Самостоятельная работа как способ усвоения нового материала
Магеррамов Абель Маммадали оглы,
академик, ректор Бакинского государственного университета,
Ахвердиев Камиль Назим оглы,
кандидат химических наук,
Пашаева Арзу Абульфат кызы,
аспирант, старший лаборант кафедры «Методика преподавания химии»
Бакинского государственного университета.
Организация системы самостоятельных работ учащихся при изучении нового материала – важнейшее условие повышения эффективности современного урока. К. Д. Ушинский считал, что самостоятельные мысли у учащихся возникают только на основе самостоятельной работы. Самостоятельность в учебе повышает внимание учащихся к изучению материала, активизирует мышление, воспитывает более серьезное и ответственное отношение к работе.
Организация самостоятельной работы, руководство ею-это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности и необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Это задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности. Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мироззрение, вторая-в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.
Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним их составных, органических элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на каждом уроке, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически. Только при этом условии у учащихся вырабатываются устойчивые умения и навыки в выполнении различных видов самостоятельной работы и наращиваются темпы в ее выполнении. При отборе видов самостоятельной работы, при определении ее объема и содержания следует руководствоваться, как и во всем процессе обучения, основными принципами дидактики. Самостоятельная работа имеет следующие особенности:
1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача учителя заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у учащихся интерес к работе и стремление выпольнить ее как можно лучше. Учащиеся должны ясно представлять, в чем заключается задача и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер и способствует более успешному ее выполнению. Недооценка указанного требования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснением к учителю. Все это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности учащихся в работе.
2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами ученики – подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.
3. На первых порах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы. В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы с учителем, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске.
4. Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым шаблонам, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей учащихся.
5. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различным учащимся требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к учащимся.
6. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед учащимися практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть.
7. Самостоятельные работы учащихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс. Только при этом условии у них будут вырабатываться твёрдые умения и навыки.
8. При организации самостоятельной работы необходимо о c уществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. В этом деле нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы программного материала, темпы продвижения учащихся вперед в познании нового.
9. При выполнении учащимися самостоятельных работ любого виды руководящая роль должна принадлежать учителю. Учитель продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, ее место на уроке методы обучения различным видам самостоятельной работы. Он обучает учащихся методами самоконтроля и осуществляет контроль за качеством ее, изучает индивидуальные особенности учащихся и учитывает их при организации самостоятельной работы.
Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала. На уроках ведется по специальному заданию. От цели, содержания, формы задания зависит характер деятельности учащихся. Самостоятельная работа всегда имеет определенную дидактическую направленность. На уроке она служит таким главным дидактическим целям: изучение нового материала, совершенствованию имеющихся знании и умении, проверке результатов обучения. Организуя самостоятельную работу, учитель ставит различные цели: обучение, развития, воспитания учащихся.
Различают самостоятельные работы трех типов: 1) репродуктивные, 2)частично- поисковые 3) исследовательские. Задания для самостоятельных работ первого типа заключают в себе требование выполнить те или иные действия по образцу. Это задания, несомненно, оказывает определенное развивающее влияние на учащихся. Выполняя работу, они перестраивают и системазируют приобретенные знания. Самостоятельная работа в этих случаях служит цели лучшего осмысления нового и закрепления в памяти изученного материала. Самостоятельные работы частично-поискового характера побуждают учащихся к вполне осознанной деятельности. Задания для такого типа задач, работ предоставляют учащимся возможность самим найти путь и способ решения определенной задачи на оснований имеющихся знаний. Исследовательские самостоятельные работы – один из методов проблемного обучения. Такие работы представляют собой небольшие ученические исследования, в результате которых учащиеся приобретают новые знания или узнают новый способ действия. Как известно, исследование начинается с вопроса. Вопрос вызывает затруднение. Появляется цель деятельности, намечается, план, в котором могут предусматриваться некоторые варианты их решения. Выбирается после анализа оптимальный вариант действия, он осуществляется и затем делается вывод. При выполнение такого типа работ проявляется творчество учащихся. Это происходит при составлении задач самими учащимися, при нахождении разнообразных способов их решения. Итак, самостоятельная работа учащихся как определенный способ обучения может быть охарактеризована по таким существенным признакам, как дидактическая направленность, особенность (тип) познавательной деятельности учащихся, форма (организации работы (фронтальная, групповая, индивидуальная), вид источника знаний. Практический опыт учителей многих школ показал, что:
1. Систематически проводимая самостоятельная работа ( с учебником по решению задач, выполнению наблюдений и опытов) при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.
2. Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.
3. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.
4. С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках и сочетании ее различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с учащимися таких классов, в которых самостоятельная совершенно не организуется или проводится нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ творческого характера.
1. Семенов И.Н. Рефлексивно–гуманитарная психология и педагогика творчества. Истоки и направления развития. // Химия:методика преподавания в школе, 2002, № 5 , с 37-47.
2. Скаткин М.Н. Принципы обучения. Дидактика средней школы. М.: Мир, 1982, с. 58-89.
3. Зайцев О.С. Методика обучения химии. М.: Химия, 1999, с. 28-45.
4. Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии. М.:Москва, 2007.
Источник
Организация эффективной самостоятельной работы обучающихся как условие качественного усвоения знаний
учебно-методический материал на тему
Методический доклад на тему: Организация самостоятельной работы обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_metod.docx | 33.74 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация эффективной самостоятельной работы обучающихся как условие качественного усвоения знаний»
1. Понятие самостоятельной работы, цели, задачи
2. Виды и формы самостоятельной работы обучающихся
3. Мотивация как фактор эффективности самостоятельной работы
1. Сформировать умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу
2. Развитие самостоятельности, ответственности и творческих способностей.
3. Качественная подготовки будущих специалистов, в формировании целостной и гармоничной личности.
4. Формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации
В современном динамично развивающемся обществе существует потребность в инициативных, самостоятельных людях, легко адаптирующихся к новым условиям. Повышаются требования не только к качеству подготовки студентов как высококвалифицированных специалистов, но и к развитию их интеллектуальных и творческих способностей, позволяющих им свободно владеть своей профессией, развивать способность критически мыслить, выражать и защищать свою точку зрения, свои позиции, успешно находить выход из сложившихся, зачастую, нестандартных ситуаций.
В традиционном процессе обучения, основанном на передаче готовых знаний от преподавателя к студенту, достичь необходимого уровня развития будущего специалиста практически невозможно. Поскольку основная деятельность студента заключается в решении теоретических и практических задач, с четкой формулировкой и готовым алгоритмом и не требует глубоких творческих размышлений и зачастую сводится к стандартным действиям. Таким образом, проблема заключается в необходимости качественной подготовки будущих специалистов, в формировании целостной и гармоничной личности. Этого можно достичь путем систематического включения студента в самостоятельную деятельность, которая в учебной деятельности выражается в самостоятельной работе и приобретает характер проблемно — поисковой деятельности.
Именно самостоятельную работу ведущие педагоги всегда считали одним из наиболее эффективных путей активизации познавательной деятельности студентов, развития самостоятельности, ответственности и творческих способностей. Студент должен работать на занятии и дома по возможности самостоятельно, а преподаватель должен лишь организовывать, контролировать этот процесс и управлять им.
1. Понятие самостоятельной работы, цели, задачи
В настоящее время в науке существует несколько подходов к раскрытию сущности понятия «самостоятельная работа». Данное понятие многогранно, поэтому вполне естественно, что оно не получило единого толкования в педагогической литературе. Авторы используют его в различных значениях. Например, И.И. Ильясов определяет самостоятельную работу как форму обучения, А.В. Усова как метод обучения, О.А. Нильсон как вид учебной деятельности, а П.И. Пидкасистый как средство организации и управления познавательной деятельностью.
Анализируя все возможные определения и подходы к описанию понятия «самостоятельная работа», можно сделать вывод, что самостоятельная работа студентов − это организованная преподавателем активная деятельность студентов, направленная на выполнение поставленной цели, осуществляемая без непосредственного руководства преподавателя.
Исходя из понятия «самостоятельная работа», можно выявить важное и необходимое условие организации самостоятельной работы студентов − это формирование умений самостоятельно приобретать знания, навыки и возможность организации учебной и научной деятельности. А значит, ведущая цель организации и осуществления самостоятельной работы студента должна совпадать с целью обучения студента − подготовкой специалиста с средним профессиональным образованием и сформированными профессиональными компетенциями.
Тогда задачами самостоятельной работы студента, относительно цели являются:
− систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
− углубление и расширение теоретических знаний;
− формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
− развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
− формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
− развитие исследовательских умений.
Исходя из поставленных целей и задач изучения дисциплин, в процессе обучения используются различные виды самостоятельной работы, которые определяются содержанием учебной дисциплины, степенью подготовленности студентов, а так же требованиями к уровню самостоятельности выпускников для того, чтобы за период обучения он был достигнут. Объем самостоятельной работы студентов определяется федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования. Она является обязательной для каждого студента, ее объем в часах определяется действующими учебными планами по основным образовательным программам учебного заведения. Данный стандарт так же устанавливает обязательное наличие аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов. При этом ее планируемый объем составляет 50 и более процентов от учебной нагрузки студентов, что требует в первую очередь разработки более четкого нормативно-методического и организационного обеспечения данного вида деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что самостоятельная работа студента играет важную роль в процессе обучения и должна стать основой подготовки современных специалистов к их дальнейшей профессиональной деятельности. Поэтому ее организации должно уделяться особое внимание. Но, к сожалению именно самостоятельная работа студентов является одним из наиболее слабых мест в современном профессиональном образовании, несмотря на то, что в наше время существует достаточное количество инновационных технологий, позволяющих очень эффективно организовать самостоятельную работу студента.
Самостоятельная работа обладает огромным дидактическим потенциалом, поскольку в ее ходе происходит не только усвоение учебного материала, но и его расширение, формирование умения работать с различными видами информации, развитие аналитических способностей, навыков контроля и планирования учебного времени.
2. Виды и формы са мостоятельной работы обучающихся
Для преподавателя при планировании и организации самостоятельной работы одной из самых сложных задач выступает отбор и конструирование заданий для самостоятельной работы по дисциплине (модулю).
Виды и формы самостоятельной работы утверждаются на кафедре при разработке учебно-методического комплекса (рабочей программы) учебной дисциплины (модуля) основной образовательной программы.
С учетом целей и задач, решаемых в процессе выполнения самостоятельной работы, а также специфики содержания выделяются следующие виды самостоятельной работы обучающихся:
- репродуктивная — самостоятельное изучение отдельных тем (вопросов) дисциплины (с использованием учебника, первоисточника, дополнительной литературы); подготовка тезисов, выписок; конспектирование учебной и научной литературы; составление таблиц и логических схем для систематизации учебного материала; графическое изображение структуры текста; работа со словарями и справочниками; работа с нормативными документами; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и internet; работа с к аудиторным занятиям, деловым играм и тематическим дискуссиям конспектом лекций; заучивание и запоминание, ответы на вопросы для самопроверки; повторение учебного материала и т.д. Цель такого рода работ — закрепление знаний, формирование умений, навыков.
- поисково-аналитическая и практическая — аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ, составление резюме и др.); подготовка: подготовка сообщений, докладов, выступлений на семинарских и практических занятиях; поиск литературы и других информационных источников; составление библиографии по заданной теме: подготовка аналитических обзоров, справок; выполнение контрольных работ; выполнение упражнений; решение ситуационных, практических/профессиональных задач; моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности и т.д.
- творческая (научно-исследовательская) — написание рефератов, научных статей и докладов; участие в научно-исследовательской работе, в разработке проектов, направленных на решение практических задач, участие в конференциях, олимпиадах, конкурсах, выполнение курсовых работ, специальных творческих заданий, написание эссе по проблемным вопросам, написание квалификационной работы и.т.д. Творческая самостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Обучающийся должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения.
Содержание самостоятельной работы определяется спецификой формируемых компетенций и применяемых образовательных технологий. Конкретные виды и формы организации самостоятельной работы с учетом курса обучения, уровня подготовки обучающихся и других факторов определяются в процессе творческой деятельности преподавателя. Поэтому данные рекомендации не исчерпывают всего многообразия содержания самостоятельной работы и включают формы наиболее распространенные в практике высшей школы.
Самостоятельная работа студентов (СРС) подразделяется на аудиторную и внеаудиторную. Аудиторную самостоятельную работу составляют различные виды контрольных, творческих и практических заданий во время семинарских или практических занятий. Внеаудиторная самостоятельная работа традиционно включает такие формы, как выполнение письменного домашнего задания, подготовка к разбору ранее прослушанного лекционного материала на практическом занятии, подготовка доклада, выполнение реферата, курсовой работы и т.п. Она организуется в течение всего периода изучения учебной дисциплины и не имеет жестко регламентирующих норм.
Выделяют пять уровней самостоятельной работы.
Первый уровень − дословное и преобразующее воспроизведение информации.
Второй уровень − самостоятельные работы по образцу.
Третий уровень − реконструктивно-самостоятельные работы.
Четвертый уровень − эвристические самостоятельные работы.
Пятый уровень − творческие (исследовательские) самостоятельные работы.
Основными критериями качества ее организации служит наличие контроля результатов самостоятельной работы и технических условий выполнения заданий. Осуществление контроля помогает студенту методически правильно с минимальными временными затратами освоить теоретический материал и приобрести навыки решения определенных практических задач. Существуют следующие виды контроля:
а) корректирующий − осуществляется преподавателем во время индивидуальных занятий в виде собеседования или тестовой проверки;
б) констатирующий − осуществляется по заранее составленным индивидуальным планам изучения дисциплины или выполнения определенного задания для оценки результатов завершенных этапов работы;
в) самоконтроль − осуществляется самим студентом по мере изучения дисциплины по составленным программным вопросам;
г) итоговый − аттестация студентов по всем видам работы.
Организационно-технические условия СРС предусматривают научно-методическое обеспечение (необходимая литература, ориентационные (технологические) карты, алгоритмы и образцы выполнения работ, нормативные требования и т.д.), наличие компьютерных мест, свободного доступа в Интернет и профессиональных компьютерных программ, а также возможность консультации по вопросам, возникающим в ходе выполнения самостоятельной работы.
Особые требования следует предъявлять к содержанию и форме заданий для самостоятельной работы. Задания должны быть направлены на формирование компетенций и иметь проблемный характер, происходит увеличение разнообразия форм и методов самостоятельной работы для придания ей дифференцированного и вариативного характера и более полного учета индивидуальных возможностей, потребностей и интересов студентов. Это создает условия для более широкого использования заданий по выбору студентов. Необходимо увеличить число заданий для самостоятельной работы, строящихся на интегративной основе (внутрипредметного и межпредметного содержания), необходимой для интеграции отдельных компонентов компетенций в опыт и формирование широких общих и предметных компетенций. Нужно также расширять самостоятельную работу, проводимую в форме учебно-профессиональной деятельности студентов.
Для эффективного выполнения самостоятельной работы необходимо владеть учебными стратегиями, под которыми понимается устойчивый комплекс действий, целенаправленно организованных субъектом для решения различных типов задач.
Учебные стратегии определяют содержание и технологию выполнения самостоятельной работы. Ставя человека перед выбором конкретных действий из множества, они характеризуют ориентировочную и исполнительскую активность студентов и состоят из привычных навыков, в состав которых входят сложившиеся способы обработки информации, оценки, контроля и регуляции собственной деятельности. Процесс их формирования начинается в начальной школе и продолжается в течение всего периода обучения: разные учебные действия и алгоритмы образуют взаимосвязи и устойчивые сочетания (комплексы действий), автоматически включаясь в учебную деятельность при выполнении того или иного задания.
Основными компонентами учебных стратегий выступают:
1) долговременные цели (планы, программы), определяющие организацию учебной деятельности на перспективу (достижение учебных целей);
2) технологии (способы, приемы, методы), с помощью которых реализуется достижение учебных целей;
3) ресурсы, которые обеспечивают достижение учебных целей и управление учебной деятельностью.
Входящие в их состав учебные действия и алгоритмы позволяют принять и понять учебную задачу, спланировать ход ее выполнения, проконтролировать и оценить полученный результат.
3. Мотивация как фактор эффективности самостоятельной работы
Активная самостоятельная работа обучающихся возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Мотивация — это совокупность факторов, стимулирующих и побуждающих человека к совершению какого-либо действия в рамках определенной деятельности. При этом деятельность, как правило, направляется несколькими мотивами одновременно.
Мотивация выполняет три регулирующие функции по отношению к действию:
- побуждающую, то есть дающую двигательный импульс или мотив для того, чтобы личность начала действовать;
- смыслообразующую, то есть придающую деятельности глубокий личностный смысл;
- организующую, то есть опирающуюся на целеполагание, когда сознанные мотивы превращаются в мотивы-цели.
Именно такая мотивационная иерархия лежит в основе познавательной
самостоятельности, формирование которой должно стать сутью образовательного процесса.
Познавательная активность, а, следовательно, способность к самообразованию у одних обучающихся носит генезисный характер, у других эти качества нужно формировать через такую организацию учебного процесса, когда самостоятельная работа становится ключевым звеном. Цель заключается в том, чтобы «научить студентов учиться», принимая во внимание следующие мотивирующие факторы:
1. Полезность выполняемой работы. Если обучающийся знает, что результаты его работы будут использованы в учебном процессе (на семинаре, в лабораторном практикуме), при подготовке публикации или выступления на конференции, и т.п., то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает. При этом важно психологически настроить обучающегося, показать ему, какие компетенции (или часть компетенции) формирует выполняемая работа.
Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке.
Практикоориентированность заданий повышает интерес к профессиональной деятельности. Обучающийся будет активнее выполнять самостоятельные задания в ходе практики, если ее результаты будут применены при подготовке курсовых и квалификационной работ.
2. Участие обучающихся в творческой деятельности. Это может быть участие в научно-исследовательской, проектной работе, проводимой на той или иной кафедре.
3. Важным мотивационным фактором является использование практико-ориенированных методов и способов обучения. Это предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные и организационно-деятельностные игры. В таких играх происходит переход от односторонних частных знаний к многосторонним знаниям об объекте, его моделирование с выделением ведущих противоречий, а не просто приобретение навыка принятия решения. Первым шагом в таком подходе являются деловые или ситуационные формы занятий, в том числе с использованием новейших информационных технологий.
4. Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ, студенческих научных обществах, дискуссионных клубах и т.д.
5. Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры. Эти факторы при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования обучающегося.
6. Поощрение обучающегося за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу.
7. Индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и вне ее, постоянное их обновление.
8. Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую очередь, самостоятельной является личность преподавателя. Преподаватель может быть примером для обучающегося как профессионал, как творческая личность. Преподаватель может и должен помочь обучающемуся раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста.
Самостоятельная работа, самостоятельность является одним из главных качеств обучающегося и важнейшим условием обучения. Процесс обучения не может быть эффективным без развития самостоятельной деятельности.
Для того чтобы развивать самостоятельную деятельность необходимо:
— учитывать индивидуальные познавательные возможности учащихся.
— вызывать положительную мотивацию и учитывать цели каждого ученика.
— формировать умения и навыков самостоятельной учебной деятельности.
— развивать интерес к учебной дисциплине.
Трудности в организации самостоятельной работы:
— в условиях групповой системы обучения возможно использование лишь элементов индивидуализации;
— недостаток времени для формирования индивидуальных умений и навыков самостоятельной познавательной деятельности (разные темпы);
— нельзя свести самостоятельную деятельность обучающегося только к знанию способа действия или приема, нужно конструирование собственной деятельности ученика, а это требует дополнительного времени;
— обучающийся должен проявлять инициативу в выполнении учебной задачи, находить новые способы её решения, т.е. осуществлять перенос умения, выполнять его в новых условиях, но инициатива обучающихся чаще направлена на финансовую деятельность.
Самостоятельная работа обучающихся под непосредственным руководством преподавателя занимает большое место в различных формах организации учебного процесса: на теоретических, лабораторных и практических занятиях, во внеурочной деятельности. Использование самостоятельной работы позволяет сделать лекции, семинары, практические работы проблемными, более интересными, поднять их теоретический уровень, стимулировать поисковую деятельность, формировать устойчивую положительную мотивацию учения.
Недостаточность самостоятельности делает обучающегося пассивным, тормозит развитие его мышления и в конечном итоге делает его неспособным к применению полученных знаний. Самостоятельность мышления и самостоятельность целенаправленной деятельности являются важнейшими качествами человека. И чем выше у учащихся уровень их самостоятельности, тем эффективнее будет протекать их учебная деятельность.
Выстраивание системы самостоятельной работы должно осуществляться по принципу возрастания ее значения, объема, сложности и творческого характера. На последних курсах больший объем самостоятельных заданий должен выполняться в рамках учебно-профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа не только способствует формированию профессиональной компетентности, но и обеспечивает процесс развития методической зрелости, навыков самоорганизации и самоконтроля образовательной деятельности. Это является особенно важным, так как предполагает становление будущего специалиста как субъекта профессиональной деятельности, способного к саморазвитию, проектированию и преобразованию своих действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Информационные технологии в самостоятельной работе обучающегося как условие обеспечения подготовки компетентного специалиста»
Современный этап развития образования связан с широким использованием информационно-коммуникационных технологий и Интернет-ресурсов. Использование ИКТ позволяет более эффективн.
презентация: САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
презентация к статье о формах и методах организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
Самостоятельная работа является средством формирования активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей, на формирование у них познавательных способностей. В этой .
РУКОВОДСТВО ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ по профессии: «Наладчик станков и оборудования в механообработке» по учебной дисциплине «Общие основы технологии металлообработки и работ на металлорежущих станках»
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическо.
Организация эффективной самостоятельной работы студентов, как условие качественного усвоения знаний
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ КОЛЛЕДЖА
Статья посвящена актуальной теме организации самостоятельной работы студентов СПО, методам организации, мотивации деятельности студентов, описывается личный опыт организации внеаудиторной самостоятель.
Опыт организации самостоятельной работы обучающихся в условиях реализации ФГОС СПО
В статье описан опыт организации самостоятельной работы обучающихся (аудиторной и внеаудиторной) в условиях реализации ФГОС СПО.
Источник