Рыночная система как способ координации экономической деятельности

Тема 2. «Рыночная система».

2.1. Рыночная система как способ координации экономической деятельности людей. 2.2. Экономические основы функционирования рынка. 2.3. Предпринимательство и конкуренция. 2.4. Кругооборот благ, ресурсов и доходов как простейшая модель рыночной системы.

Осуществляя свой экономический выбор индивидуально, человек вынужден координировать свои действия с другими людьми. Во всем разнообразии конкретных механизмов координации экономической деятельности, действующих в разных странах, выделяют четыре типичные модели: традиционная экономика, командная экономика, рыночная экономика, смешанная экономика.

Признано, что из всех известных способов координации экономической деятельности людей наибольший вклад в развитие экономики внесла рыночная система. И хотя современную экономику характеризуют как смешанную, мы обращаемся к характеристике рыночной, так как она составляет ее основу.

2.1. Рыночная система как способ координации экономической деятельности людей.

2.1.1. Основные типы координации экономической деятельности людей.

Проблема координации экономической деятельности людей заключается в устранении помех индивидуальной экономической деятельности и функционирования всей экономики, в достижении ее максимально возможной эффективности. В интересах выделения общих принципов организации взаимодействия людей и вычленения закономерностей этих взаимодействий в экономической теории выделяют четыре модели экономики. Основными признаками выделения этих моделей являются собственность на средства производства и способ координации. 1. Традиционная экономика — это такая экономика, в которой пока отсутствует четкая спецификация прав собственности, а координация экономической деятельности людей осуществляется путем подчинения человека традиции, привычке, диктату другого человека. Хозяйственные связи закреплены традицией, вся система консервативна, существенные сбои весьма редки. Традиционная экономика — это докапиталистическая экономика, основанная на господстве земледельческой общины, на установлении цеховых порядков в ремесленном производстве. В современной мировой экономике она встречается в наиболее отсталых регионах, проявляется в экономическая жизнь традиционной деревни (в наиболее отсталых странах Африки, Азии), в жизни религиозных общин и т.п. 2. Командная экономика — это такая экономика, которая основана на государственной собственности на средства производства и в которой координация экономической деятельности осуществляется из центра, в интересах достижения поставленной цели, с учетом наличных экономических ресурсов. Хозяйственные связи хозяйствующим субъектам навязываются из центра. Преобладающий тип связи — вертикальная (центр — предприятие), связи между предприятиями также осуществляются не непосредственно, а через центр. Целеполагание, основанное на господстве государственной собственности, субъектом которого является государственная бюрократия, не учитывает индивидуальных устремлений людей и обычно является весьма произвольным. Примером командной экономики является бывшая экономика СССР и других социалистических стран. Вне социалистической системы ее частичная реализация возможна в военной мобилизационной экономике. 3. Рыночная экономика — это такая экономика, в которой господствует частная собственность на средства производства, а координация экономической деятельности осуществляется посредством механизм купли-продажи. Хозяйственные связи устанавливаются сознательно действующим в собственных интересах индивидами. Они являются двусторонними, гибким. Примером рыночной экономики являются экономики капиталистических стран на ранней и зрелой стадиях развития (преимущественно до середины ХХ века).

4. Смешанная экономика — это такая экономика, в которой сосуществуют разные формы собственности, а координация экономической деятельности через систему рынков дополняется координацией из экономического центра, сформированного с учетом интересов основных социальных групп данного общества. В основе смешанной экономики лежит рыночная, которая и по формам собственности, и по механизмам координации дополняется механизмами, обеспечивающими ее приспосабливаемость к современной НТР, а также гарантирующими более полный учет в экономическом развитии интересов всех членов общества. Практически все высокоразвитые современные экономики являются смешанными, однако сочетание форм собственности и рыночных и планомерных способов координации — разное для каждой отдельной страны. В каждой стране действует свой экономический порядок, специфика которого определяется особенностями ее экономического, национального, социально-политического, социокультурного развития, особенностями географического положения, набором естественных факторов производства, имеющихся на территории. Это порядок все время меняется исходя из потребностей экономической жизни общества. Теме не менее, в основе этого порядка в настоящее время лежит рыночная экономика, которая и становится объектом изучения в последующих темах.

Читайте также:  Понятие морального вреда способы защиты реферат

Источник

Способы координации экономической деятельности людей. Типы экономических систем

Структура и инфраструктура рынка. Преимущества и недостатки рынка.

Способы координации экономической деятельности людей. Типы экономических систем.

Тема №3

РЫНОК КАК СПОСОБ КООРДИНАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ

План:

2. Рынок: сущность, условия возникновения.

Способ организации хозяйственной деятельности жизни общества

Традиционная экономическая система

· Земля и капитал находятся — неразвитость обмена

в общем владении………… — отсутствие технического

· Ценится преемственность, — слабый производственный

приверженность традициям потенциал

· Господствует натуральное — ограниченность произво-

Хозяйство димых материальных благ

Признаки командной экономики:

1. Государственная собственность на средства производства

2. Производство в соответствии с планом

3. Цены назначаются государством

4. Производство не ради прибыли

Вот ее перечертить надо елки (((

Признаки рыночной экономики

1. Частная собственность

2. Свобода выбора

3. Личная выгода

4. Ценовой механизм (конкуренция)

5. Ограниченная роль государства

Прежде всего, целесообразно разграничить формы и методы регулирования рынка. Формы представляют собой разновидности координации рынка. Они показывают, в каком виде осуществляется эта координация. Методами служат способы, средства ее реализации, т.е. как именно (а не в каком виде) совершается названный процесс.

Формы реryлирования рынка могут складываться на разных основах. Рассмотрим вначале те из них, которые образуются в зависимости oт субъектов упорядочения товарно-денежного обмена.

Наиболее распространенной и наиболее очевидной из этих форм является государственное регулирование. Оно охватывает немало более частных, более конкретных мероприятий: лицензирование купли-продажи определенных товаров (в том числе различных услуг), упорядочение продовольственных рынков, координацию торговли лекарствами, регулирование банковской деятельности, влияние на внешнеторговый оборот и т.п. Особое значение приобретает государственная координация рынка рабочей силы, преимущественно посредством соответствующих юридических актов и специальных служб.

К форме рыночного регулирования правомерно отнести деятельность не только центральной, но и региональной власти.

Исключительно важную роль играет предпринимательское регулирование рынка, т.е. воздействие на товарно-денежный обмен со стороны собственников, средств производства и обращения. Это, в данном случае, хотя чаще всего неявная, скрытая, но фактически основная форма. Наибольший вес в ней принадлежит, конечно, крупным собственникам, тем более в национальных и международных масштабах. Однако средний, нередко и мелкий бизнес тоже может влиять на рынок (прежде всего, на региональный и местный), особенно когда он объединяет свои силы. Предпринимательские слои координируют сферу обмена чаще всего через деятельность государства и политических партий.

Все большее распространение получает коллективное регулирование рынка. Такую форму осуществляют общественные организации (прежде всего профсоюзы) и трудовые коллективы. Главная особенность здесь в том, что упорядочение процесса купли-продажи совершается обычно в интересах широких слоев населения.

Следующая из рассматриваемых форм — международная координация рыночных отношений. Ее реализуют транснациональные корпорации, а также различные межгосударственные организации. При этом основными специфическими чертами являются преследование интересов международного капитала и максимальные масштабы регyлирования.

Нельзя не отметить такую форму, как индивидуальное упорядочение рынка. Его субъектами служат конкретные личности. Подобная деятельность в той или иной степени присутствует во всех предыдущих формах. Однако, в разных формах рыночного регулирования участвуют социально различные индивиды: в государственном регулировании рынка задействованы представители власти, в предпринимательском — конкретные бизнесмены, в коллективном — представители широких слоев трудящихся.

В хозяйственной практике все названные формы не существуют в чистом виде; все они в какой-то мере носят смешанный характер. Так, государственное регyлирование рынка может быть одновременно и международным, и индивидуальным. В таком же сочетании нередко выступает предпринимательская деятельность в даннoм процессе.

Еще более многочисленные формы складываются в связи с объектами рыночного регyлирования.

Речь идет, прежде всего, об упорядочении тех или иных структурных разновидностей рынка. Перечислим соответствующие формы.

Читайте также:  Все способы постановки тире

Отметим в первую очередь координацию рынков средств производства и обращения, рабочей силы, предметов потребления, финансов, ценных бумаг. Далее, особыми формами является регулирование купли-продажи капитала, инвестиций, кредитов, страховых услуг. Нужно выделить также упорядочение оптового и розничного обмена, международных, национальных, региональных, местных рынков. Все перечисленные формы целесообразно объединить в укрупненные группы — хозяйственное регулирование рынка и его потребительское регулирование. Первое имеет целью экономическое развитие (стран и их регионов, предприятий), второе — удовлетворение личных потребностей населения. Тем самым хозяйственное и потребительское регулирование охватывает координацию разных структурных сфер рынка или разных их аспектов. Так, хозяйственное регулирование включает упорядочение обмена теми благами, которые непосредственно участвуют в производстве и обращении товаров: средств производства и обращения, рабочей силы, капитала, инвестиций и т.п. Напротив, потребительское регулирование рынка предполагает упорядочение тех его сфер, где обмениваются лишь предметы личного потребления (продовольствие, одежда, обувь, разнообразные потребительские услуги и др.).

Координирующие формы купли-продажи складываются в зависимости от обращения товаров и обращения денег. Из этих двух форм превалирующей следует считать согласование товарного обмена, поскольку деньги выступают лишь в качестве средства, посредника для такого обмена.

Как уже было показано, сравнительно внешние объекты регулирования — торговля и ее виды. Отсюда достаточно внешними формами упорядочения рынка является координация торговли в целом, а в более частном плане — координация ее разновидностей. В качестве примеров таких частных форм можно назвать регулирование государственной и кооперативной, оптовой и розничной внутренней и внешней торговли. Еще более частными формами служит согласование деятельности конкретного магазина или конкретного ресторана.

Для хозяйственной практики особую значимость представляют методы регулирования рынка, поэтому на их характеристике необходимо остановиться подробнее.

Источник

Рынок

Рынок существует больше шести тысяч лет, он принимал самые примитивные формы, пока не дорос до современного вида. Важно следить за состоянием рынка, оценивать конкурентов и цены — ведь очень сложно построить успешный бизнес или даже создать маркетинговую стратегию , не понимая основ экономики. В статье расскажем, что такое рынок, его виды и функции.

Что такое рынок

Рынок — это система экономических отношений между продавцом и покупателем, которая позволяет совершать обмен необходимыми ресурсами. Понятие рынка неразрывно связано с товарами, так как продукт — это главная его единица. Благодаря разделению труда людям приходится обмениваться продукцией друг с другом, ведь рынок — это то, что возникает из-за ограниченности человеческих ресурсов. Когда один человек не может самостоятельно производить все, что ему нужно, ему приходится обменивать товары — это рождает рынок.

Признаки рынка

Каждый вид рынка нацелен на разные продукты. Рынки эксплуатируют материальные объекты, умственные затраты и интеллектуальные труды. Они обладает неизменными признаками, по которым функционируют:

Нерегулируемый спрос. Потребитель решает, сколько ему нужно товаров и услуг.

Нерегулируемое предложение. Производитель решает, сколько производить.

Цена , которая не регулируется самостоятельно, а зависит от спроса и предложения.

Функции рынка

Рынок должен найти ответы на вопросы: что, как и для кого производить, поэтому он выполняет следующие функции:

Ценообразование. Цена устанавливается на основе законов рынка: спроса, предложения и возникающей конкуренции. Она отражает, насколько полезен данный продукт.

Посредничество. Рынок соединяет потребителей и производителей, и у каждого есть свобода выбора.

Регулирование спроса и предложений. Это устанавливает баланс товаров и услуг.

Информирование. Информация о товарах, продавце, размерах спроса на конкретные товары, состоянии экономики в целом.

Стимулирование. Постоянно отвечая на спрос предложением, участники рынка повышают качество товаров, создают новые технологии и поддерживают эффективность экономики.

Очищение. Экономика освобождается от ненужной деятельности, слабых единиц и поощряет развитие перспективных.

Формы организации

Для нормального функционирования рынку нужны самостоятельные организации, оснащенные средствами связи, на основе которых можно осуществить обмен товарами. Формы организации рынка — это то, каким образом, в каком месте и виде реализуется его работа, например, магазин, ярмарка, аукцион, терминал.

Читайте также:  Эмпатией можно назвать способ понимания другого человека

Популярные формы организации рынка:

Биржи — союз юридических и физических лиц, которые проводят оптовые торговые операции, цены на продукцию устанавливаются конкуренцией.

Аукцион — публичные торги, здесь продавец увеличивает цену, благодаря конкуренции покупателей.

Выставки — тематические выставки новейших технологий, автомобилей, разного рода товаров и услуг. На их базе организуют небольшие курсы, семинары, встречи с целью обмена опытом и консультации.

Ярмарки — мероприятия, которые организуются для покупок, продажи во всех отраслях производства. Бывают международные, всероссийские, региональные ярмарки.

Субъекты рынка — те, кто участвуют в обмене товаров (продавцы и покупатели). Объекты рынка — это то, на что обменивают (деньги, товары, услуги).

Виды рынков

Рынок принимает много форм и зависит от большого количества характеристик, поэтому он делится на виды по следующим признакам:

по территориальному признаку — местный, региональный, национальный, мировой;

по субъектам — покупатели, продавцы, госучреждения;

по объектам — рынки товаров и услуг, финансовый;

по формам — рынки кооперативов, государственный, арендный, совместных предприятий;

с учетом производства — замкнутый, насыщенный, смешанный;

по легальности — легальный, нелегальный;

по степени насыщенности товарами — равновесный, дефицитный, избыточный;

по степени экономической свободы — свободный, регулируемый.

Преимущества и недостатки рынка

Преимущества рынка в том, что участников рыночных отношений не ограничивают по численности, между ними свободная конкуренция и свободный доступ ко всем видам хозяйственной деятельности. На рынке не ограничены движения капитала и рабочая сила, информация в свободном доступе у всех участников.

Несмотря на то, что рынок — удобная и достаточно гармоничная система, в ней есть недостатки:

все зависит от случая;

невозможно сделать долгосрочный прогноз;

проблемы с экологией;

рост цен, инфляция.

Законы рынка

Чтобы рынок функционировал, есть определенные правила, которые регулируют его работу. Благодаря этим правилам поддерживают гармонию и здоровую экономику. Существуют три базовых закона рынка: закон стоимости, закон спроса и предложения, закон конкуренции .

Закон стоимости

Согласно этому закону обменивают товары, которые равны по стоимости. Производство становится более эффективным, ресурсы распределяются по отраслям, происходит дифференциация производителей.

Закон спроса и предложения

Закон спроса устанавливает обратную зависимость между объемом спроса на товар и его ценой. А закон предложения устанавливает прямую зависимость от объема предложения товара и его цены. То есть, чем выше цена, тем выше предложение, чем ниже цена, тем ниже предложение. Так законы спроса и предложения формируют цену на товар.

Закон конкуренции

Рынок не может существовать без конкуренции, из-за того, что товары создают разные производители, на нем происходит постоянная борьба. Все субъекты рынка пытаются получить максимальную выгоду, и этот закон иллюстрирует, что конкуренция — хозяйственная сила, объективно необходимая на рынке.

Конкуренция — важный фактор существования рынка, она выполняет ценообразующую, регулирующую, стимулирующую, контролирующую, разделяющую функции.

Существует несколько типов конкуренции: чистая конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Каждый из них описывает, сколько, как и каким образом участники рынка влияют на цену.

Способы регулирования рынка государством

Государство регламентирует правила экономических взаимодействий и регулирует рынок разными способами:

фиксированные цены на жизненно необходимые товары и услуги;

акцизный сбор, плата за высокорентабельные товары, его включают в стоимость продукта, поэтому его оплачивают покупатели, например, при покупке алкоголя и табака;

дотация — отрицательный налог, обычно получают производители, но иногда и покупатели;

Условия развития рыночного хозяйства

Чтобы рынок развивался, обогащал экономику и создавал условия для реализации бизнеса, должны быть условия:

свободная конкуренция, в которой есть свободное ценообразование, отсутствие монополии, законы, охраняющие права частной собственности;

наличие финансовых резервов для роста экономики: трудовые и природные ресурсы, свободный капитал.

Заключение

Современное общество трудно представить без рынка, он регулирует многие важные не только финансовые, но и социальные институты. Рынок — не идеальная система, но она позволяет разделять группы товаров между людьми, организовать бизнес и отслеживать зависимость цен от спроса и предложения.

Источник

Оцените статью
Разные способы