Как рисовать различные породы деревьев?
В природе существует большое разнообразие деревьев, также как и большое разнообразие животных или птиц. Всё это огромное множество классифицируется по разным признакам. Но для художника важны особенности внешнего вида дерева. И чтобы научиться его рисовать нужно наблюдать за формой ствола, формой веток, листьев, формой всей кроны дерева. Ведь, у каждой породы свои характерные особенности. Поэтому обсудим эти особенности у 6 видов деревьев — клёна, берёзы, сосны, ели, ивы и дуба (но в начале рекомендую прочитать о принципах рисования дерева).
Клён.
- Ствол клена может изгибаться и разветвляться, от этого он приобретает извилистую форму.
- Кора тёмного цвета, в целом похожа на кору большинства деревьев.
- Верхушка кроны этого дерева округлая, но может иметь и неправильную форму.
- Кленовый лист, как известно, имеет остроконечную форму, похожую на звезду. Большие массы кленовых листьев создают «колючую» фактуру поверхности кроны.
- Заштриховывая крону, можно пользоваться и продольными штрихами, но чтобы показать характер кленовой листвы, лучше добавлять в рисунок «корявый» или «колючий» фактурный штрих, похожий на листья клёна (о фактуре штриховки я писал здесь). Этим же принципом следует руководствоваться и в живописи, прописывая холст такими мазками, которые создавали бы иллюзию листвы. Учитывая, что листья и ветки объединяются в отдельные группы, фактура штриховки и живописного мазка должна быть разнообразной.
Берёза
- Берёза бывает разных разновидностей. В средней полосе ствол берёз, как правило, прямой и «стройный». В других местностях берёзовый ствол может образовывать «рогатку», раздваиваясь у корня.
- Крона берёзы часто имеет вытянутую форму, устремлённую вверх. Однако, встречаются берёзы и с раскидистой, приземистой кроной.
- Берёзовая кора белая на поверхности. Но она имеет тёмные «штрихи», которые являются по-сути трещинами, сквозь которые виден тёмный внутренний слой. Чем ближе к земле, тем чаще эти «штрихи» появляются на коре. «Чёрные черточки» имеются на стволе у основания ветвей, т. е. в тех местах ствола, откуда растут ветви. Они могут иметь треугольную и прямолинейную форму.
- Малые ветки берёз настолько тонкие и гибкие, что свисают, устремляясь вниз. Листочки, растущие на этих ветках образуют вертикально направленные ряды. Склоняющиеся к земле ветви изгибаются, придавая внешнему виду берёз особый трепет и лёгкость.
- В рисунке карандашом или живописи изящный характер берёзок можно передать продольной вертикальной штриховкой или соответствующими мазками краски. Движения карандаша или движения кисти могут повторять описанное выше движение ветвей.
Сосна
- Ствол сосны прямой. Однако, бывают сосны с изгибающимся вверху стволом, имеющими «коренастый» характер. Часто встречаются корабельные сосны у которых крона расположена наверху дерева, а ствол прямой и высокий.
- Кора этого дерева имеет рыжий цвет, который, по мере приближения к земле, становится значительно темнее, превращаясь в серо-коричневый. В середине ствола сосновая кора напоминает шелушащуюся, чешуйчатую структуру. Ближе к земле она огрубевает и образует плотный растрескивающийся слой.
- Крона молодых сосен имеет треугольную, конусообразную форму. Но крона зрелых деревьев уже будет более округлой.
- Ветви многолетних старых сосен могут быть извилистыми и корявыми. Как правило, сосновые ветки не сильно устремлены вверх. В большей степени они направлены в стороны от ствола.
- Сосновые иголки длиннее еловых. Поэтому они создают ощущение пушистой кроны, которую нужно отобразить графическими средствами, либо живописными приёмами, если это не рисунок, а живопись. Необходимо использовать фактурный штрих или соответствующие мазки в живописи. Каждая ветвь имеет свет и тень, поэтому художнику нужно подумать как нарисовать объём отдельных ветвей в общей массе кроны.
Ель
- Ель и сосна — имеют много общего, однако это разные деревья, со своими особенностями. Например, если ствол ели такой же прямой, как и у сосны, то характер ветвей будет уже отличаться от характера сосновых веток. Ветви ели слегка изогнуты вверх. В нижних ярусах старые ветви опущены вниз и напоминают «лапы».
- Еловые иголки короче сосновых, поэтому общая фактура кроны этого дерева будет отличаться от сосновой.
- Крона ели по форме напоминает треугольник или конус и состоит из ярусов.
- Когда художник пишет пейзаж, он пишет деревья объёмными. Для этого нужно проследить как освещается всё дерево целиком и как освещены отдельные ветви или ярусы веток. Например, уходя внутрь кроны, еловая «лапа» погружается в тень. Снаружи она может оставаться светлой, так как на неё попадает больше дневного света.
- Цвет еловой хвои темный и насыщенный. Поэтому как отдельные ели, так и массив елового леса в целом, будут отличаться по цвету от других видов деревьев.
Ива
- Деревья ивы могут выглядеть по-разному, в зависимости от разновидности. Например, у плакучей ивы ветви более гибкие и пластичные, чем у обычной ивы. Из-за этого её ветви свисают, устремляясь к земле.
- Для ивы характерно постоянное разветвление ствола, а также крупных ветвей.
- Листья ивы узкие и продолговатые. Это сильно влияет на внешний вид дерева. Поэтому данную особенность нужно уметь отразить посредством штриховки или манеры письма в живописи.
- Цвет ивовой листвы непростой. С одной стороны листа — цвет зелёный. А с другой — светлый, серо-зелёный. Поэтому общий колорит дерева отличается серо-голубыми оттенками.
Дуб
- Ствол дуба — мощный. У старых деревьев в основании он может достигать большого диаметра. Но в засушливых районах дубы могут быть менее коренастыми, похожими на стройные молодые дубки.
- Ветки и ствол дуба извилистые и корявые.
- Форма листьев — волнистая. Поэтому общий вид листвы в целом будет «коряво-кудрявым».
- Кора — грубая и плотная.
- Цвет листвы темно-зелёный, насыщенный.
Здесь я рассмотрел особенности внешнего вида всего лишь шести разновидностей деревьев. В природе же существует огромное множество и деревьев и других растений. Как же научиться рисовать если не всех их, то хотя бы пару десятков разновидностей? Для этого нужно развивать наблюдательность. Если у художника «поставлен глаз» и хорошая наблюдательность, то не важно, что он будет рисовать. Главное понимать натуру и подмечать ключевые моменты. А на какие моменты нужно обратить внимание, как раз и обсуждается в учебном материале. Для тех, кто хочет хорошо научиться рисовать пейзажи с деревьями, также, будет полезно изучить схемы и методику под названием «Как рисовать дерево?» (о ней я упоминал в начале этой статьи).
Источник
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Осенние деревья» с использованием разных нетрадиционных техник
Ольга Веряева
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Осенние деревья» с использованием разных нетрадиционных техник
Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования: метод тычка сухой кистью, примакивание поролоновой губкой,рисование ватными палочками.
Задачи.
1. Образовательная.
Учить передавать образ осеннего леса используя разные нетрадиционные техники. Расширять знания о приметах осени. Совершенствовать умение правильно держать кисточку при рисовании.
2. Изобразительная.
Сформировать изобразительные навыки и умения. Уметь рисовать по всему листу. Закреплять умение пользоваться тонкой кисточкой при рисовании стволов деревьев. Изображать листву деревьев жёсткой кистью не оставляя промежутка между тычками, упражнять в умении отпечатывать губкой деревья в осенней цветовой гамме, познакомить с техникой рисования-пучком ватных палочек.
3. Развивающая.
Развивать воображение и восприятие окружающего мира, познавательных способностей. Ориентирование в пространстве, чувство цвета, ритма. Развитие координации глаза и руки, владение кистью руки.
4. Воспитательная.
Прививать аккуратность при рисовании. Формировать эмоционально- положительное отношение к самому процессу рисования.
Предварительная работа: Рассматривание деревьев на прогулке. Беседа о приметах осени c детьми. Знакомство детей c техникой рисования способом тычка, чтение стихотворения А. И. Бунин «Листопад», рассматривание репродукции картины Левитана И. И. «Золотая осень», рассматривание иллюстраций и c изображением деревьев.
Оборудование: простой карандаш; гуашь; кисть c жёсткой щетиной, кисти (белка) №5 и № 1; лист бумаги А-4; влажные салфетки; баночка c водой.
Ход занятия.
Вводная часть.
Беседа о приметах осени c детьми.
Воспитатель: «Ребята, наступило прекрасное время года— Осень. Вся природа преображается, надевая разноцветный наряд. Какие цвета появляются на деревьях?» (ответы детей)
Воспитатель:
Послушаете стихотворения И. Бунина «Листопад».
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.
Основная часть.
Воспитатель: Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательную экскурсию по лесу и увидим некоторые деревья, но чтобы узнать какие, вам нужно отгадать сначала правильно загадки.
Русская красавица стоит на поляне
В зелёной кофточке, в белом сарафане. (Берёза)
У меня длинней иголки,
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке, ветви – только на макушке. (Сосна)
Ну не дерево, а диво!
Разноцветный и красивый
Лист ладошкою раскрылся.
Ветер дунул, лист свалился. (Клён)
Показ презентации. Рассматривание деревьев: березы, сосны, клена
Какие деревья вы видите на экране?
Дети:
Клен, березу, сосну.
Воспитатель:
Дети:
У всех деревьев есть ствол и ветки.
Воспитатель:
А в чем отличие?
Дети:
У сосны хвоя, а у клена и березы листья.
Воспитатель:
Молодцы! Давайте внимательно рассмотрим стволы деревьев. В чем их отличие?
Дети:
У сосны ствол ровный прямой, похож на столб, колонну и он желтого цвета,у березы кора белая с черными полосами, а у клена кора коричневая.
Воспитатель:
Молодцы! Вы очень наблюдательны. А теперь давайте сравним кроны деревьев.
Дети:
У сосны крона как шапочка находится высоко, потому что это дерево любит солнце. Иголки у сосны зеленые. У клена листья ярких цветов-желтые, красные, оранжевые. Крона густая. У березы листья желтые, ветки изогнутые.
Воспитатель:
Молодцы! А сейчас мы с вами поиграем- вы превратитесь в деревья.
Игра «Стань деревом»
Дети стоят кругом.
Воспитатель:
Вы — маленькие деревца, стоящие в большом поле. Сейчас конец зимы, и ваши корни совсем закоченели в земле. Ваши ветки голы. Прошлогодние листья давно облетели, а новые листочки спят в плотно закрытых почках, спрятавшись от холода (кулаки плотно сжаты).
Небо серое. Вокруг вас вьюжит, ветки закоченели и качаются от ветра, ствол слегка раскачивается из стороны в сторону (легкое покачивание туловища).
Наконец приходит весна, земля оттаивает, бегут ручьи и поят ваши корни водой. Вы чувствуете, как холодная вода бежит между корнями. Ветки и побеги испытывают жажду, им нужна вода, чтобы тугие почки раскрылись и из них вылезли листочки. Вода течет по корням. Потянитесь так, чтобы вода из корней попала в ствол, и затем в ветки и молодые побеги. По мере того как вода поднимается к веткам, набухают почки. Внезапно они раскрываются и появляются молодые листочки (широко расправленные руки поднимаются, кулаки разжимаются).
Один за другим листочки разворачиваются и поворачиваются к небу.
Наступило лето — время бурного роста для деревьев. Вы голодны, и ваши листочки выполняют трудную работу, добывая для вас пищу. Листочки располагаются так, чтобы на них попадало как можно больше света. Вы чувствуете ласковое прикосновение теплых солнечных лучей. Вам нужна вода, поступающая от корней, — пейте ее вдоволь!
Лето проходит, вы выросли высокими и раскидистыми. Расправьте свои корни и ветви, ощутите мощь ствола.
По мере приближения холода, ваши листочки перестают вырабатывать пищу. Однажды подует сильный ветер, пойдет дождь. Вы почувствуете холод. Ветви начнут содрогаться под напором осеннего ветра. Ваши листочки ослабеют и слетят с ветвей, оставляя туго закрытые почки (кулаки сжимаются). Эти почки вновь распустятся следующей весной.
Практическая часть:
Воспитатель:
Для того чтобы нарисовать три дерева на одном листе вам нужно разделить лист на три части простым карандашом, чтобы эти линии были едва заметны.
Показ и пояснение выполнения работы.
Воспитатель:
Сначала мы нарисуете стволы и ветки карандашом. С чего мы начнем?
Дети:
Начинаем рисовать со ствола.
Воспитатель:
Как рисуем ствол дерева?
Дети:
Ствол дерева начинаем рисовать сверху вниз.
Воспитатель:
Ствол сосны рисуем прямой и ровный. Ветки сосны находятся в верхней части ствола.
Воспитатель:
У клена ствол толще, широкий внизу, заужается кверху. Ветки тянутся к солнышку. У клена веток больше, чем у сосны.
Воспитатель:
У березы тонкий ствол и изогнутые ветки.
Наш набросок готов, теперь нам понадобится гуашь. Каким цветом мы закрасим ствол сосны?
Дети:
У сосны ствол светлее, чем у клена, поэтому можно использовать охру.
Воспитатель:
Правильно. Каким цветом будем закрашивать ствол клена?
Дети:
Воспитатель:
Хорошо. А для березы мы возьмем черную краску и самым кончиком кисточки обрисуем контур ствола, а затем также кончиком кисточки нарисуем черные пятна на белом стволе. Ветки у березы тонкие, их тоже рисуем кончиком кисти,закругляя вниз.
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель:
А сейчас мы будем одевать наши деревья :сосну в хвою, березу и клен в яркие листочки. И будем это делать разными способами. Крону сосны мы нарисуем с помощью сухой жесткой кисти, методом тычка. Какого цвета краску мы для этого возьмем?
Дети:
Воспитатель:
Для изображения густой, яркой листвы клена мы воспользуемся губкой. Губка сухая. Сначала опустим ее в желтую гуашь и примкнём к веткам клена. Затем в оранжевую и тоже примкнём, также поступим и с красной гуашью. Старайтесь, чтобы на кроне клена были все цвета. Так дерево будет наряднее и ярче.
Для рисования листьев березы мы воспользуемся пучком ватных палочек. Обмакиваем ватные палочки в желтую краску и примакиваем к веткам березы.
Не забудьте нарисовать осеннюю травку и опавшую листву на ней.
Пальчиковая гимнастика «Деревья»
Всем в лесу на удивленье
(трут ладони друг о друга)
Разные растут деревья:
(открывают ладони и растопыривают пальцы)
Вот уперлась в небеса
Вся смолистая сосна.
(соединяют локти — «ствол», раскрывают ладони — «крона»)
(«фонарики» с движением сверху вниз)
Клен раскинул свои ветви,
И не страшен ему ветер.
(вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы)
Шелестят листвой деревья,
(трут ладони друг о друга — «шуршат»)
Словно разговор ведут,
Птичек в гости к себе ждут.
(сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в стороны — показывают птиц)
Самостоятельная работа детей.
Заключительная часть.
Воспитатель:
Посмотрите, какой красивый осенний лес у нас получился. А как называется лес, в котором растут разные породы деревьев?
Дети:
Воспитатель:
Правильно. Вы молодцы! Какие стройные березки у вас получились, а какой красивый наряд у кленов.
Какие нетрадиционные техники мы сегодня применили для изображения кроны деревьев. Какая техника вам понравилась? С какой техникой возникли трудности?
Ответы детей.
А теперь давайте поместим работы на выставку, чтобы родители полюбовались вашими осенними картинами.
«Морская страница». Конспект НОД с использованием нетрадиционных техник ИЗО деятельности в подготовительной группе Задачи: Закреплять знания детей об обитателях подводного мира. Учить детей внимательно рассматривать и передавать в рисунке форму, окраску,.
Фотоотчёт о занятии по рисованию в средней группе «На яблоне поспели яблоки» с использованием нетрадиционных техник Фотоотчёт по рисованию в средней группе «На яблоне поспели яблоки» с использованием нетрадиционных техник. Цель: учить детей рисовать.
Фотоотчёт о занятии по рисованию «Осеннее дерево» с использованием нетрадиционных техник в средней группе Тема: «Осеннее дерево» Цель: развитие творческих способностей детей с помощью техник нетрадиционного рисования. Задачи: развивать умения.
Конспект НОД по рисованию с использованием нетрадиционных техник для детей 3–4 лет «Рукавички для Снегурочки» .
Конспект НОД по рисованию с использованием нетрадиционных техник «Коты на дереве глядят на ночной город» Конспект НОД по художественному творчеству «Коты на дереве глядят на ночной город» Цель: развитие художественно-творческой деятельности.
Конспект НОД по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования «Деревья зимой» Цель: Вызвать творческий интерес у детей к рисованию нетрадиционной техникой рисования- пальчиковая живопись. Задачи: 1. Продолжать знакомить.
Конспект НОД по рисованию в средней группе «Тюльпаны» с использованием нетрадиционных техник Цель: Познакомить детей с новыми техниками творческой деятельности – рисование вилкой и рисование пальцем Задачи: 1. Развитие творческих.
Конспект НОД по рисованию в средней группе «Виноград для пчелы Майи» с использованием нетрадиционных техник Конспект НОД по рисованию в средней группе «Виноград для пчелы Майи» с использованием нетрадиционных техник (отпечаток листьями и пальчиками).
Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Открытка «Елочный шар» с использованием нетрадиционных техник рисования Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое. Цель: Ознакомление.
«На далеком Севере». НОД в подготовительной группе с использованием нетрадиционных техник изодеятельности Интеграция областей: Познание, коммуникация, художественное творчество. Цель:развитие творческих способностей детейЗадачи:Уточнить знания.
Источник