Рифмы способы рифмовки 5 класс примеры

Что такое рифма

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

С рифмой мы встречаемся раньше, чем начинаем говорить.

Родители читают детям стишки, потешки, поют колыбельные.

Поэтический текст прекрасно воспринимается во многом из-за ритма, но рифма — не меньшее волшебство.

Кто и когда первым заметил гармонию (это как?) рифмующихся строк, какие бывают рифмы и для чего они нужны – читайте здесь.

Рифма — это.

Рифма – это сходные по звучанию окончания поэтических строк. Термин происходит от греческого слова «соразмерность, ритмичность». Рифмующиеся слова обозначают границы строки, а пары рифм – границы строф (это как?).

Немаловажным условием созвучия является ударение. Должны совпадать именно ударные слоги, на которых и держится звуковой облик слов.

Например, когда Незнайка из сказочной повести Носова пытался научиться основам поэтического мастерства у Цветика, он подумал, что прекрасный пример рифмы: «веник-пряник». Однако того, что оба слова заканчиваются на «ник», оказалось недостаточно, ведь ударные гласные – разные.

Чтобы стало совсем понятно, подберём настоящие рифмы к слову «веник»: пленник, соплеменник, денег (звучит как деник), вареник. А со словом «пряник» созвучны слова: племянник, странник, многогранник. Может быть, вы придумаете ещё?

Из истории термина

Любопытно, что рифма – это сравнительно молодое явление человеческой культуры. Письменные памятники древнейших народов не знают рифмы.

Шумерские и аккадские эпические поэмы, памятники раннеиндийской цивилизации строго структурированы по ритму, богаты ассонансами (это как?), но лишены рифмующихся строк.

Дохристианская Греция чрезвычайно тонко обращалась с ритмикой и звукописью, но и там рифма в чистом виде отсутствовала.

Учёные пришли к выводу, что первыми открыли и развили полноценную систему рифм китайцы. В сборнике древней китайской поэзии «Шицзин», составленном великим Конфуцием, представлено более 300 стихотворений (это как?) со сквозной рифмой, что говорит о достаточно давней и хорошо разработанной традиции.

Знала рифму и древнейшая арабская поэзия. Ещё в доисламский период в лирических песнях кочевых народов присутствуют рифмующиеся окончания.

Широкое распространение рифмы началось в период раннего восточного средневековья. Так, в 3-7 веках индийская поэзия обогатилась мощной структурой рифмующихся двустиший.

С Востока эта традиция перешла на Запад, закрепилась в раннехристианской, а затем — в монастырской европейской культуре. Со временем рифма в большинстве европейских стран стала считаться непременным условием «правильного» стихосложения.

Что касается России, то рифма была присуща народному стиху раешнику, но отсутствовала в более древних памятниках (воинских повестях, былинах, сказаниях).

Её распространение характерно для периода христианизации Руси и последовавшего вслед за тем расширения культурных границ. В светскую литературу рифма пришла в 16-17 веках через переводную латинскую и французскую поэзию.

Виды рифм

Всякий поэт знает, что рифма различается:

  1. По количеству совпадающих звуков (точная, неточная);
  2. По числу слов, входящих в рифмующиеся словосочетания (простая, сложная);
  3. По общему количеству слогов (равносложная, неравносложная);
  4. По тому, на какой слог падает ударение (мужская, женская, дактилическая);
  5. По фонетическим особенностям (усечённая, замещённая, йотированная).

Точная – неточная.

Если в рифмующихся словах совпадает большинство звуков, рифма считается точной: конь – огонь. Если совпадает меньшая часть фонем, рифма неточная: снежок – ледок.

Простая – сложная.

Когда мы рифмуем отдельные слова, это простая рифма (пень – лень), когда соединяем между собой группы слов (в окне – на дне) или одно слово с группой слов (давно — всё равно), рифма называется составной или сложной.

Читайте также:  Хим анкер способ монтажа

Равносложная – неравносложная.

Равносложной бывает такая пара рифм, в каждом из слов которой число слогов одинаково: зи-ма – са-ма. В неравносложной количество слогов различно: зи-ма — ку-терь-ма.

Мужская – женская – дактилическая.

  1. Если ударение падает в рифмующихся словах на последний от конца слог, такая рифма называется мужской: пожАр – самовАр.
  2. Если ударение падает на предпоследний слог, рифма является женской: гОрод – распОрот.
  3. Когда же ударение падает на третий и далее от конца слог, рифма считается дактилической: орУжие – обнарУживая.

Усечённая – замещённая – йотированная.

  1. Усечённой рифма имеет место тогда, когда на конце слова как бы отсекается звук или слог: тепло – слов. Пара держится на ударном слоге «ло», а концевой согласный отпадает.
  2. Йотированная — разновидность усечённой рифмы. «Пропадет» звук «й» на конце одного из слов: дно – родной.
  3. При замещении один звук меняется на другой в начале слова (речка – печка), середине (вагон – ворон), конце (поток – потом). Замещённая рифма очень нравится детям, она полезна для развития речи.

Способы рифмовки

В классическом стихосложении, представленном в школьной программе, поэтические тексты чаще всего делятся на четверостишия. Это вид строфики – самый распространённый в русской поэзии.

Рифмующиеся строки могут располагаться внутри четверостишия по-разному.

В зависимости от этого выделяют следующие способы рифмовки:

  1. — параллельный (парный);
  2. — кольцевой (опоясывающий);
  3. — перекрёстный.

Проиллюстрируем все три вида:

Над землёй метель кружится,
Словно сказочная птица.
Где падёт её перо,
Там сияет серебро.

Слова «кружится» – «птица», «перо» – «серебро» стоят рядом, в соседних (параллельных) строчках и образуют пары. Такую рифмовку называют парной или параллельной.

Над землёй метель кружится,
Сыплет белое перо.
Там сияет серебро,
Где земли коснётся птица.

Теперь рифмуются 1 и 4, 2 и 3 строчки. Если соединить их линиями, получится часть колечка или пояска с короткой внутренней и длинной внешней стороной, поэтому такую рифмовку называют кольцевой или опоясывающей.

Самая привычная для нас схема выглядит так:
Над землёй метель кружится,
Рассыпает серебро,
Словно сказочная птица,
Обронившая перо.

Рифмуются 2 и 4, 1 и 3 строки. Если соединить двумя линиями пары рифм, эти линии пересекутся, образуя крест. Данный способ рифмовки назвали перекрёстным.

Использовать все три вида рифмовки в одном стихотворении не приветствуется, особенно, если человек только начал осваивать стихосложение, но мастер способен сотворить из такого соединения чудо!

Так, А.С.Пушкин придумал новый вид строфы, записав три четверостишия с разными способами рифмовки и увенчав их итоговым двустишием. Таким стихом написаны главы его знаменитого романа «Евгений Онегин». Созданную поэтом строфу стали называть «онегинской».

Заключение

Многие современные поэты устали от рифмы и с удовольствием пишут белые стихи, в которых присутствует ритм, а рифма считается необязательной. Такие тексты также называются верлибрами.

Не думайте, что авторы верлибров не умеют рифмовать. Умеют, но иногда им хочется освободиться от любых условностей и отпустить свою мысль на волю. Ведь творчество – это и есть свобода.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Самый мощный рифматор это Маяковский. Хоть он и конъюнктурщик конечно. Но если достанет из широких штанин, то мало никому не покажется. Такие поэты раз в сто лет рождаются.

А всё остальное — про птичек, погоду и жизнь в зимне лесу — это чтобы было чем занять детей в школе. А то когда они ничем не заняты, начинают свои стихи сочинять. Про школу, учителей и одноклассников. А потом скандалы, слёзы, родителей в школу.

Читайте также:  Понятия способы регулирование общественных отношений

Хорошая рифма безусловно придает стихам большую четкость и структурированность. Но, важно чтоб она не была самоцелью, а произведение все-таки передавало какой-то смысл.

Источник

Рифма. Способы рифмовки. Варианты 3 и 4 (для учащихся 5 класса)

В данную методическую разработку вошли два варианта тестов по теме «Рифма. Способы рифмовки», предназначенные для учащихся 5-ого класса.

Тесты построены на цитатах из дестких стихотворений таких мастеров слова, как Ф.И. Тютчев, Н.М. Языков, А.К. Толстой, Д.Хармс, К.Бальмонт, С.Чёрный, В.Берестов и других не менее известных русских поэтов.

Тесты позволят учителю отработать на интересном материале, подобранном с учётом специфики возрастных особенностей детей, и проверить знания и умения учащихся, а школьникам — расширить свои познания в русской поэзии.

В конце тестов даны ключи-ответы.

Просмотр содержимого документа
«Рифма. Способы рифмовки. Варианты 3 и 4 (для учащихся 5 класса)»

Тест № 3 по теме «Виды рифм» (для 5 класса)

Определите вид рифмы в следующем отрывке:

Пришёл к парикмахеру Колька Карась.
– Садитесь, – сказал парикмахер, смеясь.
Но вместо волос он увидел ежа
И кинулся к двери, крича и визжа.

(Д. Хармс, «Приключения ежа»)

А) парная Б) кольцевая (опоясывающая) В) перекрёстная

Определите вид рифмы в следующем отрывке:

Вон там украдкой слабый луч
Скользит по липе, мхом одетой,
И дятла стук, и близко где-то
Журчит в траве незримый ключ…

(А.К. Толстой, «Крымские очерки»)

А) парная Б) кольцевая (опоясывающая) В) перекрёстная

Определите вид рифмы в следующем отрывке:

Дядя Васенька в подарок черепаху мне принёс:
Сбоку ножки, сзади хвостик, головёнка без волос.

Я её пощекотала, а она молчит, как пень.
Заползла, как жук, под ванну и сидит там целый день.

А) парная Б) кольцевая (опоясывающая) В) перекрёстная

Определите вид рифмы в следующем отрывке:

Снится ёлке вечер, месячный и звёздный,
Снежная поляна, грустный плач волков
И соседи-сосны, в мантии морозной,
Все в алмазных блёстках, в пухе из снегов.

А) парная Б) кольцевая (опоясывающая) В) перекрёстная

Определите вид рифмы в следующем отрывке:

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…

(Ф.И. Тютчев, «Есть в осени первоначальной…»)

А) парная Б) кольцевая (опоясывающая) В) перекрёстная

Определите вид рифмы в следующем отрывке:

Заплакать, что ли? Нет, нельзя!
Мужчины не ревут.
Но слёзы катятся, скользя.
И шишка – тут как тут.

(С. Чёрный, «Маленький полотёр»)

А) парная Б) кольцевая (опоясывающая) В) перекрёстная

Определите вид рифмы в следующем отрывке:

На горы и леса легла ночная тень,
Темнеют небеса, блестит лишь запад ясный:
То улыбается безоблачно-прекрасный
Спокойно, радостно кончающийся день.

А) парная Б) кольцевая (опоясывающая) В) перекрёстная

Определите вид рифмы в следующем отрывке:

Ветер, ветреный проказник,
Он справляет всюду праздник.
Кружит, вертит всё, что хочет,
И задорно он хохочет.

А) парная Б) кольцевая (опоясывающая) В) перекрёстная

Определите вид рифмы в следующем отрывке:

Друзей зовёт семья скворцов:
– Всех завтра в гости просим!
Наш адрес: улица Певцов,
Скворечник номер восемь.

А) парная Б) кольцевая (опоясывающая) В) перекрёстная

В каком стихотворении используется кольцевая рифма?

А) У нас глазища, как алмазы,

А кожа цвета изумруда.

И мы рождаемся три раза,

А это, братцы, просто чудо.

(В. Берестов, «Песня лягушек»)

Б) Бор сосновый в стране одинокой стоит;
В нём ручей меж деревьев бежит и журчит.
Я люблю тот ручей, я люблю ту страну,
Я люблю в том лесу вспоминать старину.

(А.К. Толстой, «Бор сосновый в стране одинокой стоит…»

В) Мы искали – помнишь? – «счастье»,
Пять цветочных лепестков,
И на нас, на чудаков,
С ветки чиж смотрел с участьем.

Читайте также:  Ветом для чего способ применения

КЛЮЧИ К ТЕСТУ № 3 по теме «ВИДЫ РИФМ» (для 5 класса)

Источник

Рифма
тренажёр по литературе (5 класс) на тему

Практический материал для определения вида рифм поможет пятиклассникам усвоить материал по теме:»Ритм,рифма,строфа»

Скачать:

Вложение Размер
opredeli_vid_rifm1.docx 12.59 КБ

Предварительный просмотр:

Определи вид рифмы.

1. Но царевна молодая,

Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела. (А.С. Пушкин)

2. Раз царица на лугу,

На зеленом берегу

Ручейка была одна;

Горько плакала она.(В.А. Жуковский)

3. Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь…(А.С. Пушкин)

4. Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц. (Н.А. Некрасов)

5. Однажды, в студеную зимнюю пору

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз. (Н.А. Некрасов)

6. Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера… (Ф.И. Тютчев)

7. Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят(Ф.И. Тютчев)

8. Как весел грохот летних бурь,

Когда, взметая прах летучий,

Гроза, нахлынувшая тучей,

Смутит небесную лазурь…(Ф.И. Тютчев)

9. И опрометчиво-безумно

Вдруг на дубраву набежит,

И вся дубрава задрожит

Широколиственно и шумно. (Ф.И. Тютчев)

Определи вид рифмы.

1. Но царевна молодая,

Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела. (А.С. Пушкин)

2. Раз царица на лугу,

На зеленом берегу

Ручейка была одна;

Горько плакала она. (В.А. Жуковский)

3. Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь…(А.С. Пушкин)

4. Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц. (Н.А. Некрасов)

5. Однажды, в студеную зимнюю пору

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз. (Н.А. Некрасов)

6. Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера… (Ф.И. Тютчев)

7. Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят… (Ф.И. Тютчев)

8. Как весел грохот летних бурь,

Когда, взметая прах летучий,

Гроза, нахлынувшая тучей,

Смутит небесную лазурь…(Ф.И. Тютчев)

9. И опрометчиво-безумно

Вдруг на дубраву набежит,

И вся дубрава задрожит

Широколиственно и шумно. (Ф.И. Тютчев)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О точной русской рифме

«Понятие точной рифмы относительно и изменчиво; оно определяет предел, определяемый художественными вкусами эпохи, более свободными или более требовательными» (В. Жирмунский) Эти заметки были напи.

Стишки рифмы

Для усвоения трех форм глагола лучше использовать данные стишки рифмы.

О рифме

Учебный материал для корреспондентов.

Рифмы (презентация к уроку+практикум)

Презентация «Рифмы» предназначена для учащихся 6 класса.

презентация «Рифма»

Данная презентация содержит учебный материал по теме «Рифма» к урокам литературы в 5 классе.

Методическая разработка: «Рифмы на уроках.»

Если говорить о значении рифм на уроках, то следует заметить, что они являются средством активизации процесса обучения грамоте. Значение работы учителя над рифмой стихотворных упражнений тесно связано.

Мастер-класс (поэтическая мастерская):Стихи и проза.Ритм.Рифма.

Цели: 1. Познакомить с различиями стихотворной и прозаической речи; 2. Дать понятие ритма; .

Источник

Оцените статью
Разные способы