- Руление без отрыва кистей рук
- Приёмы руления
- Руление без отрыва рук от рулевого колеса
- Руление «перехватом»
- Силовой способ руления
- Руление одной рукой
- Управление автомобилем. Часть 2. Руление
- Основы управления автомобилем
- Как держать руль
- Руление без отрыва кистей рук.
- Руление перехватом
- Поворот руля с предварительным захватом
- Вращение руля одной рукой
- Типичные ошибки при рулении
Руление без отрыва кистей рук
Это совсем несложно. Надо соблюсти только одно условие – «приклеить» кисти своих рук к рулю в штатном положении (см. рис. 2) и не перемещать их относительно обода рулевого колеса (рис. 10).
Рис. 10. Руление без отрыва рук от руля:а) исходное положение; б) поворот налево; в) поворот направо
«А как же я поверну во двор под углом 90°? Ведь я туда не попаду?!»
Согласен, не попадете. Руление без отрыва кистей рукот рулевого колеса – это обычный способ руления:
• при корректировке прямолинейного движения автомобиля,
•при отъезде от тротуара,
•перед остановкой,
•при перестроении в соседнюю полосу,
•при плавном объезде препятствия.
Иными словами, этот способ руления применяется тогда, когда необходимо незначительноизменить направление движения машины, с последующим ее возвратом в положение прямолинейного движения. Если кисти рук остаются в своем «доме» на ободе рулевого колеса, то вы всегда имеете возможность моментально поставить руль прямо!
Тренировка заключается лишь в осознанном контроле своих рук. После поворота руля направо или налево на угол 80–90°, вашим рукам захочется поменять позицию на ободе руля, но вы должны не позволить им этого сделать. Почувствуйте и запомните ощущения в руках, возникающие при их «укрощении», они нам сейчас понадобятся.
Руление перехватом
Когда водитель «со стажем» хочет сделать поворот, он не очень-то задумывается о том, что будут делать его руки. Ну а нам с вами придется тщательно к этому подготовиться.
Беритесь за руль и начнем поворачивать его налево. Почему налево, а не направо? Потому что большинство людей «правши» и рабочая рука у них – правая. А при повороте налево основную работу выполняет именно правая рука (рис. 11).
Рис. 11. Зоны работы рук при повороте руля:а) правой рукой; б) левой рукой; в) запретная зона
Кстати, «левшам» советую привыкать к работе правой рукой, так как в машинах с левосторонним расположением руля все органы управления автомобилем рассчитаны на «правшей».
Итак, две руки начинают плавно поворачивать руль налево (рис. 12). Однако после поворота руля на угол 80–90° (поз. 2), локоть левой руки начинает испытывать чувство дискомфорта и вот-вот упрется в ваше туловище. Это означает, что дальше левая рука работать не может. Поэтому ее надо просто убрать с руля! Но одновременно с этим (поз. 3–4):
• правая рука – без остановки продолжает поворачивать руль,
• левая рука – перемещается на руль чуть выше правой руки (и позже берет инициативу на себя).
Рис. 12. Работа руками при повороте налево
Дальше (поз. 4) правая рука начинает чувствовать себя «неважно», поэтому ей необходимо занять более удобную для себя позицию (поз. 5), при этом:
• левая рука – без остановки продолжает поворачивать руль,
• правая рука – перемещается в самую верхнюю точку на руле.
Затем некоторое время руки работают одновременно, но потом левая рука опять начинает упираться своим локтем в ваше туловище. Поэтому она должна переместиться и занять место над правой рукой, которая в это время продолжает свою работу. Далее правая рука передает лидерство левой руке и уходит в верхнюю точку на руле. И процесс повторяется.
Пора сделать некоторые выводы.
При повороте руля налево:
•правая рука – выполняет основную работу,так как обслуживает больший сектор поворота,
• левая рука – выполняет вспомогательную работу,обеспечивая вращение руля без остановок, в те периоды времени, когда правая рука меняет свою позицию.
Сделав 3–4 «перехвата» рулевого колеса, мы с вами повернули его налево до конца. Теперь надо возвращать руль на место, то есть крутить его направо (рис. 13).
Рис. 13. Работа руками при повороте направо
Работа руками при повороте руля направо практически ничем не отличается от той, которую вы только что проделали, поворачивая руль налево. Разница только в одном – основная рука теперь левая! Именно она поворачивает рулевое колесо, а правая рука лишь помогает.
Внимательно рассмотрите рисунок 13, проделайте все это мысленно, а затем просто поверните руль направо, без остановок и до конца (примерно за 6–8 «перехватов»).
Думаю, что вам удалось это сделать без особого напряжения. Ну, а если первый раз движения были немного «корявые», то это не беда. После непродолжительной тренировки все у вас будет получаться более элегантно.
Прежде, чем начинать активно крутить руль «туда-сюда», вам следует познакомиться с некоторыми ошибками (рис. 14).
Рис. 14. Ошибки при работе рулем
Из общеизвестных ошибок вытекают следующие рекомендации:
• Следите за тем, чтобы руль вращался без остановок, для чего руки должны периодически передавать «лидерство» друг другу.
• Не выворачивайте «наизнанку» свои руки, пытаясь продолжить вращение руля в запретной зоне (рис. 11 в).
• При «перехвате» руля вспомогательной рукой (при переносе ее наверх, выше основной руки), нельзя разносить кисти рук относительно друг друга больше, чем на ширину одного-двух кулаков (рис. 12 и 13, поз. 4).
• Пальцы кистей рук практически не должны участвовать в рулении. Ранее мы с вами договаривались о том, что они лишь слегка «обнимают» руль, плотный «контакт» с ободом руля должны иметь только ладони.
А теперь самое главное. Не смотрите на свои руки, они смущаются и начинают делать всякую ерунду! Если вы будете уделять своим рукам не столь пристальное внимание, то они станут работать значительно лучше. Ведь рассмотренные выше движения вполне естественны для рук человека. И вообще, учитесь доверять своему телу, тогда не только руки будут работать правильно и изящно, но все остальное в управлении автомобилем дастся вам легче.
Теперь вы знаете, как должны работать ваши руки при повороте рулевого колеса на угол более 90°, и чем вы будете заниматься в ближайшие полчаса – надо начинать активную тренировку. Не знаю, сколько вам потребуется времени для того, чтобы «укротить» руль (или свои руки), но сделать это надо сейчас. В тот момент, когда машина начнет движение, мыслей о руках на руле уже не должно быть!
Дата добавления: 2016-03-05 ; просмотров: 1070 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Приёмы руления
Руление это важно.
Исходя из того, что придется основательно поработать руками, передним колесам автомобиля следует обеспечить максимальную свободу. Что может быть лучше скользкого льда! Если сегодня за окном зимняя стужа, то Вам крупно повезло. Аккуратно наехав на блестящее зеркало замерзшей лужи можно легко и долго вращать руль в разные стороны.
В других погодных условиях свободу передним колесам придется обеспечивать искусственно. Для этого можно воспользоваться домкратом и подставками под переднюю часть автомобиля или приобрести вращающиеся диски, наехав на которые передние колеса будут вращаться так же легко, как и на льду. Независимо от того, каким способом Вы обеспечите свободу передним колесам, автомобиль следует поставить на стояночный тормоз, а двигатель заглушить.
Руление без отрыва рук от рулевого колеса
Повернуть руль на небольшой угол и затем вернуть его обратно совсем не сложно. Надо соблюсти лишь одно условие — «приклеить» кисти своих рук к рулю в штатном положении и не перемещать их относительно обода рулевого колеса. Руление без отрыва кистей рук от рулевого колеса применяется в тех случаях, когда требуется незначительно изменить направление движения автомобиля:
— при корректировке положения автомобиля на дороге,
— при отъезде от тротуара,
— перед остановкой,
— при перестроении в соседнюю полосу,
— при плавном объезде препятствия.
Тренировка заключается лишь в осознанном контроле своих рук. Когда Вы повернете руль направо или налево на угол 70° — 90°, Вашим рукам захочется поменять позицию на ободе руля, но Вы должны не позволить им этого сделать.
Руление «перехватом»
Руление перехватом на сегодняшний день является основным способом вращения рулевого колеса при повороте автомобиля. Тренировку лучше начать с поворота руля налево, так как большинство из нас «правши», а при повороте налево основную работу выполняет именно правая рука.
Итак, сначала две руки из исходного положения начинают плавно поворачивать руль налево. После поворота руля на 70° — 90° локоть левой руки начинает испытывать чувство дискомфорта. Это означает, что дальше левая рука работать не может и ее следует убрать с обода руля. Одновременно с этим:
1. Правая рука без остановки продолжает поворачивать руль,
2. Левая рука перемещается на руль чуть выше правой руки и позже берет инициативу на себя.
Дальше правая рука начинает чувствовать себя «неважно» и ей следует занять более удобную для себя позицию.
Происходит это следующим образом:
1. Левая рука без остановки продолжает поворачивать руль,
2. Правая рука перемещается в самую верхнюю на руле точку.
Затем некоторое время руки работают одновременно, но потом левая рука опять начинает ощущать дискомфорт и процесс повторяется.
Сделав 2 — 3 «перехвата» руля Вы повернете его налево до конца. После этого надо будет вернуть руль на место, то есть крутить его направо.
Работа руками при повороте руля направо практически не отличается от той работы, которую Вы проделали, поворачивая руль налево. Разница только в одном — основная рука теперь левая! Именно она поворачивает руль, а правая рука лишь помогает.
После того как Вы несколько раз попробуете медленно повернуть руль направо-налево, следует без задержки перейти к быстрому вращению руля. Чаще всего такой переход помогает начинающему водителю быстрее освоить данный способ руления.
А теперь самое главное. Не смотрите на свои руки, они смущаются и начинают делать всякие глупости! Если Вы будете уделять своим рукам не столь пристальное внимание, то они станут работать значительно лучше.
Силовой способ руления
На заре становления автомобилизма силовой способ руления являлся основным. В наше время такой вариант работы рулевым колесом применяется все реже и реже. На современных автомобилях руль легко вращается не только одной рукой, но бывает и одним пальцем. Прибегать к рулению силовым способом приходится лишь в тех случаях, когда вращение руля затруднено из-за неисправности рулевого управления или по другим причинам.
Недостатком данного способа руления является то, что для поворота рулевого колеса до конца в одну сторону водитель должен произвести слишком много движений руками, при этом скорость вращения руля заметно меньше, чем при других способах руления.
Техника исполнения поворота руля си- ловым способом проста. При повороте налево, левая рука тянет, а правая толкает. При повороте направо, наоборот, правая тянет, а левая толкает.
Руление одной рукой
Умение рулить одной рукой позволяет водителю легко маневрировать при движении задним ходом. Да и при движении вперед иногда приходится прибегать к такому варианту работы рулем. Работая одной рукой, правой или левой в зависимости от ситуации, водитель имеет возможность поворачивать руль с максимальной скоростью и точностью.Максимальная скорость вращения руля получается за счет того, что водителю не приходится тратить время на смену положения рук. А точность достигается тем, что кисть руки постоянно находится в одной и той же позиции на ободе рулевого колеса и водитель точно знает, сколько оборотов или полуоборотов ему надо сделать, чтобы моментально поставить руль в положение прямолинейного движения.
Начнем с поворота руля направо, поскольку в первую очередь Вам понадобится умение поворачивать руль одной рукой именно направо. Вы столкнетесь с этим на экзаменах в ГИБДД. Положите кисть левой руки на рулевое колесо, слегка обнимите руль пальцами и начинайте поворот направо, чуть упираясь ладонью в обод рулевого колеса.
Когда руль будет повернут почти на 180° Ваша левая рука начнет ощущать дискомфорт — она не может дальше вращать руль! Это сигнал к тому, чтобы Вы выпрямили пальцы, немного усилили нажатие ладонью на обод руля, и продолжая поворачивать руль, провернули кисть в своем «доме» против часовой стрелки. Удерживая пальцы выпрямленными и упираясь ладонью, Вы продолжаете крутить руль дальше. Как только кисть Вашей левой руки минует неудобный для вращения нижний сектор, можно будет несколько ослабить давление ладони и слегка обнять пальцами обод руля.
Далее, Вы без проблем доворачиваете руль до начального положения, из которого можно продолжить поворот и сделать еще один оборот руля или вернуть руль обратно. Продолжить не сложно, надо лишь повторить все вышеописанные действия. А для того, чтобы вернуть руль обратно, в обратном порядке все надо и проделать.
Для поворота налево Вам следует поменять руку. Левую убираем, правую на руль и поехали — крутим, выпрямляем пальцы, прокручиваем, докручиваем и так далее.
Источник
Управление автомобилем. Часть 2. Руление
Последнее обновление: 14.07.2021
Комментариев нет
- Управление автомобилем. Часть 1. Посадка
- Управление автомобилем. Часть 2. Руление
- Управление автомобилем. Часть 3. Педали
- Управление автомобилем. Часть 4. Как трогаться с места
- Управление автомобилем. Часть 5. Разгон
- Управление автомобилем. Часть 6. Замедление и остановка
- Управление автомобилем. Часть 7. Выполнение поворота
- Управление автомобилем. Часть 8. Движение задним ходом
- Управление автомобилем. Часть 9. Парковка
Основы управления автомобилем
Прежде чем приступить к теме руления, есть смысл ответить на вопрос: что является главным органом управления автомобилем? Сколько бы ни было ответов, правильный ответ только один. Это рулевое колесо.
Рулевое управление устроено таким образом, что руль через систему специфических шарниров (рулевая сошка, тяги, наконечники) связан с направляющими колесами автомобиля.
Поворачивая рулевое колесо на некоторый градус, вы тем самым изменяете угол поворота передних (направляющих) колес, после чего автомобиль движется в нужном направлении, куда направлены его передние колеса.
Как держать руль
Если понаблюдать за проезжающими машинами, можно обратить внимание на то, как рулят разные водители. В первую очередь глаза отмечают позу, в которой они сидят, т.е. это посадка за рулем.
Среди прочего, взгляд замечает, что один может держать руль двумя руками, другой рулит одной рукой, при этом вальяжно «раскинувшись» в кресле.
Еще один, когда рулит, держит сигарету, а кто-то на ходу разговаривает по телефону, вращая руль одной рукой. Некоторые во время движения умудряются одной рукой рулить, а второй рукой печатать смс-ки в телефоне.
Увиденное может создать впечатление некой «крутости» водителя, и даже стать примером для подражания. Все это имеет место быть. Техническое оснащение современного автомобиля позволяет крутить руль не то, что одной рукой, а всего-лишь одним прикосновением ладони — настолько физически легко вращается руль.
Но в экстренной ситуации подобный способ руления не позволит удержать автомобиль на нужной траектории. Причем, экстренная ситуация может возникнуть не только во время движения в гололед, но и в обычных условиях на сухой летней дороге.
Один из примеров потери управления по причине запоздалой реакции рулевым колесом в летних условиях рассмотрен в статье Его подрезали, а он не справился. Это, так сказать, для общего понимания того, о чем сейчас идет речь.
В процессе управления автомобилем руль следует держать двумя руками. Почему это так, ответ простой — потому что быстро вращать рулевое колесо можно только двумя руками. Поверьте, есть немало ситуаций, когда быстрая работа рулевым колесом является важной необходимостью.
К тому же, вращая руль одной рукой, не всегда сразу удается определить, куда «смотрят» передние колеса вашей машины, если точнее — в каком положении в данный момент они находятся. А знать это важно, потому что куда направлены передние колеса — туда машина и едет.
Разумеется, руление одной рукой не возбраняется, например, на спокойном участке дороги. А в некоторых ситуациях руление в принципе возможно только одной рукой (об этом — в конце статьи), например, при переключении передач. Просто нужно отдавать себе отчет, какие могут быть последствия.
Оптимальное положение рук на рулевом колесе — примерно в позиции 10-2 (ориентир по циферблату часов). О том, как удобно разместить свои руки на руле, рассмотрено в статье Управление автомобилем. Часть 1. Посадка.
Ниже описаны следующие способы руления: без отрыва кистей рук, руление перехватом, руление с предварительным захватом, а также вращение руля одной рукой.
Руление без отрыва кистей рук.
Руление без отрыва кистей рук от обода рулевого колеса — это обычный способ вращения руля, когда нужно незначительно изменить направление движения автомобиля с последующим возвратом колес в положение «прямо».
Такой способ руления применяется:
- при корректировке прямолинейного движения;
- при плавном объезде препятствия;
- при отъезде от края проезжей части или тротуара;
- при перестроении в соседнюю полосу;
- перед остановкой.
Руление перехватом
Если необходимо повернуть рулевое колесо больше, чем на 90 градусов, например, заехать в угловатый поворот или развернуться, то вращая руль, «оторвать» руки от него, все же, придется. Рассмотрим, как это сделать рационально.
Условно рулевое колесо можно разделить на четыре сектора, ориентируясь по циферблату часов. Верхний сектор: 10-2, здесь мы держим руль. Сектор для работы левой рукой: 10-4, сектор для руления правой рукой: 8-2. Нижний сектор 8-4 остается нерабочим.
Держать руль в районе нижнего сектора совершенно не эффективно, а рулить этим сектором противоестественно. В нижнем секторе целесообразно не держать руль никаким хватом. Ниже по тексту станет понятно, как проходить эту зону.
При повороте руля налево основную работу делает правая рука, левая рука помогает вращать руль без остановки, а при повороте направо главенство рук меняется местами: левая рука – основная, правая рука – вспомогательная.
Начнем с вращения руля в правую сторону (физически автомобиль поворачивает направо), исходя из прямолинейного движения, когда руки находятся примерно в положении 10-2.
- Плавно поворачиваете руль двумя руками вправо до положения 12-4, как на рисунке. В тот момент, когда правая рука дойдет до точки 4, локоть вот-вот упрется в туловище, а это значит, что правая рука дальше работать не сможет.
- Продолжаете без остановки вращать руль левой рукой до положения 4, одновременно переносите правую руку вверх в положение 12 руля и захватываете его в этой точке. Теперь руль вращает правая рука.
- Вращаете без остановки руль правой рукой до точки 4, теперь уже левая рука перемещается в положение 12.
Далее, чтобы повернуть колеса на необходимый угол нужно повторить эти действия. Возвращается рулевое колесо в исходное положение в обратном порядке.
Точно так же вращается руль в левую сторону (физически автомобиль поворачивает налево). Только руки теперь меняются местами – правая рука ведет, а левая рука помогает.
Если перехват в секторах 8-12 и 12-4, как было рассмотрено выше, покажется большим, то можно уменьшить зону перехвата (расстояние между кистями рук в момент захвата руля) до одного или двух кулаков, но технику перехвата менять нельзя.
Более того, все эти движения вполне естественны для рук человека и привыкнуть к ним очень легко. Достаточно несколько раз потренироваться в практическом применении.
Поворот руля с предварительным захватом
Время от времени возникает необходимость повернуть руль на некоторый средний угол, когда поворота руля без перехвата окажется недостаточно, а поворота руля с перехватом окажется много.
В таких случаях можно использовать предварительный захват, смотрите рисунок ниже. Такой вариант покажется необычным, но позволяет повернуть руль без перехвата на больший угол.
Руление предварительным захватом выполняется следующим образом:
- Из положения 10-2 переносите путем скольжения по ободу правую руку к левой руке и захватываете руль в положении 11, затем правой рукой вращаете рулевое колесо вправо, оставляя левую руку на месте.
- Когда правая рука достигнет точки 2, сжимаете левую кисть, и продолжаете вращение руля двумя руками на тот угол поворота, который требуется.
Вращение руля одной рукой
Вращение руля одной рукой применяется в ситуациях, когда в процессе движения (руления) необходимо второй рукой сделать что-то еще: вам придется одновременно и рулить, и выполнить какое-то нужное вам действие.
Например, переключить передачу КП, переложить что-либо, переключить режим электроники, поправить дефлекторы, выразить кому-то рукой знак приветствия и др. Одним словом, вы это делаете на ходу, распределяя свое внимание и на дорогу, и на то действо, которое вы совершаете.
При движении «вперед» руление одной рукой само по себе естественно. Главный вопрос безопасности в этот момент — не ослаблять внимание за дорогой, и крепче сжимать обод руля одной рукой, пока вторая рука «отвлеклась».
Еще придется рулить одной рукой, например, в легковом авто при движении задним ходом, сидя в позиции «вполоборота назад».
В такой позе глаза смотрят на дорогу через заднее стекло, правая рука, при этом, чаще всего лежит на спинке пассажирского кресла, а левая, соответственно, держит и вращает руль.
Такая поза несколько не привычна для тела, но весьма эффективна: двигаясь назад, вы можете ориентироваться по продольной оси автомобиля, и более полно видеть естественную картинку, а не отражение ее в зеркалах.
При вращении руля одной рукой из положения «вполоборота назад» действия будут в следующем порядке:
- Исходное положение левой руки – точка 10 или 12 на рулевом колесе (рисунок выше). Особенность в том, что при вращении руля кисть руки всё время будет в начальной точке относительно рулевого колеса. Начинаете поворачивать руль вправо (по часовой стрелке).
- Когда кисть руки дойдет примерно до точки 4, выпрямляете пальцы, при этом усиливаем давление ладонью на руль. Продолжаете вращать руль и одновременно поворачиваете свою кисть против часовой стрелки (кисть руки как бы проскользнет по ободу руля). Как только кисть пройдет точку 8 можно обнять руль пальцами и продолжить вращение.
Продолжаете поворачивать руль до тех пор, сколько требуется, ведь вы смотрите в заднее стекло и чувствуете траекторию движения. Останавливаетесь. Процесс окончен — вы повернули направо в движении задним ходом.
Для поворота налево нужно всего лишь поменять «рабочую» руку, и вращать руль в левую сторону. А для лучшего обзора при повороте налево-назад можно сесть за рулем полубоком налево или высунуть голову в окно водительской двери (либо в приоткрытую дверь).
Потренируетесь и поймете, как для вас лучше.
Типичные ошибки при рулении
Первой и самой распространенной ошибкой при работе рулевым колесом является неправильный хват руля, посмотрите рисунок ниже.
В таких положениях практически невозможно удержать руль, когда он будет «вырываться» из рук. Как следствие, в зависимости от ситуации, может произойти потеря управления автомобилем (мягко говоря, авто поедет «не туда»).
При поворотах на большой угол без «отрыва» рук от руля случается перекрестие рук. Когда руки на руле оказываются скрещенными, то рулить становится крайне неудобно, и в ответственный момент рулевое колесо может легко выскользнуть из рук. Результат — потеря управления.
Способ вращения руля ладонью — распространен на автомобилях с усилителем руля — тоже считается очень ненадежным. В этом случае контакт с рулевым колесом слабый, следовательно, теряется контроль за поворотом руля. А там, где теряется контроль, повышается вероятность потери управления.
После прохождения поворота иногда возникает желание расслабить кисти рук и «отпустить» руль. На машинах без усилителя руля колеса сами «становятся прямо». А, вот, на машине с усилителем руля, такой эффект не всегда срабатывает.
Поэтому, на выходе из поворота «бросать» руль нельзя, необходимо его возврат в положение «прямо» сопровождать руками. В противном случае есть риск потери контроля за положением управляемых колес.
В следующей, третьей части серии Управление автомобилем, рассмотрен следующий орган управления, это педали. Как правильно работать педалями, если точнее, то каким образом и какими ногами нажимать на педали.
Будьте внимательны за рулем.
Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 14.07.2021
Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.
Источник