Рыночное равновесие способы достижения

Рыночное равновесие и механизм его достижения

Рыночное равновесие может быть частичным или общим. Если рынок товара рассматривать изолированно от других рынков, то имеет место частичное равновесие. Общее равновесие предполагает изучение равновесия взаимосвязанных рынков. Рассмотрим частичное равновесие рынка и то, каким образом оно достигается (рис. 3.7).

При взаимодействии спроса и предложения товара на рынке устанавливается равновесие, характеризующееся рыночной ценой (P*) и равновесным количеством (Q*), на графике это координаты точки равновесия (Е) — точки пересечения линии спроса и линии предложения. Частичное равновесие на товарном рынке означает, что величина спроса равна величине предложения, а цена спроса равна цене предложения (3.7.):

Рис. 3.7. Рыночное равновесие

Каким образом рынок приходит к равновесию? Существуют две модели механизма достижения равновесия на рынке, их авторами являются А. Маршалл и Л. Вальрас.

В модели Л. Вальраса независимыми переменными служат цены, от которых зависят величина спроса и предложения:

В модели А. Маршалла независимыми переменными выступают величины спроса и предложения, от которых зависят цены спроса и предложения:

Рассмотрим эти модели:

— Механизм достижения рыночного равновесия по Л. Вальрасу изображен на рис. 3.8.

Рис. 3.8. Достижение равновесия рынком по Вальрасу

Если продавцы попытаются продавать товар по цене P1, которая выше чем P*, то при этой цене величина предложения QS1 будет выше, чем величина спроса QD1. На рынке возникнет избыток товара, равный разнице QS1 — QD1. Производители не смогут реализовать этот избыток, и между ними возникнет конкуренция. Производители будут снижать цену до P*. При P* избыток товара будет устранен и величина предложения будет равна величине спроса.

При цене P2, которая ниже чем P*, величина предложения QS2 будет ниже, чем величина спроса QD2. На рынке возникнет дефицит товара, равный разнице QD2 — QS2. Товара произведено меньше, чем готовы приобрести, покупатели будут конкурировать между собой за возможность купить товар. Производители будут повышать цену до тех пор, пока не исчезнет дефицит, — до P*.

При P* величина спроса равна величине предложения и у продавцов отсутствуют стимулы менять цену, так как нет ни дефицита, ни избытка товара.

Мы видим, что если товар продаётся на рынке по цене, не совпадающей с равновесной ценой, то при этой цене возникает либо дефицит товара, либо его избыток и возникающая конкуренция между покупателями или продавцами повышает или повышает цену до уровня равновесной цены.

Таким образом, по Вальрасу, рынок реагирует на разницу между величиной спроса и величиной предложения, возникающую при ценах, отличных от равновесной цены, путем изменения цены товара.

Механизм достижения рыночного равновесия по А. Маршаллу изображен на рис. 3.9.

Рис. 3.9. Достижение равновесия рынком по А. Маршаллу

Если на рынке производители будут продавать товар в объёме Q1 выше

Q*, то цена спроса PD1 будет ниже цены предложения PS1. Производители товара будут нести убытки и снижать объем выпуска, при этом убытки будут уменьшаться и исчезнут при Q*.

Если на рынке производители будут продавать товар в объёме Q2, который ниже Q*, то цена спроса PD2 будет выше цены предложения PS2. Производители товара будут получать прибыль, это стимулирует увеличение объема выпуска, при этом прибыль будет уменьшаться и исчезнет при Q*.

При Q* цена спроса будет совпадать с ценой предложения, и у производителей отсутствуют стимулы менять объём выпуска.

Мы видим, что если товар продаётся на рынке в количестве, не совпадающем с равновесным количеством, то при этом количестве производители получают прибыль или несут убытки, реагируя на это, производители увеличивают или уменьшают объём выпуска до уровня равновесного количества.

Таким образом, по Маршаллу, рынок реагирует на разницу между ценой спроса и ценой предложения, возникающую при объемах выпуска, отличных от равновесного количества, путем изменения объема выпуска товара.

Принято использовать модель Вальраса для описания действия рыночного механизма в краткосрочном периоде, а модель Маршалла – для описания рыночного механизма в долгосрочном периоде, так как в краткосрочном периоде производителям легче поменять цену товара, нежели его выпуск. Далее при изучении темы мы будем использовать модель Вальраса.

Читайте также:  Способ применения маалокса жидкий

Мы рассмотрели, каким образом на рынке достигается равновесие, если же меняется любой из неценовых факторов спроса или предложения, то рынок аналогичным путем приходит к новому равновесию.

Источник

Вопрос №1 Способы достижения рыночного равновесия.

Рыночное равновесие — ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению; объём продукта и его цену называют равновесными или ценой рыночного клиринга. Такая цена имеет тенденцию в отсутствие изменений спроса и предложения оставаться неизменной.

Рыночное равновесие характеризуется равновесной ценой и равновесным объёмом.

Свободное движение цены в соответствии с изменением спроса и предложения, приводит к тому, что товары, проданные на рынке, распределяются в соответствии со способностью покупателей оплатить цену, предлагаемую производителем. Если спрос превышает предложение, то цена будет расти до тех пор, пока спрос не перестанет превышать предложение. Если предложение больше, чем спрос, то на рынке совершенной конкуренции цена будет снижаться до тех пор, пока все предлагаемые товары не найдут своих покупателей.

Здесь вначале продавцы предложили на продажу объем товаров Q\ по цене (точка В). Но при такой цене покупатели готовы приобрести намного меньший объем этих товаров. Он равен Q2 (точка А). На рынке возникает ситуация избытка товаров (затоваривание) в размере (Q1-Q2) Чтобы распродать весь объем произведенных товаров, продавцы вынуждены снизить цену до уровня P2(точка Q. Именно эту цену они приняли в дальнейшем в качестве ориентира при определении объема предложения на рынок новых партий товара. При такой низкой цене они смогут предложить на рынок объем товаров, Равный Q3 (точка D), зато покупатели готовы купить уже больше Товаров Q1 .Значит, на рынке сложится ситуация дефицита товаров в размере (Q3-Q1) Обнаружив, что товар стал дефицитен, продавцы станут повышать цену, пока не достигнут того ее уровня, при котором покупатели купят весь объем товаров Q3 В итоге цена на рынке поднимется до уровня P3 (точка Е). Но при таком уровне цены продавцам будет выгодно в следующий

раз предложить на рынок уже больший объем товара —Q4 (точка F). Но это вновь породит ситуацию избытка товаров. Продавцам придется снижать цену до уровня Pi,, и в следующий раз они предложат на рынок объем товаров Q$. С каждым разом процесс рыночного согласования интересов продавцов и покупателей приводит к формированию объемов продаж и цен, все более близких к равновесному состоянию. На рис. 10.4 ему соответствует точка пересечения кривых спроса и предложения с координатами

(Р*). К сожалению, эту точку так легко обнаружить лишь в учебнике.

В жизни параметры рыночного равновесия приходится нащупывать методом проб и ошибок. Но если процесс формирования рыночных цен протекает без помех, то состояние равновесия будет в конце концов рынком достигнуто. Скользя по ≪паутине рыночных согласований≫ (ее на рис. 10.3 обозначают стрелки, соединяющие точки А, В, С, D, E, F, G, Н), рынок поможет продавцам и покупателям найти ту цену, при которой весь предложенный на продажу объем товаров будет куплен. Отметим, что этот механизм работает одинаково как в случае затоваривания (этот вариант мы рассмотрели выше), так и в случае дефицита. Иными словами, в любой из ситуаций несбалансированности спроса и предложения рынок заставляет (пусть незримо, но мощно!) обе стороны искать обоюдоприемлемый компромисс. И этим компромиссом становится то сочетание объема производства и уровня цены, при котором будут в наибольшей мере удовлетворены и покупатели, и изготовители.

Источник

Спрос, предложение и рыночное равновесие

4.3. Рыночное равновесие и государство

Рыночное ценообразование по законам спроса и предложения, формирование на этой основе равновесных рыночных цен лежат в основе саморегулирования рыночной экономики, ее способности эффективнее других систем решать экономические проблемы.

Формы государственного вмешательства в ценообразование

Реальности современной рыночной экономики таковы, что практически нет стран, где бы не осуществлялась та или иная форма вмешательства государства в процесс ценообразования. Наиболее распространенными вариантами такого вмешательства в действие рыночных конкурентных сил можно считать государственный контроль над ценами, а также введение налогов и предоставление субсидий. В первом случае нарушения механизма конкурентного ценообразования достаточно очевидны. Во втором случае косвенное воздействие через налогообложение и субсидии внешне не нарушает действие рыночного ценообразования, но обычно существенно его деформирует. Нужно ли такое вмешательство рынку? И если да, то зачем и в каких пределах?

Читайте также:  Алкоголизм как способ решение проблем

Рассмотрим оба направления государственного вмешательства подробнее.

4.3.1. Государственный контроль над ценами

Установившиеся равновесные цены, в силу разных обстоятельств, не всегда устраивают общество. Государственное вмешательство в этом случае может принимать форму принудительного (законодательного) установления фиксированных цен.

Такие фиксированные цены могут быть двух типов:

  1. когда равновесные цены представляются обществу слишком высокими, государство устанавливает цены ниже равновесных (максимальные цены, или потолок цены).
  2. когда равновесная цена представляется слишком низкой, тогда законодательно устанавливаются цены выше равновесной (минимальные цены, или нижний уровень цены).
Последствия фиксации цен

Решая с той или иной степенью успешности поставленные перед ними задачи, фиксированные цены одновременно приводят к уже известным нарушениям рыночного равновесия (см. рис. 4.6):

  • если фиксированная цена ниже равновесной, возникает дефицит товара;
  • если принудительно установленная цена выше равновесной, следствием будет излишек товара.

И в первом и во втором случаях при свободном ценообразовании рынок мог бы выработать механизм выхода из неравновесного состояния. Когда же цена законодательно зафиксирована, это блокирует действия конкурентных рыночных сил и для решения возникающих проблем вновь необходимо вмешательство государства.

На рис. 4.20 дана подробная графическая интерпретация случая установления потолка цен. На основе фиксированных цен в условиях рыночной экономики государство, как правило, пытается решить те или иные социальные вопросы. Так, к установлению максимальной цены (потолка цены — ) государство вынуждено прибегать, когда равновесная цена () столь высока, что исключает данный товар из потребления большей части населения, а товар относится к предметам первой необходимости (хлеб, сахар, молоко). Чаще всего подобная ситуация вероятна в периоды войн, кризисов, неурожая и т.п.

Вследствие введения фиксированных цен возникает устойчивый дефицит (). Это означает, что устанавливая ради блага населения низкую цену, государство вместе с тем не гарантирует всем своим гражданам возможности получения данного товара. Если речь идет о социально значимом товаре, то последствия могут быть не менее негативными, чем при высоких ценах. В конце концов людям все равно, по какой причине они не будут потреблять хлеб: из-за высокой цены или вследствие отсутствия его в магазине. В обоих случаях вину возложат на правительство, не умеющее управлять экономикой.

Черный рынок

Другое негативное последствие установления потолка цены — черный рынок, который является спутником дефицита. Причины его существования понятны — часть граждан готова переплачивать сверх установленной государством цены за отсутствующий в официальной торговле товар. К этому могут толкнуть разные обстоятельства — от высоких доходов, когда реальностью становится жизнь по принципу «время — деньги», до экстренных событий, случающихся в жизни каждого (болезни, праздники и др.), когда люди с относительно небольшими доходами готовы платить за дефицитный товар большие деньги.

А дальше возникает неизбежная цепочка последствий. Допустим, что контролируемые государством производители не решатся превысить предельную цену , но тогда они ограничат объем производства уровнем , соответствующим кривой предложения S.

Именно этот фиксированный объем продукции попадет в руки теневиков, обеспечивающих «добывание» дефицитного товара. Соответственно на смену кривой предложения S придет новая вертикальная кривая предложения , которая отражает поведение посредников. А ее пересечение с кривой спроса задаст цену и количество, характеризующие равновесие на «черном» рынке. Хорошо видно, что итоговая точка равновесия на черном рынке достигается при значительно большей цене, чем равновесная цена свободного рынка (2 > Р_0″ style=»display: inline; «>). А ведь целью государственного вмешательства была именно завышенность равновесной цены. Другими словами, черный рынок — это верный признак провала государственной политики ограничения цен.

Черный рынок в СССР

Только тот, кто не жил в России в дореформенные времена, не сталкивался с черным рынком. Покупка мяса, обуви, одежды, стройматериалов «с рук» была обычным явлением в советской экономике. Подавляющая часть дефицитных товаров никогда не попадала в открытую продажу, а немедленно распределялась по «своим людям», которые в дальнейшем и перепродавали их по завышенным ценам.

Читайте также:  Как наказать подругу за обиду легким способом

Разумеется, со «спекуляцией» боролась армия контролеров, но их усилия давали почти нулевой результат. Работники торговли принимали просто больше мер предосторожности. К тому же контролеры — тоже люди, их постоянно пытались (и часто с успехом) подкупить.

Наказуемость спекуляции заставляла осторожничать и людей, пытавшихся купить дефицитный товар. Было очевидно, что в прямой форме от неизвестного лица продавец взятку не возьмет. Поэтому, чтобы иметь мясо, приходилось «дружить» с мясником (т.е. не просто давать деньги, а дарить подарки, всячески выражать свое уважение и т.д.), чтобы ездить на исправной машине — «дружить» с автомастером.

Количественные оценки распространенности черного рынка в СССР весьма ненадежны, однако, по мнению экспертов, в 1970-е годы через него проходило 20–30% всех потребительских товаров.

Способы противодействия дефициту

Государство может ликвидировать дефицит и в условиях фиксированных цен двумя путями.

  1. увеличить предложение до за счет, например, дополнительных закупок данного товара за рубежом;
  2. уменьшить спрос на товар путем установления каких-то дополнительных, помимо денежных, ограничений на объемы покупок. Иными словами, с помощью карточек, талонов, купонов нормировать (рационировать) его потребление, доведя его до .

Оба этих способа широко использовались в нашей стране в период существования директивных, устанавливаемых государством цен.

Для ликвидации дефицита государство использовало товарные интервенции. Так, на закупку импортной продукции тратились значительные финансовые средства, оплачивавшиеся за счет экспорта нефти и газа.

Что касается рационирования, то оно в нашей стране в виде жесткой карточной системы использовалось в годы индустриализации (1929–1935), в период Великой Отечественной войны (1941–1945) и послевоенного восстановления (до 1947). В более спокойные периоды жизни страны дефицитные товары распределялись по спискам и предварительной записи, а главное — с помощью бесконечных очередей и установления норм отпуска товара. Фактически покупателя заставляли заплатить за товар две цены: деньгами и затратами времени и сил. Длиннющая очередь за колбасой была своеобразным механизмом ограничения спроса. Купить ее за один раз сверх установленной нормы отпуска было нельзя, а отстоять очередь дважды — не было сил.

Устанавливались приоритеты и льготы, когда товар доставался вне очереди определенным категориям населения, например, участникам Великой Отечественной войны или многодетным матерям. В конце 1980 – начале 1990-х годов получило широкое распространение использование талонов на отдельные виды товаров, например, сахар, масло, водку, мясо, моющие средства и др.

Фиксация цен как экстренная мера

Может сложиться неверное впечатление, что любое вмешательство государства в рыночный механизм ценообразования абсолютно недопустимо. В действительности существует несколько типичных ситуаций, когда оно используется как экстренная мера.

При существовании прямой угрозы жизни человека. Принципы гуманности не позволяют, например, отказывать в неотложной медицинской помощи человеку лишь потому, что он неплатежеспособен. В большинстве развитых стран даже частнопрактикующие врачи (не говоря уже о государственных клиниках) в случае неоказания экстренной помощи подлежат уголовной ответственности.

По этой же причине тяжелобольным бесплатно или с большими скидками отпускаются жизненно важные лекарства. В современной России, в частности, существует система льготных рецептов, позволяющая приобретать их со 100% или 50% скидкой. Льготными цены на такие лекарства являются только для пациентов, производителям же полная стоимость выплачивается за счет бюджета, для которого это может быть серьезной финансовой нагрузкой.

Фиксация цен на совершенном рынке

Государственная фиксация цен в менее критической обстановке обычно бывает ориентирована на устранения перекосов в рыночном ценообразовании, возникших в результате несовершенства рынка, скажем, отсутствия на данном конкретном рынке конкуренции. Подробнее принципы государственного ценообразования в таких условиях рассмотрены в связи с проблемами монополизма (см. «Монополия» ), здесь же важно уяснить общий принцип.

Борясь с несовершенствами рыночного механизма, государство устанавливает обязательную цену, максимально близкую к равновесной. Другими словами, государство имитирует действие рыночных сил в тех условиях, где их естественное функционирование блокировано какой-либо силой. При этом государственное вмешательство не только не создает дополнительных диспропорций в экономике (вроде дефицита), но сглаживает уже существующие. И это понятно: государственные меры не отклоняют рынок от точки равновесия, а приближают к ней.

Источник

Оцените статью
Разные способы