Ролевые напряжения их виды причины возникновения способы преодоления

Лекция 12. Причины ролевого напряжения: Неадекватная ролевая подготовка

Причины ролевого напряжения:

  1. Неадекватная ролевая подготовка. Обучение социальным ролям может быть успешным только при последовательной подготовке к переходу от одной роли к другой на протяжении всей жизни индивида. Современное общество характеризуется ролевым обучением, основанным на прерывности, которое делает опыт полученный в одном возрастном периоде мало пригодным в другом.
  2. Разрыв между формальными впечатлениями и действительными механизмами ролевого поведения. (Теория — практика)
  3. ролевые конфликты. В самом общем виде можно выделить два типа ролевых конфликтов:между ролями и внутри одной роли. Иногда две или более ролей содержат в себе несовместимые обязанности (работающая жена). В пределах одной роли (положение руководителя, который предполагает одну точку зрения, а в своем кругу совсем другое).

Существует несколько видов действий, с помощью которых можно снизить ролевое напряжение.

Первые два действия человек регулирует не намеренно.

А третья сам человек на это влияет.

Рационализация скрывает реальность ролевого конфликта путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но не достижимой роли.

путем временного изъятия из жизни одной из ролей и выключение ее из сознания индивида.

Регулирование ролей. Это осознанное и преднамеренное действие. Это формальная процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственности за последствие выполнения той или иной роли. Это означает, что организации берут на себя большую часть ответственности за негативно воспринимаемые или социально неодобряемые роли.

Статусно ролевая теория личности выделяет несколько основных механизмов, с помощью которых общество осуществляется принуждение социального поведения человека.

1. Механизм социального отбора. Общество в любой социальной группе отбирает людей для исполнения социальных ролей.

Механизм предписывания. Общество предписывает, как роли нужно исполнять. Эти предписания носят формальный (любое рабочее место имеет инструкцию) характер и не формальный (в семье).

Механизм вживания в роль. Этот механизм связан с понятием «социализация» и «воспитание».

Вовлечение человека в ролевую деятельность не только формирует подходимые навыки поведения, но и заставляет следовать определенным нравственным нормам.

Механизм социального контроля. Логическое завершение цепочки, без этого механизма невозможно обеспечить социальное принуждение к исполнению ролей. В этом механизме обязательно присутствует два элемента.

1. Нормы. Нормы предписывают, как человек должен себя вести.

2. Санкции. Санкции — это способ реакции на поведение, выполняют функции защиты норм.

Источник

Ролевое напряжение(конфликт). Способы преодоления ролевого напряжения.

Это внутренний дискомфорт, который сопровождает выполнение соц роли.

Причины ролевого конфликта:

некачественная ролевая подготовка

противоречивость ролевых ожиданий

изменение ролевых ожиданий в условиях социокультурной трансформации

Сделать ролевую подготовку более адекватной.

Если причина – конфликт ролей, то: «рационализация» ролей (Мертон)-это создание видимости рациональности своей позиции.

Разделение ролей (дифференциация), то есть их распределение по соц институтам или группам. (необязательно быть генералом по отношению к детям)

Регулирование ролей, то есть пересмотр обществом ролевых ожиданий по мере необходимости.

Общество может брать на себя ответственность за ситуацию ролевого конфликта. (генеральные статусы: человек и гражданин)

Читайте также:  После применения дезинфектанта аэрозольным способом

Статусно-ролевое принуждение.

Ф.Зимбардо. «Тюремный эксперимент»

Выполняя социальные роли, человек становится тем, кого он играет.

С.Милгрен. Эксперимент с учителями.

1)Общество через ролевые ожидания формирует типичное поведение личности

2)Имеются определенные социокультурные различия в ролевых ожиданиях

3)Чем в большее количество соц институтов и групп включается индивид, тем больше ролевое давление
4)Общество, как система взаимодействий возможна только благодаря соответствию поведения личности ролевым ожиданиям.

Механизмы ролевого принуждения.

Механизм отбора.

А) общество отбирает тех индивидов, которые по своим качествам способны выполнять те или иные роли.

Б) систематическое выполнение соц роли углубляет и совершенствует соответствующие качества личности.

Механизм предписывания.

Общество через ролевые ожидания предписывает личности определенный набор качеств.

3) Механизм контроля.

Общество нетолько отбирает и формирует в них отдельные качества,но и через санкции контролирует соответствия ролевым ожиданиям.

Общество через ролевые ожидания определяет важнейшие, социально-типические качества личности.

П. Бергер о социальном контроле как механизме воздействия общества на поведение индивида(по работе «Приглашение в социологию»)

мальчик с картой.
Влияние :
1) Соц. контроль – способы обуздания непокорных членов.
Средства: — физическое насиление
— экономическое давление(#лишение стипендии)
— общественное мнение
Круги контроля :
1ый внешний – политико-юридич законы
2ой — мораль
3ий — профессия
4ый – клубы, братства,союзы (# партия)
5ый – семья(частная жизнь индивида)

38. П. Бергер о социальной стратификации и других механизмах воздействия общества на поведение индивида (по работе «Приглашение в социологию»).

Социальная стратификация:
критерии: власть,привелегии
— классовые(эконом.критерий; мобильность) исп. Идеи Вебера – классовые опред жизненные ожидания (какие шансы что-то добиться, где будешь жить,что будешь ест и т.д.) человек будет подстраиваться под опр общество.
-рассовые (врожденные) Регидность – жесткость (трудно изменить)

прошлый опыт
«парочка влюбленных» -давным давно все определно что и как будет.
«кошки-мышки» — животными движут инстинкты. У мышки «беги,беги» у людей «женись,женись,» у человека с рождения нет такого инстинкта, это влияние общества.

Социальные институты
Общество – тюрьма, стены нашего заточения, мы никуда не денемся.

Бергер о значении соц. ролей в формировании личности.

Итак, роль можно определить как типичную реакцию на

типичное ожидание. Базовую типологию ролей заранее определяет общество. На языке театра, откуда и было заимствовано понятие роли, можно сказать, что общество расписывает роли всем dramatis personal . Следовательно, актерам нужно только войти в

роли, расписанные им до поднятия занавеса. Пока роли играются по тексту, социальное действо идет, как запланировано.

Роль задает образец, показывающий, как действовать индивиду в конкретной ситуации. Разные роли в обществе, как и в театре, не в равной степени жестко требуют от актера точного следования прилагаемым инструкциям. Среди профессиональных ролей минимально регламентируется роль мусорщика, тогда как врачам, священникам и офицерам приходится приобретать особые манеры, речевые и моторные навыки: военную выправку, елейный голос, доброе лицо у постели больного. Тем не менее, если рассматривать роль только как регуляторную модель видимых со стороны действий, то можно упустить один существенный аспект роли. Мы чувствуем себя более пылкими, когда целуем; более смиренными, когда стоим на коленях; более свирепыми, когда потрясаем кулаками, т.е., скажем, поцелуй не только выражает пыл, но и его. Регламентированные действия привносят в роль соответствующие эмоции и социальные установки. Профессор, изображающий ум, сам начинает чувствовать себя умным. Проповедник вдруг замечает, что сам начинает верить в свои проповеди. Солдат слышит в своей душе зов Марса, надев военную форму. У каждого из них соответствующая эмоция или социальная установка могла присутствовать и до начала игры, но роль неминуемо усиливает ее. Однако во многих случаях есть все основания полагать, что в сознании актеров не было абсолютно ничего, что могло бы предвосхитить выполнение ими их ролей. Другими словами, умными становятся с на значением на преподавательскую должность, верующими — выполняя обряды, готовыми к бою — маршируя в строю.

Читайте также:  Способ уменьшения остатка с коэффициентом ускорения 2

За каждой социальной ролью закреплена определенная идентичность . Иными словами, идентичность не есть нечто , идентичностью награждают в актах социального признания. Какими мы становимся, так к нам обращаются

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 982 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Ролевая напряжённость и ролевой конфликт

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие ролевого напряжения

Ролевое напряжение – это трудности, возникающие в процессе выполнения ролевых обязательств, и несоответствие внутренних личностных установок требованиям роли.

Ролевое напряжение может возрасти из-за неадекватной ролевой подготовки, возникновения ролевого конфликта или неудач, возникающих при исполнении данной роли.

При достижении определенного статуса и исполнении соответствующей социальной роли, также может возникать ролевое напряжение.

Обучение исполнять социальную роль считается успешным только при последовательной подготовке к переходу от одной роли к другой на протяжении всей человеческой жизни. В процессе непрерывной социализации, опыт каждого жизненного этапа подготавливает человека к следующему. В примитивных обществах это особенно заметно.

Например, мальчик из племени индейцев-охотников практически с рождения играет с маленьким луком и стрелами, а спустя некоторое время получает настоящий лук, становясь похожим на мужчин своего племени.

Ранняя подготовка к смене этапов – не всеобщее явление социальной жизни. Современному обществу характерно ролевое обучение, базирующееся на прерывности, делающей социализирующий опыт, полученный в одном возрастном периоде, практически не пригодным для использования в другом.

Например, подавляющая масса мужчин и женщин работают вдали от дома, из-за чего дети не могут наблюдать за их деятельностью и помогать им. В современном обществе дети практически не занимаются домашней работой, а девочки не обучаются мастерству и установкам на ведение домашнего хозяйства. Как правило, игровая активность детей практически не связана с задачами взрослых и не способствует воспитанию в детях необходимых навыков для будущей профессиональной деятельности. Заканчивая школу, молодые люди не знают, кем станут, чему хотят обучаться, и какую роль им предстоит выполнять в ближайшем будущем. Из этого вытекает формирование ролевого напряжения, связанного с некорректным восприятием будущей роли, а также со слабой подготовкой к ней, а значит, данная роль будет исполняться слабо.

Готовые работы на аналогичную тему

Еще один источник ролевого напряжения в социализации – это моральная подготовка личности к исполнению ролей на базе формальных правил социального поведения. При этом часто игнорируется обучение неформальным модификациям этих правил, реально существующих в окружающем мире. Иными словами, индивиды, обучающиеся определенным ролям, усваивают идеальную картину окружающего мира, а не реальное положение дел и реальные отношения с другими людьми.

Читайте также:  Способы украшения гирляндой елки

Конфликт и его виды

Конфликт – это противоборство между субъектами социального взаимодействия, ввиду наличия у них противоположных мотивов, включая потребности, интересы, цели, идеалы, убеждения, или суждений – мысли взгляды, оценки и пр.

Типовыми моделями конфликтов выступают следующие:

Конфликт «плюс-плюс» предполагает выбор одного из двух благоприятных вариантов. Например, куда ехать в отпуск или машину какой марки купить. Необходимо отметить, что выбор происходит из двух благоприятных вариантов, но необходимость совершить выбор может быть так сложна и мучительно, что ее сопровождает стрессовая ситуация.

Конфликт «плюс-минус» — это притягивание и отталкивание, принятие решения, когда у каждого варианта отмечаются позитивные и негативные последствия, а выбрать надо один, учитывая необходимость решения общей задачи. Например, при конфликте между руководителем и подчиненными, увольнение подчиненного – это альтернатива для руководителя. Увольнение невыгодного подчиненного – это позитивный аспект, а поиск нового сотрудника – негативная сторона. В таком случае учитываются варианты, эмоциональные и материальные затраты на реализацию поставленной цели.

Любой конфликт несет как положительные последствия, так и отрицательные. Несмотря на их четкое разделение в теории, на практике не всегда так легко разграничить конструктивность и деструктивность конкретного конфликта. Это зависит от ряда причин:

  • трудность формирования обобщенной оценки положительных и отрицательных следствий конфликтного взаимодействия;
  • изменение степени деструктивности и конструктивности в зависимости от стадии развития;
  • конфликт может быть одновременно и конструктивным, и деструктивным для разных конфликтующих сторон;
  • конструктивность и деструктивность конфликта могут по-разному восприниматься его основными участниками и их социальным окружением.

Положительный, функционально полезный результат конфликта – это решение проблемы, породившей разногласия, с учетом взаимных интересов и целей всех сторон, а также достижение доверия и понимания, укрепление партнерских взаимоотношений и сотрудничества.

Конфликт является способом выявить и зафиксировать разногласия, а также проблемы в обществе, организации и группе. Конфликт свидетельствует о достижении разногласиями наивысшего предела, поэтому необходимо принимать незамедлительные меры по их устранению. Иными словами, любой конфликт выполняет информационную функцию, предоставляя дополнительные импульсы для осознания своих и чужих интересов в противостоянии.

Развитие конфликта способствует устранению тех недостатков социальной организации, которыми он был вызван. Конфликт снимает социальную напряженность и ликвидирует стрессовые ситуации, помогая разрядить обстановку.

Отрицательными, то есть деструктивными результатами конфликта выступают неудовлетворенность людей общим делом, отход от решения текущих проблем, нарастание враждебности в межгрупповых и межличностных отношениях.

Также ролевой конфликт может состоять из противоречий между разными ролями разных сотрудников организации. Внутриличностный конфликт может возникать в связи с несовпадением личных потребностей или ценностей работника. Сложность решения внутриличностных конфликтов заключается в том, что иногда сталкиваются три составляющие, необходимые для достижения поставленной цели: желания. необходимость и возможности.

Источник

Оцените статью
Разные способы