- Решение задач по математике онлайн
- Калькулятор онлайн. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными. Метод подстановки и сложения.
- Немного теории.
- Решение систем линейных уравнений. Способ подстановки
- Решение систем линейных уравнений способом сложения
- Системы уравнений
- Как решить систему уравнений
- Способ подстановки или «железобетонный» метод
- Способ сложения
- Пример решения системы уравнения способом подстановки
- Пример решения системы уравнения способом сложения
- Розв’язування систем лінійних рівнянь методом підстановки
- Навіщо нам цей метод
- У чому полягає метод підстановки (Занурюємося)
- Алгоритм розв’язування систем рівнянь методом підстановки (Виринаємо)
- Алгоритм розв’язування систем рівнянь методом підстановки
- Застосування методу підстановки (Вільне плавання)
Решение задач по математике онлайн
//mailru,yandex,google,vkontakte,odnoklassniki,instagram,wargaming,facebook,twitter,liveid,steam,soundcloud,lastfm, // echo( ‘
Калькулятор онлайн.
Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными.
Метод подстановки и сложения.
С помощью данной математической программы вы можете решить систему двух линейных уравнений с двумя переменными методом подстановки и методом сложения.
Программа не только даёт ответ задачи, но и приводит подробное решение с пояснениями шагов решения двумя способами: методом подстановки и методом сложения.
Данная программа может быть полезна учащимся старших классов общеобразовательных школ при подготовке к контрольным работам и экзаменам, при проверке знаний перед ЕГЭ, родителям для контроля решения многих задач по математике и алгебре. А может быть вам слишком накладно нанимать репетитора или покупать новые учебники? Или вы просто хотите как можно быстрее сделать домашнее задание по математике или алгебре? В этом случае вы также можете воспользоваться нашими программами с подробным решением.
Таким образом вы можете проводить своё собственное обучение и/или обучение своих младших братьев или сестёр, при этом уровень образования в области решаемых задач повышается.
В качестве переменной может выступать любая латинсая буква.
Например: \( x, y, z, a, b, c, o, p, q \) и т.д.
При вводе уравнений можно использовать скобки. При этом уравнения сначала упрощаются. Уравнения после упрощений должны быть линейными, т.е. вида ax+by+c=0 с точностью порядка следования элементов.
Например: 6x+1 = 5(x+y)+2
В уравнениях можно использовать не только целые, но также и дробные числа в виде десятичных и обыкновенных дробей.
Правила ввода десятичных дробей.
Целая и дробная часть в десятичных дробях может разделяться как точкой так и запятой.
Например: 2.1n + 3,5m = 55
Правила ввода обыкновенных дробей.
В качестве числителя, знаменателя и целой части дроби может выступать только целое число.
Знаменатель не может быть отрицательным.
При вводе числовой дроби числитель отделяется от знаменателя знаком деления: /
Целая часть отделяется от дроби знаком амперсанд: &
Примеры.
-1&2/3y + 5/3x = 55
2.1p + 55 = -2/7(3,5p — 2&1/8q)
Решить систему уравнений
Немного теории.
Решение систем линейных уравнений. Способ подстановки
Последовательность действий при решении системы линейных уравнений способом подстановки:
1) выражают из какого-нибудь уравнения системы одну переменную через другую;
2) подставляют в другое уравнение системы вместо этой переменной полученное выражение;
3) решают получившееся уравнение с одной переменной;
4) находят соответствующее значение второй переменной.
Пример. Решим систему уравнений:
$$ \left\< \begin
Выразим из первого уравнения y через x: y = 7-3x. Подставив во второе уравнение вместо y выражение 7-Зx, получим систему:
$$ \left\< \begin
Нетрудно показать, что первая и вторая системы имеют одни и те же решения. Во второй системе второе уравнение содержит только одну переменную. Решим это уравнение:
$$ -5x+2(7-3x)=3 \Rightarrow -5x+14-6x=3 \Rightarrow -11x=-11 \Rightarrow x=1 $$
Подставив в равенство y=7-3x вместо x число 1, найдем соответствующее значение y:
$$ y=7-3 \cdot 1 \Rightarrow y=4 $$
Пара (1;4) — решение системы
Системы уравнений с двумя переменными, имеющие одни и те же решения, называются равносильными. Системы, не имеющие решений, также считают равносильными.
Решение систем линейных уравнений способом сложения
Рассмотрим еще один способ решения систем линейных уравнений — способ сложения. При решении систем этим способом, как и при решении способом подстановки, мы переходим от данной системы к другой, равносильной ей системе, в которой одно из уравнений содержит только одну переменную.
Последовательность действий при решении системы линейных уравнений способом сложения:
1) умножают почленно уравнения системы, подбирая множители так, чтобы коэффициенты при одной из переменных стали противоположными числами;
2) складывают почленно левые и правые части уравнений системы;
3) решают получившееся уравнение с одной переменной;
4) находят соответствующее значение второй переменной.
Пример. Решим систему уравнений:
$$ \left\< \begin
В уравнениях этой системы коэффициенты при y являются противоположными числами. Сложив почленно левые и правые части уравнений, получим уравнение с одной переменной 3x=33. Заменим одно из уравнений системы, например первое, уравнением 3x=33. Получим систему
$$ \left\< \begin
Из уравнения 3x=33 находим, что x=11. Подставив это значение x в уравнение \( x-3y=38 \) получим уравнение с переменной y: \( 11-3y=38 \). Решим это уравнение:
\( -3y=27 \Rightarrow y=-9 \)
Таким образом мы нашли решение системмы уравнений способом сложения: \( x=11; y=-9 \) или \( (11; -9) \)
Воспользовавшись тем, что в уравнениях системы коэффициенты при y являются противоположными числами, мы свели ее решение к решению равносильной системы (сумировав обе части каждого из уравнений исходной симтемы), в которой одно из уравнений содержит только одну переменную.
Источник
Системы уравнений
Прежде чем перейти к разбору как решать системы уравнений, давайте разберёмся, что называют системой уравнений с двумя неизвестными.
Системой уравнений называют два уравнения с двумя неизвестными (чаще всего неизвестные в них называют « x » и « y »), которые объединены в общую систему фигурной скобкой.
Например, система уравнений может быть задана следующим образом.
x + 5y = 7 |
3x − 2y = 4 |
Чтобы решить систему уравнений, нужно найти и « x », и « y ».
Как решить систему уравнений
Существуют два основных способа решения систем уравнений. Рассмотрим оба способа решения.
Способ подстановки
или
«железобетонный» метод
Первый способ решения системы уравнений называют способом подстановки или «железобетонным».
Название «железобетонный» метод получил из-за того, что с помощью этого метода практически всегда можно решить систему уравнений. Другими словами, если у вас не получается решить систему уравнений, всегда пробуйте решить её методом подстановки.
Разберем способ подстановки на примере.
x + 5y = 7 |
3x − 2y = 4 |
Выразим из первого уравнения « x + 5y = 7 » неизвестное « x ».
Чтобы выразить неизвестное, нужно выполнить два условия:
- перенести неизвестное, которое хотим выразить, в левую часть уравнения;
- разделить и левую и правую часть уравнения на нужное число так, чтобы коэффициент при неизвестном стал равным единице.
Перенесём в первом уравнении « x + 5 y = 7 » всё что содержит « x » в левую часть, а остальное в правую часть по правилу переносу.
При « x » стоит коэффициент равный единице, поэтому дополнительно делить уравнение на число не требуется.
x = 7 − 5y |
3x − 2y = 4 |
Теперь, вместо « x » подставим во второе уравнение полученное выражение
« x = 7 − 5y » из первого уравнения.
x = 7 − 5y |
3(7 − 5y) − 2y = 4 |
Подставив вместо « x » выражение « (7 − 5y) » во второе уравнение, мы получили обычное линейное уравнение с одним неизвестным « y ». Решим его по правилам решения линейных уравнений.
Чтобы каждый раз не писать всю систему уравнений заново, решим полученное уравнение « 3(7 − 5y) − 2y = 4 » отдельно. Вынесем его решение отдельно с помощью обозначения звездочка (*) .
x = 7 − 5y |
3(7 − 5y) − 2y = 4 (*) |
Мы нашли, что « y = 1 ». Вернемся к первому уравнению « x = 7 − 5y » и вместо « y » подставим в него полученное числовое значение. Таким образом можно найти « x ». Запишем в ответ оба полученных значения.
x = 7 − 5y |
y = 1 |
x = 7 − 5 · 1 |
y = 1 |
x = 2 |
y = 1 |
Ответ: x = 2; y = 1
Способ сложения
Рассмотрим другой способ решения системы уравнений. Метод называется способ сложения. Вернемся к нашей системе уравнений еще раз.
x + 5y = 7 |
3x − 2y = 4 |
По правилам математики уравнения системы можно складывать. Наша задача в том, чтобы сложив исходные уравнения, получить такое уравнение, в котором останется только одно неизвестное.
Давайте сейчас сложим уравнения системы и посмотрим, что из этого выйдет.
При сложения уравнений системы левая часть первого уравнения полностью складывается с левой частью второго уравнения, а правая часть полностью складывается с правой частью.
x + 5y = 7 | (x + 5y) + (3x − 2y) = 7 + 4 |
+ => | x + 5y + 3x − 2y = 11 |
3x − 2y = 4 | 4x + 3y = 11 |
При сложении уравнений мы получили уравнение « 4x + 3y = 11 ». По сути, сложение уравнений в исходном виде нам ничего не дало, так как в полученном уравнении мы по прежнему имеем оба неизвестных.
Вернемся снова к исходной системе уравнений.
x + 5y = 7 |
3x − 2y = 4 |
Чтобы при сложении неизвестное « x » взаимноуничтожилось, нужно сделать так, чтобы в первом уравнении при « x » стоял коэффициент « −3 ».
Для этого умножим первое уравнение на « −3 ».
При умножении уравнения на число, на это число умножается каждый член уравнения.
x + 5y = 7 | ·(−3) |
3x − 2y = 4 |
x · (−3) + 5y · (−3) = 7 · (−3) |
3x − 2y = 4 |
−3x −15y = −21 |
3x − 2y = 4 |
Теперь сложим уравнения.
−3x −15y = −21 | (−3x −15y ) + (3x − 2y) = −21 + 4 |
+ => | − 3x − 15y + 3x − 2y = −21 + 4 |
3x − 2y = 4 | −17y = −17 |:(−17) |
y = 1 |
Мы нашли « y = 1 ». Вернемся к первому уравнению и подставим вместо « y » полученное числовое значение и найдем « x ».
x = 7 − 5y |
y = 1 |
x = 7 − 5 · 1 |
y = 1 |
x = 2 |
y = 1 |
Ответ: x = 2; y = 1
Пример решения системы уравнения
способом подстановки
Выразим из первого уравнения « x ».
x = 17 + 3y |
x − 2y = −13 |
Подставим вместо « x » во второе уравнение полученное выражение.
x = 17 + 3y |
(17 + 3y) − 2y = −13 (*) |
Подставим в первое уравнение полученное числовое значение « y = −30 » и найдем « x ».
x = 17 + 3y |
y = −30 |
x = 17 + 3 · (−30) |
y = −30 |
x = 17 −90 |
y = −30 |
x = −73 |
y = −30 |
Ответ: x = −73; y = −30
Пример решения системы уравнения
способом сложения
Рассмотрим систему уравнений.
3(x − y) + 5x = 2(3x − 2) |
4x − 2(x + y) = 4 − 3y |
Раскроем скобки и упростим выражения в обоих уравнениях.
3x − 3y + 5x = 6x − 4 |
4x − 2x − 2y = 4 − 3y |
8x − 3y = 6x − 4 |
2x −2y = 4 − 3y |
8x − 3y − 6x = −4 |
2x −2y + 3y = 4 |
2x − 3y = −4 |
2x + y = 4 |
Мы видим, что в обоих уравнениях есть « 2x ». Наша задача, чтобы при сложении уравнений « 2x » взаимноуничтожились и в полученном уравнении осталось только « y ».
Для этого достаточно умножить первое уравнение на « −1 ».
2x − 3y = −4 | ·(−1) |
2x + y = 4 |
2x · (−1) − 3y · (−1) = −4 · (−1) |
2x + y = 4 |
−2x + 3y = 4 |
2x + y = 4 |
Теперь при сложении уравнений у нас останется только « y » в уравнении.
−2x + 3y = 4 | (−2x + 3y ) + (2x + y) = 4 + 4 |
+ => | − 2x + 3y + 2x + y = 4 + 4 |
2x + y = 4 | 4y = 8 | :4 |
y = 2 |
Подставим в первое уравнение полученное числовое значение « y = 2 » и найдем « x ».
Источник
Розв’язування систем лінійних рівнянь методом підстановки
Навіщо нам цей метод
Розглянутий нами раніше графічний метод є не завжди зручним до застосування. Наприклад, якщо координата точки перетину графіків — дробове число. Як її визначити точно? Це не завжди можливо. Та, і сам по собі, процес побудови графіків може бути досить складним і довгим. Щоб уникнути цих незручностей, існують інші методи розв’язування систем рівнянь. Тут ми познайомимося, мабуть, із самим універсальним із них — методом підстановки.
У чому полягає метод підстановки (Занурюємося)
Давайте подивимось на такий приклад. Розв’яжемо систему лінійних рівнянь з двома змінними: \[\begin
Візьмемо перше рівняння \(2x-3y=2\) та виразимо із нього, чому дорівнює змінна \(x\):
Ми отримали, що змінна \(x\) дорівнює виразу, у якому є змінна \(y\). Математики такий запис називають виразити змінну \(x\) через змінну \(y\) .
Тепер візьмемо друге рівняння системи \(5\color<#6B8E23>
Отримали рівняння, яке містить тільки одну змінну \(y\). А такі рівняння ми гарно вміємо розв’язувати ще з 6 класу.
Розкриваємо дужки та виконуємо інші відомі нам перетворення рівнянь:
Тепер ми знаємо значення змінної \(\color<#4682B4>
Отримали пару \(\left(\color<#6B8E23><4>;\,\color<#4682B4><2>\right)\), яка є розв’язком даної системи. Завдання виконано.
Алгоритм розв’язування систем рівнянь методом підстановки (Виринаємо)
Розглянутий приклад гарно ілюструє хід розв’язування систем лінійних рівнянь методом підстановки. Для того, щоб розв’язувати інші системи цим методом, вивчимо такий алгоритм:
Алгоритм розв’язування систем рівнянь методом підстановки
- Виразити з будь-якого рівняння системи одну змінну через другу
- Підставити в інше рівняння системи замість цієї змінної вираз, отриманий на першому кроці
- Розв’язати отримане рівняння з однією змінною
- Підставити знайдене значення змінної у вираз, отриманий на першому кроці
- Обчислити значення другої змінної
- Записати відповідь
Якщо відповідні коефіцієнти при змінних пропорційні — система розв’язків не має.
Користуючись цим алгоритмом, можна розв’язувати будь-які системи лінійних рівнянь з двома змінними. Метод підстановки є досить універсальним. Проілюструємо це на прикладах його використання.
Застосування методу підстановки (Вільне плавання)
Почнемо із простішого прикладу.
З другого рівняння \(2a-3b=11\) виразимо змінну \(a\) через \(b\):
Підставимо отриманий вираз у перше рівняння:
Підставляємо \(-7\) замість змінної \(b\) у вираз для \(a\):
А тепер подивимось на ось такий приклад:
Уважно подивившись на коефіцієнти біля \(x\) та \(y\), можемо зробити висновок, що вони пропорційні. Дійсно:
Отже, дана система розв’язків не має.
Відповідь: Розв’язків немає.
І, нарешті, розглянемо приклад, в якому нам доведеться виконувати більш складні перетворення.
Насамперед, розкриємо дужки у кожному із рівнянь. Отримаємо систему
У кожному із рівнянь попереносимо доданки із змінними в ліву частину, а доданки без змінних — до правої:
зводимо подібні доданки у кожному рівнянні:
Отримали значно простішу систему, ніж мали спочатку. Розв’яжемо її методом підстановки.
З першого рівняння виразимо \(y=12x-6\). Підставляємо у друге рівняння: \[-3x-11(12x-6)=66,\] \[-3x-132x-66=66,\] \[-135x=0,\] \[x=0.\]
Знаходимо \(y\): \[y=12\cdot 0 -6=-6.\]
Отримали пару значень \((0;\,-6)\).
В останньому прикладі нам довелося виконувати перетворення рівнянь, що входять до складу системи. В результаті кожного перетворення ми отримували нову систему, яка рівносильна даній. Такі перетворення називають перетвореннями системи рівнянь.
Источник