- Риторические приемы привлечения и удержания внимания слушателей в деятельности говорящего
- 8 приемов: как удержать внимание аудитории
- Прием 1. Используйте вопросно-ответный план выступления
- Прием 2. Обращайтесь к разным погодным условиям
- Прием 3. Добавьте юмора
- Прием 4. Обращайтесь к речи предыдущего оратора
- Прием 5. Ссылайтесь на авторитетные источники
- Прием 6. Выбирайте тему и слова обращения с учетом обстановки
- Прием 7. Голосовые приемы
- Пример 8. Приводите примеры из личной жизни или художественной литературы
- Как привлечь внимание собеседника: 12 приемов активизации и управления вниманием человека
Риторические приемы привлечения и удержания внимания слушателей в деятельности говорящего
(оратора, педагога и др.)
Практические рекомендации по совершенствованию коммуникативного эффекта говорения (и слушания – тоже) могут быть представлены в форме характеристики риторических приемов привлечения и удержания внимания слушателей.
Главное условие достижения нужного коммуникативного эффекта речи – заинтересованное внимание слушателя. Таков критерий, которым руководствуется говорящий, – произносит ли он развернутую речь или организует диалогическое общение. Умение удержать внимание слушателей приобретает особую значимость в тех ситуациях, когда решение коммуникативной задачи требует монологического высказывания, относительно развернутого во времени. Умение привлечь внимание обеспечивает и помогает сохранить нужный контакт в любой ситуации.
С позиций риторических речь идет, прежде всего, о приемах привлечения слушателя (слушателей) к «соучастию» в развитии темы общения.
Что-то говорящий может продумать еще на этапе планирования высказывания и реализовать в установке. Но главное – готовность к действию на основном этапе, когда говорящий в момент произнесения речи, почувствовав – по реакции слушателей – падение внимания, должен восстановить его. Словом, задача состоит в том, чтобы, контролируя обратную связь, уметь поддерживать интерес слушателей.
Назовем некоторые конкретные приемы привлечения внимания слушателей и создания интереса к теме в начале речи:
· неожиданная, возможно парадоксальная, формулировка темы;
· проблемная постановка основного вопроса;
· формулировка гипотезы, столкновение двух возможных гипотез;
· загадка и обещание разгадки;
· сентенция, возможная ссылка на мнение авторитетных лиц;
· метафора или сравнение, представляющие предмет разговора образно (лучше – через знакомый образ, но увиденный в новом ракурсе);
· «крючок»: неожиданный факт, неожиданное изменение стиля и пр.
Приемы удержания интереса слушателей основываются на общности психологических законов восприятия и речевой коммуникации: подбор информации должен отвечать интересам и потребностям адресата (важно соотношение нового и известного); подача материала по возможности должна быть проблемной; активизируют внимание слушателей приемы привлечения к соучастию, к соразмышлению.
· сделать слушателя действующим лицом воображаемой ситуации («Представьте себе, что вы. »);
· подчеркнуть общность интересов — профессиональных, возрастных и пр.; (в подтексте: «Это должно вас заинтересовать, потому что. »);
· делегировать слушателям возможность принимать решение («Как вы знаете. »).
· через идентификацию напомнить о принадлежности собеседника к определенной социальной группе, апеллировать к общности побуждений и реакций («Каждый демократически настроенный человек. »);
· негативное внушение: ссылки на запрет, недопустимость каких-то действий (интерес возбуждается самим фактом «запретности»);
· сопоставление «за» и «против» – контрастная аргументация («так ли это?», «однако на самом деле. »);
· использование интонационных средств: неровность эмоционального «рисунка» текста (усиление, нажим в конкретном месте).
Активизируют внимание и так называемые «приемы текстового ожидания»:
· указание на возможность выбора из нескольких объяснений, решений («или – или?», «может так, а может. », «есть ли однозначное объяснение?» и т.п.);
· намеренный пропуск одного из обещанных объяснений («Назову три причины. » – а назвать две), неизбежно вызывающий реакцию слушателей («А третья?»).
Это и известные приемы «апелляции к авторитету», и использование афоризмов.
Некоторые из названных приемов работают не только в монологической речи, но и в диалоге, хотя главным средством обеспечения активного восприятия и адекватного понимания речи собеседника остается четкая и продуманная постановка вопросов. Мы еще будем рассматривать (на конкретных примерах) это положение.
Пока же в качестве общего вывода (и возвращения к заявленной установке) ограничимся ссылкой на авторитет М. Бахтина: «Живое разговорное слово непосредственно и грубо установлено на будущее слово-ответ: оно провоцирует ответ, предвосхищает его и строится в направлении к нему. Всякое конкретное понимание активно: оно приобщает понимание своему предметно-экспрессивному кругозору и неразрывно слито с ответом, с мотивированным возражением – согласием». (Белоусова Т.В. [18])
Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 1196 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
8 приемов: как удержать внимание аудитории
«Никогда, никакими словами
вы не заставите читателей
познавать мир через скуку»
— Алексей Толстой
Знакома ли вам такая ситуация: вы старательно готовились к публичному выступлению. Но вот проходит четверть часа, и вы замечаете: кто-то уже рассматривает новый телефон соседа; другой в тайне зевает и глядит в потолок; а третий и вовсе улыбается своим мыслям. В зале начинаются движения, разговоры и гул. Как же быть?
Важно всегда помнить: только увлекательные речи обостряют внимание слушателей, позволяя оратору добиваться успеха. Знание своей аудитории и безупречная речь — первый шаг на пути к признанию.
Второй же шаг — умение рассказывать так, чтобы захватывать внимание слушателей. В этом вам может помочь наша онлайн-программа «Сторителлинг», где за 5 недель вы научитесь увлекательно, аргументированно, оригинально и остроумно излагать свои мысли, чтобы вас было интересно читать и слушать, и чтобы после вашего рассказа люди делали то, что вы от них хотите.
В этой статье мы собрали и систематизировали для вас лучшие приемы ораторского искусства:
Прием 1. Используйте вопросно-ответный план выступления
Смело рассуждайте вслух над поставленной перед вами задачей. Задавайте аудитории вопросы, рассказывайте много новых, неизвестных фактов, выдвигайте возможные сомнения, приходите вместе к определенным выводам. Этот прием побуждает каждого слушателя вникнуть в суть рассматриваемого вопроса.
На заметку: в маленькой аудитории, от оратора в большей степени ждут непосредственного, живого общения, нежели длинного монолога.
Прием 2. Обращайтесь к разным погодным условиям
Говоря о каком-либо событии, усильте свою речь, сославшись, например, на теплую, солнечную, сухую погоду: «…даже природа радуется в этот торжественный день вместе с нами».
Прием 3. Добавьте юмора
Довольно часто в серьезную, деловую по содержанию речь вводят шуточные высказывания, анекдоты и т.п. Юмор — лучшее средство разрядки скованности, оживления внимания слушателя. После удачной шутки большая часть из присутствующих начинает улыбаться, испытывать доверие к оратору, у аудитории появляется интерес к речи.
Имейте в виду: люди в больших аудиториях, как правило, солидаризируются, единодушно либо одобряют, принимают оратора, либо напротив — критикуют. И это, несмотря на то, что с самого начала каждый из слушателей по-разному был настроен на речь.
Прием 4. Обращайтесь к речи предыдущего оратора
Чтобы достичь взаимопонимания с аудиторией:
- цитируйте предыдущего оратора;
- обыгрывайте его выражения и слова;
- соглашайтесь или не соглашайтесь с его мнением.
Прием 5. Ссылайтесь на авторитетные источники
Высказывания крупных ученых; изречения видных деятелей; ссылка на популярные издания — как нельзя лучше подкрепят вас в вашей позиции — вызовут доверие, увлекут слушателя.
Прием 6. Выбирайте тему и слова обращения с учетом обстановки
К каждому выступлению готовьтесь тщательно — оратор, не обдумавший план выступления, часто «уходит» от главной темы доклада. Продуманный текст исключает повторений, заминок, делает речь более уверенной. Оцените, соответствует ли ваше выступление:
- обстановке;
- возрасту слушателей;
- установкам аудитории;
- уровню знаний слушателей.
Не забывайте время от времени по обстановке повторять обращения:
- Дорогие друзья!
- Юные друзья!
- Уважаемые дамы и господа!
- Глубокоуважаемые коллеги!
Используйте разные формулировки.
Прием 7. Голосовые приемы
Монотонная речь — усыпляет. Очень быстрая речь — вызывает желание перестать слушать. Одним из интересных ораторских приемов является пауза — придает значимость сказанному, удерживает внимание.
Поддержать внимание слушателей можно и за счет всем известных голосовых приемов:
- понижения тона голоса;
- повышения тона голоса;
- изменения громкости голоса;
- изменения темпа речи.
Пример 8. Приводите примеры из личной жизни или художественной литературы
Легко оживляют выступления: пословицы, поговорки, примеры из художественной литературы или просто из жизни.
Каждый ваш слушатель — это личность со своим темпераментом, особенностями характера, своими жизненными установками, состоянием нервной системы. Перед вами стоит очень непростая задача — удержать внимание аудитории до конца выступления. Мы надеемся, что вы нашли верное решение, как заинтересовать всех и каждого — как установить контакт с любой аудиторией.
А какие ораторские приемы известны вам? Оставляйте свои комментарии в строке ниже.
Источник
Как привлечь внимание собеседника: 12 приемов активизации и управления вниманием человека
Для успешного взаимодействия необходимо настроить собеседника на правильное восприятие информации, пробудить интерес к теме разговора, сформировать готовность к восприятию сообщения. Для этого необходимо владеть приемами управления вниманием человека.
Для успешного взаимодействия необходимо настроить собеседника на правильное восприятие информации, пробудить интерес к теме разговора и к происходящим событиям, сформировать готовность к пониманию и анализу сообщения. Для этого инициатору необходимо владеть приемами активизации и управления вниманием человека. Под активизацией внимания понимаются пробуждение активности восприятия человека, усиление его мыслительной деятельности и чувств.
Конечно, наиболее надежный способ привлечь внимание человека — начать говорить с ним о том, что его волнует. Однако нельзя не учитывать и то, как вы говорите. Вы можете сделать вашу речь выразительной, чувственной и эмоциональной, а можете говорить безлико и безразлично; ясно, что воздействие на слушателя при этом будет различным.
Средство, с помощью которого вы доносите ваше сообщение до партнера — ваш голос. Возможно, вы довольны своим голосом, но следует помнить, что человек слышит свой голос иначе, чем слышат его другие; ведь звук проходит и через воздушные каналы, соединяющие наши рот и уши. Поэтому нередко человек, который впервые слышит свой записанный голос, не сразу узнает его. Ваш голос может стать мощным и эффективным инструментом воздействия и передачи информации, а может оказаться инструментом пытки для слушателя, если сделать его монотонным и неприятным для слуха.
Можно без преувеличения сказать, что голос человека — это место, где встречаются его сознательное (содержание речи) и бессознательное (характеристики голоса). Для слушателя порой важно не столько то, что мы говорим, сколько то, как мы это делаем.
1. Прием «нейтральной фразы». Он заключается в том, что общение с собеседником инициатор начинает с фразы, напрямую не связанной с интересующей его темой, но имеющей отношение к собеседнику.
2. Наиболее простым средством привлечения внимания собеседника является повышение голоса. Речь, конечно, не идет о повышении до крика. Это недопустимо не только по морально-этическим, но и тактическим соображениям, так как крик любого человека — явный признак его слабости и бессилия. Но при этом нельзя не признать, что некоторое повышение голоса, особенно в начале фразы, не только привлекает внимание, но и оказывает дополнительное воздействие на партнера.
3. Прием «завлечения». Суть его заключается в том, что инициатор общения вначале произносит что-то трудно воспринимаемое, например, очень тихо. Собеседнику для понимания приходится предпринимать усилия, которые предполагают концентрацию внимания. При этом необходимо отметить, что прием может оказаться эффективным только в том случае, если инициатору общения уже удалось произвести на собеседника значительное впечатление своим профессионализмом и уверенностью в своих силах.
4. Важным способом фокусировки внимания является прием установления зрительного контакта между говорящим и слушающим. Очень многие пользуются этим приемом, зная его эффективность: они обводят аудиторию взглядом, смотрят пристально на кого-нибудь одного, фиксируют взглядом нескольких человек в аудитории.
Установление зрительного контакта широко используется в любом общении (не только в массовом, но и в межличностном, деловом и т. д.) Пристально глядя на человека, вы привлекаете его внимание; постоянно уходя от чьего-то взгляда, вы показываете, что не желаете общаться. Зрительный контакт используется не только для привлечения внимания, но и для того, чтобы его удерживать в процессе общения.
5. Прием «акцентировки». Он используется в тех случаях, когда необходимо обратить особое внимание партнера на самые важные (с точки зрения говорящего) моменты в сообщении. Данный прием можно реализовать с помощью прямой и косвенной акцентировки.
Прямая акцентировка достигается за счет употребления таких фраз, как, например, «прошу обратить внимание», «важно отметить, что…», «необходимо подчеркнуть, что…» и т. д. Косвенная акцентировка происходит, если места, к которым нужно привлечь внимание, выделяются из общего строя общения так, чтобы контрастировать с окружающим фоном и автоматически привлекать внимание.
6. Еще один прием поддержания внимания — это «навязывание ритма». Внимание человека постоянно колеблется (флуктуирует), и если намеренно не прилагать усилий к тому, чтобы все время его настраивать, то оно неотвратимо будет «убегать», переключаться на что-то другое. Особенно способствует такому переключению монотонная, однообразная речь. Когда собеседник говорит именно так, даже заинтересованный слушатель с трудом удерживает внимание, и чем больше он пытается сосредоточиться, тем сильнее его клонит в сон.
Именно здесь и применяется прием «навязывания ритма». Постоянное изменение характеристик голоса и речи — наиболее простой способ задать нужный ритм разговора. Говоря то громче, то тише, то быстрее, то медленнее, то скороговоркой, то нейтрально, собеседник как бы навязывает слушающему свою последовательность переключения внимания, не дает ему возможности расслабиться и что-то пропустить.
7. Прием «своевременного использования пауз» подготавливает партнера, выделяет мысль и позволяет оценить важность сказанного.
Использование пауз полезно для инициатора беседы в следующем ряде случаев:
- Перед тем как начать говорить. Пауза дает возможность слушателю подготовиться к восприятию, настраивает его внимание на слушание и позволяет говорящему собраться с мыслями.
- Для управления вниманием и усиления значения сказанного. Если вопрос, фраза или мысль имеют особую важность, но их можно не услышать или понять неправильно, применение пауз весьма полезно перед ними. В данном случае она сравнимо с остановкой гида перед особенно интересной картиной.
- Вместо знаков препинания, когда паузы используются для структурирования речи и увеличения степени ее понятности.
- При смене характера беседы. В данном случае пауза разделяет ее процедуры, не позволяет смешивать различные этапы деловой встречи.
8. Прием «переформулировки» — действенное средство поддержания внимания и усиления воздействия. Уже высказанная ранее мысль переформулируется инициатором по-новому, иными словами и выражениями. Это тем более целесообразно, когда речь идет о сложных или очень значимых для собеседника вопросах. При отказе собеседника ответить на поставленный вопрос рекомендуется не настаивать на ответе, а переформулировать вопрос.
9. Прием «провокации». На короткое время у собеседника вызывается реакция несогласия с излагаемой информацией. У него тотчас же появляется желание ее исправить, уточнить.
10. Прием «гиперболы». Не бойтесь прибегнуть к преувеличению, чтобы заострить внимание слушателя, но потом не забудьте четко изложить свою позицию по затронутой проблеме.
11. Прием «прогноза». Основываясь на реальных фактах, предлагайте собеседнику прогнозы ожидаемых событий.
12. Прием «трехходовки». Применяется, когда собеседник вспылил. Выполняется в следующем порядке:
- проговаривается его состояние: «Я вижу, что вы возмущены, вас что-то задело»;
- проговаривается свое собственное состояние: «Я тоже немного взволнован(а)»;
- после небольшой паузы проговаривается оценка ситуации: «Если беседа так пойдет и дальше, у нас ничего не выйдет. Давайте успокоимся».
Управлять вниманием в деловом общении — важная задача не только для говорящего, но и для слушающего. Если он намерен увидеть и услышать именно то, что имеет отношение к делу, он должен уметь управлять своим вниманием. Разнообразные приемы активного слушания направлены именно на приобретение этого навыка.
Источник