- С какими способами обозначения мягкости согласных знакомятся первоклассники
- « Обозначение мягкости согласных звуков на письме». план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Способы и методы работы
С какими способами обозначения мягкости согласных знакомятся первоклассники
Эти особенности учитываются в методике: дети сначала знакомятся лишь с твердыми согласными, а позже — с мягкими. Звуки ч, щ, ц, ж изучаются на сравнительно поздних этапах обучения грамоте1.
3. Звук б (среднеязычный, всегда мягкий согласный) обозначается не только буквой и, но также буквами ё, я, е, ю, когда они стоят в абсолютном начале слова (ёлка — [йол]ка, Яша — [йа]-ша), после гласных в середине слова (моя — мо[йа], поехали — по[йэ]хали) и после ъ или ъ (вьюн — [в’дун], подъезд— под[]э]зд).
Йотированные гласные е, я, ё, ю читаются на сравнительно поздних этапах обучения грамоте2, и дети усваивают их чтение больше по догадке, чем на основе теории. Они узнают эти буквы и как []е], [|а], [р], []у], и как э, а, о, у после мягких согласных (без транскрипции, разумеется).
4. Мягкость согласных обозначается в русской графике несколькими способами: во-первых, ь (угол — уголь), во-вторых, последующими гласными и, е, я, ё, ю (липа, Лена, мягкий, лён, Люба — [л’и]па, [Л’э]на, [м’а]гкий, [л’он], [Л’у]ба); в-третьих, последующими мягкими согласными: [п’эс’н’ь]. С первыми двумя способами обозначения мягкости согласных первоклассники знакомятся без теории, практически; третий не затрагивается вовсе.
При слоговом чтении различение мягких и твердых согласных не вызывает у учащихся затруднений. Наиболее трудный случай — с мягким согласным на конце слова: кон — конь, угол — уголь, а также внутри слова: вал — вял, мал — мял, ложа — лёжа и т. п. Для усвоения мягких согласных, в отличие от твердых, используется сопоставительное чтение и разъяснение значения слов, различающихся только мягкостью или твердостью одного согласного (случаи, когда твердость-мягкость выступает в смыслоразличительной функции).
5. Звуки русского языка в словах стоят в сильных и слабых позициях. Так, для гласных сильная позиция — под ударением, слабая позиция — безударная. Независимо от сильной или слабой позиции, звук (точнее, фонема) обозначается одной и той же буквой. Несовпадение звука и буквы в слабых позициях необходимо учитывать в методике: на первых порах стараются избегать слов с безударными гласными, с звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова — вводят эти орфографические трудности постепенно, сопоставляя слабые позиций с сильными (мороз — морозы, дома — дом).
Источник
« Обозначение мягкости согласных звуков на письме».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_1_klass.doc | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык 1 класс.
Тема: « Обозначение мягкости согласных звуков на письме».
Учитель :Кирилина Галина Васильевна.
Цель урока : закрепить знания учащихся о правописании и обозначении мягкости согласных на письме.
Задача: обобщить знания о правописании мягких согласных и способах обозначения мягкости согласных звуков на письме, развивать речь, мышление, внимание, словарный запас, творческое воображение, орфографическую зоркость.
Воспитывать интерес к русскому языку, умение работать в коллективе, умение слушать друг друга, бережное отношение к природе.
- Организационный момент .
- Чистописание.
На доске написан ряд букв: Е Ё Ю Я И Ь.
Найди лишнюю букву в данном ряду (лишний Ь- не обозначает звука)
А ещё какую букву можно исключить?(И- т.к. остальные обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласных, Ь и Ъ )
Однако у всех этих 6 букв есть общее свойство и об этом мы будем говорить на уроке.
Запишите на строке эти буквы.
- Сообщение темы и цели урока.
Как вы думаете- какая тема урока? Обозначение мягкости согласных на письме.
Летом — ульи ворошит.
Как вы догадались?
Медведь – крупное хищное животное. Какие признаки можете назвать?
Каким медведь изображается в сказках? (неуклюжий, косолапый, глуповатый)-на самом деле – медведь умный, ловкий, очень сильный и хитрый зверь. Если он от кого-то убегает- его трудно догнать, Когда крадется к своей добыче- ни одна веточка не хрустинет под его лапами.
Почему это животное так назвали? (ест мед и ведает , то есть знает, где мед найти ).
Запись в тетради- медведь . Ставим ударение, Какую букву надо запомнить? Безударную гласную Е; Д-парная согласная, проверочное слово- медведи .Сколько звуков?-6. Сколько букв? -7. Почему букв больше, чем звуков? Мягкий знак звука не обозначает. А какую роль играет?(показывает мягкость согласного).
Фразеологические обороты –это устойчивые выражения.
Когда так говорят ?
-Медведь на ухо наступил (отсутствие музыкального слуха).
— Будешь ,как медведь лапу сосать (голодать).
-Медвежья услуга (попытка сделать что то хорошее с плохим результатом).
-Делить шкуру неубитого медведя (раньше времени говорить о результате дела , которое еще не сделано).
Запись в тетрадь : «Медведь на ухо наступил».
Зеленым карандашом обозначьте буквы, которые обозначают мягкий согласный звук. С помощью каких гласных обозначается мягкость согласных на письме ?.
Мишка косолапый по лесу идет.
Шишки собирает , в сумочку кладет.
Шишка отскочила, прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился и ногою — топ!
Выпиши слова в которых есть мягкие согласные : Коза , время ,Люся, кот, гуси, Миша .
Придумайте и напишите свое слово с мягкими согласными.
8 .Исправь ошибки.
В лесу жил хор. Лодка села на мел. Мы мылись в банке. Угол сложили в угол.
Спишите одно предложение без ошибок.
Подчеркни мягкие согласные.
Какие буквы помогают нам обозначить мягкость согласных на письме?
9.Работа с учебником.
Прочитайте задание. Лось – крупное травоядное животное леса.
Спиши , подчеркни мягкий знак. Почему он здесь пишется?
Читаем правило: мягкий знак обозначает мягкость согласных звуков..
Чему учились на уроке ?
Как обозначают мягкость согласных звуков на письме ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обозначение мягкости согласных звуков на письме гласными буквами.1 класс Школа 2100
Ребята смогут повторить гласные буквы, которые служат для смягчения согласных звуков, поупражняться в звуко-буквенном анализе слова, повторить правила переноса слов.
Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью ь. 1 класс Школа 2100
В данной презентации используется минутка чистописания, которая направлена не только на развитие навыков каллиграфии, но и на развитие логического мышления, воображения учащихся. Яркая, красочная през.
Обозначение мягкости согласных звуков на письме
урок русскоко языка во 2 классе по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой.
«Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме»
урок-закрепления умений учащихся различать на слух и на письме в потоке речи твёрдые и мягкие согласные звуки.
Дистанционное обучение. Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.
Помощник по русскому языку. 1 класс. Дистанционное обучение для болеющих и отстающих учеников.
Звуки согласные твёрдые и мягкие. Буква ь: обозначение мягкости согласного звука на письме.
Один из способов обозначения мягкости согласных -с помощью буквы Ь.
Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Развитие умения определять способы обозначения мягкости согласных на письме
Образовательная система «Школа 2010», русский язык, 2 класс.
Источник
Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Способы и методы работы
- усвоение основных способов обозначения мягкости согласных звуков на письме;
- развитие общей “грамматической логики” и умения видеть за правописанием отдельных слов общую закономерность;
- воспитание уверенности в возможности безошибочного написания слов.
Многие учащиеся в начальной школе испытывают значительные трудности в овладении грамотным письмом. Это связано с наличием двуязычия в школьном обучении и, следовательно, заставляет каждого педагога искать пути более доходчивого объяснения грамматических правил. В то же время у нас нет никаких сомнений в том, что характерную для многих детей тяжелейшую безграмотность можно преодолеть.
Для этого предлагаем следующие направления работы:
1. Предварительная систематизация имеющихся у учащихся ошибок с учётом их причинной обусловленности и дифференцированный подход к их преодолению.
2. Стремление заинтересовать русским языком, выйти за пределы привычного преподнесения грамматических правил, поскольку дети всегда легче запоминают что-то необычное, нетрадиционное.
3. Обеспечение полностью понятного ребёнку объяснения каждого грамматического правила, так как только при этом условии оно может быть в дальнейшем сознательно применено на практике. Во многих случаях правила заучиваются чисто формально, что исключает возможность их успешного практического применения, а значит, приводит к ошибочному написанию слов.
4. Использование достаточного количества письменных упражнений для полной автоматизации и навыка правильного написания слов на каждое из правил. Для грамотного письма мало хорошего теоретического знания всех правил, необходим и определённый автоматизм в их практическом применении.
5. Тренировка в быстром нахождении тех слов, к которым должно применяться изучаемое правило. Это обеспечивается путём выполнения “конфликтных” заданий, где одно и то же правило в похожих условиях то применяется, то нет.
Работая с детьми-билингвами можно заметить, что большой процент ошибок в письме учащихся приходится на неправильное употребление мягкого знака, а также на случаи его смешения с твёрдым знаком. Нередко эти трудности “закладываются” на начальном этапе обучения и в дальнейшем более усугубляются, поэтому на каждое правило нужно приводить большое количество конкретных примеров правильного написания слов.
Во-первых, это позволит убедить ребёнка в несомненности существования именно правила написания слов, поскольку он собственными глазами увидит, что очень многие слова пишутся однотипно.
Во-вторых, наличие множества конкретных примеров правильного написания слов будет способствовать развитию у ребёнка общей “грамматической логики” и приучит его видеть за правописанием отдельных слов общую закономерность. Только таким путём можно овладеть грамматикой русского языка.
В-третьих, большие “столбики” слов, очень наглядно демонстрирующие каждое правило (чёткое выделение орфограмм, рассчитанное на непроизвольное зрительное запоминание) позволят не только лучше понять, но и прочно запечатлеть в памяти каждое из правил. У многих детей эти столбики будут в дальнейшем “стоять перед глазами”, обеспечивая, тем самым, правильность письма.
Обозначение мягкости согласных на письме изучается в первом классе. Чёткая дифференциация парных мягких и твёрдых согласных для овладевающего грамотой ребёнка очень важна, поскольку признак мягкости или твёрдости согласного звука играет в русском языке смыслоразличительную роль.
Основная задача обучения здесь заключается в том, чтобы ребёнок, уловив на слух мягкость звучания того или иного согласного звука, сумел передать эту мягкость на письме. А это не так просто.
Для того, чтобы убедить ребёнка в важности различения мягких и твёрдых согласных звуков и поупражнять его в таком различении, ниже приводится достаточно большое количество специально подобранных слов, где мягкость или твёрдость согласного звука имеет смыслоразличительную роль. При работе с этими словами надо просить ребёнка объяснять значение каждого слова из приведённой пары. Например: МЫЛО – это чем умываются, а МИЛА – это имя девочки.
Слуховая дифференциация мягких и твёрдых согласных звуков
[Б] – [Б’] приБЫвает – приБИвает | [В] – [В’] ВОл – ВЁл заВОд – зоВЁт |
[Д] – [Д’] ДЫмка – ДИмка | [Л] – [Л’] угоЛ – угоЛЬ ЛУк – ЛЮк гаЛка – гаЛЬка |
[М] – [М’] МЫшка – МИшка МЫло – МИла | [Н] – [Н’] НОс – НЁс баНка – баНЬка |
[П] – [П’] ПАльцы – ПЯльцы | [Р] – [Р’] кРУг – кРЮк гоРка – гоРЬко |
[С] – [С’] оСЫ – оСИ | [Т] – [Т’] ТАпки – ТЯпки шесТ – шесТЬ |
В ходе всех этих упражнений ребёнок невольно будет очень внимательно прислушиваться к звучанию мягких и твёрдых согласных звуков, и стараться их различать. В дальнейшем нужно диктовать ему эти пары слов или составленные предложения с такими словами. Всё это привлечёт внимание ребёнка к необходимости обязательного обозначения мягкости согласных на письме и одновременно даст ему возможность поупражняться в таком обозначении.
[Б] – [Б’] БЫть – БИть сБЫть – сБИть заБЫть – заБИть отБЫть – отБИть приБЫть – приБИть приБЫвший – приБИвший проБЫть – проБИть | [В] – [В’] ВАл – ВЯл ВОз – ВЁз ВОл – ВЁл жиВОт – жиВЁт ВЫть-ВИть ВЫсок – ВИсок заВЫвать – заВИвать |
[Д] – [Д’] ДЫмка – ДИмка | [З] – [З’] воЗЫ – воЗИ |
[Л] – [Л’] даЛ – даЛЬ стаЛ – стаЛЬ еЛ – еЛЬ меЛ – меЛЬ цеЛ – цеЛЬ угоЛ – угоЛЬ пыЛ – пыЛЬ быЛ – быЛЬ намыЛ – намыЛЬ гаЛка – гаЛЬка поЛка – поЛЬка воЛна – воЛЬна фЛАги – фЛЯги наЛОг – наЛЁг угоЛОк – угоЛЁк ЛУк – ЛЮк ЛЫс – ЛИс | [М] – [М’] МАл – МЯл МАть – МЯть МОл – МЁл наМОк – наМЁк наМОтка – наМЁтка обМОтка – обМЁтка МЫл – МИл МЫло – МИла МЫшка – МИшка |
[Н] – [Н’] коН – коНЬ троН – троНЬ баНка – баНЬка гНОм – гНЁм НОс – НЁс подНОс – подНЁс заНОс – заНЁс переНОс – переНЁс НЫть – НИть | [П] – [П’] ПАльцы – ПЯльцы ПЫл – ПИл ПЫлить – ПИлить ПЫтать – ПИтать ПЫтаться – ПИтаться |
[Р] – [Р’] жаР – жаРЬ хоР – хоРЬ удаР – удаРЬ гоРка – гоРЬко РАд – РЯд РОв – РЁв гРОзы – гРЁзы кРУг – кРЮк | [С] – [С’] веС – веСЬ СОк – СЁк СУда – СЮда оСЫ – оСИ поСЫльный – поСИльный |
[Т] – [Т’] быТ – быТЬ браТ – браТЬ ТОк – ТЁк поТОк – поТЁк исТОк – исТЁк шесТ – шесТЬ жесТ – жесТЬ пусТ – пусТЬ ТАпки – ТЯпки ТОмный – ТЁмный поТОмки – поТЁмки просТЫть – просТИть |