Самонаблюдение как способ самопознания личности

Самонаблюдение и самоанализ как методы самопознания

Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.

Самонаблюдениеосуществляется путём наблюдения за собой, своим поведением, событиями внутреннего мира. Самонаблюдение бывает попутным, малоосознанным и целенаправленным. Мы что-то делаем, общаемся, отдыхаем и как бы одновременно наблюдаем за собой, осуществляем самоконтроль. Как только поведение выходит за рамки норматива, установленного другими или нами самими, мы вносим в него коррективы. В ходе нецеленаправленного самонаблюдения тем не менее осуществляется процесс накопления фактов, некоторые из них в силу значимости или повторяемости становятся объектом нашего сознания, т.е. обнаруживаются, фиксируются, подвергаются анализу. Целенаправленное самонаблюдение имеет место тогда, когда мы ставим цель обнаружить и зафиксировать в себе проявление того или иного качества, свойства личности, поведенческой характеристики. Для этого нередко человек намеренно ставит себя в соответствующие ситуации или даже сам создает их, проводя над собой своеобразный эксперимент. Хорошие возможности для такого экспериментирования создают специально организованные психологические тренинги, позволяющие обнаружить и зафиксировать в себе определенные свойства и качества.

Самоанализ — то, что обнаруживается с помощью самонаблюдения, подвергается анализу, в ходе которого какая-либо черта личности или поведенческая характеристика разделяется на составляющие её части, устанавливаются причинно-следственные связи, человек размышляет о себе, о данном конкретном качестве. Сравнение себя с некоторой «меркой». Слова «мерка» и «шкала» — это условные понятия, однако они позволяют достаточно точно передать суть данного способа. Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми, или с идеалами, или с принятыми нормативами. Прием сравнения дает возможность выстроить самооценку как важный компонент самопознания.

2. Составляющие психологического портрета.

Темперамент

Темперамент —(от лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) – индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его поведения и психических процессов. Является нервной структурой человека, заложенной от рождения. В первую очередь темперамент проявляется во впечатлительности, то есть в силе и устойчивости переживания, которое возникает у человека. Выражением, «практическим выходом» темперамента является импульсивность. Темперамент преобразуется в процессе формирования характера, а свойства темперамента переходят в черты характера.

Выделяют четыре вида темперамента и присущие им черты:

· Меланхолический темперамент –сильная впечатлительность и малая импульсивность;

· Сангвинический темперамент –слабая впечатлительность и сильная импульсивность;

· Флегматический темперамент –слабая впечатлительность и малая импульсивность;

· Холерический темперамент –сильная впечатлительность и сильная импульсивность.

Для определения типа темперамента испытуемым была пройдена следующая самодиагностика — «Личностный опросник Г. Айзенка».

По тесту мы выявили такие результаты:

· Шкала экстраверсии-интроверсии – 14

· Шкала нейротизма – 18

Обработав результат испытуемого, был выявлен тип темперамента – холерик. Шкала экстраверсии-интроверсии показала средний результат, по которому можно сказать, что испытуемый деятельный, активный, общительный человек, легко вступающий и поддерживающий межличностные контакты. Хорошо разбирается в людях, прогнозирует их реакции и поведение. Он отзывчив, импульсивен, жизнерадостен. Не любит «уединения» испытывает тягу к новым впечатлениям, риску. Его характеризует хорошая приспособляемость к среде, открытость в чувствах. Бывает несдержанным, ненадежным в общении, не всегда обязателен, склонен к неоднозначным формам реагирования.

Высокий уровень нейротизма означает, что испытуемый эмоционально неустойчив, характеризуюется неуравновешенностью нервно-психических процессов, а также лабильностью вегетативной нервной системы. Поэтому он легко возбудим, для него характерны резкие колебания настроения, чувствительность, обидчивость, а также тревожность, нерешительность, медлительность и мнительность.

Характер

Для того чтобы выявить особенности характера личности, респондентом была проведена следующая самодиагностика «Тест Леонгарда».

Читайте также:  Гражданское право обязательства способы обеспечения исполнения обязательств

Акцентуация характера по каждому типу диагностируется в случае превышения 12-балльного уровня.

Акцентуированные личности не являются психопатологическими, они просто характеризуются выделением ярких черт характера.

В ходе проведения самодиагностики были выявлены следующие результаты:

Гипертимы 15 баллов
Возбудимые 12 баллов
Эмотивные 21 балл
Педантичные 6 баллов
Тревожные 9 баллов
Циклотимные 24 балла
Демонстративные 20 баллов
Неуравновешенные 21 балл
Дистимные 9 баллов
Экзальтированные 18 баллов

Гипертимический тип. Практически всегда веселое, приподнятое настроение, активный, в тонусе. Обладает неустойчивыми интересами, общителен. Легко осваивается в новой обстановке. Переоценивает свои возможности, оптимистичен, обладает неплохой самооценкой.

Возбудимый тип. Повышенная раздражительность, несдержанность, возможны льстивость и услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует.

Эмотивный тип (ярко выражен). Чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение.

Циклотимический тип (максимально выражен). Смена гипертимических и дистимных фаз поведения. Общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности).

Демонстративный тип (ярко выражен). Выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках.

Неуравновешенный тип (ярко выражен). Основная черта этого типа — чрезмерная стойкость эмоций, сочетающаяся со склонностью к формированию сверхценных идей.

Экзальтированный тип (лабильный). Лицам этого типа свойственен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных. Очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость.

Способности

Испытуемым был пройден тест «Определение общих способностей» Г.Айзенка.

Пройдя тест и подсчитав количество правильных ответов, была произведена оценка результатов с помощью графика.

Испытуемый правильно ответил на 18 вопросов, следовательно, коэффициент интеллектуальности испытуемого является высоким и равен 120.

Можно сделать вывод, что у испытуемого хорошо развиты умственные способности и интеллект.

Направленность

Испытуемым была пройдена методика диагностики направленности личности Б. Басса. Результаты выявили, что респонденту присуще направленность на себя и на дело в гораздо большей степени, чем направленность на общение. Можно сказать, что испытуемый не нуждается в особом общении, готов выполнять много работы, не задумываясь о силах потраченных на нее.

Эмоциональность

Испытуемым были проведены такие самодиагностики, как «Самодиагностика эмоционального выгорания по Бойко».

По результатам самодиагностики выявлено: испытуемый обладает сформировавшейся фазой резистенции. Он ограждает себя от внешних факторов, дабы защитить свой внутренний мир. Имеет ярко выраженные симптомы, как неадекватное реагирование, переживание обстоятельств и редукция проф. обязанностей. Что означает: респондент пытается облегчить себе работу (учебу).

Волевые качества

Испытуемым была пройдена самодиагностика эмоционального интеллекта по Холлу.

По результатам теста было выявлено:

— Высокий уровень EQ по шкалам:

· Эмоциональная осведомленность (34б);

· Управление эмоциями других (31б).

— Средний уровень EQ по шкале:

— Низкий уровень EQ по шкале:

· Управление своими эмоциями (23б).

По данным результатам, мы можем сказать, что испытуемый имеет способности к управлению своим поведением, независимо от внешних обстоятельств, способен утешать, сопереживать и веселить других людей. Хорошо осведомлен о своем эмоциональном состоянии, помимо своего так же понимает состояние окружающих его людей.

Самооценка

Испытуемым был пройден самоанализ на выявление самооценки.

По результатам пройденного самоанализа, респондент обладает самооценкой «выше среднего», что является адекватной самооценкой. Испытуемый верит в себя и гордится своими достижениями, он знает свои недостатки и стремится стать лучше.

2.8 Карта «Самооценка индивидуальности педагога» (О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк)

Источник

Методы самонаблюдения и самопознания

Наиболее распространенные методы самопознания это: самонаблюдение, самоанализ, сравнение себя с некой «меркой», моделирование собственной личности, осознание противоположностей в каждом качестве и поведенческой характеристике.

Читайте также:  Морфологический способ образования пасынок

Самонаблюдение. Это способ самопознания путем наблюдения за собой, своим поведением, действиями, событиями внутреннего мира. Самонаблюдение бывает попутным малоосознанным и целенаправленным. Как попутное малоосознанное самонаблюдение осуществляется постоянно и тождественно функционированию нашего сознания. Мы что-то делаем, общаемся, отдыхаем и как бы одновременно наблюдаем за собой, осуществляем самоконтроль. Как только поведение выходит за рамки норматива, установленного другими или нами самими, мы вносим в него коррективы. В ходе нецеленаправленного самонаблюдения тем не менее осуществляется процесс накопления фактов, некоторые из них в силу значимости или повторяемости становятся объектом нашего сознания, т.е. обнаруживаются, фиксируются, подвергаются анализу.

Целенаправленное самонаблюдение имеет место тогда, когда мы ставим цель обнаружить и зафиксировать в себе проявление того или иного качества, свойства личности, поведенческой характеристики. Для этого нередко человек намеренно ставит себя в соответствующие ситуации или даже сам создает их, проводя над собой своеобразный эксперимент. Хорошие возможности для такого экспериментирования создают специально организованные психологические тренинги, позволяющие обнаружить и зафиксировать в себе определенные свойства и качества.

Самоанализ. То, что обнаруживается с помощью самонаблюдения, подвергается анализу (расчленению, расщеплению), в ходе которого черта личности или поведенческая характеристика расчленяется на составляющие части, устанавливаются причинно-следственные связи, идет процесс размышления о себе, о данном конкретном качестве.

Сравнение себя с некоторой «меркой». Слова «мерка» и «шкала» — это условные понятия, однако они позволяют достаточно точно передать суть данного способа. Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми, или с идеалами, или с принятыми нормативами. Прием сравнения дает возможность выстроить самооценку как важный компонент самопознания. Такое сравнение осуществляется шкалой, полярными полюсами которой являются противоположности, например: умный — глупый, добрый — злой, справедливый — несправедливый, внимательный — невнимательный, трудолюбивый—ленивый. И мы находим себе место в этой шкале.

Моделирование собственной личности относится уже к довольно специальным методам самопознания, и лучше всего его использовать, опираясь, например, на помощь психолога. Но, к сожалению, общение с психологом доступно далеко не каждому, поэтому элементы самомоделирования можно использовать и самостоятельно.

Простейшим приемом моделирования является, напр., рисование себя: «Я в настоящем», «Я в будущем», «Я как друг», «Я как учащийся» и т.д.

Осознание противоположностей относится к способам, которые применяются на более поздних этапах процесса самопознания, когда та или иная личностная характеристика уже выделена, проанализирована, оценена и дает возможность безболезненно осуществить акты самопринятия. Суть заключается в том, что наша личность в целом, ее отдельные качества одновременно имеют позитивные и негативные стороны. Поэтому самопознание будет неполным, если мы фиксируемся только на одной стороне, воспринимая ее или как безусловно позитивную, или как безусловно негативную.

Источник

Методы самопознания

Всю жизнь человек познает себя. И по мере осмысления самого себя, собственной личности, человек учится лучше понимать себя, свои ценности и цели. Это довольно медленный процесс. Однако самопознание позволяет в итоге обрести внутреннюю гармонию, счастье, не тратить время впустую, а заниматься тем, что действительно дает смысл жизни, ощущать полноту жизни.

Какие методы самопознания существуют?

К методам самопознания относятся:
• самонаблюдение;
• самоанализ;
• сравнение;
• самопринятие.

Каждый этап самопознания помогает раскрывать себя с новой стороны.

Что помогает развиваться? Вот несколько полезных средств:
• самоотчет – дневник или блог, где можно вести записи и анализировать внутренние перемены;
• изучение психологии – это поможет лучше понимать свои поступки и мотивы;
• литература, театр, музыка и кино помогают развивать духовное начало;
• психологические тесты помогают узнать уровень личностного роста и саморазвития;
• различные тренинги и семинары позволяют самосовершенствоваться и узнавать новое о себе;
• медитация – она помогает сконцентрироваться, не отвлекаться и искать ответы внутри себя;
• позитивное мышление – попробовать думать о себе только в позитивном ключе, найти и записать как можно больше своих положительных сторон;
• творчество – оно помогает ощутить свободу, перестать мыслить в определенных рамках, выйти за них. Творчество может быть любым: музыка, рисование, фотография, танцы, шитье, дизайн, актерское искусство. Можно выбрать что угодно;
• астрология, нумерология, духовные практики – не стоит относиться к этому слишком серьезно. Однако все это позволяет больше узнать о своих личностных качествах.

Читайте также:  Способы защиты от подделки документов удостоверяющих личность

Каждый может найти то, что ищет, а способы можно использовать разные.

Самонаблюдение

Это первый шаг. Важно научиться оценивать себя объективно. А для этого следует наблюдать за своим поведением, своими реакциями. Поможет в этом дневник, полезные вопросы, которые надо регулярно задавать себе (о чем я сейчас думаю; или зачем я это делаю; или что я сейчас чувствую).

То есть, следует сосредоточиться на чувствах, мыслях, образах, ощущениях и действиях. Причем, судить и анализировать себя в этот период не надо. Важно лишь увидеть реальную картину, а не то, что хочется увидеть. В этот период все чувства и мысли надо записывать. И желательно делать это подробно.

Самоанализ

Второй шаг – самоанализ. После самонаблюдения приходит время самоанализа. Необходимо размышлять о своем поведении и реакциях. Почему вы поступили так, а не иначе? Что вы при этом чувствовали? Определить причины поступков очень важно.

Если что-то вызывает у вас негативные мысли и эмоции, следует разобраться, почему? Что можно изменить, чтобы больше таких чувств не появлялось? Ведь обида, желание критиковать других и раздражение только ухудшает качество жизни. Важно научиться относиться к другим людям с большим пониманием, осознать, что вы будете себя лучше чувствовать, если не будете постоянно обижаться или раздражаться.

Конечно, надо концентрироваться и на позитивных эмоциях. Что вызывает радость, прилив сил, вдохновение? Это способно сделать жизнь лучше, ярче и интереснее. То есть, стоит уделять больше внимания таким вещам, которые приносят радость.

Сравнение

Можно сравнивать себя вчерашнего с собой сегодняшним. Это очень полезно, помогает увидеть, какие перемены произошли за определенное время, чего вы смогли добиться, от каких вредных привычек избавились и какие полезные приобрели. Даже небольшие шаги вперед и малые успехи – повод гордиться собой и, конечно, стремиться к большему.

Кроме того, можно сравнивать себя с другими людьми. Но это не должно вызывать негатива. Если после такого сравнения вы чувствуете себя никчемным, это непродуктивный способ. А вот если сравнение с другими людьми вдохновляет и заставляет двигаться вперед, стоит рассмотреть этот способ как продуктивный. Например, можно читать биографии известных людей.

Самопринятие

На этом этапе необходимо принять себя таким, каков вы есть. Конечно, это не значит, что нужно прекратить развиваться, совершенствоваться. Но на этом этапе вы понимаете свои цели, стремления, ценности, сильные и слабые стороны. И знаете, куда двигаться дальше.

Тут важно не перейти в самолюбование: я такой, какой есть и все во мне прекрасно. Человеку всегда есть, куда двигаться. Мы постоянно находимся в поиске и при этом способны радоваться каждому моменту жизни, видеть прелесть в мелочах.

Многие люди не знают, в чем их предназначение, в чем смысл их жизни, чем они хотят заниматься. Именно самопознание и саморазвитие поможет в этом. Читайте, анализируйте, путешествуйте, изучайте – все это позволит найти то, к чему вы действительно стремитесь. И стать счастливым, обрести душевное спокойствие.

Источник

Оцените статью
Разные способы