Рисование как способ медитации

Изотерапия для детей

Содержание статьи

Изотерапия как метод психологической коррекции – одно из самых популярных направлений арт-терапии. Ее суть – использование изобразительного искусства в педагогических и терапевтических целях. Обычно это рисование, но программа изотерапии может включать применение техник лепки из пластилина, глины, занятия по декору и фотосъемке.

Изотерапия распространена при работе с детьми (чаще всего дошкольниками и младшими школьниками), однако она очень эффективна и для взрослых. Она популярна в практике социальной психологии, псикоррекции, медицинской психологии, психиатрии. Занятия проводятся индивидуально или в группах. Рисование позволяет снять стресс, получить удовольствие от созидания, успокоиться, оно развивает фантазию и творческое начало. Психотерапевт получает массу полезной информации о ребенке, его чувствах, мыслях, страхах и.т.д. Источник:
Киселева, Т.Ю.
Педагогическая арт-терапия. / Т.Ю.Киселева //
Справочник руководителя дошкольного учреждения- М.: Издательский дом «МЦФЭР» », информационный центр «Ресурсы образования», 2008. №1.

Показания к проведению:

  • тревожность, стрессы, депрессия;
  • эмоциональная скованность;
  • плохое настроение, эмоциональная неустойчивость;
  • ощущение одиночества, заброшенности;
  • конфликты со сверстниками, родителями, братьями и сестрами;
  • ревность к новорожденному в семье;
  • трудные жизненные ситуации – развод родителей, смерть близкого человека;
  • импульсивность;
  • страхи, фобии, панические состояния;
  • проблемы в семье, недостаток внимания со стороны родителей;
  • пониженная самооценка;
  • отрицательная «я-концепция».

Какие проблемы решает изотерапия?

Основная цель изотерапии – избавить ребенка от таких проблем, как:

  • неспособность выражать чувства и эмоции, психологическая «зажатость», нервозность, агрессивность, страхи;
  • неуравновешенность, ревность;
  • низкая самооценка, которой подвержены, по статистике, более 70% всех людей;
  • неустойчивое поведение;
  • хронические стрессы;
  • недопонимание в семье;
  • отсутствие развития творческого потенциала, скрытых возможностей и ресурсов Источник:
    Зауторова, Э.В.
    Роль искусства и арт-терапии в профилактике и коррекции девиантного поведения подростков / Э.В. Зауторова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2005. №1.

Как проходят занятия?

Занятия могут проходить в форме индивидуальных консультаций, семинаров, групповых тренингов. В зависимости от имеющихся проблем, психолог дает задания и упражнения. После их выполнения приступают к анализу арт-объектов (чаще всего рисунков), который помогает понять проблему, найти пути ее решения.

Методы изотерапии

Терапия рисованием проходит с применением всех художественных материалов – фактурной бумаги, восковых мелков, красок и кистей, угля, глины, соленого теста, пластилина, пастели, карандашей, пульверизатора, ватных палочек и мн. др. Рассмотрим некоторые техники.

Техника «Марания»

Эта техника эффективна для дошкольников и младших школьников, представляет собой спонтанный рисунок, абстрактное рисование. Простыми словами, это марание бумаги всеми подручными средствами и способами. Получаются яркие, эмоционально насыщенные рисунки гуашью или акварелью, выполненные кистью или руками. Эта техника позволяет проявлять эмоции, открыто показывать переживания, исследовать их, здесь нет понятия «хорошо» или «плохо», «правильно» или «неправильно». Иногда бывает так, что получается яркий, светлый, разноцветный рисунок, который ребенок закрашивает темными красками, «уничтожает», что очень показательно с точки зрения психологии.

«Акватушь»

Сначала на бумагу наносят рисунок гуашью, когда он высыхает, лист покрывают черной тушью. После этого рисунок опускают в воду – гуашь смывается почти полностью, а тушь – частично. Получается тонированное изображение на черном фоне с размытыми границами. Поэтапная работа с отложенным результатом полезна детям с дефицитом внимания, а также тем, кто испытывает негативизм.

«Монотипия»

Сначала ребенок рисует на гладкой поверхности – пластмассе, стекле, пленке или др., – а затем переносит этот рисунок путем оттиска на обычную бумагу и далее дорисовывает изображение другими материалами. Итоговое изображение получается отличным от первоначального. Это спонтанное самовыражение, помогающее снять стресс, повысить креативность, визуализировать чувства.

«Рисование клубком»

Полезно для тех детей, которые уверены, что не умеют рисовать, техника развивает креативность, помогает в диагностике состояний, она эффективна при индивидуальной работе с замкнутыми, агрессивными, гиперактивными детьми. Рисунок получается путем разматывания клубка ниток на пол или стол.

«Рисование истории»

Ребенок рисует иллюстрацию к истории или ее возможное продолжение. Методика позволяет корректировать неадекватное поведение, разрешать внутренние конфликты, диагностировать расстройства, снимать напряжение.

«Рисунок по кругу»

Групповая работа, направленная на сплочение, вовлечение в процесс всех участников, повышение самооценки. Дети садятся в круг и вместе рисуют по очереди по заданию психолога, например фентэзийное существо: первый ребенок – голову, второй – туловище и т. д.

«Пластилиновая композиция»

Рисунок на листе бумаги создается пластилином, что требует усидчивости, старания. Техника подходит для работы с гиперактивностью, развивает воображение, сенсорную сферу.

  1. Киселева, Т.Ю. Педагогическая арт-терапия. // Справочник руководителя дошкольного учреждения- М.: Издательский дом «МЦФЭР» », информационный центр «Ресурсы образования», 2008. №1.
  2. Зауторова, Э.В. Роль искусства и арт-терапии в профилактике и коррекции девиантного поведения подростков / Э.В. Зауторова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2005. №1.
Читайте также:  Комбинированный способ оттаивания это

Источник

Практические советы и упражнения от пластического хирурга для поддержания молодости лица

Всем хочется быть молодыми и красивыми. В настоящее время имеется много разных методик по омоложению лица без хирургических вмешательств, а самое главное, что с их помощью можно продлить свою молодость, и отодвинуть на какое-то время инъекции и пластику. К таким, например, можно отнести гимнастику для лица и тела.

Сегодня поговорим о том, какие ещё факторы, кроме естественного старения кожи, влияют на старение лица, и как от этого избавиться.

Фото из открытых источников

Во-первых, большую роль в красоте и здоровье играет стопа.

Всё дело в том, что множество сухожилий, мышц и связок, нервных окончаний и сосудов соединяют стопы, сердце, позвоночник, мозг. Стопа воздействует на верхнюю часть лица через заднюю поверхностную миофасциальную линию. Поэтому, если стопа деформирована, то нагрузка распределяется на другие органы нашего тела. А со временем, на глаза опускаются веки.

Как мы можем помочь себе?

1. Ходим босиком как можно чаще (в идеале — трава, песок и галька).

2. Балуем ноги ванночками и делаем самомассаж.

3. Делаем гимнастику:

  • вращаем ступнями; сгибаем и разгибаем пальцы ног; ходим попеременно на носках, на пятках, по внутреннему и внешнему краю стопы;
  • берем теннисный мяч и приучаем себя катать его ногой в ванной (например, когда чистим зубы, делаем маски, завиваем локоны и т.д).

Когда мы начинаем активно и регулярно работать со стопами — кожа волосистой части головы расслабляется, морщинки на лбу разглаживаются, опущенные веки поднимаются.

В борьбе с уже нависшими веками поможет блефаропластика. В качестве примера приведем результат пластики верхних век и липофилинга нижнего века и верхнего века.

Во-вторых, немаловажную роль в отметинах на лице играет осанка.

Как бы странно это не звучало, но осанка меняет ваше лицо. Научно доказано, что в результате искривления позвоночника появляются:

  • опущенные уголки рта и носогубная складка,
  • брыли,
  • второй подбородок.

Как быть? Важно делать гимнастику для осанки, которая убирает зажимы в мышцах шеи, спины и пояснице, тем самым устраняя боли. Эти зажимы влияют на внутренние и внешние органы, из-за чего нарушается их правильная работа и кровоснабжение. А далее – всё отражается на нашем лице. Для красивой осанки достаточно выполнять несколько упражнений в день, уделяя им всего 5 минут:

1. Сведение лопаток сидя.

2. Отжимание с колен.

3. Подъемы корпуса с отведением рук.

4. Упражнение с валиком.

Пластика лица хорошо справляется с «поплывшим» овалом. На фото пример До и После подтяжки MACS-LIFT Standart

Если на лице появились первые отголоски деформированной стопы и осанки, то наряду с упражнениями для стоп и осанки, можно делать следующее упражнение для лица: наклон шеи к правому плечу – вытягиваем 2 минуты, к левому, вниз к груди и запрокидываем голову назад, желательно выдвигать подбородок и делать это стоя. Спина при этом должна быть прямая, ровная.

Фото из открытых источников

Любые искривления спины и деформация стоп, перенапряжение шеи, рано или поздно отразится на лице в виде птоза бровей, морщин лба, провисания зоны подбородка и асимметрии. Не важно, даже, какие именно упражнения вы делаете. Важно не только нагружать мышцы, но и растягивать и расслаблять. С возрастом, растягивать и расслаблять мышцы даже важнее.

Наилучший омолаживающий результат будет достигнут при комплексном применении:

  • витаминов и микроэлементов,
  • гимнастики,
  • услуг косметолога,
  • поддержании тела в хорошей физической форме,
  • правильном питании.

Приведем еще один пример нашей очаровательной пациентки после пластики лица.

Больше фотографий До и После смотрите в нашей галерее по ссылке.

Рекомендуем посмотреть видео, которое поставит точку между спорами, что эффективнее: косметологические процедуры по коррекции овала лица или хирургические.

На нашем сайте вы так же можете ознакомиться с ценовой политикой на пластику лица и записаться на консультацию.

Источник

Мастер-класс «Релаксирующее рисование «зендудлинг» как способ развития фантазии и художественного творчества дошкольника»

Ольга Скребец
Мастер-класс «Релаксирующее рисование «зендудлинг» как способ развития фантазии и художественного творчества дошкольника»

МАСТЕР – КЛАСС на тему:

«Релаксирующее рисование «зендудлинг» как способ развития фантазии и художественного творчества дошкольников»

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов по освоению стиля «зендудлинг».

— познакомить педагогов со стилями «дудлинг», «зентангл»;

— познакомить с современным медитативным рисованием в технике «зендудлинг»;

— дать практические знания педагогам-участникам по рисованию в стиле «зендудлинг»;

— способствовать интеллектуальному и эстетическому развитию педагогов;

— вызвать положительные эмоции от художественной деятельности.

Форма проведения мастер-класса:

— лекция с элементами презентации + практическая работа.

— презентация по теме мастер-класса;

— образцы готовых работ, выполненные педагогом;

— образцы готовых работ, выполненные детьми.

Материалы и инструменты для работы:

— маркеры разной толщины.

«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Читайте также:  Способы принятия решений коллегиальными органами

В. А. Сухомлинский

1. Вступительная часть.

— Уважаемые коллеги! Тема нашего мастер-класса – «Релаксирующее рисование «зендудлинг» как способ развития фантазии и художественного творчества дошкольников».

Нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребёнку свободу и вселяют уверенность в своих силах.

Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.

Сегодня, на нашем мастер-классе, я хочу затронуть тему сохранения и укрепления психофизического и эмоционального здоровья дошкольников с помощью занятий по релаксирующему рисованию, а именно, использование техники зендудлинга в работе с детьми.

Любое внутреннее напряжение тормозит самовыражение и развитие. Занятия, связанные с искусством, помогают освобождать творческую энергию раскрыть потенциалы человека. Искусство призвано не только удовлетворять наши эстетические запросы, но и исцелять. Занятие рисованием – наиболее древняя естественная форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди пользуются, чтобы снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Для этого не надо быть художником – достаточно взять ручку, карандаш или краски и сделать несколько штрихов на бумаге. Кроме расслабления методы и приемы такого рисования развивают и усиливают внимание к чувствам, представляют возможность для самовыражения и самопознания, помогают приобрести эмоциональное равновесие. Это очень важно, ведь каждому нужен успех! Степень успешности во многом определяет самочувствие, отношение к миру, желание творить.

Зендудлинг– техника рисования, в последнее время приобретающая большую популярность. Интерес к ней связан с тем, что она является хорошим способом расслабиться, получить удовольствие, проявить свои творческие способности, даже в том случае, если вы совершенно не умеете рисовать в классическом понимании этого слова. Эта техника прекрасно подходят и для взрослых, и для самых маленьких детей, которые только учатся держать рисовальные принадлежности.

По результатам исследований доказано, что данная техника оказывает исключительно положительное влияние:

• создает выраженный терапевтический эффект, способствует релаксации;

• приносит вдохновение, способствует развитию творческих способностей;

• является прекрасным средством от бессонницы;

• рисование незамысловатых узоров успокаивает, снимает стресс и негативные эмоции;

• способ развить твердость руки, глазомер, улучшить почерк;

• повышается внимание и разрабатывается мелкая моторика;

• улучшает зрительно-двигательную координацию и концентрацию внимания.

2. Теоретическая часть.

Мы сегодня поговорим о стиле «зендудлинг», который применяется в арт-терапии. Арт-терапия позволяет человеку освободиться от зажимов, расслабиться, снять запреты, быть свободным, Человек начинает чувствовать себя спокойно.

Итак, «зендудлинг»- техника, которая произошла из двух техник «дудлинг» и «зентангл».

ДУДЛИНГ (от английского doodle – бессознательный рисунок) – это рисование с помощью простых элементов (кружочков, закорючек, ромбиков, точечек, палочек и пр.). В этом и состоит лёгкость. Однако из этих простых элементов могут складываться сложнейшие композиции, поражающие воображение. Но в основном это бессознательный рисунок, позволяющий «отключить мозг», что открывает дорогу чистому творчеству, не скованному правилами. Рисунок-медитация — прекрасное средство арт-терапии. Такому рисованию многие из нас предавались на скучных школьных уроках. О том, что получится в итоге, мы не знаем и не задумываемся, рука рисует сама по себе. Будут ли это разнообразные растения, несуществующие миры или просто геометрические фигуры – не важно. Главное – получить удовольствие от процесса рисования

Дудлинг часто используют для оформления предметов интерьера, одежды, посуды, ногтей, тату. Также этот стиль широко используется в современной индустрии моды и дизайна. Дудлинг, как способ релаксации не только позволяет снять напряжение, но и сможет раскрыть грани вашего внутреннего мира.

Дудлинг перекликается с другой техникой рисования – зентанглом. Но в этих техниках есть небольшая разница. Если дудлингом можно заниматься в купе с каким-нибудь другим делом, то зентангл требует большей концентрации. Этот рисунок является более осознанным.

ЗЕНТАНГЛ (от zen – уравновешенность, спокойствие и rectangle – прямоугольник) является сочетанием медитации и рисования. Традиционно для рисования зентангла используются квадраты 9х9 см. В квадрат помещается какой-либо рисунок, либо он произвольным образом делится на сегменты, которые, в свою очередь, заполняются различными однотипными элементами (точечками, кружочками, ромбиками, на что хватит фантазии). Зентангл является запатентованной техникой рисования, в которой есть свои определенные правила, сформулированные авторами идеи — Риком Робертсом и Марией Томас. Они определяют зентангл как форму медитативного искусства. Сам процесс представляет собой форму медитации с использованием ручки и карандаша. И тут совсем некстати говорить об аккуратности или правильности линий. Эта техника рисования подразумевает под собой соблюдение некоторых правил:

• зентангл выполняется в черно-белых цветах;

• узор ограничивается квадратной рамкой внутри карточки заданного размера (9Х9 см);

• у зентангла нет одного направления, его можно рассматривать с любой стороны;

• образовавшиеся после проведения линий сектора заполняются причудливыми произвольными узорами; каждый узор зентангла должен состоять не более чем из шести штрихов;

• при рисовании зентангла не допускается использование линейки или трафарета;

• нельзя использовать ластик.

Зентангл помогает увеличить собранность, концентрацию, способствует психологической разгрузке, внутреннему успокоению, улучшает зрительную координацию и мелкую моторику, а также развивает творческие способности и креативность.

Читайте также:  Квест как способ отметить день рождения

Смесь этих двух техник – ЗЕНДУДЛИНГ (Zendoodling) – можно в итоге перевести как «каракули, которые несут успокоение», или, еще точнее, «медитативное рисование». Если сосредоточиться на рисовании повторяющегося узора, то душа успокаивается.

Во-первых, для зендудлинга нет необходимости разграничивать свой лист на сектора — можно начинать рисовать из любого места, постепенно дорисовывая детали в разные стороны.

Во-вторых, зендудлинг можно рисовать, особо не задумываясь о композиции или повторяемости/неповторяемости рисунка, это действие для расслабления скорее, чем для собранности и концентрации.

В-третьих, в зендудлинге нет никаких запатентованных узоров или требований к бумаге. Он может быть абсолютно любым.

«Зендудлинг» идеально подходит для занятий с детьми. Самый простой вариант – воспользоваться раскраской или контуром животного, цветка, птички (чего угодно, нарисованного по трафарету, и предложить ребёнку заполнить его простыми элементами, а потом их раскрасить. Можно усложнить задачу – разбить рисунок на части и заполнить получившиеся сегменты разными узорами. Еще вариант – предложить ребенку по-разному заполнить одинаковые изображения животных, предметов и др.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о ряде преимуществ «зендудлинга» :

1. Простота. Не нужно уметь красиво рисовать – нужно просто выбрать любой элемент и начать заполнять им пространство листа. Нарисовать их достаточно просто даже ребенку. Также можно использовать шаблоны.

2. Доступность. Требуется самый минимум материалов – достаточно черной или цветной ручки и листа бумаги.

3. Гибкость. Рисование занимает ровно столько времени, сколько вы можете себе позволить. Вы можете порисовать всего несколько минут и даже за это короткое время насладиться творческим процессом.

4. Расслабляет и отвлекает. Такая тонкая творческая работа помогает отвлечься от назойливых мыслей и успокоить свой ум. Кроме того, рисование – это еще и прекрасный способ выразить свои эмоции на бумаге и обрести душевное равновесие.

5. Повышает концентрацию внимания. Рисование мелких однотипных элементов помогает сконцентрироваться на деталях и удержать внимание на важных мыслях.

6. Эффективно при поиске различных решений. Процесс рисования стимулирует отделы мозга, отвечающие за анализ информации. Кроме того, в этот момент мозг пытается найти нестандартные варианты решения.

Современный ритм жизни требует пауз, остановок, доступных занятий для восстановления душевного равновесия и детям, и взрослым. В этом нам поможет релаксирующее рисование «зендудлинг».

3. Практическая часть.

Уважаемые коллеги! У кого возникло желание на собственном опыте попробовать нарисовать картину в стиле «зендудлинг», я приглашаю занять места за рабочими столами. Перед рисованием нужно принять удобную позу, расслабиться. В этом нам поможет релаксация.

Сказочное мини-упражнение на расслабление (под музыкальное оформление)

Стайка рыбок закружилась – море синее приснилось.

Вода прозрачно – голубая нас баюкает, качает…

На поверхность из глубин подплывает к нам дельфин…

Вот совсем не зная страха, проплывает черепаха…

А за ней, раскинув ножки, вглубь несутся осьминожки…

Ах, прозрачная водица! видим рыбок вереницу…

Можно рыбок нам догнать… Только вот пора вставать.

Все, как рыбки, встрепенулись, из морских глубин вернулись.

Сегодня, я предлагаю Вам «окунуться» в морскую тематику. Мы будем использовать шаблоны «морские животные» (рыбки, дельфины, осьминоги, черепахи).

1. Вначале каждый выберет себе понравившийся шаблон. В центре листа обведем рисунок по трафарету.

2. Нарисовали контурный рисунок морского животного. Затем нужно контурный рисунок поделить на разные секторы, проводя линии без отрыва руки от бумаги.

3. Рисунок с секторами делим на более мелкие секторы. В секторах самостоятельно придумываем различные узоры, зарисовываем сегмент за сегментом.

4. Нет определенной последовательности, которую необходимо соблюдать: сегменты заполняйте узором так, как Вам подсказывает ваше воображение. Оставляйте некоторые участки незарисованными, от этого общая картина не пострадает.

5. По желанию, можно раскрасить узоры.

Индивидуальная помощь педагогам. Объяснение.

4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Я познакомила вас с техникой «зендудлинг» и её значением в развитии ребенка. В ходе выполнения практической работы были созданы условия для вашего творчества и самовыражения. Вы почувствовали себя творцом новых, уникальных вещей.

Теперь хочу поделиться, чем же на мой взгляд полезно это творчество.

Первое — это, конечно же, своей доступностью.

Второе — тем, что этим может заниматься любой желающий.

Третье — к сожалению, в наших школах теперь нет уроков чистописания, а ученые доказали как положительно влияет чистописание на развитие мозга ребенка, их умения мыслить и достигать целей в жизни. Занятия по написанию букв и начертанию линий способствуют развитию мыслительных процессов и их последующему воплощению в речи, а также могут улучшить моторику. Конечно же, зендудлинг не сможет заменить чистописание, но это тоже, своего рода, рисование разных линий и знаков и также, как при чистописание, происходит связь рук и головного мозга.

Я надеюсь, что мастер-класс, представленный мною сегодня, не только познакомил вас с чем-то новым и неизученным, но и доставил заряд положительных эмоций и поднял Вам всем настроение!

И теперь, пожалуйста, ответьте на вопрос:

— По вашему мнению, как прошел мастер-класс?

Источник

Оцените статью
Разные способы