Рынок как способ организации экономического обмена

6)Экономическая система. Административно-командная, рыночная, традиционная экономическая система. Рынок как способ организации экономического обмена.

Эк.системы — это совокупность взаимносвязанных эк. эл-тов, образующих оп­р. целостность эк. структуру об-ва, единство отношений, складывающихся по поводу производства распределения, обмена и потребления эконом. благ.

классификация представителей теории постинд.об-ва, которые выделяют доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные экономические системы. Границами, отделяющими экономические системы друг от друга являются промышленная и научно-техническая революции

Виды экономических систем:Традиционная эк-ка, Адм.-командная, Рыночная.

Типы экономических систем: 1) нерыночный тип: традиционная эконом. сист., административно-командная сист. 2) рыночный тип чистый (классический) капитализм, развитое рыночное хозяйство. Традиционная экономическая система — слабо развитая, малоподвижная, застойная экономическая система. Основные признаки:

— частная трудовая или кооперативная собственность на факторы производства и производственный продукт; — соединение труженика и собственника в одном лице, стихийность (непредсказуемость, неуправляемость) производства, когда соединение производства и потребления происходит путем поиска методом проб и ошибок. Для нее характерно господство отраслевой базы производства труда; — низкий уровень производительности труда. Административно-командная — наиболее развитый вид нерыночного типа экономических систем. Для нее характерна высокая степень государственного монополизма в производстве, распределении и потреблении, во внешней и внутренней торговле, в социально-духовной сфере. Идеология в таких системах, как правило, содержит приоритет общественных (партийных) целей над индивидуальными, личными интересами.

Рыночного эконом. система, ее основой служит товарное производство — это изготовление продуктов труда для продажи. Существование товарного производства возможно при определенных условиях: 1) общественное разделение труда. Оно создает основу для появления собственности.

2) экономическая обособленность субъектов, вступающих в отношения купли-продажи. Экономическая обособленность субъектов проявляется как собственность на факторы и результаты производства.

Рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.

Рынок — это прежде всего, место встречи продавцов и покупателей; между ними осуществляется обмен по цене, о которой удалось договориться При этом происходит добровольное отчуждение своей собств. и присвоение чужой. Следовательно. рынок означает взаимную передачу прав собственности Для осуществления сделки необходимы издержки, связанные с поиском информации, ведением переговоров, определением качественных и количественных характеристик покупаемого товара или услуги, спецификацией, защитой прав собственности, заключением контракта и т.д. Поэтому рынок можно определить как совокупность трансакций.

По широте охвата различаются локальные, национальные и международные рынки. Объектом купли-продажи могут Быть потребительские товары или ресурсы; соответственно различаются рынки потребительских товаров и услуг и рынки ресурсов (труда,земли,капитала, препринимательских способностей, информации). Наряду с товарным рынком существует денежный рынок. Цены на рынке могут складываться как и процессе купли-продажи, -так и до него.

Читайте также:  Способы соединения внутренних водопроводов

Э кономический кругооборот-это движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов.

Основными субъектами рыночной экономики являются домохозяйства и фирмы. Домохозяйства предъявляют спрос на потребительские товары и услуги, являясь одновременно поставщиками экономических ресурсов. Фирмы предъявляют спрос на ресурсы, предлагая, в свою очередь, потребительские товары и услуги.

Смешанная экономика Под смешанной экономикой подразумевается тип общества, синтезирующий элементы рыночной и командной экономики, т.е. механизм рынка дополняется активной деятельностью государства.

7) Экономическое содержание собственности. Формы и виды собственности.

В широком смысле: собственность — это принадлежность материальных и духовных ценностей определенным лицам, юридические права на такую принадлежность и экономические отношения между людьми, по поводу принадлежности и передела объектов собственности.

Категория «собственность» вошла в научный оборот, за долго до возникновения экономической науки. Повышенный интерес к собственности объясняется тем, что изменения в отношении собственности непосредственно накладывают отпечаток на жизнь и благосостояние людей. Затрагивает их кровные интересы. Собственность порождает уверенность в человеке, побуждает действовать ради её сохранения и рационального использования. Собственность сложное явление, которое с различных сторон изучает несколько общественных наук. точки зрения эконом теории собственность есть отношения между людьми, социальными группами общества, хозяйствующими субъектами, по поводу присвоения ресурсов, условий производства, технологического и интеллектуального потенциала, произведенных в обществе, материальных и духовных ценностей. Как экономическая категория, собственность определяет формы хозяйствования, нормы распределения доходов, степень и характер удовлетворения экономических и социальных запросов людей.

система экономических отношений собственности включает в себя следующие элементы:

Присвоение — это экономическая связь между людьми, которая устанавливает их отношение к вещам как к своим, такая связь составляет основу производственного процесса, так как всякое производство материальных благ означает присвоения людьми природного вещества и энергии.

Хозяйственное использование имущества, соответствует отношениям возникающим в том случае, когда собственник средствами производства, сам не занимается созидательной деятельностью, а предоставляет возможность другим лицам использовать своё имущество в хозяйственных целях.

Получение доходов от собственности.

2 основных типа собственности: частной и общественной. Частная собственность охватывает две главные формы:

o собственность самих граждан

o собственность созданных ими юр. лиц.

Общественную собственность в РФ представляют:

o муниципальная собственность;

Наиболее эффективной в бизнесе является частная собственность. Она порождает мощную заинтересованность людей в труде и общественном успехе дела. Частная собственность служит жизненной основой каждого человека — источником его благополучия и гарантом свободы и независимости. Что касается общественной собственности, то она неизбежно носит отпечаток «ничейности», а значит, и менее эффективно используется. В то же время эта собственность совершенно необходима в таких сферах как военнопромышленный, космический, энергетический комплекс, в науке, образовании, здравоохранении и др. областях.

Источник

Рынок

Рынок существует больше шести тысяч лет, он принимал самые примитивные формы, пока не дорос до современного вида. Важно следить за состоянием рынка, оценивать конкурентов и цены — ведь очень сложно построить успешный бизнес или даже создать маркетинговую стратегию , не понимая основ экономики. В статье расскажем, что такое рынок, его виды и функции.

Читайте также:  Способ дыхания у грибов

Что такое рынок

Рынок — это система экономических отношений между продавцом и покупателем, которая позволяет совершать обмен необходимыми ресурсами. Понятие рынка неразрывно связано с товарами, так как продукт — это главная его единица. Благодаря разделению труда людям приходится обмениваться продукцией друг с другом, ведь рынок — это то, что возникает из-за ограниченности человеческих ресурсов. Когда один человек не может самостоятельно производить все, что ему нужно, ему приходится обменивать товары — это рождает рынок.

Признаки рынка

Каждый вид рынка нацелен на разные продукты. Рынки эксплуатируют материальные объекты, умственные затраты и интеллектуальные труды. Они обладает неизменными признаками, по которым функционируют:

Нерегулируемый спрос. Потребитель решает, сколько ему нужно товаров и услуг.

Нерегулируемое предложение. Производитель решает, сколько производить.

Цена , которая не регулируется самостоятельно, а зависит от спроса и предложения.

Функции рынка

Рынок должен найти ответы на вопросы: что, как и для кого производить, поэтому он выполняет следующие функции:

Ценообразование. Цена устанавливается на основе законов рынка: спроса, предложения и возникающей конкуренции. Она отражает, насколько полезен данный продукт.

Посредничество. Рынок соединяет потребителей и производителей, и у каждого есть свобода выбора.

Регулирование спроса и предложений. Это устанавливает баланс товаров и услуг.

Информирование. Информация о товарах, продавце, размерах спроса на конкретные товары, состоянии экономики в целом.

Стимулирование. Постоянно отвечая на спрос предложением, участники рынка повышают качество товаров, создают новые технологии и поддерживают эффективность экономики.

Очищение. Экономика освобождается от ненужной деятельности, слабых единиц и поощряет развитие перспективных.

Формы организации

Для нормального функционирования рынку нужны самостоятельные организации, оснащенные средствами связи, на основе которых можно осуществить обмен товарами. Формы организации рынка — это то, каким образом, в каком месте и виде реализуется его работа, например, магазин, ярмарка, аукцион, терминал.

Популярные формы организации рынка:

Биржи — союз юридических и физических лиц, которые проводят оптовые торговые операции, цены на продукцию устанавливаются конкуренцией.

Аукцион — публичные торги, здесь продавец увеличивает цену, благодаря конкуренции покупателей.

Выставки — тематические выставки новейших технологий, автомобилей, разного рода товаров и услуг. На их базе организуют небольшие курсы, семинары, встречи с целью обмена опытом и консультации.

Ярмарки — мероприятия, которые организуются для покупок, продажи во всех отраслях производства. Бывают международные, всероссийские, региональные ярмарки.

Субъекты рынка — те, кто участвуют в обмене товаров (продавцы и покупатели). Объекты рынка — это то, на что обменивают (деньги, товары, услуги).

Виды рынков

Рынок принимает много форм и зависит от большого количества характеристик, поэтому он делится на виды по следующим признакам:

по территориальному признаку — местный, региональный, национальный, мировой;

по субъектам — покупатели, продавцы, госучреждения;

по объектам — рынки товаров и услуг, финансовый;

по формам — рынки кооперативов, государственный, арендный, совместных предприятий;

Читайте также:  Способы по возвращению парня

с учетом производства — замкнутый, насыщенный, смешанный;

по легальности — легальный, нелегальный;

по степени насыщенности товарами — равновесный, дефицитный, избыточный;

по степени экономической свободы — свободный, регулируемый.

Преимущества и недостатки рынка

Преимущества рынка в том, что участников рыночных отношений не ограничивают по численности, между ними свободная конкуренция и свободный доступ ко всем видам хозяйственной деятельности. На рынке не ограничены движения капитала и рабочая сила, информация в свободном доступе у всех участников.

Несмотря на то, что рынок — удобная и достаточно гармоничная система, в ней есть недостатки:

все зависит от случая;

невозможно сделать долгосрочный прогноз;

проблемы с экологией;

рост цен, инфляция.

Законы рынка

Чтобы рынок функционировал, есть определенные правила, которые регулируют его работу. Благодаря этим правилам поддерживают гармонию и здоровую экономику. Существуют три базовых закона рынка: закон стоимости, закон спроса и предложения, закон конкуренции .

Закон стоимости

Согласно этому закону обменивают товары, которые равны по стоимости. Производство становится более эффективным, ресурсы распределяются по отраслям, происходит дифференциация производителей.

Закон спроса и предложения

Закон спроса устанавливает обратную зависимость между объемом спроса на товар и его ценой. А закон предложения устанавливает прямую зависимость от объема предложения товара и его цены. То есть, чем выше цена, тем выше предложение, чем ниже цена, тем ниже предложение. Так законы спроса и предложения формируют цену на товар.

Закон конкуренции

Рынок не может существовать без конкуренции, из-за того, что товары создают разные производители, на нем происходит постоянная борьба. Все субъекты рынка пытаются получить максимальную выгоду, и этот закон иллюстрирует, что конкуренция — хозяйственная сила, объективно необходимая на рынке.

Конкуренция — важный фактор существования рынка, она выполняет ценообразующую, регулирующую, стимулирующую, контролирующую, разделяющую функции.

Существует несколько типов конкуренции: чистая конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Каждый из них описывает, сколько, как и каким образом участники рынка влияют на цену.

Способы регулирования рынка государством

Государство регламентирует правила экономических взаимодействий и регулирует рынок разными способами:

фиксированные цены на жизненно необходимые товары и услуги;

акцизный сбор, плата за высокорентабельные товары, его включают в стоимость продукта, поэтому его оплачивают покупатели, например, при покупке алкоголя и табака;

дотация — отрицательный налог, обычно получают производители, но иногда и покупатели;

Условия развития рыночного хозяйства

Чтобы рынок развивался, обогащал экономику и создавал условия для реализации бизнеса, должны быть условия:

свободная конкуренция, в которой есть свободное ценообразование, отсутствие монополии, законы, охраняющие права частной собственности;

наличие финансовых резервов для роста экономики: трудовые и природные ресурсы, свободный капитал.

Заключение

Современное общество трудно представить без рынка, он регулирует многие важные не только финансовые, но и социальные институты. Рынок — не идеальная система, но она позволяет разделять группы товаров между людьми, организовать бизнес и отслеживать зависимость цен от спроса и предложения.

Источник

Оцените статью
Разные способы