- Консультация для воспитателей «Методика проведения ритмической гимнастики»
- Гимнастика
- Ритмическая гимнастика — история, особенности, упражнения
- Из истории
- Польза
- Противопоказания
- Структура тренировки
- Подготовительный этап
- Основной этап
- Заключительный этап.
- Пример комплекса упражнений
- Особенности выполнения движений
Консультация для воспитателей «Методика проведения ритмической гимнастики»
Альмухаметова Зулихан Какымжановна
Консультация для воспитателей «Методика проведения ритмической гимнастики»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка»
«Методика проведения ритмической гимнастики»
(консультация для воспитателей)
Подготовила: Альмухаметова З. К. —
воспитатель первой квалификационной категории
Ритмическая гимнастика – это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой является комплексы гимнастических упражнений, выполняемые под ритмическую музыку и оформленные танцевальными движениями.
Задача педагога – через новые и приятные ребенку мышечные ощущения сделать процесс обучения движениям более легким и плодотворным. Другими словами, ребенка надо очаровать движениями, которые они должны усвоить выполнять под музыкальное или песенное сопровождение.
При работе с детьми 3,5 – 4,5 лет необходимо учитывать следующее:
* Упражнения должны быть доступны детям этого возраста.
* Музыкально- песенное сопровождение должно побуждать их к подражательным движениям и вызывать эмоциональный отклик.
* Показ движений должен быть зеркальным.
* Дети должны заниматься без обуви, иначе невозможно укрепить мышечно- связочный аппарат стопы.
* В комплекс необходимо включать упражнения для укрепления мышц руки, прежде всего кисти и пальцев.
* Постепенно можно вводить упражнения, развивающие умение ориентироваться в пространстве (например: из положения стоя врассыпную собраться в стойку и вернуться на свои места; стоя на месте, поднять руки вверх, повернуть корпус вправо — влево).
* Подбирать упражнения следует с учетом необходимости развивать произвольное внимание, учить распределять его и расширять объем внимания (например: принять основную стойку, поднимать и опускать плечи, держа руки к низу ладонями вперед; подниматься и опускаться на носки, не сгибая колени).
* Развивать двигательную произвольную память лучше всего путем неоднократного повторения знакомых упражнений.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста,следует помнить:
* Движения детей становятся более осмысленными, мотивированными и управляемыми.
* Дети уже могут заставить себя преодолеть трудности при выполнении сложных двигательных заданий, осознанно выполнять задания на перемещение в пространстве.
* Движения детей становятся более слаженными, уверенными, они достаточно быстро овладевают сложными по координации (умение согласовывать движения различных частей тела) движениями, сохраняют равновесие.
Дети подготовительной к школе группы (6-7 лет, прошедшие предыдущие ступени обучения, на занятиях по ритмической гимнастике могут выполнять достаточно сложные по координации и темпу движения.
Они уже работоспособны, выносливы, настойчивы в отработке движений. Им интересно познавать более сложные по координации движения. Педагогу необходимо поддерживать ребенка тогда, когда он не освоил какой- то элемент, вселять в него уверенность, разъяснить ошибки и обязательно делить с ним радость достижения результата.
Музыкальный материал должен быть динамичным, ритмичным, желательно состоящий из произведений для детей. Не желательно брать шумную, грохочущую музыку. С текстом или без текста- особого значения не имеет; главное, чтобы подбор движений соответствовал характеру музыки.
Каждый комплекс ритмической гимнастикисостоит из трех частей:
Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к плавной физической нагрузке. Упражнения этой части выполняются с небольшой амплитудой.
В основной части предусмотрены интенсивные упражнения для всех частей тела: мышц шеи, рук, плечевого пояса, туловища и ног. Подбираются они с таким расчетом, чтобы равномерно «нагрузить» все части тела.
В заключительной части проводятся упражнения, направленные на восстановление организма детей.
При составлении комплексов необходимо учитывать следующие положения:
* Упражнения должны соответствовать возрасту и физической
* Упражнения должны разносторонне воздействовать на организм зани-
* Нагрузка должна возрастать постепенно;
* Упражнения, выполняемые с большим напряжением, должны чере-
даваться с более легкими упражнениями.
Комплекс ритмической гимнастики рассчитан на 10 – 15 минут и складывается из 14 – 16 упражнений для основных групп мышц. Эти упражнения очень просты и строятся по принципу «от простого к сложному».
Начинать разучивать комплекс необходимо с 1 – 2, а затем 3-4 упражнений, включая их в утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, упражнения после дневного сна, причем без музыкального сопровождения. Сначала упражнения разучиваются под счет, хлопки, слова педагога, при использовании которых создаются благоприятные условия для замедления темпа выполнения упражнений, ускорения или его остановки при необходимости исправить типичные ошибки, допускаемые детьми. А затем выполняются одновременно с музыкой и со словами, задающими темп и направление движения («влево», «вправо», «прямо»). Когда комплекс разучен по частям, он объединяется и проводится под музыку. Можно использовать показ движений успевающих детей.
На разучивание одного комплекса ритмической гимнастики отводится примерно 2 (4) недели, а затем он может использоваться в течение года путем включения в ту или иную форму работы по физическому воспитанию. Самостоятельно комплекс может проводиться периодически вместо утренней гимнастики, упражнений после дневного сна. Он может быть введен как часть содержания физкультурного праздника, досуга, дня здоровья, утренника, а также физкультурного занятия.
Одежда для ритмической гимнастики
Одежду для ритмической гимнастики необходимо подбирать в зависимости от места ее проведения. Ритмическую гимнастику можно проводить в зале, групповой комнате, на участке весной, летом и осенью. Одежда должна быть удобной, не стесняющей движения, лучше из натуральных тканей (спортивный костюм, майки и шорты, носки и мягкие спортивные тапочки). Если ритмическая гимнастика проводится на открытом воздухе, то в зависимости от погоды меняется и одежда детей (погода пасмурная, ветреная, то можно предложить детям надеть кофточки).
Педагогу также следует надеть тренировочный костюм, спортивную обувь, так как спортивный вид педагога настраивает детей на занятие физическими упражнениями, побуждает желание заниматься. Легче контролировать правильность положения туловища, если на талию надеть резиновый пояс.
Используемый в упражнениях инвентарь должен быть удобным. Цвета флажков, лент должны быть чистыми, яркими, составлять красивую гамму. Можно использовать как традиционные, так и нетрадиционные атрибуты. Требование к нетрадиционному оборудованию- эстетический вид изделия, безопасность и простота в использовании.
К традиционным атрибутам относятся:
Ленты -разных цветов, по две на ребенка, 50-60 см длиной и 2-3 см шириной;
Мячи – среднего размера, по числу детей;
Цветы – небольшие, матерчатые, на стеблях из мягкой проволоки;
Шнур – шелковый, яркий, длиной 3-4 м;
Гимнастические палки – разного цвета;
Флажки – трех – четырех цветов, по числу детей.
Использованные атрибуты в руках детей помогают созданию образа. Ленточки говорят о легкости, плавности музыки и движения. Цветок – о нежности, изяществе. Флажки – о бодрости, активности.
К нетрадиционным относятся атрибуты сделанные своими руками:
Косички –сплетенные из разноцветных нейлоновых нитей, длиной 30,40,50 см;
Шуршунчики – султанчики, сделанные из цветных полиэтиленовых пакетов, мелко нарезанных по краям на полоски шириной 1,5-2 см, длиной 13-15 см и ручкой посередине;
Султанчики «радуга» — разноцветные атласные ленты длиной 25, 30, 35 см., прикрепленные к ручке или колечку по 10 -15 штук;
Бразготки – любые емкости (бутылочки, коробочки, наполненные звенящими предметами.
Ритмические движения, ритмизованная речь помогают ребенку научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывать их с движениями других детей, учат ориентироваться в пространстве, развивают глазомер, равновесие, укрепляют основные системы организма, развивают физические качества.
1. Ритмическая гимнастика. Дошкольное воспитание. – 2008. – № 10 – С. 47 – 49
2.Развитие основных физических качеств и координационных способностей детей : практическое пособие для педагогов / сост. Н. А.Кирченко- Мозырь: Белый ветер, 2011 – 150 с.
«На помощь Бабе-Яге». Развлечение с элементами ритмической гимнастики. На тему: «Береги свое здоровье». «На помощь Бабе Яге» Развлечение для старшего дошкольного возраста с элементами ритмической гимнастики на тему: «Береги свое здоровье».
Комплекс упражнений для ритмической гимнастики для детей начальных классов 1. Вводная часть (темп умеренный). 1. И. п. – стойка ноги врозь, руки за спину. 1- Голову вниз, коснуться подбородком груди; 2- Голову назад;.
Консультация для педагогов «Организация и методика проведения прогулки в детском саду» Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития.
Консультация для родителей и воспитателей «Методика организации труда — дежурство» для старшего дошкольного возраста Важной задачей организации дежурства в старшем дошкольном возрасте является – формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление.
Консультация для воспитателей «Содержание и методика нравственного воспитания детей средней группы детского сада» От нравственного воспитания в детском саду и в семье зависят дальнейшие поступки, формируется облик личности человека. Нравственное воспитание.
Методика проведения наблюдений на прогулке. Наблюдения за насекомыми в осенний период Цели: — проследить с детьми сезонные изменения в жизни насекомых в осенний период; — формировать у детей умение наблюдать характерные.
Методика проведения НОД по ИЗО лепка в младшей группе «Кукла в гости к нам пришла» Цель: учить детей изображать фигурку куклы на основе приобретённых навыков лепки. Задача: продолжать упражнять в лепке округлых и продолговатых.
Методика проведения НОД по ИЗО и лепке в младшей группе «Ёжик» Цель: учить детей сочетать в поделке природный материал и пластилин; развивать мелкую моторику пальцев, речь, творчество, воображение; закреплять.
Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах Методика проведения подвижных игр включает в себя неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных.
Влияние ритмической гимнастики на развитие двигательной активности дошкольников В настоящее время ритмическая гимнастика — одна из самых популярных форм занятий массовой физической культурой. Положительное влияние занятий.
Источник
Гимнастика
Ритмическая гимнастика — история, особенности, упражнения
Ритмическая гимнастика – комплекс упражнений оздоровительной направленности, исполняемый под музыку с заданным ритмом и темпом.
Из истории
«Танец – музыка – физические упражнения» – историческая формула ритмической гимнастики. В течении столетий этот комплекс развивался и менялся, вбирая в себя опыт различных танцевальных и гимнастических школ.
Ещё в Древней Греции для физического развития молодых людей использовали различные упражнения, выполняемые под музыку. Такие комплексы помогали развивать ловкость и грацию, поддерживали осанку.
Психиатр Циналь был уверен: тренировки под музыку могут лечить определённые заболевания (ведь ритмическая гимнастика – это своеобразная лечебная гимнастика). Франсуа Дельсарт разработал «выразительную гимнастику» – систему для подготовки выступлений по гимнастике, которая включала в себя ходьбу, жесты и мимику.
Один из важнейших этапов становления ритмической гимнастики – работа Эмиля Жак-Далькроза. Учёный считал, что музыкальный образ можно доносить через пластические движения, так как слуховое восприятие тесно связано с моторикой. Эта система стала эффективной тренировкой и вошла в процесс обучения в гимнастических школах.
Женевская консерватория в 1905 году открыла двери курсу ритмической гимнастики, он пользовался большим спросом. А уже в 1911 Жак-Далькроз открыл целый Институт, где каждый человек мог изучать ритмическую гимнастику.
Вскоре такая гимнастика пришла в Россию – в 1912 году в Санкт-Петербурге открылся Институт музыки и ритма, его первый директор – князь С. Волконский.
В 80-х годах ХХ века ритмическая гимнастика достигла пика популярности. В это время комплексы упражнений продумывали для широкой аудитории, создавались научно-методические разработки. Телепередачи занятий (в виде утренней зарядки) транслировали по Центральному телевидению, выпускали видеокассеты, организовывали шоу-программы. В СССР создавали оздоровительные клубы, ведущим или даже единственным направлением которых была ритмическая гимнастика.
Польза
Ритмическая гимнастика комплексно воздействует на организм:
- из-за того, что большая часть упражнений ритмической гимнастики стимулирует работу сердечно-сосудистой системы, ритмическая гимнастика является профилактикой развития ишемической болезни сердца, гипертонии;
- тренировка достаточно подвижна, поэтому она улучшает координацию, формирует хорошую осанку и грациозную походку, развивает пластичность, расширяет двигательный опыт;
- ритмичная гимнастика – отличное средство для похудения; конечно, физические упражнения должны сочетаться с правильным питанием, но в совокупности они приводят к укреплению мышц и снижению процента жировых отложений в организме;
- психологическая разрядка – выполняя комплекс ритмической гимнастики, человек выплёскивает свои эмоции в движении, танце, и морально отдыхает, расслабляется.
В целом гимнастика ритмическая направлена на поддержание организма в здоровом и работоспособном состоянии.
Противопоказания
Во-первых, нельзя тренироваться при инфекционных заболеваниях – простуде, гриппе и подобных. Если перенагружать организм в этот период, заболевание может обостриться, а общее состояние ухудшиться. Поэтому продолжать занятия стоит только после полного выздоровления.
Во-вторых, при дискомфорте или болях в суставах следует проконсультироваться с врачом и пройти обследование, чтобы установить причину боли.
В-третьих, заниматься физкультурой при хронических заболеваниях – пороке сердца, аритмии, почечной недостаточности и других заболеваниях печени и почек, высоком артериальном давлении и других – можно только под непосредственным присмотром специального врача и только при наличии допуска к тренировкам.
Структура тренировки
Для позитивного настроя важно подобрать правильную музыку – для всех упражнений необходимо брать разные мелодии и песни, чтобы при выполнении соблюдать темп.
Занятие проходит непрерывно, без остановок.
Тренировку предпочтительно проводить в виде урока. Он делится на три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Подготовительный этап
Ритмическая гимнастика для девушек и мальчиков, подготовительный этап. На эту часть тренировки отводится примерно 20% общего времени.
Упражнения этого этапа – фактически, разминка – помогают разогреть мышцы, привести организм в рабочее состояние. Обычно это растяжка, танцевальные движения. Также в подготовительный этап входят различные виды ходьбы. Комплекс ритмической гимнастики, ходьба:
- «Грейн-вайн» – шаги со скрещиванием ног и перемещением тела вправо и влево;
- «Кросс-степ» – повороты и перемещения делаются скрёстным шагом;
- «Степ-тач» – приставной шаг с касанием ног, который может выполняться в различных направлениях, а также с использованием прыжков и поворотов;
- «Марш» – ходьба на месте с высоким подниманием коленей на уровень пояса.
Движения выполняются в спокойном темпе.
Основной этап
На этот этап отводится около 70% урока.
В основную часть входят интенсивные упражнения, выполняемые в высоком темпе и направленные на развитие мышц. Тренировка делится на два типа – силовая и аэробная. Аэробная часть выполняется стоя – это различные прыжки, махи, приседания, выпады, лёгкий бег на месте, хлопки. Силовая часть выполняется сидя или лёжа – растяжка, наклоны, отжимания, скручивания.
Заключительный этап.
Заключительная часть занимает 10% от тренировки.
Заминка выполняется в невысоком темпе, используются упражнения небольшой интенсивности. Заключительный этап направлен на восстановление организма после нагрузки – молочная кислота в мышцах расходится, частота сердечных сокращений приходит в норму.
Заключительным этапом нельзя пренебрегать ни в коем случае!
Пример комплекса упражнений
Ритмическая гимнастика — упражнения. Разминка: медленная мелодия.
- Растяжка: поочерёдно два наклона влево-вправо с поднятием руки вверх, ноги на ширине плеч; наклоны вперёд с касанием пола пальцами рук, ноги на удобном расстоянии; заводим согнутую в локте руку за голову, второй подтягиваем её к себе.
- Боковые выпады, руками тянемся к вытянутой ноге.
- «Степ-тач» с поворотом на 90 градусов.
Упражнения ритмической гимнастики. Основной этап: быстрая музыка.
- «Марш» в быстром темпе с интенсивным движением рук как при беге.
- Прыжки ноги вместе – ноги врозь с движением рук вверх-вниз.
- Лёжа на спине, выполнять упражнение велосипед. Руки вдоль туловища.
- В упоре лёжа поочерёдно подтягивать ноги к груди.
- «Кросс-степ» с вращением кистей для отдыха.
- Выпады правой и левой ногой таким образом, чтобы углы в коленях были равны 90 градусов. Спина прямая, руки имитируют удар в боксе.
- Руки согнуты в локтях, двигаются как при беге. Сначала поднимаем согнутую в колене правую ногу выше уровня пояса, левая внизу при этом слегка приподнимается, затем, выполнив несколько повторений, меняем ноги.
Комплекс ритмической гимнастики. Заключительный этап: спокойная расслабляющая музыка.
- Руки поднимаем через стороны вверх, делаем медленный вдох. Затем опускаем руки и также медленно выдыхаем, можно совместить с медленным «маршем».
- В положении сидя спокойно наклоняемся то к одной, то к другой ноге.
- Ноги вместе, подтянуть колени, спину выпрямить, живот напрячь, поднятыми руками тянуться вверх.
Особенности выполнения движений
- Упражнения достаточно просты в исполнении, и потому выполнять их можно практически в любом возрасте.
- Движения акцентируются на поясничном, грудном и шейном отделах позвоночника, но воздействуют и на опорно-двигательный аппарат в целом.
- Следует попеременно выполнять динамические и статические упражнения.
- Дышать следует спокойно и равномерно.
- Движения нужно точно повторять за преподавателем, соблюдать постановку исходного положения и амплитуду.
- Со временем тренировки необходимо усложнять: добавлять в них новые движения и чередовать медленный и быстрый темп.
- Перед началом занятий стоит тщательно подойти к выбору одежды и экипировки – она должна быть удобной и не стеснять движения.
Источник