Самостоятельная работа — как средство активизации познавательной деятельности учащихся.
статья по теме
Необходимо выработать у учащихся навыки самостоятельной творческой работы.Это должен учитывать и учитель русского языка, потому что без владения языком, без умения точно и ясно излагать свои мысли деятельность ученика в жизни будет крайне ограничена, неполноценна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_seminaru.docx | 14.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №16 а. Малый Барханчак
Ипатовского района Ставропольского края
Учителя русского языка и литературы
средней общеобразовательной школы №16
а. Малый Барханчак Ипатовского района
Аббасовой Ильмиры Залимовны
Наблюдения за учебным процессом, психологические и дидактические исследования последних лет убеждают в том, что учащиеся успешно усваивают учебный материал при наличии двух принципиально важных условий, способствующих активизации их познавательной деятельности.
Во-первых, учащиеся проникают в сущность изучаемых фактов и явлений лишь в том случае, если проявляют познавательную самостоятельность, которая заключается в способности решать без помощи извне (то есть без помощи учителя) очередные познавательные задачи, диктуемые ходом усвоения конкретной темы учебного предмета. Без активной самостоятельной работы ума познания нет. Не возникает также и познавательной потребности. Этим нередко объясняется то, что учащиеся просто заучивают правила, определения, формулировки законов, не осмысляя их, в сущности, и не проявляя познавательного интереса.
Во-вторых, качество усвоения знаний, умений и навыков зависит от степени активности учащихся, которая возрастает при повышении уровня самостоятельной работы. Этот уровень при изучении конкретной темы в значительной степени определяется особенностями выполнения учебных заданий. Активация и развитие познавательной самостоятельности школьников оказывается возможной, если в процессе выполнения заданий на уроке систематически планомерно снижается непосредственная помощь учителя.
Это способствует как самостоятельному и глубокому усвоению знаний, умений и навыков учащихся, так и развитию их познавательных интересов. Создаются благоприятные условия для формирования ценного психического качества подрастающего человека – познавательной самостоятельности как черты личности.
Познавательные задачи при изучении конкретной темы должны оптимально соответствовать ранее выработанным навыкам учебной деятельности школьников и создавать благоприятные условия для их дальнейшего совершенствования. Уровни самостоятельной работы необходимо устанавливать на основе совокупности критериев, специфика которых зависит от характера частных дидактико-методических задач.
Применительно к изложению учителем нового материала по русскому языку необходимые уровни можно обеспечить посредством сочетания учебных заданий разных степеней сложности предполагающих различные ступени самостоятельности школьников при их выполнении.
На уроках повторения творческая активность и самостоятельность учащихся создают предпосылку прочного, углубленного восприятия пройденного материала. И именно на уроках повторения и оценивается по-настоящему истинная активность и истинная самостоятельность, которые не всегда проявляются при изучении нового материала. А ведь по тому, насколько активен и самостоятелен ученик при повторении уже изученных тем, можно судить о прочности его знаний, потому, что есть прямая зависимость между степенью активности, уровнем развития навыков самостоятельной работы и прочностью знаний. Уроки повторения покажут, насколько хорошо овладели школьники знаниями, умениями и навыками.
Повторение тесно связано с реализацией одного из ведущих принципов обучения – принципа прочности усвоения знаний и всестороннего развития познавательной активности учащихся.
Для развития познавательной активности и самостоятельности очень важно учить школьников самостоятельно видеть возможные задачи, которые хотел бы поставить учитель; дать возможность ученику самому сформулировать вопрос о том, что надо найти в предложенном учителем тексте.
Источник
«Самостоятельная работа как один из способов активизации мыслительной и познавательной деятельности обучающихся на уроках»
«Самостоятельная работа как один из способов активизации мыслительной и познавательной деятельности обучающихся на уроках»
Содержимое разработки
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Джанкойский профессиональный техникум»
«Самостоятельная работа как один из способов активизации мыслительной и познавательной деятельности обучающихся на уроках»
Подготовила преподаватель химии,
Самостоятельная работа стала неотъемлемой частью процесса обучения, ориентированного на активизацию познавательной деятельности студентов. Сегодня передо мной стоит задача не просто вложить в головы ребят определенные знания, а научить их учиться.
Под самостоятельной работой при изучении понимается такая познавательная мыслительная деятельность обучающихся, которая направлена на приобретение знаний, умений и навыков, и в процессе которой студенты учатся наблюдать языковые явления, сравнивать и сопоставлять их, анализировать, обобщать, выделять главное, рассуждать, делать выводы, словом, овладевают такими логическими операциями, которые необходимы для самостоятельного решения вопросов, выдвигаемых жизнью Самостоятельная работа -это такое средство обучения, которое в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче;
формирует у обучающихся на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знаний, навыков и умений для решения определенного класса познавательных задач и соответственного продвижения от низшихк высшим уровням мыслительной деятельности вырабатывает у обучающихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной информации при решении новых познавательных задач;является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной продуктивной деятельностью обучающегося.
1 Уровни самостоятельной продуктивной деятельности обучающихся Условно можно выделить четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности обучающихся, соответствующие их учебным возможностям:
1.Копирующие действия обучающихся по заданному образцу. На этом уровне происходит подготовка к самостоятельной деятельности.
2.Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы уровня памяти. Однако на этом уровне уже начинается обобщение приемов и методов познавательной деятельности, их перенос на решение более сложных, но типовых заданий.
3.Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для выполнения заданий, выходящих за пределы известного образца.
4.Самостоятельная деятельность по переносу знаний при выполнении заданий в совершенно новых ситуациях.Каждый из этих уровней, хотя они выделены условно, объективно существует. Моя задача довести как можно больше студентов до четвертого уровня самостоятельности.
2 Основные требования к организации самостоятельной деятельности обучающихся Основные требования к организации самостоятельной деятельности обучающихся на уроке сводятся к следующим: самостоятельная работа на любом уровне имеет конкретную цель;
самостоятельная работа соответствует учебным возможностям студента, а степень сложности удовлетворяет принципу постепенного перехода с одногоуровня на другой;
сочетание разнообразных видов самостоятельных работ и управление самим процессом работы; назначение самостоятельной работы развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решения, творческого мышления;содержание работы, форма ее выполнения должны вызывать интерес обучающихся, желание выполнить работу до конца.
1. Формы организации самостоятельной работы
По форме организации самостоятельные работы можно разделить на индивидуальные, фронтальные и групповые.Общепризнанным является положение, что ядром в любой самостоятельной работе выступает познавательная задача. Как и всякая форма учебно воспитательного процесса, самостоятельная работа призвана выполнять несколько функций: образовательную (систематизация закрепление знаний обучающихся), развивающую( развитие познавательных сил обучающихся их внимание, память, мышление, речь), воспитательную( воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизация и самоконтроль…)К числу стабильных и важных видов вне техникумовских занятий относится домашняя самостоятельная работа обучающихся, рассматриваемая, как основная часть процесса обучения. Главная цель ее расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные дарования и способности обучающихся. Домашняя самостоятельная работа осуществляет определенные дидактические функции, наиболее важные следующие:закрепление знаний, умений, полученных на уроке;развитие самостоятельного мышления;формирование умений и навыков самостоятельного выполнения упражнений.Любая самостоятельная работа предлагает контрольный комплект, куда входят следующие виды контроля:контроль учителя; самоконтроль;взаимоконтроль.
2. Типы и виды самостоятельной работы в системе урочных и внеурочных занятий В соответствии с уровнями самостоятельной продуктивной деятельности обучающихся можно выделить четыре типа самостоятельных работ: воспроизводящие, реконструктивновариативные, эвристические и творческие работы.Каждый из четырех типов работ имеет свои дидактические цели.Воспроизводящиесамостоятельные работы по образцу необходимы для запоминания способов действий в конкретных ситуациях, формирования умений и навыков и их прочного закрепления.Самостоятельные работы реконструктивновариативного типа приводят студентов к осмысленному переносу знаний в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты, формируют приемы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию, создают условия для развития мыслительной активности студентов. Эвристическиесамостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Формируется творческая личность. Постоянный поиск новых решений, обобщениеи
систематизация полученных знаний. Перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания ученика более гибкими, мобильными, вырабатываются умения, навыки и потребность самообразования.Творческиесамостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности студентов .В практике обучения каждый тип самостоятельной работы предоставлен большим разнообразием видов работ, используемых в системе урочных и внеурочных занятий.
Перечислю наиболее распространенные и эффективные из них.
1.Работа с книгой. Это работа с текстом и материалом учебника: пересказ основного содержания части текста; составление плана ответа по прочитанному тексту; краткий конспект текста; поиск ответа на заранее поставленные к тексту вопросы; анализ, сравнение, обобщение и систематизация материала нескольких параграфов. Работа с первоисточниками, справочниками и научнопопулярной литературой. конспектирование и реферирование прочитанного.
2.Упражнения: тренировочные, воспроизводящие упражнения по образцу, реконструктивные упражнения; составление различных заданий и вопросов ; рецензирование ответов других студентов, оценка их деятельности на уроке ; различные упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков.
3.Различные проверочные самостоятельные работы, контрольные работы, диктанты,сочинения.
4.Подготовка докладов и рефератов.
5.Выполнение индивидуальных и групповых заданий в связи с экскурсиями и наблюдениями в природе…Большая часть перечисленных видов самостоятельных работ можетбыть составлена для различных уровней самостоятельной продуктивной деятельности обучающихся, т. е. отнесена к каждому из четырех перечисленных выше типов самостоятельных работ.
Система упражнений как наиболее рапространенный вид самостоятельной работы.
Упражнения являются наиболее распространенным видом самостоятельной работы.Их роль при осмыслении и закреплении знаний, развитии мышления обучающихся исключительно велика. Особенно эффективна продуманная система упражнений, учитывающая индивидуальные возможности студента, уровень самостоятельности, необходимый для их выполнения.По целевому назначению упражнения удобно разделить на три группы:
1.Упражнения, составленные для изучения материала, приобретения умений и навыков. Из них выделяют подготовительные, предназначенные для выполнения действий по образцу, схеме.
2.Упражнения, составленные для закрепления пройденного материала.
3.Контрольные задания, составленные с целью проверки глубины усвоения полученных знаний. Четкий план организации действий при выполнении различных упражнений резко увеличивает их эффективность. Часто беспомощность
студента при выполнении упражнений является следствием его методических неумений, а не пробелами в знаниях. При подборе упражнений по каждой теме особое внимание обращается на всестороннее закрепление всех признаков понятия, четко выделяются навыки и умения, которые надо сформировать и закрепить с помощью системы различных упражнений. Исключить упражнения на всякий случай значит заметно повысить эффективность урока.Необходимо постоянно следить за точностью выполнения задания, особенно на этапе подготовительных и пробных упражнений, поскольку могут быть закреплены ошибки студентов, их неверные навыки.
Самостоятельная работа с книгой
В наше время книга основной источник знаний, важное средство человеческого общения.Вот некоторые дидактические условия организации работы с учебником на уроке:работу с учебником следует тщательно планировать. Включатьее одним из видов самостоятельной деятельности студентов; действиями обучающихся надо четко управлять: что читать, с какой целью, на какие вопросы ответить, какие части озаглавить, какие упражнения после чтения параграфа выполнить; работа с учебником не должна занимать весь урок Она разумно сочетается с другими видами учебной работы;при чтении надо учиться выделять главную мысль каждого абзаца; широко использовать графический материал учебника для самостоятельной работы: рассказ по картинкам,анализ рисунка;
следует целенаправленнее работать с теми вопросами,которые имеются в учебниках вконце параграфов.Особое значение на уроке имеет работа с различной справочной литературой.Самостоятельной работе принадлежит особая роль как при изучении нового материала, так и при повторении и обобщении изученного. Поэтому при организации самостоятельной работы стараюсь не допускать перегрузки обучающихся, стремиться к разнообразию их учебной деятельности, учитывать потребность в различных формах общения, а также индивидуальные особенности каждого студента, уровень его подготовки, способности.Общие выводы о совершенствовании методов самостоятельной работы.
1.Необходимо расширить применение методов самостоятельной работы в практике обучения.
2.В процессе обучения необходимо использовать такие методы самостоятельной работы, которые требуют от студентов проявления элементов творчества, проблемные самостоятельные работы.
3.Важно не забывать о дифференцированном и индивидуальном подходе при использовании методов самостоятельной работы. Нужно дифференцировать не только сложность заданий, но и меру помощи, оказываемой со стороны преподавателей при выполнении заданий.
4.Методы самостоятельной работы использовать в процессе выполнения отдельных упражнений и в процессе самостоятельного изучения целых параграфов спопутным выполнением упражнений, заданий,ответов на контрольные вопросы.
В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, студенты должны не только овладеть определенным кругом знаний и навыков, но и приобрести умения самостоятельно добывать знания, находить ответы на вопросы, выдвигаемые жизнью.Активизация мыслительной и познавательной деятельности обучающихся одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения. Установлено, что уровень развития мыслительных операций, степень овладения ими определяет ход мыслительных процессов и его результат,а,следовательно,продуктивность познавательной деятельности.Организация самостоятельной работы, руководство ею это ответственная и сложная работа. Воспитание активностии самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания человека. Я хорошо понимаю, что самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие прочные знания обучающихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. .Знания, полученные самостоятельно, отличаются глубиной, прочностью, превращаются в убеждения. Самостоятельное осмысление материала способствует развитию творческого начала в человеке, является показателемего интеллектуального роста.
1. Зотов Ю. Б. Организация современного урока. – М.,1984
2. Махмутов М. И. Современный урок.- М., 1977
3. Потапова Е.Н. Радость познания.- М. 1990
4. Шаламов В. В. Организация самостоятельной работы в образовательных
5. Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках [Текст] – М.: Учпедгиз, 1961. – 370 с.
6.Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей [Текст] / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 608 с.
7. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении [Текст] – М.: Педагогика, 1980. – 340 с.
8.Формирование познавательных интересов школьников.// Под ред. Щукиной Г.И. Л., 1968.
9.Окунев А.А. О развитии творческих способностей учащихся: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1988.
Источник