Сакрализация верховного правителя как способ легитимации

Сакрализация правителя как способ легитимации верховной власти (на примере культа фараона)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 22:06, доклад

Краткое описание

Цель: Рассказать о культе фараона как о способе легитимации власти.
Задачи:
1. Объяснить значение терминов
2. Изложить суть культа фараона
3. Сделать выводы о результативности такого способа легитимации

Содержание

1) Понятие легитимности и легитимации верховной власти и их виды
2) Понятие сакрализации
3) Суть культа фараона
4) Как сакрализация фараона способствовала легитимации власти?

Прикрепленные файлы: 1 файл

Сакрализация правителя как способ легитимации верховной власти.docx

Сакрализация правителя как способ легитимации верховной власти (на примере культа фараона)

  1. Понятие легитимности и легитимации верховной власти и их виды
  2. Понятие сакрализации
  3. Суть культа фараона
  4. Как сакрализация фараона способствовала легитимации власти?

Цель: Рассказать о культе фараона как о способе легитимации власти.

    1. Объяснить значение терминов
    2. Изложить суть культа фараона
    3. Сделать выводы о результативности такого способа легитимации

Во все времена и во всех государствах власть старалась так или иначе обеспечить себя поддержкой населения. Для этого в разные времена служили разные способы. В древнее время наиболее распространенным способом обеспечения такой поддержки было обожествление фараона.

Понятие легитимности и легитимации верховной власти

Легитимность (от лат. legitimu s — согласный с законами, законный, правомерный) — согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение. Нельзя не отметить, что легитимность является понятием политическим, социально-психологическим, но не юридическим термином.

Соответственно, легитимация власти – это обеспечение властью собственной поддержки населением.

(от лат. sacro — освящать, объявлять священным) — превращение в священное, наделение сакральным смыслом объектов и событий внешнего мира, а также мысленных образов, сценариев, невербальных символов, действий, слов и т.д., обеспечившее формирование у первобытных популяций рудиментных, древнейших форм осознанного миропонимания. Истоки С. коренятся в вере в сверхъестественное. По-видимому, с первым примитивным культом неандертальцев (культом черепа) зародились и какие-то рудименты «социального сознания» и культуры.

Суть культа фараона

В Древнем Египте существовало два типа культа фараона: заупокойный, то есть культ уже умершего фараона и его предшественников и культ царствующего фараона, то есть на данный момент живого.

Заупокойный культ фараона

Заключался и проявлялся в многих аспектах, я расскажу об основных:

    1. Поскольку гробница считалась посмертным домом усопшего, гробницами фараонов служили пирамиды.
    2. В основе всего культа, лежало суждение о том, что умерший после смерти продолжает жизнь аналогичную земной, поэтому главной частью культа было обеспечение фараона всеми жизненными благами.
    3. Каждый посетитель некрополя должен был позаботится о соблюдении так называемой «ритуальной чистоты» для этого он обязан был соблюдать определенный правила.

Культ царствующего фараона

    1. Том, что согласно учению жрецов фараон считался воплощением божественного существа в природном облике, то есть обладал и божественной и человеческой природой.
    2. Как любое божество фараон имел свой храм штат жрецов и получал жертвоприношения от населения.
    3. В руках фараона находилась абсолютно вся власть: государственная, дворцовая и религиозная.

Как сакрализация фараона способствовала легитимации власти?

Сакрализация фараона, как я уже сказал, заключалась в приравнивание его к богам и объединении его с ними, а следовательно несогласие с фараоном являлось автоматически несогласием с богами и вызывало на несогласного проклятия при жизни и после смерти. В Египте существовало вполне объяснимое для того времени суждение о том, что такую власть фараону могли дать только боги, и соответственно фараон считался идеальным правителем, ведь боги не могли допустить ошибку при выборе своего представителя. Все это обеспечивало полную поддержку власти фараона всем населением: начиная от простых крестьян и заканчивая знатными вельможами. И что характерно, в Древнем Египте чрезвычайно редко выражалось несогласие с фараоном и его действиями, то есть такой способ легитимации власти был весьма успешен для своего времени.

Читайте также:  Пробороздили глину способ связи

В заключение, я хотел бы отметить, что на мой взгляд, такой способ легитимации верховной власти, был уместен в свое время и имел высокую результативность, несмотря на то, что был очень примитивен. Он не имел под собой никаких фактов и доказательств подтверждающих теорию о божественном происхождение фараона и держался исключительно на непросвещенности людей и их вере в сверхъестественное. Так же, нельзя не отметить, что религия того времени была всеобщей, то есть среди египтян не было людей, отрицающих эту религию, что тоже сыграло не маловажную роль в легитимации власти таким способом.

Источник

Сакрализация верховного правителя как способ легитимации

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 278 526
  • КНИГИ 658 083
  • СЕРИИ 25 236
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 614 356

Двухтомник, предлагаемый вниманию читателя, – это дополненный и переработанный курс лекций, читавшийся на протяжении многих лет студентам-востоковедам МГИМО и ИСАА при МГУ. В том, что при издании учебника курс лекций подлежит серьезной переработке, нет ничего удивительного. Так всегда было и всегда будет. Важнее обратить внимание на то, что этот курс существенно дополнен, в результате чего вместо лекций по древнему и средневековому Востоку – историческому периоду, в пределах которого (более древности, нежели средневековья) автор мог бы ощущать себя достаточно компетентным специалистом, – появился учебник по истории Востока с ее начала и до сегодняшнего дня. Все произошло далеко не случайно. Во-первых, на рубеже 80—90-х годов XX в. в нашей стране, переживавшей бурные дни революционных перемен, стал остро ощущаться дефицит учебников по истории. Разумеется, учебников в принципе хватало, их было даже в избытке. Но беда в том, что все они безнадежно устарели, ибо были написаны под жестким воздействием марксистской идеологической схемы, хорошо известной каждому из пособий по истмату. Возникла объективная потребность в новом поколении учебников, которые были бы свободны от предвзятых суждений и соответствовали бы как современному уровню развития мировой исторической науки, так и уже давно достигнутому в мире высокому стандарту историософского осмысления истории. Во-вторых, разрабатывавшаяся автором данного учебника еще в 60—80-х годах весьма спорная, с точки зрения марксистских ортодоксов того времени, схема истории Востока, которая для противостояния привычным истматовским стандартам должна была опираться на самого Маркса (имеется в виду концепция так называемого «азиатского» способа производства), еще в то время настоятельно требовала внимания не только к древности и средневековью, но и ко всей истории Востока, столь отличного по многим параметрам от Запада. Наконец, в-третьих (соединив «во-первых» и «во-вторых»), стало очевидным, что сегодняшний читатель нуждается именно в цельной историософской концепции исторического процесса, которая годилась бы как для понимания глубокой древности, так и для оценки событий на современном Востоке, и что для обоснования такого рода концепции необходимо дополнить материалы древности и средневековья рассмотрением исторического процесса и многочисленных проблем более позднего времени.

Читайте также:  Абсорбционные способы очистки газов

Двухтомник предлагает прежде всего авторскую концепцию, т. е. одну из возможных трактовок истории Востока, места Востока, можно сказать и шире, всего неевропейского мира, во всемирной истории. Авторское начало в нем, как увидят читатели, весьма заметно, что, впрочем, никак не исключает того факта, что многие элементы концепции были взяты у различных специалистов и мыслителей-теоретиков. Главной целью было собрать все работающие элементы разных теорий в некую единую внутренне непротиворечивую систему, вычленить в заново созданной системе ее системообразующий стержень и на конкретном материале всей истории Востока, включая и Африку, проверить работоспособность концепции. Собственно, именно это, прежде всего и побудило автора вторгнуться в сферу знаний, где он не может считать себя специалистом. Естественно, что это повлекло за собой необходимость в достаточной степени овладеть теми знаниями (речь о колониальном и постколониальном Востоке), о которых, было упомянуто.

Несколько слов об источниках, откуда черпались материалы, фактические данные. Они в общем-то хорошо известны и общедоступны. Это, прежде всего, сводные труды, начиная с капитальной многотомной Всемирной истории и кончая обычными вузовскими учебниками разных поколений. Использовались также наиболее важные монографические исследования, различные энциклопедии, а также многочисленные хрестоматии, учебные пособия, журнальные статьи, обзоры в справочно-библиографических изданиях и т. п. Работ подобного рода великое множество, так что главным было не потонуть в содержащемся в них материале и отобрать из него наиболее достоверные и репрезентативные факты, описания и суждения. Разумеется, даже при самом тщательном отборе, включая проверку отобранного, в корпус двухтомника могли вкрасться неточности и ошибки – автор заранее просит за них прощения у читателя, ибо хорошо понимает, что несет ответственность и за чужие ошибки, если они воспроизведены в его работе.

Чтобы свести количество ошибок к минимуму, были проведены обсуждения тех частей книги, которые выходили ранее отдельными малотиражными изданиями в качестве учебных пособий для студентов МГИМО («Курс лекций по древнему Востоку: Средний и Дальний Восток», 1984; «Курс лекций по древнему Востоку: Ближний Восток», 1985; «Курс лекций по средневековому Востоку»,1988). Кроме того, отдельные части настоящего издания и все оно целиком рецензировались многими специалистами, которым автор глубоко благодарен за их замечания. Здесь уместно сказать, что в некоторых отзывах подвергались критике и определенные элементы авторской концепции, что следует считать вполне естественным: слишком много сложных проблем поднято и очень многие из них решаются иначе, подчас совсем не так, как это было принято и считалось нормальным до недавнего времени. Разумеется, авторская концепция, о которой уже упоминалось, остается именно авторской и ни в коей мере не претендует на непогрешимость, что обычно считалось обязательным еще совсем недавно, особенно если речь шла об учебниках по истории. Иными словами, читателю предлагается история Востока в том разрезе, в каком она видится автору учебника, – другие, вполне возможно, увидят ее иначе и будут иметь естественное право опубликовать свой вариант той же истории. Это и должно быть нормой, к которой мы пока еще не привыкли (думается, находимся на пути к ней).

В заключение автор хотел бы выразить признательность директору ИСАА при МГУ им. М.В. Ломоносова (в прошлом заведующему кафедрой истории Востока МГИМО) А. В. Меликсетову, по чьей инициативе он несколько лет тому назад взялся за работу над общим курсом по истории Востока.

Феномен Востока: история изучения и современные проблемы

Интерес к Востоку в наши дни огромен и, видимо, будет возрастать. Интерес этот всесторонен и всеобъемлющ: история и культура, общество и государство, человек и религия (боги и люди), наконец, древние первоосновы великих цивилизаций Востока – все это ныне в центре внимания как самих жителей стран Востока, стремящихся к самопознанию и самоидентификации, к открытию фундаментальных основ собственного бытия, так и тем более представителей иной, западной, европейской традиции, чьи генеральные параметры столь отличны от восточных. Такого рода всеобщий интерес далеко не случаен: конец XX в. с его нависшими над планетой мрачно-апокалиптическими тучами побуждает многих всерьез заинтересоваться как экзистенциальными проблемами (что пробуждает активное внимание к мистике, а здесь бесспорный приоритет за древними культурами и религиями Востока), так и поисками корней, первоистоков. Кроме того, многое в современном мире вплотную связано с Востоком – достаточно напомнить о феномене развивающихся стран с их острейшими экономическими, демографическими и социокультурными проблемами, пути решения которых пока далеко еще не найдены. Как и когда эти проблемы будут решены, каковы пути, ведущие к их решению, – все это волнует и не может не волновать мир, подавляющее большинство населения которого, все возрастающее как абсолютно, так и относительно, живет именно в развивающихся странах, в первую очередь в странах Востока.

Читайте также:  Шампунь от блох способ применения

Что такое Восток?

Что же это такое – Восток? Вопрос не так прост, как может показаться на первый взгляд. Речь идет не о географическом понятии – скорее об историко-культурном, социополитическом, цивилизационном… Речь идет о гигантской всечеловеческой цельности, пусть в чем-то весьма неоднородной и противоречивой, но все же почти монолитно цельной в своей глубинной основе – той самой основе, которая, собственно, и породила в свое время дихотомию Восток – Запад. Но как возникла эта дихотомия и что в конечном счете ее породило?

Источник

Механизмы религиозной легитимации власти в Древней Греции

30 января 2021 года состоялся доклад доцента ИКВИА ВШЭ А.Ю. Можайского «Механизмы религиозной легитимации власти в Древней Греции». Мероприятие продолжило цикл научно-исследовательских семинаров, посвященных взаимоотношениям религии и власти от древнего мира до современности. Семинары проводятся в рамках проекта «Религии мира: традиции и тексты».

Андрей Можайский выстроил свое выступление на последовательном представлении следующего ряда вопросов‑загадок:

— Царь или жрица? Природа власти в минойском Крите.
wanax или lavagetas? Религиозная легитимация власти в микенской Греции.
— Литературная традиция или археология? Погребения и фортификация как средство сакральной легитимации власти на примере Фив от постдворцового до архаического периода.
sakos или aspis? Дары в святилища и легитимация власти в Фивах архаического и классического периода.
— Этеокл или Полиник? Семеро против Фив: сакрализация власти и городского пространства от классического периода до римского времени.

Для раскрытия и совместного обсуждения каждого из вопросов докладчик представил богатый и увлекательный материал, основанный на анализе литературных текстов, памятников материальной культуры, топографических данными и ряда эпиграфических источников, некоторые из которых были введены в научный оборот совсем недавно.

Доклад представил богатую почву для состоявшейся после продолжительной дискуссии, в ходе которой обсуждались как типологические параллели, представленные в других культурных и религиозных традициях, так и общая проблематика, связанная с механизмами сакрализации власти. В ходе дискуссии прозвучало предложение о рассмотрении темы на более широком материале с привлечением, в частности, этнографических и антропологических данных по истории дописьменных культур. Участники обсуждения пришли к выводу о необходимости более четкого определения ключевых для исследования темы понятий, таких, например, как термин «теократия».

Видеозапись семинара

Источник

Оцените статью
Разные способы