. Системно — деятельностный метод обучения в условиях реализации ФГОС в начальной школе
методическая разработка (1 класс) на тему
Разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Системно — деятельностный метод обучения в условиях реализации ФГОС | 37.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Липицкая СОШ» филиал Краснопутская НОШ
Системно — деятельностный метод обучения в условиях реализации ФГОС в начальной школе
Приготовила : Родина Наталья Михайловна, учитель начальных классов.
«Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей»
В настоящий момент мы много говорим о проблемах школы.
Российские школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира:
-в умении работать с информацией;
-в умении решать практические, социально — и личностно — значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения;
-в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт.
По требованию новых стандартов полученные знания не должны лежать мёртвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребёнок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни. На уроках сейчас основное внимание должно уделяться развитию видов деятельности ребёнка, выполнению проектных, исследовательских работ. Новые образовательные стандарты также предполагают, что ученик должен черпать знания не только из общеобразовательных предметов, но и из произведений искусства, духовной культуры и фольклора России, истории и традиций страны, а также периодической печати, публикаций, радио, телепередач и интернета.
В связи с этим введение нового образовательного стандарта подразумевает изменение роли учителя и ученика на уроке, и методов преподавания.
Внедрение ФГОС нового поколения связано с использованием нового методологического подхода в обучении и воспитании учащихся стимулирующем их развитие.
Целью обновляющейся системы российского образования является развитие личности (РЛ) на основе освоения универсальных способов деятельности.
Новая цель достигается организационно — дидактическим и психологическим переустройством педагогических процессов
- Новыми принципами обучения (деятельностного обучения)
- Новыми методами обучения (посредством решения системы учебных задач)
- Новым методом учения (исследовательский)
- Новыми формами обучения (групповая и в парах)
- Обновлённой системой обучения (классно-урочная система, дополненная лабораторно-исследовательской)
И самым подходящим и возможно результативным подходом в обучении, соответствующем требованиям ФГОС является деятельностный метод, используя который, мы и работаем.
Именно система деятельностного метода даёт комплексный ответ на вопрос о том, как обеспечить высокую результативность в реализации ФГОС. Суть деятельностного метода—учащиеся не получают знания готовыми, а сами достигают поставленных целей в процессе собственной учебной деятельности.
Новая система дидактических принципов:
- Принцип деятельности (учащиеся не получают знания готовыми, а сами достигают поставленных целей)
Познавательный интерес, который заложен в учениках надо постоянно развивать.
Ученик—это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь.
- Принцип психологической комфортности (создание доброжелательной атмосферы, основанной на реализации идей педагогики сотрудничества)
Основная идея: оценка всегда идёт на положительный результат (ситуация успеха). Важно зафиксировать ребёнка на положительном результате, похвалить его — тем самым мы повысим мотивацию: мне это надо, я это смогу)
Продолжение в старшем звене.
- Принцип минимакса (в современный учебник включено максимальное количество заданий, разнообразие д/з)
- Принцип вариативности (выбор программ, учебников).
Именно деятельностный метод включает человека в активную деятельность.
Значение деятельности и реализации деятельностного подхода в обучении коротко можно объяснить на примере следующей фразы
«Я слышу – я забываю,
Я вижу – я запоминаю,
Я делаю – я понимаю!»
При использовании деятельностного метода:
- Обеспечивается психологически комфортное состояние преподавателя и учащихся.
- Снижается количество конфликтных ситуаций на занятиях.
- Повышается общекультурная подготовка учащихся, создаются условия для формирования человека знающего, коммуникабельного, творческого, рефлексирующего, способного к саморазвитию.
Как пример привести работу в 3 классе (дисциплина)
Теорию по ДМ можно найти везде: и в интернете, и на курсах, в печатных изданиях. А я учитель-практик. Уже третий год работаю по внедрению ФГОС.
Хорошей подготовкой в работе нашей школы по деятельностному методу обучения послужила адаптивная система обучения, по которой наша школа работала до внедрения ФГОС. Мы уже тогда использовали на уроках работу в парах, группах, составляли карточки для самопроверки. Работу в парах в нашей школе организовать намного легче, чем работу в группах, так как наполняемость классов сельской школы малочисленна. Работать одновременно приходится сразу в двух классах. Здесь хорошей опорой является именно деятельностный метод обучения, при котором учащиеся проявляют максимум самостоятельности.
В деятельностном методе обучения выделяют 4 типа уроков:
-УОНЗ (построение нового элемента системы и установление первичной связи),
-Рефлексии (применение нового элемента в соответствии с установленной нормой и коррекция),
-Систематизации знаний (установление связей между новым и исходными элементами системы),
-Развивающего контроля (контроль деятельности всей системы)
Наша школа работает по комплекту «Школа России», в котором практически каждый урок является уроком открытия нового знания. Учебники построены так, что весь необходимый материал имеется.
Но не смотря на это, от учителя требуется очень большая подготовка к уроку (продумать этап мотивации, задания для этапа актуализации, подготовить алгоритмы для выполнения заданий, эталоны для самопроверки с ответами и с полным ходом решения и т.д)
Хочу поделиться опытом работы по применению деятельностного метода обучения на уроках.
Я хочу показать и рассказать вам некоторые моменты урока открытия нового знания на примере урока русского языка в 3 классе, который я давала для учителей нашей школы.
Структура урока открытия нового знания такова:
Начинается каждый урок с мотивации (самоопределения), где происходит включения в учебную деятельность на личностно-значимом уровне — Зачем мы здесь?
Используем пословицы, притчи, высказывания учёных.
Например, «Поставь 100 учителей. Они будут бессильны, если ты сам не будешь требовать от себя» В.А. Сухомлинский
С грамотой вскачь, а без грамоты хоть плачь.
Привлечение сказочных персонажей, например, Незнайка
«Вчера я был в кине, я видел много кенгуров»
Проговариваем качества, необходимые ученикам на уроке:
Делаем два важных шага:
Повторяю, что я знаю и выясняю, что я не знаю (но сам найду способ)
2.Актуализация знаний ( повторяем и обобщаем то, что знаем; встречаем затруднение — осознание потребности к построению нового способа действия)
Повторяются знания необходимые для открытия нового знания
Увидел новое знание — пробует выполнить. Но не уверен, не получается. Не могу вспомнить правила, по которому необходимо работать. Честно сознаётся.
3.Выявление места и причины затруднения
(надо остановиться и подумать, в каком месте вы не смогли справиться или в чём затруднение — не знаем правила, нет эталона)
Важно, чтобы каждый ребёнок проговорил, чего он не смог сделать.
План выхода из затруднения:
- Внимательно прочитай задание.
- Выясни, что требуется выполнить.
- Воспользуйся имеющимися знаниями.
- Если не получается, воспользуйся учебником.
4.Построение проекта выхода из затруднения (постановка цели, выбор способа и средств её реализации)
(чего не хватило, какое знание нужно добыть, что поможет добыть знания. План лучше зафиксировать на доске, работать можно в паре, в группе)
Перед тем как дети начинают работать в парах или в группах обязательно повторяется правила работы в паре, группе.
Правила работы в группе:
- Работает каждый на общий результат.
- Один говорит, другие слушают.
- Своё несогласие высказывай вежливо.
- Если не понял, переспроси.
5.Реализация построенного проекта
(построение и фиксация нового знания: мозговой штурм в группе, эталон, решение задачи, вызвавшей затруднение)
Эталон — инструмент для решения задач данного вида
Требования к эталону:
- Должен быть грамотным (без ошибок)
- Сконструирован учащимися на уроке — хорошо им знаком и понятен.
6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (применение нового знания в типовых заданиях
Пока каждый не проговорит, он не поймёт (в паре, в группе).
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (самопроверка применять новое знание в типовых условиях)
Необходима ситуация успеха (похвалить всех: молодцы — справились, молодцы сознались. Нашли ошибку, исправили)
8.Включение в систему знаний и повторение (связь нового с ранее изученным или задание на пропедевтику)
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы, осознание метода построения нового знания)
-Карточки (фигурки) разных цветов
-Смайлики с разными выражениями лица
На протяжении всего урока дети работают с использованием ручек зелёного цвета, для определения какие темы западают, что необходимо повторить (на полях тетради или на листках проставляют +,?). На уроках создаётся ситуация успеха. Ребёнок не боится того, что ему поставят двойку. На таких уроках только положительные отметки.
Для эталонов используются детьми небольшие альбомы, в которые помещаются выведенные эталоны самими учащимися.
Дети работают самостоятельно (затруднение, выход из затруднения, составление эталонов, с/р, самопроверка, с/р по эталону и т.д.), а учитель помогает и организует работу учащихся. Одним словом, учащиеся самостоятельно добывают знания.
ДМ мы применяем и во внеурочной деятельности. В нашей школе уже третий год проводится кружок краеведения, в котором в прошлом году приняли участие все учащиеся начальных классов. Ребята выполняли долгосрочные проекты по темам: «Моя бабушка», «Мой дедушка». Очень интересный проект был подготовлен учащийся 4 класса «Генеалогическое древо. Имена, которыми я горжусь».
Из всего вышеизложенного я для себя сделала вывод:
1. Наиболее приемлемым методом обучения в современном мире современных детей является деятельностный метод.
2. То, что ты сделал сам, не забудется никогда.
3. В процессе обучения учащиеся сами учатся добывать знания, используя различные источники информации.
4. Обеспечивается интенсивный процесс общения между всеми субъектами учебного процесса.
5. Активизируется процесс формирования лучших нравственных качеств.
Источник
Формы и методы обучения по ФГОС
ФГОС несколько изменил вектор обучения, так как приоритетная роль теперь отводится деятельности учащихся. Какие же формы и методы предлагают методисты для построения уроков в контексте ФГОС?
Многие путают термины «методы» и «приемы», употребляя их как синонимы. Между тем, метод — это способ совместной деятельности учителя и ученика. Прием — лишь составная часть метода, разовое действие, шаг реализации метода.
Форма урока — это формат, в котором построен весь урок. В структуре ФГОС предложена новая классификация типов уроков, а формы проведения выбираются свободно.
Типы уроков по ФГОС
- Тип «урок усвоения новых знаний».
- Тип «урок комплексного применения ЗУН (урок-закрепление)».
- Тип «урок актуализации знания и умений (урок-повторение).
- Тип «урок обобщения и систематизации».
- Тип «урок контрольного учета и оценки ЗУН».
- Тип «урок коррекции ЗУН».
- Тип «комбинированный урок» — может сочетать в себе несколько типов уроков, соответственно — и форм проведения.
Классификация форм уроков
- Уроки в форме соревнований и игр: КВН, викторина, турнир, дуэль.
- Уроки на основе нетрадиционной подачи материала: урок-откровение, урок-дублер, урок мудрости, творческий отчет.
- Уроки, напоминающие по форме публичные выступления: конференция, семинар, брифинг, аукцион, дискуссия, репортаж, интервью, панорама, телемост, диспут.
- Уроки, имитирующие деятельность: деловые игры, урок-следствие, ученый совет, суд.
- Уроки в форме мероприятий: экскурсии, путешествия, прогулки, ролевые игры.
- Уроки-фантазии: сказка, спектакль, сюрприз.
- Интегрированные уроки.
Каждую форму урока можно интерпретировать для любого типа урока по ФГОС. Четких правил нет, и все зависит от фантазии учителя и от поставленных целей для конкретного урока.
Классификация методов
В методике приводится следующая классификация методов обучения:
- Пассивные: когда учитель доминирует, а учащиеся — пассивны. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках обучающего типа. Самый распространенный прием пассивных методов — лекция.
- Активные (АМО). Здесь учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик.
- Интерактивные (ИМО) — наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Вектор: учитель = ученик = ученик.
- Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.
- Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.
- Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).
- Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.
- Эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.
- Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.
- Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором.
Выбор метода зависит от многих условий:
- цели обучения;
- уровня подготовленности учащихся;
- возраста учащихся;
- времени, отведенного на изучение материала;
- оснащенности школы;
- теоретической и практической подготовленности учителя.
Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике.
Об авторе: Шутова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы.
Источник