С помощью каких способов образуются глаголы

С помощью каких способов образуются глаголы

Словообразование глаголов

Глаголы образуются от разных частей речи следующими способами:

  • приставочным,
  • суффиксальным,
  • приставочно-суффиксальным.

Глаголы образуются от разных частей речи следующими способами:

  • приставочным,
  • суффиксальным,
  • приставочно-суффиксальным.

Глаголы образуются приставочным способом от других глаголов. Например:

прочитать ← читать, выбрать ← брать, переехать ← ехать

Глагол прочитать образован от глагола читать при помощи приставки про-.

Глагол выбрать образован от глагола брать при помощи приставки вы-.

Глагол переехать образован от глагола ехать при помощи приставки пере-.

От одного глагола при помощи разных приставок может быть образовано большое количество новых слов.

Так от глагола лететь при помощью разных приставок образуются глаголы

улететь, приставка у

перелететь, приставка пере

вылететь, приставка вы

залететь, приставка за

облететь, приставка об

налететь, приставка на

слететь, приставка с

вылететь, приставка вы

долететь, приставка до

Суффиксальным способом глаголы образуются от разных частей речи:

  • от существительных. Например:


беседовать
← беседа, ночевать ← ночь, обедать ← обед, кодировать ← код, занавесить ← занавес

Глагол беседовать образован от существительного беседа при помощи суфикса ова-.

Глагол ночевать образован от существительного ночь при помощи суфикса ева-.

Глагол обедать образован от существительного обед при помощи суфикса а-.

Глагол кодировать образован от существительного код при помощи суфикса ирова-.

Глагол занавесить образован от существительного занавес при помощи суфикса и-.

  • от прилагательных. Например:

синить ← синий, краснеть ← красный, крепнуть ← крепкий

Глагол синить образован от прилагательного синий при помощи суфикса и-.

Глагол краснеть образован от прилагательного красный при помощи суфикса е-.

Глагол крепнуть образован от существительного крепкий при помощи суфикса ну-.

Приставочно-суффиксальным способом глаголы образуются от разных частей речи:

  • от существительных. Например:

Глагол остолбенеть образован от существительного столб при помощи приставки о— и суфикса ене-.

  • от прилагательных. Например:

Глагол усложнять образован от прилагательного сложный при помощи приставки у— и суфикса я-.

  • от местоимений. Например:

Глагол присвоить образован от местоимения свой при помощи приставки при— и суфикса и-.

  • от числительных. Например:

Глагол утроить образован от числительного трое при помощи приставки у— и суфикса и-.

Повторим

Глаголы образуются от разных частей речи следующими способами:

  • приставочным — от других глаголов;
  • суффиксальным – от существительных, прилагательных;
  • приставочно-суффиксальным – от существительных, прилагательных, местоимений, числительных.

Источник

Урок русского языка «Словообразование глаголов»

Описание разработки

Цель урока:

1. Актуализация знаний о глаголе как части речи,

2. Развитие и формирование навыков определения способов образования глаголов.

Задачи:

1. Научить определять способы образования глаголов.

Читайте также:  Способы пополнить свой бюджет

1. Вырабатывать навык построения словообразовательной цепочки.

2. Развивать речь, аналитическое мышление, память, внимание, воображение, творческие способности.

Воспитывать интерес к предмету, мотивацию к изучению русского языка, положительное отношение к знаниям.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы учебной деятельности:

фронтальная, работа в парах, работа в группах, индивидуальная работа.

Исследовательский, словесный, наглядный.

Компьютер, проектор, карточки с заданиями.

Ход занятия.

I. Организационный момент

– Звучит музыка (под нее дети заходят в класс, встают у своих мест)

– Здравствуйте, ребята! Я желаю вам хорошего настроения!

Вас встретила сегодня веселая мелодия…

– Как вы думаете, что можно делать под эту музыку?

(танцевать, петь, веселиться, плясать, двигаться…)

– А слова, какой части речи вы назвали (глаголы).

На предыдущих уроках мы говорили уже о глаголе.

– Давайте вспомним, что вам известно об этой удивительной части речи (глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать? и обозначает действие предмета)

Интересно еще и то, что бездействие мы тоже обозначаем глаголом (молчать, лежать, сидеть и др. )

– А знаете ли вы, что глагол занимает второе место после имен существительных по частоте употребления. А еще глаголы активно образуются при помощи разных морфем.

– Какие морфемы участвуют в образовании новых слов? (приставка, суффикс)

– А какие вам известны способы образования слов?

– А теперь давайте попробуем сформулировать тему нашего урока

«Способы образования глаголов»

– Запишите в тетрадях число и тему урока.

– Какую цель мы поставим перед собой на урок? (узнать способы образования глаголов)

Источник

Урок по русскому языку по теме «Образование глаголов»

Урок русского языка по теме «Словообразование глаголов»

Автор: Кожевникова Надежда Николаевна

Место работы, должность: МОУ СОШ с. Смоленка, учитель начальных классов высшей кв..категории

Предмет: Русский язык

повторить основные способы образования глаголов;

закрепить полученные знания;

формировать умения образовывать глаголы различными способами.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: формирование навыков работы в группе (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль и оценивание), оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других, выступать с сообщениями перед коллективом сверстников.

Познавательные УУД: владеть разными видами чтения (ознакомительного, изучающего) и аудирования; (выборочным, ознакомительным), вычитывать все виды информации, извлекать информацию из разных источников (текста, схем, таблиц, репродукций картин), преобразовывать информацию (в таблицу, схему, алгоритм, ключевые слова), разграничивать основную и дополнительную информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

Предметные: (языковая компетенция):

анализировать лексическое значение глаголов, выявлять способы образования глаголов;

определять морфологические признаки глагола, роль глагола в предложении.

Морфема, способы словообразования, приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, лексическое и грамматическое значение глаголов.

Учебник Русский язык. 4 ,С.В. Иванов, М.И. Кузнецова; презентация

Используемое оборудование: компьютер, телевизор

Читайте также:  Химический способ получения энергии

Тип урока: урок изучения нового материала.

Раздаточный материал: диагностическая карта.

Работа групповая, фронтальная, самостоятельная, индивидуальная, работа в парах.

1 . Организационный момент.(Слайды №1,2)

2. Актуализация.

Проверка домашнего задания — упр.4 стр.31 — 32

Что такое глагол? (самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета)

Какую роль играет глагол в тексте? (глаголы придают тексту движение, «оживляют » картину)

Чем являются в предложении? (чаще всего сказуемым, но может быть и другим членом предложения)

Какие признаки глаголов являются постоянными, а какие непостоянными? (Постоянные: вид, спряжение; непостоянные: наклонение, время, лицо, число)

Не был на уроке, ненавидеть ложь, не мог уехать, росток не развивался, не извинился перед товарищем, капитан негодовал.

Задание. Объясните правописание записанных глаголов с не.

Синтаксическая разминка . Прослушать (прочитать) стих-е, выписать глаголы.

Один ученик работает у доски, подчеркивает глаголы

Еще земли печален вид,

И воздух уж весною дышит,

И мертвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит.

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась

После работы проводится беседа.

Для чего служат глаголы? (оживляют картину весны)

3. Основная часть урока. Введение в новую тему.

Ответы на вопросы на стр.32: вспомним изученное

— Перечислите известные вам способы словообразования (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, сложение).

Знакомство с таблицей «Основные способы словообразования» (Слайд №9)

Пришкольный, беспорядок, приласкать, недавно,

Лесник, речной, быстро, белить

Подснежник, беспроводной, по-своему, пришпилить

Работа с учебником: устное рассуждение — упражнение 1

— Из стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер» выписать глаголы, образованные приставочным способом.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

— От каких частей речи они образованы? (завоет, заплачет, зашуршит, застучит— образованы от глаголов)

— Каково значение приставки за-? (начало действия)

— Обсудите с соседом по парте

4. Начало формирования умений.

Упр.2- в паре: определить, от каких частей речи, каким способом образованы глаголы.

Упр.3- письменно, самостоятельно.

— Приставочно-суффиксальным способом образовать возможные глаголы от слов: треск, свист, звон, земля. плотно.

— Возможно ли прочитать слово без одной какой-нибудь из морфем? (нет)

— Какими способами образуются глаголы в русском языке? (приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным)

Чтение теоретического материала

Способы образования глаголов

Источник

Как образуются глаголы

Цель урока: знать способы образования глагола; научиться образовывать глаголы тремя способами; различать раздельное написание глаголов с частицей НЕ и слитное написание глаголов с приставкой НЕДО-.

Ход урока

I. Оргмомент.

Добрый день, ребята! Меня зовут Ольга Геннадиевна. Я работаю в школе №26. А с вами я познакомлюсь в ходе урока. Я сегодня проведу у вас урок. И хочу, чтобы он запомнился вам так же, как и мне. А что мы обычно помним долгое время? Что-то приятное, какие-то хорошие события. Значит, нам нужно постараться, чтобы этот урок стал приятным событием в нашей жизни. Мы с вами на эти сорок минут должны стать партнерами (по ходу речи глаголы “звать”, “работать”, “постараться”, “стать”, “запомнить”, “познакомиться”, “пожелать” выносим на доску). Давайте пожелаем друг другу успеха в освоении новых знаний.

II. Актуализация знаний.

Вопрос: А какими частями речи являются слова, вынесенные на доску? Что обозначают эти слова? (действие) А какая часть речи обозначает действие? (глагол). И как нам повезло, что тема урока перекликается с тем, что мы должны сделать на уроке.

Читайте также:  Метанообразующие бактерии способ питания

Задание: Теперь постарайтесь разбить глаголы на две группы (с приставками и без).

Вопрос: По какому принципу вы разделили слова на группы?

Учить, читать и верить в чудо
Поесть, поспать, помыть посуду –
Всё помогает сделать он,
Наш уважаемый глагол.
Так что же мы должны узнать?
Как нам глагол образовать?
Приставки стоит нам позвать?
А суффиксы на помощь взять?

III. Постановка учебной задачи. Учащиеся сами ставят перед собой цель урока.

(Цель: узнать, какими способами образовываются глаголы).

IV. Найдите глаголы, которые соответствует схеме: прис. + корень + суф. + окон.

позвонить

признать

купаться

посинеть

Вопрос: “От каких слов образованы данные глаголы? При помощи каких морфем (частей слова) образуются глаголы?”

V. Образуйте и запишите глаголы по образцам:

За + дремать => задремать;
При + лететь =
Пере + читать =
Горе + ева(ть) = горевать;
Свет + и (ть) =
Синий + е (ть) =

Вопрос: Посмотрите внимательно, есть какая-либо закономерность в образовании глаголов при помощи приставок и при помощи суффиксов?

Обратите внимание, от слов какой части речи образованы данные глаголы приставочным способом и суффиксальным способом?

VI. Упражнение “Веер”.

Детям предлагается выбрать карточки с определенной приставкой и придумать с этой приставкой три глагола. Постараться определить лексическое значение каждой приставки.

Приставки: ПОД-, ВЫ-, ДО-, ПРИ-, ПЕРЕ-, С-.

VII. Проблемная ситуация. На доске записаны слова:

Не доесть
Не достать
Не слышать
Не понимать
Не сыпать
Не говорить

Недоедать
Недоставать
Недослышать
Недопонимать
Недосыпать
Недоговаривать

Вопрос: Какой возникает вопрос? (В чем противоречие? Какие есть догадки?)

Ответ: Почему глаголы в правом столбике пишутся слитно?

Вопрос: А какое правило вы изучали до этого?

Ответ: Правописание НЕ с глаголами.

Вопрос: Как пишутся глаголы с НЕ?

Вопрос: А почему глаголы в правом столбике пишутся слитно?

Ответ: Значит, есть какое-то правило.

Вопрос: Как вы думаете, что объединяет все глаголы в правом столбике.

Ответ: Все глаголы начинаются с НЕДО-.

Вопрос: Какое общее значение объединяют все глаголы, образованные с помощью приставки НЕДО– ?

Ответ: Общее значение приставки НЕДО– – это незавершенное, незаконченное действие, неполное действие.

Задание: придумайте, пожалуйста, предложение с глаголами, в которых будет упоминаться глагол с приставкой НЕДО-.

Вопрос: А как вы думаете, есть ли приставка, противоположная по значению приставке НЕДО– (приставка ПЕРЕ-).

Задание: придумайте, пожалуйста, предложения, используя глагол с приставкой ПЕРЕ-.

VIII. Словарный диктант: Выпишите глаголы (словосочетания) в три столбика.

Не торопиться с ответом, не бояться трудностей, не сидится дома, не терпится вскрыть посылку, не поднять тяжелый груз, не пойти на вокзал.

Недопонимал разговор, недоедал во время войны, недодать сдачу, недосыпать каждое утро, недоглядел за братом, недоставало терпения.

Невзлюбить человека, недолюбливать соседей, с утра недомогать, недоумевать по поводу отметок. (Читать словосочетания нужно вперемешку)

IX. Самостоятельная работа.

Упр. №533. (комментированное письмо).

X. Подведение итогов.

Вопрос: “Какую цель ставили на урок? Достигли ли мы её? Что нового узнали? Что было трудно? На что нужно обратить внимание?”

XI. Домашнее задание.

Образовать пять глаголов приставочным способом и пять глаголов суффиксальным способом. Составить словарный диктант из 10-15 глаголов.

Источник

Оцените статью
Разные способы