Рисовать карандашом способ связи

Словосочетание

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ — это объединение двух (или нескольких) самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически на основе подчинительной связи: чудный ковер, заниматься рисованием, зайти в магазин.

Словосочетание состоит из двух частей: главного (стержневого) слова и зависимого. От главного к зависимому можно задать вопрос:

прекрасный (какой? ←) день

ответить (как?) грубо

Простые и сложные словосочетания

Простыми называются словосочетания, состоящие из двух знаменательных слов (дорогая вещь, лететь к югу, быстро идти). Сложные словосочетания состоят из трех и более компонентов. Они образуются при распространении простых (написал сообщение другу, изучение докторской диссертации, встреча давних знакомых).

Свободные и несвободные словосочетания

Свободным называется словосочетание, каждый компонент которого имеет полноценное лексическое значение. В свободных словосочетаниях грамматически главное слово и по смыслу является главным, а зависимое уточняет его:

хорошая погода, идти в школу, учить детей

Такие словосочетания легко разложить на составные части. Каждый компонент свободного словосочетания является отдельным членом предложения.

В несвободных (цельных) словосочетаниях лексическая самостоятельность слов ослаблена либо утрачена. Зависимое слово при этом является главным по смыслу:

четыре (кого?) ученика ; четыре — главное слово, но основная информация заключается в слове ученика. Будучи грамматически зависимым оно является главным по смыслу.

Несвободное словосочетание нельзя разбить на составные части без потери смысла. По семантике и функциям цельные словосочетания близки отдельному слову. В предложении несвободное словосочетание является одним членом:

В очереди сидели три пациента.

Типы словосочетаний (по главному слову)

Тип словосочетания зависит от того, какой частью речи является главное слово. Выделяются следующие типы словосочетаний:

а) с именем существительным (рисовать карандашом, посылка внуку);

б) с наречием (медленно ехать, хорошо поступить);

в) с деепричастием (говорил волнуясь, бежать оглядываясь);

г) с инфинитивом (попросил приехать, приказал выполнить);

1) субстантивные (главное слово — существительное):

а) с именем существительным (пробежка на улице, дверь подъезда);

б) с прилагательными (модная вещица, чудесная хозяйка);

в) с наречиями (кофе по-турецки);

г) с инфинитивом (стремление преподавать, привычка тренироваться);

2) адъективные (главный слово — прилагательное):

а) с именем существительным (готовый к работе, достойный медали);

б) с наречием (слишком горячий, достаточно острый);

в) с инфинитивом (согласный служить, способный содействовать);

3) с Числительным в роли главного (трое друзей, двое в форме);

4) с Местоимением в роли главного (что-то необычное, каждый из них);

а) с наречием (всегда хорошо, очень нескладно);

б) с именем существительным (далеко от друзей, одиноко без семьи).

Типы синтаксических отношений между компонентами словосочетаний

Между компонентами словосочетания устанавливаются определенные синтаксические отношения. В школьной программе рассматриваются три типа отношений: объектные, определительные и обстоятельственные.

ОБЪЕКТНЫЕ — зависимое слово обозначает предмет, на который направлено действие, выраженное главным словом (как правило глаголом): написать сочинение, готовлюсь к соревнованиям, заключение мира.

ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ (АТРИБУТИВНЫЕ) — главное слово имеет значение предмета, а зависимое обозначает его признак: хорошая оценка, квартира с балконом, присланное письмо.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ — главное слово называет действие или признак, а зависимое обозначает признак: пришел во время, долго думает, сказал сгоряча.

Виды подчинительной связи

Читайте также:  Классификация инструмента по способу защиты от поражения электрическим током

Подчинительная связь объединяет собой неравные слова (или предложения), одно из которых — главное, другое — зависимое. Выделяют три типа подчинительной связи: согласование, управление и примыкание.

Согласование

При согласовании зависимое слово принимает грамматические формы (рода, числа, падежа, лица) главного слова. Если изменяется форма главного, то изменится и форма зависимого: твой друг — ед. ч., м. р., им. п. (зависимое слово ТВОЙ будет менять форму вслед за главным: твоего друга, о твоём друге, твоему другу…)

Главным словом, как правило, является существительное. В роли зависимого могут выступать прилагательные, причастия, местоимения и порядковые числительные. Средством обозначения согласования является окончание зависимого слова.

Управление

Управление — это способ связи, при котором зависимое слово ставится в определенном падеже по отношению к главному. рассказать (кому?) другу (дат. п.), писать (чем?) карандашом (твор.п.), старуха (с чем?) с косой (твор.п.). При изменении формы главного слова, зависимое не изменяется: лежать на диване, лежу на диване, лежал на диване, лежавший на диване.

Управление может быть непосредственным, если зависимое слово не имеет при себе предлога (видеть радугу), и предложным (тоска по матери, думать о лете). Главным при управлении может быть знаменательное слово любой части речи. Зависимое слово может быть выражено существительным, либо словом другой части речи, способным выполнять функции существительного (местоимение, числительное..).

* Внимание! Когда перед нами словосочетание с предлогом, связь в нем — УПРАВЛЕНИЕ (дом у озера, отошел за бумагой).

Примыкание

Примыкание — вид подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным только по смыслу. Цельность словосочетания создается порядком слов и интонационно. очень тяжело, любитель хвастаться, бежит вприпрыжку, сказал сомневаясь

Зависимыми словами могут быть: — наречия (идти быстро), — наречия в сравнительной степени (идти быстрее), — инфинитив (учись петь), — деепричастия (слушал улыбаясь), — несклоняемые существительные и прилагательные (стиль барокко, надеть кашне), — прилагательное в сравнительной степени (будь мудрее), — притяжательные местоимения (их проблемы).

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ?

Для того чтобы определить словосочетания в предложении, необходимо сначала выделить все грамматические основы (они СС не являются). После чего задаем вопросы сначала от главных членов, потом от второстепенных:

Подул холодный ветер. подул — сказуемое, ветер — подлежащее; От глагола ПОДУЛ к прилагательному ХОЛОДНЫЙ мы не можем задать вопрос. Зато можем спросить: ветер (какой?) холодный. ХОЛОДНЫЙ ВЕТЕР — единственное словосочетание в этом предложении. Тип связи в нем — согласование (при изменении главного слова меняется и зависимое: холодного ветра, холодном ветре).

Разберем пример посложнее: В воздухе трепещет золотая паутина и сплетается в узоры и создает замысловатые картины.

Во-первых выделим грамматическую основу: подлежащее — паутина; однородные сказуемые — трепещет, сплетается, создает. Грамматическая основа и однородные члены словосочетаниями не являются.

Во-вторых задаем вопросы. Сначала от главных членов:

1) паутина (какая?) золотая — согласование

2) паутина (в чем?) в воздухе — управление

3) трепещет (в чем?) в воздухе — управление

4) сплетается (во что?) в узоры — управление

5) создает (что?) картины — управление

Теперь от второстепенных:

Читайте также:  Комбинированные способы по виду воздействия

6) картины (какие?) замысловатые — согласование.

Таким образом, мы нашли 6 словосочетаний: золотая паутина, паутина в воздухе, трепещет в воздухе, сплетается в узоры, создает картины, замысловатые картины.

НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ:

— грамматическая основа предложения (Мальчик прогуливает. Пионы расцветают.)

— однородные члены (Он вышел и направился обратно)

— сочетание служебного слова (предлога, частицы, союза) со знаменательным (около подъезда)

— фразеологизмы (трещит по швам, владеть пером)

— сравнительная степень прилагательных и наречий (хуже всех, самый долгий)

— составные сказуемые (казался холодным, боюсь говорить)

— время глагола (буду ждать)

— вводные словосочетания (иначе говоря, в самом деле).

Синтаксический разбор словосочетания

Для выполнения подробного синтаксического разбора словосочетания необходимо следовать алгоритму:

Разберем конкретные примеры:

Учитывая распространение интернета, игры и изыски взрослых с большой вероятностью станут основной языковой средой для сегодняшних детей.

Языковой средой

1. средой (какой?) языковой; главное слово — средой (сущ.), зависимое — языковой (прил.);

2. простое (состоит только из двух компонентов: главного и зависимого);

3. свободное (представляют собой два разных члена предложения и могут замещаться словами соответствующей категории: языковая норма, языковая карта, социальная среда);

4. именное (т.к. главное слово — существительное);

5. вид подчинительной связи — согласование (при изменении главного меняется и зависимое: языковую среду, языковой среде); также выделяем средство связи — окончание зависимого слова;

6. смысловые отношения — определительные (главное слово обозначает предмет, а зависимое — его признак).

сегодняшних детей (задание из видео-урока)

1. детей (каких?) сегодняшних; главное слово — детей (сущ.), зависимое — сегодняшних (прил.);

2. по строению простое (состоит только из двух компонентов);

3. по смысловой спаянности — свободное (каждый компонент является отдельным членом предложения; к тому же мы можем свободно замещать каждый член другими подходящими словами — нынешних детей, будущих детей, сегодняшних чад);

4. по главному слову — именное (детей — сущ.)

5. тип связи — согласование (при изменении формы главного слова меняется и зависимое: о сегодняшних детях, сегодняшними детьми);

6. тип смысловых отношений — определительные (главное слово называет лицо, а зависимое — его признак).

Источник

Тест «Способы связи слов в словосочетании»

Тест по теме «Способы связи слов в словосочетании» (8 класс)

1) Связь согласование устанавливается в словосочетаниях

а) купили пальто г) мамино пальто

б) купили весной д) пальто сестры

в) ранней весной

2) Связь согласование устанавливается в словосочетаниях

а) варить компот г) вкусный компот

б) компот из сухофруктов д) очень вкусный

в) из одних сухофруктов

3) Связь согласование устанавливается в словосочетаниях

а) проверять тетради г) тетрадь в клетку

б) быстрая проверка д) проверять быстро

в) проверка тетрадей

4) Связь согласование устанавливается в словосочетаниях

а) любоваться восходом г) добрая улыбка

б) улыбаться ребенку д) улыбающийся ребенок

в) улыбка ребенка

5) Связь согласование устанавливается в словосочетаниях

а) белый снег г) снегоуборочная машина

б) белизна снега д) лепить снеговика

6) Связь управление устанавливается в словосочетаниях

а) папин портфель г) кожаный портфель

б) портфель брата д) мой портфель

в) портфель из кожи

7) Связь управление устанавливается в словосочетаниях

Читайте также:  Как убрать холестерин народным способом

а) рассматривать книгу г) сварить вовремя

б) яблочное варенье д) быстро сварить

в) варенье из яблок

8) Связь управление устанавливается в словосочетаниях

а) написать письмо г) английский язык

б) написать брату д) написать зря

в) написать по-английски

9) Связь управление устанавливается в словосочетаниях

а) забавные животные г) лисья нора

б) любить животных д) ползти по-лисьи

в) любовь к животным

10) Связь управление устанавливается в словосочетаниях

а) платок сестры г) красивый платок

б) сестрицын платок д) очень красивый

в) платок из шелка

11) Связь примыкание устанавливается в словосочетаниях

а) бежать в магазин г) бежать быстро

б) бежать босиком д) моя собака

в) бежать за собакой

12) Связь примыкание устанавливается в словосочетаниях

а) слушать сказку г) интересно рассказывать

б) слушать молча д) очень интересный

в) интересный рассказ

13) Связь примыкание устанавливается в словосочетаниях

а) страшный фильм г) фильм о детях

б) невероятно страшный д) смотреть фильм

в) совсем не страшный

14) Связь примыкание устанавливается в словосочетаниях

а) рисовать карандашом г) папин карандаш

б) рисовать плохо д) карандаш для черчения

15) Связь примыкание устанавливается в словосочетаниях

а) громкий плач г) плач ребенка

б) плакать навзрыд д) говорил улыбаясь

в) плачущий ребенок

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 801 человек из 76 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 313 человек из 58 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 927 человек из 79 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДВ-118121

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

В Осетии студенты проведут уроки вместо учителей старше 60 лет

Время чтения: 1 минута

Вопрос о QR-кодах для сотрудников школ пока не обсуждается

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения работает над единым подходом к профилактике девиантного поведения детей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью
Разные способы