Самостоятельная деятельность как способ развития мотивации

Мотивационная составляющая в самостоятельной работе студентов

«Мотивация самостоятельной работы студентов, ее организация и формы»

В условиях современного общества важна подготовка специалистов с высоким уровнем профессиональной компетентности и разносторонним личностным развитием, способных к непрерывному самосовершенствованию, постоянному восполнению и расширению спектра своих знаний и умений, т.е. способных к профессиональному и личностному росту, развитию социальной зрелости. Выпускники средних профессиональных образовательных организаций при поступлении на работу сталкиваются с тем, что им приходится работать с интерактивными и мультимедийными системами, в условиях современных инновационных, развивающих технологий, необходимостью постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки. Требования работодателей к современному специалисту, а также Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования ориентированы, прежде всего, на умения самостоятельной деятельности и творческий подход к специальности.

Профессиональный рост специалиста, его социальная востребованность, как никогда, зависят от умения проявить инициативу, решить нестандартную задачу, от способности к планированию и прогнозированию самостоятельных действий. Стратегическим направлением повышения качества образования в этих условиях является оптимизация системы управления учебной работой студентов, в том числе и их самостоятельной работой. Методологическую основу самостоятельной работы студентов составляет компетентностный подход в образовании, на базе которого осуществляется формирование общих и профессиональных компетенций, самостоятельного труда специалиста, необходимых как для самообразования, так и для дальнейшего повышения квалификации в системе непрерывного образования, развития профессиональной карьеры. Решающая роль в организации СРС принадлежит преподавателю, который должен работать не со студентом “вообще”, а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями. Задача преподавателя — увидеть и развить лучшие качества студента как будущего специалиста высокой квалификации.

При изучении каждой дисциплины организация самостоятельной работы студента должна представлять единство трех взаимосвязанных форм: внеаудиторная самостоятельная работа; аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя; творческая, в том числе научно-исследовательская работа. Студенты должны формировать соответствующие компетенции, прежде всего в процессе внеаудиторной самостоятельной работы и овладевать основами систематизированных знаний, должны быть заинтересованы в самостоятельном получении информации, в её активном поиске, мотивированы на получение новых знаний.

Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека. Мотивация — это побуждения, вызывающие активность личности и определяющие её направление, а главным звеном поведенческое проявление желания удовлетворить свои потребности. Мотивации студентов является одним из наиболее эффективных способов улучшить процесс обучения. Мотивы влияют на качество профессиональной подготовки, на формирование личности профессионала. Некоторые из них: познавательные, профессиональные, мотивы творческого достижения, широкие социальные мотивы – мотив личного престижа, мотив сохранения и повышения статуса, мотив самореализации, мотив самоутверждения, материальные мотивы. Существенным мотивационным фактором эффективности учебной деятельности студентов является мотив творческого достижения. Потребность в достижениях переживается человеком как стремление к успеху, представляющему собой разницу между прошлым уровнем исполнения и настоящим, это – соревнование с самим собой за успех, стремление к улучшению результатов любого дела, за которое он берется.

Организация самостоятельной аудиторной работы студентов имеет важное значение на всех этапах обучения в средне профессиональных образовательных организациях. Прежде всего, студент должен: научиться работать самостоятельно; уметь самостоятельно добывать информацию; выделять основную мысль и уметь конспектировать, сокращать материал большого объема; осуществлять поиск информации в сети – использование web-браузеров, баз данных, пользование информационно-поисковыми и информационно-справочными системами, автоматизированными библиотечными системами, электронными журналами; организовывать диалоги в сети – с использованием электронной почты, синхронных и отсроченных телеконференций; создания тематических web-страниц и web-квестов – использование html-редакторов, web-браузеров, графических редакторов и др.. Самостоятельная работа студента предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной или проблемной ситуации и т.д.

Виды самостоятельной работы разнообразны. К числу наиболее распространённых относятся: подготовка и написание рефератов, докладов, эссе и других письменных работ на заданные темы; выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы; выполнение проектов, в том числе на мультимедийной основе; подготовка к участию в научных – теоретических конференциях, олимпиадах. Среди основных форм самостоятельной работы студентов можно выделить фронтальную, индивидуальную и групповую.

Необходимо обратить особое внимание на основные мотивирующие факторы самостоятельной работы студентов:

применяемость на практике. Самостоятельная работа выполняется гораздо эффективнее, если они знают, что её результаты можно применить в профессиональной подготовке (например, собрать материал для будущей творческой работы и создать педагогическую копилку для использования её в практической деятельности др.) и в будущей профессиональной деятельности, выполнить необходимые расчёты, решить педагогическую задачу, придумать проблемную ситуацию, продумать критерии оценки, придумать педагогический кроссворд и др.).

— полезность для учебного процесса. Студентами более охотно выполняются творческие задания, которые будут использованы в архиве презентаций по дисциплинарным модулям, методическом пособии, в альбоме диагностических методик, в электронном учебнике по дисциплине и др.

вовлеченность в творческий процесс. Качество самостоятельно выполненного студентами задания зависит от наличия в нем характеристик творческого процесса- привлекательность будущего результата, проектная соревновательность, коллективное выполнение интересного дела. Это может быть участие в научно – исследовательской деятельности, опытно – практической и экспериментальной работе, в совместной разработке учебного электронного комплекса.

-активные методы обучения. Важным мотивационным фактором является интерактивный режим обучения т.е. введение в учебный процесс методов социально – психологического обучения — игрового тренинга, в основе которого лежат. Ролевые, имитационные и организационно – деятельностные игры. В ходе такой работы происходит не просто приобретение навыков, а осуществляется переход от односторонних частных сведений к многосторонним знаниям об объекте, идёт моделирование новых явлений и процессов с выделением ведущих противоречий, что позволяет построить учебный процесс на основе междисциплинарной интеграции.

— участие в конкурсных мероприятиях. Мотивирующим условием для увеличения доли самостоятельности студентов в учебной работе является их участие в олимпиадах и конкурсах по учебным дисциплинам, презентации научно исследовательских или прикладных работ, конкурсе профессионального мастерства WorldSkills, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов. На данном конкурсе студенты стремятся повышать уровень своих знаний, стать лучшими в своих компетенциях и заявить об этом всему миру.

Читайте также:  Какие есть способы рисовать

Существуют современные педагогические методы и приемы повышения мотивации студентов которые необходимо включать преподавателями в процесс обучения:

кластер – педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие). Цель: подготовить учащихся к восприятию новой информации;

синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. Цель: добиться более глубокого осмысления темы;

Знаю / Хочу узнать / Узнал (З/Х/У) – один из видов графических организаторов, позволяющий провести исследовательскую работу по какой-либо теме. Что мы знаем по данной теме? Что хотели бы узнать? Что мы узнали? Цель:подготовка к восприятию и осмыслению новой информации;

аргументированное эссе – один из видов исследовательской работы, позволяющий рассмотреть определенную проблему с разных точек зрения. Цель: выработка умений и навыков четкого и обоснованного изложения своей позиции;

двухчастный дневник – педагогический прием, который даёт возможность исследовать текст, письменно выразить свое понимание прочитанного, увязав с личным опытом. Цель: вызвать интерес к изучаемой теме, способствовать развитию навыков письменной речи.

Таким образом, мотивация – это направленность студента на различные стороны деятельности. Она является одним из важнейших аспектов формирования самостоятельной деятельности. Студент, приходя в систему среднего профессионального образования, выбирает ту специальность, которая ему по душе; и это позволяет в профессионально-практической работе через познавательный интерес сформировать стремление к развитию самостоятельной деятельности как в процессе обучения в целом, так и по отношению к конкретным дисциплинам в частности. В этом случае у студентов колледжа происходит улучшение усвоения преподаваемого материала и появляются идеи и способы решения проблем, предложенных педагогом. Задача педагога состоит в том, чтобы, опираясь на общий подход, выделить основные пути становления профессиональной мотивации студента по своему предмету.

Дейл Карнеги утверждает: «… на свете есть только один способ побудить людей что-то сделать – заставить человека захотеть это сделать». Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося. Так как истинный источник мотивации человека находится в нем самом, то необходимо, чтобы он сам захотел что-то сделать и сделал это.

Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов: Учебное пособие. — М.:Логос, 2006.-184с.

Балашов А.А. Журнал. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения scholar Выпуск № 6-1 / 2009

Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя/ А.К. Маркова, Т.А Матис, А.Б.Орлов. — М.: Просвещение, 1990.-192 с

Мормужева Н. В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений / Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.)

Источник

Организация самостоятельной работы обучающихся как средство повышения мотивации к овладению знаниями

Организация самостоятельной работы обучающихся как средство повышения мотивации к овладению знаниями

Современный человек ежедневно сталкивается с огромным объемом различной информации, включая научную информацию. В таких условиях общество ставит перед человеком новые требования, ключевые из которых – способность к активному творческому овладению знаниями, умение быстро и правильно реагировать на изменение обстановки и прогнозировать развитие событий.

По этой причине образование должно давать человеку не только какой-то определенный объем базовых знаний, но и набор полезных и необходимых навыков деятельности. Также перед системой образования стоит задача научить подрастающее поколение самостоятельно воспринимать и осваивать новое, включая новые знания, виды и формы трудовой деятельности, новые культурные и эстетические ценности, приемы организации и управления.

Традиционное обучение отдает предпочтение предметному знанию, в котором в основе образовательного процесса лежат научные положения. Однако в современных условиях уже недостаточно передать обучающемуся определенный набор знаний, так как требуется формировать способность к творчеству, умение превращать творчество в норму и инструмент свершений в различных сферах человеческой деятельности (в науке, труде, искусстве, политике, культуре, управлении).

Для достижения этой цели современный педагог должен научить детей самостоятельной работе по добыванию знаний. В рамках школьного обучения самостоятельная работа является целостной взаимосвязанной системой деятельности педагога и обучающегося как субъектов образовательного процесса. Цель данной деятельности – повышение мотивации ученика к обучению и формирование у него таких качеств, как самоактивация, самоорганизация, саморегуляция, самоконтроль. Именно данные качества должны в последующем позволить обучающемуся самостоятельно получать новые знания и осваивать новые виды деятельности.

В соответствии с положениями теории личностно развивающего образования, педагоги должны стремиться к развитию у обучающихся мышления, познавательных интересов, умений самостоятельно осуществлять поиск и обработку информации, а также самостоятельно решать учебные и возникающие жизненные ситуации.

Задача по формированию самостоятельности обучающихся как ключевого элемента учебной деятельности и как одной из основных функций личности в современных условиях имеет важное значение в рамках образовательного учреждения.

В современных условиях активизация учебной работы по всем направлениям рассматривается как направление по массовому воспитанию самостоятельности и инициативности школьников. Благодаря самостоятельной деятельности обучающегося удается решить следующие задачи:

обучение ребенка элементарным навыкам и умениям исследовательской работы;

более глубокое освоение материала за счет того, что обучающийся будет изучать первоисточники и осваивать новую информацию практическим путем.

Если обратиться к истории российской педагогики, то можно заметить, что сразу после образования Советского Союза наблюдалась тенденция придать динамизма педагогической системе, в том числе и за счет разработки теоретико-методологических аспектов самостоятельной деятельности.

В этот период в области познавательной самостоятельности активно используется методика организации самостоятельных работ как средства для актуализации знаний учеников. Интерес представляют работы авторов 1920-х гг., в первую очередь статьи Б.Е. Райкова, Б.В. Всесвятского, К.П. Ягодовского. Во всех работах прослеживается мысль о том, что структура познавательной деятельности учеников должна напоминать структуру познавательной деятельности ученого. Особенность такого подхода заключается в том, что школа не должна была давать знания в готовом виде.

Авторы также обосновали роль, место и задачи самостоятельной работы в рамках учебного процесса. Так, обращается внимание на то, что при формировании умений и знаний вербальный способ обучения является малоэффективным.

В современных же условиях существенно возрастает роль самостоятельной работы обучающихся, так как она позволяет развить творческую составляющую и сформировать навыки по самостоятельному получению новых знаний, что особенно актуально с учетом компьютеризации обучения.

При изучении сущности самостоятельной работы в теоретическом плане выделяют три направления деятельности:

Читайте также:  Как получить сульфат цинка все способы

Педагоги и методисты также разрабатывают систему форм и методов обучения:

организация лабораторных и практических работ;

работа с книгой.

Также определяются виды работ, которые способствуют развитию у обучающихся самостоятельности, раскрывается и педагогическая технология организации самостоятельной деятельности ученика в практике школы. Учеными основное внимание уделяется определению роли самостоятельных работ в структуре урока, определению их содержания и методике организации.

Значительное внимание сейчас уделяется и проработке вопросов по включению самостоятельной работы в различные этапы урока:

во время сообщения учителем нового материала;

самостоятельное изучение нового материала обучающимися;

при повторении ранее изученного материала;

при закреплении знаний, навыков и умений;

во время текущей проверки знаний;

при организации работы с учебником или какой-либо дополнительной литературой.

Много внимания уделяется и индивидуализации самостоятельных работ. В рамках данного процесса предпринимаются попытки раскрыть сущность самостоятельной работы как черты личности. Выделяют и существенные особенности, которые характеризуют самостоятельность обучающегося в познавательном процессе:

выбор наиболее оптимальных приемов учебного труда;

умение работать по заранее составленному плану;

правильный расчет своих сил и учет результатов собственной деятельности.

Благодаря проведенной работе дидактов и методистов в теории обучения удалось сформировать основные требования к организации самостоятельных работ:

соответствие содержания самостоятельных работ требованиям, которые содержатся в учебных программах;

соблюдение принципа сознательности при выполнении самостоятельных работ;

посильность предлагаемых работ для обучающихся, то есть способность к их самостоятельному выполнению;

организация самостоятельных работ по определенной системе;

проведение подготовки обучающихся к выполнению самостоятельных работ, то есть детей необходимо точно и ясно проинструктировать, какого результата они должны добиться при выполнении предлагаемых заданий;

обучение учеников необходимым организационным и техническим навыкам для выполнения самостоятельной работы;

задача должна содержать такие условия, которые потребовали бы от обучающихся приложения умственных усилий;

проведение учителем наблюдения за ходом выполнения работы и при необходимости оказание помощи;

соблюдение хронометража, который отводится на выполнение самостоятельной работы;

обязательная проверка учителем выполненных работ.

Таким образом, при изучении основных идей в рамках обоснования теории самостоятельной деятельности обучающихся можно выделить три основных дидактических направления в теоретической разработке данных вопросов:

обоснование принципа значимости самостоятельной работы учеников;

разработка педагогических средств вовлечения обучающихся в выполнение самостоятельной работы с одновременным определением характера и степени организации руководства данным процессом;

определение сущности самостоятельной работы обучающегося и выявление ее места в учебном процессе.

Данные направления, при условии их внедрения в учебный процесс в различных учебно-организационных формах, будут способствовать совершенствованию знаний и более качественному усвоению обучающимися учебного материала.

Современное образование ориентируется на развитие и формирование личностных качеств обучающихся и опыта осуществления ими различных видов деятельности (познавательной, практической, учебной, творческой), что определяет актуальность деятельностного подхода к обучению. В то же время реализация деятельностного подхода требует сосредоточения внимания на самостоятельной работе учеников.

От структуры познавательной деятельности, а также содержания ее основных процессов зависит общая типология самостоятельной работы и принцип ее классификации. При этом можно четко выделить два этапа деятельности обучающихся:

этап фиксации понятий, которые выражают те или иные знания;

этап трактовки понятий, их понимание и объяснение.

Во время данных этапов содержание деятельности обучающихся состоит в накоплении ими определенного набора понятий с дальнейшим их приведением в определенную систему.

Можно выделить несколько типов самостоятельных работ:

Самостоятельная работа по образцу. Работы данного типа предполагают выполнение задания обучающимися на основе предложенного образца или инструкции, в результате уровень познавательной активности и самостоятельности ученика остается в рамках воспроизводящей деятельности. Примерами таких заданий может служить работа по тексту учебника, художественного и научно-популярного произведения, а также выполнение практических работ на местности.

Популярным заданием является и заполнение обучающимися различных таблиц и схем после того, как учитель изложит новый материал.

Самостоятельные работы по образцу включают в себя различные виды заданий. Это могут быть текстовые, производственно-трудовые, иллюстрированные, опытнические и другие виды. Однако вне зависимости от содержания работ общим для них является тот факт, что все данные для получения нужного результата, включая саму идею решения задачи, представляются в готовом виде уже в самом тексте задачи. В итоге уровень познавательной самостоятельности в деятельности обучающегося при выполнении таких заданий заключается в узнавании, запоминании, осмысливании и текстуальном воспроизведении нового факта, события или же его подведение под уже известное ученику понятие.

Это означает, что такие действия нельзя назвать подлинно самостоятельными, ведь их выполнение осуществляется по образцу. Деятельность обучающегося при таком виде работы элементарна и предполагает только повторение задания, предложенного учителем.

В то же время самостоятельные работы по образцу содействуют накоплению учеником опорных фактов и способов деятельности, а также их прочному закреплению, в результате чего создаются условия для перехода ребенка к выполнению более трудных заданий.

Реконструктивные самостоятельные работы. Данный вид работы предполагает выполнение обучающимся интеллектуальных и практических действий в плане реконструирования и преобразования структуры учебных текстов и личного опыта решения задач. Благодаря уже имеющимся знаниям и опыту решению задач по образцу обучающийся уже может самостоятельно осмыслить структуру изучаемого материала, дать описание действий, проанализировать и предвосхитить возможный результат этих действий.

Особенность данного типа работы заключается в том, что в самом задании сообщается общая идея решения, однако обучающимся требуется ее развить в конкретный способ решения в соответствии с условиями задания. При выполнении таких заданий в деятельности обучающихся наблюдается изменение, перестройка его мыслей в форме развития готовой идеи решения в конкретный способ деятельности.

Самостоятельные работы реконструктивного типа предполагают проведение анализа на основе описания явления, объекта или события, поиск возможных путей решения и определение наиболее верного способа решения задачи.

Данный тип самостоятельной работы может применяться в различных звеньях учебного процесса. При этом особое место отводится иллюстративным, смысловым, опытническим и другим практическим работам, при выполнении которых обучающиеся самостоятельно определяют, какие правила нужно применить, какие закономерности работают. Обучающиеся также подбирают соответствующие конкретные примеры к общим положениям и составляют задачи, которые реконструируют ранее изученный учебный материал в целях его использования для решения задач с измененными конкретными условиями.

В итоге самостоятельные работы реконструктивного типа вызывают у обучающегося, по сравнению с самостоятельными работами по образцу, более высокий уровень воспроизводящей деятельности.

Вариативные самостоятельные работы на применение понятий науки.

Читайте также:  Добыча природного камня открытым способом

Постепенное накопление ребенком опыта воспроизводящей самостоятельной деятельности обеспечивает переход обучающегося от воспроизводящей к познавательной и практической деятельности. В ходе этого процесса у обучающегося формируются умения отбирать из своего прошлого формализованного опыта необходимые способы и приемы деятельности для решения возникающих задач.

Самостоятельные работы данного типа включают в себя познавательные задачи, которые требуют от обучающегося проведение анализа незнакомой ему проблемной ситуации с получением в дальнейшем необходимой новой информации. Для решения таких задач обучающийся задействует уже имеющийся у него объем знаний и, оперируя им, использует эти знания в новой ситуации, в результате чего они в рамках его познавательной деятельности приобретают преобразующую либо объясняющую роль.

Самостоятельная работа в таких задачах проявляется в том, что обучающиеся осуществляют поиск познавательно-логического либо экспериментально-практического характера. Ученик использует различные факты, события, закономерности и явления, в результате чего определяет между ними сходство, различие, а также классифицирует их по каким-либо признакам и устанавливает причинно-следственные связи.

При выполнении практических самостоятельных работ экспериментального характера за счет эксперимента обучающиеся могут подтвердить отдельные стороны известных им законов либо за счет экспериментальной проверки распространяют известные им закономерности на частные явления, в результате чего им удается определить принадлежность к той или иной группе явлений.

Ряд практических самостоятельных работ характеризуется ситуацией применения понятий, законов и правил в учебно-опытнической и общественной деятельности обучающегося. В этом случае ученик самостоятельно осуществляет выбор средств и методов для решения стоящих перед ним задач, он также определяет и отбирает нужные знания, устанавливает определенную последовательность выполнения операций по применению знаний.

В этих ситуациях деятельность обучающегося уже выходит за пределы репродуктивного мышления и приобретает продуктивный характер, так как в процессе решения задачи ученик уже получает новую информацию.

В рамках вариативной самостоятельной работы познавательные и практические действия совершаются в ходе преобразующего воспроизведения уже известных знаний и образцов решения задач. В то же время деятельность приобретает более гибкий и вариативный характер и при этом направлена на получение обучающимся новой информации преимущественно посредством логических выводов.

Благодаря выполнению самостоятельных работ вариативного типа стимулируются практические и познавательные действия обучающегося по применению им ранее полученных знаний и опыта познавательной деятельности, в результате чего удается получить новую информацию. Это способствует углублению знаний, расширению сферы их применения. К тому же знания становятся более вариативными, действенными, а мышление обучающегося, которое выражается в его собственных дедуктивных выводах, достигает уровня продуктивной деятельности.

Регулярное выполнение упражнений данного типа позволяет обучающемуся выводить структуру знаний, а это дает ученику истинное представление о роли науки в современном обществе и одновременно стимулирует получение новых знаний. Кроме того, задания заставляют обучающегося использовать логические рассуждения для выявления связей между объектами и явлениями, а это уже способствует развитию его мыслительных и творческих способностей.

Выделяют следующие виды самостоятельных работ вариативного типа:

текстуальные. Это различные логические задания по тексту;

иллюстративные, например, необходимость составления каких-либо графиков;

смысловые, которые предполагают составление и решение задач;

опытнические, экспериментальные и другие виды практической работы.

Творческие самостоятельные работы. В ходе выполнения творческих самостоятельных работ, которые предполагают непосредственное участие ребенка в производстве новых для него знаний, обеспечивается максимальный уровень познавательной активности и самостоятельности обучающегося.

При выполнении творческих заданий предполагается решение проблемных ситуаций, которые могут быть созданы следующими способами:

постановка проблемы учителем;

предъявление таких условий, при анализе которых ученик должен самостоятельно понять и сформулировать проблемы, содержащиеся в этих условиях;

постановка такой задачи, при решении которой обучающийся должен самостоятельно обнаружить новую проблему;

постановка более или менее четко обозначенной проблемы, решение которой предполагает выполнения каких-то логических действий для выявления новой дополнительной проблемы.

При решении задач данного типа деятельность обучающегося постепенно освобождается от известных ему шаблонов и образцов, которые были ранее сформированы, а сама деятельность приобретает гибкий поисковый характер. Новая форма деятельности складывается из умственных и практических действий, которые в процессе реального мышления обучающегося являются совокупностью суждений и умозаключений при разработке существенно новых принципов и планов решений задач.

Значительная часть творческих задач предполагает установление обучающимися причинно-следственных связей явлений и событий. В то же время творческая работа строится таким образом, что от ученика требуется выполнить избирательную актуализацию ранее усвоенных им знаний и неформализованного опыта познавательной деятельности. Это необходимо для более глубокого проникновения в сущность изучаемого явления и выявления новых связей и отношений.

При выполнении творческих работ от обучающегося требуется, чтобы он приобрел умения по самостоятельному поиску и формулированию проблемы в определенной ситуации. К задачам такого вида можно отнести те, которые предполагают поиск недостающих данных, а также написание докладов, рецензий, рефератов по литературным источникам и выполнение самостоятельных исследований.

Вне зависимости от вида самостоятельной работы творческого характера их объединяет наличие ситуации, которая направляет обучающегося осуществлять творческие поиски. Кроме того, единым является и характер деятельности ученика, так как при выполнении творческих работ ученики ищут наиболее рациональный способ деятельности и определяют характер новых знаний, которые они должны приобрести в процессе решения задачи.

Для достижения этой цели обучающимся необходимо проанализировать условие задачи и открыть какой-то новый принцип ее решения. В зависимости от полученных результатов дальнейшая работа будет направлена на развитие и логическое обоснование полученного нового принципа решения задачи. При этом ранее полученные знания и опыт практической и познавательной деятельности применяется весьма выборочно и зависит от анализа и условий каждой конкретной задачи.

Надо также учитывать, что творческая деятельность обучающегося в процессе обучения проходит на различных уровнях, а самый высокий из них – умение ученика выделить и сформулировать проблему в рамках заданной ситуации, сформулировать новую проблему и затем разработать план ее решения, включая построение гипотезы этого решения.

Боровицкий П.И. Методика преподавания естествознания Лениздат 1955. – 44 с.

Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся. – М.: Просвещение, 1984. 64 с.

Жарова Л.В. Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся. – Л.ЛГПИ, 1986. – 79 с.

Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. Для вузов. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. – 384 с.

Коротяев Б.И., Пидкасистый П.И. Организация деятельности ученика на уроке. – М.6 Знание, 1985. – 80 с.

Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М., 1972.

Источник

Оцените статью
Разные способы