Ритм настроение стихотворный размер тип рифмы способ рифмовки

Как определить ритм и размер стихотворения

Почти все вокруг нас имеет определенный ритм. Уникальный ритм жизни каждого из нас наряду с ритмом жизни огромных толп людей. Уникальная скорость речи каждого из нас — ее ритм. Биение сердца — ритм. Звучание музыки — ритм. Шаги во время прогулки — ритм.
Казалось бы, что в нем нет ничего особенного, однако это не так. Именно ритм определяет скорость движения, создает общее впечатление, общую картину какого-либо явления в зависимости от того, о чем идет речь. Замедление или ускорение ритма шагов во время прогулки может повлиять на ее длительность. Замедление или ускорение ритма мелодии влияет на ее настроение и на танец, который можно исполнить под ее аккомпанемент. Замедление или ускорение биения сердца оказывает прямое воздействие на жизнедеятельность человека.
Ритм стихотворения влияет и на звучание, и на общее впечатления о нем. Умение определить ритм и размер поэтических произведений входит в школьную программу по курсу литературы.

«Ритм — это основная сила, основная энергия стиха. Объяснить его нельзя, про него можно сказать только так, как говорится про магнетизм или электричество. Магнетизм и электричество — это виды энергии. Ритм может быть один во многих стихах, даже во всей работе поэта, и это не делает работу однообразной, так как ритм может быть до того сложен и трудно оформляем, что до него не доберешься и несколькими большими поэмами».
(Владимир Маковский)

Википедия определяет эти понятия так:
Ритм стихотворения — закономерное чередование во времени подобных явлений; упорядоченное движение, которое в литературе приобретает эстетическое значение.
Размер стихотворения — частная реализация стихотворного метра, его вариация.

Ритм влияет на то, какой размер у стихотворения.
Как определить?
Не удивлюсь, если для многих теория показалась слишком сложной и скучной. Понимание особенностей определения ритма и размера стихотворения хорошо достигается на практике.

1. Выпишите на отдельный листок строфу из произведения или воспользуйтесь распечаткой, книгой, в которой можно писать.
Обратите внимание! Строфа и строка — разные понятия. Строфа — это один куплет стихотворения, обычно включает в себя четыре строки. Например:
2. Поставьте ударение в каждом слове всех строк в строфе.
3. Перепишите полученную схему на листе бумаге. Обозначьте ударный слог таким символом, а безударный — таким. Символы должны располагаться в точном соответствии со строками.
4. Внимательно посмотрите, в чем заключается закономерность чередования ударных и безударных слогов. Когда ее найдете, обозначьте границы повторяющихся символов вертикальными линиями. Таким образом вы получите стопы — элементы ритма стихотворения.
Обратите внимание! Стопа может состоять из двух или трех слогов.
Разберем на практике.
Для примера возьмем стихотворение Александра Пушкина «Буря мглою небо кроет».
Расставляем ударение в каждом слове, составляем схему и ищем закономерность повторения одинаковых символов.

После того, как схема ритма стихотворения составлена, осталось определить его размер. Размер определяется по типу стопы.
Из названия понятно, что двухсложная стопа состоит из двух слогов. По аналогии, трехсложная состоит из трех слогов.

Хорей — стопа с ударением на первый слог.
Ямб — стопа с ударением на второй слог.
Пиррихий — стопа с двумя безударными слогами.
Спондей — стопа с двумя ударными слогами.

Дактиль — стопа с ударением на первый слог.
Амфибрахий — стопа с ударением на второй слог.
Анапест — стопа с ударением на третий слог.
Бакхий — стопа с ударением на втором и третьем слоге.
Антибакхий — стопа с ударением на первом и втором слоге.
Кретик, амфимакр — стопа с ударением на первом и третьем слоге.
Трибрахий — стопа со слогами без ударений.
Молосс — стопа с тремя ударными слогами.

Читайте также:  Способы завязать пояс пальто

Логаэд предполагает чередование разных видов стоп в одной строке и одной строфе.
На основе изложенного, стихотворный размер «Буря мглою небо кроет» — трехстопный хорей.

ЧТО ОЗНАЧАЕТ «ТРЕХСТОПНЫЙ»?

Нужно посчитать, сколько раз повторяется стоп в одной строке так, чтобы она повторялась на том же месте и в остальных строках. Если стопы три — то размер трехстопный. Если две — двустопный, если четыре — четырехстопный.
Обратите внимание! Учитываются только стопы, который повторяются в каждой строке.
Несмотря на то, что в схеме есть и пиррихий, основную массу составляет хорей.
Если вы составляете анализ стихотворения в рамках школьной программы, некоторые учителя могут потребовать указывать наличие дополнительных стоп.
Например, трехстопный хорей с пиррихием.
Основная сложность заключается в том, как запомнить значения всех этих стоп. Их нужно выучить, других вариантов нет.

Источник

Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа

Урок 16. ТЕМА: ОСНОВЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ

Давно известно, что около 90% молодых людей в возрасте 12-18 лет пробовали писать стихи. Волшебный мир поэзии открывается перед человеком в том возрасте, когда чувства свежи, когда всё в жизни представляется новым и необычным, и ещё не притупилось острота восприятия окружающего мира. По мере возмужания и накопления жизненного опыта розовая дымка поэзии начинает рассеиваться и к 20 годам большая часть начинающих поэтов переключают своё внимание на другие цели. Однако 1-2% упрямцев продолжают писать и отдавать занятиям литературой всё свободное время. Этот урок для таких романтиков.

Что же такое стихосложение? Это, во-первых, умение подобрать рифму, во-вторых — выбрать ритм и следовать ему на протяжении всего стихотворения, в третьих, — правильным литературным языком выразить свои мысли, чувства, эмоции.

Написание стихотворений — это не только творчество и самовыражение, но это еще и тяжелая работа, в которой есть множество своих тонкостей и нюансов. Конечно, талант очень много значит для поэта, но без знания основных правил стихосложения, специфических литературных приемов, создание хорошего стихотворного произведения практически невозможно.
На вопрос: «Как пишутся стихи?» я могу сказать твёрдо — стихи не пишутся, не сочиняются, не придумываются, они звучат в каждом человеке наделённом богатым воображением. Они приходят неведомо откуда и не подчинены времени и пространству. Стихи могут придти к тебе днём и ночью, во время работы или когда ты стоишь в очереди, в самолёте или трамвае, в лесу или в центре города.

ПРОЗА И ПОЭЗИЯ.

Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа

Есть два типа организации художественного текста — проза и поэзия (стихотворная речь).

Они противопоставлены прежде всего тем, что проза, в отличие от стихов, не делится на соразмерные отрезки, не столь четко ритмически организована.

Само слово проза происходит от латинского. Это обозначало у римлян речь сплошную, заполняющую всю страницу и свободно устремляющуюся вперед.

Слово стих в переводе с греческого значит «ряд». В стихах, в их виде и звучании важна пауза на конце стиха, благодаря которой стихи произносятся медленнее, чем проза.

Очень важна звуковая организация стиха. Звуки в стихах как бы «окликают» друг друга. Часто повторяются одни и те же согласные — аллитерация, или гласные — ассонансы. Стихи обладают ритмом, мелодикой, укладывающейся в метр стихотворения. Стихотворные строки на конце имеют совпадающие в звучании слоги — рифмы.

Читайте также:  Способы определения количества молока

Стихотворная речь происходит от песни, поэтому неразрывно связана с мелодией.

Проза возникла значительно позже, чем стихи. До эпохи Возрождения стихотворная форма в Европе была практически единственным инструментом

превращения слова в искусство и почиталась одним из основных условий красоты. «Стиль, лишенный ритма, имеет незаконченный вид», — писал Аристотель.

Есть, помимо звучания и ритмической организации, и глубокие внутренние различия между поэзией и прозой.

По словам литературного критика Ю. И. Айхенвальда, «прозе нужны отвлеченности, схемы, формулы, и она движется по руслу логики; напротив, поэзия требует картинности, и в живые краски претворяет она содержание мира, и слова для нее — носители не понятий, а образов.

Проза рассуждает, поэзия рисует.

Проза суха, поэзия взволнована и волнует.

Проза анализирует, поэзия синтезирует, т. е. первая разнимает явление на его составные элементы, между тем как вторая берет явление в его целостности и единстве. В связи с этим поэзия олицетворяет, одухотворяет, животворит; проза же, трезвая проза, родственна мировоззрению механистическому».

Но граница между прозой и поэзией все же условна. Прозаическое произведение может включать в себя элементы лирического стихотворения: ритм, мелодику, метафорическую насыщенность, яркую эмоциональность. Таковы, например, лирические отступления в произведениях Н. В. Гоголя — «Чуден Днепр при тихой погоде. », «Знаете ли вы украинскую ночь. » Существует также жанр стихотворения в прозе, представленный в русской литературе в творчестве И. С. Тургенева.

Стихотворные же произведения в то же время могут быть, подобно прозе, эпичны и лишены возвышенной лексики — жанр басни не предполагает лиричности, как другие поэтические жанры.

Понятие Формулировка
РИФМА Звуковой повтор в двух или более стихах преимущественно на конце. В отличие от других звуковых повторов, рифма всегда подчеркивает ритм, членение речи на стихи
СТРОФА Повторяющаяся в стихотворной речи группа стихов, связанных по смыслу, а также расположением рифм; сочетание стихов, образующее ритмическое и синтаксическое целое, объединенное определенной системой рифмовки; дополнительный ритмический элемент стиха. Часто имеет законченное содержание и синтаксическое построение. Строфа отделяется одна от другой увеличенным интервалом
Постоянное, мерное повторение в тексте однотипных отрезков, в том числе минимальных — слогов ударных и безударных.
С понятием «поэтический ритм» связаны все регулярные композиционно значимые повторы словесно-звукового материала. К числу таковых относятся повторы: 1) тождественных или аналогичных слоговых групп (тонический ритм); 2) стиховых строк равной длительности (силлабический); 3) синтаксических конструкций в пределах одной или нескольких соотносимых стиховых строк (синтаксический); 4) звуков в конце строк (рифма); 5) звуков на равных композиционных местах внутри строк (внутренняя рифма); 6) чередование рифмующих окончаний по положению ударного слога от конца — мужское и женское, мужское и дактилическое; 7) пауз в конце стиховых строк; 8) пауз словоразделов на равных композиционных местах внутри стиховых строк (цезура); 9) соотношений между синтаксическим строем предложения и метрической основой стиха (интонационный ритм)

Стихотворный размер (метр)

Стихотворный размер — последовательно выраженная форма стихотворного ритма (определяется числом слогов, ударений или стоп — в зависимости от системы стихосложения); схема построения стихотворной строки.

В русском (силлабо-тоническом) стихосложении различаются пять основных стихотворных размеров: двухсложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест). Кроме того, каждый размер может варьироваться по количеству стоп (четырехстопный ямб; пятистопный ямб и пр.).

Понятие Формулировка Пример
ЯМБ Двухсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге. Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры: четырехстопный (лирика, эпос), шестистопный (поэмы и драмы XVIII в.), Открылась бездна, звезд полна, Звездам числа нет, бездне дна. М. В. Ломоносов
пятистопный (лирика и драмы XIX— XX вв.), вольный разностопный (басня XVIII—XIX вв., комедия XIX в.)
ХОРЕЙ Двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. А. С. Пушкин
ДАКТИЛЬ Трехсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на первый слог в стопе Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную. М. Ю. Лермонтов
АМФИБРАХИЙ Трехсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на второй слог — ударный среди безударных — в стопе. Шумела полночная вьюга В лесной и глухой стороне. А. А. Фет
АНАПЕСТ Трехсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на последний, третий, слог в стопе 1Ш- | У людей-то в дому — чистота, лепота, А у нас-то в дому — теснота, духота. Н. А. Некрасов
Понятие Формулировка Пример
Перекрестная Такая система рифмовки в стихотворении, при которой рифмующиеся строки чередуются по схеме аЬаЪ Белеет парус одинокий В тумане моря голубом, Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? М. Ю. Лермонтов
Параллельная (смежная, парная) Такая система рифмовки в стихотворении, при которой рифмующиеся строки идут одна за другой по схеме ааЬЬ Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь: Не утонет в речке мяч. А. Барто
Опоясывающая (кольцевая) Такая система рифмовки в стихотворении, при которой рифмуются первые и последние строки, а также внутренние (третья и четвертая строки) по схеме аЬЬа

Как пишутся стихи? Каждое стихотворение — это исповедь твоей души, её зеркальное отражение. Стихи — это дети, выстраданные и в муках рождённые. И если приходится выбрасывать из книги какое-то стихотворение, тебе больно, потому что с любой строчкой связан какой-то момент твоей жизни, полузабытые переживания и дорогие сердцу воспоминания.
Когда к поэту приходит вдохновение и рука рвётся к перу и бумаге, он не думает о стиле, композиции, о ритме и рифмах. Он ПИШЕТ.
И когда Александр Сергеевич Пушкин писал «Я Вас любил: любовь ещё, быть может. «, — разве он думал о том, что пишет пятистопным ямбом в сочетании с пиррихием, перекрёстной рифмой, используя двусложный мужской тип рифмовки. Конечно, нет. Он просто ТВОРИЛ. Творил прекрасное.
Читая стихи хороших поэтов, люди часто находят в них отзвук своему настроению и сами начинают писать. Особенно это относится к людям молодым. Когда люди чаще всего начинают писать первые стихи? Конечно же, переживая первые сильные чувства — первую любовь, первое в ней разочарование.
«Как пишутся стихи?» В своё время Некрасов писал: «В душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией». И если этот клапан открылся надо дать выход всем тем переживаниям, которые накопились в вашей душе, иначе эти переживания осядут горьким осадком, и будут отравлять вашу молодость и дальнейшую жизнь.
Написать стихотворение может каждый человек. Что для этого надо? Много читать? — обязательно. Уметь подбирать рифму? — конечно.
Однако, главным условием творчества является умение не оставаться равнодушным к происходящему, чутко реагировать на все события окружающего мира.

Источник

Читайте также:  Геделикс детский способ применения
Оцените статью
Разные способы