Рынок это способ координации экономической деятельности

Рынок это способ координации экономической деятельности

Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст.4

Споры в суде общей юрисдикции:

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) товар — объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

2) финансовая услуга — банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц;

3) взаимозаменяемые товары — товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях);

4) товарный рынок — сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее — определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами;

5) хозяйствующий субъект — коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации;

(п. 5 в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) финансовая организация — хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, — кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, субъект страхового дела, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации);

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 21.12.2013 N 375-ФЗ, от 02.07.2021 N 343-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

8) дискриминационные условия — условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами;

9) недобросовестная конкуренция — любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации;

10) монополистическая деятельность — злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью;

Читайте также:  Способы обработки при обтачивании

11) систематическое осуществление монополистической деятельности — осуществление хозяйствующим субъектом монополистической деятельности, выявленное в установленном настоящим Федеральным законом порядке более двух раз в течение трех лет;

12) необоснованно высокая цена финансовой услуги, необоснованно низкая цена финансовой услуги — цена финансовой услуги или финансовых услуг, которая установлена занимающей доминирующее положение финансовой организацией, существенно отличается от конкурентной цены финансовой услуги, и (или) затрудняет доступ на товарный рынок другим финансовым организациям, и (или) оказывает негативное влияние на конкуренцию;

13) конкурентная цена финансовой услуги — цена, по которой финансовая услуга может быть оказана в условиях конкуренции;

14) координация экономической деятельности — согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов и не осуществляющим деятельности на товарном рынке, на котором осуществляется согласование действий хозяйствующих субъектов. Не являются координацией экономической деятельности действия хозяйствующих субъектов, осуществляемые в рамках «вертикальных» соглашений;

(п. 14 в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

15) антимонопольный орган — федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы;

16) приобретение акций (долей) хозяйственных обществ — покупка, а также получение иной возможности осуществления предоставленного акциями (долями) хозяйственных обществ права голоса на основании договоров доверительного управления имуществом, договоров о совместной деятельности, договоров поручения, других сделок или по иным основаниям;

17) признаки ограничения конкуренции — сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации;

(п. 17 в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

18) соглашение — договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме;

19) «вертикальное» соглашение — соглашение между хозяйствующими субъектами, один из которых приобретает товар, а другой предоставляет (продает) товар;

(в ред. Федеральных законов от 06.12.2011 N 401-ФЗ, от 05.10.2015 N 275-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

20) государственные или муниципальные преференции — предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий;

Читайте также:  Коллективные способы защиты населения при чс

(в ред. Федеральных законов от 17.07.2009 N 164-ФЗ, от 06.12.2011 N 401-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

21) экономическая концентрация — сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции;

22) лицо, являющееся объектом экономической концентрации, — лицо, чьи акции (доли), активы, основные производственные средства и (или) нематериальные активы приобретаются или вносятся в уставный капитал, и (или) лицо, права в отношении которого приобретаются в порядке, установленном главой 7 настоящего Федерального закона;

(п. 22 введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)

23) потребитель — юридическое лицо или физическое лицо, приобретающие товар;

(п. 23 введен Федеральным законом от 05.10.2015 N 275-ФЗ)

24) система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства — совокупность правовых и организационных мер, предусмотренных внутренним актом (внутренними актами) хозяйствующего субъекта либо другого лица из числа лиц, входящих в одну группу лиц с этим хозяйствующим субъектом, если такой внутренний акт (внутренние акты) распространяется на этого хозяйствующего субъекта, и направленных на соблюдение им требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения.

(п. 24 введен Федеральным законом от 01.03.2020 N 33-ФЗ)

Источник

Способы координации экономической деятельности людей. Типы экономических систем

Структура и инфраструктура рынка. Преимущества и недостатки рынка.

Способы координации экономической деятельности людей. Типы экономических систем.

Тема №3

РЫНОК КАК СПОСОБ КООРДИНАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ

План:

2. Рынок: сущность, условия возникновения.

Способ организации хозяйственной деятельности жизни общества

Традиционная экономическая система

· Земля и капитал находятся — неразвитость обмена

в общем владении………… — отсутствие технического

· Ценится преемственность, — слабый производственный

приверженность традициям потенциал

· Господствует натуральное — ограниченность произво-

Хозяйство димых материальных благ

Признаки командной экономики:

1. Государственная собственность на средства производства

2. Производство в соответствии с планом

3. Цены назначаются государством

4. Производство не ради прибыли

Вот ее перечертить надо елки (((

Признаки рыночной экономики

1. Частная собственность

2. Свобода выбора

3. Личная выгода

4. Ценовой механизм (конкуренция)

5. Ограниченная роль государства

Прежде всего, целесообразно разграничить формы и методы регулирования рынка. Формы представляют собой разновидности координации рынка. Они показывают, в каком виде осуществляется эта координация. Методами служат способы, средства ее реализации, т.е. как именно (а не в каком виде) совершается названный процесс.

Формы реryлирования рынка могут складываться на разных основах. Рассмотрим вначале те из них, которые образуются в зависимости oт субъектов упорядочения товарно-денежного обмена.

Наиболее распространенной и наиболее очевидной из этих форм является государственное регулирование. Оно охватывает немало более частных, более конкретных мероприятий: лицензирование купли-продажи определенных товаров (в том числе различных услуг), упорядочение продовольственных рынков, координацию торговли лекарствами, регулирование банковской деятельности, влияние на внешнеторговый оборот и т.п. Особое значение приобретает государственная координация рынка рабочей силы, преимущественно посредством соответствующих юридических актов и специальных служб.

К форме рыночного регулирования правомерно отнести деятельность не только центральной, но и региональной власти.

Исключительно важную роль играет предпринимательское регулирование рынка, т.е. воздействие на товарно-денежный обмен со стороны собственников, средств производства и обращения. Это, в данном случае, хотя чаще всего неявная, скрытая, но фактически основная форма. Наибольший вес в ней принадлежит, конечно, крупным собственникам, тем более в национальных и международных масштабах. Однако средний, нередко и мелкий бизнес тоже может влиять на рынок (прежде всего, на региональный и местный), особенно когда он объединяет свои силы. Предпринимательские слои координируют сферу обмена чаще всего через деятельность государства и политических партий.

Читайте также:  Способы описания движения равномерное прямолинейное движение сложение скоростей тест ответы

Все большее распространение получает коллективное регулирование рынка. Такую форму осуществляют общественные организации (прежде всего профсоюзы) и трудовые коллективы. Главная особенность здесь в том, что упорядочение процесса купли-продажи совершается обычно в интересах широких слоев населения.

Следующая из рассматриваемых форм — международная координация рыночных отношений. Ее реализуют транснациональные корпорации, а также различные межгосударственные организации. При этом основными специфическими чертами являются преследование интересов международного капитала и максимальные масштабы регyлирования.

Нельзя не отметить такую форму, как индивидуальное упорядочение рынка. Его субъектами служат конкретные личности. Подобная деятельность в той или иной степени присутствует во всех предыдущих формах. Однако, в разных формах рыночного регулирования участвуют социально различные индивиды: в государственном регулировании рынка задействованы представители власти, в предпринимательском — конкретные бизнесмены, в коллективном — представители широких слоев трудящихся.

В хозяйственной практике все названные формы не существуют в чистом виде; все они в какой-то мере носят смешанный характер. Так, государственное регyлирование рынка может быть одновременно и международным, и индивидуальным. В таком же сочетании нередко выступает предпринимательская деятельность в даннoм процессе.

Еще более многочисленные формы складываются в связи с объектами рыночного регyлирования.

Речь идет, прежде всего, об упорядочении тех или иных структурных разновидностей рынка. Перечислим соответствующие формы.

Отметим в первую очередь координацию рынков средств производства и обращения, рабочей силы, предметов потребления, финансов, ценных бумаг. Далее, особыми формами является регулирование купли-продажи капитала, инвестиций, кредитов, страховых услуг. Нужно выделить также упорядочение оптового и розничного обмена, международных, национальных, региональных, местных рынков. Все перечисленные формы целесообразно объединить в укрупненные группы — хозяйственное регулирование рынка и его потребительское регулирование. Первое имеет целью экономическое развитие (стран и их регионов, предприятий), второе — удовлетворение личных потребностей населения. Тем самым хозяйственное и потребительское регулирование охватывает координацию разных структурных сфер рынка или разных их аспектов. Так, хозяйственное регулирование включает упорядочение обмена теми благами, которые непосредственно участвуют в производстве и обращении товаров: средств производства и обращения, рабочей силы, капитала, инвестиций и т.п. Напротив, потребительское регулирование рынка предполагает упорядочение тех его сфер, где обмениваются лишь предметы личного потребления (продовольствие, одежда, обувь, разнообразные потребительские услуги и др.).

Координирующие формы купли-продажи складываются в зависимости от обращения товаров и обращения денег. Из этих двух форм превалирующей следует считать согласование товарного обмена, поскольку деньги выступают лишь в качестве средства, посредника для такого обмена.

Как уже было показано, сравнительно внешние объекты регулирования — торговля и ее виды. Отсюда достаточно внешними формами упорядочения рынка является координация торговли в целом, а в более частном плане — координация ее разновидностей. В качестве примеров таких частных форм можно назвать регулирование государственной и кооперативной, оптовой и розничной внутренней и внешней торговли. Еще более частными формами служит согласование деятельности конкретного магазина или конкретного ресторана.

Для хозяйственной практики особую значимость представляют методы регулирования рынка, поэтому на их характеристике необходимо остановиться подробнее.

Источник

Оцените статью
Разные способы