Нетрадиционное рисование, как способ развития творческого воображения.
статья по рисованию на тему
Доклад на педсовете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 18.69 КБ |
Предварительный просмотр:
как способ развития
Желание творить – внутренняя потребность ребёнка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать.
Известно, что изобразительная деятельность — это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать своё отношение об окружающем мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связанно с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребёнка.
Я задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. Выразительность и творчество достигается доступностью приемов и техники исполнения, что вызывает положительные эмоции и удовлетворение своей работой.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствует, что художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных событий, обид, снимая нервное напряжения, страхи. Вызывает радостное приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребёнка.
В основе организации моей работы с детьми является принцип творчества. Побуждаю творческую активность детей, стимулирую воображение, желание включаться в творческую деятельность.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребёнку.
Чтобы повысить результативность работы с детьми по разделу изобразительное искусство и художественная деятельность, я решила использовать в своей работе различные нетрадиционные техники рисования. Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широкоизвестными. В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Такой вид деятельности не утомляет дошкольников, сохраняет высокую активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведённого на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребёнка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольника.
Многие виды нетрадиционного рисования, способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации.
Многие техники требуют точности быстроты движений, терпения, усидчивости, развивает творчество, мышление, воображение, память. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, является важнейшим средством эстетического воспитания. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, что бы тот или иной образ получился выразительным.
Методов и приёмов нетрадиционного рисования очень много, я хочу познакомить вас с некоторыми из них. Они помогут интересно организовать творческий процесс изобразительной деятельности. Самым доступным из них я считаю рисование пальчиками и печать от руки.
- Использование печатки
- Рисование по трафарету тампоном
- Рисование методом тычка
- Монотипия
- Кляксография
- Набрызг
- Граттаж
- Рисование мятой бумагой
- Ниткография
- Рисование на мокрой бумаге
- Точечный рисунок.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использованье позволяет детям почувствовать себя раскованней, смелее, непосредственнее. Развивает воображение, даёт полную свободу для самовыражения. Ребёнок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого давления, навязывание чужого мнения.
Как сказал один мудрец: «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». И совсем не страшно, если наш маленький художник перепачкается, главное – чтобы он получил удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.
А для нас воспитателей самое большое счастье, когда видишь сияющие детские глаза и знаешь, что приносишь радость и счастье в детские сердца.
Источник
«Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования»
Татьяна Мизина
«Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования»
«Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования»
Одной из задач умственного воспитания детей в детском саду является развитие познавательных процессов ребенка. Одним из важных психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательной сферы ребенка, является воображение. Развитие воображения способствует становлению такого важного процесса, как творчество. Воспитание творчески активного молодого поколения одна из главных задач современного общества. И решать ее необходимо уже в дошкольном возрасте. Поэтому большое внимание в воспитательном процессе в детском саду я уделяю развитию творческого воображения.
Мы часто говорим ребенку: «Представь себе такую ситуацию», «вообрази, что ты…» или «ну придумай же что-нибудь!» Для того чтобы представлять, воображать, придумывать необходимо воображение — своеобразная форма отражения действительности, заключающаяся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений и понятий.
Когда ребенок воображает, в его сознании возникают всевозможные образы. В зависимости от того, каков характер их происхождения, принято различать воображение репродуктивное (или воссоздающее) и продуктивное (или творческое).
Образы репродуктивного воображения возникают на основе словесного или графического описания (при чтении книги воображение помогает малышу представить себе ситуацию, в которой находится герой, «увидеть» на основе словесного описания его внешность). Образы творческого воображения всегда оригинальны. Они синтезируются ребенком самостоятельно, без опоры на какое-либо описание.
Воображение — великая сила. С его помощью можно полететь на Луну, отправиться в путешествие по древнему миру и представить себе лицо далекого друга. Именно благодаря воображению в науке совершены великие революционные открытия, такие, например, как создание периодической системы элементов Д. И. Менделеева и теории относительности Эйнштейна. Проблемами становления и развития воображения в дошкольном возрасте занимались такие отечественные ученые,как: О. М. Дъяченко, Л. С. Выготский А. И. Кириллова, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, В. В. Давыдов, Д. В. Менджерицкая и др. Они отмечали, что дошкольный возраст является сенситивным для развития данного психического процесса и указывали на особую важность работы в этом направлении.
Актуальность темы определена следующими проблемами:
1. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
2. Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний.
3. Никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения.
4. Воображение в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
Появление зачатков воображения относят к концу раннего возраста. Именно в этот период ребенок начинает дополнять, замещать реальные предметы и действия воображаемыми, называть их. Воображение оказывается прямо и непосредственно связано с осмыслением. Появление смысла в разных сферах деятельности ребёнка позволяет ему разнообразить свои занятия, добиться нового и оригинального в результатах, т. е. способствует развитию у детей творчества.
Но воображение, как любая психологическая функция ребенка, требует педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось.
Наиболее успешно становление воображения происходит в игре, а также на занятиях рисованием, особенно когда ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым.
Цель моей работы – создать педагогические условия для развития творческого воображения через использование нетрадиционных техник и приемов рисования.
1. Проанализировать современное состояние вопросов развития творческого воображения и изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.
2. Смоделировать и апробировать систему работы по развитию творческого воображения у детей средствами нетрадиционных техник.
4. Выявить эффективность работы по развитию творческого воображения детей средствами нетрадиционных техник рисования.
Задачи в работе с детьми:
— Развивать воображение и творческие возможности детей
— Обогащать и расширять художественный опыт детей
— Поощрять и поддерживать творческие находки.
— Развивать целенаправленную деятельность детей и их стремление к созидательной активности.
— Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.
— Способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.
— Способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений детей в процессе восприятия природы, произведений художественной литературы, изобразительного искусства.
— Развивать способность ребенка наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы.
— Обращать внимание детей на средства выразительности, с помощью которых художники передают состояние природы, характер и настроение своих героев.
Кружок художественной направленности, который я провожу с детьми, направлен на развитие творческих способностей средствами нетрадиционных художественно-графических техник рисования. Опыт моей работы показывает, что именно нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения.
Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный (сюрпризность момента) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Всем детям интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.
Я веду кружок рисования второй год и убедилась, что дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
В своей работе я использую пособие Р. Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста», Программу И. А. Лыковой «Цветные ладошки».
Занятия по рисованию с применением нетрадиционных техник я провожу в блоке совместной деятельности во второй половине дня.
Для занятий я стараюсь приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставляю детям возможность выбора средств изображения. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает впустить в детскую изобразительную деятельность разнообразие и интерес, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования лучше с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий.
Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге.Работу начинаю с одного цвета: даю возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки.
Со второй группой раннего возраста я начала учила детей рисовать ладошкой. Детям очень нравится этот способ рисования. Обмакиваю ладонь ребенка в краску и ставлю ей отпечаток на бумаге. Иногда «раскрашиваю» ладонь в разные цвета кисточкой.Интересно получились работы: «Осеннее дерево», «Гусыня с гусятами», «Солнышко», «Рыбки». Для развития воображения в старшем дошкольном возрасте я буду предлагать детям отпечатать ладошку, затем внимательно рассмотреть рисунок и подумать, на что это похоже, как рисунок можно преобразовать, изменить, добавив недостающие детали. И создать новый образ. Дети будут рисовать с большим интересом, проявлять фантазию. В ладошке они могут увидеть дерево, петуха, др.
Очень интересно рисовать отпечатками листьев. Гуляя с детьми на участке детского сада, мы собираем листья с разных деревьев, отличающихся по форме, размеру и окраске. Листья покрываем гуашью, затем окрашенной стороной кладем на лист бумаги, прижимаем и снимаем, получается аккуратный цветной отпечаток растения. А можно приложить листок к бумаге и раскрашивать лист полностью, тогда пространство под листочком будет не закрашенным.
В наших занятиях я вместе с детьми использовала отпечатки пекинской капусты (делала горизонтальный срез, опущенная капуста в краску, а затем приложенная к бумаге превращает отпечаток в бутон розы; отпечатки дном пластиковой бутылки, отпечатки воздушными шариками, отпечатки втулкой от туалетной бумаги, ватные палочки, отпечатки губкой.
Для того чтобы заинтересовать родителей своей работой, я регулярно организую выставки детских работ. Провела мастер-класс, на котором показывала родителям, как рисовать нетрадиционными техниками.
Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством пластилинографии «Ум ребенка — на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных форм рисования Актуальность Художественное творчество является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так.
Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.
Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей посредством нетрадиционных форм изодеятельности «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей через нетрадиционные формы изодеятельности». Формирование творческой.
Развитие художественно-эстетических творческих способностей детей дошкольного возраста нетрадиционными методами рисования Развитие художественно-эстетических творческих способностей детей дошкольного возраста нетрадиционными методами рисования В последние годы.
Консультация «Развитие творческих способностей детей посредством освоения нетрадиционных техник рисования» Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования. Актуальность Художественное творчество.
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения нетрадиционным техникам рисования Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения нетрадиционным техникам рисования Дошкольное образование.
Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализации Дацук Е. С., МБДОУ «Детский сад-ясли №8 «Иволга» имени заслуженного учителя Российской федерации Гайнутдиновой Валентины Брониславовны»,.
План самообразования «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования» Тема по самообразованию: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования» ][/b]Цель:.
Источник