- Роль как способ взаимодействия с другими
- Социальная психология
- Интерактивная сторона общения
- Разновидности взаимодействия
- Роли в общении
- Стратегии поведения в конфликтной ситуации
- Межличностное взаимодействие — это… Определение, основные понятия, виды и уровни общения
- Что изучает социальная психология?
- Межличностное взаимодействие и обучение
- Процессы социального взаимодействия
- Уровни общения
- Формы межличностного взаимодействия
- Почему другие на нас влияют?
- Способы взаимодействия человека с социумом
- Особенности
- Коммуникативные цели
- Физиологическая основа социального взаимодействия
- Выводы
Роль как способ взаимодействия с другими
Социальная психология
- Вы здесь:
- Главная
- Лекции
- Социальная психология
- Интерактивная сторона общения
Интерактивная сторона общения
Интерактивная сторона общения связана с организацией совместной деятельности людей, их взаимодействием.
Интерактивная сторона общения (от слова «интеракция» – взаимодействие) заключается в обмене действиями, то есть организации межличностного взаимодействия, позволяющего общающимся реализовать для них некоторую общую деятельность.
Главное содержание общения – это воздействие на партнера. Описывая его, мы чаще всего используем термины действий. Например: «Он на меня давил, но я не поддался», «Он подстроился под меня» и т.д.
В структуру взаимодействия входят:
- субъекты взаимодействия;
- взаимная связь;
- взаимное воздействие друг на друга;
- взаимные изменения субъектов общения.
Взаимодействие в общении – процесс, который складывается из:
- физического контакта;
- совместного перемещения;
- совместного группового действия;
- вербального контакта;
- невербального контакта.
Разновидности взаимодействия
Обычно выделяют несколько способов взаимодействия. Наиболее распространено дихотомическое деление: кооперация и конкуренция (согласие и конфликт, приспособление и оппозиция). В этом случае как само содержание взаимодействия (сотрудничество или соперничество), так и степень выраженности этого взаимодействия (успешное или менее успешное сотрудничество) определяют характер межличностных отношений между людьми.
Кооперация – это такой вид взаимодействия, который способствует организации совместной деятельности, участники достигают взаимного соглашения для достижения общих целей.
Конкуренция – это такой вид взаимодействия, в котором каждый участник преследует только свои личные цели и интересы.
В процессе взаимодействия проявляются также следующие стратегии поведения:
1. Сотрудничество, направленное на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей.
2. Противодействие, предполагающее ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм).
3. Компромисс, реализующийся в частном достижении целей партнеров ради условного равенства.
4. Уступчивость, предполагающая принесение в жертву собственных интересов ради достижения целей партнера (альтруизм).
5. Избегание, которое представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого.
Роли в общении
Роль – это нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию.
Виды социальных ролей определяются особенностью социальных групп, в которые включен индивид.
В зависимости от общественных отношений существуют социальные и межличностные роли.
Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, студент, продавец, покупатель и т.д.).
Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын и т.п. Мужчина и женщина – это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения.
Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи и т.д.).
Понятие роли включает в себя совокупность ожиданий каждого индивида в отношении как своего собственного поведения, так и поведения других людей при взаимодействии в определенной ситуации. В любом случае социальная роль имеет два аспекта изучения: ролевое ожидание и ролевое исполнение. Определенная согласованность ролевого ожидания с ролевым исполнением служит гарантией оптимального социального взаимодействия.
Человеку приходится быть в различных ролях, и он физически не может отвечать всем предписываемым ими требованиям. В этом случае может возникнуть ролевой конфликт.
Ролевой конфликт — это ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями, или, иначе говоря, он не в состоянии выполнять предписываемые ролью требования.
Возможны следующие конфликты:
внутриличностный — вызывается противоречивыми требованиями, предъявляемыми к поведению личности в разных социальных ролях;
внутриролевой — возникает вследствие противоречий в требованиях, предъявляемых к исполнению социальной роли разными участниками ваимодействия;
личностно-ролевой — возникает из-за несовпадения представлений человека о себе и его ролевых функций;
инновационный — появляется как результат несоответствия ранее сформировавшихся ценностных ориентации и требований новой социальной ситуации.
Стратегии поведения в конфликтной ситуации
Конфликт – это столкновение сторон, мнений, сил, противоположно направленных целей, интересов, позиций и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия
Понятие стратегии
Стратегия поведения в конфликтной ситуации – это:
- Способ осуществления определенных интересов.
- Образ действия по достижению целей.
- Манера общения.
Этапы выбора стратегии
- Анализ конфликтной ситуации
- Оценка собственных сил и сил оппонента
- Четкое формулирование собственной цели
- Анализ действий и мотивов оппонента
- Принятие решения о выборе стратегии
Стратегии (К.Томас и Р.Килменн)
Соперничество (конкуренция)
Цель – получение одностороннего выигрыша.
1. Наличие власти и авторитета, которые признаются оппонентом.
2. Авторитарный стиль управления.
3. Безвыходная ситуация.
Соперничество – «Акула»
Это ориентация на победу, не считаясь ни со своими жертвами, ни с ущербом, нанесенным противоположной стороне. Предпочтение такого поведения в конфликте часто обусловлено стремлением оградить себя от психологической травмы, вызванной чувством поражения. Эта стратегия отражает такую форму борьбы, при которой одна сторона выходит победителем.
Стратегию соперничества может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы.
Уклонение (уход)
Цель – уход из-за нежелания сотрудничать и общаться.
- Объект конфликта несущественен.
- Отсутствие властных полномочий.
- Необходимость получения дополнительной информации.
- Оппонент – личность, трудная в общении.
Уклонение – «Черепаха»
Реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для Вас, Вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение.
Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов.
Приспособление
Цель – получение результата при минимальных действиях.
1. Объект конфликта несущественен.
2. Необходимость восстановления равновесия и стабильности.
3. Недостаточный объем ресурсов и власти для решения проблемы в свою пользу.
Приспособление – «Плюшевый медведь»
Этот тип реагирования направлен на максимум во взаимоотношениях и минимум в достижении личных целей. Это принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Это установка на доброжелательность, на желание не задеть чувства другого.
Стиль приспособления означает, что Вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Считается, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существенен для Вас, либо когда вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.
Компромисс
Цель – получение «усредненного» результата за счет взаимных уступок.
- Одинаковые аргументы и равный объем власти у оппонентов.
- Необходимость сохранения положительного социально-психологического климата в коллективе.
- Принятие временного решения.
Компромисс – «Лиса»
Этот стиль означает совместные действия с другим человеком, уступки в своих интересах, чтобы и противник сделал то жесамое. Такие люди, как правило, предлагают среднюю позицию, стараясь найти сочетание выгод и потерьдля обеих сторон.
В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу.
Сотрудничество
Цель – поиск наиболее приемлемого решения для сторон и максимизация выигрыша.
- Подходы к решению важны, и нет возможности принять компромиссное решение.
- Обладание равной властью и авторитетом.
- Существуют прочные длительные взаимоотношения между оппонентами.
Сотрудничество – «Сова»
Человек с такимтипом реагирования открыто признает конфликт, предъявляет свои интересы, выражает свою позицию и предлагает пути выхода из конфликта. Улаживая спорную ситуацию, люди с такимтипом реагирования пытаются определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. При этом от противника ожидает ответного сотрудничества.
Этот стиль наиболее труден, так как требует более продолжительной работы. Цель его применения — разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции.
Источник
Межличностное взаимодействие — это… Определение, основные понятия, виды и уровни общения
Межличностное взаимодействие — это общение двух или более людей, вследствие случайной встречи или преднамеренное, в результате которого у обоих появляются новые мысли и идеи.
Общение в группе изучает социальная психология. Эта наука исследует индивидуально-психологические особенности поведения каждого члена группы и позволяет улучшить социальную атмосферу посредством нахождения общего знаменателя для участников.
Что изучает социальная психология?
Проблемы межличностного социального взаимодействия оцениваются специалистами в разрезе таких вопросов:
- Изучение когнитивных (познавательных) процессов каждого участника взаимодействия.
- Исследование составляющих характеристик среды: пространственные, социальное, физические характеристики. И также учитывается аспект социальной группы — ученическая среда, собрание городского совета или другое объединение индивидуумов.
- Изучение как системы отдельной личности и влияния на нее среды.
Многие ученые участвовали в развитии этой социальной науки — Л. В. Смолина, Ясвина, Панова, др.
Межличностное взаимодействие и обучение
В процессе взаимодействия между людьми постоянно происходит расширение сферы сознания и обучение новым социальным ролям. Самое эффективно обучение происходит в юности, до 21 года, когда мозг наиболее активен.
Для развития социальной активности требуется, чтобы в школьные годы он получил воспитание, основанное на свободе выражения и поддержки активного поведения, а не пассивного.
Для развития общественной активности учащегося есть разработанная В. И. Пановым модель образовательной среды. Модель основана на убеждении ученого в том, что обучение должно исходить от уже имеющихся задатков и интересов школьника.
Процессы социального взаимодействия
Общение строится на базе рефлексии. Понимать мысли и намерения другого невозможно без зеркальных нейронов. Подготавливаться к выступлению невозможно без осознания того, как тебя будут воспринимать другие.
Межличностное взаимодействие — это процесс обоюдного стремления к сотрудничеству. И если одна сторона не хочет идти на компромисс в общении или имеет предосудительные мысли в отношении другой стороны, то общение не состоится.
Какие процессы межличностного взаимодействия можно выделить? Если идти в глубь изучения общения, то все общение сводится к простой передаче символов — слов или знаков. В каждой транзакции участвует инициатор общения и адресат. Инициатор передает знаки — это первый процесс. Второй процесс — принятие этой информации.
Однако, чтобы расшифровать правильно смысл послания, в коммуникации не должно быть барьеров. К тому же обе стороны общения должны иметь общие культурные «точки соприкосновения» и относится к единому социальному уровню. Поскольку транзакции между разными культурными слоями сильно затруднены.
Уровни общения
Существует 6 основных уровней общения, которые обозначил и описал А. Б. Добрович.
- Конвенциональный уровень — сводиться к простому выполнению неписаных правил поведения в обществе.
- Примитивный. Участники не стремятся устанавливать долговременную коммуникацию, а только желают использовать возможности, которые могут друг другу предоставить.
- Манипулятивный. Когда один партнер в общении пытается использовать другого, менее опытного в социальных и житейских вопросах, а затем отвергнуть его общество.
- И при общении у субъектов коммуникации есть обоюдная заинтересованность в познании ролей другого. Это общение приятелей, которые проводят иногда время вместе и «отрабатывают» свои социальные роли, с целью их улучшить.
- Деловой. В этом взаимодействии люди не думают о лучшем исполнении роли или внешнем виде, они общаются с целью лучше выполнить совместную работу.
- Духовный уровень. Достигнув высшего уровня общения, люди могут узнать настроение друг друга по взгляду, без слов. Цель — познать глубокую сущность другого и свою, отображенную в поступках того, другого.
Уровень общения, который избирает человек, зависит от общего уровня его личностного развития и его взглядов на ценность других людей.
Формы межличностного взаимодействия
Как социальное существо человек не может не общаться. Даже когда писатель в уединении создает книгу, то и в этом случае предполагается общение между ним и читателем.
Формы общение выделяют такие:
- Дружеское взаимодействие — общение на близкой психологической дистанции, которое приносит взаимное удовольствие и радость.
- Любовь — интимное взаимодействие двух людей, приводящее к развитию обоих партнеров как личностей.
- Взаимодействие в студенческой группе или кружках по интересам.
- Взаимоотношения внутри рабочего коллектива.
- Общение в группе психологической поддержки.
Отношения делят в психологии на официальные и неофициальные, личностные и деловые. Установление взаимоотношений и их развитие — тонкий процесс, зависящий от многих факторов; и в первую очередь от умения выстраивать социальные контакты.
Межличностное взаимодействие в группе сложно организовать. Здесь велика возможность распада группы; без хорошего лидера, способного сгладить противоречия и дать команде настрой на качественную совместную работу, взаимодействия не будет.
Некоторые люди могут и в деловой среде поддерживать хорошие приятельские взаимоотношения со всеми. Это люди с высоким эмоциональным интеллектом и опытом в сфере коммуникаций. Они являются социальными лидерами по своей природе и при развитии определенных качеств могут стать хорошими менеджерами.
Почему другие на нас влияют?
Мы каждый день познаем новую информацию и обмениваемся ею с другими людьми. Вся коммуникация построена на взаимовыгодном обмене информацией. Человек боится быть изгоем, поэтому, даже неосознанно, стремится соответствовать требованиям его социальной группы.
Путешествие, встреча с новыми людьми в поезде или самолете дает нам новые ощущения, новый опыт общения. Человек может кардинально изменить предпочтение в еде, если подружится с представителем другой культуры и проведет с ним много времени. А подружившись с компанией курильщиков, человек может начать курить, поскольку психологически некомфортно в коллективе быть белой вороной. И этому есть вполне рациональное биологическое объяснение — для построения новых контактов у нас в мозгу есть зеркальные нейроны, которые помогают нам имитировать действия окружающих, понимать тем самым их «язык», и казаться «своим» в коллективе.
Способы взаимодействия человека с социумом
Психологи описывают 4 возможных способа взаимодействия личности с коллективом:
- Инициативный тип поведения. Действующий человек сам влияет на среду. Он способен изменять условия взаимодействия в своем коллективе, как ему нужно.
- Реагирующий тип. Человек способен адаптироваться к условиям среды. Но сам на нее не влияет.
- Интерпретирующий.
- Оценивающий — социальная среда влияет на него, он сам остается пассивен, лишь рефлекторно оценивает, что именно с ним происходит.
Естественно, что более успешны в социуме те, кто выбирают активную позицию, а не пассивную.
Особенности
Каждое понятие в науке имеет характерные особенности, которые нужно изучить, чтобы можно было подробнее проанализировать объект изучения.
Какие особенности межличностного взаимодействия описывают специалисты в области социальной психологии?
- Многоканальность. Взаимодействие происходит и на вербальном, и на невербальном уровнях.
- Этапность установления отношений.
- Результативность.
- Необратимость. Эмоциональное воздействие на человека в действительности необратимо.
Еще одна важная особенность для установления взаимоотношений — наличие достаточного коммуникативного опыта. Опыт в общении— это набор представлений об успешных тактиках установления и поддержания необходимой дистанции в общении. Таким опытом должны обладать те, кто работает в системе «человек-человек».
Коммуникативные цели
Целью является стратегический результат, к которому стремится каждый участник взаимодействия. По сути, межличностные отношения — это стремление обеих сторон к заранее продуманному результату. Цели могут быть абсолютно различными
- Получение помощи.
- Самовыражение.
- Поиск партнера для развлечений.
- Стремление получить эмоциональную поддержку.
- Обучение или воспитание.
- Приобщение к культурным принципам.
- Стремление доминировать над более слабым партнером.
Наиболее популярная цель общения для молодых девушек — просто делиться переживаниями. Для юношей студентов это обмен мыслями и общность интересов.
Межличностные отношения и взаимодействия выстроятся только тогда, когда оба найдут это общение взаимовыгодным и отвечающим их моральным ценностям и целям.
Физиологическая основа социального взаимодействия
В 90-е годы XX века группа ученых-нейробиологов под эгидой итальянца Джакомо Риззолатти обнаружила у обезьян группу зеркальных нейронов. Группа особенных нервных клеток активируется в мозге, когда обезьяна видит, как кто-то другой берет в руку еду, например, орешек.
Как выяснилось позже, у человека они тоже есть, причем реагируют не только на движения тела в пространстве, но и на эмоции. Межличностное взаимодействие — это во многом работа этих нейронов. Это и есть биологическое обоснование нашей общественной природы; обоснование эмпатийности, заложенной в нас изначально.
Благодаря этим нейронам человек обучается говорить и действовать через подражание. А также учится воспринимать эмоции и строить длительные межличностные взаимодействия; поведение другого нужно себе как-то объяснить, особенно если этот человек другой культуры. Получается, чтобы построить отношения с другим, нужно увидеть в другом себя, и дать ему понять, что мы его понимаем.
Выводы
Итак, межличностное взаимодействие — это общение в группе, имеющее какую-то цель. Общение строится или на эмоциональной основе, или на рациональной, деловой.
Успех во взаимодействии зависит от первичного впечатления. Если подсознательно партнеры в бизнесе чувствуют антипатию по отношению друг к другу, они не могут договориться. В общении будут возникать конфликты и трения. Для координации группового общения нужен смелый и опытный руководитель, имеющий приличный опыт в решении конфликтов.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник