Самообразование как способ развития личности

Самообразование как основа развития современной личности

Вы будете перенаправлены на Автор24

Целевое назначение самообразования

Самообразование – это процесс расширения, углубления знаний путем сознательной деятельности, направленной на самоуправление познавательной деятельностью, расширение своего опыта деятельности и потенциальных возможностей.

Самообразование необходимо для личностного развития. Оно ориентировано на:

  1. Предоставление личности возможностей выбора направлений познания.
  2. Самостоятельный выбор каждой личностью своего маршрута развития, его целевого назначения, способов и средств совершенствования собственных знаний и навыков.
  3. Воспитание целеустремленности, волевых качеств, упорства, самостоятельных основ любой деятельности, адекватной самооценки и навыков противостояния трудностям.

Таким образом, самообразование отражает личностное развитие, т.е. от того, насколько человек стремится к самообразованию и совершенствованию своих знаний и навыков, зависит его уровень личностного развития, а также развития в других областях и направлениях деятельности: обучении, профессиональной сфере, социальной среде.

Самообразование может быть результатом желания достигнуть следующие цели:

  1. Повышение престижа в профессиональной области. Если человек желает достичь уважения на работе, завоевать авторитет, поднять свой престиж, то он стремится к повышению профессиональных знаний и начинает свой самообразовательный путь.
  2. Мотив подражания. Если у личности имеется кумир, то она стремится ему подражать, совершенствуя себя: свои знания, навыки, личностные свойства и физические качества.
  3. Стремление к повышению собственной самооценки. Если личность желает достичь баланса, гармонии, она стремится к самообразованию т.е. расширению своих возможностей, которые дадут ей преимущества и повысят собственную значимость.
  4. Стремление к самореализации. Желание реализоваться в той или иной области деятельности, завоевать тот или иной профессиональный или социальный статус мотивирует людей к совершенствованию своих знаний и навыков, а соответственно наставляет на путь самообразования.

Готовые работы на аналогичную тему

Самообразование является двигателем прогресса современного общества. Оно помогает личности развиться, стать более успешной в профессиональной сфере или в личностных отношениях, выполнять созидательную деятельность и участвовать в социальном развитии общества.

Самообразование является наиболее простым и свободным путем саморазвития. Самообразование помогает воспитать культурную, просвещенную и уверенную в себе личность.

Способы самообразования

Современная система образования ориентирована на формирование навыков самостоятельного познания, развитие потребности и желания совершенствовать свои навыки во всех видах и направлениях деятельности т.е. непрерывно заниматься самообразованием.

Самообразование и потребность в нем вытекают из необходимости саморазвития личности. Если личность не удовлетворена развитием собственного «Я», желает познавать что-то новое, совершенствоваться в профессиональной сфере, то она начинает заниматься самообразованием. Таким образом, самообразование ведет к постепенному личностному развитию и совершенствованию.

Существует несколько способов самообразования:

  1. Получение опыта в бытовой деятельности. Личность обучается в социальной сфере деятельности, совершая ошибки и изучая опыт деятельности других людей.
  2. Изучение окружающего мира. Оно ориентировано на получение опыта в познании. Возникает данное направление самообразования из потребности личности узнать об окружающем мире и его функционировании т.е. в основе развития познавательного интереса лежит любопытство, которое мотивирует к организации познания и самообразования в той или иной сфере деятельности.
  3. Удовлетворение потребности в самоутверждении и самореализации. Данная потребность ориентирована на изменение личности, ее преобразование в структурном направлении. Личность, чувствующая неудовлетворением собственным развитием, стремится достичь идеала, преобразовать себя, что-то в себе изменить, стать более полноценной и социально полезной.
  4. Профессиональное саморазвитие. Оно связано с карьерным ростом, престижем. Личность желает повысить значимость своей трудовой деятельности, повысить свою профессиональную компетентность, завоевать уважение начальства, коллег и т.д. Это активизирует самообразование и саморазвитие.

Совершенствование личности в процессе самообразования

Самообразование ориентировано на личностное развитие. В его ходе происходит совершенствование личности, ее отдельных аспектов и формируются ключевые компетенции современного гражданина, специалиста, профессионала.

Читайте также:  Aloe foam cleanser пенка для умывания способ применения

Самообразование является основой совершенствования личности во всех сферах деятельности. Развитием ее внутренних качеств, совершенствованием устройства и ценностных ориентаций деятельности.

Чтобы самообразование было продуктивным, необходимо брать в расчет следующие аспекты при его организации:

  1. Изучение текущего состояния профессиональной сферы деятельности, динамики и тенденций ее развития.
  2. Работа над совершенствованием профессионального мастерства и творческой ориентации деятельности.
  3. Участие в профессиональных и иных проектах, черпание из них новых знаний, навыков, культурного наследия.
  4. Поиск путей саморазвития и самосовершенствования, исходя из внутренних ресурсов, опираясь на собственный потенциал, используя работу над собой и своим внутренним миром.
  5. Изучение тенденций развития социально-экономической сферы: научно-технические разработки, информационные новшества и т.д.
  6. Обогащение внутренней культуры. Под ним подразумеваются коммуникативное развитие, ценностные ориентиры деятельности, профессиональная культура, профессиональная этика, культура бытовой сферы деятельности и культура социального взаимодействия с разными категориями граждан.

Все эти аспекты неразрывно связаны с самообразованием и оказывают воздействие развитию личности в современном обществе.

Источник

Самообразование как основа успешности человека

Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование

Статья просмотрена: 45655 раз

Библиографическое описание:

Брязгунова, Е. Н. Самообразование как основа успешности человека / Е. Н. Брязгунова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 310-312. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2175/ (дата обращения: 18.11.2021).

Современный человек должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

Особенно актуальной проблема самообразования современного человека стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми.

Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современные условия требует от человека постоянного совершенствования знаний.

Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации. Но, ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Поэтому наиболее эффективный способ повышения мастерства – это самообразование.

Постоянное самообразование – вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не отстать от «поезда современности». Самой характерной особенностью профессиональной деятельности является ее подвижность, связанная с изменением информационных ресурсов и технологий и мы отчетливо осознаем, что прежние профессиональные умения и навыки быстро устаревают, требуются иные формы и методы работы, теоретические знания смежных наук и многое другое. Чтобы успеть за этими процессами, для человека возникает необходимость постоянно учиться.

Именно современному человеку должен быть близок громко звучащий сегодня девиз «Образование для жизни. Образование через всю жизнь!», который трактуется как активный процесс овладения новыми знаниями на протяжении всей профессиональной деятельности.

Человек, ориентированный на профессию и желающий совершенствоваться и обучаться обязательно достигнет хороших результатов и определенного мастерства. Для этого надо осознавать и решить три основных задачи:


учитывать изменения в профессиональной среде, происходящие под влиянием процессов информатизации, социально-экономических реформ;

постоянно работать над повышением своего профессионального мастерства; обновлять знания и умения, обеспечивающие ему хорошую творческую форму, способность к активному усвоению современных достижений и экспериментальному поиску;

искать пути и активно использовать методы самообразования, саморазвития и самосовершенствования.

Самообразование, самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Вместе с тем, самообразование – средство самовоспитания, поскольку способствует выработке целеустремленности, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия и других моральных качеств. В широком смысле под самообразованием понимают все виды приобретения знаний, связанные с самостоятельной работой занимающегося над изучаемым материалом. Основная форма самообразования – изучение научной, научно-популярной, учебной, художественной и другой литературы, прессы. Самообразование предусматривает также возможность использования разнообразных вспомогательных средств: прослушивание лекций, докладов, концертов, консультации специалистов, просмотр спектаклей, кинофильмов, телепередач, посещение музеев, выставок, галерей, различные виды практической деятельности – опыты, эксперименты, моделирование и т.п.

Читайте также:  Социально приемлемые способы выражения злости

Самообразование – форма образования, при которой человек обучает и воспитывает себя сам. Наступает момент, когда у человека возникает внутренняя неудовлетворенность своей деятельностью (мотив) и осознанная потребность в переподготовке, в дальнейшем профессиональном росте. Самообразование всегда имеет личную значимость. Самообразование возникает на основе потребностей, а они реализуются в профессиональной деятельности, быту, в процессе познания окружающего мира и воспитания в себе определенных качеств с целью реализовать себя в социальной среде.

На основании этого существует 4 вида самообразования:

Бытовое – овладение социальным опытом, необходимым в быту (в т.ч. досуг и отдых).

Познавательное – познание окружающего мира.

Самореализации – изменяющиеся свойства и качества личности в соответствии с идеалом (физическая, интеллектуальная, духовная, нравственная сферы).

Профессиональное – служит для сохранения и повышения профессиональной компетенции и социальной значимости.

Мотив —-потребность—самообразование—

познавательное

самореализации

профессиональное

Цель самообразования может быть различной:



    Какая-то деятельность, предмет или информация провоцируют и создают мотивы у человека для устойчивого интереса и освоения знаний: ПК, астрономии, психологии. Это самоцельное самообразование.

    Попутное самообразование, занимаясь целенаправленной деятельностью, человек узнает что-то новое, позволяющее ему использовать эти знания и умения дальше.

    Целенаправленное самообразование связано с тем, что человек сам ставит себе цель в определенной области. Эта цель определяет дальнейшие шаги, поиск средств для реализации цели, самостоятельность в постановке задач и решении их, и в определении результатов поставленным задачам [1].

Условия для формирования мотивации профессионального самосовершенствования.

Среди мотивов можно выделить следующие:


мотивы преодоления профессиональных затруднений;

мотивы, направленные на улучшение материального благополучия;

мотивы профессионального признания;

другие мотивы [2].

Занятие самообразованием предусматривает расширение и углубление профессиональных знаний и умений, совершенствование профессионального уровня.

Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания.

Современному человеку самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ, возникающий в профессиональной сфере. У творчески работающего человека возникает потребность в постоянном пополнении знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать процесс, раскрывается творческий потенциал.

Человек, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество профессиональной деятельности.

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт. Одним из показателей профессиональной компетентности человека является его способность к самообразованию, которая проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Человек 21 века – это:


гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

человек, умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

личность, обладающая высокой степенью профессиональной компетентности, должна постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

Успех же самообразования зависит от целого ряда компонентов познавательной деятельности человека, среди которых первостепенными являются:


осознание человеком персональной необходимости в приобретении дополнительных знаний;

обладание человеком необходимым умственным развитием, способностями усматривать проблемы, формулировать их, планировать последовательные шаги поиска ответа;

умение актуализировать знания, способы деятельности, отбирать необходимые для решения вставшей проблемы;

желание решить проблему, а если необходимо, то на переквалификацию и в свете этой задачи познание нового [2].

Понятие «самообразование» обычно рассматривается как готовность к самостоятельному обучению. Думается, что, прежде всего – осознание необходимости повысить свой профессиональный уровень лежит в основе успешной самообразовательной деятельности. Если ты сам захочешь, то найдешь, где и чему будешь учиться. Можно самостоятельно: следить и изучать профессиональную литературу; не выезжая с территории посещать все лекции, в том числе для педагогов, психологов и др.; качественно, а не для галочки, осуществлять мониторинг своей деятельности; участвовать в работе семинаров, для дальнейшего самосовершенствования участвовать в обмене опытом с коллегами [3].

К инновационным формам углубления профессиональных знаний, мотивирующих процесс самообразования и способствующих раскрытию творческого потенциала человека, можно отнести такие виды группового активного обучения, как деловые игры, «круглые столы», разбор проблемных ситуаций, профессиональные тренинги, мастер классы. При их проведении большое внимание уделяется личностным качествам, коммуникативным навыкам, умению самостоятельно работать с источниками информации, анализировать их, выявлять проблему, ставить задачи, выступать перед коллегами и здесь от качественной самостоятельной подготовки к ним зависит как личный успех каждого участника, так и общий результат приобретения новых знаний для всех [4].

Для углубленного коллективного изучения определенной темы и самообразования участников активно используется форма семинара потому, что позволяет участвовать в обсуждении докладов, сообщений; дает возможность увидеть отражение тематики семинара в практическом воплощении через открытые формы занятий.

Особое место в самообразовании уделяется деловым играм. Такие формы предоставляют возможность совершенствования профессиональных навыков, продемонстрировать эрудицию, компетентность, сформировать навыки принятия решений. Основным достоинством их является то, что помимо целевой задачи коллеги могут общаться друг с другом, проявлять активность, фантазию, развивать мыслительные, коммуникативные, психологические качества, необходимые человеку в его профессиональной деятельности.

Ученые доказали, что для поддержания высокой профессиональной компетентности специалисту надо ежедневно прочитывать 1-2 газеты, 1-2 журнала, 100-150 страниц научного текста, 100-150 страниц текста для саморазвития.

Самообразование есть творческая работа по развитию своей личности, расширению эрудиции.

Самообразование являет собой важную составляющую творческо-преобразовательной, духовной деятельности человека, один из механизмов превращения репродуктивной деятельности в продуктивную.

Таким образом, самообразование – необходимое, постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда.

Калугин Ю.Е. Виды самообразования // журнал дополнительное образование // 2-2003

Кривенко, В.А. Самообразование и самовоспитание как основа успешности педагога и учащегося гимназии // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2007. – №1

Самсонов Ю.А. Основы управления образованием самообразованием руководящих работников школ // Образование в современной школе. – 2007. – №7

Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., 1985

Большая Советская Энциклопедия

Похожие статьи

Самообразование как основа развития успешной.

самообразование, знание, современный человек, профессиональная деятельность, умение, мотив, самостоятельная работа, многогранность интересов, информационное общество, профессиональный уровень.

Самообразование как источник индивидуального роста.

Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог, который постоянно совершенствует свои знания и умения, занимается самообразованием, обладает многогранностью интересов.

Профессиональное самообразование педагога

Профессиональное самообразование педагога. Автор: Клименко Любовь Нардаевна. Рубрика: 8. Педагогическая психология.

Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой.

Готовность к самообразованию как ключевое личностное.

самостоятельная работа, самообразовательная деятельность, ученик, познавательная активность, знание

Думается, что, прежде всего – осознание необходимости повысить свой профессиональный уровень лежит в основе успешной самообразовательной деятельности.

Самообразовательная деятельность современного учителя

Теоретические основы для разработки проблем самообразовательной деятельности учителя были заложены в работах Е. Н. Волконского, Н

Шаронова В. Б. Самообразование будущего учителя как важный компонент повышения уровня его профессиональной готовности: Дис.

Самообразование – необходимость современного общества

непрерывное образование, информационное общество, знание, самообразование, процесс, образование, рынок труда, навык, современное общество, умение.

Самообразование — это важнейший признак качества.

Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно.

Готовность студентов к самообразованию в ракурсе.

Уровень самообразовательной деятельности зависит от уровня владения студентами познавательными умениями.

3.) Развитие навыка самостоятельного овладения знаниями и умениями при использовании различных источников и в разных формах самообразования.

Перспективы реализации компетентностного подхода в образовании

В современном обществе происходят изменения на экономическом, социальном, культурном уровнях.

От человека требуются умения ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания.

Источник

Читайте также:  С какого момента начисляется амортизация линейным способом
Оцените статью
Разные способы