- О техническом регулировании и саморегулировании
- Николай Афанасьев: начальник управления по развитию саморегулирования МРОО «Коллегия независимых экспертов»
- При введении в действие, Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» было введено обновлённое понятие «Стандарт».
- О противоречиях с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»
- Что такое свод правил? В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»:
- В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»:
- Саморегулирование и сертификация для СРО
- Основные функции и типы СРО
- К основным функциям СРО можно отнести:
- Саморегулирование, основанное на добровольном членстве, которое предусмотрено отраслевыми российскими федеральными законами, вводится в 9 сферах профессиональной деятельности:
- Особенности и преимущества СРО в строительстве
- Главными целями получения сертификатов серии ISO для СРО являются:
- Применение сертификации в строительстве даёт строительным компаниям ряд неоспоримых преимуществ:
- Импортеру
- Принципы и особенности технического регулирования
- На современном этапе активного развития рыночных отношений торговый посредник и производитель, стремящиеся к успешному выходу на рынок, победе в конкурентной борьбе и в поднятии репутации торговой марки, заинтересованы в выполнении:
- Формирование системы техрегулирования в России позволяет достичь следующих задач и целей:
- Основные принципы технического регулирования
- Техническое регулирование создаёт основы для решения двух комплексных задач:
- На основании данных задач можно условно выделить несколько основных принципов технического регулирования:
- Так, техническое регулирование в Таможенном союзе имеет несколько принципов:
- Импортеру
О техническом регулировании и саморегулировании
Начальник управления по развитию саморегулирования МРОО «Коллегия независимых экспертов»
Николай Афанасьев: начальник управления по развитию саморегулирования МРОО «Коллегия независимых экспертов»
25 марта в рамках Недели российского бизнеса состоялся VI Всероссийский форум саморегулируемых организаций «Саморегулирование: перезагрузка», организованный РСПП, национальными объединениями саморегулируемых организаций при участии Федеральных органов исполнительной и законодательной власти, общественных объединений и саморегулируемых организаций различных отраслей экономики.
Большое внимание участники форума уделили обсуждению проблем и противоречий законодательств о саморегулируемых организациях и о техническом регулировании. Всем известно, что предметом саморегулирования в том числе является разработка стандартов соответствующей предпринимательской или профессиональной деятельности определенного вида и внутренних документов саморегулируемых организаций.
Вместе с тем, как констатировали организаторы форума, – «Законодательство о саморегулируемых организациях и о техническом регулировании развивалось независимо друг от друга. Сегодня разница в терминах и процедурах мешает профессионалам, объединённым в саморегулируемые организации, эффективно учувствовать в совершенствовании регламентов безопасности». Так ли это?
О псевдодобровольности национальных стандартов и сводов правил.
При введении в действие, Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» было введено обновлённое понятие «Стандарт».
Теперь под стандартом мы понимаем:
«документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг».
Основным нововведением стал перевод государственных стандартов в разряд добровольных, а так же появление нового типа нормативно-технической документации «свода правил». Обязательным к исполнению стали Технические регламенты.
Был установлен определенный переходной период длинною в 7 лет с целью разработки технических регламентов, их принятия и т.д. Технические регламенты были успешно разработаны, приняты, а вот с реальным введением в действие возникли трудности.
Так как Технический регламент не содержал ряда конкретных (цифровых) показателей, влияющих на безопасность продукции (услуги) профессионалы стали задаваться вопросом: Как быть в этом случае, как подтвердить соответствие продукции (услуги, работы) конкретному техническому регламенту?
Но был предусмотрен механизм – к каждому техническому регламенту выпускается Постановление или распоряжение правительства с перечнем стандартов, выполнение которых гарантирует соответствие продукции (услуги) техническому регламенту.
В связи с тем, что других способов подтверждения соответствия нет (за исключением технического регламента в области пожарной безопасности 123-ФЗ) фактически все нормативно-технические акты, находящиеся в этих постановлениях являются обязательными для исполнения на территории России.
Однако, если профессиональное сообщество, обнаружив, что стандарт (ГОСТ или Свод правил) мешает развитию бизнеса или в нем присутствуют признаки коррупциогенности, решит предложить провести оценку регулирующего воздействия (экспертизу) действующего стандарта, то в этом случае получит от Минэкономразвия отказ со ссылкой на добровольность применения.
В связи с вышесказанным, Национальным объединениям саморегулируемых организациям, в настоящий момент приходится больше уделять внимание на работу в Технических комитетах Росстандарта, учувствовать в общественных обсуждениях Сводов правил, а не разрабатывать стандарты деятельности СРО. Соответственно Национальные объединения обвиняются в нежелании разрабатывать стандарты деятельности и вся система СРО в ненужности. Почему это происходит?
О противоречиях с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»
Статья 13 Федерального закона даёт понимание, какие документы в области стандартизации существуют на территории РФ. «К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:
международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;
Но почему-то международный стандарт это стандарт, принятый международной организацией, а национальный стандарт — стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации. Такое понятие, как стандарт Национального объединения саморегулируемых организаций отсутствует. А может он просто завуалирован?
О сводах правил
Что такое свод правил? В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»:
«Свод правил — документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов».
В настоящее время, Своды правил, получили широкое распространение. Это связанно с простотой их принятия. Своды правил разрабатываются при отсутствии национального стандарта в каком-либо направлении. Свод разрабатывает федеральный орган исполнительной власти и вводит в действие своим приказом.
Но если ещё раз прочитать определение «Свод правил», то возникает устойчивое впечатление, что вообще-то разработка его – это функция профессионального сообщества, функция саморегулируемых организаций и их национальных объединений.
В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»:
«Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил».
Получается, что с одной стороны государство требует усилить работу СРО в области стандартизации, а с другой перекладывает эту функцию на министерства и ведомства. В результате Саморегулируемые организации и их национальные объединения не могут ввести обязательность выполнения своих стандартов (особенно в добровольной сфере), посредством включения их в постановление или распоряжение Правительства с перечнем стандартов, выполнение которых гарантирует соответствие продукции (услуги) техническому регламенту.
В России понятие добровольный – значит «необязательный». И какие бы хорошие не были стандарты СРО — на конкурсах и тендерах будут выигрывать те, кто их не соблюдает. Потому что за качество и безопасность нужно платить.
Таким образом, назрела крайняя необходимость внесения в Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» понятия «Стандарт национального объединения саморегулируемых организаций» либо изменения определения «Свод правил», исключив дублирование функций.
Источник
Саморегулирование и сертификация для СРО
Саморегулируемые организации (СРО) – негосударственные и некоммерческие организации, созданные на условиях членства (участия) с целью осуществления процессов саморегулирования, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности на добровольной основе, согласно признаку единства рынка или отрасли изготавливаемых товаров (работ, продукции, услуг), а также основного вида деятельности
Саморегулирование предпринимательской деятельности являются эффективным механизмом регулирования профессионального рынка, внедряемого в Российской Федерации. Подобный механизм был в своё время позаимствован из зарубежной практики. Благодаря активному росту самосознания всех участников экономических отношений сейчас саморегулируемые организации возникают в разных сферах профессиональной предпринимательской деятельности. Это позволяет существенным образом вытеснить влияние государства из тех областей регулирования, где его присутствие считается неоправданным и излишним.
Основной целью саморегулирования является дебюрократизация российской экономики и формирование гражданско-правовых институтов, направленных на закрепление практики добросовестного ведения хозяйственной деятельности. Среди многих развитых стран механизм саморегулирования сложился в ходе исторического развития естественным образом и сегодня эффективно применяется как успешная альтернатива государственного регулирования (гослицензирования).
В соответствии с действующим российским законодательством под понятием саморегулирования понимается инициативная или самостоятельная деятельность субъектов, суть которой заключается в разработке и утверждении стандартов и правил профессиональной и предпринимательской деятельности с последующим осуществлением контроля над их непосредственным соблюдением. В России процесс саморегулирования выполняется на условиях создания объединений отдельных субъектов в организации.
Саморегулируемые организации (СРО) – негосударственные и некоммерческие организации, созданные на условиях членства (участия) с целью осуществления процессов саморегулирования, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности на добровольной основе, согласно признаку единства рынка или отрасли изготавливаемых товаров (работ, продукции, услуг), а также основного вида деятельности. В РФ СРО создаются в организационно-правовой форме на основе некоммерческого партнёрства, которое объединяет субъектов в зависимости от членства по отраслевому признаку.
Основные функции и типы СРО
К основным функциям СРО можно отнести:
- разработка и утверждение требований членства, в том числе вступления новых участников;
- осуществление всестороннего анализа деятельности своих членов;
- привлечение к ответственности отдельных членов СРО (использование мер дисциплинарного воздействия), которые нарушили требования нормативной и внутренней документации, а также действующего законодательства;
- представление интересов участников и членов СРО на всех уровнях государственной власти;
- организация профессиональной системы обучения и аттестации работников (членов СРО);
- образование третейских судов для успешного разрешения споров, возникающих между членами СРО или субъектами предпринимательства;
- обеспечение информационной открытости (опубликование информационных материалов).
На основании принятия ФЗ о саморегулируемых организациях механизм развития саморегулирования в РФ перешло на качественно новый уровень. Обязательное и добровольное саморегулирование стало охватывать всё большие слои предпринимателей.
Саморегулирование, основанное на добровольном членстве, которое предусмотрено отраслевыми российскими федеральными законами, вводится в 9 сферах профессиональной деятельности:
- рынок ценных бумаг;
- кредитная кооперация;
- деятельность в сфере рекламы;
- кадастровая деятельность;
- работа негосударственных пенсионных фондов;
- деятельность патентных поверенных;
- деятельность накопительных жилищных кооперативов;
- работа микрофинансовых организаций;
- посредническая деятельность по урегулированию спорных вопросов (медиация).
Помимо этого также регистрируются СРО, созданные в различных областях деятельности по личной инициативе предпринимателей на основании существующего базового ФЗ.
Особенности и преимущества СРО в строительстве
Благодаря появлению СРО строительный рынок становится более открытым, цивилизованным и качественным. СРО вводят единые правила, нормы и стандарты для всех участников рынка и создают инновационную структуру регулирования услуг, предоставляемых многочисленными строительными компаниями, исключая моменты коррупции.
Основная цель СРО в области строительства – это достижение максимального уровня эффективности, надёжности, повышения квалификации, а также защиты прав компаний. Поэтому многие руководители строительных организаций первоначальным пунктом своей успешной работы видят вступление в СРО и получение соответствующих сертификатов.
Сегодня потенциальным кандидатам для вступления в СРО предъявляется единое основное требование: наличие сертификатов соответствия ISO.
Сертификация качества ISO для СРО представляет собой комплекс международных стандартов, позволяющих обеспечить эффективность и стабильность системы менеджмента качества изготовляемой или поставляемой продукции. Данные стандарты позволяют предприятиям и компаниям совершенствовать действующую систему менеджмента качества, приводя её к международным нормам.
Главными целями получения сертификатов серии ISO для СРО являются:
- повышение качества проектирования, разработки инженерных изысканий и строительства объектов, а также выполнения ремонтно-строительных работ (в том числе реконструкция или капитальный ремонт);
- формирование высокого уровня ответственности у компаний-застройщиков за качество выполненных работ и предоставленных услуг заказчикам.
Применение сертификации в строительстве даёт строительным компаниям ряд неоспоримых преимуществ:
- снижение производственных издержек;
- увеличение эффективности бизнеса;
- повышение качества предоставляемых услуг;
- укрепление позиций компании в конкурентной борьбе за клиентов;
- возможность получения предложений о сотрудничестве с иностранными инвесторами;
- повышение лояльности потребителей по отношению к компании;
- увеличение шансов на получение государственных заказов и победы в проводимых тендерах.
Получение допуска в СРО вместо привычных лицензий даёт право предприятию на реализацию строительных проектов, поскольку в данном документе указываются все виды ремонтно-строительных работ, которые может осуществлять данная компания.
Импортеру
Раздел посвещен процессу импорта товара и получения на ввозимый товар соответсвующих правовых и разрешительных документов
Источник
Принципы и особенности технического регулирования
Через активную деятельность государства в сферах стандартизации и оценки соответствия проявляется его главенствующая и регулирующая роль на потребительских рынках страны. В данном случае под регулированием понимаются действия государства, организующие и определяющие поведение хозяйствующих субъектов на рынках с помощью установленных правил и норм.
На современном этапе активного развития рыночных отношений торговый посредник и производитель, стремящиеся к успешному выходу на рынок, победе в конкурентной борьбе и в поднятии репутации торговой марки, заинтересованы в выполнении:
- рекомендуемых и обязательных требований, предъявляемых к качеству выпускаемой продукции, устанавливаемых в стандартах и техническом законодательстве;
- подтверждения соответствия качественных характеристик продукции требованиям обязательного (или рекомендательного) характера и системам качества через декларации и сертификаты соответствия.
Перечисленные документы (декларации и сертификаты соответствия, техническое законодательство, стандарты) являются итоговым результатом деятельности, называемой техническим регулированием. Другими словами, техническое регулирование – это свод правил по правовому регулированию в трёх областях защиты качества продукции – стандартизация, техническое законодательство и подтверждение (оценка) соответствия.
В целях создания основ единой политики в сферах стандартизации, технического регулирования и сертификации, отвечающей современным, действующим международным требованиям был принят Федеральный закон о техническом регулировании, на основании которого появились новые правовые нормы, прежде всего технические регламенты, значительно изменяющие повседневную экономическую жизнь РФ. Формирование, таким образом, в стране комплекса ТР направлено, в первую очередь, на использование результатов научной и технической деятельности, а также защиту национальных разработок в интересах отечественной экономики и обеспечения технологической безопасности государства в целом.
Формирование системы техрегулирования в России позволяет достичь следующих задач и целей:
- снижение экономического и административного давления на изготовителя;
- создание двухуровневой нормативной документации для чёткости и ясности во взаимоотношениях на рынке;
- увеличение уровня эффективности защиты существующих потребительских рынков от наличия опасной продукции;
- расширение возможностей компаний и предприятий в выборе коммерческих решений на основе устранения дублирования процедур и избыточных требований сертификации;
- отсутствие технических барьеров в торговли;
- достижение европейского уровня безопасности производства на основе обязательного и добровольного подтверждения соответствия действующим стандартам;
- всевозможное стимулирование развитие экономики.
Немаловажной целью принятия законодательных норм о техническом регулировании является сопоставление и приведение российских процедур сертификации и стандартизации в полное соответствие с действующими требованиями ВТО.
Основные принципы технического регулирования
Техническое регулирование создаёт основы для решения двух комплексных задач:
- регулирование внутреннего рынка – выработка механизмов формирования требований к товарам и оценки его соответствия для повышения конкурентоспособности товаров и повышения экономики в целом. При этом государство устанавливает требования безопасности, а потребительские свойства и характеристики формируются рынком. Главной задачей государства в подобном случае является создание равных и благоприятных условий для участников рыночных отношений;
- создание условий для успешного развития внешней торговли – вызвано проблемами глобализации, которые заключаются в выработке механизмов технического регулирования с учётом гармонизации правил, установленных международным сообществом.
На основании данных задач можно условно выделить несколько основных принципов технического регулирования:
- соответствие системы техрегулирования уровню развития отечественной экономики. Устанавливаемые в ТР требования должны иметь минимально необходимые для общего достижения целей регулирования;
- обязательность и единство к выполнению ТР на всей территории России;
- использование единых правил по установлению требований к выпускаемо продукции;
- установление в ТР эксплуатационных характеристик;
- использование национальных стандартов в качестве доказательной базы исполнения требований ТР;
- формирование механизмов технического регулирования согласно оценке рисков применения продукции;
- независимость сертификационных органов и органов аккредитации от производителей, потребителей или продавцов;
- недопустимость совмещения деятельности по сертификации и аккредитации (полномочий сертификационных органов и органов государственного надзора).
На основе принятых соглашений о единых правилах в области технического регулирования странами-участницами ТС также предопределены основные цели и задачи оценки соответствия.
Так, техническое регулирование в Таможенном союзе имеет несколько принципов:
- проведение согласованной политики в сфере технического регулирования – основано на соглашениях ЕврАзЭС. Не распространяется на использование и установление санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
- установление единых ТР ТС – на продукцию и товар, включенных в единый реестр;
- применение национального законодательства – до вступления в действие техрегламентов ТС;
- недопущение утверждения обязательных требований в национальном законодательстве по отношению к продукции, не включенной в единый перечень.
Разработка новой законодательной базы на основе перечисленных принципов позволяет достичь оптимальной правовой формы, определяющей государственный контроль над изготовлением товаров и продукции, который предотвращает нанесение вреда здоровью и жизни человека, собственности и окружающей среде.
Импортеру
Раздел посвещен процессу импорта товара и получения на ввозимый товар соответсвующих правовых и разрешительных документов
Источник