 1997 год из Самотлорского месторождении за тридцать лет было добыто более 1,9 млрд т. нефти. Добыча упала до 36 тыс. т. в день; предполагалось, что месторождение практически исчерпано. Однако современные технологии позволяют дать Самотлору «второе дыхание».

Вот эти все трубы или были под землей, или там скоро окажутся. Если 50 лет назад при разработке месторождения глубина бурения составляла 1.6-2.6 км, то сейчас она составляет более 3 км. Современные методы добычи нефти также позволяют бурить не только вертикально, но и при определенной глубине задать горизонтальное направление, чтобы труба дошла до определенного нефтеносного пласта.

Вот так и работают буровики.

Вид с площадки вниз

Сама буровая установка стоит на рельсах и бурит скважины каждые 15 метров. Пробурит, прочистят скважину водой, как это показано на фото выше, установят насосно-компрессорный блок и передвинут дальше. Сейчас такая установка собирается и начинает свою работу в три раза быстрее, чем раньше. На время бурения колеса жестко фиксируются.

Вместе с буровой вышкой располагаются также и сооружения по очистке воды, которую прогоняют по скважине.

Она очищается от примесей и затем снова используется в работе.

Здесь находятся различные аппараты поддерживающие работу буровой. Шум от работы такой, что без наушников тяжело.

Красная труба — нефть, зеленая — вода.

На вахте буровики живут в таких этих вагончиках

Сауна, душ, туалет, все как на лучших нефтепромыслах Кувейта)

Мы прощаемся с буровой и едем дальше.

Окончание в следующей части. Спасибо за лайки и подписки!

Вот таких рассказов очень не хватает на Пикабу.

Пишите ещё посты)

Очень был рад увидеть пост на Пикабу на такую тему. Но сразу же был расстроен тем что написан по всей видимости человеком очень далеким от бурения и добычи. Такая общая и неточная информация что аж бомбит. Про огромное количество неточностей уже написали. С какой целью пост? Если информации ценной и точной ноль. «Вместе с буровой вышкой располагаются также и сооружения по очистке воды, которую прогоняют по скважине.» Очистке воды? Вы пишете про высокие технологии но у вас скважины бурят оказывается на воде, это смешно и не реально ошибочно.

Красная труба — нефть, зеленая — вода.

Тут не в цвете дело а в обвязке ФА у добывающей скважины обвязка более хитрая присутствует «обратный клапан» и связь с задвижкой «затруб в линию» в скважинах ппд сразу через тройник и задвижки вода подающаяся из линии ППД проходит через подвеску нкт на забой, и вода никак не разрывает как вы выразились породу губку)))) она замещает собою нефть, поддерживает пластовое давление и выталкивает ее к добывающим скважинам. Есть даже такое понятие «влияющие скважины» это скважины ппд которые имеют прямое влияние на добывающие. Отключишь такую скво и добывающая загнется.

Уважаемый ну если вы далеки от этого? Вы были на экскурсии? Ну почитайте вы основы нефтедобычи) чем выставлять себя посмешищем в глазах отраслевого сообщества и вводить в заблуждение обывателей ошибочными утверждениями.

И на фото конечно «часть буровой установки» я бы даже сказал это основной инструмент буровой установки)) ДОЛОТО.

Какая у вас должность ?

Как добывают нефть.Наклонно направленное бурение

Пилю пост про то, как искривляют скважину на нефть в процессе бурения в современных условиях.

для начала собственно, нафиг вообще это нужно?)
строительство наклонной или горизонтальной скважины, стоит существенно дороже, чем просто вертикальной, однако их бурят с целью удешевления строительства, т.к. таким образом, можно построить только 1 инфраструктурную линию (дороги, трубопровод, электричество, подъездные пути, всевозможные цппн, днс и т.д, на много скважин ( до 40 штук) а это в свою очередь уже ведёт к колоссальному снижению экономической стоимости строительства конкретной скважины.

есть и другие другие причины, но то такое.

В общем кривить скважину однозначно целесообразно.
отсыпаем куст (делаем кустовую площадку в 200 км. От ближайшего населенного пункта в 5 т. Км от столицы нашей родины.
ставим буровую.
и погнали.

из одной условной точки захерачим много скважин в разные пласты на расстоянии друг от друга на 2 3 км. На глубине 3 а то и 5 тыщ метров
с точностью до 20 см. От заданной точки с отклонением от нарисованной траектории не более чем на 50-100 см. Железной трубой весом в 70 тон и толщиной 90мм.

Приблизительно как на первой попавшейся картинке по запросу в сети.

Так то, задача не хилая, на мой взгляд)

В общем как это делается в 2019 в РФ.

плставили буровую.
организоыали городок быт, подготовительные работы всевозможные и пробуем бурить)

Для начала бригада (основные люди, которые и строят скважину), совместно с сервисными специалистами (узколобые специалисты, знающие как правило только свой сервис более ли менее сносно, остальное поверхностно. (Сам как раз из таких) собирают компановку низа бурильной колонны. КНБК.

Например такую как на картинке.

А лучше такую, по ней показать проще)

Нас в ней интересует ВЗД
Винтовой забойный двигатель

Собственно вот он.
служит для того, чтобы привести во вращение буровое долото при помощи потока раствора внутри движка.
если на пальцах.

Фокус весь в том, что он кривой.
Вернее может быть кривым, если нам это необходимо.
А нам это необходимо)

Вот такие насечки помогают нам выставить т.н. угол перекоса ВЗД.
допустим.
1°25′

Что на глаз ввиду размера вполне себе видно.

Конкретно вот так)
Далее, все это будет крутиться, бурить и строить скважину именно по необходимой нам траектории или по крайней мере будет стремиться к этому.
Вот таким собственно образом:

Читайте также:  Способы поднять настроение ребенку

Поток жидкости через буровые трубы, приводит в движение буровое долото.
Плюс вращение ведущей трубы (квадрат в народе) в роторе

На фото как раз вращается квадрат в роторе.

В общем все крутится, бурит.
все огонь.
но таким образом, (а конкретно это называется роторное бурение.)
мы можем бурить условно только по прямой.

А нам надо в пласт, который в трёх км. Где-то слева и в трёх км внизу)

Останавливаем ротор.
Фиксируем квадрат.(ведущую трубу)

И начинаем бурить только ВЗД.
А он как вы помните, кривой.

Соответственно бурить он будет не вниз, а в сторону установки угла перекоса. куда клюшка смотрит, туда скважина и бурится и таким образом .нужно нам поднять угол зенитный. Бурим клюшкой вверх.
Нужно направить правее — клюшку вправо.
Ну и так далее.

Тут необходимо понимать, что это лишь верхушка айсберга и информация ну просто ООООООЧЕнЬ поверхностна, но по сути все устроено именно так.

Условно говоря секцию 1 и 3 на первой картинке мы бурим ротором.
а секцию 2 и 4 соответственно будем бурить направленно для соблюдения плановой траектории скважины.

С остальными картинками, попробуйте определить сами))))

Теперь переходим к самому интересному.

Как все это происходит в механике, мы поняли.
додото бурить мотором у которого угол слома образует заданный угол перекоса по телу, для поддержания роста необходимого на. Угла траектории в необходимую нам сторону.
условно говоря, надо нам поднять скважину на 3 градуса вверх, забираем клюшку вверх, при помощи поворота ротора и как следствие ведущей трубы и бурим не двигая ротор нужное число метров.

добрались до заданной траектории, и необходимо продолжить бурение прямого участка, без изменения параметров кривизны, включаем вращение ротора и продолжаем углубляться.

А как мы определяем каким способом нам необходимо бурить и в какую сторону?

Для ответа на этот вопрос переходим к следующему элементу КНБК.
Телесистема.
Набор сверхкрутых и современных приборов, ортогональная группа акселерометров, гироскопы, инклинометры, и прочие суперкрутые штуки, надёжно запакованный в железную трубу.

Для чего они нам.

Весь фокус в том, что телесистема, позволяет видеть, куда смотрит угол перекоса ВЗД.

На ней выставляется т.н. метка ноль.
На трубе она как правило выглядит, проточкой вдоль трубы.
Реже, бывает мерка нанесённая инженером в полевых условиях маркером.
вмя суть в том, чтобы соединить эту самую проточку нуля и угол перекоса ВЗД. Т.е. сделать чтоб метка ноль смотрела точно туда же, куда направлен искривлённым конец двигателя.

Зафиксировали эту штуку. И теперь знаем, что условный ноль у нас ровно там же, где и искривление двигателя.

Благодаря телесистема, мы можем в реальном времени видеть, куда направлено искривление ВЗД в пространстве.

Вот так вот это выглядит.
красная палка, это то куда смотрит отклонитель ( метка 0) на телесистеме, а значит и угол перекоса ВЗД.
маленькие палки, это где он был пару секунд назад.
а цветная зона, это куда ему неплохо бы стоять).

В зависимости от оборудования, интерфейсы, конечно же могут быть иными. Но суть всегда такая.

Собственно вот так и бурится, наклонно направленная скважина в наше время, в нашей стране.

Технологий масса, и это не обязательно телесистема, (хотя они разные и по принципу действия и по принципу приема сигнала. Принципиально разные бывают, в общем)

И не обязательно ВЗД.
Тут тоже могут быть разные варианты, но в целом в РФ в 2019 в большинстве случаев бурят при помощи данных технологических решений.

Хотя, все большую долю рынка захватывает сейчас бурение при помощи РУС. (Роторно управляемых систем.)
Кстати, в н.в. насколько мне известно российских РУС не существует. и именно по данным технологиям нацелены западные санкции, но это совсем другая история.

Вот вроде в кратце и все.

В случае если лишь, навел кашу в голове обилием слов и маленькой концентрацией сути, готов дать комментарии в комментариях))))

Надеюсь, кому нибудь будет интересно.

В любом случае, спасибо что Пикабу дал возможность скоротать время в аэропорту.

Как добывают нефть на Самотлоре. Часть 3

Наш следующий объект — лаборатория по анализу нефти.

Здесь определяют характеристики добываемой на месторождении нефти. Настоящий рай для химика. Доктор Хайзенберг чувствовал бы себя здесь как дома.

На этом коллаже небольшая часть того, что делают с нефтью в лаборатории.

Различные химикаты, реагенты, катализаторы, ингибиторы, все это необходимо для определения состава нефти.

Памятка для работников. Каждый анализ проводится дважды, чтобы получить наиболее объективный результат.

Автоматический дистилляционный аппарат.

После лаборатории мы попали в особое место, где располагается пункт слежения за месторождением с помощью беспилотников. Представляете себе масштаб? Тысячи кустов!

В данный момент оператор просматривает видеозапись с беспилотника, сделанную ранее. Они очень помогли работе нефтяников при выявлении инцидентов и службе безопасности, чтобы выявить хищения и другие неправомерные действия.

На наш вопрос: «что тут можно увидеть, ведь разрешение плохое»- нас успокоили, сказав, что на самом деле после обработки видео, можно увидеть все достаточно четко, в том числе и номера машины

Компания Zala Aero Group, которая работает на Самотлоре использует беспилотники, все данные о них можно прочитать на плакате. Они активно используются как летом, так и зимой. Днем и ночью.

У этой компании, которая полностью сама разработала и собрала эти беспилотники несколько видов летательных аппаратов. Когда я спросил про коптеры, специалисты ответили, что они не так надежны, особенно когда есть ветер, потому используются другие виды беспилотников. Услугой компании пользуются все силовые структуры России

Для того, чтобы посмотреть на то, как запускают беспилотник, мы приехали на подготовленное для этого место. На фото- мобильные комплексы управления беспилотником.

Для того, чтобы запустить беспилотник в воздух нужно установить специальное приспособление. Принцип работы схож с катапультой.

Сам летательный аппарат находится в защитном кофре в разобранном состоянии.

Вынимаем, устанавливаем на треногу и прикрепляем крылья.

После чего выходим на связь с оператором в пункте наблюдения, который дистанционно проверяет работоспособность камеры и остальных систем беспилотника.

В это время в аппарат компрессором нагнетается воздух под давлением. Для нормального запуска нужно давление в 12-15 атмосфер.

Сверяемся с показаниями в мобильном передвижном пункте и дергаем ленту с надписью «remove before flight». Полетели!

Смотрим в «уазике» в монитор компьютера. За считанные секунды беспилотник набрал нужную высоту.

На экране кстати, видны наши машины. Запаса аккумулятора хватит на 2.5 — 4 часа полета.

Далее мы попадаем в место. где следят за всем, что происходит на объектах одного из цехов по добычи нефти и газа — как работают насосы, сколько добыто нефти, как передвигаются рабочие (у каждого между прочим gps-трекер). В общем, на этот диспетчерский пункт попадает вся информация о работе на Самотлоре. Здесь она анализируется, выявляют ошибки и т.п. Также здесь координируют работу всех служб. Этот диспетчерский пункт намного облегчил работу, оптимизировал время и сэкономил много денег.

По пути домой заехали на историческую точку — это между прочим самая первая скважина Самотлора, которой уже 50 лет! Скважину забетонировали и теперь здесь будет памятник нефтяникам.

Все кто прочитал все три части молодцы! Что еще на тему производства хотели бы увидеть? У меня своих постов достаточно много, возможно будет по вашим интересам, пишите в коментах.

В инстаграме https://www.instagram.com/kaketosdelano/ также публикую выдержки из своих репортажей, ели поддержите подпиской будет хорошо, не реклама!

Как добывают нефть на Самотлоре. Часть 1

Как и обещал публикую посты о добыче нефти, спасибо что проявили интерес.

Мне всегда интересно узнавать что-то новое, о чем я еще не знал. Могу сказать, что знаю многое, но еще больше предстоит узнать. Когда мне сказали про Самотлор перед поездкой на нефтяные промыслы, я поймал себя на мысли, что ни разу не слышал об этом месте. Да, я знал, что нефть добывают где-то на севере, и в Сибири, там где мошкара и комары охотятся на волков и медведей, там где болота на десятки и сотни километров вокруг и где зима идет полгода вместо обычных 3 месяцев. В общем в суровых местах. И этот пробел в знании мне предстояло восполнить.

Местоположение Самотлорского месторождения, в силу его стратегического характера, в середине прошлого века тщательно скрывалось на выходящих в России картах. Теперь его можно легко найти на спутниковой карте. Спутники легко открыли глаза всем желающим увидеть, где добывается большая часть нефти в России.

На гугл-мэпс и яндекс-картах можно увидеть такую картину. Большое пятно в центре — озеро Самотлор (Ханты-Мансийский автономный округ). Пятнышки на озере, а также на соседних озерах и территории вокруг на десятки километров — насыпные участки, где стоят так называемые «кусты» со скважинами качающими нефть. Что это и как, я расскажу далее.

Между прочим — на этом скриншоте поместилась не вся территория месторождения, оно действительно очень большое.

Но об всем по порядку. Чтобы иметь представление о том, в каких местах и условиях добывается нефть в России взглянем на месторождение с высоты полета вертолета.

Пролетаем над городом, который был построен менее 50 лет назад для нефтяников. Город стоит на берегу довольно широкой, периодически затапливающей низменности реки Обь, а далее вокруг озера и болота. Сам город тоже отстроен на болотах, потому все здания здесь, даже 16-этажные, воздвигнуты или на насыпных песчаных основаниях, или на сваях.

Ну а мы посмотрим на само месторождение. Вокруг на многие километры озера, да болота. Удивляюсь, как здесь нашли нефть. Есть версия, что геологи определили нахождение черного золота здесь по тонкой маслянистой пленке на озере Самотлор, под которым и находится кстати само месторождение. Когда я спросил одного из опытных буровиков так ли было на самом деле, он усмехнулся и сказал, что в те времена нефть искали чуть ли не вслепую, когда еще не было достаточного опыта по разведыванию недр.

Как гласит википедия, месторождение было открыто Мегионской нефтеразведочной экспедицией под руководством В. А. Абазарова. 22 июня 1965 года из разведочной скважины ударил фонтан небывалой мощности — более тысячи тонн нефти в сутки. Внутрипластовое давление было столь высоким, а нефть рвалась из глубин с такой силой, что нагревались стальные трубы. Площадь Самотлорского месторождения составляет 1 752 кв.км.

Самотлор на многие километры окружают непроходимые болота. Зимой геологи пробирались к нему на лыжах. Опыта эксплуатации месторождений на болоте не было ещё в мировой практике. Рассматривались два варианта: осушить озеро-болото или построить на нём эстакады и бурить с площадок, как на морских нефтепромыслах в Баку.

Первый вариант был отвергнут из-за опасности пожара — сухой торф мог вспыхнуть, как порох. Второй — из-за длительности строительных работ. Был найден третий вариант — создавать промысел прямо на озере-болоте, отсыпая искусственные острова для буровых вышек.

Читайте также:  Обоснование выбранного способа определения единственного поставщика

Бурение первой эксплуатационной скважины на Самотлоре было начато зимой 1968 года. Заведующий Самотлорским нефтепромыслом Иван Иванович Рынковой вспоминает: «Сейчас до Самотлора по бетонной дороге мы доезжаем за сорок минут. А тогда эти тридцать километров преодолевались по замёрзшему болоту месяц. Суровая была зима, стрелы у экскаваторов лопались от мороза, даже солярка замерзала. Но скважину мы пробурили…»

Так выглядят насыпные нефтяные острова. Русские научились делать их за несколько десятилетий до арабских шейхов). Представляю себе сколько сил и денег было вложено на освоение месторождения.

А здесь уже нет буровой вышки, скважины пробурены, нефтепроводы подключены. Всего за годы эксплуатации месторождения на нём было пробурено 16 700 скважин! В 2014 году «Самотлорнефтегаз», которое входит в НК «Роснефть» приступил к реализации крупного инвестиционного проекта по бурению и строительству свыше более трехсот скважин.

В цехах по подготовки и перекачки нефти – углеводороды собирают в емкости, предварительно очищая ее от воды и газа. Как видите вокруг сплошные болота, а уж сколько здесь мошкары, комаров и оводов, это просто невероятно. Как здесь может жить и работать человек?

А вокруг острова с «кустами». Их сотни, а то и тысячи!

Вышки лэп на сваях. Без электричества работа встанет, потому здесь свои подстанции.

Этот песок подготовлен для последующей отсыпки дорог и кустовых площадок.

О том, как прокладываются дороги по болотам я тоже расскажу чуть позже.

Но мы уже на земле, едем инспектировать месторождение. На территорию Самотлора не сможет въехать посторонний, мы предъявляем пропуски и мчим дальше. На обочине то и дело встречаются указатели, которые поймут только те, кто связан с нефтянкой. ДНС — дожимная насосная станция, ЦДНГ — цех добычи нефти и газа.

Приехали на первый куст.

У них есть даже свои паспорта — баннеры с исчерпывающей информацией об этом месте.

Классическая качалка, которая ранее использовалась для выкачивания нефти и вид которой ассоциируется с этой отраслью. Сейчас она используется не так широко, потому что менее эффективна, чем современные погружные насосы. Однако качалки до сих пор используются на скважинах, где небольшое количество нефти.

Обратите внимание на установки на переднем плане — это насосно-компрессорные блоки над скважинами. Те, у которых зеленые трубы — по ним вода закачивается под землю, чтобы создать достаточное давление для того, чтобы поднять нефть к погружному насосу и качать углеводороды через другую скважину — она окрашена красным цветом.

Большая часть скважин, которые были в разработке с советских времен обводнились, и при добыче жидкость, которая выходит из скважин выглядит в лучшем случае так — примерно 20-30% — нефть, остальное вода. Далее я разъясню что это значит и расскажу подробнее о технологии добычи нефти.

Продолжение следует. Поддержите лайками и подписками, если прочитали и понравилось, чтобы знать нужно ли продолжение. Скорее всего будет еще две части.

Как выглядит нефтяное месторождение Самотлор с воздуха

Эти островки на озере это так называемые «кусты», где стоят насосы по выкачиванию нефти. Само месторождение «Самотлор» близ Нижневартовска находится под озером и болотами, потому здесь так много насыпных островов, на которых уже бурят скважины и ставят насосы.

Так выглядят кусты со спутниковго снимка.

А так с вертолета. Острова связаны насыпными дорогами, длина которых исчисляется сотнями километров, расстояния здесь большие.

А так выглядят кусты на карте нефтяников. Их тут тысячи!

Это часть моего большого репортажа о добыче нефти, который делал несколько лет назад. Интересно увидеть весь репортаж? Там много фото и описания, придется разбить на три части как минимум. Как обычно плюсы и подписки покажут мне стоит ли публиковать пост.

Под Нижневартовском у 15-летней школьницы и инструктора во время прыжка не раскрылся парашют

С запасным возникли проблемы. Когда получилось его раскрыть, было уже слишком поздно… Они упали на землю с огромной высоты. И выжили. Сейчас в тяжелом состоянии находятся в больнице.

Девочка прыгала с 2000 метров. Ее сопровождал опытный инструктор 61-летний Владимир Гайковой, совершивший более 3,5 тыс. прыжков.

Родные Владимира рассказали, что он принял весь удар на себя, чтобы спасти девочку. Сейчас врачи говорят, что она пойдет на поправку. По Владимиру прогнозов не дают…

Желаем скорейшего выздоровления

Добурили

Добыча нефти. Нижневартовский район, 1980-е.

Как добывают нефть в Арктике (Россия)

Приразломное нефтяное месторождение открыто в 1989 году. Месторождение расположено на шельфе Печорского моря в 60 км к северу от посёлка Варандей. Глубина моря в районе месторождения составляет 19—20 метров.

Длина и ширина МЛСП «Приразломная» составляют 126 м, высота – 141 м. Платформа надежно удерживается на дне моря за счет своего гравитационного веса, превышающего 500 тысяч тонн, и после установки фактически стала искусственным островом. Ее гравитационная устойчивость и защита от подмыва грунта обеспечиваются также щебне-каменной бермой (ее объем – свыше 45 тысяч кубических метров), отсыпанной по периметру днища платформы.

Структурно платформа состоит из нескольких частей: кессона, где находится хранилище нефти, промежуточной палубы, вспомогательного модуля, верхнего строения, жилого модуля и двух комплексов устройств прямой отгрузки нефти (КУПОН). На платформе в вахтовом режиме ежедневно работает более 200 человек персонала.

Для большей устойчивости к коррозии и износу стены кессона выполнены из слоя плакированной стали толщиной в 4 см, трехметровое пространство между которыми заполнено сверхпрочным бетоном. Для защиты от высокой влажности и агрессивной морской среды используется специальное лакокрасочное покрытие и системы катодной и анодной защиты. Для дополнительной безопасности на скважинах установлено специальное оборудование, способное на глубине надежно перекрыть подъем нефти в случае необходимости.

Скважина имеет вертикальную глубину 2,3-2,7км, затем начинается горизонтальное бурение на расстояние до 3км

Утро нефтяника.

«Ликвидация открытых нефтяных и газовых фонтанов с применением танковых орудий»

В процессе ликвидации нефтегазового фонтана бывают случаи когда без танковой техники не обойтись. Практика использования танка противофонтанными службами для отстрела аварийного оборудования началась еще со времен СССР. К примеру на самой крупной аварии XX века скважине №37 Тенгиз тоже использовали танк для отстрела превентора, потому что подход к нему для его демонтажа был закрыт обгоревшими металлоконструкциями буровой и был страшный риск возгорания нефти в шахте где находилась вся устьевая компоновка.

Точно сказать не могу чем закончился отстрел превентора на скважине №37 Тенгиз, но ликвидировали аварию 13 месяцев. Жуткая и страшная была авария, несколько жертв, но об этом я расскажу отдельно.

Так вот, применение танка в современных условиях уже не актуально, противофонтанные службы изготавливают у себя в отрядах оборудование для ликвидации открытых фонтанов. Много производителей предлагают специальное, гидравлическое оборудование, к примеру по резке металлоконструкций сейчас хорошо себя зарекомендовали гидравлические ножи, пилы, тросорезы.

И так, для чего чаще всего использовали танк при ликвидации открытого фонтана?

1) Скважина оборудованная фонтанной арматурой (трубной головкой с НКТ);

2) Затруднен подход к устью скважины;

3) Устьевая сборка (превентор) имеет значительные пропуски горящей струи (к примеру между фланцами) и не дает возможности отвернуть шпильки и демонтировать превентор.

Рассмотрим вариант №1 «Скважина оборудованная фонтанной арматурой».

Бывают случаи когда авария происходит на скважинах оборудованными фонтанными арматурами. Здесь проблема возникает в демонтаже фонтанной арматуры.

На схеме выше показаны два часто встречающихся типа фонтанных арматур, это тройникового типа и крестового. Фонтанная арматура это комплект устройств, монтируемый на устье фонтанирующей скважины для его герметизации, подвески лифтовых колонн и управления потоками продукции скважины (нефть, газ). Фонтанную арматуру можно разделить на две части: 1) Трубная головка; 2) Фонтанная елка;

Стрелками на схеме показана трубная головка, вот из-за этой, мать ее головки и приходится использовать танковое орудие.

На схеме под №4 показан трубодержатель (мы его еще называем подвесной патрубок) и вот когда необходимо произвести работы по демонтажу трубной головки нам не дает этот самый трубодержатель, потому что на нем висит вся скважинная подвеска труб (встречал до 4000м).

Давайте рассмотрим для примера вымышленный случай.

И так, дежурному в отряд поступает телефонограмма из нефтегазового предприятия, что на скважине №1 месторождения «Пикабу» произошел открытый фонтан. Дежурный по отряду в срочном порядке уведомляет о случившемся командира отряда. Отряд собирается в заданное время и выдвигается на месторождение «Пикабу». По прибытию на скважину два человека при помощи газоанализаторов определяют качественный и количественный состав смесей газов в воздушной среде. Параллельно с нашими работами за пределами опасной зоны организовывается штаб. После замера газа отделение из трех человек выдвигается на устье к аварийной скважине и проводят разведку состояния устья и определяют причину пропуска. Возвращаются и докладывают начальнику штаба: «-товарищ начальник штаба, при обследовании устья аварийной скважины были обнаружены пропуски между фланцами колонной головки и фланцем трубной головки, демонтаж трубной головки невозможен из-за наличия в скважине колонны насосно-комрессорных труб». Начальник штаба краснеет, зажимает руку в кулак, встает из-за стула и произносит: «-вы что бл»ь ох»»ли, мне п»»уй, вам час времени придумать как избавиться от этой всей х»»ни». В такой ситуации у командира отряда только одно предложение «отстрел трубной головки танковым орудием». Начальник штаба дает задание заместителю по снабжению, найти танковую воинскую часть, договориться и через три часа что бы он был здесь. По прибытию танка проводим инструктаж с танкистом и в обязательном порядке делаем макет фонтанной арматуры на деревянном щите. Берем щит 4,0х3,0м рисуем на нем фонтанную арматуру с трубной головкой в масштабе 1:1 и в стороне он отрабатывает на нем огневую задачу.

После того как танкист пристрелялся его ставят на огневую позицию и с криком: «За Мир Дружбу и Противофонтанную службу» танкист наносит свой сокрушительный удар. Фонтанная арматура с трубной головкой улетают за километры в сторону, подвеска из насосно-компрессорных труб отправляется на забой (дно) скважины, либо начинают вылетать со страшной силой из скважины, фланец колонной головки готов для дальнейшей работы. Все, скважину высвободили от колонны труб.

Танкист выпивает боевые 300гр клюквенного морса и с песней «Броня крепка и танки наши быстры» уносится восвояси, оставляя лишь придорожную пыль на лице начальника штаба.

На самом деле, подробно описать такую работу и дня не хватит. Выше я уже писал, что в отрядах работают конструкторские взвода, которые разрабатывают и изготавливают специальное, нестандартное оборудование для ликвидации нефтегазовых фонтанов. Уже есть приспособления для срезки насосно-компрессорных труб через задвижки находящихся на трубной головке, так называемые «гидроножи», это приспособление заменяет применение танковых орудий.

В следующих постах можно поговорить про оборудование применяемое противофонтанными службами для ликвидации открытых нефтяных и газовых фонтанов.

Источник

Оцените статью
Разные способы