Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей
рабочая программа по рисованию (старшая группа) на тему
Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr_po_izo_2.docx | 41.08 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка…………………………………………………………. 2.
- Цель и задачи программы………………………………………………………. 3.
- Основные принципы работы по данному направлению……………………. 3.
- Методы и приемы, используемые в работе…………………………………… 4.
- Возрастные особенности развития детей в изобразительной деятельности.. 5.
- Сущность нетрадиционной техники изобразительной деятельности………. 6.
- Планируемые результаты……………………………………………………… 8.
- План работы кружка с детьми 3-7 лет………………………………………… 9.
Каждый ребенок по своей природе – творец. Творческое начало — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прекрасному. Вот почему оно так значимо для человека. В дошкольном возрасте проблема творчества всегда была одной из актуальных, т. к. развитие творчества – одна из важных задач педагогики. Бесспорно, изобразительная деятельность является одним из самых интересных видов детской деятельности и позволяет ребенку выразить в создаваемых образах свои впечатления, свое отношение к окружающему миру. Но, как правило, творческие возможности дошкольников находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются в процессе освоения образовательной программы. Начиная свою педагогическую деятельность, я заметила, что детские рисунки несут на себе отпечаток «шаблонности» и однотипности. Кроме того, развитие изобразительных навыков у детей находится на разном уровне. У одних – они развиты в достаточной мере, и ребенок легко может отобразить на листе бумаги объект или явление. У других детей не получается нарисовать даже самые характерные признаки предмета или явления. И при взаимооценке детских работ встает проблема: как не допустить необоснованной критики, как помочь малышу раскрыть творческие возможности и поверить в свои силы? Для решения этих вопросов я стала изучать методическую литературу. Чётко определила критерии руководства по изобразительной деятельности : знание возрастных особенностей развития детей, наличие творческого потенциала, индивидуальные склонности и предпочтения. Одной из самых интересных форм для меня стала организация изобразительной деятельности детей с использованием нетрадиционных техник рисования.
Из моих наблюдений стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи изображения недостаточно. А нетрадиционные техники рисования позволяют использовать любые, порой даже самые неожиданные материалы в изобразительной деятельности : бумагу, поролон, зубные щетки, нитки, пальцы и ладони рук и др. Расширяется диапазон способов передачи изображения : кляксография, выдувание, набрызг и др. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Актуальность кружка в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей. В настоящее время проблема развития детского творчества является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях : ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.
Идея использования нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей подразумевает работу с дошкольниками, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к изодеятельности и различный уровень художественно-творческого развития.
Цель и задачи программы.
Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
— расширить представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
— познакомить с приемами нетрадиционных техник рисования и способами изображения с использованием различных материалов.
— развивать художественно – творческие способности детей.
-формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
— создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.
— приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности (самовыражение ребёнка).
— развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования;
-развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию, чувство композиции и колорита.
— подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
Основные принципы, заложенные в основу работы.
- Принцип доступности (тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей отбор материала).
- Принцип интеграции ( различные направления образовательной работы и виды деятельности детей).
- Принцип творчества (заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей).
- Принцип научности (дети получают знания о форме, цвете, композиции и др.) .
- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей) .
- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий).
- Принцип динамичности (от самого простого до сложного) .
- Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала).
- Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений) .
- Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода) .
- Принцип сотрудничества (совместная работа с педагогическим коллективом детского сада, родителями, школьниками).
— Бумага разного формата и цвета
— Гуашь — Печатки (пробки, деревянные резные фигурки, овощи-фрукты и др) -зубные щетки
-Трубочки для коктейля — Ванночки с поролоном
— Баночки для воды
— Кисти круглые и плоские разного размера
— Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов
Методы и приемы, используемые в работе.
— метод наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
— метод обследования (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);
— метод проблемного изложения (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия. Метод направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.) — частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти) . — метод сотворчества (создание коллективных работ, экспозиций, объединенных общей темой).
В основу работы кружка положена идея обучения без принуждения, основанная на искреннем интересе ребенка в выполнении задания. Это придает малышу уверенности в своих силах, ставит его в позицию творца. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности. Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, — немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, могучее дерево, морское чудище. Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.
Возрастные особенности развития детей в изобразительной деятельности.
Вводить ребенка в мир искусства следует как можно раньше. С детьми в возрасте 2-3 лет, можно использовать самые простые техники – печатание пальчиками, ладошками, постепенно усложняя приемы и используя другие техники. К 4-5 летнему возрасту, дети уже обретают навыки применения различных материалов в изображении объектов окружающего мира. А к 6-7 летнему возрасту у дошкольников формируется навык моделирования композиции рисунка с использованием различных техник рисования.
В возрасте 3-4 лет ребенок с удовольствием знакомится с элементарными средствами выразительности (цвет, звук, форма, движения, жесты), проявляется интерес к произведениям народного и классического искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки), к исполнению и слушанию музыкальных произведений.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В 3-4 года они только начинают формироваться. Графические образы бедны, предметны, схематичны. У одних дошкольников в изображении отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Замысел меняется по ходу изображения. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития моторики в этом возрасте имеет лепка . Ребенок может вылепить под руководством взрослого простые предметы. В 3-4 года из-за недостаточного развития мелких мышц руки, дети не работают с ножницами, апплицируют из готовых геометрических фигур. Ребенок способен выкладывать и наклеивать элементы декоративного узора и предметного схематичного изображения из 2-4 основных частей.
В изобразительной деятельности 5-6 летний ребенок свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящих из частей разной формы и соединений разных линий. Расширяются представления о цвете (знают основные цвета и оттенки, самостоятельно может приготовить розовый и голубой цвет). Старший возраст – это возраст активного рисовани я. Рисунки могут быть самыми разнообразными по содержанию: это жизненные впечатления детей, иллюстрации к фильмам и книгам, воображаемые ситуации. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Рисунки отдельных детей отличаются оригинальностью, креативностью. В лепке детям не представляется трудности создать более сложное по форме изображение. Дети успешно справляются с вырезыванием предметов прямоугольной и круглой формы разных пропорций.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, переданные детьми 6-7 лет в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки обретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.д. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно -творческие способности в изобразительной деятельности. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
Сущность нетрадиционной техники изобразительной деятельности.
Поддерживать интерес детей к рисованию помогает игра, как основной и любимый вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребёнка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Этими материалами могут быть краска, бумага, зубная щётка, поролон, парафин и многое другое. Работа по использованию нетрадиционных техник рисования носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей : кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием и др. Приобщая детей к искусству, я использую разные техники. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию. Так, например, техники – родственницы: “припечатка поролоном, ватой, бинтом, деревянной печаткой” привлекают детей своей простотой. Именно на таких занятиях дети не переживают, что сделают что-то не так. Ещё, я использую доступную технику – акварельную монотипию. Самое главное в ней попытаться увидеть в этом цветовом пятне основу реального изображения и доработав это “пятно”, превратить в сюжетный рисунок. Следующая техника – “ волшебные нити”. Нити пришли в гости к волшебным краскам. Что же произошло? Краски учат нити играм на бумаге. “Размытый рисунок” — оказывается, плавать любят не только дети, но и краски тоже не прочь поиграть на воде (влажном листе бумаги) . Некоторые краски могут быстро плавать, превращаться в другие цвета. И при этом никаких четких очертаний, все словно в дымке. “Печать растений” или “Путешествие красок на осенних листочках” очень нравится детям. Посадим на осенний лист краску, перевернем, прижмем пальчиками, уберем листочек. Можно отправить в путешествие несколько красок на одном листочке, чтобы им не было скучно.
В организации кружка по использованию нетрадиционных техник рисования большое значение имеет интеграция образовательной области «Художественное творчество» с образовательными областями «Познание» , «Социализация» , «Коммуникация» , «Художественная литература» , «Труд» , «Музыка» . Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только в НОД по изодеятельности, но и в свободное время. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования. Этот опыт работы требует большого внимания и сосредоточения со стороны детей. Важно обратить внимания на обоснованность выбора детьми техники и материала. Малыши сами должны объяснить, почему облака лучше нарисовать ваткой, а не поролоном. Для достижения этого необходимо включить в работу элемент экспериментирования. Опыт использования нетрадиционных техник рисования универсален в том плане, что позволяет включать элементы других видов художественной деятельности и искусства для результативного процесса и получения более яркого продукта детского творчества.
Для успешной реализации поставленных задач необходимо тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.
Работа с педагогами предусматривает : беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования, проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, показ открытых занятий по нетрадиционным техникам рисования, изготовление самодельных инструментов (печаток) .
При организации работы с родителями предусмотрено проведение тематических родительских собраний, индивидуальные консультации и беседы, рекомендации, информационные выставки детского творчества, выставки совместного творчества (родители, дети) и анкетирование по вопросам художественного развития детей.
Планомерная работа кружка по нетрадиционным техникам рисования «Кисточка» предполагает достижение следующих результатов в развитии детского изобразительного творчества:
— у дошкольников повышается мотивация заниматься художественной деятельностью (всегда интересно попробовать что-то новое, необычное и посмотреть, что из этого получится. Новые возможности удивляют ребенка, вызывают восторг);
— дети «заряжены» на успех (исчезает страх критики со стороны сверстников и взрослых. Малыши уверены в своих силах);
— развивается мышление, воображение ( «от простого к сложному» дети постепенно учатся моделировать композицию, сочетая разные техники и приемы, способы и материалы в одном рисунке);
— развиваются художественно-творческие способности дошкольников.
Источник