Самостоятельная работа как способ подготовки учащихся

Организация самостоятельной работы учащихся на уроке как действенное средство повышения его качества

МБОУ Михайлово-Александровская СОШ
Организация самостоятельной работы учащихся на уроке как действенное средство повышения его качества

Самостоятельная работа — важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей, это главный путь воспитания самостоятельности. Но самостоятельная работа вызывает у некоторых обучающихся серьезные затруднения, т. к. требует эмоционального и умственного напряжения, порождает много вопросов и ошибок, сомнений и переживаний.

Замечено, что при выполнении самостоятельной работы, особенно много затруднений возникает у ребят среднего звена, поэтому начинать эту работу надо с первого класса. Ребенок, в первый раз переступивший порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.

Я хочу осветить вопросы правильной организации самостоятельной работы на уроках, т. к. считаю, что она служит эффективным средством формирования личности школьников, дисциплинирует, рождает веру в себя, в свои силы и возможности.

Самостоятельная работа — это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления ученика, его умственные и практические операции и действия зависят и определяются самим учеником. Обучение предполагает активную деятельность, как учителя, так и учащегося. Сколько бы ни старался учитель, если школьники не работают – процесса познания нет. Главное — приучить детей трудиться самостоятельно. Настоящий учитель не тот, кто учит, а тот, у кого дети учатся. Самостоятельная работа является важнейшей и неотъемлемой частью любого урока, ибо она позволяет исключить праздное времяпрепровождение, заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изучаемый материал.

Самостоятельные работы занимают исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе самостоятельной деятельности. Школьник на уроке должен трудиться под руководством учителя. Пассивно заслушанное, заученное по учебнику еще далеко не знания. Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом. Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное, существенное, давать объяснение и толкование явлениям природы, думать и искать, выдвигать гипотезы, т. е. в конечном итоге добывать знания.

Требования к организации самостоятельной работы на уроке

Любая самостоятельная работа на уроке должна иметь:

1. Конкретную цель и ученик должен знать пути ее достижения.

2. Соответствовать учебным возможностям ученика, постепенно переходить от одного уровня сложности к другому.

3. Минимум шаблонности, т. к. основная ее задача — развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика.

Учебные задания для самостоятельной работы можно разделить:

1. По методу самостоятельной работы учащихся:

работа с текстом учебника.

2.По звеньям учебного процесса:

• задания на восприятие с целью изучения нового материала;

• задания на применение знаний и формирование умений;

• задания на закрепление и повторение учебного материала;

• задания на обобщение учебного материала.

3.По характеру познавательной деятельности:

• воспроизводящий по образцу;

• реконструктивно – вариативный создаёт условия для развития мыслительной активности школьников;

• эвристический формирует поиск новых решений, переносит их в нестандартные ситуации;

• творческий позволяет получать принципиально новые для учащихся знания. Один из самых эффективных средств формирования творческой личности.

4.По характеру руководства:

5. По форме организации самостоятельные работы можно разделить на:

групповые;

Выбор формы работы зависит от цели, сложности заданий, уровня сформированности учебной деятельности и возможностей каждого ребенка. Если задание простое и посильно для всех, оно дается всей группе, и каждый выполняет его самостоятельно. Для индивидуальной с/р, должны быть подготовлены специальные дидактические пособия, которые должны содержать задания разной трудности.

Читайте также:  Решить систему методом гаусса матричным способом калькулятор

В практике можно выделить следующие виды самостоятельной работы:

1. Работа с книгой (рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, составление плана, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками).

2. Упражнения (ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения).

3. Решение задач и выполнение практических работ.

4. Различные проверочные самостоятельные работы (сочинения, диктанты, изложения, контрольные работы).

5. Доклады и рефераты.

6. Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях в природе и экскурсиях.

7. Домашние лабораторные опыты и наблюдения.

8. Техническое моделирование и конструирование.

При составлении календарно-тематического планирования, учителю необходимо продумывать, какой запас жизненных наблюдений и знаний потребуется использовать при прохождении каждой темы. Предварительно нужно познакомиться с требованиями программы и содержанием материала по учебнику; изучить дополнительную литературу, объекты для проведения экскурсии, сроки проведения опытов, темы наблюдений для учащихся. Готовясь к урокам, необходимо заранее продумывать все средства, при помощи которых можно пробудить пытливость ума, заставить сильнее проявить любознательность учеников.

Планируя самостоятельную работу необходимо:

1. Предусматривать ее место в структуре урока.

2. Определить оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности своих учеников, а также сложности изучаемого материала.

3. Предусматривать затруднения, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы.

4. Определить форму заданий.

5. Установить оптимальную длительность работы.

6. Подбирать соответствующий дидактический материал.

7. Предусматривать рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников.

И только умение школьников самостоятельно получать новые знания, ориентироваться в стремительном потоке научной, да и другой информации, способствует успеху. Привить это умение – наша задача.

«Повышение качества обучения младших школьников посредством использования активных форм работы на уроке» (из опыта работы) Выступление из опыта работы по теме «Повышение качества обучения младших школьников посредством использования активных форм работы на уроке».

Организация методической работы в школе по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразования человека.

Организация подвижных игр как средство повышения двигательной активности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №59 «Ягодка» Доклад на педсовет: «Организация подвижных.

Главные качества, роль и статус педагога, как залог повышения качества начального общего образования в современной школе Главные качества, роль и статус педагога как залог повышения качества начального общего образования в современной школе. Образование –.

Интерактивные технологии, используемые для развития речи детей, как средство повышения качества образования Слайд 1. Интерактивные технологии, используемые для развития речи детей, как средство повышения качества образования. В настоящее время.

Организация физкультурно-игровой среды как средство повышения двигательной активности детей Организация физкультурно-игровой среды, как средство повышения двигательной активности детей. Введение. Предлагаемый проект представляет.

Организация информационного пространства в ДОУ как средство повышения педагогической компетенции родителей Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 города Ставрополя Доклад на тему: «Организация информационного.

Педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в ДОУ Новые приоритеты в образовании побуждают меня к поиску новых современных технологий. Большие возможности для этого предоставляет метод.

Применение современных педагогических технологий как средство повышения учебной мотивации учащихся коррекционных классов Думать хорошо, а отгадывать – и того лучше. При обучении учащихся коррекционных начальных классов часто использую загадки, которые представляют.

Эффективные технологии в работе с педагогами ДОУ как средство повышения качества дошкольного образования. Народная кукла Куклы – это одно из наиболее простых и в тоже время многогранно загадочных и интересных творений человека. Кукла — это ёмкий и иконичный.

Источник

Самостоятельная работа как средство обучения учащихся

Содержимое разработки

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Нижегородский Губернский колледж»

Статья по педагогике

Самостоятельная работа как средство обучения учащихся

Читайте также:  Истец выбрал ненадлежащий способ защиты своих прав

Студентка 246 группы

Преподавание в начальных классах

Жидулина Ксения Сергеевна

Козлова Светлана Александровна

Нижний Новгород, 2019 год

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Одним из доступных и проверенных практикой путей оптимизации учебного занятия, активизации учащихся и повышения качества переподготовки специалистов является соответствующая организация самостоятельной работы. Она занимает исключительное место на уроках, так как знания, приобретенные в результате самостоятельной деятельности, становятся истинно «своими».

Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний. (1( 2., с. 89)

Самостоятельная работа – это средство обучения, которое:

соответствует конкретной дидактической цели и задаче;

формирует необходимый и достаточный объем и уровень ЗУН для решения познавательных задач;

вырабатывает установку на самостоятельное, систематическое пополнение своих знаний;

помогает ориентироваться в потоке информации;

является орудием педагогического управления самостоятельной познавательной деятельностью ученика в процессе обучения (2(4., 146-149)

Проблема содержания и организации самостоятельной учебной работы в педагогической литературе рассматривается с разных точек зрения:

Как средство педагогической деятельности;

Как учебная деятельность, предполагающая определенные процедуры, выполняемые учеником в процессе учебно-познавательной, учебно-практической деятельности;

Как виды продукции ученика;

Как условие обучения;

Как форма организации обучения;

Как ведущий вид исследовательской работы учащихся;

Как показатель уровня подготовки учащихся;

Как цель и результат учебной деятельности ученика.

Сегодня существуют различные подходы к классификации видов и форм самостоятельной учебной работы по разным основаниям: по времени и месту проведения, по дидактическим целям и задачам, по характеру учебной деятельности, по характеру внутри и межпредметных связей (В.И. Загвязинский, М.Л. Косицина, И.И. Малкин, М.И. Махмутов, Е.Н. Перовский, П.И. Пидкасистый, Н.Н. Поспелов, Л.Г. Семушина, В.А. Сластенин и др.).

Одни определяют самостоятельную работу через систему приемов обучения, другие через методы обучения.

П.И. Пидкасистый определяет самостоятельную работу как средство организации и выполнения определенной деятельности в соответствии с поставленной целью.

Б.П. Есипов считает, что самостоятельную работу следует отнести к формам организации учебной деятельности.

В.И. Андреев определяет самостоятельную работу как форму организации учебной деятельности, осуществляемую под прямым или косвенным руководством преподавателя, в ходе которой обучающийся самостоятельно выполняет различные задания с целью развития знаний, умений и навыков и личностных качеств.

В педагогической литературе существует несколько классификаций типов и видов самостоятельной работы :

— по дидактическим целям: познавательная, практическая, обобщающая.

— по типам решения задач: познавательные, творческие, исследовательские

— по уровню проблемности: репродуктивные, продуктивно-исследовательские, исследовательские.

— по характеру взаимодействия: фронтальные, групповые, индивидуальные,

— по методам научного подхода: экспериментальные, наблюдения, моделирование, обобщение, систематизация, классификация.

Какой бы из подходов мы не приняли за основу, реализовать потенциал самостоятельной работы можно только при условии систематической и планомерной ее организации.

Выделяют четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности в соответствии с учебными возможностями:

Действия по образцу. На этом уровне осуществляется подготовка к самостоятельной деятельности.

Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации. На этом уровне начинается обобщение приемов и методов познавательной деятельности, их перенос на решение сложных типовых задач.

Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения новых задач, требующих способности делать индуктивные и дедуктивные выводы.

Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых условиях, формирование аналогового мышления.

Требования к организации самостоятельной деятельности учащихся на занятии:

самостоятельная работа на любом уровне самостоятельности имеет цель;

каждый ученик знает порядок и приемы выполнения работы;

самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям ученика;

сочетание разнообразных видов самостоятельной работы;

управление процессом работы;

содержание работы, форма выполнения должны вызывать интерес, желание выполнить ее до конца, вырабатывать навыки и привычку к труду;

Читайте также:  Как лечить воспаление легких народные способы

По форме организации самостоятельной работы ее можно разделить на индивидуальные, фронтальные и групповые.

В соответствии с уровнями самостоятельной продуктивной деятельности выделяют четыре типа самостоятельных работ:

Творческие (3(4., с. 154)

Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу необходимы для запоминания способов действий в конкретных ситуациях, формирования умений и навыков и их прочного закрепления.

Эти работы формируют фундамент для самостоятельной деятельности.

Реконструктивно-вариативные работы позволяют находить самостоятельно конкретные способы решения задач применительно к данным условиям, заставляют осмысливать перенос знаний в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты, формируют приемы и методы познавательной деятельности, создают условия для мыслительной активности и формируют основу для творческой деятельности ученика.

Эвристические самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. ученик сам определяет пути решения задачи и находит его, обобщает, систематизирует, переносит знания в новые нестандартные ситуации

Творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности. Они позволяют получить принципиально новые знания, закрепляют навыки самостоятельного поиска знаний.

Виды самостоятельной учебной работы учащихся:

Работа с текстом документов, работа с графиками, рисунками и схемами.

Составление плана ответа по прочитанному тексту.

Поиск ответа на поставленные вопросы.

Анализ, сравнение, обобщения, систематизация материалов нескольких параграфов.

Работа с первоисточниками, справочниками, документами, научной литературой (конспектирование, реферирование)

Дидактические условия организации самостоятельной работы с учебником на занятии:

Планирование, подбор наиболее удачных тем для такой работы.

Управление деятельностью учеников: что читать, с какой целью, на какие вопросы ответить, какие части озаглавить, какие выполнить упражнения.

Работа с учебником должна сочетаться с другими видами работы на уроке.

При чтении учить выделять главную мысль каждого абзаца, конспектировать ее, составлять план прочитанного.

Использовать для анализа графический материал, схемы, рисунки, таблицы.

Примеры заданий для самостоятельной работы с текстом учебника:

составление системы вопросов, ответы на которые ученик должен найти в тексте;

обоснование и доказательство основной мысли текста;

составление сжатого плана текста (плана-конспекта);

составлении различных планов текста: простых, развернутых, устных, письменных, вопросов, тезисов, цитат;

выделение в тексте материала, характеризующего какой-либо признак, понятие, положение;

составление сравнительных характеристик;

обобщение и систематизация информации; (4(1.,39-47.)

Воспроизводящие по образцу

Составление задач, вопросов и их решение

Рецензирование ответов, оценка деятельности своей и других на занятии

Решение задач, выполнение лабораторных и практических работ

Подготовка докладов и рефератов

Моделирование и конструирование

Самостоятельная работа учеников в школе проводится с целью:

систематизации и закрепления, углубления и расширения теоретических знаний и практических умений учащихся;

формирования умений использовать нормативно-правовую, справочно-документационную и специальную литературу;

развития познавательных способностей и активности слушателей, их творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

развития исследовательских умений.

В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством учителя и по его заданию.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется слушателем по заданию учителя, но без его участия.

Объем самостоятельной работы учащихся исходя из объема максимальной учебной нагрузки и обязательной учебной нагрузки, самостоятельно планируется учителем.

Таким образом, правильно организованная и постоянно направляемая учителем самостоятельная работа способствует формированию навыков самообразования, развитию критического мышления, коммуникативных и творческих способностей, обеспечивая непрерывность продвижения от начального уровня усвоения знаний, умений и навыков до уровня, который соответствует качественному овладению учебной деятельностью.

Бабанский, Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. — Знание, 1981,-№ 3,-С.39-47

Зотов, Ю.Б. «Организация современного урока»: Кн. Для учителя / Под ред. П.И. Пидкасистого,- М.-Просвещение, 1984.- 144 с.

Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М. Просвещение.- 1980.

Рогозинский, В.М. Азбука педагогического труда Пособие для начинающего преподавателя.- М.: Высш. Шк., 1990.- 112 с.

Источник

Оцените статью
Разные способы