Определение и функции равновесной рыночной цены
Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Максимизация прибыли – естественное желание всех субъектов коммерческой деятельности. Рост рентабельности невозможно обеспечить без оптимизации системы ценообразования. Выработка ценовой и товарной политики предприятий должна соотноситься с двумя факторами: уровнем спроса и предложения в целевом сегменте.
Вопрос: Вправе ли налоговый орган учесть рыночную цену недвижимости для расчета предельной суммы доходов по УСН и пересчитать налоги по ОСН в случае ее превышения, если организация продала взаимозависимому лицу недвижимость по заниженной цене?
Посмотреть ответ
Понятие равновесной рыночной цены
Равновесная рыночная цена – идеальное сочетание уровня издержек предприятия и степени доходности деятельности. Она позволяет определить точку безубыточности, идентифицировать оптимальные объемы производства и сбалансировать ценообразование.
Вопрос: Как обосновать НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)?
Посмотреть ответ
Равновесная цена на рынке отображает равенство между объемом спроса на конкретную продукцию и существующего в избранном сегменте предложения от производителей. Достижение такого уровня стоимости означает, что рынок сбалансирован, на нем отсутствуют признаки дефицита или переизбытка. При этом в краткосрочной перспективе нет предпосылок для существенного изменения цены в сторону повышения или понижения. Удержание равновесной цены в условиях рыночной экономики на протяжении длительного периода времени затруднительно.
КСТАТИ, величины равновесных рыночных цен используются в качестве ориентиров не только субъектами предпринимательства, но и контролирующими органами.
Что означает равновесная цена
Сравнение ценовой точки равновесия с текущими ценами в избранном сегменте продаж позволяет выявить ниши для расширения производства, наращивания объемов предложения, обнаружить бесперспективные пути развития компания и выделить главные стратегические цели для формирования коммерческой политики предприятия. Как это работает:
- Равновесная оценка стоимости изделия или услуги превышает величину актуальной рыночной цены. Это направление деятельности не имеет перспектив в текущих условиях. Причины могут быть в высокой конкуренции в этом сегменте рынка, использовании отдельными участниками системы приемов демпинга цен, избыточном предложении.
- Величина равновесной цены занижена, по сравнению с действующим на рынке диапазоном цен. Это свидетельствует о наличии возможности для вливания новых инвестиций, существующий потребительский спрос не удовлетворяется в полной мере, требуется наращивание объемов производства.
Вопрос: Как определяется рыночная цена сделки в целях налогового контроля?
Посмотреть ответ
В первой ситуации предпринимателям для увеличения прибыли придется искать пути снижения собственных издержек: за счет сокращения персонала, снижения требований к качеству исходного сырья. Альтернативный вариант – разработка нового продукта с аналогичными характеристиками, но с меньшим уровнем капиталоемкости и материалозатратности.
Вторая ситуация позволяет занять свою нишу на рынке без расходов на инновационные мероприятия. Предпринимателям для извлечения прибыли достаточно взять на вооружение существующие технологии производства и оперативно внедрить их. Альтернативный вариант – создание уникального продукта, у которого нет аналогов. В этом случае ниша будет пустовать, ценообразование формируется одним участником рынка, на конечную стоимость будут влиять издержки производства и расходы на рекламу. Без последних не обойтись, ведь потребители не знают о существовании такого товара. Их надо убедить, что изделие им необходимо.
ВАЖНО! При вливании в нишевой сегмент рынка необходимо предварительно рассчитать оптимальный объем производства, чтобы с появлением нового конкурента не возник эффект затоваривания (следствие – значительное снижение цены и рентабельности, возможно появление убытков).
Процесс уравновешивания ценовых показателей может происходить двумя способами:
- стихийно под воздействием комплекса внутренних и внешних факторов;
- принудительно с применением инструментария государственного регулирования и контроля (ограничение возможностей по ценообразованию для предприятий из категории монополистов, установление предельных значений для цен на определенные товарные группы).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Экономические закономерности по уравновешиванию цен путем корректировки уровня спроса и предложения актуальны не только для производственной сферы, но и для услуг, работ.
Спектр факторов, влияющих на цену
Равновесный уровень цен может меняться под воздействием снижения или повышения спроса, предложения. Оптимальное сочетание этих двух показателей помогает стабилизировать ситуацию на рынке и полностью удовлетворять потребности покупателей, обеспечивать нормальный уровень прибыли субъектам предпринимательства.
На цену влияют две группы факторов:
- предельная полезность, которая важна для потребителей продукта;
- производственные издержки, на размер которых в политике ценообразования ориентируются предприниматели.
Покупатель при оценке оптимальности заявленной цены на товар соотносит стоимость со степенью необходимости изделия. Если продукция обладает для потребителя незаменимыми свойствами, аналогов ей нет, конкурентная среда характеризуется лояльными условиями для производителей, то цену на нее можно устанавливать высокую. В этой ситуации покупатели будут вынуждены приобретать товар даже по завышенным расценкам.
Если уровень полезности для потребителя низкий, то при повышении стоимости (даже незначительном) процент продаж будет сокращаться. Перед производителями становится вопрос о снижении цены для увеличения спроса. Сделать это можно за счет минимизации издержек.
ВАЖНО! При ценообразовании надо устанавливать расценки на продукцию не ниже суммы понесенных на ее производство затрат.
Равновесные цены в отдельном сегменте рынка представляют собой сочетание стоимости, которую потребители готовы платить за возможность владения конкретным товаром, и стоимости, которая будет покрывать производственные издержки и приносить прибыль предприятию-изготовителю.
На величину потребительского спроса могут оказывать существенное влияние такие факторы:
- цены на аналогичную продукцию;
- уровень доходных поступлений целевой группы покупателей;
- предпочтения клиентов компании (формируются с опорой на национальную принадлежность, религиозные устои, традиции, менталитет и тенденции моды);
- прогнозируемые значения базовых показателей ценообразования в интересующем производителя сегменте рынка.
Предложение может корректироваться под воздействием таких факторов:
- имеющиеся средства производственного характера (в долгосрочной перспективе наличие у компании большого объема капитала приводит к наращиванию производственной мощности и увеличению количества выпуска готовой продукции);
- усовершенствование технологии производства (это позволяет сэкономить на текущих расходах);
- стоимость сырья и материалов (при уменьшении разрыва между ценой на сырье и готовые изделия компании вынуждены будут уменьшать объемы производства, рентабельность будет постоянно снижаться).
СПРАВОЧНО! Налоговая нагрузка на равновесную стоимость не оказывает прямого воздействия. Обязательства перед бюджетом производственные компании закладывают в цену товара, вследствие чего снижается спрос. Точка равновесия будет достигнута, но величина оптимального уровня производства будет скорректирована.
Как определить равновесную рыночную цену
Определение точки равновесия в вопросах ценообразования начинается с анализа взаимосвязи между величиной спроса и предложения. Оптимальным значением цены является уровень, при котором вся производимая продукция будет распродаваться. Например, предприятие решило заняться выпуском бюджетных моделей вязаных зимних шапок, себестоимость единицы продукции находится на уровне 105 рублей. Анализ конъюнктуры рынка и возможностей компании представлен в таблице:
Цена, руб./ед. | Объем производства, тыс.шт. | Спрос, тыс.шт. | Излишек / дефицит |
---|---|---|---|
130 | 300 | 750 | -450 |
140 | 430 | 660 | -230 |
150 | 450 | 600 | -150 |
180 | 500 | 500 | 0 |
200 | 520 | 470 | 50 |
250 | 570 | 400 | 170 |
500 | 707 | 250 | 457 |
Если устанавливать минимальную цену, предприятие готово выпускать не более 300 тысяч шапок. При этом спрос будет значительно выше, так как конкуренция в этом ценовом диапазоне низкая. В итоге будет сформирован дефицит. По мере роста цены компания готова наращивать объемы производства. Одновременно с этим будет ужесточаться конкурентная среда, а потребительский спрос пойдет на спад. В итоге при ценах выше 500 рублей за единицу на рынке появятся признаки затоваривания (в случае с сезонными товарами можно не успеть исправить ошибки в ценообразовании, понесенные издержки не окупятся).
Цена 520 рублей может считаться приемлемой, но надо быть готовым к тому, что в среднесрочной перспективе объемы продаж будут постоянно сокращаться. В каждом сезоне у предприятия будут оставаться нереализованными 50 тысяч шапок. В следующем периоде могут измениться тенденции моды или предпочтения потребителей, что значительно сократит возможности продажи прошлогодних остатков. В этой ситуации придется либо существенно снижать цены (иногда требуется понижать цены до уровня себестоимости или работать в убыток), либо создавать на их основе новые модели. Идеальным сочетанием спроса и производства будет характеризоваться цена в 500 рублей. Именно это значение и будет равновесной стоимостью.
Источник
Рыночное равновесие. Механизм его установления.
Экономическое равновесие — это точка, в которой объём спроса и объём предложения равны
В экономике, экономическое равновесие характеризует состояние, в котором экономические силы сбалансированы и, в отсутствие внешних воздействий, (сбалансированные) величины экономических переменных не будут изменяться.
Рыночное равновесие — ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению; объём продукта и его ценуназывают равновесными или ценой рыночного клиринга. Такая цена имеет тенденцию в отсутствие изменений спроса и предложения оставаться неизменной.
Рыночное равновесие характеризуется равновесной ценой и равновесным объёмом.
Равновесная цена (англ. equilibrium price) — цена, при которой объём спроса на рынке равен объёму предложения. На графике спроса и предложения она определяется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения.
Равновесный объём (англ. equilibrium quantity) — объём спроса и предложения товара при равновесной цене.
Механизм достижения рыночного равновесия
Свободное движение цены в соответствии с изменением спроса и предложения, приводит к тому, что товары, проданные на рынке, распределяются в соответствии со способностью покупателей оплатить цену, предлагаемую производителем. Если спрос превышает предложение, то цена будет расти до тех пор, пока спрос не перестанет превышать предложение. Если предложение больше, чем спрос, то на рынке совершенной конкуренции цена будет снижаться до тех пор, пока все предлагаемые товары не найдут своих покупателей [2] .
Виды рыночного равновесия
Равновесие бывает устойчивым и неустойчивым. Если после нарушения равновесия рынок приходит в состояние равновесия и устанавливаются прежние равновесные цена и объём, то равновесие называют устойчивым. Если после нарушения равновесия устанавливается новое равновесие и изменяется уровень цен и объём спроса и предложения, то равновесие называют неустойчивым.
Процесс и факторы производства. Производственная функция
Производство – процесс преобразования ресурсов в блага, прямо или косвенно служащих удовлетворению человеческих потребностей.
Ресурсы, вовлеченные в процесс производства принимают форму факторов производства.
Факторы производства:
— труд (совокупность рабочей силы);
— капитал (материальная форма средств производства);
— земля (комплекс природных условий);
— предпринимательская способность (деятельность по организации производства и контролю за ним);
— научно-технический прогресс (инновации).
Производство – процесс трансформации факторов производства в предназначенные для потребления блага.
Результаты производства – товары и услуги.
Технология производства – определённая устойчивая комбинация факторов производства.
Центральная проблема процесса производства – выбор эффективного способа производства, обеспечивающего максимальный объём выпуска при данном количестве ресурсов (выбор оптимальной комбинации факторов и масштаба производства).
В рамках применения одной технологии всегда существует зависимость между величиной потреблённых ресурсов и объёмом выпуска продукции, из чего следует, что для каждого данного способа производства физический объём выпуска продукции представляется в виде функции от физического объёма факторов производства, потреблённых в единицу времени (производственной функции).
Производственная функция – функциональная взаимосвязь, отражающая зависимость между вводимой комбинацией факторов производства и объёмом выпуска продукции.
где Q – значение объёма выпуска, f – форма функциональной зависимости между вводимыми факторами производства и объемом выпуска,
Ха, Хb, Хc, …, Хn — значения применяемых в производстве факторов.
Типы уравнений, описывающие форму производственной функции:
Q = a + bX + c Х 2 либо a + bX — cХ 2 ;
Q = a + bX + c Х 2 + dХ 3 ;
Проблема эффективности производства
Технологическая эффективность – характеристика производства, которая определяет в натуральном выражении лучшее из всех возможных (оптимальное) сочетание факторов производства, применяемых для данного объёма выпуска.
Технологически эффективным будет тот способ производства, при котором обеспечивается наибольший объём выпуска при данном количестве факторов или при котором данный объём выпуска достигается при меньшем количестве хотя бы одного из применяемых факторов
Экономическая эффективность – характеристика производства, определяющая такое сочетание факторов производства, при котором заданный объём выпуска обеспечивается с наименьшими стоимостными затратами.
Экономически эффективным будет тот технологически эффективный способ производства, при котором альтернативная стоимость (затраты) применённых для данного объёма выпуска факторов производства будет наименьшей.
Возможности изменения факторов производства имеют свои ограничения.
Для исследования влияния факторов на объём выпуска используются понятия краткосрочного и долгосрочного периодов, а все факторы производства делятся на постоянные и переменные.
Краткосрочный период – период, в течение которого невозможно изменить все факторы производства.
Долгосрочный период – период, в течение которого могут быть изменены все факторы производства.
Переменные факторы – это ресурсы, количества которых могут быть изменены в рамках краткосрочного периода.
Постоянные факторы – это ресурсы, количества которых не могут быть изменены в рамках краткосрочного периода.
Сверхдолгий период – временной интервал, достаточный для изменения технологии.
Задача анализа производственного выбора в краткосрочном периоде – определить влияние изменения каждого отдельного переменного фактора на объём выпуска продукции, т.е. выявить его эффективность.
Общий продукт (ТРх) от переменного фактора Х – это общий объём выпуска, произведенный при данном количестве постоянного и переменного факторов.
Средний продукт (АРх) от переменного фактора Х показывает объём выпуска, приходящийся на единицу переменного фактора: АРх = ТРх/Х.
Предельный физический продукт (МРх) – это дополнительное количество продукции, произведенной дополнительной единицей переменного фактора с учетом фиксированной величины постоянного фактора.
Предельный продукт характеризует прирост общего продукта за счет единичного увеличения переменного фактора: МРх = ТРх/ Х.
Закон убывающей отдачи (закон Кларка)
Особенность любого производственного процесса: если при фиксированном количестве постоянного фактора наращивать применение переменного фактора, то производственный выпуск обязательно достигнет максимума и начнёт снижаться, что обусловлено изменениями в отдаче (производительности от переменного фактора.
Отдача от переменного фактора характеризует относительное изменение величины выпуска в результате изменения количества переменного фактора.
Возрастающая отдача от переменного фактора – выпуск увеличивается в большей пропорции чем увеличивается фактор.
Постоянная отдача от переменного фактора – изменение объёма выпуска происходит в той же пропорции, что и увеличение фактора.
Убывающая отдача от переменного фактора – выпуск увеличивается в меньшей пропорции чем увеличивается фактор.
Отрицательная отдача от переменного фактора – увеличение переменного фактора сопровождается сокращением абсолютной величины выпуска.
Закон убывающей предельной отдачи: по мере увеличения затрат переменного фактора при фиксации остальных достигается точка, с которой использование дополнительного количества переменного фактора ведёт к снижению прироста продукта, а затем и к его абсолютному сокращению. (Закон действует только в краткосрочном периоде).
Вывод: возможности для увеличения выпуска продукции при фиксации хотя бы одного фактора производства являются ограниченными.
Эффект масштаба и его виды
Масштаб производства – это некоторое кратное изменение всех факторов производства. (Что возможно только в долгосрочном периоде).
Увеличение масштаба производства даже при неизменности пропорции между факторами может привести к разным результатам: сопровождаться ростом объёма производства в той же, большей или меньшей пропорции.
Эффект масштаба – это свойство процесса производства, отражающее изменение соотношения между увеличением затрат факторов производства и ростом объёма выпуска.
Постоянный (неизменный) эффект масштаба – объём выпуска изменяется в той же пропорции, что и затраты факторов.
Положительный (растущий) эффект масштаба – объём выпуска увеличивается в большей пропорции, чем затраты факторов.
Отрицательный (снижающейся) эффект масштаба – объём выпуска увеличивается в меньшей пропорции чем затраты факторов
Экономическая природа фирмы
Фирма – субъект, поставляющий продукцию на рынок.
Фирма – хозяйственная единица, обладающая обособленным имуществом и оформленными правами, позволяющими ей осуществлять коммерческую деятельность под свою имущественную ответственность (юридическая трактовка).
Экономическая трактовка фирмы
Фирма – институциональное образование, посредством которого осуществляется координация ресурсов (институциональная теория фирмы).
Неоклассическая теория фирмы
Фирма – технологическая единица, деятельность которой описывается производственной функцией.
Фирма – производственная единица, осуществляющая свою деятельность на принципах оптимизации затрат, с целью максимизации прибыли.
Фирма — это хозяйственная организация, юридически зарегистрированная и принимающая самостоятельно решения: что, как и в каких размерах производить; где, кому и по какой цене продавать.
Фирма может быть огромной и небольшой, но в любом объеме обладает определенными преимуществами:
а) сокращение трансакционных издержек;
б) сокращение средних издержек производства;
Источник