Ролевой конфликт способы решения

Виды и способы преодоления ролевых конфликтов личности

Человек ежедневно вступает в коммуникации, знакомится с новыми людьми.

В ходе общения порой возникает недопонимание, которое приводит к конфликту.

Если при этом индивид выполнял определенные обязанности, инцидент считается ролевым. Психологи называют определенные виды ролевых конфликтов, каждый из которых обладает некоторыми особенностями.

Способы разрешения межгрупповых конфликтов вы найдете в нашей статье.

Понятие

Ролевым конфликтом называют ситуацию, когда человек выполняет определенную социальную роль, но она не отвечает его интересам или внутренним установкам, либо индивид просто не справляется с возложенными на него обязанностями, которые предполагает та или иная роль.

Психологи называют ролью реализацию себя в обществе согласно своим сильным сторонам, характеру, личностным качествам.

Если роль все больше не нравится человеку, внутри копятся негативные эмоции, появляются определенные установки. Индивид испытывает стресс, который перерастает в кризис. В итоге человек может отойти от роли.

К примеру: человек не хочет быть учителем, но обстоятельства заставляют его работать по этой профессии. Он занимается нелюбимым делом, выполняет роль, которая ему не нравится.

В результате он или смирится со своим положением, либо найдет другую работу, перестанет исполнять роль учителя.

Причины возникновения и смысл

Причинами возникновения данных конфликтов являются:

  • противоречия, изначально вложенные в роль,
  • противоречия, которые возникают между ролью и ее восприятием в обществе,
  • противоречия, которые рождаются из-за наличия сразу нескольких ролей, а они не могут сосуществовать вместе.

Как правило, сформированные устои в обществе, правила оказывают давление на человека. Если роль требует выполнения сложных действий и человек с ними не справляется, возникает не только внутренний конфликт , переживания, но и внешний, когда появляется осуждение обществом.

Действия индивида оцениваются окружающими и порой очень осуждаются, что только усиливает ролевой конфликт.

Ролевые конфликты появляются из-за противоречий между ролевыми позициями личности, ее возможностями и соответствующим ролевым поведением.

Однако ролевые конфликты порой необходимы индивиду, чтобы разобраться в себе и понять, соответствует выбранная роль или нужно ее изменить.

О социальных ролях человека в этом ролике:

Как избежать конфликта в классе? Читайте об этом здесь.

Классификация

Психологи выделяют следующие виды ролевых конфликтов:

  1. Внутриролевой. Появляется тогда, когда социальная роль предполагает наличие сложных взаимоотношений и противоречащих друг другу ожиданий в обществе.
  2. Межролевой. Возникает, если индивид имеет сразу несколько социальных ролей и они имеют несовместимые требования.
  3. Личностно-ролевой. Случается, если роль не соответствует ценностям и потребностям личности.

Специалисты также выделяют ситуационно-ролевой конфликт. Он бывает, когда индивид оказывается в новой для себя роли, но ее выполнять не может, так как помнит о старой роли.

Человек привыкает к новым обязанностям и не готов сразу проявлять себя в полной мере.

Примеры и способы разрешения

Известно немало ролевых конфликтов, которые затрагивают не только взрослых, но и подростков. Разрешить такие ситуации возможно, если приложить определенные усилия.

Карьеристка

Примером такого конфликта служит успешная в профессиональной деятельности женщина.

Она добилась высот в карьере, но когда она приходит домой, совершенно не справляется с ролью жены или матери.

Ей тяжело общаться с детьми, готовить пищу, убираться в квартире. Она либо не имеет достаточно времени для этого, либо просто теряется при реализации роли матери или жены.

Чтобы решить эту ситуацию, необходимо распределить некоторые обязанности по дому между мужем и детьми, если женщина одна не справляется, либо самой женщине необходимо увидеть в роли жены и матери больше преимуществ.

Вероятно, эти роли ей не очень нравятся, надо показать их ей в положительном свете: устроить семейные праздники, пикники, сделать подарок своими руками, показать заботу.

Тогда эта роль понравится ей больше, она захочет проявлять себя больше в кругу семьи.

Особенно помогут ей маленькие победы в роли жены или матери, а именно вкусно приготовленный обед, значительная помощь детям при выполнении домашнего задания, рукоделие. Это обязательно оценят родные, что непременно обрадует женщину.

Подросток

Еще один пример такого конфликта , взрослеющий молодой человек.

Он привык себя вести как подросток, допускает вольности, веселится, не думает о серьезных жизненных вопросах, но проходит немного времени и общество требует от него определенной серьезности.

Окружение может оказывать давление, касающееся выбора профессии, области деятельности, создания семьи. Индивид может внутренне не созреть для таких вопросов, но его заставляют.

Получается, что он не выполняет роль, которую накладывает на него возраст, происходит расхождение между внутренними ощущениями и устоявшимися с обществе понятиями.

Чтобы решить этот конфликт, необходимо перестать оказывать давление на человека, дать возможность определенной свободы. Придет время, человек сам неосознанно будет выполнять роль, соответствующую возрасту.

Он сам решит определенные вопросы, избежит внутреннего кризиса и стрессовых ситуаций. Иногда молодым людям требуется время, чтобы найти себя и примерить определенную роль.

Порой она становится совсем неожиданной даже в кругу семьи. Тем не менее, выбор должен осуществить индивид только сам, без оказываемого на него давления.

Смена профессии

Не менее интересным примером служит ситуация, когда индивид меняет область профессиональной деятельности.

Одна специальность предполагала определенные обязанности, но со сменой профессии изменились и они, индивиду необходимо привыкнуть к новой роли.

Очень часто человек бывает не готов к таким изменениям: он помнит старую роль и не придерживается новой. Это может рождать определенные недопонимания со стороны общества.

Чтобы решить проблему, человеку дают время, так он привыкает к новому, адаптируется в новых условиях. Если он не до конца понимает, что он него требуется, следует ему мягко об этом сказать, избегая стрессовых ситуаций.

Постепенно новая роль будет изучена и принята индивидом. Он не захочет с ней расстаться и сам будет удивляться тревожащим его в прошлом страхам.

Как избежать?

Чтобы избежать ролевых конфликтов, следует помнить о нескольких принципах:

  1. Следует делиться с родными, друзьями своими сомнениями, которые тревожат. Понимание со стороны окружающих, их советы могут обрести уверенность в своих силах, помогут избавиться от волнений. Особенно важно, если о своих переживаниях человек расскажет семье. Их советы могут оказаться самыми ценными.
  2. Нужно учиться слушать окружающих, уметь находить с ними общий язык. Тогда при возникновении сложностей в процессе реализации своего потенциала, общество не станет осуждать, а окажет поддержку. Умение строить коммуникации, не скрывать все волнения от окружающих может действительно помочь, принести пользу.
  3. Необходимо полюбить все выполняемые роли, найти в них свои преимущества. В этом случае справляться с теми или иными обязанностями будет легче. Индивид должен увидеть роль в новом свете, он должен ее полюбить, испытать симпатию. Если же этого не удается добиться, есть смысл подумать о смене роли.
  4. Если человек сменил область профессиональной деятельности, следует проявить инициативу в освоении новой роли. Надо отнестись к этому, как к получению нового опыта , позитивно. Негативный настрой непременно приведет к внутреннему конфликту.

Привыкнуть к чему-то новому поможет заряд мотивации и энергии, поэтому страх и тревога могут только помешать на пути к совершенствованию.

Профилактикой также служит борьба с внутренними волнениями, переживаниями. Помогут медитация, занятия йогой и пилатесом. Снижение волнений и чувства страха поможет спокойнее, более позитивно воспринимать свою роль.

Если внутренний конфликт все-таки развивается, следует обратиться за помощью к психологу, который поможет решить проблему.

Ролевые конфликты случаются часто: они могут появиться не только у взрослых, внутренне зрелых людей, но и у подростков, которые только учатся примерять на себя новые роли, свыкаются с ранее неизведанным, учатся вести себя в обществе определенным образом.

Справиться с такими ситуациями вполне возможно. Основная ошибка, которую допускают индивиды , это попытка решить проблему самостоятельно, без обращения за помощью к близким из-за страха недопонимания.

Приняв во внимания определенные обстоятельства, изучив себя и поговорив с родными, человек намного быстрее придет к конструктивному решению и внутренний конфликт будет улажен. Если же с этим не бороться, преодолеть кризис и стресс не удастся.

Что является причиной социальных конфликтов? Ответ узнайте прямо сейчас.

В видео кратко и ясно говорится о сути ролевого напряжения и ролевого конфликта:

Источник

22. Ролевой конфликт, его виды и способы разрешения.

Ролевой конфликт в современной социологии рассматривается как столкновение предъявляемых индивиду ролевых требований, вызванное множественностью одновременно выполняемых им социальных ролей. Социологи выделяют два типа ролевых конфликтов: конфликты между социальными ролями; конфликты в пределах одной социальной роли.

Межролевые конфликты возникают, когда разные социальные роли, носителем которых выступает индивид, содержат несовместимые предписания (требования). Например, женщина хорошо исполняет свою роль на производстве, но дома ей не удаются роли жены и матери. В ситуации, когда родителям мужа не нравится жена, его сыновний долг вступает в противоречие с обязанностями мужа.

Внутриролевые конфликты возникают там, где социальная роль предполагает наличие сложных взаимоотношений и противоречащих друг другу социальных ожиданий. Внутри многих социальных ролей существуют конфликты «интересов», например требование быть честным к людям входит в конфликт со стремлением «делать деньги».

В современной социологии выделяют три способа разрешения ролевых конфликтов:

1) рационализация — способ решения ролевого конфликта путем сознательного поиска отрицательных сторон желаемой, но недостижимой роли. Например, девушка, не вышедшая замуж, объясняет свое положение грубостью и ограниченностью современных мужчин;

2) разделение ролей — способ решения ролевого конфликта, который заключается во временном исключении из жизни одной из социальной ролей. Например, моряку, находящемуся в дальнем плавании, не сообщают о смерти матери, исключая тем самым роль сына из его сознания, чтобы не вызвать стресс;

3) регулирование ролей — способ решения ролевого конфликта путем перекладывания ответственности за его последствия на других. Например, привычка «умывать руки», благодаря которой индивид постоянно освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной социальной роли, перекладывая ответственность на окружающих, объективные обстоятельства, «превратности судьбы».

Межролевой конфликт возникает, поскольку одному и тому же человеку приходится одновременно выполнять несколько ролей. Это бывает, когда пересекаются существенные сферы его ролей и в рамках какой-то ситуации сталкиваются взаимоисключающие друг друга ролевые ожидания. Например, ролевой конфликт в той или иной форме неизбежно возникает у работающих женщин, вынужденных совмещать выполнение профессиональных и семейных ролей. Такие моменты порождают трагические коллизии, избежать которых можно при помощи ролевых стратегий — специальных усилий по оптимальному комбинированию своих ролей. Еще одним простым примером может служить банальная ситуация межролевого конфликта, когда родителям мужа не нравится жена и его сыновний долг вступает в противоречие с супружескими обязанностями. Ролевая стратегия в таком случае может сводиться к тому, чтобы жить отдельно от родителей и материально от них не зависеть.

Внутриролевые конфликты возникают тогда, когда социальная роль предполагает наличие сложных взаимоотношений и противоречащих друг другу социальных ожиданий. Например, мастер на заводе должен руководить рабочими так, как того требует администрация, и одновременно добиваться улучшения условий их труда, как того требуют от него рабочие.

Источник

Ролевой конфликт: пути решения

Социальная роль, виды и характеристика. Типология ролевых конфликтов. Диапазон межличностных отношений. Потребности и мотивы человека. Основные механизмы социального конфликта. Социологическая характеристика конфликта. Пути решения ролевого конфликта.

Рубрика Социология и обществознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 25.06.2015
Размер файла 29,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство сельского хозяйства России

ФГБОУ ВПО Новосибирский государственный аграрный университет

Факультет Государственного и муниципального управления

Кафедра Кадровой политики и управления персоналом

Направление: Государственное и муниципальное управление

по дисциплине: Социология

на тему: “Ролевой конфликт: пути решения”

Выполнил: студент группы 8102

Николаев Дмитрий Владиславович

Проверила: Безрядина М.С.

1. Социальная роль, виды и характеристика

2. Типология ролевых конфликтов

3. Механизмы социального конфликта

4. Социологическая характеристика конфликта

5. Пути решения ролевого конфликта

Конфликты встречаются на протяжении всей нашей жизни. Поэтому никакая политика гуманизации в учреждениях и на предприятиях не способна обеспечить абсолютную защиту. Почвой для возникновения конфликта служат разного рода противоречия, которые могут привести как к деструктивным, так и конструктивным последствиям. Слово “конфликт”-латинского корня и в буквальном смысле имеет значение “столкновение”.

Что же такое вообще конфликт? Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны С.В. Назаренко “Социология учебное пособие” Изд.: “Питер, СПБ” (2009), стр. 359. Наука, изучающая закономерности зарождения, возникновения, развития, разрешения и завершения конфликтов любых уровней называется конфликтологией.

Понятие ролевого конфликта было введено Р.Мертоном в 1957 году. Он понимал это явление, как ситуацию, связанную с необходимостью удовлетворять требованиям двух или более ролей, характерную для высокоорганизованных обществ вроде США и других развитых стран, где человек так или иначе выполняет множество соответствующих ему ролей. Также исследованием данного вида конфликта занимались такие ученые как Штайн и Хоффман в 1978 году. Они наблюдали их проявление среди студентов колледжа, занимающихся спортом. Социальная роль всегда стандартна, поскольку она представляет собой систему ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и правами. Хотя роли жестко определены, но есть способные и неспособные ученики, храбрые и трусливые солдаты, талантливые и бездарные политики. Дело в том, что стандартные роли люди исполняют как индивидуальности. Каждый индивид по-своему понимает свою социальную роль, по-разному ее исполняет.

Целью исследования является изучение ролевого конфликта и выявление путей его решения. Исходя из цели, ставят следующие задачи: найти способы решения ролевых конфликтов, исследовать их структуру.

1. Социальная роль. Виды и характеристика

Понятие «социальная роль» было предложено независимо друг от друга американскими социологами Р. Линтоном и Дж. Мидом в 1930-х гг. Первый трактовал данное понятие как единицу общественной структуры, описываемой в виде заданной человеку системы норм, а второй в плане непосредственного взаимодействия людей, «ролевой игры», в ходе которой, благодаря тому, что человек представляет себя в роли другого, происходит усвоение социальных норм и формируется социальное в личности. Линтоновское определение «социальная роль» как «динамического аспекта статуса» закрепилось в структурном функционализме и разрабатывалось Т. Парсонсом, А. Радклифф-Брауном, Р. Мертоном. Ролевые ожидания в действительности никогда не бывают однозначными. Современное общество требует от индивида постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей. В связи с этим, такие неомарксисты и неофрейдисты, как Т. Адорно, К. Хорни и другие в своих работах сделали парадоксальный вывод: «нормальная» личность современного общества — это невротик.

Социальная роль — динамическая характеристика социальной позиции, выражающаяся в наборе моделей поведения, согласующихся с социальными ожиданиями (ролевыми экспектациями) и задающихся специальными нормами (социальными предписаниями), обращенными от соответствующей группы (или нескольких групп) к обладателю определенной социальной позиции П.Д. Павленок, Л.И. Савинов, Г.Т. Журавлев “Социология учебное пособие” Изд: “Дашков и Ко” (2009) стр. 356. Обладатели социальной позиции ожидают, что исполнение специальных предписаний (норм) дает в итоге регулярное и потому предсказуемое поведение, на которое может ориентироваться поведение других людей. Благодаря этому возможна регулярная и непрерывно поддающаяся планированию социальная интеракция (коммуникативное взаимодействие).

Основные характеристики социальной роли:

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкотом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли:

1. По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.

2. По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).

3. По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.

4. По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой — отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае — покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, — только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми — чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.

Виды социальных ролей:

1. представляемые роли — система ожиданий индивида и определенных групп

2. субъективные роли — субъективные представления человека о том, как он должен действовать по отношению к лицам с другими статусами;

3. играемые роли — наблюдаемое поведение личности, имеющей данный статус, по отношению к другому лицу с другим статусом.

2. Типы ролевых конфликтов

социальный конфликт роль межличностный

В современной социологии различают различные типы ролевых конфликтов Ю.Г. Волков “Социология” Изд.: “Питер, СПБ” (2009) стр.366. Межролевой конфликт возникает из-за того, что одному человеку приходится одновременно выполнять несколько ролей. Это проявляется при пересечении существенных сфер его ролей, и в рамках какой-то ситуации сталкиваются взаимоисключающие друг друга ролевые ожидания. Примером может послужить женщина, совмещающая карьеру и семью. Так же простым примером может послужить банальная ситуация межролевого конфликта, когда родителям мужа не нравится жена и его сыновний долг вступает в противоречие с супружескими обязанностями. В данном случае решение проблемы сводится к тому, чтобы жить отдельно от родителей и материально от них не зависеть.

Внутриролевой конфликт возникает тогда, когда социальная роль предполагает наличие сложных взаимоотношений и противоречащих друг другу социальных ожиданий. Например, мастер на заводе обязан руководить рабочими так, как от него требует администрация данного предприятия, и одновременно добиваться улучшения условий их труда, как того требуют от него рабочие.

Ситуационно-ролевой конфликт возникает в ситуациях, когда на индивида направлены новые ожидания, связанные с новой ролью, а он не может адекватно на них реагировать, потому что еще находится в старой роли и не готов к выполнению новой. К примеру в Индии долгое время существовал обычай выдавать девочек замуж с раннего возраста. Когда у юной жены рождался ребенок, она еще не могла стать полноценной матерью в силу своего психологического развития. В рассказе Рабиндраната Тагора раннее материнство привело к гибели малыша. Он утонул, когда девочка пошла играть в куклы с подругами, оставив ребенка без присмотра. У людей, долгое время исполняющих одну и ту же социальную роль возникают соответствующие привычки. Например, у тех, кто по роду занятий постоянно выступает перед аудиторией, складывается профессиональная привычка говорить громко, четко и выразительно, от которой они потом не могут отделаться в семье. Порой общество само требует от исполнителя какой-либо социальной роли определенных привычек и навыков, например абсолютной чистоты рук от хирурга. Выполнение социальной роли предполагает некоторую степень несвободы. Действительно, выполняя роль, человек действует не так, как требует его индивидуальность, а согласно нормативным требованиям, которые навязывает ему его роль. Некоторые роли настолько регламентированы, что предписывают человеку почти каждое действие (например, рабочий на конвейере). Выполнение таких ролей зачастую вызывает чувство психологической угнетенности, связанной с отчуждением индивида. Другие роли имеют большую степень свободы, а третьи даже в обязательном порядке требуют от своих носителей индивидуальных модификаций, например, роль соискателя ученой степени требует определенной новизны научных разработок. Психологический комфорт и качество выполнения ролевых обязанностей связаны с тем, насколько роль соответствует личностным особенностям индивида, а его навыки и умения — требованиям, предъявляемым ролью. В таком случае не возникает или почти не возникает отчуждения входе выполнения роли и достигается максимальное «сращение» индивида с ролью. Можно сказать, что ролевое поведение представляет собой своего рода синтез индивидуального и привнесенного ролевыми требованиями. Ошибочным будет мнение, что любая социальная роль ограничивает свободу человека, как полагал Р. Дарендорф.

Поскольку человек — существо социальное, то и часть его индивидуальности реализуется именно в социальных ролях. Изучение возможных ролей происходит еще в детском возрасте, когда ребенок как бы «прикидывает» на себя роль мамы, учительницы, командира в игре. Эту фазу социального развития называют социабилизацией. В ходе дальнейшего процесса социализации человек действует как носитель собственных ролей (дочь, ученица) и, выполняя их, учится осваивать новые роли, которые ему только предстоят. Например, помогая матери по хозяйству в роли дочери, девочка учится выполнять роль хозяйки и матери; слушаясь родителей в роли сына, мальчик готовится выполнять роль ученика и подчиняться учителю, когда пойдет в школу. Процесс социализации длится много лет, в сущности всю жизнь. Это значит, что отношение человека к ролям других людей никогда не прекращается. Человек, играя свои роли, постоянно сталкивается с чужими ролями, которые ему пока неизвестны. Описывая эти процессы, Дж. Мид говорит о наличии в человеческой личности социального аспекта (Я глазами Другого), куда входит совокупность интериоризованных ролей, и собственно личностного аспекта (Я-центр), не заполненного социальными ролями и способного дистанцироваться от них. Дж. Мид и другие представители социальной психологии показали, что человеческое Я развивается и достигает полноты существования только тогда, когда освобождается от чистой субъективности и отражает себя во внешнем мире, выполняя комплекс социальных ролей.

Принятие социальной роли также предполагает отказ от несовместимы привычек с этой ролью П.Д. Павленок, Л.И. Савинов, Г.Т. Журавлев “Социология учебное пособие” 3-е изд. (2009), стр. 348. Например, врач с задатками ученого-клинициста должен отказаться от возможности предоставить болезнь пациента ее естествен ному течению, чтобы понаблюдать «для науки» за ее развитием. Муж должен отказаться от абсолютной свободы внебрачных связей. Порой человек сталкивается с такими социальными требованиями, которые вызывают у него кризис самоидентификации, т.е. которые он не может интериоризировать и сделать частью своей личности, не разрушив тем самым своего личностного ядра. Психологи констатируют, что люди становятся больными из-за определенных ролевых требований. В то же время необходимо принимать во внимание социально-исторический характер реакции на ролевое отчуждение. Например, в деспотических обществах Древнего Востока массы людей в течение долгих лет переносили такие жесточайшие формы ролевого отчуждения, которые совершенно невыносимы и даже непредставимы в современном индивидуалистическом обществе.

3. Механизм социального конфликта

Социологическое объяснение и понимание жизнедеятельности общества и индивида нацелено на изучение механизма конфликта Ю.Г. Волков “Социология” Изд.: “Питер, СПБ” (2009) стр.357. В нем приоритетными направлениями является определение:

1) Участников конфликта, которые в конфликтном взаимодействии ориентированы на один из четырех возможных вариантов его исхода:

ь Инициатор выигрывает за счет втянутого в конфликт субъекта

ь Инициатор проигрывает втянутому в конфликт субъекту

ь Оба участника оказываются в проигрыше, хотя надеялись на благоприятный для себя исход

ь Оба участника оказываются в выигрыше в разных отношениях на основе компромисса, взаимных уступок

2) Предмета конфликта и уровня его осознания участниками. Широкий спектр достаточно распространенных предметов конфликтов основан на четырех социальных феноменах:

ь Богатство, интерпретируемое не только как некоторая сумма денежных средств или имущества, но и как возможность расширения пределов своей деятельности и влияния.

ь Власть, предполагающая занятие должности и позиции, позволяющей контролировать распределение ресурсов на основе права распоряжаться, определять доступ к потокам значимой информации, участвовать в принятии решений.

ь Престиж, выражающийся в известности и популярности индивида, ее репутации и авторитете, силе влияния на принятое решений, демонстрируемом уважении к нему, его мобилизационном потенциале.

ь Личное достоинство, предполагающее уважение к индивиду и его самоуважение, компетентность, профессионализм, представительность, признание, нравственные качества.

3) Необходимых средств при целедостижении и их гуманности. В конфликтах используются различные средства как гуманные, так и рациональные. Нередко используются и различные формы обмана и насилия, которые могут быть оправданы:

§ Сложившейся, устоявшейся практикой социальной борьбы

§ Провозглашаемыми угрозами или социальными действиями субъекта, проявляющего агрессивность во взаимодействии

§ Декларацией о стремлении с помощью меньшего зла — обмана или насилия — предотвратить большее зло.

Эти средства допускаются в исключительных случаях — при достижении ценностей более высокого порядка, ради общего социального блага, ради социального порядка.

Действия конфликтующих сторон всегда апеллированы: к тому, что жизненно необходимо для субъекта, к тому что представляет собой вариации средств и методов удовлетворения соответствующих жизненных потребностей, к тому, что для него существенно и важно с точки зрения сохранения собственной идентичности, к тому, что общепринято и освещено обычаем.

Основными элементами механизма социального конфликта являются:

1. Исходное состояние предконфликтного взаимодействия участников, их интересы, степень взаимопонимания.

2. Инициатор конфликта, причины и характер его деятельности

3. Ответные мероприятия в контексте проявления степени готовности к переговорам и возможности бесконфликтного развития и разрешения конфликта.

4. Отсутствие взаимопонимания обоих участников конфликта

5. Мобилизация ресурсов в отстаивании своих интересов

6. Использование силы или угрозы силой при отстаивании интересов, а также жертвы насилия

7. Мобилизация контрресурсов и иделогизация конфликта с помощью идей справедливости и создания образа врага.

8. Тупиковая ситуация и ее саморазрушающее воздействие

9. Осознание тупиковой ситуации, а также понимание интересов другого участника конфликта.

10. Новый этап социального взаимодействия.

4. Социологическая хар-ка конфлитка

Социологическое описание конфликта как состояния взаимодействий субъектов, а также как социального явления и процесса осуществляется через изучение ряда основных характеристик: причины, факторы, условия, границы, функции. К числу общих причин конфликтов социологи относят:

1. Противоположные ценностные ориентации вступающих во взаимодействие социальных субъектов.

2. Приверженность субъектов диаметрально противоположным идеологиям из числа светских (политических) и религиозных.

3. Социально-экономическое неравенство индивидов в обществе.

4. Противоречия при функционировании различных элементов социальной структуры общества, несоответствие их целей, разбалансирование процедуры реализации интересов.

5. Социально-психологическую несовместимость как результат неудовлетворенности нереализованными устремлениями индивида.

6. Не разделяемые индивидом морально-этнические обоснования ценностей и норм-правил, доминирующих в группе, общности, обществе.

7. Организационные дисфункции, связанные с взаимодействием руководителя и подчиненного.

Особое место при социологическом описании конфликтов уделяется анализу организационно-управленческих причин:

· Структурно-организационных, которые отражают несоответствие структуры организации взаимодействий требованиям деятельности, которой она занимается.

· Функционально-организационных, вызванных неоптимальностью функциональных связей между: организацией и средой; структурными элементами организации, отдельными индивидами как её членами;

· Личностно-функциональных, которые связаны с неполным соответствием индивида занимаемой должности;

· Ситуационно-управленческих, которые обусловлены ошибками, допускаемыми руководителями и подчиненными в процессе дестижения управленческих целей, решения задач.

Инициария социальных конфликтов обусловлена широким спектром факторов, которые могут быть объединены в пять групп:

1. Информационные факторы. В основе многих конфликтов лежит информация, которая может быть приемлема для одной стороны и неприемлема для другой. Более того, в процессе социального взаимодействия информация может быть потеряна или искажена.

2. Структурные факторы, которые связаны с функционированием формальной или неформальной организации взаимодействий в группе, общностей, обществе.

3. Факторы социальных отношений, которые связаны с удовлетворением/неудовлетворением от взаимодействия или его отсутствия между субъектами (индивидами, группами, общностями).

4. Ценностные факторы, которые связаны с нарушением ценностных принципов, изначально положенных в основу взаимодействий индивидов.

5. Поведенческие факторы, которые неизбежно ведут к конфликтам, если ущемляются интересы, подрывается самооценка, возникает угроза безопасности (физической, психической, социальной, а также финансовой и др.), если создаются условия, вызывающие негативные эмоции состояния, если в поведении индивидов проявляется эгоизм, безответственность, несправедливость, необъективность.

Основу конфликта определяет конфликтная ситуация, инициация которой обусловлена условиями взаимодействия субъектов:

1. Техническими условиями, такими как: число лидеров в группе (общности, обществе), степень организованности и сплоченности группы, солидарности общности, согласия общества, наличие/отсутствие возможности взаимного воздействия субъектов друг на друга.

2. Административно-политическими условиями, такими как: административная зависимость и власть, руководство и подчинение, степень законности социальных норм (моральности правовых норм) и деятельности индивидов и групп.

3. Социальными условиями, такими как: наличие/отсутствие возможности интеграции/дезинтеграции усилий субъектов (индивидов, групп, общностей)

4. Психологическими условиями, такими как: эмоционально-волевые состояния индивидов, их желания и возможности идти на компромисс, степень соответствия самооценки индивида и самооценки группы (они бывают завышенными или заниженными)

Социальные конфликты имеют границы или зоны разногласий:

· Пространственную границу, которая определяется территорией, на которой происходит конфликт. В этой связи выделяют мировые и локальные, федеральные и региональные, центральные и местные.

· Временную границу, которая определяет продолжительность конфликта, его начало и конец.

· Внутрисистемную границу, которая указывает на социальные взаимодействия субъектов в конкретной сфере жизнедеятельности: семейной, служебной, профессиональной, образовательной, воспитательной и др.

Функции конфликтов, то есть их последования, могут быть как положительными (позитивными), так и отрицательными (негативными). Оценка их значимости зависит от прогрессивной или регрессивной направленности изменений, которые произошли во взаимодействии в результате протекания и завершения либо разрешения социального конфликта.

К числу положительных результатов конфликта можно отнести:

· Ускорение процесса роста самосознания личности индивида

· Культивирование доминирующей системы ценностей, обеспечивающей целедостижение.

· Формирование участниками конфликта единой социальной группы, общности.

· Предоставленную возможность оценить руководителя, его качества и деятельность конфликтной (неординарной) ситуации.

· Конструктивное погашение эмоций участников конфликта.

· Расширение взаимодействий, то есть сотрудничество с другими субъектами.

· Актуализирование необходимости разработки технологии предотвращения, управления и разрешения конфликтов и др.

К числу отрицательных результатов относятся:

· Угроза социального порядка взаимодействий индивидов в группе, общности, обществе, а также групп в общности и обществе.

· Угроза интересам участников конфликта.

· Ограничение социальных перемен

· Снижение количества единомышленников, их доверия.

· Осознанное стихийное действие вместо тщательно возвышенного.

· Разрушение процесса формирования союзов и коалиций.

· Усиление дезинтеграции среди тех, кто стремится к единству.

· Изменение личностных и организационных (групповых) приоритетов в социальном взаимодействии и др.

Таким образом, с социологической точки зрения природа конфликтного взаимодействия, его роль в жизнедеятельности общества и отдельного индивида означает многомерность и многоаспектность социальной сущности конфликта.

5. Пути решения ролевого конфликта

Разрешение ролевого конфликта часто сопряжено с личностным выбором: между значимыми людьми, между несовместимыми ролями; между собой и окружающими. Иногда нужно внутренний конфликт перевести во внешний, а далее производить его коррекцию, используя различные прямые и косвенные методы угашения конфликта.

Один из способов разрешения конфликта- это изменить (переломить) ролевые ожидания группы, навязать ей свое новое ролевое поведение. Сделать это очень непросто, особенно если личность остается в прежнем официальном статусе, ибо ролевые ожидания имеют инерцию, и группа будет стараться «вернуть» человека в старую роль.

Наиболее эффективный способ устранения внешнего ролевого конфликта — «разрушить ситуацию»: уйти из группы, изменить социальное окружение и т.д. Именно поэтому, тем, кто хочет «начать новую жизнь», следовало бы не только принять на себя новые роли, но и по возможности сменить группы общения, в которых сформировать новые ожидания по отношению к себе (зарекомендовать себя).

Одним из вариантов разрушения конфликта является частичная изоляция от социума. Возможна и полная изоляция, фактически, «бегство из роли»: отшельничество, уход в монастырь и т.п. Своеобразным способом такого бегства является алкоголизм и наркомания. Еще один способ изоляции от общества — уход в себя, в свой внутренний мир при помощи творчества, увлечения (от хобби до веры в бога). Такой способ устранения ролевого конфликта с обществом получил в 60-е годы в среде диссидентов название «внутренней эмиграции».

Для преодоления ролевых конфликтов часто нужна взаимная коррекция ролевых ожиданий индивида и группы или партнеров по общению. Такая помощь актуальна, например, в семейных отношениях, когда возникает ролевая несовместимость супругов или родителей и детей. Это ведет к взаимному принятию ролей других людей, то есть принятию каждого человека таким, какой он есть. Последнее условие особенно важно, ибо непринятие человека и его ролей — это одна из основных причин возникновения всех ролевых конфликтов.

Итак, мы рассмотрели понятие конфликта и в частности ролевого конфликта, как неотъемлемой части деятельности любого предприятия.

Конфликт является противоборством сторон социального взаимодействия, имеющих разные мотивы, цели и потребности. Он включает в себя несколько последовательных этапов, в результате прохождения которых обнаруживаются все позитивные и негативные функции конфликта.

Ролевой конфликт принадлежит к виду внутриличностных, он обусловлен противоборством противоречивых ролей, которые выполняются одним сотрудником или является противоречием ролей разных работников.

Каждый индивид выполняет набор определенных социальных, психологических и профессиональных ролей, и порой они входят в противоречие порождающее внутренний конфликт.

Особенностью ролевых конфликтов можно назвать то, что они способны влиять на психологию человека и его производительность, при чем как позитивно, так и негативно. А также способность ролевых конфликтов провоцировать конфликты межличностные.

Для своевременного выявления ролевых конфликтов среди сотрудников, необходимо постоянно наблюдать за поведением и особенностями индивидуально-психологического состояния сотрудников. При возникновении признаков, указывающих на наличие ролевого конфликта, необходимо экстренно принять меры по урегулированию конфликта.

Для этого целесообразно провести ряд управленческих и организационных мероприятий, например, внести изменения в работе, чтобы снять нагрузку с сотрудников, разъяснить им их роли, повысить квалификацию персонала и улучшить условия труда.

Если эти меры не приносят позитивных результатов, можно направить сотрудников на прохождение психотерапевтических процедур, например на прохождение специальных ролевых игр.

1. Ю.Г. Волков “Социология” Издательство: «Проспект» (2008)

2. С.В. Назаренко “Социология” Издательство: “Питер” (2009)

3. П.Д. Павленюк, Л.И. Савинов, Г.Т. Журавлев “Социология учебное пособие” Издательство: “Дашков и Ко” (2010)

4. Ю.В. Фененко “Социология. Учебник” Издательство: «Проспект» (2008)

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Связь конфликта с удовлетворением потребностей людей. Социология социального конфликта. Социально-биологическая парадигма объяснения конфликта. Основные виды агрессивности. Основные принципы ведения борьбы (разрешения) социального конфликта по М. Ганди.

презентация [257,3 K], добавлен 11.05.2011

Особенности социального конфликта как скрытого противоречия. Идеи социального конфликта Спенсера, основные положения Маркса, трактовка конфликта Козера. Основные функции конфликта: внутренние, позитивные, деструктивные. Анализ стратегий конфликта.

курсовая работа [310,1 K], добавлен 12.06.2012

Границы и функции конфликта как компонента социальных отношений. Методы типологии конфликтов по сферам. Основные типологии конфликтов, предмет и объект конфликта. Пространственный, временной и внутрисистемный аспекты определения границ конфликта.

реферат [38,6 K], добавлен 12.03.2010

Стереотипы мужского и женского поведения. Периодизация семейной жизни. Внутрисемейная ролевая структура и проявления ролевого конфликта. Природа, причины и пути преодоления супружеских конфликтов. Адаптация супругов и их готовность к созданию семьи.

курсовая работа [73,0 K], добавлен 12.05.2012

Теории конфликтов. Функции и последствия социальных конфликтов, их классификация. Причины социальных конфликтов: личностные и социальные. Личностные побудительные мотивы конфликта. Объект агрессии. Конфликт индивидов и небольших групп.

реферат [17,0 K], добавлен 22.02.2007

Природа конфликта. Происхождение конфликтов. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов. Движущие силы и мотивация конфликта. Аналитическая схема исследования конфликтов. Конфликт потребностей. Конфликт интересов. Ценностный конфликт.

курсовая работа [41,7 K], добавлен 24.04.2006

Изучение причин возникновения и влияния на общество социального конфликта. Четыре точки зрения на причины социального конфликта А.Г. Здравомыслова. Анализ кризиса культуры Г. Зиммелем. Идея К. Маркса о том, что конфликт заложен в самой природе человека.

реферат [21,4 K], добавлен 14.03.2010

Источник

Читайте также:  Совокупность способов ведения бухгалтерского учета принятая организацией это тест ответ
Оцените статью
Разные способы