Самообразование, как форма повышения квалификации педагога.
статья
Самообразование – совершенствование педагогом его профессиональных знаний и умений, приобретение новых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №165» г. Магнитогорска
Ковальчук Валерия Эдуардовна
Самообразование, как форма повышения квалификации педагога.
Сегодня одна из важных характеристик профессиональной компетентности педагога – это его потребность в самообразовании, стремление к профессиональному росту. Осознание собственного несовершенства в профессиональной деятельности – хороший стимул, чтобы углубить знания в педагогике и овладеть новыми методиками учебно-воспитательного процесса. Посмотрим, из каких компонентов состоит деятельность педагога по самообразованию, и какими способами можно повышать профессиональный уровень.
Профессия педагог очень важна, ведь он отвечает за жизнь и развитие детей. Педагог, который уважает себя, всегда будет стремиться быть компетентной, профессиональной личностью, интересной для детей и родителей. Современный педагог – тот, кто внимательно выслушает ребенка, постарается найти ответы на все его вопросы, создаст педагогические условия для его всестороннего творческого развития и будет увлеченно этим заниматься. Для того чтобы стать именно таким педагогом, нужно позаботиться о своих интеллектуальных и педагогических способностей. Достичь цели можно, если заниматься самообразованием.
Самообразование – совершенствование педагогом его профессиональных знаний и умений, приобретение новых.
Основные направления самообразования педагога:
— ознакомление с новой документацией по ведению педагогической деятельности в учреждении;
— исследование новой научно-методической литературы;
— изучение актуальных достижений педагогической науки, а также возрастной психологии и физиологии;
— ознакомление с новейшими программами и педагогическими технологиями;
— знакомство с передовым опытом учреждений;
— совершенствование общего уровня развития.
План работы по самообразованию педагога – это обязательная часть организации деятельности по профессиональному развитию. Многие не любят составлять планы, считая их пустой работой. План помогает организовать будущую деятельность правильно, систематизировать ее, наметить перспективы. План работы по самообразованию представляет собой программу методической деятельности на учебный год.
При составлении плана работы по самообразованию педагога нужно обратить внимание на следующее:
1.выбирая ту или иную тему, нужно обосновать свой выбор, руководствуясь актуальностью.
2.следует показать взаимосвязь выбранной темы с целями и задачами современной системы дошкольного воспитания.
3.нужно осветить результаты предварительной работы педагога.
4.выбирая тему самообразования, точно указать, на каких программах и методиках она основана.
5.нужно помнить о том, что теория должна быть применима на практике.
6.необходимо обосновать выбор форм взаимодействия педагога с дошкольниками.
7.в рамках темы следует запланировать проведение диагностики.
8.в плане самообразования нужно описать собственные методические разработки.
9.нужно запланировать анализ полученных результатов.
10.наметить перспективы педагогической деятельности.
Темы по самостоятельному образованию. Тему может дать методист, а модно выбрать ее самому. В последнем случае нужно определиться, в каком направлении вы планируете развиваться как педагог.
Выбирать тему самообразования можно, выбрав один из вариантов:
-Каждый учебный год новая тема.
-Обширная тема на несколько лет.
Тема должна быть нужной и перспективной в сфере образования детей. целесообразно рекомендовать тематику для самообразования педагогов с ученом их опыта и педагогического стажа.
-Ценности личностно-ориентированного подхода в образовании.
-Развитие педагогического мастерства.
-Формирование педагогических умений и способностей.
Педагогам с опытом работы более 5лет:
-Проектирование учебно-воспитательного процесса в учреждении.
-Развитие умений анализа научно-методической литературы, применения теоретических знаний на практике, применение творческого подхода.
Организация образовательного процесса. Новые знания педагог может получать разными способами. Хорошо, если учреждения направляет на курсы в институт. Результативна собственная система повышения квалификации педагога, функционирующая в виде регулярного обучения педагога на базе учреждения. Но без личного желания достигнуть профессиональных высот, никакая деятельность не будет максимально эффективна. Чтобы стать хорошим педагогом, нужно хотеть им стать.
Советы педагогам, занимающимся самообучением:
1.Изучая какой-то вопрос, исследуйте несколько источников, а не один. Такой метод учить вырабатывать свое мнение.
2.Учитесь работать с библиотечными каталогами, а так же правильно формировать поисковый запрос при работе с интернетом. Это сохранит время и поможет точно находить нужный литературный источник.
3.Научитесь работать с информацией: собирать, накапливать, сохранять факты, аргументы, результаты. Это пригодится при подготовке к участию в семинаре или педсовете.
4.Будтье открыты к инновациям в образовании. Создавайте компьютерные презентации и видеоролики, представляйте свои наработки.
5.Делитесь опытом с коллегами, и тогда заслужите репутацию флагмана в образовании.
Самообразование педагога – это не только ведение тетрадей, составление докладов, папок и стендов. Организовывайте самообразование правильно, и это станет стимулом и для развития личности, и для повышения профессиональной педагогической компетентности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Самообразование педагогов – одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ».
Консультация: « Самообразование педагогов – одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ».
Организация методической недели в ДОУ как форма повышения квалификации педагогов
В данной разработке представлен опыт работы старшего воспитателя по организации и проведению методической недели в ДОУ.
Вебинар — одна из инновационных форм повышения квалификации педагога.
Вебинары или онлайн — семинары стали очень популярны. Это связано с тем, что вебинар даёт возможность каждому педагогу повысить свою квалификацию, экономя время и деньги. Зайдя на сайт вебинаров.
Внутрифирменное повышение квалификации педагогов ДОО: содержание, формы, результаты
СЛАЙД 1: ВНУТРИФИРМЕННОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В ДОО:СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ Ищенко Инна Юрьевна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №.
Доклад «Самообразование в системе повышения квалификации педагогов»
Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образ.
Консультация для педагогов. Тема: Мастер-класс, как форма повышения квалификации педагогов ДОУ.
Цель: повышение компетенций педагогов в условиях использования в своей работе мастер-класса. Задачи: 1. Уточнить знания педагогов о назначении, структуре и технологии проведения мастер-класса. 2. С.
«САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ВАЖНАЯ ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА ГБДОУ»
laquo;..Я чувствую себя вправе сказать: «Да здравствует самообразование во всех областях. » Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Вся.
Источник
Самообразование — одна из форм повышения квалификации педагогов
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ САМООБРАЗОВАНИЯ
Самообразование — одна из форм повышения квалификации педагогов, самостоятельное систематическое обучение.
Выбор темы по самообразованию определяется потребностью для учителя, для УО, уровнем владения учителем научно-теоретической подготовки и практическими умениями и навыками, необходимыми в педагогической деятельности, знанием учителем основ преподаваемого предмета, вопросов психологии, дидактики, теории воспитания, соответствием содержания образования уровню подготовки учителя, а также анализом, выводами контроля за деятельностью педагога.
Важнейшими направлениями в самообразовании могут быть:
изучение новых программ и учебников, методических пособий по предмету и смежным дисциплинам, уяснение их особенностей и требований;
изучение дополнительного научного материала;
проведение самостоятельной работы по решению задач, организация лабораторных и практических работ, опытов и упражнений;
самостоятельная разработка методических материалов различного уровня и характера;
изучение практического опыта других учителей;
изучение методической и общепедагогической литературы.
Документация по самообразованию
Индивидуальный план по самообразованию.
Технологическая карта учителя.
План методической работы учителя.
Формы отчётности по самообразованию
открытый урок по новой технологии или его видеозапись;
педагогический опыт по теме самообразования (приёмы и методы работы, методические рекомендации к ним, особенности содержания учебного материала) с соответствующими приложениями(раздаточными и дидактическими материалами, работами учащихся),
реферат по теме самообразования (подборка из статей, монографий, книг, оформленная в связный текст, о приёмах, методах и содержании учебного материала, описанных в литературе). В реферате указывается список использованной литературы;
аннотированный список литературы по теме самообразования (название статьи, книги и т.д., краткая аннотация из 10-12 предложений о содержании);
выступление на педагогических чтениях, заседаниях МО.
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить.» А. Дистервег
Совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.
В основе самообразования — интерес занимающегося в сочетании с самостоятельным изучением материала.
Если процесс образования:
1. Осуществляется добровольно;
2. Осуществляется сознательно;
3. Планируется, управляется и контролируется самим человеком;
4. Необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков, то речь идет о самообразовании.
Самообразование педагога – это необходимое условие его профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Причем он должен иметь знания в различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога. Однако, как бы ни были высоки способности человека к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике должным образом. Причины – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др., т.е. отсутствие потребности.
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть психологией, педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков он не может эффективно учить и воспитывать. Попробуем перечислить основные направления, в которых педагог должен совершенствоваться и заниматься самообразованием:
• психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)
• психологическое (общение, искусство влияния, лидерские качества)
• методическое (педагог. технологии, формы, методы и приемы)
Суть процесса самообразования заключается в том, что педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.
Каковы же эти источники знаний, и где их искать?
• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
• Видео, аудио информация на различных носителях
• Семинары и конференции
• Мероприятия по обмену опытом
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы:
В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации и др.
Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.
Что для этого необходимо делать?
Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения.
• Посещать мероприятия коллег и участвовать в обмене опытом.
• Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
Теперь сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту педагога:
• Чтение конкретных педагогических периодических изданий
• Чтение методической, педагогической и предметной литературы
• Посещение семинаров, тренингов, конференций, мероприятий
• Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
• Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег
• Организация кружковой и внеклассной деятельности
• Изучение информационно-компьютерных технологий
На основании этого каждый педагог составляет личный план самообразования для профессионального роста.
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе?
• разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования
• разработка новых форм, методов и приемов обучения
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
• выработка методических рекомендаций по применению новой технологии
• разработка и проведение открытых мероприятий по собственным темам самообразования
• проведение тренингов, семинаров, конференций , мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)
Продуктивность процесса самообразования:
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
• В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
• Педагог понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, а следовательно, является открытым для изменений.
• Педагог обладает развитой способностью к рефлексии (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов).
• Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
• Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Организация процесса самообразования
Тема, над которой работает учитель.
В начале каждого учебного года все педагоги выбирают тему самообразования и фиксируют ее в планах методического объединения. Возможных вариантов тем огромное количество, но любая тема должна быть направлена на повышение эффективности воспитательной работы, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ.
решаемые при работе
над темой самообразования (образец):
изучить приёмы организации самостоятельной работы, имеющиеся в литературе, в опыте учителя;
отобрать те из них, которые наиболее эффективны в условиях лицея при работе с учащимися, с учётом имеющегося педагогического опыта учителя;
апробировать отобранные приёмы в учебно-воспитательном процессе;
отобрать те приёмы, которые Вами реализуются особенно успешно;
оформить выводы, заключение о методических особенностях, месте в системе уроков, технологии их применения;
Этапы проработки материала (образец):
Отбор литературы — сентябрь
Изучение литературы -октябрь-ноябрь
Посещение уроков у коллег
с целью изучения пед.опыта -декабрь-январь
Обработка полученного материала -январь
Апробация полученных результатов
на своих уроках и их дальнейшая коррекция февраль-апрель
Оформление материалов(реферат, доклад, открытое
мероприятие и т.д. –апрель
Отчёт по самообразованию -май
Цель: выявить готовность педагога к работе на самоконтроле
Интересна ли Вам Ваша работа?
Знаете ли Вы цели работы ДДТ? Назовите их. Заинтересованы ли Вы в них лично и что делаете для их реализации?
Какие нерешённые проблемы в своей педагогической деятельности Вы видите?
Считаете ли Вы, что Вам нужно добиваться лучших результатов, чем те, которых Вы достигли? Что Вы для этого делаете?
Считаете ли Вы справедливым, если руководство ДДТ не будет вмешиваться в Вашу работу, но при этом будет снижать или повышать оплату труда в зависимости от результатов Вашей работы и освоения новых способов их достижения?
У Вас сложился следующий стиль работы (укажите один):
Вы в основном используете готовые методические рекомендации;
Вы опираетесь на методические рекомендации, но корректируете их с учётом своего опыта и условий работы;
Вы критически анализируете методические рекомендации, педагогический опыт коллег и опираетесь на анализ своей деятельности, делая окончательный выбор;
Вы постоянно вносите коррективы в свою работу, стремясь к её совершенствованию.
Имеются ли у Вас общепринятые положительные результаты Вашей педагогической деятельности?
Считаете ли Вы, что контроль за Вашей работой в лицее излишен?
Источник