- Методы принятия управленческих решений
- Типы управленческих решений
- Основные методы принятия решений
- Инструменты для принятия управленческих решений
- Типы экономических систем
- Понятие экономической системы
- Основные типы экономических систем
- Факторы, влияющие на развитие всех типов экономических систем
- Отличительные черты экономических систем
- Черты традиционной экономики
- Особенности командно-административной экономики
- Черты рыночной экономики
- Характерные черты смешанной экономики
- Таблица с различиями видов экономических систем
- Достоинства и недостатки типов экономических систем
Методы принятия управленческих решений
Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии
Бизнес требует регулярных выборов — от простых и рутинных до стратегических. Расскажем о методах принятия управленческих решений и практических инструментах, которые помогают руководителю.
Типы управленческих решений
Личные и организационные. Пример личного решения — арендовать офис поближе к дому, чтобы было удобнее приходить туда. Или закупить для бизнеса технику любимого бренда, чтобы получать удовольствие от работы. Это влияет на деятельность косвенным образом, такие задачи сложно делегировать. Организационные же решения прежде всего продвигают интересы компании, учитывают выгоду всех заинтересованных сторон: клиентов, поставщиков, руководителя, сотрудников. Они влияют на деятельность организации прямым образом, их можно делегировать. Это, например, правильная оценка продукции, исключение бракованных товаров из партий на продажу, выбор рекламного агентства.
Индивидуальные и групповые. Индивидуальные решения принимает руководитель, бухгалтер или менеджер лично. Они касаются повседневных действий: сдать отчет сегодня, а не завтра, выставить счет сейчас, а не после выходных. Групповые решения принимает группа людей, которые собрались специально для этого. Например собрание учредителей постановляет открыть новое направление в бизнесе или определяет размер дивидендов. Такие действия имеют далеко идущие последствия и влияют на работу организации в целом, требуют обсуждения и согласования.
Запрограммированные и незапрограммированные. Запрограммированные решения повторяются: вы выплачиваете зарплату, делаете отгрузку покупателю, регулярно сдаете отчеты. Для легкости и точности выполнения таких действий есть протоколы, правила, договоры, они помогают выполнить действия. Незапрограммированные решения касаются уникальных или необычных ситуаций, для которых нет готовых формул. Приходится собрать все данные и хорошо их обдумать, чтобы выбор принес хороший результат, но часто приходится действовать в ситуации неопределенности. Такие выборы, в отличие от запрограммированных, принимаются руководителями высокого уровня.
Стратегические, административные и рутинные. Стратегические решения принимает руководитель, они самые важные, касаются жизни всей организации. Административные могут принимать менеджеры среднего звена, эти выборы касаются в том числе реализации стратегии. Рутинные — повторяются, не требуют долгих размышлений, касаются краткосрочных процессов, мало влияют на работу организации. Такие задачи можно передать специалистам и менеджерам более низкого уровня.
Основные методы принятия решений
В управлении есть четыре базовых метода принятия решений. Они подходят для разных ситуаций, требуют разных инструментов и компетенций.
Авторитарный метод – самостоятельный выбор. Чаще всего это делает руководитель бизнеса или направления, беря на себя всю ответственность. Этот метод самый быстрый, он не требует согласования с другими людьми и обсуждения вариантов. Но он самый рискованный: если у руководителя недостаточно знаний или данных, он может выбрать проигрышный путь.
Консультативный метод – руководитель делает выбор после совещания с другими людьми — консультантом, бухгалтером, партнером. Этот метод займет больше времени, но он снимает часть рисков, потому что руководитель пользуется чужими знаниями и компетенциями.
Метод голосования – обсуждение вариантов в группе с последующим голосованием. Это помогает выбрать вариант, благоприятный для большинства. Метод подходит для вопросов, которые затрагивают многих людей: например, инструменты и технику выбирают вместе с сотрудниками, которые будут с помощью этих инструментов работать. Его называют демократическим, потому что учитывается мнение каждого.
Метод консенсуса – обсуждение тоже проходит в группе: все обсуждают варианты и рекомендации, пока не выберут один путь. Это самый трудоемкий метод, он требует долгого обсуждения, аргументации, включения всех членов группы. Он также подходит для вопросов, которые касаются большинства: например, для обсуждения стратегического развития компании на собрании учредителей.
Инструменты для принятия управленческих решений
Чтобы руководитель делал грамотные выборы, он должен опираться на надежные знания и сведения. Такие данные он может получить от ключевых сотрудников, а также взять из управленческого учета.
Управленческий учет — это система отчетов, в которые собираются данные о бизнесе. Руководитель анализирует, сличает отчеты и понимает, на что тратятся деньги, есть ли долги и должники, какова себестоимость товаров и услуг, какие из них приносят больше прибыли, есть ли убыточные направления в бизнесе. Так предприниматель контролирует деньги предприятия, избегает кассовых разрывов, когда на счетах нет денег для уплаты налогов или зарплаты. Он вовремя выполняет обязательства, знает, когда можно выводить деньги из бизнеса или открывать новое направление, а когда нужен срочный займ.
Управленческий учет можно вести самостоятельно или с помощью специальных программ. Первый вариант обычно подходит начинающим предпринимателям, потому что с развитием бизнеса данных становится слишком много, и учет лучше автоматизировать.
- Самостоятельный учет можно вести в Excel или Гугл-таблицах. Три самых важных документа для финансового учета — это Отчет о прибылях и убытках (или о финансовых результатах), Отчет о движении денежных средств и Управленческий баланс. В сети много шаблонов этих отчетов с настроенными формулами для разных типов бизнеса. Вы можете найти подходящий шаблон и настроить его под себя. Придется регулярно заносить данные в таблицы и анализировать результаты расчетов.
- Управленческий учет в бухгалтерском сервисе удобен тем, что финансовые отчеты уже не требуют ваших специальных действий. Бухгалтерский сервис получает данные о продажах, покупках, выдаче зарплаты, налогах и прочих операциях. На основе этих данных система строит бухгалтерские отчеты и отдельно — отчеты для руководителя. При выборе сервиса для бухучета уточняйте, есть ли у него блок управленческих отчетов. В этом случае вы платите за учетную систему, а бонусом к ней получаете инструменты для финансового контроля.
- Специализированные сервисы для управленческого учета. Если вы уже работаете в бухгалтерской системе без управленческого блока, можно подобрать отдельный сервис для принятия управленческих решений. Его придется интегрировать с интернет-банком или бухгалтерской программой, чтобы сервис мог автоматически собирать данные для управленческих отчетов. Плюс такой системы — в гибкости: вы можете настраивать отчеты под себя, добавлять несколько расчетных счетов, строить отчеты на будущее.
Веб-сервис для малого и среднего бизнеса Контур.Бухгалтерия умеет строить 7 управленческих отчетов и проводить финансовый анализ для оценки рисков бизнеса. Система строит отчеты на основе банковской выписки и первичных документов бухгалтерского учета:
- контроль за продажами и поступлениями средств;
- оценка себестоимости товаров и услуг, прибыльности каждого направления в бизнесе;
- сверка с контрагентами по оплатам и долгам;
- ведение учета отдельно по каждому проекту в бизнесе, чтобы видеть прибыльность проекта, затраты на него и аналитику по нему;
- сумма выручки и объем продаж по всем проданным товарам, услугам или продукции;
- остатки товаров и материалов;
- финансовый анализ, который прогнозирует вероятность банкротства и выездных проверок.
Начните строить отчеты и посмотрите, подходит ли вам Бухгалтерия. В системе легко вести бухгалтерский и налоговый учет, платить налоги и зарплату, сдавать отчетность через интернет. В ней есть электронный документооборот, валютный учет, разные уровни доступа для коллег и чат для общения. Первые 14 дней работы в сервисе бесплатны для всех новых пользователей.
Источник
Типы экономических систем
О чем эта статья:
10 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Понятие экономической системы
Экономическая система ― это действующая совокупность принципов, правил и связей, которые определяют форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, обмена и потребления экономического продукта.
Цель экономической системы — организовать социально-экономические отношения между производителем и потребителем с максимальной эффективностью.
Тип экономической системы характеризует:
- формы собственности;
- способы распределения ограниченных ресурсов;
- способы регулирования экономики.
Перечислим основные типы экономических систем, которые рассматривают в школе на уроках обществознания.
Основные типы экономических систем
В современной экономической теории выделяют 4 вида экономических систем:
Традиционная экономика — самая ранняя экономическая система, в которой главную роль в создании, обмене и распределении играют традиции и обычаи. В ней же широко распространен ручной труд.
Примеры стран с традиционной экономикой: Бурунди, Бангладеш, Афганистан.
Командно-административная (плановая, командная, государственная, директивная) экономика — система, в которой почти все экономические ресурсы находятся в собственности государства, а руководство экономикой происходит через государственный план.
Примеры стран с командно-административной экономикой: Куба, Вьетнам, Северная Корея, СССР.
Рыночная экономика — система, которая основана на принципах свободного предпринимательства, конкуренции, а также на договорных отношениях между хозяйствующими субъектами. В рыночной экономике ограничено вмешательство государства в хозяйственную деятельность.
Отметим, что в современном мире нет примеров с чисто выраженной рыночной экономикой, в современных государствах чаще всего преобладает смешанная экономическая система.
Смешанная экономика — система, в которой совмещены элементы из разных экономических систем. В ней государство и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ.
Примеры стран со смешанной экономикой: Россия, Китай, Франция, Япония.
Факторы, влияющие на развитие всех типов экономических систем
К факторам, которые влияют на экономическое развитие, относят:
Месторасположение. Географическое положение, погодные условия и то, насколько местность обеспечена природными ресурсами, влияет на хозяйственную деятельность.
Взаимоотношения с соседними странами. Этот фактор тоже определяется географическим положением. С граничащим государством можно установить дружеские и/или торговые отношения или же, наоборот, конфликтовать, что повлияет на способ ведения хозяйственной деятельности.
Уровень развития экономики. Переход от одной системы к другой требует серьезных изменений во всех сферах деятельности. Если экономика не способна справиться с текущими проблемами, ее нужно реформировать.
Культурные особенности. Народности отличаются друг от друга укладом, традициями, менталитетом, религией. Эти различия влияют на отношение населения к трудовым обязанностям, распорядку дня и пониманию конечного результата.
Узнаем отличительные черты каждого вида экономических систем.
Отличительные черты экономических систем
Черты традиционной экономики
- Ручной труд преобладает во всех отраслях экономики.
- Характерно натуральное хозяйство.
- Медленное развитие техники и технологий производства или их отсутствие из-за противоречий с действующим укладом и традиционными религиозными и культурными особенностями.
- Широкое развитие обмена товарами и услугами (бартер).
- Незначительная роль предпринимательства.
- Преобладание традиций и обычаев. При этом главные экономические вопросы решаются в соответствии с ними.
- Активная роль государства.
- Объединенность членов экономических отношений.
- Религиозные и культурные особенности имеют первостепенную важность в экономической деятельности.
Особенности командно-административной экономики
- Все экономические решения принимают государственные органы через централизованное (директивное) планирование. То есть на каждом предприятии есть производственный план и исходя из него принимается решение, что и в каком объеме производить.
- Производители не могут решать, что им производить.
- У производителя нет интереса в повышении эффективности производства.
- Преобладает государственная форма собственности практически на все ресурсы.
- Управление всеми предприятиями из единого центра.
- Государство полностью контролирует производство и распределение продукции.
Черты рыночной экономики
- Свободное решение основных экономических вопросов на основе механизма спроса-предложения.
- Рынок ориентируется на покупателя.
- Экономические субъекты реализуют деятельность в соответствии с личными экономическими интересами.
- Государство почти не играет роли в распределении ресурсов, в том числе не производит общественные блага, не борется с безработицей и др.
- Преобладание частной собственности.
- Свободная конкуренция.
- Самостоятельный выбор поставщиков сырья и покупателей продукции.
- Рыночная экономика развивается, при этом является крайне нестабильной.
- Ограниченное вмешательство государства в хозяйственную деятельность.
Характерные черты смешанной экономики
У смешанной экономики нет уникальных отличительных черт, так как в ней присутствуют элементы других экономических систем. Вот что характерно для этой экономической системы:
- Сочетание двух механизмов регулирования: рыночного и государственного.
- Наличие частного и государственного сектора экономики.
- Сочетание мотиваций частных предпринимателей с социально-значимыми задачами в экономике. То есть участие государства в предоставлении социальных благ.
- Развитая инфраструктура.
- Роль государства в смешанной экономике: обеспечивает правовую базу экономики, поощряет конкуренцию, перераспределяет доходы, уменьшает безработицу, сокращает инфляцию, стимулирует развитие экономики, поддержка предприятий государственного сектора экономики, инвестирования в сферы образования, здравоохранения, науки, культуры и другие.
Таблица с различиями видов экономических систем
Критерии отличия | Традиционная экономика | Командно-административная | Рыночная | Смешанная |
Кому принадлежит собственность | Преимущественно общине | Преимущественно государству | Преимущественно частным лицам | Разнообразие форм собственности |
Что производят | Основано на традициях | Общественные блага | Потребительские товары | Общественные и потребительские товары |
Как производят | Решает государство | Решает производитель | Решает производитель и государство | |
Для кого производят | Для всех потребителей | Для конкретных потребителей | Для всех и для отдельных потребителей | |
Роль государства | Активная | Определяющая | Охранная | Охранная, антимонопольная, информационная, роль по перераспределению доходов |
Достоинства и недостатки типов экономических систем
Рассмотрим достоинства и недостатки каждой экономической системы.
Источник