Нетрадиционное рисование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Юлия Папина
Нетрадиционное рисование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Нетрадиционное рисование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Дошкольное детство — является таким возрастным периодом, в котором каждый день дети открывают, что — то новое. Чем больше деятельности у ребенка, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка. Формирование творческой личности одна из важнейших задач. Вот почему один из любимых видов работы в детском саду является художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то свое. Как правило, занятия в детском саду сводятся лишь к стандартному изображению материалов и традиционными способами передачи полученной информации.
И конечно нам взрослым, хотелось бы помочь ребенку любить и понимать искусство, пробудить талант, вселить веру в свои силы. В детские годы происходит формирование характера, определение черт, будущее личности. Художественное творчество, в данном случае рисование, имеет огромное значение в формирование личности ребенка. Рисование развивает интеллектуальные способности ребенка память, внимание, Мелкую моторику рук, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей необходима особая организации изо-деятельности.
Рисование нетрадиционными способами то есть рисование, чем хочешь и как хочешь. Детям открывается возможность нестандартного мышления. Получается, что они весело и с пользой проводят время. Экспериментируют с разными способами рисования, пробуют разные способы самовыражения, образовательный процесс превращается в веселую увлекательную игру. Необычные методы воспитания, например, в рисовании заставляют детей мыслить, не стандартно тем самым развивают, у дошкольников нестандартное мышление, способствуют творчеству ребёнка и в целом развивают интеллект. Широта воображения ребёнка зависит от объёма принятой им информации, то есть чем больше ребёнок услышал, увидел, пережил, тем ярче будет работать его воображение. Творчество дошкольников основано на подражании и служит одним из главных факторов развития индивидуальных умений ребёнка. Оно является средством, умственного, эмоционального, эстетического и волевого развития дошкольника. Творческие способности оказывают большое влияние на развитие ребенка. Нетрадиционные материалы привлекают ребенка. Чем разнообразнее будут художественные материалы, тем интереснее с ними будет работать. Связанные с комбинациями разных материалов у детей появляются новые идеи, ребенок начинает экспериментировать, творить. В последнее время все большую популярность приобретает рисование с использованием нетрадиционных техник. Исследователи отмечают, что все эти технологии не утомляют дошкольников, а наоборот позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывая их интерес и желание, творить что-то новое и необычное. Среди нетрадиционных техник- рисование свечей, кляксография с трубочкой, набрызг, рисование поролоном, оттиск, пальцеграфия, техника тычка и другие. Нетрадиционные техники рисования можно использовать в работе с детьми уже с 2-х летнего возраста. Однако большее количество использования техник лучше начать с 5-6 лет. Анализируя возможности использования нетрадиционных техник для развития творческих способностей дошкольников в условиях конкретного ДОУ, что в целом содержание образования и условия его реализации соответствует ФГОС ДО. Программа соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми в виде игр, бесед, чтения, наблюдений и др. Вместе с тем, мы отмечаем, что в используемой в ДОУ образовательной программе больше внимания уделяется обучению детей традиционным методам и приёмам рисования. Наблюдение и общение с детьми показывает, что мышление, творчество, воображение, а также использование не стандартны методов рисования у них находятся на достаточно высоком уровне развития. При рисовании ребята вкладывают свои чувства и эмоции в создание рисунка, но не всегда могут выразить в полной мере.
Была проведена диагностика уровня развития творческих способностей детей в дошкольном возрасте экспресс-методика B. Кудрявцева и B. Синельникова.При анализе полученных данных я сделала следующие выводы: — дети дошкольного возраста с удовольствием включаются в творческую работу — без специальной педагогической работы творческое воображение развивается в основном на низком и среднем уровне. Чтобы повысить результативность творческой работы с детьми, мною была разработана дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Радуга красок».Цель программы: создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста художественно-творческих способностей через нетрадиционные техники рисования. Особенностью программы является то, что при ее реализации используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества, также используются самодельные инструменты, природные и бросовые, для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. ДООП «Радуга красок» — это система занятий по рисованию с использованием нетрадиционных техник. Содержание системы работы и задачи художественно-творческого развитияпредставлены по разделам: 1 раздел. «Тычок жесткой полусухой кистью»; (в разделе может пользоваться любая техника: «Оттиск поролоном», «Оттиск пенопластом, воздушно-пузырчатой пленкой», «Оттиск печатками из ластика», «Оттиск смятой бумагой»); 2 раздел. «Кляксография» (может использоваться любая техника: «Кляксография обычная», «Кляксография с трубочкой», «Кляксография с ниточкой»); 3 раздел. «Рисование клеем, пузырями» (Выбор зависти от интереса и возможности детей). 4 раздел «Пластилинография» «Выкладывание картинки пластилиновыми шариками», «Рисование картин шариками», «Рисование полосками пластилина», «Рисование по контуру», «Размазывание с объёмным эффектом».
После завершения программы я провела повторный анализ творческих умений дошкольников. Результаты показали, что за первый год работы по программе в большей степени изменились показатели развития реализма воображения, в меньшей степени изменились показатели развития экспериментирования. Однако по всем показателям развития универсальных творческих способностей у детей старшей группы проявилась положительная динамика. Беседы с родителями также показали, что у детей значительно изменилось отношение к творческим занятиям. Участие в выставках ДOУ, конкурсах разного уровня демонстрируют ту же положительную динамику.
Вывод заключается в том, что нужно создавать и расширять не только стандартные техники развития ребёнка, но и применять нестандартные методы для разнообразия воспитательного процесса дошкольников.
Ручной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).
Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Основные цели программы «Умелые ручки» в системе дополнительного образования детей: • организация досуговой деятельности детей • воспитание.
Консультация для воспитателей «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей» «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем.
Лепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детей Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.
Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционное рисование мятой бумагой как средство развития творческих способностей» Цель: — расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования (рисование мятой бумагой). Задачи: — познакомить со специальными.
План самообразования «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Ромашка» с. Ростовановкого Курского муниципального района.
Источник
Проект «Знакомство с нетрадиционной техникой рисования» в старшей группе
Дылкина Надежда
Проект «Знакомство с нетрадиционной техникой рисования» в старшей группе
Паспорт проекта
Наименование проекта: «Знакомство с нетрадиционной техникой рисования»
Вид проекта: долгосрочный, творческий
Цель проекта: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с техникой нетрадиционного рисования. Прививать интерес к рисованию нетрадиционными способами.
2. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
3. Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.
4. Развивать фантазию, творческое воображение, любознательность.
5. Поощрять инициативу и самостоятельность в выборе техники рисования при создании изображения.
6. Воспитывать у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции, развивать эмоционально положительные эмоции на предложение рисовать, формирование умений использовать опыт для достижения цели.
7. Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.
Сроки реализации: сентябрь 2018 г. – май 2019 г.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный – определить участников, наметить план работы, подобрать формы работы и методическую базу.
Основной – проведение мероприятий согласно выбранному плану.
Заключительный – создать необходимую базу для продуктивной и творческой деятельности детей. Оформление документации.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1. Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
2. Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
3. Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
4. Развитие индивидуальных творческих способностей дошкольников и интереса к коллективной творческой деятельности посредством использования нетрадиционной техники рисования;
5. Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ;
6. Оформление выставок детских работ.
Материально-техническое обеспечение проекта:
Альбомы,бумага для акварели, гуашь, акварель, тушь, кисти, штампы, печатки, ватные палочки, зубные щетки, трафареты, восковые мелки, парафиновые свечи, соль, манка, сухие листья, различные семена, клей, подборка иллюстраций, музыкального сопровождения, анкеты и памятки для родителей.
Формы работы с детьми.
1. Дидактические игры. Для развития воображения и фантазии.
2. Чтение загадок.
3. Рассматривание картин, изображений, иллюстраций.
4. Чтение художественной литературы.
6. Занятия с использованием нетрадиционной и не стандартной изотехнологии.
Формы работы с родителями.
2. Консультации: «Использование нетрадиционных приемов рисования в развитии креативности детей».
3. Наглядная информация: памятки, буклеты.
4. Привлечение родителей к пополнению среды (нетрадиционные материалы).
I этап – подготовительный
1. Определение темы проекта.
2. Формулирование цели и задач проекта.
3. Составление плана реализации основного этапа проекта.
4. Подбор информационного, наглядного и технического материала для проекта.
5. Подготовить необходимый для рисования материал, различную бумагу, краски, карандаши, а также нетрадиционный материал для рисования и аппликации — свечи, трубочки, нитки, зубная щетка, ватные палочки, соль, манная крупа.
6. Привлечение родителей к совместной работе над проектом.
7. Оформление папок – передвижек для родителей.
II этап – основной, организационно – практический
1. Развивать художественно — творческие способности у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник и живописных материалов через систему занятий.
2. В ходе занятий используются следующие методы и приёмы: беседа, показ технических приёмов, объяснение, указание, напоминание, поощрение, анализ, игровые методы.
3. На занятиях используются нетрадиционное оборудование, иллюстративный материал, музыка.
4. На занятиях по рисованию познакомить детей с техникой:
— Рисование пальчиком, ладошкой.
— Рисование ватной палочкой, мятой бумагой.
— Оттиск печатками из картофеля, поролона, листьев.
— Рисование жесткой полусухой кистью.
— Рисование по мокрому.
— Восковые мелки (Свеча) + акварель.
— Монотипия предметная, пейзажная.
— Кляксография с трубочкой.
— Рисование мыльными пузырями.
— Рисование манкой, солью.
«Раз ладошка, два ладошка»
Я рисую — руки в краске, это мелочь для меня,
Я рисую яркой краской, посмотрите на меня.
В садике рисуем краской, ушки, носики и глазки,
Получаются мордашки и детишки-замарашки!
Актуальность и значимость проекта.
Актуальность проекта в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Перспективный план работы с детьми:
Сентябрь
1. Рисование пальчиками «Люблю березку русскую»
2. Беседа: «Нетрадиционные средства рисования».
3. Рисование в технике монотипия «Бабочка»
4. Просмотр презентации: «Техники нетрадиционного рисования»
5. Рисование оттиск печатками из яблок «Компот из яблок и груш».
6. Чтение сказка «Школа необычных художников» авт. Неизвестен.
7. Рисование кляксография трубочкой «Страна «Кляксония».
8. Д/ и «Гусеница», «Что лишнее?»
Октябрь
1. Рисование смятой бумагой «Осеннее дерево».
2. Просмотр презентации: «Осенние деревья»
3. Рисование ладошкой «Петушок золотой гребешок»
4. Д/ и «На что похожи наши ладошки», «Подбери листочек»
5. Рисование оттиск поролоном, трафарет «Медвежонок»
6. Чтение В. Сутеев «Петушок и Краски».
7. Рисование оттиск листьев «Осень на опушке краски разводила»
8. Разучивание пальчиковой гимнастики «Киска кисточку взяла».
Ноябрь
1. Рисование пластилином «Кисть рябины, гроздь калины»
2. Беседа: «Профессия – художник»
3. Рисование свеча, акварель. «Березовая роща»
4. Просмотр презентации «Русские художники об осени».
5. Рисование в технике тычок жесткой кистью «Выставка рыжих котов»
6. Д/и «Назови, какого цвета», «Составь портрет», «Опиши соседа».
7. Коллективное рисование оттиск листьев «Портрет осени».
8. Чтение: «Страна Рисования» инт-т рес.
Декабрь
1. Рисование свеча, акварель «Волшебные картинки»
2. Рассматривание открыток с новогодней елкой.
3. Рисование пластилином «Снеговик»
4. Д/и «Отгадай, что я нарисовала, и дорисуй».
5. Рисование жесткой кистью «Маленькой ёлочке холодно зимой»
6. Чтение «Сказка о добром художнике и ангеле» Поленов
7. Рисование ладошкой «Портрет деда Мороза».
8. Игра – упражнение: «Угадай картину»
Январь
1. Рисование ладошкой «Снегири, синички»
2. Беседа «Краски дня и ночи»
3. Рисование в технике набрызг «Снежинка – балерина»
4. Д/и «Составь пейзаж», «Парные картинки»
5. Рисование оттиск печатками по трафарету «Моя любимая чашечка»
6. Просмотр презентации «Русские художники о зиме»
7. Рисование в технике граттаж «Дремлет лес под сказкой сна…»
8. Чтение «Художник и сказка» Н. Емельченко.
9. Рисование манкой «Зимний лес»
Февраль
1. Рисование мятой бумагой «Город в снегу»
2. Д/и «Подбери цвет к предмету», «Геометрическое лото»
3. Пластилинография «Совушка — сова»
4. П. /и «Черное, белое».
5. Рисование ватными палочками «Хоровод матрешек»
6. Чтение «О том, как двое друзей Волшебную Страну в разные цвета раскрасили» Л. Ардалионов
7. Рисование восковыми мелками и акварелью «Кто живет в стеклянном домике.
8. Рассматривание картин, иллюстраций «Зимний город»
Март
1. Рисование по сырому листе «Цветочная полянка»
2. Беседа: «Природа глазами художника»
3. Пластилинография «Витрина магазина уникальных ваз»
4. Д/и «Симметричные предметы»
5. Рисование солью «Роза для мамы»
6. Чтение «Сказка о русской живописи» М. Казиева
7. Рисование в технике монотипия «Волшебное дерево»
8. Просмотр презентации
«Морское путешествие на морское дно»
9. Рисование в технике граттаж «Морское царство»
Апрель
1. Рисование мыльными пузырями «Воздушные шары»
2. Просмотр презентации «Русские художники о весне»
3. Рисование в технике набрызг «Звездное небо и его обитатели»
4. Д/и «Радужные гномы», «Узнай по силуэту»
5. Рисование по сырому листу «Радуга»
6. Чтение «Волшебная радуга» Медоус Дейзи
7. Рисование оттиск поролоном, трафарет «Ракеты в космосе»
8. П/и «Веселые обезьянки» и пальчиковая гимнастика.
9. Рисование жесткой кистью «Пушистые одуванчики, белые сарафанчики»
Май
1. Рисование восковые мелки, акварель «Ромашки».
2. Д/и «Разрезные картинки», «Найди отличия», «Подбери бабочке крылышко»
3. Рисование мыльными пузырями «Весенний букет»
4. Чтение «Разноцветная книга» С. Маршак
5. Рисование кляксография трубочкой «Праздничный салют»
6. Игра – упражнение: «Дорисуй половинку фигуры».
7. Рисование в технике монотипия «Пейзаж у озера»
8. Рисование ватной палочкой, трафарет, мятая бумага «Букет сирени»
III этап — Заключительный
1. Выявить уровень творческих способностей детей, выработанный в ходе занятий нетрадиционными техниками.
2. Оформление выставки детских работ.
3. Оформление детского альбома «Фантазёры».
Итог
Мой проект «Знакомство с нетрадиционной техникой рисования» направлен на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка — оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.
В результате целенаправленной и систематической работы по изобразительной деятельности были получены заметные положительные результаты:
1. Дети приобрели знания о свойствах и особенностях традиционных и нетрадиционных изобразительных материалов;
2. Стали использовать в работе различные техники и приемы, с расширением спектра изобразительных техник и приемов;
3. Их работы стали более выразительными и богатыми по тематике, улучшилось качество изображения, стал, заметен более творческий подход к изобразительной деятельности.
В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками: рисование пальчиками, рисование ладошками, оттиски поролоном, печатками из овощей, кляксография, свеча или восковые мелки с акварелью и другими и т. д. Малышам очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными. Благодаря вовлечению в наш проект родителей, их семейный досуг стал увлекательнее. Дети с мамами и папами стали уже сам придумывать нетрадиционные методы изобразительности.
Прикреплённые файлы:
vidy-netradicionoi-tehniki-risovanija_dufna.pptx | 21218,76 Кб |
Стенгазета по профилактике гриппа в старшей группе в нетрадиционной технике рисования пальцами «Стенгазета по профилактике гриппа» в старшей группе. Цель: Соблюдение мер профилактики против гриппа. Цель: Сформировать у детей представление.
Фотоотчёт «Знакомство с техникой рисования «оттиск смятой бумагой» На занятиях по кружковой работе художественно-эстетической направленности мы продолжаем знакомство с новыми техниками рисования. На очередном.
Конспект НОД по нетрадиционной технике рисования пластиковой вилкой «Ежик» в старшей группе ГБДОУ детский сад Центрального района СПб «Радуга» Конспект НОД по нетрадиционной технике рисования (рисование пластиковой вилкой) НА ТЕМУ.
Конспект интегрированной НОД по нетрадиционной технике рисования в старшей группе ДОУ «Зима. Зимний лес» Конспект открытой интегрированной НОД по нетрадиционной технике рисования в старшей группе «Зима. Зимний лес» Интеграция образовательных.
Конспект НОД нетрадиционной техники рисования в старшей группе «Пингвины на льдине» Задачи: познакомить детей с пингвинами и средой их обитания. Расширять знания об окружающем мире. Учить рисовать пингвинов, используя метод.
Конспект по изобразительной деятельности методом тычка «Снежные деревья» Конспект по изобразительной деятельности с нетрадиционной техникой рисования-метод тычка «Снежные деревья» Цель: создание условий для реализации.
Открытое занятие с нетрадиционной техникой рисования в средней группе «Зимний пейзаж» Цель: Развивать художественно-творческие способности детей. Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изо деятельности в работе с дошкольниками.
Презентация «Познакомимся с нетрадиционной техникой рисования «кляксография» Презентация. Познакомимся с нетрадиционной техникой рисования «Кляксография».Цель: развитие творческих способностей детей через знакомство.
Этапы работы нетрадиционной техникой «плоскостное торцевание» Этапы работы нетрадиционной техникой «плоскостное торцевание» 1) Берем пенопласт, в качестве исходного материала нам понадобиться заготовки.
Фотоотчет «Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования-пуантилизмом» Первое время ребенок с удовольствием рисует пальчиками, потом — карандашами и кисточками. Проходит время, и интерес к рисованию теряется.
Источник