Ритмотерапия как способ регуляции психоэмоционального состояния младших школьников диссертация

Инновационные технологии в ДОУ «Ритмотерапия как эффективный метод по- знавательного и эмоционального развития детей дошкольного возраста»

Инновационные технологии в ДОУ «Ритмотерапия как эффективный метод по- знавательного и эмоционального развития детей дошкольного возраста»

Основа всей жизни человека — ритм, данный каждому его природой, дыханием. К. Станиславский

Музыка, ритм, эмоция, движение –

вот явления одного корня, общей природы, явления взаимозависящие, как и сама жизнь. Э.Жак-Далькроз

В условиях реализации ФГОС дошкольного образования актуальной задачей являет- ся поиск новых форм, методов воспитания и обучения детей с целью повышения каче-

ства воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Ритмотерапия рассматривается как эффективный метод познавательного и эмоционального развития детей до- школьного возраста.

Чувство ритма выступает важным психомоторным свойством, которое формируется в дошкольном возрасте и обеспечивает развитие двигательной сферы детей, поэтому ритмичные движения – это естественная физиологическая потребность детского орга- низма. Ритм является условием усвоения и выполнения действий, совершаемых чело- веком в любой его деятельности.

Способность к восприятию и воспроизведению ритма при помощи движений являет- ся одним из показателей состояния двигательной сферы, когнитивных процессов, раз- вития речи. Ритм оказывает влияние на общий тонус организма ребенка, способствует организации его поведения, снижает эмоциональные расстройства, влияет на становле- ние и активизацию речевых механизмов, развитие крупной и мелкой моторики, коор- динации движений. Психомоторное развитие является базовым для дальнейшего пси- хического развития дошкольников, как основы формирования предпосылок учебной деятельности [2,4,5,6].

Актуальность применения метода ритмотерапии отражена во многих педагогических практиках, таких как: система ритмического воспитания Ж. Далькроза и К. Орфа; эв- ритмия в вальдорфской педагогике (греч. εὐρυθμία – гармоничность, искусство художе- ственного движения, созданное Р. Штейнером);

лечебная ритмика (греч. rhythmikos — система физических упражнений под музыку, направленная на развитие чувства ритма и используемая в лечебно-коррекционных це- лях, составная часть кинезитерапии); логопедическая и фонетическая ритмика (сочета- нии слова, музыки и движения), а также в программах по нейропсихологической кор- рекция и психомоторному развитию детей дошкольного возраста (А.В.Семенович, А.Л. Сиротюк) [2, 4].

Современная жизнь отличается ускоренным темпом и многообразием жизненных ритмов с которыми приходится ежедневно сталкиваться детям. Несоответствие жизненного ритма дошкольника его возрастным и психофизиологическим особенностям (нарушение режима дня, режима сна и отдыха, малоподвижный образ жизни, непоследовательность воспитания, информационные перегрузки повышенные требования родителей, несоответствующие возможностям ребенка и т.п.) приводит

к нарушению его психического развития. Функционирование нервной системы – это сложная ритмичная деятельность, предполагающая синхронизированное взаимодействие между разными областями мозга. Нарушения базовых функций мешают мозгу осваивать более сложные «продвинутые» виды деятельности, такие как речь, чтение, письмо. У детей с несформированностью ритмических процессов наблюдаются трудности с удержанием равновесия, проблемы с координацией движений, а также низкий уровень самоконтроля и произвольности поведения, что провоцирует эмоциональные и поведенческие нарушения.

До семилетнего возраста у детей развито правое полушарие (левое актуализируется только к 9 годам), поэтому обучение детей дошкольного возраста должно проходить естественным для них правополушарным способом — через творчество, образы, положительные эмоции, движение, пространство, ритм, сенсорные ощущения [6].

В связи с этим развивающая, профилактическая и коррекционная работа с детьми в ДОУ должна включать различные методы и приемы ритмотерапии.

Область применения ритмотерапии:

1) Профилактика и коррекция поведенческих и эмоциональных нарушений (агрес- сия, импульсивность, застенчивость, тревожность, чрезмерная утомляемость, истощае- мость, повышенная двигательная активность и т.п.)

2) Развитие и коррекция познавательной сферы (память, внимание, мышление).

3) Развитие и коррекция речи (фонематических слух, дикция, темп речи, звукопро- изношение).

Польза ритмических игр и упражнений: развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, восприятия; активизация познавательной деятельности; развитие простран- ственной ориентации; развитие зрительно-моторной координации; развитие межполу- шарных связей; формирование волевых усилий; развитие четкости и плавности речи; развитие умения контролировать свои эмоции и свое поведение.

Читайте также:  Что такое поляризованный свет каковы способы его получения

Поэтому с самого раннего возраста рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме — ритмических упражнениях и играх. Рит- мотерапия включает комплекс методов и приемов из различных направлений психоло- гии (танцевальной терапии, ритмической гимнастики, логоритмики, кинезиологии и нейропсихологии).

Приемы ритмотерапии [1,3,5,6]:

1) Музыкально – ритмические упражнения (танцевальные разминки, танцевальные игры-превращения, танцы–импровизации) — снимают психоэмоциональное напряжение, мышечные зажимы, развивают у детей коммуникативные навыки, способствуют разви- тию творческого мышления и воображения.

2) Речедвигательные игры (координация речи с движением) – активизируют рече- вую деятельность, формируют четкую дикцию, умение координировать речь и движение, держать равновесие, развивают координацию и ритмизацию движений, дыхание, нормализуют мышечный тонус, улучшают ориентировку в пространстве.

3) Игры с ритмами (отстукивание и прохлопывание ритма) – развивают слуховое внимание, фонематическое восприятие, слуховую память, произвольность поведения, умение работать по образцу, самоконтроль, что формирует предпосылки учебной дея- тельности.

4) Речевые игры с ритмами (отстукивание ритма в соответствии с текстом – короткие стихи, чистоговорки, скороговорки) — развивают слухомоторную память, внимание, способствуют нормализации и регулированию темпа высказывания.

5) Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением — песни и стихи, сопро- вождаемые движением рук, помогают развивать мелкую моторику, плавность и выразительность речи, речевого слуха и речевой памяти, способствуют развитию ар- тикуляционной моторики.

6) Двигательные упражнения, направленные на межполушарное взаимодействие (с речевым сопровождением) — развивают координацию движений, слуховую память, внимание, повышают эмоциональный тонус, работоспособность детей, развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непредна- меренные движения) и мышечные зажимы.

7) Речевые игры со звучащими жестами (хлопки, притопы ногами, щелчки паль- цами, цоканье языком и др.) — помогают детям телесно пережить ощущение темпа, ди- намики, ритма, речи. Звучащие жесты – это самый эффективный способ формирования чувства ритма у детей.

8) Ритмические схемы (в соответствии со схемой дети воспроизводят ритм с помощью хлопков, притопов, щелчков пальцами, цоканья языком) — воспроизведение простых и сложных ритмов по заданной схеме (на картинке) развивают внимание, са- морегуляцию, зрительную память, произвольность поведения, умение действовать по образцу.

9) Речевые игры с мячом — развивают слухомоторную координацию, моторную ловкость, формируют двигательные навыки и умения, снимают психомоторное напряжение.

10) Речевки, ритуалы приветствия и завершения дня, речевые настройки — способствуют объединению детей в группе, формированию положительного психологического климата, активизируют внимание к деятельности, способствуют организованности и дисциплине в детской группе, позволяют корректировать нарушения поведения детей.

11) Упражнения на удержания равновесия (с речевым сопровождением) — помогают ребенку «ощущать» свое тело, развивают произвольную саморегуляцию сенсомоторной сферы, снижают утомляемость и возбудимость, положительно влияют на психоэмоциональную сферу, что приводит к гармонизации психического развития в целом.

12) Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают умение владеть голосом, формируют хорошо звучащую речь, а также снимают напряжения, повышают энергетическое обеспечение деятельности головного мозга.

13) Рисование линий (под музыку) – изображение различных форм оказывает определенное влияние на эмоциональное состояние человека: волнистая линия формирует чувство спокойствия и душевного равновесия; круг ассоциируется с состоянием совершенства и абсолютной гармонии; спираль символизирует графическое отображение ритма в природе. Каждая линия в процессе рисования как пиктографический резонанс взаимодействует с головным мозгом и гармонизирует биологические ритмы. Мягкая и ритмичная музыка, сопровождающая процесс рисования, особенно эффективно влияет на гармонизацию эмоционального состояния.

Условия для результативности и эффективности применения приемов ритмо- терапии:

1. Игры на развитие чувства ритма необходимо проводить постоянно и неоднократно повторять.

2. Подбор двигательных игр и упражнений должен соответствовать возрастным особенностям детей.

3. Упражнения должны быть просты по мелодии и ритму, а речевое сопровожде- ние – четко дифференцированное, с хорошо различимым темпом и ритмом.

Читайте также:  Способ сбора информации для социального исследования

4. Речевой материал подбирается с учетом двигательных и речевых возможностей детей.

5. Речевой материал ритмично декламируется (ритмизация речи или ритмодекла- мация). Ритмодекламация («музыкальная речь», «речевое интонирование в ритме») — это четкое произношение текста или стихов в заданном ритме.

6. Речь взрослого должна быть правильная, четкая, выразительная, мелодичная. Детская речь совершенствуется только под влиянием речи взрослого.

7. Все упражнения проводятся по подражанию. Одно из основных условий ритмо- терапии — это одновременное выполнение ритмических упражнений педагогом и детьми.

8. Важно проводить не только коллективные формы работы, но и индивидуальные занятия с отдельными детьми, которым необходима коррекционно-развивающая по- мощь в области речевого и познавательного развития, коррекция поведения и эмоционально-волевой сферы.

Систематически применяемые ритмические упражнения в процессе воспитательно- образовательной деятельности в ДОУ (совместная деятельность, режимные моменты, прогулка) помогут ребенку чувствовать ритм, в результате развивается дыхание, улуч- шается дикция, нормализуется темп речи, физическая активность, координация и ловкость движений, совершенствуется общая и мелкая моторика, произвольность по- ведения, снижаются эмоциональные и поведенческие нарушения, повышается рацио- нальная организованность движений, работоспособность, дисциплинированность.

1. Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. — М.: Учпедгиз, 1958 — 168 с.

2. Жак-Далькроз Э. Ритм. М.: Классика — XXI, 2006. — 248 с.

3. Ибадов Я.С., Катаманова Д.Л. Прописи для гармонизации полушарий мозга. Практическое пособие для педагогов, родителей и детей. Симферополь: ЧП Из-во

«Тарпан», 2013. -44с

4. Методические материалы для педагогов-психологов «Ритмотерапия» – Курган: Государственное бюджетное учреждение «Курганский центр социальной помощи се- мье и детям», 2016 г. – 18 с.

5. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2007. — 474 с.

6. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 288 с.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

«Использование здоровьесберегающих технологий. Ритмотерапия».

Методическая разработка на тему:

«Использование здоровьесберегающих технологий. Ритмотерапия».

Родоначальником введения понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» в практику образования является Н. К. Смирнов, который утверждает, что данные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики.

Задачи педагогов и воспитателей дошкольного образования:

-создать полноценные условия для сохранения здоровья детей;

-развить интерес к НОД, включающей здоровьесберегающие технологии;

— внедрить эти технологии в ежедневный образовательный процесс;

— закрепить навыки и умения детей, с целью улучшения физического здоровья, музыкальных данных, а так же здоровья психики ребенка и комфортного состояния в образовательном процессе.

Проблемы сохранения здоровья воспитанников стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.

В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н. К. Смирнова: « здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью детей «.

На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребёнка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы обучения детей дошкольного возраста здоровьесберегающими технологиями. Одной из таких технологий является ритмотерапия .

Чувство ритма универсально. Ритм пронизывает всю жизнь человека от его первых до последних дней. Мы живем в определенном ритме труда и отдыха, бодрствования и сна, напряжения и расслабления. Наши органы кровообращения, дыхания, система обмена веществ функционируют в определенном ритме.

Читайте также:  Итальянский способ наращивания волос

Ритмотерапия включает в себя:

– ритмические речедвигательные упражнения;

– музыкально – ритмические упражнения;

– речедвигательные упражнения с элементами небольшого сюжета;

– речевые ритмические упражнения с элементами драматизации;

— игры – песни, игры – танцы;

— ритмические речевые игры, сюжетно-ролевые игры.

Ритмотерапия – это система особых упражнения под музыку и ритм с использованием лексического материала, танцевальных, двигательных упражнений и движений. Способствует развитию чувства ритма, снижают общую скованность, напряжение, формирует плавность движений, пластичность движений, умение владеть своим телом. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает развивает внимание, восприятие, самоконтроль, реакцию и речь ребенка. Движение и танец, помимо того, что снимает нервно – психическое напряжение, помогают ребенку быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.

Ритмотерапия – это одно из направлений терапии, психологии связанная с ритмами. С ритмами человека, с ритмами организма. У нас каждый орган имеет свой ритм, какую-то частоту колебаний. Наши эмоции связаны с тем или иным темпом, что называется еще темпотерапия. Это всё, что связанно с танцами, с музыкой, с какими-то повторяющимися ритмами, колебаниями.

Ритмотерапия — специфические упражнения под музыку с использованием лексического материала, танцевальных движений. Способствуют развитию чувства ритма, упорядочивают темп и ритм, снижают общую скованность, напряжение, формируют плавность, пластичность движений, умение владеть своим телом.

Чтобы добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление на занятиях вокальном объединении можно применять музыкально–ритмические упражнения.
Это не только так необходимые вашему ребёнку движения, но и выход эмоциональной энергии, живой ритм, радость и веселье.

Потребность в проведении ритмотерапии возникает и тогда, когда в разучиваемом произведении не получается тот или иной ритмический рисунок. Иногда заведомо трудное место подготавливают специальными ритмическими упражнениями, а уже потом разучивают.
Для получения наибольшей эффективности полезно включать эти упражнения для музицирования на детских шумовых инструментах. Активизируя в целом организм детей, содействуя выпрямлению и разгрузке позвоночника, музыкально – ритмические минутки способствуют улучшению здоровья.

По существу, именно Э. Жака Далькрозе можно считать основателем современной аэробики. Кстати, движения под музыку как средство не только музыкального воспитания, но и оздоровления для России — это не новое, а хорошо забытое старое. Сегодня метод Далькрозе снова возродился, он основан на музыкально-оздоровительных физкультминутках, которые можно проводить дома со своими детьми.

Наиболее эффективны ритмические паузы, когда негромко звучащая ритмическая музыка соединяется с речитативами. Например:

1.А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду собрать,
Надо глубже приседать (приседания несколько раз).
Нагулялся я в лесу,
Ягоды домой несу (ходьба в ритме музыки).

2. В течение речитатива дети плавно поднимают то левую, то правую ногу.
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногу,
Топай левою ногу.
Потом правою ногой,
Потом левою ногой
И тогда придёшь домой (ходьба в ритме музыки).

3. Жил на свете попугай.
Крылья шире расставляй (руки в сторону).
Он любил летать всех выше —
Выше ели, выше крыши (потянуться на носках, руки вверх).

4. Чок-чок. Каблучок.
В танце кружится сверчок (кружения).

А кузнечик без ошибки
Исполняет вальс на скрипке (движения, имитирующие игру на скрипке).
Звонко хлопаем в ладошки (хлопки),
Весело шагают ножки (ходьба)

Несмотря на явное поэтическое несовершенство стишков, подобные речитативы, соединённые с ритмической музыкой, нравятся дошколятам, объединяют малышей, помогают им сконцентрироваться.

Л.В.Гаврючина. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Издательство «Сфера», 2010.

Н.В.Полтавцева. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании. Издательство «Учитель»,2016.

Источник

Оцените статью
Разные способы